Научная статья на тему 'Механизм реализации Копенгагенского процесса и современные особенности развития европейской системы профессионального образования'

Механизм реализации Копенгагенского процесса и современные особенности развития европейской системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЕВРОПАСПОРТ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАМКА / СТРАТЕГИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCE / EUROPASS / QUALIFICATIONS FRAMEWORK / DEVELOPMENT OF VOCATIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синяговская М. Б.

Статья посвящена результатам реализации Копенгагенского процесса, предполагающего создание общеевропейского пространства профессионального образования и новым направлениям развития с учетом стратегии «Европа 2020» в сфере профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF THE IMPLEMENTATION OF THE COPENHAGEN PROCESS AND CURRENT FEATURES IN THE DEVELOPMENT OF THE EUROPEAN SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

The following paper examines the results of the Copenhagen Process, which proposes the creation of a pan-European space for vocational education, and new directions in its development, taking into account the “Europe 2020” strategy in the field of vocational education.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации Копенгагенского процесса и современные особенности развития европейской системы профессионального образования»

ми условиями технологизации процесса обучения студентов Разработка учебных целей является одним из значимых дос-

являются: четкое проектирование учебных целей, опора на дос- тижений в американской педагогике и предметных методиках обу-

тижения современной науки в области когнитивной психологии чения. Важным условием технологизации °бучения студент°в

и нейропедагогике в понимание сущности и закономерности является разработка образовательных индикаторов, старью оп-

процесса обучения, воспроизводимость технологии проблемно- ределяют базовые критерии качественного образования, так как

г ^ /.гм г иногда не существует прямых показателей, указывающих на эф-

модульного обучения, проектирование содержания обучения. фективность или неэффективность этого процесса.

Библиографический список

1. Дракина, И.К. Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессиональным умениям студентов // Академия профессионального образования. - 2012. - № 4.

2. Кривых, С.В. Педагогические технологии обучения. Кейс-метод: методич. пособие. - СПб., 2010.

3. Брайан, Трейси. Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси - TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough

Career Success. - М., 2009.

Bibliography

1. Drakina, I.K. Trebovaniya federaljnogo gosudarstvennogo obrazovateljnogo standarta k professionaljnihm umeniyam studentov // Akademiya professionaljnogo obrazovaniya. - 2012. - № 4.

2. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskie tekhnologii obucheniya. Keyjs-metod: metodich. posobie. - SPb., 2010.

3. Brayjan, Treyjsi. Tekhnologiya dostizheniyj: Turbokouching po Brayjanu Treyjsi - TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough

Career Success. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 20.06.13

УДК 37.0

Sinyagovskaya M.B. THE MECHANISM OF THE IMPLEMENTATION OF THE COPENHAGEN PROCESS AND CURRENT FEATURES IN THE DEVELOPMENT OF THE EUROPEAN SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION.

The following paper examines the results of the Copenhagen Process, which proposes the creation of a pan-European space for vocational education, and new directions in its development, taking into account the “Europe 2020” strategy in the field of vocational education.

Key words: vocational education, competence, Europass, Qualifications Framework, development of vocational competence.

М.Б. Синяговская, соискатель, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОПЕНГАГЕНСКОГО ПРОЦЕССА И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена результатам реализации Копенгагенского процесса, предполагающего создание общеевропейского пространства профессионального образования и новым направлениям развития с учетом стратегии «Европа 2020» в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетенции, европаспорт, квалификационная рамка, стратегия, повышение квалификации.

Реформы, происходящие в российской системе профессионального образования, до сих пор не коснулись способов измерения соответствия работника требованиям рабочего места, что достаточно давно практикуется в странах Евросоюза и получило там название компетенции. Благодаря компетенциям молодые люди могут значительно проще выстраивать собственную образовательную траекторию, а люди со стажем - оценивать возможности наиболее оптимального «доучивания» в случае перехода с одного места работы на другое.

В нашей стране пока не осуществлен переход на компетенции, который стал возможным в Европе за счет реализации процесса, получившего название Брюгге-Копенгагенский (в дальнейшем для простоты восприятия мы будем использовать термин «Копенгагенский процесс»).

