УДК 331.336 ББК 74.48
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10217
Образовательные технологии в повышении квалификации следователей
Educational Technologies in the Training of Investigators
Евгений Александрович КИСЕЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Хабаровского филиала Московской академии Следственного комитета Российской Федерации
E-mail: keajin@gmail.com
Елена Юрьевна КАЗАЧЕК,
старший преподаватель кафедры криминалистики Хабаровского филиала Московской академии Следственного комитета Российской Федерации
E-mail: dobrychkaa@mail.ru
Татьяна Александровна УШАКОВА,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель руководителя Центра развития образования и продвижения карьеры, руководитель программ психолого-педагогического направления факультета переподготовки и повышения квалификации Тихоокеанского государственного университета
E-mail: ushakovata@mail.ru
Сергей Владимирович ГУНИЧ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации
E-mail: sertylio@mail.ru
Аннотация. Современное криминогенное состояние российского общества обусловливает необходимость качественного противодействия криминальным угрозам со стороны сотрудников следственных органов. Повышение квалификации следователей, обладающих теоретическими знаниями как при отсутствии следственного опыта, так и с опытом следственной работы, возможно только путем использования инновационных образовательных технологий. В этом процессе наиболее эффективны активные формы обучения, которые могут быть использованы педагогами-новаторами в реализации программ повышения квалификации. Проводимый в рамках исследования анализ социологических данных, а также практики расследования уголовных дел показывает, что такой подход оправдывает себя для любой
Abstract. The current state of Russian society calls for a qualitative counteraction to crime on the part of the state. Investigators should be great professionals in the investigation of crimes. Currently, the training of investigators is possible only through the use of innovative educational technologies. In training, the most effective use of active forms of training. Active forms of training are used by teachers-innovators in the implementation of training programs. In the course of the study, long-term data of questioning of investigative officers were studied, as well as the practice of investigating criminal cases was studied. All this led to the conclusion that this approach is justified for any category of students undergoing training.
категории обучающихся, проходящих повышение квалификации.
Ключевые слова: активные формы обучения; повышение квалификации; профессиональная подготовка; следственный опыт; Следственный комитет Российской Федерации; следователь; преподаватель
Keywords: active forms of training; professional development; professional training; investigative experience; Investigative Committee of the Russian Federation; investigator; teacher
В современных условиях к сотруднику Следственного комитета Российской Федерации предъявляются повышенные требования. Для решения своих профессиональных обязанностей следователь должен быть хорошо подготовлен и уметь профессионально, правильно применять нормы уголовно-процессуального права. Это предполагает в том числе умение следователя формировать свой собственный профессиональный опыт на основе уже сложившейся следственной и судебной практики.
На создание так называемого убеждения следователя большое значение оказывает сложившаяся судебно-следственная практика. Во-первых, она влияет на следственный «поведенческий канон» и ориентирует следователя на осознание допустимости законного и разумного поведения. Во-вторых, следователь сам становится непосредственным участником правоприменительной практики.
Проведенный авторами анализ исследуемой проблемы показывает, что на службу в Следственный комитет Российской Федерации приходят молодые люди не старше 23 лет, имеющие высшее юридическое образование, но не имеющие практического опыта следственной работы.
Для непрерывного обновления имеющихся знаний, приобретения необходимых умений и навыков правоприменения в соответствии с учебными планами в созданных образовательных учреждениях системы Следственного комитета Российской Федерации проводится регулярное повышение квалификации следователей1. В большинстве случаев основной формой учебных занятий, в ходе которых преподаватель излагает, как правило, теоретический материал, является лекция. Несомненно, такая форма занятия занимает ведущее место в учебном процессе. Она не только систематизирует основы научных знаний, раскрывает состояние соответствующей области науки, но и концентрирует внимание слушателей на проблемных вопросах в правоприменении, позволяет стимулировать их активную познавательную деятельность и развивать правоприменительную способность.
