Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СЛЕДОВАТЕЛЬ» -ПРИКЛАДНОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСА О ФУНКЦИЯХ СЛЕДОВАТЕЛЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СЛЕДОВАТЕЛЬ» -ПРИКЛАДНОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСА О ФУНКЦИЯХ СЛЕДОВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДОВАТЕЛЬ / ФУНКЦИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сибилькова А. В.

Обосновывается необходимость разработки единого для всех ведомств профессионального стандарта следователя. Рассматриваются функции следователя с прикладной точки зрения. Пристальное внимание уделено квалификационным требованиям к претендентам на должность следователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD «INVESTIGATOR» - AN APPLIED SOLUTIONTO THE QUESTION OF THE FUNCTIONS OF THE INVESTIGATOR

The article substantiates the need to develop a single professional investigator standard for all departments. The functions of the investigator are considered from an applied point of view. Close attention is paid to the qualification requirements for applicants for the position of investigator.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СЛЕДОВАТЕЛЬ» -ПРИКЛАДНОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСА О ФУНКЦИЯХ СЛЕДОВАТЕЛЯ»

А. В. Сибилькова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СЛЕДОВАТЕЛЬ» -

ПРИКЛАДНОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСА О ФУНКЦИЯХ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Обосновывается необходимость разработки единого для всех ведомств профессионального стандарта следователя. Рассматриваются функции следователя с прикладной точки зрения. Пристальное внимание уделено квалификационным требованиям к претендентам на должность следователя. К л ю ч е в ы е с л о в а: следователь, функции следователя, профессиональный стандарт, квалификационные требования.

PROFESSIONAL STANDARD «INVESTIGATOR» -AN APPLIED SOLUTION TO THE QUESTION OF THE FUNCTIONS OF THE INVESTIGATOR

The article substantiates the need to develop a single professional investigator standard for all departments. The functions of the investigator are considered from an applied point of view. Close attention is paid to the qualification requirements for applicants for the position of investigator.

K e y w o r d s: investigator, investigator functions, professional standard, qualification requirements.

Поступила в редакцию 9 марта 2023 г.

Успешное расследование уголовных дел, привлечение преступников к ответственности, назначение им справедливого наказания является важнейшим аспектом правоохранительной деятельности государства, без которого немыслимо его существование, а также благополучное развитие общества. Примечателен тот факт, что в российских высших учебных заведениях специальность 40.05.01, по которой готовят будущих следователей, называется «Правовое обеспечение национальной безопасности». Из названия следует, что профессия следователя обеспечивает национальную безопасность Российской Федерации, и осуществляется это обеспечение правовыми средствами.

Вопрос о функциях следователя долгое время является дискуссионным в современном уголовном процессе. Многие ученые и практики посвятили этому вопросу свои работы1. В основном суть дискуссии заключается в том, принадлежит ли следователь к стороне обвинения, либо он выполняет функции как стороны обвинения, так и защиты и даже правосудия.

1 См.: Гаджирамазанова П. К., Карибова К. Н. О процессуальной функции следователя в современном уголовном судопроизводстве // Закон и право. № 1. 2021. С. 109-112 ; Шелегов Ю. В. К вопросу о функциях, выполняемых следователем в отечественном уголовном судопроизводстве // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. № 3 (7). 2018. С. 72-76 ; Шишпанов К. А. О функции следователя и функциях следователя // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской акад. МВД России. 2020. № 1 (49). С. 204-209.

© Сибилькова А. В., 2023

Нас тоже интересуют функции следователя, но в прикладном значении. Для осуществления столь важной деятельности следователю требуется высокая квалификация в области права, а также особенные личностные качества. И определить соответствие претендента на должность следователя этим высоким стандартам желательно до его поступления на службу, поскольку сразу после поступления на службу государство возлагает на него ответственность за расследование уголовных дел и в итоге за судьбы людей.

