Научная статья на тему 'Следователь-криминалист как новый участник уголовного судопроизводства'

Следователь-криминалист как новый участник уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
609
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / СЛЕДОВАТЕЛЬ / СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ / СПЕЦИАЛИСТ / КРИМИНАЛИСТ / ДОЛЖНОСТЬ / CRIMINAL PROCEDURE / INVESTIGATOR / FORENSIC SCIENCE INVESTIGATOR / EXPERT / FORENSIC SCIENCE EXPERT / POST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касьянова Евгения Васильевна

Рассматриваются теоретические и практические предпосылки введения следователя-криминалиста как нового участника уголовного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical prerequisites for introducing a forensic science investigator as a new participant of the criminal procedure are viewed

The notion «financial security» is defined. The author’s classification of offences and crimes characterized by the infringement upon the financial relations, and a range of means aimed at supporting financial security, are presented.

Текст научной работы на тему «Следователь-криминалист как новый участник уголовного судопроизводства»

ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА КАСЬЯНОВА,

преподаватель кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВПО «Воронежский институт МВД России»

СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ КАК НОВЫЙ УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Рассматриваются теоретические и практические предпосылки введения следователя-криминалиста как нового участника уголовного процесса.

Ключевые слова: уголовный процесс, следователь, следователь-криминалист, специалист, криминалист, должность.

E.V. Kasyanova, Lecturer, Chair of Criminal Procedure Russia MI Institute (Voronezh City Forensic science investigator as a new participant of the criminal procedure); e-mail: mail@vimvd.ru, tel.: (473) 262-32-77.

Theoretical and practical prerequisites for introducing a forensic science investigator as a new participant of the criminal procedure are viewed.

The notion «financial security» is defined. The author's classification of offences and crimes characterized by the infringement upon the financial relations, and a range of means aimed at supporting financial security, are presented.

Key words: criminal procedure, investigator, forensic science investigator, expert, forensic science expert, post.

Социально-экономические и общественно-политические изменения, происшедшие в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв., оказали и продолжают оказывать значительное влияние как на общество, так и на правоохранительную систему страны. Она должна, постоянно совершенствуясь, отвечать вызовам времени. Современный этап развития Российской Федерации характеризуется такими преобразованиями, которые коренным образом меняют прежние, устоявшиеся, общественные отношения, влекут за собой существенную переоценку ценностей и взглядов на жизнь, правопорядок в стране.

По инициативе экс-президента РФ Д.А. Медведева была начата реформа МВД России. Одним из правовых решений стало принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ «О полиции»1, ранее предложенного для широкого обсуждения, которым существовавшая до этого милиция органов МВД была переименована в полицию с уточнением, конкретизацией и расширением ее функций и полномочий.

Следует отметить, что в рамках реформирования правоохранительных органов до принятия указанного Закона Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федера-ции»2 был образован Следственный комитет РФ, сотрудниками которого стали следователи, ранее являвшиеся следователями прокура-

туры, а затем - следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Реформирование структур правоохранительных органов нашей страны не завершено. Происходящие изменения затрагивают не только организационную сферу, но и нормативно-правовую базу. В частности, Федеральным законом от 2 декабря 2008 г № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» ст. 5 УПК РФ дополнена п. 40.1: «Следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных действий или производить отдельные следственные действия без принятия уголовного дела к своему производству».

Однако процессуальный статус следователя-криминалиста, его процессуальные полномочия и т.д. в нормах УПК РФ не раскрыты. Опираясь на мнения ученых, следует сказать, что, например, В.М. Быков в своей статье обращает внимание на ряд упущений процессуального характера относительно процессуального статуса и полномочий следователя-криминалиста, а также высказывает мысль о том, что «введение законодателем в уголовное судопроизводство этого нового участника представляется недостаточно обоснованным и излишним»3. Мнение В.М. Быкова разделяет и

А.К. Маслов, указывая на то, что ни УПК РФ, ни иные федеральные законы не раскрывают статуса следователя-криминалиста4. Как справедливо отметил профессор В.П. Божьев, «законодатель предпочел упрощенный прием, введя эту фигуру в систему уголовно-процессуальных отношений „с черного хода", ограничившись включением в текст ст. 5 УПК РФ п. 40.1, представив в нем не только описание понятия нового участника процесса - „следователя-криминалиста", но и определив там же его правовой статус»5.

