Научная статья на тему 'Уровни профессиональной квалификации следователей'

Уровни профессиональной квалификации следователей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная квалификация следователя / стандартные и нестандартные методы досудебного производства / следственные ситуации / показатели труда следователя. / professional qualification of the investigator / standard and non-standard methods of pre-trial production / investigative situations / indicators of work of the investigator

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валерий Николаевич Карагодин

Анализируется понятие профессиональной квалификации следователей, предлагается классификация ее уровней, дается краткая характеристика достижения квалификации отдельных уровней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валерий Николаевич Карагодин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF INVESTIGATORS

Analysed the concept of professional qualification of investigators, offers a classification of its levels, gives a brief description of the achievement of qualifications of individual levels.

Текст научной работы на тему «Уровни профессиональной квалификации следователей»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10346

ББК 67 © В.Н. Карагодин, 2019

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Валерий Николаевич Карагодин, директор, доктор юридических наук, профессор

Екатеринбургский филиал ФГКУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» (620142, Екатеринбург, ул. Щорса, д. 18) E-mail: uc.ural@mail.ru

Аннотация. Анализируется понятие профессиональной квалификации следователей, предлагается классификация ее уровней, дается краткая характеристика достижения квалификации отдельных уровней.

Ключевые слова: профессиональная квалификация следователя, стандартные и нестандартные методы досудебного производства, следственные ситуации, показатели труда следователя.

PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF INVESTIGATORS

Valeriy N. Karagodin, director, doctor of legal sciences, professor

Ekaterinburg branch of Federal State Institution of Higher Education « Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation» (620142, Ekaterinburg, ul. Shchorsa, d. 18) E-mail: uc.ural@mail.ru

Annotation. Analysed the concept of professional qualification of investigators, offers a classification of its levels, gives a brief description of the achievement of qualifications of individual levels.

Keywords: professional qualification of the investigator, standard and non-standard methods of pre-trial production, investigative situations, indicators of work of the investigator.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Карагодин В.Н. Уровни профессиональной квалификации следователей. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):230—233.

В настоящее время в теории и практике отсутствует развернутое нормативное определение понятия профессиональной квалификации. В ч. 1 ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) дается достаточно общее понятие квалификации работника как уровня его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Такое понимание нашло отражение и в требованиях к квалификации лиц, претендующих на занятие или сохранение определенной должности. Они включают в себя образование определенного вида и стаж работы [1, с. 8].

Целостного представления о квалификации следователя не дается и в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 45.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специали-тета), утвержденного приказом Минобрнауки от 18 декабря 2016 г. № 1614 (зарегистрировано в Мин-

юсте России 11 января 2017 г. № 45171). Среди компетенций выпускников специалитета, которые чаще всего приходят на работу в следственные органы, называются способности. Например, в п. 5.4. говорится, что выпускник специалитета должен обладать способностями: выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления (ПК-9); применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-10) и т.п.

Способности в психологии понимаются как возможности выполнять какие-либо операции, действия, осуществлять определенные виды деятельности [2, с. 339].

Поэтому вряд ли эти свойства личности можно рассматривать в качестве элементов, исчерпываю-

щих понятие профессиональной квалификации, позволяющих эффективно оценивать уровень профессиональной подготовки специалиста, в том числе, и следователя.

Более привлекательным выглядит представление о профессиональной квалификации как свойстве личности субъекта, формирующемся и развивающемся в результате синтеза определенного уровня образованности с практикой профессиональной деятельности [4, с. 425].

С учетом этого профессиональную квалификацию следователя можно определить как динамическую систему взаимосвязанных общих и специальных знаний, способностей, сформированных на этой основе умений и навыков продуктивного выполнения в условиях разной степени сложности ситуаций отдельных организационных, процессуальных и иных мероприятий, связанных с исполнением профессиональных обязанностей по осуществлению в разумные сроки досудебного уголовного судопроизводства надлежащего качества.

В профессиональной квалификации принято выделять различные уровни, достигаемые по мере овладения профессией.

В частности, выделяется низкий, средний и высокий уровни квалификации [3, с. 26]. Представляется, что профессиональная квалификация ниже среднего уровня является неприемлемой. Поэтому предлагается выделять профессиональную квалификацию среднего, выше среднего и высокого уровней.