В Российской Федерации ведомственными приказами определяются квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. В качестве недостатка такой системы контроля квалификации следователей, во-первых, можно отметить, что он предполагается «на выходе» из специализированных учебных заведений, а не «на входе» на службу следователем. Далеко не всегда на службу поступают именно выпускники специализированных учебных заведений МВД РФ или СК РФ, на нее полное право имеют поступить выпускники юридических факультетов других учебных заведений. Во-вторых, приказы СК РФ № 122 от 19 ноября 2020 г. и МВД РФ от 9 апреля 2021 г., хотя и имеют похожие названия, структура у них разная. Если в приказе МВД РФ представлены только задачи профессиональной деятельности и наименования профессиональной компетенции выпускника, то в приказе СК РФ указаны основные должностные обязанности, а также основные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей. При этом формулировка должностных обязанностей, на наш взгляд, не вполне корректна, например, указаны должностные обязанности «производство следственных действий» и «производство предварительного расследования преступлений», а разве производство следственных действий не входит в предварительное расследование преступлений?

При вышеуказанных различиях в нормативном определении квалификационных требований рассматриваемая профессия в СК РФ, МВД РФ, а также в ФСБ РФ называется одинаково - следователь. Различие лишь в видах преступлений, подследственных разным ведомствам, есть также преступления с альтернативной подследственностью, которые могут расследоваться следователями каждого из ведомств. Нередки случаи перехода следователей из одного ведомства в другое, и опыт расследования уголовных дел на предыдущем месте службы, безусловно, пригождается им для работы на новом месте. Всё это говорит о том, что профессия «следователь» едина для всех ведомств и к ней можно и целесообразно выработать единые квалификационные требования, причем к лицам, поступающим на службу, а не к выпускникам учебных заведений. Документом, содержащим такие требования, является профессиональный стандарт.

Профессиональный стандарт (далее - ПС) - документ нового типа, системно описывающий профессиональную деятельность, задающий современные требования к ней, которые могут отсутствовать в существующих документах. К разработке ПС обязательно привлекаются специалисты, владеющие данной

профессиональной деятельностью или хорошо знающие ее, умеющие определить перспективы ее развития2.

Для исключения дублирования вида профессиональной деятельности необходимо проанализировать реестр ПС и реестр уведомлений о разработке и актуализации ПС и удостовериться, что такого (или аналогичного) вида профессиональной деятельности нет ни в утвержденных, ни в разрабатываемых ПС.

Такая работа нами была проведена, установлено, что в настоящее время существует ПС «следователь-криминалист». Данная профессия представляется нужной и полезной. В статье, посвященной функциям и процессуальному положению следователя-криминалиста3, А. В. Тимофеева отмечает, что «целесообразным было бы введение должности следователя-криминалиста и в следственные подразделения ОВД, подследственными которым являются множество преступлений»4. Однако этого не произошло, и должности следователя-криминалиста до сих пор существуют только в Следственном комитете РФ. Кроме того, функции следователя и следователя-криминалиста, безусловно, отличаются, хотя, на наш взгляд, требуют дополнительной детализации.

Следователи-криминалисты оказывают практическую помощь следователям при расследовании сложных уголовных дел, занимаются учетом работы по нераскрытым тяжким преступлениям, совершенным в условиях неочевидности, проведением занятий со следователями по методике и тактике расследования, осуществлением внедрения научных достижений в следственную практику5. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существующий ПС «следователь-криминалист» не охватывает профессию следователя ввиду различия их функций и ведомственной принадлежности.

В настоящее время рабочая группа, состоящая из представителей ведущих вузов, осуществляющих подготовку юристов, и практических органов, осуществляющих предварительное следствие, приступила к разработке ПС «следователь». Этапом такой разработки является создание функциональной карты профессиональной деятельности следователя, в которую входят обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, умения, знания.

Обобщенную трудовую функцию следователя предполагается назвать «Организация и осуществление следственной деятельности», из нее следуют трудовые функции «Проведение проверки сообщения о преступлении и принятие решений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. Организация и производство расследования преступлений» и «Организационно-служебная деятельность». Исходя из трудовых функций можно сформулировать необходимые знания, умения и навыки.

