Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА
УДК 371.1+373.2
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. В. Горина
Горина Любовь Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методологии образования, Саратовский государственный университет, Россия Е-mail: [email protected]
Представлен теоретический анализ проблемы профессионального роста педагога дошкольного образования. Профессиональный рост педагога рассматривается автором как необходимое условие обеспечения качества дошкольного образования; под ним понимаются непрерывный процесс приобретения профессионального мастерства, повышение уровня компетентности в педагогической деятельности. Рассмотрены основные условия профессионального роста руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Показано, что профессиональный рост педагогов дошкольного образования находится во взаимосвязи с социально-профессиональным статусом и успешностью в реализации своей педагогической деятельности. Отмечено, что профессиональный рост станет возможным лишь в том случае, если педагог дошкольного образования будет стремиться приобретать новые компетенции для перехода на следующую ступень профессионализма. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в системе подготовки и переподготовки педагогов дошкольного образования.
Ключевые слова: профессиональный рост, профессионализм, качество образования, дошкольное образование, стандарт.
Введение
В настоящее время в России ведется активный поиск новых форм дошкольного образования, что тесно связано с изменениями в этой сфере. В связи со вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в РФ» в 2012 г. дошкольное образование получило статус уровня общего образования. С 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - стандарт). Существенным аспектом модернизационных процессов в дошкольном образовании является осуществление комплекса мер по обеспечению высокого уровня профессиональной готовности педагогов. Стандарт призван обеспечить защиту ребенка и его родителей от некомпетентного педагогического вмешательства. Такого рода защита может быть обеспечена, прежде всего, посредством контроля над качеством образовательной программы, реализуемой в дошкольной организации. Однако реализация программы зависит не только от ее содержания, но и от характера профессиональной деятельности педагога. В стандарте выделены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Основой повышения качества дошкольного образования является характер отношения педагогов к своей профессии, к детям, стремление к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию. От позиции педагога во многом зависит успех образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Во главу угла ставится не выполнение инструкций, а творческое проектирование образовательного процесса для достижения наивысших результатов в
© Горина Л. В, 2014
Л. В. Горина. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества
обучении, воспитании,развитии, социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, быть профессионально и личностно готовым к обеспечению эмоционального благополучия детей благодаря непосредственному общению с каждым ребенком, уважительному отношению к его чувствам и потребностям, к оказанию недирективной помощи каждому ребенку и поддержке его инициативы и самостоятельности в условиях свободного выбора деятельности, к созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и взаимодействию с родителями (законными представителями) и т. п. [1].
Увеличение и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на стандарт дошкольного образования требуют постоянного профессионального роста педагогов, что определило цель статьи - выявить основные пути обеспечения этого роста как необходимого условия повышения качества дошкольного образования.
Теоретический анализ проблемы
Под качеством образования понимается характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования выражается в системе показателей (нормативов) знаний, умений и навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, которая отражает степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг, а также степень достижения поставленных перед образованием целей и задач [2, с. 32].
О. А. Сафонова рассматривает «качество дошкольного образования» как совокупность его свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешности перехода к следующему возрастному периоду [3, с. 34-35].
Профессионализм как совокупность лич-ностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, рассматривали Н. В. Бордовская, С. Г. Вершловский, Б. С. Гершунский, И. А. Зимняя, И. А. Зязюн, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, К. М. Левитан, Л. М. Митина, А. А. Реан, В. А. Сла-стенин, С. Д. Смирнов, В. Д. Шадриков и др. Под профессиональным ростом в литературе понимается приобретение профессионального мастерства,
повышение уровня компетентности в педагогической деятельности (А. А. Деркач, А. К. Маркова, М. М. Поташник и др.). М. М. Поташник отмечает, что профессиональный рост педагога связан с приобретением способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья детей [4, с. 11]. Профессиональному становлению педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др.
Многие исследователи отмечают, что началом активного профессионального роста педагога является принятие личностью профессионализации как жизненной задачи. Исследование Р. М. Ша-мионова выявило следующие ближайшие цели учителей: получить или подтвердить квалификационную категорию, решить конкретную профессиональную задачу, получить профильное образование. Среди отдаленных целей выделяются собственные достижения, альтруистические порывы и успехи воспитанников [5, с. 4-5]. В исследовании, проведенном под руководством В. С. Собкина, была установлена взаимосвязь между социально-профессиональным статусом педагога и успешной реализацией им своей профессиональной деятельности. Успешная профессиональная деятельность признавалась воспитателями как одна из наиболее важных жизненных ценностей (52,2% от общего числа респондентов) наряду с воспитанием детей (57,3%) и здоровьем (52,9%) [6, с. 25]. И. Э. Рахимбаева считает, что результатом управления качеством образования является формирование профессиональной компетентности всех субъектов управления [7, с. 94].
