цесса от гигиенических нормативов условия труда являются вредными 1-й, 2-й и 3-й степеней. По биологическому фактору в результате возможности наличия в рабочей зоне патогенныгх микроорганизмов — возбудителей особо опасныгх инфекций условия труда в животноводстве могут быгть опасныгми (класс 4). 2. Неблагоприятные условия труда являются факторами риска для здоровья работников сельского хозяйства, приводя к развитию производственно обусловленных и профессиональных заболеваний, ведущие места среди которыгх занимают болезни органов ды хания, опорно-двигательного аппарата, заболевания периферической нервной системыI, вибрационная болезнь, заболевания органов ды ха-ния, заболевания опорно-двигательного аппарата. 3. Внедрение системыI мероприятий, направленныгх на снижение профессионального риска и сохранение здоровья (гигиенических, организационно-технических, медико-профилактических и пр.), позволит предупредить либо уменьшить неблагоприятное влияние вредных факторов на состо-
яние здоровья, снизить заболеваемость с временной утратой трудоспособности и профессиональную заболеваемость работников агропромышленного комплекса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакиров А.Б. // Гигиенические и профпатоло-гические проблемы регионов Сибири. — Новокузнецк,
1998. — С. 65—69.
2. Новикова Т.А., Варшамов Л.А., Виниченко Н.В., Неумолотова Т.Н. // Охрана труда в Саратовской области. Информационно-аналитический материал. Вып. 2. — Саратов, 2004. — С. 14—18.
3. Сергеева С.В., Волохова И.В., Толчинская И.С. // Мед. труда. — 2003. — № 11. — С. 4—7.
4. Спирин В.Ф., Варшамов Л.А. // Там же. — 2003. — № 11. — С. 1—4.
5. Спирин В.Ф., Новикова Т.А., Варшамов Л.А. / / Гигиеническая безопасность и здоровье городского и сельского населения регионов России. Научные труды ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана. — Вып. 18. — Саратов, 2006. — С. 211—214.
Поступила 13.03.07
УДК 613.62:656.045.6:612.67
А.С. Башкирёва, В.Х. Хавинсон
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК УСКОРЕННОГО СТАРЕНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ
ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА
Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН, г. Санкт-Петербург
Проведены исследования биологического возраста, темпа старения, профессиональной работоспособности у водителей автотранспорта. Полученные результаты свидетельствуют об ускоренном снижении умственной работоспособности у водителей автотранспорта. Установлено преждевременное сужение диапазона приспособительных реакций сердечно-сосудистой системы на субмаксимальную физическую нагрузку у водителей по сравнению с контрольной группой. Доказано, что преждевременные возрастные изменения физиологических показателей у водителей автотранспорта являются лишь «индикаторами риска», тогда как длительный водительский стаж — реальным фактором риска, ускоряющим процесс старения.
Ключевые слова: профессиональный риск, ускоренное старение, биологический возраст, умственная работоспособность, физическая работоспособность, водители автотранспорта, профессиональное долголетие.
A.S. Bashkireva, V.H. Khavinson. Occupational risk of accelerated ageing in motor transport drivers.
The authors studied biologic age, ageing speed, occupational performance in automobile drivers. Results prove intensive decrease in mental performance in automobile drivers. Findings are premature narrowing range of adaptive cardiovascular reactions to physical exertion in the drivers vs. control group. Premature ageing of physiologic parameters in automobile drivers is proved to
be only «risk indicators», whereas prolonged length of service in driving is a real risk factor accelerating ageing process.
Key words: occupational risk, accelerated ageing, biologic age, mental performance, physical performance, automobile drivers, occupational longevity.