Профессиональная квалификация среднего уровня характеризуется устойчивыми умениями следователя применять стандартные рекомендации, методики для разрешения не отличающихся повышенной сложностью ситуаций досудебного производства. Профессиональная квалификация среднего уровня позволяет стабильно добиваться необходимых количественных и качественных показателей работы следователя.

Следователь, овладевший квалификацией выше среднего уровня, обладает профессиональными качествами, позволяющими разрешать ситуации повышенной сложности, с помощью стандартных методик, реализуемых не только в соответствии с типичными рекомендациями, но и с применением самостоятельных решений. Результаты труда следователя такой профессиональной квалификации оцениваются как хорошие.

При этом показатели допускаемого брака устойчиво ниже средних значений погрешностей, допускаемых сослуживцами следователя по следственному органу конкретного ведомства.

Высшая профессиональная квалификация характеризуется свободным владением следователем стандартными методиками, применением оригинальных решений для преодоления ситуаций высокой сложности, при сохранении стабильно высоких качественных показателей досудебного производства. Высшая квалификация по сути представляет собой профессиональное мастерство.

Профессиональная квалификация, присваиваемая по окончании вуза, рассматривается как уровень образованности, достаточный для начала практического освоения профессиональной деятельности, подготовленности к определенному виду труда [5, с. 18-23].

Поэтому только с начала практической деятельности фактически начинается полноценное формирование профессиональной квалификации.

Первый уровень профессиональной квалификации следователя может быть достигнут начинающим специалистом через 2-3 года практической деятельности и характеризуется овладением стандартными приемами и методиками досудебного производства в условиях типичных ситуаций, не отличающихся повышенной сложностью.

Дальнейшее развитие профессиональных качеств способствует приобретению следователем профессиональной квалификации выше среднего уровня. Квалификация такого уровня должна отличаться уверенным применением следователем не только стандартных рекомендаций по разрешению различных ситуаций, в том числе, повышенной сложности, но и формированием у него профессиональной креативности. Внешними проявлениями обретения такой квалификации является производительность и качество труда выше среднего уровня. Высокая профессиональная квалификация отличается творческим самостоятельным профессиональным мышлением, умениями варьировать и правильно использовать стандартные и креативные приемы, методы, средства высококачественного разрешения в разумные сроки следственных ситуаций любой сложности.

Приведенная градация профессиональной квалификации следователей конечно же не свободна от недостатков, что не исключает возможностей ее

использования в планировании и реализации дополнительного профессионального образования следователей.

В частности, следователей, овладевающих квалификацией первого уровня целесообразно направлять на ежегодное обучение с отрывом от исполнения служебных обязанностей. Первое обучение предлагается посвящать общим вопросам организации труда, планированию и осуществлению досудебного производства в условиях типичных следственных ситуаций, не отличающихся повышенной сложностью, стандартным методикам выявления и расследования наиболее распространенных видов посягательств и т.п. По нашему мнению, продолжительность первого курса дополнительного образования должна быть не менее месяца. В процессе обучения акценты необходимо делать на формировании дея-тельностных качеств, требуемых для выполнения в ходе профессиональной деятельности мыслительных (внутренних) и физических (внешних) действий. К сожалению, в юридических вузах преобладает теоретическая подготовка. В лучшем случае за время обучения студент участвует в проведении 1-2-х учебных следственных действий, составляет план расследования по заданной фабуле и несколько учебных процессуальных документов.

В ходе первого этапа дополнительного образования следователей важно добиваться баланса между теорией и практикой обучения. В сжатые сроки учебного процесса у обучающихся должно быть сформировано четкое представление об основных элементах изучаемых стандартных методик, рекомендациях по их реализации. Полнота и адекватность усвоения материала проверяется в ходе тренинга, заключающегося в тестировании, опросе, выполнении отдельных мыслительных и технологических операций. Продуктивность тренинга существенно повышается при использовании современных технических средств. Думается, что самостоятельное решение игровой задачи по проведению осмотра места происшествия, наглядно смоделированного с помощью мультимедийных технологий, дает больший эффект, чем устное мысленное или устное.

По итогам первого этапа обучения начинающему следователю, а также его непосредственному руководителю целесообразна выдача рекомендаций об организации самостоятельной работы по овладению профессиональной квалификацией. В некото-

рых случаях, допустим, при наличии существенных пробелов в подготовке, целесообразно проведение мероприятий промежуточного контроля выполнения рекомендуемых заданий.

