УДК 343 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10028
ББК 67
СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Особенности процессуального положения
Мурадин Мухамедович ХАМГОКОВ, кандидат юридических наук E-mai: [email protected]
Джульета Михайловна БЕРОВА, заместитель начальника по учебной работе Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации обосновано несколько суждений: приоритет юридической науки перед правоприменением неоспорим; между уголовным процессом и криминалистикой соотношение может быть представлено в виде формулы: «стратегия — тактика»; исчерпывающий перечень субъектов уголовного процесса может быть установлен в одном нормативном правовом акте — в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации; перечень органов предварительного следствия исчерпывающий: следователь органов федеральной службы безопасности; следователь Следственного комитета Российской Федерации, следователь органов внутренних дел.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, уголовный процесс, субъект уголовного процесса, орган предварительного следствия, следователь-криминалист.
Annotation. In article on the basis of the analysis of legal literature and the criminal procedural legislation of the Russian Federation several judgments are proved: priority of legal science before law enforcement is indisputable; between criminal process and criminalistics the relation can be presented in the form of formula: «strate-gy-tactics»; the exhaustive list of subjects of criminal process can be established in one regulatory legal act — in the Criminal procedural code of the Russian Federation; the list of preliminary investigation bodies exhaustive: the investigator of bodies of Federal security service; the investigator of Investigative Committee of the Russian Federation, the investigator of law — enforcement bodies.
Keywords: the Russian Federation, legislation, regulatory legal act, the Constitution of the Russian Federation, the Code of criminal procedure of the Russian Federation, criminal procedure, the subject of the criminal process, the preliminary investigation body, forensic investigator.
Предметом данной статьи является деятельность отдельных субъектов уголовного процесса. В частности, избран «следователь- криминалист» как собирательный термин, обычно используемый правоприменителями и отдельными представителями уголовно-процессуальной науки.
Так, М.Р. Глушков исследовал «проблемы, связанные с процессуальными полномочиями следователя-криминалиста»: «Таким образом, следователь-криминалист участвует в следственном действии в том же правовом режиме, в каком участвовал бы «обычный» следователь, входящий в состав следственной группы и получивший указание ее руководителя (ч. 3 ст. 163 УПК РФ). Для следователя-криминалиста вме-
сто этого требуется поручение руководителя следственного органа»1.
И.П. Пилюшин обосновывает необходимость включения в перечень субъектов уголовного процесса и следователя-криминалиста: «В заключение хотелось бы отметить, что появление такого участника уголовного процесса, как следователь-криминалист, вполне закономерно, поскольку данный субъект призван заполнить вакуум, образовавшийся в сфере контрольно-надзорной деятельности за исполнением законов на предварительном следствии и руководства расследованием уголовных дел. Анализ полномочий следователя-криминалиста подсказывает, что последний должен быть в любом случае компетентнее следователя в вопросах
№ 2/2018
производства по уголовным делам, что, безусловно, приходит с опытом следственной работы^ Следователь также должен обладать соответствующими знаниями и навыками, однако где взять таковые. В Следственном комитете при прокуратуре РФ данная проблема, возможно, будет решена за счет ротации кадров. Например, часть сотрудников, состоявших в должности прокурора-криминалиста, займут должности следователя-криминалиста. В следственном аппарате МВД России, где трудится наибольшее количество следователей Российской Федерации, подобное невозможно, поскольку, как указывалось выше, не успевает сформироваться профессиональное ядро следователей. Следовательно, на наш взгляд, одной из причин введения в УПК РФ такого участника уголовного судопроизводства, как следователь-криминалист, является удовлетворение соответствующих интересов Следственного комитета при прокуратуре РФ»2.
О.П. Темираев сфокусировал внимание на полномочиях следователя-криминалиста: «В целях устранения отмеченных противоречий при определении процессуального положения и полномочий следователя-криминалиста в УПК РФ можно было бы вместо него ввести процессуальную фигуру «инспектора-криминалиста» следственных подразделений как разновидность руководителя следственного органа, изложив п. 381 ст. 5 следующим образом: «...руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение, его заместитель, а также подчиненный им инспектор-криминалист, участвующий в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном настоящим кодексом», а также дополнив ч. 1 ст. 39 п[унктом] 13 следующего содержания: «Руководитель следственного органа вправе поручить подчиненному ему инспектору-криминалисту проведение проверок в порядке статей 144— 145 УПК РФ, осуществление предварительного следствия по уголовному делу, а также участие в расследовании, принятие отдельных процессуальных решений, проведение отдельных следственных действий без принятия уголовного дела или материала проверки к своему производству». Расширение процессуальных полномочий не только руководителей следственных подразделений, но и подчиненных им работников, обладающих высокой квалификацией, профессиональным опытом по непосредственному участию в расследовании преступлений, даст дополнительную возможность по улучшению качества процессуального контроля, позволит сделать его действительно предупреждающим
нарушения закона со стороны следователей, а значит, повысит эффективность работы органов предварительного следствия»3.
Аналогичные собирательные термины используются и относительно иных субъектов уголовного процесса.
Например, предметом исследования А.В. Го-ровацкого являются «уголовно-процессуальные нормы о процессуальном статусе прокурора-криминалиста в досудебном производстве, регламентация его деятельности»4. Термин «прокурор-криминалист» ранее использовался в Федеральном законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.5.