Автомобильный транспорт является одним из ведущих средств транспортировки грузов различного назначения во всем мире. По данным Евростата (2006), около 2 млн водителей (более 2 % всех трудовых ресурсов) заняты грузовыми перевозками. Характерными особенностями водительского труда являются: высокое нервно-эмоциональное напряжение, высокая ответственность, внезапность наступления аварийной ситуации, низкая двигательная активность, нарушение режима питания. Труд водителя протекает в условиях воздействия на организм шума, вибрации, инфразвука, токсичных веществ воздуха рабочей зоны, неблагоприятного микроклимата, сменного характера труда. Все это оказывает прямое или опосредованное влияние на организм водите -ля и сопровождается снижением его резистентности, повышением общего уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, развитием ряда профессионально обусловленных заболеваний и увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. В конечном итоге это приводит к частичной или полной потере профессиональной пригодности и вынужденному уходу из профессии. Актуальность повышения надежности и профессиональной работоспособности водителя как звена в системе «Водитель — автомобиль — среда движения» (ВАСД) наталкивает исследователей на разработку новых и совершен -ствование существующих методов медицинского и профессионального психофизиологического отбора водителей.
Характерные для процесса старения гете-рохронность, гетеротопность, гетерокинетич-ность и как следствие расхождение между хронологическим и биологическим возрастом (БВ) индивидуума — так называемый феномен дифференцированного старения, создали предпосылки для его использования при определении степени жизнеспособности и биологических возможностей организма человека. Так как различия между биологическим и календарным возрастом (КВ) являются критерием интенсивности старения, это позволяет использовать Б В для оценки влияния условий и характера труда на темпы старения в отдельных возрастно-стажевых группах, что
дает возможность подойти к решению вопросов о степени воздействия комплекса вредных факторов производственной среды, необходимости своевременной переориентации, изменения темпа и профиля работы, а также создания системы мер по увеличению трудового периода жизни людей старших возрастных групп.
Цель исследования — изучение профессионального риска старения организма у водителей грузового автотранспорта, сравнение динамики основных индексов БВ и скорости развития изменений профессиональной работоспособности в зависимости от возраста и длительности профессионального стажа у водителей и лиц контрольной группы.
М а т е р и а л и м е т о д и к и. Под биологическим возрастом понимают возраст, выраженный в биологической шкале, и делят его на: 1) функциональный — возрастное снижение функциональных возможностей организма и его работоспособности; 2) герон-тологический — возрастное снижение жизнеспособности организма и увеличение вероятности смерти [12]. Для определения Б В необходим комплекс критериев, включающих, с одной стороны, показатели состояния организма, постепенно и закономерно снижающиеся с возрастом, с другой — функциональные пробы, нагрузки, оценивающие адаптационные возможности человека. Существенное значение для определения БВ имеет группа тестов, характеризующих изменения регуляции при старении организма. К ним относится характеристика умственной (УР) и физической работоспособности (ФР) человека. Согласно множественно-регрессионной модели Л.М. Бело-зеровой БВ определяли на основании измерения УР и ФР, а также их совокупности (всего 19 параметров) [6—9]. В дополнение были вычислены должный биологический возраст (ДБВ) и индексы темпа старения. Темп старения организма работающего вычислялся как разница между индивидуальной и должной величиной биологического возраста (БВ -ДБВ), скорость старения — как их соотношение (БВ / ДБВ).
Было обследовано 296 практически здоровых мужчин двух профессий: 148 водителей
грузового автотранспорта (основная группа) и 148 низкоквалифицированных рабочих инструментального завода (контрольная группа). Умственная работоспособность оценивалась с помощью комплекса психофизиологических тестов, направленных на изучение функции внимания, памяти и мышления. Набор тестов включал следующие показатели: непосредственная (НП) и оперативная (ОП) память, индекс кратковременной памяти (ИКП), психическая продуктивность (<), индекс продуктивности (К), количество ошибок на 500 (С1) и 200 (С2) знаков, способность к классификациям (КЛ), способность к толкованию пословиц (П), способность к подбору слов-синонимов и антонимов (СА), способность к методу исключения (МИ), способность к ассоциациям (А), объем усложненного внимания (Ш), объем простого внимания (Т). Для определения физической работоспособности испытуемых применяли метод степэргометрии (одна из модификаций Гарвардского стептес-та) с нарастающей нагрузкой до достижения субмаксимально возможной частоты сердечных сокращений или появления общепринятых противопоказаний. До нагрузки, на каждой минуте нагрузки и восстановления регистрировались частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) по Короткову. Для определения БВ по показателям физической работоспособности использовались следующие критерии: субмаксимальная физическая работоспособность (ФР1), субмаксимальная физическая работоспособность на кг массы тела (ФР2), ЧСС, систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) давление на высоте нагрузки.