Вместе с тем опыт преподавательской работы показывает, что перенасыщение учебных пла-
нов лекционными занятиями для слушателей курсов повышения квалификации системы Следственного комитета Российской Федерации с небольшим практическим опытом может существенно снизить уровень восприятия предлагаемого материала и привести к потере интереса обучающихся. В подтверждение можно привести слова выдающегося американского физика, лауреата Нобелевской премии, Ричарда Фейн-мана, который, проводя занятия со своими студентами в университете, любил говорить: «Наука не учит ничему; этому учит опыт. Если вам скажут: «Наука показала то-то», спросите их: «А как наука это показывает? Как ученые выяснили? Как? Что? Где?» [6].
Проведенный опрос слушателей курсов повышения квалификации из числа сотрудников следственных подразделений, обучавшихся на курсах повышения квалификации в Хабаровском филиале ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», в том числе и с небольшим опытом работы, показывает, что подавляющее большинство опрошенных высказали свои пожелания увеличить количество практических занятий, которые способствовали бы повышению эффективности учебного процесса. В обоснование своих предложений по результативности обучения респонденты указывали, что в исключительных случаях следователь может самостоятельно овладеть теоретическими вопросами, но без получения практических умений и навыков, профессиональных компетенций, приобретенного практического опыта по принятию решений в нестандартных ситуациях полноценно исполнять свои должностные обязанности будет сложно2.
Вхождение Московской академии Следственного комитета Российской Федерации в современное образовательное пространство требует от профессорско-преподавательского состава особого взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, выводит на первый план инновационную деятельность. В связи с этим осуществление подготовки и повышения квалификации работников следственных органов в соответствии с современными требованиями предполагает изменение стратегии и тактики обучения следственных кадров, а также внедрение в практику по-
вышения квалификации лучших образовательных технологий в соответствии с государственным образовательным стандартом. По нашему мнению, следует согласиться с точкой зрения Е.А. Курнышевой и Ю.В. Родионовой, которые справедливо отмечают, что «повышение квалификации следователей явилось реализацией концепции непрерывного образования взрослых, принятой в России, предназначение которой сводится к компенсации недостатков, упущений предыдущей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни и профессии» [4, с. 140]. Большая роль в этом процессе отводится новому образовательному учреждению — Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, одной из задач которого является повышение квалификации следователей.
В условиях современного инновационного развития системы образования основной целью повышения квалификации следователей является построение такой модели обучения, которая создала бы особые условия для принятия слушателями новых идей в решении профессиональных задач, подходов и способов в правоприменительной деятельности. В связи с этим возрастает роль активных и интерактивных методов обучения в повышении квалификации следственных кадров.
Как справедливо отмечает профессор В.Л. Васильев: «Современная высшая школа обладает большим арсеналом методов подобного рода, позволяющих преподавателю применять их в различном разнообразии» [1, с. 67].
Использование активных форм обучения в процессе повышения квалификации должно быть обращено не на получение слушателями готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на непосредственное, самостоятельное формирование у слушателей умений и навыков в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Нельзя не согласиться с В.Н. Кара-годиным и А.К. Шеметовым, утверждающими, что «использование подобных форм активного обучения позволяет разнообразить образовательную деятельность слушателей, вовлечь их в живое обсуждение сложных проблемных ситуаций, на должном уровне организовать обмен участниками имеющимся у них опытом практической деятельности» [3, с. 219].
Использование интерактивных форм в процессе повышения квалификации сотрудников следственных органов поможет решить сразу несколько разных по направленности задач: формирование у следователя таких качеств, как ответствен-
ность, дисциплинированность, умение действовать в рамках закона, с одной стороны, и развитие творческой, активной, самостоятельной, инициативной личности, способной к действиям в необычных, а порой и в экстремальных условиях принятия решения при выполнении своих должностных обязанностях — с другой.