Для российской системы профессионального образования по-прежнему важным остается уровень освоения конкретных программ обучения. Выражаем надежду на то, что данная статья позволит расширить представление об интеграционных процессах в сфере профессионального образования в Европе и условиях, в которых происходит внедрение компетенций.

Национальные системы профессионального образования и обучения Европы устроены несколько иначе по сравнению с российской. В европейских странах, как и в России, есть начальное профессиональное образование, направленное на освоение базовых основ профессии (квалификации) и позволяю-

щее молодым людям осуществлять переход из сферы образования в сферу занятости. Следующая подсистема профессионального образования и обучения - это непрерывное профессиональное образование, которое охватывает все секторы образования, следующие после обязательного, включая повышение квалификации работников (в российском понимании - дополнительное образование), образование и обучение взрослого населения, безработных граждан, лиц с ограниченными возможностями, переселенцев (обучение в течение всей жизни). Все перечисленные формы образования объединяет общая интегрированная система квалификаций, ориентированная на получение компетенций, а не на освоение конкретных учебных программ.

Интеграционная активность в сфере профессионального образования, пройдя несколько этапов, оформилась в виде Копенгагенской декларации в 2002 году Принятие Декларации ознаменовало лишь начало нового общеевропейского образовательного процесса, в котором предстояло конкретизировать задачи в области профессионального образования, в области занятости, определить способы достижения большей мобильности учащихся, уточнить порядок признания квалификационных требований по значительному списку профессий. Для решения этих и многих других задач был сформирован Координационный совет и несколько рабочих групп, которым предстояло действовать по своим направлениям. В результате в 2003 году по-

явилась Европейская стратегия занятости, в том же году были определены направления экономической политики Евросоюза на период 2003-2005 гг., которые предусматривали увеличение инвестиций в образование, включая вопросы улучшения качества образования и обучения. В 2004 году было принято Маастрихтское коммюнике, которое принято называть уточненным вариантом Копенгагенской декларации, потому что в нем сформулированы были принципы реформирования национальных систем профессионального образования, в том числе требование усилить взаимодействие между всеми участниками процесса на национальном, региональном и местном уровнях. В коммюнике была поставлена задача облегчения мобильности рабочих кадров и учащихся между странами, увеличение возможностей трудоустройства, расширение консультативной помощи в плане выбора формы и способа обучения. Основой реализации поставленных задач провозглашены были принципы добровольности, открытый метод координации, активное вовлечение в реализацию всех значимых проектов социальных партнеров, прозрачность деятельности и взаимное доверие.

Основными механизмами реализации задач, сформулированных в Копенгагенской декларации, должны были стать:

- более тесное взаимодействие между профессиональным образованием и высшим образованием;

- создание национальных и общеевропейской квалификационных рамок;

- осуществление мероприятий по стандартизации информации об уровне квалификации и профессиональном опыте занятых на территории Евросоюза (объединены условным названием Europass, дословно: Европаспорт).

Европаспорт в настоящее время представляет собой набор из пяти документов на одном из официальных языков Евросоюза, в том числе: резюме, в котором указывается полученное образование и имеющийся опыт работы; языковой паспорт (в соответствии с принятой в Евросоюзе системой уровней владения иностранным языком знания и умения в этой сфере подразделяются на три группы (A,B,C) и шесть уровней: уровень выживания, предпороговый уровень, пороговый уровень, пороговый продвинутый уровень, уровень профессионального владения и уровень владения в совершенстве - прим. авт.), подтверждающий знание иностранных языков; паспорт мобильности; документ, являющийся приложением Европаспорта, в котором образовательное учреждение, обеспечившее начальное профессиональное образованием, подтверждает уровень знаний, полученных конкретным лицом, и аналогичный документ, выданный высшим учебным заведением.

