Научная статья на тему 'Профессиональный паспорт педагога'

Профессиональный паспорт педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1525
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунова Елена Витальевна

Профессиональный паспорт или паспорт профессиональной карьеры как метод оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста находит все большее распространение в мире. Инициативные процессы разработки и использования более или менее идентичных документов в разных странах мира направлены на обеспечение четкого понимания навыков и квалификаций людей, которые, в свою очередь, также должны быть четко прописаны и сопоставимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional passports of educational specialists

Professional passports or passports of professional career as a way to evaluate the quality of a competitive specialist are getting more and more support in the entire world. The use of similar documents in different countries are aimed at better evaluation of the specialists' qualifications and skills which in their turn should be properly defined and comparable.

Текст научной работы на тему «Профессиональный паспорт педагога»

УДК 371.120 ББК Ч31.42

Е.В. Пискунова

г. Санкт-Петербург

Профессиональный паспорт педагога

Профессиональный паспорт или паспорт профессиональной карьеры как метод оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста находит все большее распространение в мире. Инициативные процессы разработки и использования более или менее идентичных документов в разных странах мира направлены на обеспечение четкого понимания навыков и квалификаций людей, которые, в свою очередь, также должны быть четко прописаны и сопоставимы.

E.V. Piskunova

St.-Peterburg

Professional passports of educational specialists

Professional passports or passports of professional career as a way to evaluate the quality of a competitive specialist are getting more and more support in the entire world. The use of similar documents in different countries are aimed at better evaluation of the specialists' qualifications and skills which in their turn should be properly defined and comparable.

Профессиональные паспорта (или паспорта профессиональной карьеры) существуют во многих странах мира и созданы для многих профессий, в основном для тех, деятельность в рамках которых должна быть лицензирована. Проблема создания профессиональных паспортов тесно связана с проблемой признания профессиональных квалификаций и имеет отношение к принятию решения о предоставлении профессиональных прав владельцу квалификаций, таких как вступление в профессию, подлежащую обязательной регламентации и регулированию, выдача лицензии на открытие частной практики или права на определенный профессиональный статус или должность.

Профессиональная деятельность в сфере образования сегодня не подлежит лицензированию. При этом необходимо оговорить-

ся, что в общественно-педагогической дискуссии последних лет все четче оформляется мнение, во-первых, о необходимости создания высоких экзаменационных стандартов для желающих работать в школе, во-вторых, о необходимости введения в учительской профессии системы лицензирования, которая давно применяется в других специальностях (врачи, юристы и др.). Таким образом, предполагается создать барьер для некачественных образовательных услуг.

Разработка профессиональных паспортов в условиях Российской федерации позволила бы решить чрезвычайно актуальные в современных условиях проблемы системы профессионального образования и рынка труда:

1) повысить качество подготовки специалистов за счет четкого определения результатов обучения, необходимых специалисту в профессиональной деятельности;

2) определить результаты обучения на языке, понятном работодателю, что создает возможности при найме на работу занять ту позицию, которая наиболее соответствует квалификации заявителя.

Таким образом, задача разработки профессионального паспорта или паспорта профессиональной карьеры представляется чрезвычайно актуальной.

Для решения данной задачи были проанализированы подобные документы, существующие в других странах мира: европаспорт, действующий в странах Европейской экономической зоны; паспорт профессиональной карьеры, действующий в США; а также документы, сходные по смыслу, но применяемые в рамках какой-либо одной сферы профессиональной деятельности, например «Инженерные критерии 2000» (США). Охарактеризуем названные документы.

Европаспорт (Europass) — это инициатива ЕС, призванная обеспечить четкое понимание навыков и квалификации людей по всей Европе. Европаспорт включает в себя пакет документов, разработанных на общеевропейском уровне и обеспечивающих свободное перемещение как работающих, так и учащихся граждан ЕС по всему континенту. Документы Европаспорта представляют собой формы, которые позволяют людям описать свои умения и компетенции в хронологической последовательности их наращивания.

В перечень этих документов входят CV (сокр. от лат. curriculum vitae — сведения об образовании и профессиональном опыте); Европейский языковой паспорт (Europass Language Passport), Европейское свидетельство о мобильности

(Europass Mobility Document), Европейское приложение к сертификату (Europass Certificate Supplement) и Европейское приложение к диплому (Europass Diploma Supplement). Все вместе названные документы составляют Европейское портфолио (Europass Portfolio). Два документа заполняются человеком самостоятельно — это CV и Европейский языковой паспорт. Три других документа — свидетельство о мобильности, приложение к сертификату и приложение к диплому — заполняются надлежащим органом от имени человека.