Ключевым понятием при разработке профессионального стандарта является также квалификация. В ТК РФ (ст. 195.1) говорится: «Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта

2 См.: Баклаженко Г. А. Правовая ловушка на пути развития стандартизации АПК : практический // АПК : Экономика, управление. 2018. № 4. С. 37-41.

3 См.: Тимофеева А. В. Процессуальное положение прокурора-криминалиста и следователя-криминалиста // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 2. С. 143-145.

4 Там же. С. 144.

5 См.: Там же. С. 145.

работы работника». Для профессии следователя очень важен опыт работы, о котором говорится в данном определении.

Как следует из ст. 195.3 ТК РФ, опыт работы, наряду со знаниями, умениями, профессиональными навыками, характеризует квалификацию работника, необходимую для выполнения определенной трудовой функции. Для выполнения некоторых функций следователя достаточно знаний, полученных в учебном заведении, например вынесение постановления о признании предмета вещественным доказательством. Для эффективного решения некоторых стоящих перед следователем задач необходим опыт, например производство допроса. С процессуальной точки зрения, чтобы правильно организовать и провести допрос, ничего сложного нет. Однако для того чтобы получить при допросе криминалистически значимую информацию, от следователя может потребоваться мастерство, приобретаемое только с опытом. Не случайно многие ученые-криминалисты называют допрос одним из самых сложных следственных действий. Только с опытом следователь может научиться быстро и точно определять темперамент, интеллектуальный уровень, ценности и интересы допрашиваемого и т. д., которые помогут ему выбрать правильные слова и тактические приемы. Умение задавать необходимые вопросы, чтобы в уголовном деле не осталось «белых пятен», приходит с опытом.

В ПС «следователь», на наш взгляд, определенный опыт работы следует рассматривать как условие для занятия более высоких должностей - старшего следователя, следователя по особо важным делам и старшего следователя по особо важным делам.

Здесь уместно упомянуть и такое понятие, как «квалификационный дефицит» (или дефицит квалификаций), под которым понимается разница (недостаток) между квалификацией, необходимой для выполнения работ, и квалификацией работников, претендующих на выполнение данных работ. На наш взгляд, для профессии следователя характерен квалификационный дефицит. Это связано с тем, что полезный опыт у следователя вырабатывается относительно долго по сравнению с другими профессиями, в силу большого разнообразия действий, которые нужно научиться совершать, и уникальности каждой следственной ситуации. Поэтому даже ситуацию с наличием претендентов в лице выпускников учебного заведения с блестящими знаниями, полученными ими во время обучения, можно охарактеризовать как квалификационный дефицит, поскольку выработанную годами работы следственную интуицию и тактический опыт проведения следственных действий эти знания не заменят. На практике встречались также случаи, когда следователь с многолетним опытом работы оказывался несоответствующим квалификационным требованиям по своему уровню образования, это происходило тогда, когда менялись требования к образованию. Такую ситуацию тоже можно охарактеризовать как квалификационный дефицит.

Что касается образования, то в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование -специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Традиционно принято считать, что следователем может быть

человек, окончивший специалитет или магистратуру, однако прямых запретов приема на службу следователем человека, окончившего бакалавриат, нет, поэтому в ПС «следователь» целесообразно указать такие уровни высшего юридического образования, как бакалавриат, специалитет и магистратура.

Документы об образовании и о квалификации выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. Возникает вопрос, нужно ли в ПС «следователь» подробно указывать знания, если документ об образовании их подразумевает? В ПС «следователь-криминалист» знания в области криминалистики указаны очень подробно. Для следователя логично указать еще и знания в области уголовного права и процесса, возможно, и в области информационных технологий. Данный вопрос является дискуссионным и подлежит обсуждению в ходе разработки ПС «следователь».