Анализ научной литературы и документов Еврокомиссии позволяет констатировать, что Копенгагенский процесс за прошедшее десятилетие способствовал осознанию значения профессионального образования, как на европейском уровне, так и на национальном. Это наглядно демонстрирует содержание принятых за это время европейских директив и разработанных принципов, которые направлены на то, чтобы сделать процесс получения, присвоения квалификации более прозрачным, легче сравниваемым и проще переносимым из страны в страну, что в конечном итоге гарантирует гибкость и высокое качество европейского профессионального образования.

Последствия Копенгагенского процесса на образовательную политику стран Евросоюза были достаточно весомыми: такие важные процессы, как развитие национальной квалификационной рамки с учетом необходимости создания общеевропейской квалификационной рамки (EQR), стали возможны только в результате Копенгагенского процесса. Эти рамки, учитывающие не только профессиональное, но и высшее образование, ответственны за смену перспективы обучения - от ориентации на затраты к ориентации на результат. Процесс формирования рамок в значительной мере способствовал созданию транспарентной и гибкой национальной квалификационной системы, что сопровождалось внедрением нового метода обучения - peer learning (нем.: kollegiales Lernen).

В отечественной литературе, посвященной вопросам педагогики и образования за рубежом, данный термин пока не нашел своего отражения. Позволим себе перевести его как коллегиальное обучение. Данный метод обучения предполагает коллегиальное обсуждение рассматриваемой темы, при котором усилиями преподавателя перспектива темы часто меняется, ставятся все новые вопросы, которые требуют от участников их личной точки зрения. Особенность этого метода заключается

в структуре вопросов и отказе от преждевременных советов со стороны всех участников. Первоначально участники, которые разбиваются на группы, должны максимально больше придумать вопросов к рассматриваемой теме и только потом приступать к поиску оптимального решения проблемы. Умение задавать открытые вопросы, рассматривать проблему с учетом разной перспективы - есть признак социальной компетенции, свидетельствующий об умении не только принимать самостоятельные решения, но и вовлекать в процесс принятия решения других [1]. Этот метод все активнее применяется в настоящее время в системе профессионального образования и повышения квалификации, позволяя выстраивать на производстве более тесные отношения между сотрудниками за счет большего доверия и взаимопонимания.

В настоящее время участники Копенгагенского процесса рассматривают peer learning не только как метод обучения в рамках профессионального образования, но и как способ более активного вовлечения в обсуждение и решение задач Копенгагенской декларации европейских социальных партнеров, институтов гражданского общества, образовательных учреждений и собственно учащихся.

Профессиональное образование как самостоятельный общественный институт не в силах справиться со всеми вызовами современного мира, но оно может эффективно поддержать и стимулировать процессы мобильности кадров и обучения в течение всей жизни, для чего необходимы новые концепции, вовлекающие профессиональное образование в сферу занятости и социальной политики.

С учетом этого и опираясь на достижения Копенгагенского процесса, Евросоюзом был разработан комплекс мер, направленных на повышение экономического роста и занятости в ЕС, получивший название стратегия «Европа 2020», в которой профессиональное образование и обучение рассматривается в качестве фундамента общеевропейского взаимодействия. Основная идея стратегии «Европа 2020», суть которой сводится к тому, что «эффективные инвестиции в человеческий капитал через систему профессионального образования и обучения являются неотъемлемой частью Европейской стратегии развития», направлена на расширение возможностей для граждан объединенной Европы в плане реализации их потенциалов.

По сравнению с Копенгагенской декларацией в стратегии «Европа 2020» сохранились такие стратегические цели, как обеспечение мобильности кадров на европейском пространстве, улучшение качества профессионального образования и создание национальных квалификационных рамок. Добавились две задачи, требующие большей социальной сплоченности и воспитания объективного отношения к действительности, а также призывающие к поддержке инноваций, включая предпринимательскую деятельность, на всех уровнях образовательного процесса.