Суммирующая независимая переменная, выступающая в качестве интегрального критерия — общего БВ по обоим видам работоспособности, рассчитывалась по формуле Л.М. Белозеровой [7, 8] в условных единицах:
БВ = 92,50 - 0,07 ФР1 + 0,36 ФР2 --0,06 ЧСС + 0,14 САД - 0,23 ДАД + 1,32 НП - 2,43 ОП + 1,07 ИКП - 4,83 К + + 0,10 <3 - 0,08 С1 + 0,22 С2 + 0,85 КЛ --0,05 П + 0,12 СА - 0,17 МИ + 0,08 А+ + 1,77 Ш + 0,10 Т,
коэффициент множественной корреляции — 0,97;
достоверность по критерию Фишера — р < 0,001.
В приведенной формуле величины вычисленных коэффициентов определись их корреляцией с хронологическим возрастом, взаим-
ной корреляцией (и в связи с этим — долей их независимого информационного вклада) и, наконец, их абсолютной величиной [9, 11].
При статистической обработке материалов исследования использовали современные математические методы анализа данных, реализованные в стандартных пакетах Microsoft Ex-cel-97.SR-1, Lotus 1-2-3 for Windows-5.0, Lotus Approach for Windows—3.01, SPSS for Windows-10.0.5, STATISTICA for Windows (StatSoft, версия 5.11).
P e з у л ь т а т ы и о б с у ж д е-н и е. Проведенные исследования биологического возраста позволили дать количественную оценку зависимости темпов старения от особенностей трудовой деятельности. Сравнительный анализ подвижности нервных процессов по результатам оценки характеристик внимания, мнестических функций и речемысли-тельной деятельности выявил достоверные различия как общего уровня, так и отдельных показателей УР основного и контрольного контингента. Изучение возрастно-стажевой динамики показателей подтвердило гетерохронность процессов старения и позволило охарактеризовать их гетерокинетичность в каждой из исследуемых групп. Снижение объема НП и ОП, количества и качества психической продуктивности, объема внимания и мыслительных способностей (в первую очередь, ухудшение процессов обобщения и снижение уровня аналитико-синтетической деятельности) у водителей автотранспорта было обнаружено еще в возрастной категории 40—49 лет и носило преждевременный характер, тогда как у лиц контрольной группы подобные изменения были более физиологичны и появлялись только в последующих возрастных градациях. В то же время получены доказательства того, что изученные психофизиологические показатели, отражающие состояние УР, ухудшались с увеличением не только возраста, но и профессионального стажа.
Оценка межгрупповых различий УР водителей и лиц контрольного контингента и результаты факторного дисперсионного анализа позволили сделать следующий вывод: преждевременные возрастные изменения психофизиологических показателей УР, приводящие к сужению адаптационно-приспособительных возможностей организма, являются лишь «индикаторами риска», тогда как длительный водительский стаж — реальным фактором риска, ускоряющим процесс старения. Иными словами, нарастающие возрастные нарушения
высшей нервной деятельности, потенцированные влиянием длительного водительского стажа, становятся причиной рассогласования между изменениями окружающей среды и нейро-гуморальной регуляцией внутренней среды организма [3, 5]. Это несоответствие и приводит к ограничению адаптационно-приспособительных возможностей организма водителя и, как следствие, снижению его надежности как звена в системе ВАСД.