Однако И.П. Пилюшин, рассматривая вопросы процессуального положения следователя-криминалиста, отмечает, что появление такого участника уголовного процесса, как следователь-криминалист, вполне закономерно, поскольку данный субъект призван заполнить вакуум, образовавшийся в сфере контрольно-надзорной деятельности за исполнением законов на предварительном следствии и руководства расследованием уголовных дел. Анализ полномочий следователя-криминалиста свидетельствует о том, что последний должен быть в любом случае компетентнее следователя в вопросах производства по уголовным делам, что, безусловно, приходит с опытом следственной работы6.

На наш взгляд, такие разнополярные высказывания порождены тем, что законодателем неполно и недостаточно четко определен процессуальный статус следователя-криминалиста, который, естественно, нуждается в уточнении, полноте и четкости правовой регламентации его компетенции, полномочий, прав и обязанностей, как это имеет место в отношении следователя и других участников уголовного судопроизводства. Разумеется, это должно быть сделано с учетом определенной специфики его профессиональной подготовки для решения тех задач расследования по уголовному делу, в которых он будет задействован как специалист, обладающий глубокими криминалистическими знаниями.

Разбираясь в этом вопросе, надо установить, кем же должен быть новый участник уголовного процесса. Если криминалистом, то тогда - специалистом в области науки криминалистики (криминалистической техники, тактики и методики расследования преступлений). Если следователем, то, значит, должностным лицом Следственного комитета РФ или органов внутренних дел, или федеральной службы безопасности, или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ7.

По нашему мнению, следователь-кримина-

лист - это, во-первых, профессионал, обладающий знаниями в области криминалистики, а во-вторых, должностное лицо, наделенное определенными должностными полномочиями как участник уголовного судопроизводства, осуществляющий в соответствии с законом производство отдельных следственных или иных процессуальных действий.

По мнению ученых8, следователь-криминалист в уголовном процессе пришел на смену такому субъекту, как прокурор-криминалист, деятельность которого в основном заключалась в осуществлении методического руководства предварительным расследованием9. Ранее полномочия прокурора-криминалиста были не конкретизированы, его функциональные обязанности регламентировались лишь приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. № 6 «О мерах по организации предварительного следствия», согласно которому прокуроры-криминалисты должны были выезжать совместно со следователями на место происшествия для проведения квалифицированного осмотра10. Исходя из этого предназначение прокурора-криминалиста заключалось, прежде всего, в оказании методической помощи следователям в расследовании сложных преступлений, в применении технико-криминалистических средств. Прокурор-криминалист был не вправе осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, в его деятельности превалировал криминалистический аспект. В связи с этим находим справедливым замечание о том, что появление в УПК РФ следователя-криминалиста было обусловлено необходимостью предусмотреть такого субъекта уголовного процесса, который при сохранении функций прокурора-криминалиста был бы уполномочен осуществлять и процессуальную деятельность11.

В подтверждение сказанному следует отметить, что из всех ведомств, в которых функционируют органы предварительного следствия, в настоящее время должность следователя-криминалиста предусмотрена лишь в Следственном комитете РФ12.

Прокуратура РФ, в которой ранее предусматривалась должность прокурора-криминалиста, в настоящее время в связи с изменениями в УПК РФ и согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»13 осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

На наш взгляд, проведенные изменения

справедливы и отражают сущность прокурорской деятельности, определенной с момента ее создания, на это обоснованно указывают такие ученые, как В.П. Божьев, С.П. Ефимичев, И.Л. Пе-трухин, Б.Я. Гаврилов.

Подобные упорядочение и конкретизация функций прокуратуры как органа, осуществляющего надзор от имени Российской Федерации, совершенно правильны и вполне правомерны, так как прокуратура в данном случае не может, да и не должна выполнять надзор за органами предварительного следствия и одновременно производить расследование по уголовному делу. На сегодняшний день данное противоречивое положение устранено.