В стратегии подчеркивается важность скорого внедрения Европейской квалификационной рамки и принятия Европейской хартии мобильности, что является косвенным подтверждением того, что разработка и внедрение национальных квалификационных рамок сталкивается с определенными проблемами в отдельных странах, и эффективного механизма по сближению разных позиций участниками Копенгагенского процесса пока не найдено. Принятая Европейская квалификационная рамка и последовавшее за этим принятие директивы «Новые навыки для новых рабочих мест» не стали пока эффективными инструментами классификации получаемых знаний, навыков и компетенций в пределах объединенной Европы, хотя следует признать, что они стимулируют повышение уровня профессиональной подготовки [2].

Таким образом, концептуально нового в стратегии «Европа 2020» по сравнению с Копенгагенской декларации появилось немного. Однако большего внимания заслуживают поставленные практические задачи на ближайшее десятилетие в сфере профессионального образования, в том числе:

- квота учащихся, которые «бросают» учебу, к 2020 году должна быть снижена до 10%;

- квота населения в возрасте от 30 до 34 лет, имеющая высшее образование или сравнимое с этим уровнем, должна вырасти до 40%;

- квота населения, разделяющая взгляды «обучения в течение всей жизни» должна быть не менее 15% от взрослого населения;

- к 2020 году, по крайней мере, половина 15-летних подростков должна владеть одним иностранным языком и 75% - заниматься изучением второго языка [3].

С учетом поставленных целей и приоритетов европейской стратегии на период до 2020 года, а также учитывая принцип субсидиарности [4], был принят документ, получивший название «Глобальное видение профессионального образования в 2020 году»; определены стратегические цели на период 20112020, которые базируются на этом видении, краткосрочные цели для национального уровня на период 2011-2014 гг. и провозглашены общие принципы личной ответственности за реализацию Копенгагенского процесса [5].

В 2020 году получение профессионального образования должно быть более привлекательным, инновационным, ориентированным на конкретную профессию, стимулирующим к обучению в течение всей жизни и более доступным по сравнению с тем, что имело место в 2010 году, - так начинается «Глобальное видение профессионального образования в 2020 году». В числе стратегически важных целей называются следующие шесть:

- начальное профессиональное образование должно стать более привлекательным для молодых людей, и они должны иметь возможность познакомится с максимально большим количеством профессий;

- до 2014 года все страны должны иметь национальные квалификационные рамки, что потребует более тесного взаимодействия социальных партнеров с образовательными учреждениями и поставит новые задачи перед практикой;

- обеспечение доступности профессионального образования за счет более гибких форм предоставления образовательных услуг и получения квалификации, что потребует от национальных квалификационных рамок более полного учета требований общеевропейской рамки;

- поддержка международной мобильности в сфере профессионального образования ставит перед региональными и местными властями задачу интернационализации деятельности подопечных образовательных учреждений, включая более активное внедрение в программы по обмену учащимися языковых курсов;

- поддержка творческого начала, инновационности обучения, включая развитие духа предпринимательства у учащихся, а также максимально полное использование возможностей новых информационно-коммуникационных технологий;

- открытый доступ к профессиональному образованию для всех должен содействовать снижению квоты тех, кто «бросает» учебу, и в то же время поддержать лиц с ограниченными возможностями в их стремлении освоить новую профессию (для

Библиографический список

реализации этой цели следует более активно использовать аудио-визуальные возможности высоких технологий);

Помимо шести стратегических целей Совет назвал еще пять целей, ориентированных больше на национальный уровень их решения, в том числе:

- более активное вовлечение участников профессионального образования в Копенгагенский процесс и демонстрация достижений европейского сотрудничества;

- координированное использование европейских и национальных инструментов в деле обеспечения транспарентности проводимых мероприятий, взаимного признания квалификационных требований, обеспечения качества образования и мобильности;

- более тесная взаимосвязь между политикой в сфере профессионального образования и смежных сферах;

- улучшение качества подаваемых данных и их сравнимости для формирования общеевропейской политики в сфере профессионального образования;

- рациональное использование руководства Евросоюза [6].