Люди, имеющие такой пакет документов, могут использовать их при поиске работы либо при поступлении в высшие учебные заведения, зачислении на курсы стажировки и т.п. как в своей стране, так и за рубежом. Особенно они полезны для людей, переезжающих из страны в страну в поисках работы, т.к. они дают работодателям в других странах Европейского союза четкую картину квалификационного профиля и уровня компетенции их обладателя. Документы Europass также дают возможность специалистам в области образования дать квалифицированный совет и рекомендации держателю таких документов о наиболее перспективных возможностях его дальнейшего образования и профессиональной карьеры. В настоящее время европаспорт вручается добровольцам. Предполагается, что его обладатели будут иметь некоторый приоритет в глазах работодателей.

В Евросоюзе уверены, что в течение следующих пяти лет европаспорт поможет трудоустроиться более чем 3 млн человек. В некоторых странах для ищущих работу чрезвычайно важно, чтобы предприниматель истолковывал квалификацию и компетентность единообразно. Поскольку европаспорт представляет собой унифицированную систему оценки кандидатов, работодателям будет легче сравнивать кандидатов и выбирать наиболее подходящего работника, исходя из его профессиональных навыков. Таким образом, европаспорт призван облегчить трудоустройство и карьерное продвижение гражданам стран Европейской экономической зоны, а также упростить процедуру признания свидетельств о профессиональной подготовке.

В Соединенных штатах Америки имеется опыт выдачи унифицированных документов, определяющих квалификацию человека, выпускника учреждения высшего профессионального образования, этот опыт активно внедряется для выпускников общеобразовательных школ. Всем выпускникам системы высшего профессионального образования в США выдается портфолио или паспорт профессиональной карьеры, который представляет собой

индивидуальный портфель официальных документов, отражающих знания, умения и навыки учащегося, студента, которые могут быть востребованы на рынке труда. Основное назначение американского паспорта карьеры схоже с функциональным назначением европаспорта

— помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне и представить работодателям наиболее полные сведения о квалификации, а также академических знаниях, умениях и навыках молодых людей

— претендентов на место работы. Портфолио/ паспорт профессиональной карьеры (Portfolio/ Career Passport) в упорядоченной форме демонстрирует, какие профессиональные и академические знания, умения и навыки студенты приобрели в процессе обучения, трудовой практики и вне профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется оцениванию так называемых «Навыков подготовки к занятости» (Employability skills), которые являются общими для всех профессий и представляют собой общетрудовые и социально-психологические умения и навыки, способствующие успеху на рынке труда.

Таким образом, портфолио/паспорт профессиональной карьеры имеет, несомненно, важное значение для всех участников процесса подготовки и использования рабочей силы на современном рынке труда. Так, для выпускника системы профессионального образования паспорт прежде всего несет психологическую нагрузку, способствует развитию его самооценки и самоанализа, а также повышает шансы на получение рабочего места. В паспорте не содержится негативной информации о студенте, то есть не проставляются отрицательные отметки по тем компетенциям, которыми он не овладел, они просто не включаются в сертификат, не перечисляются возможные недостатки в поведении и т.д. Это побуждает выпускника дорожить паспортом, учит выгодно «продать» себя работодателю, понимать контрактную основу мира занятости, согласно которой взамен оказанных услуг будет производиться оплата его труда.

Для работодателей паспорт профессиональной карьеры ценен тем, что показывает, что умеет и может делать претендент на место работы, а не то, чему он был обучен. Кроме того, паспорт позволяет более эффективно провести профессиональный отбор, подобрать место работы, наиболее соответствующее профессиональным и академическим компетенциям, которыми овладел выпускник, в конечном итоге это способствует повышению производительности труда, уменьшению за-

трат на переподготовку, снижению текучести кадров.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации формируется опыт выдачи подобных документов. В ряде вузов существуют службы сопровождения студентов для содействия профессиональной карьере выпускников. В таких вузах обычно преподаются различные спецкурсы, направленные на содействие студенту в планировании и формировании профессиональной карьеры, например, «Планирование карьеры», «Учимся учиться в университете», а также тренинги делового общения, повышения социально-психологической компетентности, рефлексии собственной деятельности. Выпускники вуза получают «Паспорт карьеры», в котором отражены личные достижения на первом этапе профессионализации (дипломы, сертификаты, грамоты), а также профессиональные компетенции и индивидуальные типологические особенности1 .