Выборка, методики и методы исследования
Проведено выборочное исследование вопросов управления качеством дошкольного образования в городах Саратов, Энгельс, Камышин и других населенных пунктах Саратовской и Волгоградской областей Российской Федерации. Исследованием были охвачены 32 заведующих дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ), 68 старших воспитателей, 640 воспитателей и 241 специалист (педагоги дополнительного образования, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, педагоги-дефек-тологи). Исследование было репрезентативным как с количественной, так и с качественной стороны, что дает возможность учесть полученные результаты в работе с педагогическими кадрами и внести коррективы в систему профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и педагогов ДОУ. В процессе исследования использовались аналитические, статистические и социологические методы.
Педагогика развития и сотрудничества 373
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов проведенного исследования показал, что 41,3% педагогов, включая руководителей и специалистов, не планируют свой профессиональный рост в будущем. Основной причиной они называют невозможность занять более высокую должность в системе дошкольного образования. Интересен тот факт, что 88% педагогов считают, что они уже достигли определенного профессионального уровня, 36,1% - что им не позволяет возраст, а 18,5 % не видят возможности занять более высокую должность в своём учреждении. При этом большая часть испытуемых понимает профессиональный рост скорее как профессиональное развитие, а не как профессиональную или должностную карьеру. В числе других причин (14,2%) педагоги указали отсутствие перспектив для улучшения состояния дошкольного образования. На вопрос, что следует изменить в целях повышения качества дошкольного образования, 12% педагогов (все со стажем более 20 лет) заявили, что, на их взгляд, перемен уже достаточно. По их мнению, если работать в режиме инноваций постоянно, то не остается времени для работы с детьми.
Свой профессиональный рост в будущем планируют только 58,7% испытуемых, в том числе 48% руководителей (заведующих и старших воспитателей), 59,1% специалистов и 39,7% воспитателей. Из числа педагогов со средним педагогическим и высшим непрофильным образованием чаще планируют свой профессиональный рост руководители и специалисты - 45,5%, значительно реже других воспитатели - 28,6%. Но при этом 33,3% специалистов и 50,4% воспитателей планируют свой профессиональный рост лично для себя и не имеют составленного и подписанного руководителем плана профессионального роста. При этом большая часть испытуемых считают, что педагогическому работнику необходимо планировать свой профессиональный рост.
В числе видов планирования своего профессионального роста педагоги указали: повышение знаний и практических навыков, чтение педагогической литературы, выступления на заседаниях методического объединения, семинарах и конференциях, участие в проектах, получение квалификационной категории, курсы повышения квалификации, обучение в вузе, поступление в магистратуру.
В ходе исследования было выяснено, что только 42% от общего числа респондентов занимаются самообразованием регулярно, что сказывается на формировании профессионально важных качеств личности, профессиональной компетентности и характеризует профессиональный рост педагога. Слабая мотивация профессионального роста часто сопровождается недостаточной подготовкой, что затрудняет вхождение в профессию.
374
В ходе исследования респондентами были выделены следующие условия успешного профессионального роста педагогов: изменение их позиции на активную и самостоятельную, обеспечение психологического сопровождения педагогов дошкольного образования, всестороннее использование интерактивных методов в процессе повышения квалификации, обеспечение равноправия субъектов образовательного процесса.
Заключение
На основе проведенного исследования можно выделить следующие основные пути активизации профессионального роста педагогов как условия повышения качества дошкольного образования:
1) личностно-ориентированное взаимодействие руководителей и педагогов с научными центрами, методическими службами, учреждениями дополнительного профессионального образования;
2) интеграция ценностных приоритетов дошкольного образования и культуры; 3) общность интересов педагогов и родителей на основе взаимопонимания, доверия, уважения достоинства личности, равноправного диалога; 4) психолого-педагогическое сопровождение и оперативная методическая поддержка потенциальных возможностей педагогов. Таким образом, качество дошкольного образования непосредственно зависит от профессионального роста педагогов, от их стремления к успешной педагогической деятельности, суть которой детерминирована умением проектировать и реализовывать в педагогическом процессе дошкольного учреждения условия, необходимые для формирования тех или иных качеств в развитии ребенка.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения: 15.08.2014).
2. Вопросы теории и практики дошкольного образования : сб. науч. тр. / ред.-сост. Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесни-ченко. Вып. V. Саратов, 2009. 440 с.
3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М., 2011. 224 с.
4. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М., 2009. 448 с.
5. Шамионов Р. М. Представления о личности педагога в системе профессионального самоопределения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3, вып. 2. С. 3-9.
6. СобкинВ. С., ВерясоваЕ. С. Воспитатель детского сада : жизненные ценности и личностные перспективы на
Научный отдел
Л. И. Черемисинова. Стиховедческий анализ текста
разных этапах профессиональной карьеры // Социология образования. Тр. по социологии образования / под ред. В. С. Собкина. 2012. T. XVI, вып. XXVIII. С. 22-31. 7. Рахимбаева И. Э. Модель управления качеством образования на факультете искусств // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2008. № 4. С. 90-94.
Professional Growth of Teachers as Factor of Improvement of Quality of Preschool Education
Luybov V. Gorina
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia Е-mail: [email protected]
The theoretical analysis of a problem of professional growth of the preschool teacher is submitted. Professional growth of the teacher is considered by the author as a necessary condition ensuring quality of preschool education. Professional growth is understood as continuous process of acquisition of professional skill, increase of level of competence of pedagogical activity. The main conditions of professional growth of heads and teachers of the preschool educational organizations are considered. It is shown that the professional growth of preschool teachers is in interrelation with the social and professional status and success in realization of the pedagogical activity. It is noted that professional growth will become possible only in case the preschool teacher seeks to gain new competences for transition to the following step of professionalism. The applied aspect of the studied problem can be realized in system of preparation and retraining of preschool teachers.
Key words: professional growth, professionalism, quality of education, preschool education, standard.
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obra-
zovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17.10.2013 g. № 1155 (Federal state educational standard of preschool education. The order by Ministry of Education and Science ofthe Russian Federation. 17 Oktober 2013 № 1155). Available at: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/ PR_1155.pdf (accessed 15 August 2014) (in Russian). Voprosy teorii i praktiki doshkol'nogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. (Questions of preshool education theory and praxis: the collection of scientific papers). Ed. by L. V. Gorina, Yu.Yu. Kolesnichenko. Iss. V. Saratov, 2009. 440 p. (in Russian).
3. Safonova O. A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii (Management of quality of education in kindergarten). Moscow, 2011. 224 p. (in Russian).
4. Potashnik M. M. Upravlenie professionalem rostom uchitelya v sovremennoyshkole (Management of teacher's professional development in modern school). Moscow, 2009. 448 p. (in Russian).
5. Shamionov R. M. Predstavleniya o lichnosti pedagoga v sisteme professional'nogo samoopredeleniya (Representation of teacher's personality in system of professional self-determination). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2010, vol. 3, iss. 2, pp. 3-9 (in Russian).
6. Sobkin V. S., Veryasova E. S. Vospitatel'detskogo sada: zhiznennye tsennosti i lichnostnye perspektivy na raznykh etapakh professional'noy kar 'ery (Teacher in kindergarten: life values and personal perspectives at different stages of professional career). Sotsiologiya obrazovaniya. Tr. po sot-siologii obrazovaniya. (Educational sociology. Educational sociology papers). Ed. by V. S. Sobkin. 2012, vol. XVI, iss. XXVIII, pp. 22-31 (in Russian).
Rakhimbaeva I. E. Model' upravleniya kachestvom obrazovaniya nafakul 'tete iskusstv. (Model of management in quality of education in arts department). Izvestiya Volgograd. gos. ped. un-ta (Izvestiya of Volgograd State Pedagogical University). 2008, no. 4, pp. 90-94 (in Russian).
УДК 37.015.31
СТИХОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА: К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Л. И. Черемисинова
Черемисинова Лариса Ивановна - доктор филологических наук, доцент, кафедра начального языкового и литературного образования, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема изучения специфики стихотворной речи в начальной школе. Стиховедческий анализ текста на уроке литературного чтения является обязательным условием постижения поэтического произведения. Начинать знакомство с основами стиховедения целесообразно с наблюдения над формой записи стиха, с выяснения, чем отличается стихотворная речь от прозаической. Понятия «ритм», «рифма», «строфа» используются как инструмент для анализа произведения, рас-
крытия его смыслового богатства. В статье анализируется методика изучения специфики стихотворной речи, разработанная В. Ю. Свиридовой и воплощенная в учебнике «Литературное чтение» (учебно-методический комплекс «Система развивающего обучения Л. В. Занкова»).
Ключевые слова: стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, поэтический текст, стиховедческий анализ.
Введение
Современный урок литературного чтения ориентирован на формирование читательской компетентности младшего школьника, которая
© Черемисинова Л. И., 2014