Действующая в том числе и в Следственном комитете Российской Федерации система повышения квалификации в основном направлена на решение, как правило, первичной задачи. В преподавании принят объяснительно-иллюстративный метод обучения, используемый более 300 лет, ведущая роль при этом принадлежит исключительно преподавателю. Обучающийся приучается к тому, что всегда может без особых собственных усилий обратиться к более опытному коллеге по работе или наставнику, который быстро сориентирует в принятии решения в сложившейся ситуации. Но специфика следственной деятельности такова, что не всегда и не во всех случаях это лучший выход. Нужный специалист может не найтись, да и совет, данный им, может быть не всегда подходящий. Самая большая проблема при таком подходе — это дефицит времени в принятии решения, следователь сам должен быстро сориентироваться при принятии решения в сложившейся ситуации.
Это означает, что пока в процессе повышения квалификации будут формироваться творческие качества следственного работника, они уже будут сформированы как у послушной и безынициативной личности, а перенастроить ее на другой образ мышления, а значит, сломать имеющийся, который, возможно, уже устоялся в его сознании, будет крайне сложно. Поэтому в дальнейшем руководителю следственного органа придется формировать его заново, а на это, во-первых, нет времени, так как решение профессиональных задач отложить нельзя, а во-вторых, руководитель предпочтет более короткий и верный, по его мнению, путь — решить все самому. В связи с этим следователю ничего не остается, как самостоятельно формировать умения и навыки в правоприменительной деятельности и конструировать новый образец своего следственного поведения без стереотипа и содействия других.
Поэтому при повышении квалификации сотрудников следственных органов необходимо продуктивнее использовать имеющиеся в педагогической деятельности активные и интерактивные методы проведения практических занятий.
Отдавая предпочтение интерактивным методам обучения перед активными, необходимо рас-
смотреть их основные отличия. Активные методы обучения направлены прежде всего на выявление активности и реализацию обучающегося как личности. Интерактивные методы обучения тоже являются активными, в свою очередь направлены на активизацию личности, но уже в группе обучающихся при организации общения в обучении. Из этого следует, что активные методы в обучении используются чаще, чем интерактивные и охватывают большую часть аудитории, они предусматривают включение преподавателя и его активную роль в процессе обучения. Интерактивные методы обучения всегда предполагают организацию взаимодействия в группе, но уже с иной ролью преподавателя — в качестве «играющего тренера», тьютора, лица, дающего консультацию, осуществляющего некоторую «опеку», либо лица, дающего оценку действиям обучающихся. Именно эта особенность позволяет преподавателю, использующему в процессе обучения интерактивный метод, даже в условиях проведения занятия с использованием объяснительно-иллюстративной методики обучения формировать творческую активность и самостоятельность обучающихся.
Учитывая это, можно говорить о методах, направленных на формирование собственной модели профессиональной деятельности, ориентированной на взаимодействие в команде, отработку взаимодействий парами: следователь — следователь, следователь — руководитель. Особенно эффективны данные методы, когда они направлены на отработку уже имеющихся у обучаемого умений и навыков посредством тренировок и упражнений, моделирования возможного варианта решения профессиональной задачи, с использованием прогноза последствий при неверно выбранном решении. При этом у обучающегося имеется не только несколько точек зрений на возникшую профессиональную проблему, но и несколько способов ее решения.
Учитывая усложнение задач в организации повышения квалификации следователей, мы можем говорить о повышении эффективности выбранной методики за счет создания искусственных, специальных условий, порой выходящих за пределы учебной аудитории (криминалистические полигоны, криминалистические лаборатории, ситуационный кабинеты и пр.).