Каким может быть паспорт профессиональной карьеры работника сферы образования?

Учитывая сложившийся опыт различных стран мира, можно предположить, что паспорт профессиональной карьеры должен представлять собой пакет документов, характеризующих выпускника профессионального образовательного учреждения или работника по следующим параметрам: общая информация, результаты и опыт обучения, опыт профессиональной деятельности.

В этом смысле, очевидно, паспорт профессиональной карьеры может содержать СУ/ резюме, приложение к диплому об окончании вуза, свидетельство профессиональной мобильности. Рассмотрим, каково должно быть содержание каждого документа.

СV/резюме представляет собой инструмент, используемый людьми для продвижения себя в плане горизонтальной и вертикальной карьеры, в котором представлены результаты обучения в плане имеющегося образования, повышения квалификации и/или переподготовки. Важно отметить, что результаты представляются как достижения, то есть то, что по каким-либо причинам сделать не удалось, в резюме не представляется. Следует понимать, что в зарубежной практике имеется понимание отличия СУ от резюме. СУ имеет достаточно жесткий формат, и информация излагается очень лаконично.

1 Информация сайта Камской государственной

инженерно-экономической академии. Институт международного бизнеса [Интернет-источник], режим доступа: Mtp://www.tari-chelny.ш/modules.php?name = Content&pa = showpage&pid = 2

Резюме может быть написано в виде текста, в котором претендент на рабочее место излагает, какими умениями он владеет на день подачи документа, каким профессиональным опытом, а также каким полезным для осуществления данной профессиональной деятельности опытом он обладает. Таким образом, может сложиться впечатление, что необходимы оба документа либо резюме при условии его представления в некоем заданном формате. С другой стороны, информация, представленная в резюме в свободной форме, представляется человеком самостоятельно и иногда может не совсем четко и адекватно определять действительно имеющиеся умения и опыт. Избежать этого можно за счет предоставления необходимой информации в приложении к диплому, но надо иметь в виду, что в этом случае приложение к диплому, как документ, существующий в практике всех вузов на территории РФ, должно быть серьезно переработано.

Традиционное приложение к диплому представляет собой перечень учебных курсов и оценок в баллах, полученных выпускником. Такое приложение предоставляет информацию о том, насколько успешно выпускник освоил тот или иной учебный курс в рамках образовательной программы; документ, составленный таким образом, не может предоставить информацию о квалификации человека.

Современное приложение к диплому нацелено на то, чтобы описание квалификации, приобретенной в образовательном учреждении было понятным как в своей стране, так и за рубежом — в другом образовательном учреждении (более высокого уровня или в учреждении переподготовки), а также работодателю. Здесь следует обратить внимание на то, что «описание квалификации должно быть понятным» при приеме на работу или зачислении на следующую ступень образования. Это означает, что наличие такого приложения не является автоматической гарантией признания квалификации кем бы то ни было. Это документ, выдаваемый образовательным учреждением, и работодатель реагирует на него по своему усмотрению.

Итак, цель современного приложения к диплому — обеспечить «прозрачность» и адекватное академическое и профессиональное признание квалификаций, зафиксированных в дипломах, сертификатах и прочих документах об образовании. Приложение создает возможность описания оснований, уровня, контекста, содержания и режима обучения, в рамках которых человек обучался и успешно завершил образование с присвоением квалификации. Приложение исключает всякие оценочные

суждения, установление соответствий с другими дипломами или сертификатами или предложения по признанию квалификации. Таким образом, приложение к диплому — это хоть и очень подробный, но достаточно формализованный документ.

В современном приложении к диплому необходимо отразить информацию об обладателе квалификации и образовательном учреждении, информацию о квалификации и об уровне квалификации, информацию о содержании образования и образовательных результатах, информацию о возможностях приложения квалификации.

Итак, в приложении к диплому, как и в самом дипломе, указывается название образовательного учреждения. При этом, естественно, указывается название учреждения, присуждающего квалификацию. Понятно, что в большинстве случаев, однако не всегда, степени присуждаются в учреждении, осуществляющем процесс обучения. Процесс обучения может реализовываться в рамках договорных отношений другим образовательным учреждением. Безусловно, в приложении должен быть определен статус учреждения: частное, то есть негосударственное учреждение, частное учреждение, признанное государством, государственное, при этом можно определить кем аккредитовано учреждение. Если в названии в явном виде не определен вид учреждения в рамках федеральной типологии — это должно быть сделано в приложении.