Исследования ФР методом степэргометрии показали, что при одинаковом уровне заданной субмаксимальной физической нагрузки в основной группе зарегистрирован достоверно более высокий прирост САД и ЧСС, в то время как прирост ДАД был достоверно ниже, чем в контроле. Поскольку исходный уровень ЧСС у лиц основной и контрольной групп достоверно не различался, более выраженный прирост показателя на 4-й минуте нагрузки у водителей свидетельствовал об ухудшении адаптационно-приспособительной деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС) в этой микропопуляции по сравнению с контрольной. Однако исходный фон АД (как систолического, так и диастолического) был достоверно выше у лиц основного контингента. Вследствие этого сравнительный анализ особенностей процессов адаптации ССС у лиц основной и контрольной групп проводился по показателям прироста САД и ДАД в ответ на субмаксимальную нагрузку.
Как показали исследования, прирост САД был существенно выше у водителей в возрасте 30—39, 40—49, 50—59, 60 лет и более, а также у лиц, имеющих 15—19, 20 и более лет водительского стажа. Ранее установлено, что при старении у мужчин прирост ДАД в ответ на нагрузку уменьшается [4, 6]. Таким образом, смещение ЧСС, САД и ДАД за пределы общепринятых физиологических колебаний, значительно менее выраженный прирост ДАД во всех возрастных и стажевых категориях водителей по сравнению с контрольной группой свидетельствовал не только о перенапряжении регуляторных механизмов и срыве адаптации, но и о преждевременном истощении функциональных резервов системы кровообращения, что, в свою очередь, обусловливало повышенную «изношенность» ССС, появление сердечно-сосудистой патологии и ускорение темпов старения целостного организма водителя.
Многочисленные исследования показывают, что, несмотря на возможные индивидуальные
различия, физическая работоспособность уменьшается в среднем после 50 лет [1, 2, 4, 5]. Следовательно, преждевременное возрастное снижение ФР у 30—39 -летних водителей, интенсивная актуализация и лабилизация регуляции функций ССС свидетельствуют об истощении физиологического, функционального и адаптационного резервов организма, перенапряжении защитно-приспособительных механизмов, нарушении информационного и энергетического гомеостаза, что при увеличении водительского стажа в конечном итоге приводит к снижению жизнеспособности и ускорению темпов старения организма водителя.
Анализ среднегрупповых значений ДБ В выявил статистически значимые различия в уровне показателя у лиц основного и контрольного контингента: среднепопуляционный ДБВ водителей составил (41,38 ± 0,86) усл. лет, что достоверно ниже по сравнению с контрольной группой: (44,79 ± 0,91) усл. лет, р < 0,01. Как в основной, так и в контрольной группе среднепопуляционный ДБВ существенно не отличался от соответствующего средне-группового КВ: р > 0,1. Это явление наблюдалось во всех возрастных и стажевых категориях обследуемых основного и контрольного контингента (р > 0,1—0,5). По средне-групповым показателям КВ установлено, что водители были достоверно моложе лиц контрольной группы (р < 0,001—0,05). Более того, у лиц основной группы был также существенно меньше профессиональный стаж:
(19,0 ± 0,8) против (22,6 ± 0,9) соответственно, р < 0,005. Таким образом, любое превышение показателей Б В в группе водителей по сравнению с контролем расценивалось как признак преждевременного или ускоренного старения, будь то БВ по показателям УР, ФР или общий БВ по совокупности всех показателей. Статистическая обработка изученных параметров Б В методом стандартизации по КВ и профессиональному стажу подтвердила правомерность использования данного подхода. Анализ полученных материалов показал существенное превышение темпов старения лиц основной группы по сравнению с контролем: темп старения в первой составил
(11,01 ± 0,75) усл. лет, во второй — (8,51 0,96) усл. лет, р < 0,05. При этом и основная и контрольная группа обследуемых «перешагнула» критический порог темпа старения между нормой и патологией, который по ранее установленным критериальным значениям равен (6,1 ± 1,2) усл. года [10].