Таким образом, с начала нового столетия европейский рынок образовательных услуг, состоящий из национальных образовательных рынков, демонстрирует тенденцию к выработке единой позиции по всё более широкому кругу вопросов. При этом участники Копенгагенского процесса признают, что до полноценного создания европейского образовательного пространства еще далеко. В целях скорейшего его построения необходимо повышать престиж и привлекательность профессионального образования; более активно внедрять в национальные образовательные системы единые критерии и принципы, способствующие мобильности кадров; совершенствовать рынки труда и систему переноса квалификаций; усиливать связь с высшим образованием; широко внедрять гибкие формы обучения в течение всей жизни и такие новые образовательные технологии, как peer learning.

В целях успешного завершения Копенгагенского процесса и реализации целей в области профессионального образования в рамках стратегии «Европа 2020» все участники намерены координировать местные инициативы с инициативами, исходящими с высшего уровня Евросоюза, и неуклонно расширять круг участников данной европейской инициативы. Разделяя традицию «учиться у других» и развивая в связи с этим процесс европеизации, национальные государства частично сохраняют собственные традиции профессионального образования. Благодаря этому они смогли быстро добиться консенсуса между совершенно разными государственными позициями.

1. Harring, Marius/B^m-Kasper, Oliver/Rohlfs, Carsten/Palentien, Christian: Peers als Bildungs- und Sozialisationsinstanzen - eine Einfbhrung in die Thematik. In: Harring, Marius/B^m-Kasper, Oliver/Rohlfs, Carsten/Palentien, Christian (Hrsg.): Freundschaften, Cliquen und Jugendkulturen - Peers als Bildungs- und Sozialisationsinstanzen, VS-Verlag, Wiesbaden, 2010.

2. Модернизация образования как условие устойчивого развития: материалы международной конф. Ярославский образовательный форум. - Ярославль, 2012 [Э/р]. - Р/д: http://do.gendocs.ru/docs/index-384322.html#8580246)

3. Стратегия «Европа 2020» [Э/р]. - Р/д: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm

4. Принцип субсидиарности является одним из принятых в деятельности Евросоюза правовых принципов, в соответствии с которым все задачи решаются на самом низовом, среднем или удалённом от центра уровне, гарантирующим эффективное исполнение поставленной задачи. - прим. авт.

5. Огратегия «Европа 2020» [Э/р]. - Р/д: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm

6. Полный текст Коммюнике Брюгге по усилению Европейского сотрудничества в области профессионального образования на период 2011-2020 гг. [Э/р]. - Р/д: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-10-1673_de.htm

Bibliography

1. Harring, Marius/Bohm-Kasper, Oliver/Rohlfs, Carsten/Palentien, Christian: Peers als Bildungs- und Sozialisationsinstanzen - eine Einfuhrung in die Thematik. In: Harring, Marius/Bohm-Kasper, Oliver/Rohlfs, Carsten/Palentien, Christian (Hrsg.): Freundschaften, Cliquen und Jugendkulturen - Peers als Bildungs- und Sozialisationsinstanzen, VS-Verlag, Wiesbaden, 2010.

2. Modernizaciya obrazovaniya kak uslovie ustoyjchivogo razvitiya: materialih mezhdunarodnoyj konf. Yaroslavskiyj obrazovateljnihyj forum. -Yaroslavlj, 2012 [Eh/r]. - R/d: http://do.gendocs.ru/docs/index-384322.html#8580246)

3. Strategiya «Evropa 2020» [Eh/r]. - R/d: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm

4. Princip subsidiarnosti yavlyaetsya odnim iz prinyatihkh v deyateljnosti Evrosoyuza pravovihkh principov, v sootvetstvii s kotorihm vse zadachi reshayutsya na samom nizovom, srednem ili udalyonnom ot centra urovne, garantiruyuthim ehffektivnoe ispolnenie postavlennoyj zadachi. -prim. avt.

5. Ctrategiya «Evropa 2020» [Eh/r]. - R/d: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm

6. Polnihyj tekst Kommyunike Bryugge po usileniyu Evropeyjskogo sotrudnichestva v oblasti professionaljnogo obrazovaniya na period 2011 -2020 gg. [Eh/r]. - R/d: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-10-1673_de.htm

Статья поступила в редакцию 20.06.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.