Эффективным инструментом приведения в соответствие знаний специалиста с требованиями профессии является дополнительное профессиональное образование. Следует отметить, что, например, в сфере подготовки судебных экспертов много внимания уделяется повышению квалификации сотрудников и контролю качества пройденного обучения. Подготовленные заключения эксперта направляются для проверки в ЭКЦ МВД России, и только по результатам этой проверки эксперт получает допуск на производство определенного вида экспертиз. На наш взгляд, целесообразно перенять подобный механизм и для контроля уровня квалификации следователей. На проверку в вышестоящий орган можно направлять протоколы следственных действий и процессуальные документы (постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, обвинительное заключение и т. д.).

Следующим ключевым понятием является навык, который можно определить как доведенный до автоматизма способ (прием) осуществления трудовых действий, сформированный в рамках формального и неформального образования.

Что касается автоматизма, то в случае следователя вряд ли возможно доведение каких-либо его действий до автоматизма, поскольку требуемые профессиональные действия сложны и многообразны. Что касается указания не только на формальное, но и на неформальное образование, то для следователя последнее очень важно. Молодым следователям очень полезно общение с более опытными коллегами. Таким образом, профессиональный опыт важен не только для самого следователя, его работы, но и для передачи опыта молодым коллегам.

В настоящее время широкую популярность приобрел термин «soft skills» -навыки, не связанные с конкретным видом профессиональной деятельности, определенной профессией, но влияющие на качество и эффективность выполняемой работы, помогающие выполнять работу лучше. Иногда их называют гибкими, мягкими навыками (калька англоязычного термина). К ним относятся коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, креативности, стрессоу-стойчивость, адаптивность и др. Для следователя очень актуальна их выработка. И желательна оценка их развития при поступлении на службу. Претендент с высокоразвитыми гибкими навыками при одинаковом уровне профессио-

нальных знаний имеет гораздо больше перспектив успешной профессиональной деятельности, и это следует учитывать при отборе.

Важным аспектом деятельности следователя является также профессиональная культура. Для следователя, деятельность которого связана с постоянным взаимодействием с людьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, находящимися в стрессе, высокий уровень профессиональной культуры, безусловно, необходим.

Частью профессиональной культуры является профессиональная этика, отражающая систему ценностей следователя. Она включает в себя характер общения, правила и форму поведения, способы взаимодействия следователя (в коллективе, с сотрудниками из других подразделений, ведомств и гражданских организаций, с обращающимися к нему гражданами), профессиональную лексику и другие факторы, определяемые особенностями конкретной профессиональной деятельности.

Специфика профессиональной этики следователя состоит в том, что его профессиональная лексика должна соответствовать образовательному и интеллектуальному уровню допрашиваемого лица (разумеется, без употребления бранных слов, а также эпитетов, унижающих честь и достоинство человека).

Таким образом, в настоящее время существуют разные в СК РФ и МВД РФ квалификационные требования к выпускникам ведомственных учебных заведений, которые требуют унификации. Кроме того, считаем, что важно оценивать квалификацию поступающих на службу следователями кандидатов, а не только выпускников учебных заведений.

Профессия следователя, независимо от ведомственной принадлежности, едина, поэтому возможно выработать общие требования к претендентам на должность следователя.

Профессиональный стандарт - документ нового типа, системно описывающий профессиональную деятельность, задающий современные требования к ней, которые могут отсутствовать в существующих документах, как нельзя лучше подходит для решения задач выработки единого, современного подхода к квалификационным требованиям для профессии следователя и его функциям.

Существующий в настоящее время ПС «следователь-криминалист» является родственным, но не заменяет ПС «следователь», поскольку у представителей этих профессий разные функции, кроме того, следователи-криминалисты есть только в СК РФ, а следователи также в МВД РФ и ФСБ РФ.

Академия управления МВД России Сибилькова А. В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation Sibilkova A. V., Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer of the Management of Crime Investigation Bodies Department

E-mail: anna.sibilkova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.