Выявлены статистически значимые расхождения в темпах старения лиц основного и контрольного контингента в возрастных категориях
40—49, 50—59, 60 лет и более (р < 0,01— 0,05). В основной группе наибольшие различия между БВ и КВ отмечались в возрастной категории 20—29 лет, что обусловлено высокими требованиями к организму молодых водителей в период адаптации к новым для них условиям труда и характеру деятельности. В последующих категориях показатели темпа старения снижались. Это объясняется адаптацией к данной профессиональной деятельности, а также наличием естественного и медицинского отбора, когда водители с высокими темпами старения и повышенной заболеваемостью покидают профессиональную когорту, особенно интенсивно в возрасте 40—49 лет. Достоверное снижение темпов старения (рис. 1) у лиц контрольной группы обнаружено при переходе к каждой последующей возрастной категории (р < 0,001—0,01), у водителей — всего дважды, но более резко: в возрасте 30— 39 и 50—59 лет (р < 0,01—0,05).
С увеличением профессионального стажа (рис. 2) темп старения уменьшался в обеих группах обследуемых, что также обусловлено постепенной адаптацией работающих к неблагоприятному воздействию факторов трудового процесса. Установлены достоверные различия в темпах старения лиц основного и контроль-
ного контингента, проработавших 15—19 лет [(12,24 ± 1,13) и (8,67 ± 1,91) усл. лет соответственно, р < 0,01], 20 лет и более [(5,3 ± 0,27) и (3,1 ± 0,96) усл. лет соответственно, р < 0,05]. У водителей существенное замедление темпа старения наблюдалось лишь в стажевой категории «20 и более лет» (р < 0,001), у лиц контрольной группы темп старения достоверно снижался дважды: после 15 и 20 лет работы (р < 0,05).
Параметрический корреляционный анализ взаимосвязей КВ и профессионального стажа водителей с параметрами умственной, физической работоспособности и интегральными показателями БВ показал: степень зависимости большинства изученных признаков от водительского стажа (г1) достоверно выше их взаимосвязи с хронологическим возрастом (г2) (табл. 1).
По результатам корреляционного и регрессионного анализа данных получены корреляционные плеяды, характеризующие БВ (интегральная оценка) в основной и контрольной группах (рис. 3). Наличие корреляционных связей между аналогичными показателями умственной и физической работоспособности водителей и лиц контрольной группы позволяет предположить существование единых ре-гуляторных механизмов, обеспечивающих устойчивое функционирование организма как биологической системы, напряжение которых
30
S 20
CQ Ш
CQ Ш
10 --
-10
24.443
19.533;
20—29
##
14.207 14.322
#
888 11.701
8.085
###
3 048 2.415
30—39
40—49
Возраст, лет
50—59
■
водители
контроль
-0.521
#
-4.065
60 и более
# Достоверность различий по сравнению с предыдущей возрастной категорией;
* достоверность различий по сравнению с контрольной группой соответствующего возраста;
#, * р < 0,05. # #, ** р < 0,01. # # #, *** р < 0,001.
Рис. 1. Соотношение темпа старения и хронологического возраста обследуемых основной и контрольной групп
До 4
5—9
10—14
Стаж, лет
15—19
20 и более
Ш
водители
контроль
# Достоверность различий по сравнению с предыдущей стажевой категорией;
* Достоверность различий по сравнению с контрольной группой соответствующего стажа;
#, * р < 0,05. # #, ** р < 0,01. # # #, *** р < 0,001.