В приложении дается название квалификации — бакалавр образования, бакалавр науки, магистр. При этом указывается основное направление подготовки, которое определяет основную предметную область квалификации, например, бакалавр физико-математического образования, магистр педагогики, магистр художественного образования.

Здесь же указывается, на каком языке осуществлялось обучение. Нельзя сказать, что это требование неактуально для современной России, поскольку есть немалое количество университетов, где реализуются совместные с зарубежными образовательными учреждениями программы.

В приложении обязательно должен быть определен уровень квалификации, а также продолжительность программы в неделях или годах и ее трудоемкость, включая информацию о внутренних компонентах, например, практическом обучении. Понятно, что трудоемкость отражает полную учебную нагрузку студента, включающую аудиторные занятия, самостоятельную работу, экзамены и т.д. Это может быть выражено через количество часов в неделю в течение

определенного количества недель, или общую трудоемкость программы.

Важной частью приложения к диплому является отражение содержания подготовки и полученных результатов. Необходимо определить способ обучения — очное, заочное, очнозаочное, сэндвич-курсы, дистанционное обучение, включающее или не включающее периоды обучения в базовом образовательном учреждении. Необходимо охарактеризовать, имелись ли какие-либо обязательные специфические элементы подготовки, положение о подготовке и защите диссертации. Очевидно, полученную квалификацию (как уровень освоения программы) нужно определять достаточно точно, указывая требования к успешному прохождению программы, также необходимо точно представить цели и задачи образовательных программ, а также результаты обучения — умения и компетенции, освоение которых возможно в рамках образовательной программы. Этот вопрос представляется наиболее трудным для российской практики образования. Если знания, которые студент должен предъявить по окончании обучения, можно обнаружить в требованиях к обязательному минимуму содержания образовательной программы, представленных в государственных стандартах. Однако современная социокультурная ситуация внесла существенные поправки в определение результатов профессионального образования. Эти результаты определяются не только через знания и умения, но и через понятие компетенций. Понятно, что результаты обучения должны обеспечивать достижение целей образовательной программы; они презентуют программу на рынке образовательных услуг и могут существенно отличаться даже для одноименных программ, предлагаемых различными образовательными учреждениями.

Можно по-разному определять результаты освоения программ профессионального образования. На наш взгляд, достаточно показательным является перечень обязательных компетенций выпускника инженерной программы, определенный для американских программ подготовки инженеров. Каждый выпускник программы должен продемонстрировать:

1) способность применять математические, естественнонаучные и инженерные знания;

2) способность планировать и проводить эксперименты, а также анализировать и интерпретировать данные;

3) способность проектировать системы, их компоненты или процессы в соответствии с поставленными задачами;

4) способность работать в команде специалистов разных направлений;

5) способность определять, формулировать и решать инженерные задачи; 6) понимание профессиональной и этической ответственности; 7) способность эффективно взаимодействовать; 8) широкую эрудицию, необходимую для понимания глобальных и социальных последствий инженерных решений; 9) понимание необходимости и умение учиться в течение всего периода профессиональной деятельности; 10) знание современных проблем; 12) умение применять приобретенные навыки, современные технические приемы и средства в инженерной практике. Данный перечень в явном виде показывает современные ориентиры в определении результатов образования — не просто знания, а способность их применять, при этом стоит обратить внимание, насколько широки должны быть познания современного инженера, точно так же, как и умения, необходимые инженеру в профессиональной деятельности. В.И. Байденко, делая попытку укрупнения компетенций, предлагает перечень современных компетенций выпускника по направлениям подготовки, связанным с гуманитарными и социальными науками. Выпускник должен демонстрировать: — базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применения их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности; — здоровый образ жизни; — понимание и соблюдение базовых ценностей культуры; — гражданственность; — гуманистическую ориентированность; — приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности; — правовую культуру; — владение культурой мышления; — деятельность в иноязычной среде; — готовность к социально-культурному диалогу; — способность к критическому переосмыслению своего профессионального и социального опыта; — развитую письменную и устную коммуникацию, включая иноязычную культуру. В методическом пособии В.И. Байденко предлагается дифференциация результатов образования по двум ступеням высшего образования на основании Дублинских дескрипторов1 . 1 www.jointquality.org

Бакалавр Магистр

Знание и понимание

Соответствует уровню учебников повышенного типа, а также включает некоторые аспекты, сформированные знанием передовых позиций в области обучения Обеспечивает базис или возможность для оригинальности в развитии или применении идей в контексте исследований