A.М. Зинин оперирует термином «специа-лист-криминалист»6.
B.И. Пархоменко безосновательно гипертрофировал одно из общих условий предварительного расследования7. В частности, речь идет о пределах процессуальной самостоятельности следователя8.
Нам представляются обоснованными суждения авторов единомышленников (В.Н. Галузо и Р.Х. Якупов): «Субъект уголовного процесса» — термин, введенный в оборот наукой уголовного процесса. Основное его назначение — подчеркнуть, что любой субъект уголовно-процессуальной деятельности уже изначально, в законе (на потенциальном уровне) рассматривается не объектом, а субъектом права. Всякий субъект права, вступивший в уголовно-процессуальные властеотношения даже подчиненной, обязанной стороной, — далеко не бесправный и пассивный их участник»; «...под субъектом уголовного процесса следует понимать любое лицо (орган, учреждение, предприятие, организацию), наделенное определенными процессуальными правами и обязанностями и совершающее в их пределах процессуальные действия (воздержания от них)»; «Субъекты уголовного процесса в силу занимаемого правового положения не однородны по своему составу»; «Представляется, что, прежде всего, следует различать субъектов уголовного процесса по их роли и месту в уголовно-процес-су-альных властеотношениях. По этому признаку субъекты делятся на две большие группы:
1) субъекты с государственно-властными полномочиями (процессуальные органы) и
2) субъекты, привлеченные или допущенные к участию в уголовно-процес-суальной деятельности (участники процесса).
Первая группа субъектов представлена государственными органами и должностными лицами (процессуальные органы), к которым относятся: суд, судья, прокурор, заместитель
№ 2/2018
прокурора, помощник прокурора и другие прокуроры, начальник следственного отдела и его заместитель, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель, должностное лицо органа дознания... Вторая группа субъектов уголовного процесса объединяет всех тех лиц, которые вступают в уголовно-процессуальные отношения подчиненной стороной»9.
Нормативным правовым актом, в котором воедино сведены уголовно-процессуальные нормы и который по юридической силе приравнивается к федеральному закону РФ10, является Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 22 ноября 2001 г.11 (введен в действие с 01.07.2002 г.12).
В УПК РФ имеется раздел II «Участники уголовного судопроизводства», включающий главы 5—9: глава 5 «Суд» (статьи 29—36); глава 6 «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения» (статьи 37—45); глава 7 «Участник уголовного судопроизводства со стороны защиты» (статьи 46—55); глава 8 «Иные участники уголовного судопроизводства» (статьи 56—60); глава 9 «Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве» (статьи 61—72).
Термин «следователь-криминалист» обнаруживаем в некоторых подзаконных нормативных правовых актах.
Так, в приказе СК России «Об организации работы следователей-криминалистов в Следственном комитете Российской Федерации № 53 от 8 августа 2013 г.13 закреплено следующее положение: «В целях организации эффективной работы старших следователей-криминалистов и следователей-криминалистов в установленной сфере деятельности и определения их компетенции в выполнении задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации. в соответствии с пунктом 401 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона. «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации. «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» приказываю.».
Приказом Минтруда России № 183н от 23 марта 2015 г.14 утвержден «профессиональный стандарт «Следователь-криминалист».
Таким образом, определение понятия «субъект уголовного процесса» и установление исчерпывающего их перечня и до ныне в Российской Федерации15 вызывают затруднения.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, приоритет юридической науки перед правоприменением неоспорим.
Во-вторых, между уголовным процессом и криминалистикой соотношение может быть представлено в виде формулы: «стратегия — тактика».
В-третьих, исчерпывающий перечень субъектов уголовного процесса может быть установлен в одном нормативном правовом акте — в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
В-четвертых, перечень органов предварительного следствия исчерпывающий: следователь органов федеральной службы безопасности; следователь Следственного комитета Российской Федерации, следователь органов внутренних дел.
1 Глушков М.Р. К вопросу о процессуальном статусе следователя-криминалиста // Рос. следователь. 2015. № 20. С. 38—42.
2 Пилюшин И.П. Процессуальное положение следователя-криминалиста // Рос. следователь. 2010. № 8. С. 8—10.
3 Темираев О.П. Процессуальные полномочия следователя-криминалиста // Рос. следователь. 2012. № 18. С. 24—27.
4 Горовацкий A.B. Прокурор-криминалист в досудебном производстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 6.
5 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 2272.
6 Зинин А.М. Криминалист в следственных действиях: Учебно-практ. пособие. М.: Экзамен, 2004.
7 Пархоменко В.И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (тактико-криминалистический и организационный аспекты): Монография. М.: Юрлитинформ, 2006.
8 См. об этом: Галузо В.Н., Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник. 7-е изд., перераб. М.: ТЕИС, 2013. С. 330—342.
9 Там же. С. 120—182.
10 О системе нормативных правовых актов в РФ подроб. см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30;
Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.
11 СЗ. РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; 2018. № 18. Ст. 2569.
12 О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 22.11.2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4924.
13 Приказ в официальных источниках не публиковался.
14 http://www.pravo.gov.ru
15 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).
№ 2/2018