Рис. 2. Динамика темпа старения в зависимости от профессионального стажа водителей и лиц контрольной
группы
Большая окружность — интегральная оценка биологического возраста, малые окружности — частные физиологические и психофизиологические показатели; сплошная линия — прямая корреляционная зависимость 0,5 < г < 0,7; пунктирная — обратная корреляционная зависимость |-0,5|< г <|-0,7|; двойная сплошная — прямая корреляционная зависимость г>0,7. Цифрами по периметру окружности обозначены порядковые номера показателей (чем меньше номер, тем больше коэффициент множественной корреляции между данным показателем и биологическим возрастом). Ш — объем сложного внимания; НП — непосредственная память; ИКП — индекс кратковременной памяти; КЛ — способность к классификациям; ФР2 — физическая работоспособность, кГм/мин/кг; С2 — количество ошибок на 200 знаков; САД — систолическое артериальное давление; СА — способность к подбору синонимов и антонимов; О — психическая продуктивность; Т — объем простого внимания; А — способность к ассоциациям; П — способность к толкованию пословиц; ЧСС — частота сердечных сокращений; ФР1 — физическая работоспособность, кГм/мин; С1 — количество ошибок на 500 знаков; МИ — способность к методу исключений; ДАД — диастолическое артериальное давление; ОП — оперативная память; К — индекс продуктивности.
Рис. 3. Корреляционные плеяды биологического возраста по показателям умственной и физической работоспособности у водителей автотранспорта по сравнению с контрольной группой
Т а б л и ц а 1
Параметрическая корреляция показателей умственной, физической работоспособности и биологического возраста с профессиональным стажем и календарным возрастом водителей автотранспорта
Показатель Стаж, г1 Возраст, г2
Непосредственная память - 0,45* - 0,31*
Оперативная память - 0,51** - 0,43*
Индекс кратковременной памяти - 0,45* - 0,37*
Индекс продуктивности - 0,24 - 0,10
Психическая продуктивность — 0 71*** - 0,64**
Количество ошибок на 500 знаков + 0,45* + 0,37*
Количество ошибок на 200 знаков + 0,31* + 0,37*
Способность к классификациям - 0,56** - 0,45*
Способность к толкованию пословиц - 0,33* - 0,15
Способность к подбору синонимов и антонимов - 0,47* - 0,38*
Способность к методу исключений - 0,19 - 0,18
Способность к ассоциациям - 0,25 - 0,13
Объем усложненного внимания - 0,36* - 0,42*
Объем простого внимания - 0,27 - 0,13
САД до нагрузки + 0,59** + 0,52**
САД на высоте нагрузки + 0,56** + 0,55**
ДАД до нагрузки + 0,53** + 0,45*
ДАД на высоте нагрузки + 0,40* + 0,31*
ЧСС до нагрузки + 0,08 + 0,04
ЧСС на высоте нагрузки - 0,36* - 0,22
Физическая работоспособность — I - 0 73*** - 0 79***
Физическая работоспособность — II - 0,64** - 0,58**
Биологический возраст по показателям УР + 0,49* + 0,40*
Биологический возраст по показателям ФР + 0 74*** + 0,83***
Биологический возраст по показателям УР и ФР + 0,61** + 0,55**
Должный биологический возраст + 0,92*** + 1,00***
Темп старения - 0,67** - 0,64**
Скорость старения - 0,72*** - 0 75***
Г1, Г2 — коэффициенты корреляции Пирсона;
* Р < 0,05 при Г1, Г2 > 0,3. ** Р < 0,01 при Г1, Г2 > 0,5. *** Р < 0,001 при г1, г2 > 0,7.
Т а б л и ц а 2
Основные и производные показатели (М ± т) биологического возраста водителей автотранспорта
Показатель Водители Контроль
Календарный возраст, лет 41,3 ± 0,9* 44,8 ± 0,9
Профессиональный стаж, лет 19,0 ± 0,8** 22,6 ± 0,9
Биологический возраст по показателям УР, усл. лет - 27,4 ± 1,6*** - 42,5 ± 1,9
Биологический возраст по показателям ФР, усл. лет 47,3 ± 0,7* 45,3 ± 0,7
Биологический возраст по показателям УР и ФР, усл. лет 52,4 ± 0,7 53,3 ± 0,7
Должный биологический возраст, усл. лет 41,4 ± 0,9** 44,8 ± 0,9
Темп старения, усл. лет 11,0 ± 0,7* 8,5 ± 0,9
* р < 0,05. ** р < 0,01. *** р < 0,001 по сравнению с контрольной группой.