Применение знаний и понимания

(Путем) выдвижения и защиты (Через) способность решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте

Формирование суждений

(Включает в себя) сбор и интерпретацию соответствующих данных (Демонстрирует) способность интегрировать знания и справляться со сложностями, выносить суждения на основе неполных данных

Коммуникация

Передача информации, идей, проблем и решений Передача выводов, а также лежащих в их основе знаний и соображений (ограниченный охват) аудитории специалистов и неспециалистов (монолог)

Навыки обучения

Выработаны те навыки, которые необходимы, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с высокой степенью самостоятельности Позволяют осуществлять дальнейшее обучение с большой степенью самостоятельности и саморегулирования

В.И. Байденко подчеркивает, что эту эталонную конструкцию не следует рассматривать как директивную.

Приложение к диплому должно предоставлять максимально подробную информацию о том, из чего именно складывается квалификация выпускника образовательного учреждения, а также о том, каков уровень освоения компетенций, составляющих данную квалификацию. Для этого, очевидно, приложение к диплому должно содержать информацию об объеме курсов, практик и прочих видах работы студента в кредитах, а также об оценках, полученных обучающимся за аттестационные работы по курсам, модулям и в целом по образовательной программе.

В силу разнообразия используемых вузами шкал оценивания работодателю или другому образовательному учреждению может представляться непрозрачной информация об успешности освоения компетенций владельцем приложения к диплому. В этом плане пояснения к европейскому приложению к диплому рекомендуют указывать максимально возможную оценку и минимально «проходной балл», при котором программа считается освоенной. Очевидно, эту рекомендацию можно рассматривать как рациональную.

Ориентируясь на европейские документы, можно также считать необходимой информацию о праве практиковать или о профессиональном статусе, который предоставляется обладателю той или иной квалификации. Очевидно, в приложении к диплому должна быть размещена информация об обучении или прохождении стажировки в другом вузе или организации в России или за рубежом. Приложение к диплому может также включать прочую информацию о вузе, в котором была получена квалификация или любая другая информация, которая позволит лучше оценить характер, уровень и применение квалификации. Возможно, например, указание ссылки на веб-сайт вуза, факультета

или кафедры, благодаря чему можно получить дополнительные сведения о квалификации. Понятно, что приложение к диплому должно иметь соответствующие статусу документа подписи и официальные штампы, гарантирующие подлинность документа.

Свидетельство о профессиональной мобильности представляет собой документ, в котором производятся записи о любом организованном обучении в рамках профессиональной деятельности, повышении квалификации или переподготовке, а также записи, сходные с записями трудовой книжки — позиции или должности на каждом месте работы. Необходимо подчеркнуть, что этот документ отличается от трудовой книжки, поскольку включает записи об обучении, кроме того, владельцем этого документа является человек, а не организация, следовательно, он пользуется им по своему усмотрению, в том числе для поиска нового места работы.

Записи в свидетельстве профессиональной мобильности могут производиться в хронологической последовательности, но, очевидно, оно может быть успешнее использовано, если будет структурировано по разделам, например, уже названным — о повышении квалификации, о переподготовке, собственно о профессиональной деятельности: месте работы и позиции. Каждая запись должна быть должным образом заверена.

Итак, паспорт профессиональной карьеры содержит следующие документы: СУ, диплом и приложение к нему, а также свидетельство профессиональной мобильности. Каждый из документов имеет свою смысловую нагрузку в данном пакете, представляя разнообразную информацию о полученном стартовом профессиональном образовании и дальнейшем развитии профессиональной компетентности в рамках организованного обучения, а также о разнообразном профессиональном опыте человека — держателя паспорта профессиональной карьеры.

Библиографический список

1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст]: метод. пособие / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

2. Капшутарь, М.А. Эволюционный аспект проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://mmj.ru/education_ahey.html? &article = 506&cHash = -cad493b71c

3. Широбоков, С. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста: опыт США [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/epub/001.htm

4. Европейское портфолио [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.europass.ie

5. Признание квалификаций в области высшего образования [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://www.quality.edu.ru/ information/akk/help/250/

6. Объяснение по заполнению приложения к диплому (Explanatory notes on completing diploma supplements) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. uknec.org.uk/index.asp?page=112

7. Сайт European Employment Service (Европейская служба занятости) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://europass.cedefop.europa.eu/ europass/home/vemav/Information + and++Support/ EURES/navigate.action

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.