Полагаем, что с введением в уголовное судопроизводство нового участника в лице следователя-криминалиста законодателем сделана попытка решить вопрос о субъекте, включенном в следственно-оперативную работу для участия в производстве сложных следственных и иных процессуальных действий. Личный опыт автора свидетельствует, что когда следователю оказывает непосредственную помощь высококвалифицированный криминалист, это обеспечивает эффективность выполнения сложных криминалистических задач, в решении которых следователь, не имеющий достаточного профессионального опыта, может допустить ошибки.

По мнению заместителя руководителя военного следственного управления Министерства обороны РФ Д. Шалькова14, криминалисты, исходя из следственной практики, играют одну из ключевых ролей в поимке преступников. В настоящее время руководство военного следственного управления приняло решение о восстановлении криминалистических подразделений в военных округах, а также планирует возродить следственно-оперативные группы по раскрытию тяжких преступлений в военных следственных отделах гарнизонов.

Необходимость в высококвалифицированных специалистах в лице следователей-криминалистов продиктована еще и тем, что в настоящее время в правоохранительных органах нашей страны имеет место значительная текучесть кадров, обусловленная различными объективными и субъективными причинами, а это значит, что там велико количество неопытных, недавно пришедших сотрудников, что отрицательно сказывается на качестве расследования по уголовным делам и эффективности работы следственных органов МВД России. Но как сказано выше, должность следователя-криминалиста есть только в структуре Следственного комитета РФ. В связи с чем полагаем, что появление следователя-кри-

миналиста в следственных подразделениях МВД России не только крайне желательно, но и необходимо.

При производстве по уголовным делам нередко возникают такие вопросы, которые требуют использования специальных знаний из различных областей науки, техники, искусства или ремесла. В этих случаях следователю приходится обращаться за помощью к специалистам, обладающим знаниями в указанных областях. В общепринятом традиционном понимании специальные знания - это знания, умения и навыки, которыми обладает лицо, в результате получения им специального соответствующего образования или опыта практической работы в той или иной области15.

Специальные знания можно подразделить на две категории:

а) специальные знания, относящиеся по своему характеру к правовым;

б) специальные знания неправового характера из области науки, техники, искусства или ремесла, которые сопровождаются прикладными методиками их применения в следственной практике.

Специальные знания первой категории используются следователем или самостоятельно, или с привлечением следователя-криминалиста для оказания ему квалифицированной помощи в решении возникающих вопросов при производстве отдельных сложных следственных действий. Следователь при производстве расследования или следователь-криминалист при производстве следственных и иных действий используют свои знания как специалисты в области криминалистики для установления фактов, связанных с событием преступного деяния, и их фиксации в протоколах следственных действий.

Они как специалисты, не являющиеся экспертами, не дают документальных заключений о выявленных фактах в отличие от эксперта-криминалиста или эксперта другой специализации. Их оценочные суждения по установленным фактам не будут являться доказательствами в процессуальном смысле, а могут служить лишь объяснениями тех или иных обстоятельств происшедшего преступного события, помогающими выдвижению различных версий, подсказывающими направление расследования по уголовному делу.

Чтобы получить заключение по возникшим вопросам, требующим для их разрешения специальных знаний, следователь или следователь-криминалист должны в данном случае вынести постановление о назначении того или иного вида судебной экспертизы, выводы которой, содер-

жащиеся в заключении, по закону будут являться доказательствами.

Специалист в области науки, техники, искусства или ремесла, привлекаемый следователем для решения специальных вопросов, также не дает заключения по результатам изучения представленных ему материалов и доказательств, а его суждения носят предварительный характер, они фиксируются в протоколе того следственного действия, в котором данный специалист принимал участие.