На наш взгляд, преподаватель при этом должен уменьшить свою активную роль в занятии и направить свои усилия на создание возможности сформировать активную позицию, самостоятельность, творческий подход обучающихся посредством перехода к роли консультанта, помощ-
ника, наставника, жюри. Это требует от преподавателя как владения навыками проблемных методов обучения, так и новыми коммуникативными умениями, среди них: активизация собеседника; побуждение обучающихся к формированию мысли и ее высказыванию; оценка действий; выдвижение гипотез; прогнозирование; отказ от фатальной критики, обеспечение своевременного перехода к дружественному стилю общения, который может обеспечить во взаимодействии совместный поиск решения поставленной задачи, новых знаний, наиболее приемлемого в сложившейся ситуации алгоритма действий. Такие современные системы учитывают новые образовательные технологии, обеспечивают переход от дисциплинарно-информационного подхода к получению инструментов творческой, активной, самостоятельной практической деятельности слушателя в профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что активных форм обучения, используемых в педагогической деятельности, множество, хотелось бы акцентировать внимание на те, которые, на наш взгляд, наиболее приемлемы в процессе повышении квалификации сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, о чем свидетельствуют приведенные выше регулярные опросы обучающихся следователей на курсах повышения квалификации:
■ деловая игра — учебная тематика отрабатывается на основе материала и ситуаций из следственной практики, моделирующих различные аспекты, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью;
■ ролевая игра — подразумевает активное обучение, особенно при привитии навыков межличностного общения сотрудникам следственных органов;
■ разбор практических ситуаций — один из самых апробированных в практике повышения квалификации следователей методов обучения навыкам решения поставленных проблем и принятия по ним решений;
■ баскет-метод — в основе лежит имитация ситуаций, часто встречающихся в повседневной деятельности следователя;
■ метод круглого стола — в основе лежит принцип коллективного обсуждения проблем, возникающих в правоприменительной деятельности (моделирование ситуаций, возникающих при проведении служебных совещаний, и т.п.).
К сожалению, в образовательной деятельности по повышению квалификации следователей недостаточно используются такие методы, как поведенческое моделирование и тренинги навыков, и вообще не используются тренинги личностного роста. Прежде всего, это влияет на формирование собственного мнения и уверенности в использовании уголовно-процессуальной практики в профессиональной деятельности следователя. При этом позитивных черт у этих методов достаточно: при проведении тренингов изложение теоретического материала сведено к минимуму, поведенческое моделирование — один из новых методов обучения сотрудников навыкам изменения установок и межличностного общения.
Выбор активного метода обучения должен определяться преподавателем в соответствии с задачами обучения, уровнем подготовленности и личностными характеристиками обучающихся, уровнем профессиональных качеств самого преподавателя, наличием у него следственной практики, творческой активности, умения нестандартного подхода при принятии решений и т.д. Негативно на достижении обучающей цели могут отразиться не только ошибка при выборе метода обучения, но и неверный подход преподавателя к пониманию возможности использования в ходе проведения занятия уголовно-процессуальной практики.
Необходимо остановиться еще на одной важной проблеме — внедрении в практику повышения квалификации инновационных методов и технологий и, самое важное, готовности к их реализации преподавателями.
Личный педагогический опыт авторов, подтверждаемый ответами респондентов на вопросы анкетирования, позволяет сделать следующие вывод: как правило, обучаемыми предложенный учебный материал воспринимается лучше, когда преподаватель наряду со знаниями предмета обладает такими личностными качествами, как гуманизм, интеллигентность, готовность к постоянному саморазвитию, имеет творческий подход к работе и др. И, наоборот, анкетируемыми отмечено, что, как правило, преподаватели, неуверенные в себе, в своих способностях, имеющие заниженную самооценку, боязнь высказывать свои суждения открыто, без особого желания используют активные методы обучения, а их личная тревожность приводит к сопротивлению в инновационных изменениях в образовательной среде. Некоторые преподаватели, привыкшие работать по старым требованиям, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться, неохотно
признают новые программы и испытывают так называемый «барьер творчества». Ригидность мышления присуща преподавателям, которые считают свое мнение единственным, верным, окончательным и другого мнения не принимают. Как правило, они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных образовательных учреждениях.