На последующих этапах дополнительного образования аналогичным образом осуществляется обучение другим стандартным методикам.

При сочетании развитых личных качеств, серьезного отношения к осуществлению профессиональной деятельности, объективной оценки и стремления к самосовершенствованию не исключается достижение следователем в течение первых 2-3-х лет профессиональной квалификации выше среднего уровня.

В других условиях в течении этого срока обычно приобретается квалификация среднего уровня. Трудности этого процесса в значительной степени обусловлены недостатками мотивации следователей к профессиональному совершенствованию. Преодоление этих недостатков невозможно только в процессе дополнительного профессионального образования.

В большей степени этому должна способствовать правильно организованная работа по месту службы следователей.

Тем не менее в процессе дополнительного образования могут использоваться достаточно эффективные методы формирования требуемой мотивации у следователя. Среди них могут быть названы, прежде всего, методы убеждения. Они не должны сводиться к прямым обращениям с призывами к совершенствованию следователей. Гораздо более действенным является выполнение практических заданий, требующих самостоятельности мышления, осуществления нестандартных действий, с убедительной демонстрацией преимуществ изучаемых операций.

Формирование новых, более продуктивных профессиональных качеств желательно осуществлять на основе свойств, уже имеющихся у следователя. Использование позитивных качеств позволяет, если не полностью устранить, то существенно снизить внутреннее сопротивление следователя предлагаемым новациям.

Эффективно также постепенное усложнение проблематики занятий, посвященных разрешению сложных ситуаций расследования. Одновременно рекомендуется более широко использовать интерактивные формы проведения занятий, предполагающие приоритетную роль самых обучаемых.

На первый взгляд, довольно затруднительным выглядит описание процесса изменения квалификации следователя от уровня выше среднего до высокого (профессионального мастерства).

В настоящее время мероприятия по формированию этого уровня профессиональной квалификации осуществляется самостоятельно следователями в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Однако, это не означает, что в ходе дополнительного образования отсутствуют возможности по формированию такого уровня профессиональной квалификации.

В структуре организованного в этих целях учебного процесса должны преобладать занятия, направленные на дальнейшее развитие профессиональной самостоятельности следователя.

Думается, что следователи, стремящиеся к достижению подобного уровня квалификации, надлежащим образом мотивированы. Это позволяет сосредоточить усилия на диагностике и развитии профессиональных качеств таких следователей.

Большинство следователей высокой профессиональной квалификации специализируется на расследовании отдельных видов и групп преступлений. В связи с этим целесообразна организация учебного процесса, посвященного расследованию названных преступлений в ситуациях высокой степени неблагоприятности. Следует учитывать, что воспитание следователя, обладающего умениями и навыками нестандартных решений познавательных задач, аналогичными коммуникативными качествами, требует нестандартного обучения. Оно предполагает постановку актуальных и интересных проблем, необычных подходов к их оценке и решению. Такая организация дополнительного образования воз-

можна лишь при наличии преподавателей соответствующей квалификации и использования достижений различных отраслей научного знания.

Литература

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих; 4-е изд. М., 2014.

2. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко // Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

3. Семушкина Л.Г. Влияние профессионально-квалификационной структуры труда на структуру образования // Специалист. 2004. № 10. С. 26.

4. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997.

5. Сенашенко В.В., Кузнецова В.А., Кузнецов В.С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 18-23.

References

1. Kvalifikatsionnyy spravochnik dolzhnostey ru-kovoditeley, spetsialistov i drugikh sluzhashchikh; 4-e izd. M., 2014.

2. Kratkiy psikhologicheskiy slovar' / Sost. L.A. Kar-penko // Pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Ya-roshevskogo. M., 1985.

3. Semushkina L.G. Vliyanie professional'no-kvalifi-katsionnoy struktury truda na strukturu obrazovaniya // Spetsialist. 2004. № 10. S. 26.

4. Serikov G.N. Obrazovanie: aspekty sistemnogo otrazheniya. Kurgan: Zaural'e, 1997.

5. Senashenko V.V., Kuznetsova V.A., Kuznetsov V.S. O kompetentsiyakh, kvalifikatsii i kompetentnosti // Vy-ssheye obrazovanie v Rossii. 2010. № 6. S. 18-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.