ведет к созданию компенсаторных звеньев. Немногочисленные средней степени связи между показателями в контрольной группе свидетельствуют об отсутствии значительного функционального напряжения регулирующих контуров. Напротив, более тесные корреляционные связи ФР,—ОП, ФР!—д (г > 0,70) и появление большого числа новых между отдельными частями системы в основной группе есть не что иное, как уменьшение числа степеней свободы, обеспечивающих конечный приспособительный результат. Иными словами, снижение адаптационного потенциала отдельных функций приводит к увеличению количества функциональных взаимосвязей между лимитирующими показателями, рассматриваемых в качестве дополнительных компенсаторных звеньев, и возрастанию доли участия центральных управляющих контуров. Это, в свою очередь, уменьшает устойчивость системы в целом, не позволяя организму наилучшим образом отреагировать на воздействие возмущающих факторов среды. Таким образом, доказано, что «физиологическая стоимость» производственной деятельности, оцениваемая по степени напряжения регуляторных механизмов, более высока у водительского контингента, чем у лиц контрольной группы. Наблюдаемое увеличение количества функциональных взаимосвязей между лимитирующими показателями у водителей автотранспорта свидетельствует также о преждевременном возрастном снижении адаптационных резервов отдельных функций и организма в целом.
Анализ интегральных показателей темпа старения в изучаемых группах (табл. 2) выявил следующее: поскольку водители были явно моложе лиц контрольной группы и имели меньший профессиональный стаж, ДБ В основного контингента достоверно ниже. Следовательно, БВ по УР, БВ по ФР и общий Б В по совокупности всех показателей должны быть ниже в основной группе. Однако приведенные данные говорят об обратном: БВ как по показателям умственной, так и физической работоспособности был достоверно выше у лиц основного контингента, что являлось прямым доказательством преждевременного старения водителей автотранспорта. На фоне сложной возрастно-стажевой мозаики гетерохронных изменений изученных показателей УР и ФР в обеих группах среди основного контингента выделена «критическая группа» 40—49-летних водителей со стажем работы 15—19 лет, с которой начинает регис-
трироваться резкое ухудшение адаптивных реакций на субмаксимальную нагрузку со стороны ССС, раннее снижение отдельных сторон интеллектуально-мнестической деятельности, ФР и увеличение темпа старения. Таким образом, возрастно-стажевую когорту водителей грузового автотранспорта 40—49 лет со стажем работы 15 —19 лет можно считать «группой риска», отличающейся низким уровнем умственной и физической работоспособности, наиболее высокими показателями БВ и темпа старения.
Полученные результаты позволили сделать вывод об информативности использованной множественно-регрессионной модели БВ для оценки комплексного влияния неблагоприятных факторов производственной среды на организм работающего, а также об актуальности создания банка данных водителей (с помощью созданного нами программного продукта «BIO-AGE»), чей БВ значительно превышает по-пуляционный эталон, что позволяет своевременно выявлять лиц так называемой группы риска по отношению к возникновению различных заболеваний, утрате трудоспособности и смертности, и вести в дальнейшем мониторинговые исследования, в том числе по оценке надежности системы ВАСД с целью увеличения профессионального долголетия водите -лей автотранспорта.
В ы в о д ы. 1. Метод определения биологического возраста по показателям умственной и физической работоспособности у лиц с разными двигательными режимами и видами труда дает возможность дифференциальной оценки темпа старения, функциональных резервов и степени истощения адаптационных механизмов организма работающих. 2. Длительность профессионального стажа является ведущим фактором и индикатором риска преждевременного и (или) ускоренного старения организма водителя. В закрытых профессиональных популяциях возрастно-стажевое снижение умственной и физической работоспособности может нивелироваться стихийным отсевом функционально ослабленных лиц «группы риска». 3. Возрастно-стажевые изменения, лимитирующие умственную и физическую работоспособность, приводящие к ограничению диапазона функциональных возможностей организма, снижению их надежности и ускорению темпов старения, требуют своевременной коррекции оптимально подобранными геропротекторами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахаладзе Н.Г., Поляков A.A., Душечкина Н.Б. / / Физиология человека. — 1991. — Т. 17, № 3.