Как отмечает профессор A.A. Вербицкий: «Преподаватели являются подлинными субъектами принятия содержательных решений по основным направлениям реформы образования, при этом они сталкиваются с рядом проблем объективного и субъективного характера. Преподаватели вузов сегодня должны реализовывать несвойственную для них дополнительную функцию: учить привычными методами и в то же время проектировать и практически воплощать в жизнь принципиально иную педагогическую систему компетентностного типа, причем «на ходу поезда». Будучи «каменщиком», преподаватель призван одновременно выполнять и функции архитектора, возводящего здание, которого еще не было в природе. В этой ситуации он не чувствует себя уверенным в принятии проектных решений, поскольку не имеет соответствующих профессиональных компетенций и вынужден сколачивать «табуретки» исходя лишь из своего эмпирического опыта. A можно представить себе инженера, проектирующего новую технику без опоры на знание физической теории? Вопрос, пожалуй, риторический» [2, с. 14].
Улучшение профессионального умения преподавателя при реформировании образования очень часто предполагает переосмысление своего опыта и перенимание опыта и педагогических находок преподавателей-новаторов. Чаще всего этот процесс требует от преподавателя сильной внутренней целеустремленности, а также умения выявить несоответствие в собственной профессиональной квалификации требованиям, которые в настоящее время предъявляются преподавателю.
Невозможно обойти вниманием и такой аспект, как профессиональное самообразование преподавателя, которое является потребностью значительной части педагогов. Крайне важную роль тут занимают стремление и желание осмыслить свою работу и посмотреть на нее с позиции психолого-педагогической науки. При этом не стоит забывать, что самообразование все-таки ограничено сферой профессиональной деятельности и ориентировано на личностное развитие. В целом благодаря анализу, комбинированию и
обобщению преподаватель может в зависимости от своих личностных и профессиональных качеств трансформировать полученные знания. Именно эти умения являются максимально важными в его образовательной деятельности.
Это одни из немногих причин, по которым многие преподаватели обращаются к курсам повышения квалификации. Такие курсы помогают преподавателю всегда быть уверенным в том, что качество знаний и умений, которые он передает обучающимся, является максимально высоким и полностью соответствует требуемым нормам, а возможно, даже превосходит их.
Профессиональное самообразование не только позволяет стремиться к саморазвитию и находить творческий подход к работе, но и избежать различных профессиональных деструкций.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующий вывод: повышение квалификации следователей в современных условиях — это творческий, двусторонний процесс, предполагающий, с одной стороны, формирование собственной индивидуальности, саморазвития, с другой — указывающий на необходимость формирования творчества, активности, самостоятельности у обучающихся за счет включения в образовательный процесс элементов проблемного обучения, на основе имеющегося практического опыта, применения активных и интерактивных методов обучения, а также личностный рост преподавателя как образца профессиональной деятельности в сочетании с творческим подходом в обучении, теорией и практикой, и тесным взаимодействием с обучающимися на курсах повышения квалификации следователей.
1 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации»,
принят Государственной Думой 22 декабря 2010 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г. ст. 34. // С3 РФ. 2011. № 1. 3 января. Ст. 15. 2 Опрос проводится регулярно, каждый учебный год. В период с 2010/2011 по 2017/2018 учебные годы, среди слушателей курсов повышения квалификации Хабаровского филиала ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» опрашивались следователи, старшие следователи, руководители и заместители руководителей следственных отделов следственных управлений СК России дислоцирующихся в Дальневосточном федеральном округе. Интервьюирован 1931 респондент.
Список литературы
1. Васильев В.Л. Деловые игры при подготовке следователей // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1989. № 2. С. 67.
2. Вербицкий A.A. Преподаватель — главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13—20.
3. Карагодин В.Н., Шеметов A.K. Некоторые особенности проведения деловых игр в процессе повышения квалификации следователей // Современное общество и право. 2018. № 2 (33). С. 98—105.
4. Курнышева EA., Родионова Ю.В. Становление системы профессионального образования следователей Следственного комитета Российской Федерации в Приволжском федеральном округе // LEX RUSSICA. 2016. № 4 (113). С. 138—150.
5. Leighton R. Surely You're Joking, Mr. Feynman!: Adventures of a Curious Character by Richard P. Feynman W.W. 1985. Norton Bantam Books. P. 164.