В том случае, когда следователю будет необходимо получить официальное заключение специалиста, он обязан вынести постановление о назначении судебной экспертизы, поручив данному или другому специалисту соответствующего профиля ее производство. При этом в процессуальном отношении указанный специалист выполняет порученное ему исследование уже в качестве эксперта в области химии, физики или какой-то другой отрасли специальных знаний, и тогда его заключение будет носить характер доказательств.

По результатам проведенного нами анкетирования следователей органов внутренних дел г Воронежа установлено: средний стаж в должности не превышает 5 лет. Изучение данных, полученных другими авторами, позволяет констатировать, что подобная ситуация сложилась и в других городах России. В связи с чем трудно не согласиться с мнением И.П. Пилюшина, «что нельзя не учитывать и то, что в следственных органах МВД России из-за постоянного значительного оттока сотрудников не успевает сформироваться костяк следователей с достаточным опытом расследования уголовных дел»16. В свою очередь Н.А. Колоколов отмечает, что уровень подготовленности действующих следователей оставляет желать лучшего, а это напрямую влияет на качество предварительного следствия17. Однако, несмотря на насущную необходимость введения следователя-криминалиста в уголовный процесс, есть в юридической литературе и такого рода высказывания: «Нововведение в виде следователя-криминалиста еще больше запутывает вопрос об использовании спецзнаний в расследовании»18.

Результаты анкетирования показали также, что средний возраст анкетируемых следователей составляет 30-35 лет. Однако следует признать, что возраст следователя напрямую не связан с его профессиональной подготовленностью, так как не всегда лицо, выполняющее обязанности следователя, ранее уже являлось сотрудником органов внутренних дел или, являясь таковым, не имело опыта следственной практики. Разумеется, рассчитывать в таком случае на надлежащую эффективность его работы не приходится. Ему

требуется время и квалифицированные наставники. В связи с этим участие следователя-криминалиста в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий в определенной степени можно воспринимать как крайне необходимую меру, направленную на улучшение сложившейся ситуации в следственной практике.

Результаты проведенного нами анкетирования свидетельствуют, что несмотря на то, что большинство респондентов и имеют высшее юридическое образование, но это еще не говорит о том, что они приобрели в процессе обучения прочные и глубокие юридические знания, в том числе и по криминалистике, так как это связано со множеством объективных и субъективных факторов, например таких, как уровень преподавания, условия процесса обучения и многие другие.

На заданный нами вопрос о том, есть ли в следственном подразделении такой специалист, как следователь-криминалист, большинство анкетируемых ответили, что такого специалиста нет, но он им необходим. Однако руководители следственных подразделений органов внутренних дел не столь позитивно высказались о необходимости введения следователя-криминалиста в штат их сотрудников.

Таким образом, можно сделать вывод, что должность следователя-криминалиста в следственных подразделениях органов внутренних дел необходима начинающим, не имеющим большого опыта работы, следователям, от которых зависит качество расследования по уголовным делам. Следователь-криминалист, имеющий специальную криминалистическую подготовку и по опыту следственной работы отличающийся от коллег следователей тем, что обладает профессиональными качествами и специальными знаниями в области криминалистики (криминалистической техники, тактики и методики расследования преступлений), будет компетентнее последних и окажет им эффективное содействие в решении задач криминалистического характера, требующих использования специальных знаний. Более того, обладая обширными и глубокими познаниями в криминалистике и богатым опытом работы с криминалистической техникой, зная криминалистическую тактику и методику расследования преступлений, следователь-криминалист будет, по существу, наставником-методистом для начинающих следователей.

В таких высококлассных специалистах, как показало анкетирование, нуждаются и следственные подразделения органов внутренних дел. Но возникает проблема комплектации указанных органов данными специалистами, так как их весьма недостаточно. Встает вопрос специ-

альной подготовки таких кадров. Полагаем, что есть смысл организовывать подготовку следователей-криминалистов путем дополнительного обучения групп следователей в специальных учебных заведениях соответствующих ведомств, а также путем использования других форм обучения. Следует создать систему повышения квалификации следователей-криминалистов с получением ими свидетельства «Следователь-криминалист», с тем чтобы в следственных подразделениях органов внутренних дел не было недостатка в этих специалистах, чтобы процесс их обучения осуществлялся с учетом обновляющихся технико-криминалистических средств.