— C. 150—157.
2. Ахаладзе Н.Г., Поляков A.A., Душечкина Н.Б. // Там же. — 1993. — Т. 19, № 4. — C. 89— 96.
3. Башкирёва A.C., Хавинсон В.Х. // Там же.
— 2001. — Т. 27, № 3. — С. 104—112.
4. Башкирёва A.C. // Там же. — 2002. — Т. 28, № 5. — С. 92—102.
5. Башкирёва A.C., Коновалов C.C. Профилактика ускоренного старения работающих во вредных производственных условиях. — С.-Пб.: Изд-во «Прайм-
ЕВРОЗНАК», 2004.
6. Белозерова Л.М. // Пробл. старения и долголетия. — 1992. — Т. 2, № 3. — С. 318—322.
7. Белозерова Л.М. // Клин. геронтол. — 1998.
— № 2. —С. 34—38.
8. Белозерова Л.М. // Успехи геронтол. — 1999.
— Вып. 3. — С. 143—149.
9. Белозерова Л.М. Работоспособность и возраст.
— Пермь, 2001.
10. Илющенко В.Г. // Геронтология и гериатрия. Ежегодник. Трудовая реабилитация пожилых. — Киев,
1988. — С. 66—69.
11. Минц А.Я., Дубина Т.Л. // Геронтология и гериатрия. Ежегодник. Биологический возраст. Наследственность и старение. — Киев, 1984. — С. 62— 66.
12. Наджарян Т.Л., Мамаев В.Б. // Итоги науки и техники. Общие проблемы биологии. — М.:
ВИНИТИ, 1984. — С. 81—134.
Поступила 04.06.07
УДК 616.34:663.1
Н.И. Шеина
КРИТЕРИИ ДИСБАЛАНСА МИКРОЭКОЛОГИИ КИШЕЧНИКА И ОЦЕНКИ РИСКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ
ГОУ ВПО Российский государственный медицинский университет Росздрава, Москва
Обоснованы программа исследований и комплекс адекватных, информативных и критериально значимых показателей микроэкологии кишечника при гигиеническом регламентировании промышленных микроорганизмов, а также оценке риска их для здоровья работающих в биотехнологической промышленности.
Ключевые слова: промышленные микроорганизмы, гигиеническое нормирование, микроэкологическое равновесие кишечника.
N.I. Sheina. Criteria of intestinal microflora dysbalance and evaluating risk caused by industrial germs.
The authors justified study program and complex of adequate, informative and significant parameters of intestinal microecology in hygienic regulation of industrial germs, in evaluating their risk for workers engaged into biotechnologic industry.
Key words: industrial germs, hygienic regulation, intestinal microecologic balance.
Многолетние комплексные исследования здоровья работающих на предприятиях биотехнологической промышленности, экспериментальные исследования характера действия биологических загрязнителей свидетельствуют о нарушении микроэкологии кишечника различной степени выраженности [1, 7, 10, 12]. Это дает основание рассматривать оценку микробиоценоза кишечника как один из критериально значимых показателей при оценке риска воздействия биологических поллютантов на здоровье работающих, а также при разработ-
ке и обосновании гигиенических регламентов. Однако в качестве информативных признаков должны использоваться наиболее ранние изменения, происходящие в организме до развития отчетливо выраженной патологии.
В настоящее время для оценки антимикробного действия промышленных микроорганизмов с целью обоснования гигиенических регламентов руководствуются методическими указаниями «Постановка исследований для установления ПДК антибиотиков в воздухе рабочей зоны (№ 5051—89, М., 1989). Пред-