Вводя в уголовное судопроизводство нового участника - следователя-криминалиста, законодатель рассчитывает значительно улучшить качественный состав следственных подразделений органов внутренних дел, что даст возможность повысить эффективность в расследовании преступлений.

Но для того чтобы следователь-криминалист обладал на законных основаниях четко регламентированными полномочиями, они должны быть сформулированы и закреплены во всех соответствующих статьях УПК РФ. Тогда результаты работы, полученные в процессе расследования уголовного дела с его участием, будут признаны судом и другими участниками уголовного судопроизводства законными и иметь доказательственное значение. Ведь четкая и полная процессуальная регламентация деятельности участников уголовного судопроизводства обеспечивает им на законном основании возможность осуществлять свои процессуальные полномочия, реализовывать права и ответственно относиться к своим обязанностям.

Проведенный нами анализ норм УПК РФ свидетельствует, что в них нет четкой и полной регламентации процессуальной деятельности следователя-криминалиста, а значит, эта работа законодателем далеко не завершена. Наличия только лишь одного пункта в ст. 5 УПК РФ, конечно, недостаточно, и это обоснованно подвергается критике в юридической литературе. Представляется, что процессуальная деятельность следователя-криминалиста должна найти свое закрепление в тех же статьях УПК РФ, в которых закреплена деятельность следователя и деятельность специалиста, так как следователь-криминалист выполняет двоякую функцию и в качестве

следователя, и в качестве специалиста. Альтернативой нашему предложению является мнение А.П. Рыжакова о том, что необходимо ввести отдельную статью в УПК РФ и целиком посвятить ее следователю-криминалисту, а также закрепить его статус и в других статьях закона19.

Таким образом, как бы ни поступил законодатель, пока ясно одно: несовершенство процессуальной регламентации деятельности следователя-криминалиста, неполнота закрепления ее в УПК РФ затрудняют его привлечение к участию в расследовании и как следователя, и как специалиста-криминалиста.

1 Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2 Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

3 Быков В.М. Следователь-криминалист как новый участник уголовного процесса со стороны обвинения // Российская юстиция. 2009. № 7. С. 43-45.

4 Маслов А.К. Субъекты собирания доказательств в уголовном процессе // Общество и право. 2009. № 2. С. 1-4.

5 Божьев В. Сущность изменений в УПК РФ от 2 декабря 2008 г. // Законность. 2009. № 5. С. 3-7.

6 Пилюшин И.П. Процессуальное положение следователя-криминалиста // Российский следователь. 2010. № 8. С. 8-10.

7 Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. - М., 2009. С. 576.

8 Быков В.М. Указ. соч. С. 44; Пилюшин И.П. Указ. соч. С. 8.

9 Исаенко В. Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста // Законность. 2005. № 7. С. 19.

10 Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г № 6 «О мерах по организации предварительного следствия» // СПС КонсультантПлюс.

11 Гурин А. Процессуальный статус прокурора-криминалиста // Законность. 2008. № 11. С. 44.

12 Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять...» // Российская газета. 2009. 20 мая.

13 Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

14 Шаров А. Криминалиста сделают следователем // Российская газета. 2008. 10 июня.

15 Энциклопедия судебной экспертизы. - М., 1990. С. 402-403.

16 Пилюшин И.П. Указ. соч. С. 8-10.

17 Колоколов Н.А. Последние новеллы УПК РФ: баланс обвинительной власти стабилизируется // Уголовное судопроизводство. 2009. № 2. С. 29-30.

18 Винницкий Л. О недостатках законодательной регламентации участия специалистов в уголовном судопроизводстве. URL: http://www.vkks.ru/ss_detale.php?id=9502&region=67.

19 Рыжаков А.П. Проблемы правовой основы взаимодействия со следователем-криминалистом // Проблемы взаимодействия следователя с органом дознания и экспер-тно-криминалистическим подразделением: Материалы научно-практического семинара. - Брянск: БФ МосУ МВД России, 2010. С. 221-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.