3. Советов, Б.Я. Моделирование систем: учебник / Б.Я. Советов, С.А. Яковлев. - М., 2001.
4. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. Пособие / Е.В. Зарукина,
Н.А. Логинова. - СПб., 2010.
5. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.
6. Роберт, И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы. -М., 1990.
7. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системе и системном подходе. - Челябинск, 1986.
8. Овчинникова, О.С. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010.
9. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.
Bibliography
1. Ivanovskaya, M.N. Informacionno-kommunikacionnaya kompetentnostj v professionaljnoyj deyateljnosti // Prioritetnihe napravleniya razvitiya sovremennoyj nauki: materialih III Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. / nauch. red. M.V. Volkova. - Cheboksarih, 2012.
2. Yakovleva, N.O. Teoretiko-metodologicheskie osnovih pedagogicheskogo proektirovaniya: monografiya. - M., 2002.
3. Sovetov, B.Ya. Modelirovanie sistem: uchebnik / B.Ya. Sovetov, S.A. Yakovlev. - M., 2001.
4. Zarukina, E.V. Aktivnihe metodih obucheniya: rekomendacii po razrabotke i primeneniyu: ucheb.-metod. Posobie / E.V. Zarukina, N.A. Loginova.
- SPb., 2010.
5. Zagvyazinskiyj, V.I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretaciya. - M., 2001.
6. Robert, I.V. Koncepciya vnedreniya sredstv novihkh informacionnihkh tekhnologiyj v uchebnihyj process obtheobrazovateljnoyj shkolih. -M., 1990.
7. Konarzhevskiyj, Yu.A. Chto nuzhno znatj direktoru shkolih o sisteme i sistemnom podkhode. - Chelyabinsk, 1986.
8. Ovchinnikova, O.S. Razvitie professionaljnoyj kommunikativnoyj kompetentnosti buduthikh uchiteleyj inostrannogo yazihka: dis. . kand.
ped. nauk. - Chelyabinsk, 2010.
9. Isaev, I.F. Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya: uchebnoe posob. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 377
Nazarenko M.A. FEATURES OF EUROPEAN INTEGRATION IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION. This following article presents an analysis of the international environment, which integrates the Russian School. The author examines in comparative terms of two basic processes in the field of European vocational education - Bologna and Copenhagen. Features of European integration in the field of vocational education.
Key words: integration, vocational education, mobility, educational model, content analysis, bricolage.
М.А. Назаренко, канд. физ.-мат. наук, директор филиала Московского гос. технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), г. Дубна,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен анализ международной среды, в которую интегрируется российская высшая школа. Автор рассматривает в сравнительном плане два основных процесса в сфере европейского профессионального образования - Болонский и Копенгагенский.
Ключевые слова: интеграция, профессиональное образование, мобильность, образовательная модель, контент-анализ, совместное творчество.
В нынешнем году исполняется десять лет, как Россия приняла на себя определенные обязательства в рамках Болонского процесса. За прошедшее десятилетие Россия активно интегрировалась в международное образовательное пространство со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая соглашения о кооперации между российскими и западными вузами. Зарубежные университеты и институты стремятся проникнуть на российский рынок образовательных услуг и предлагают свои образовательные программы в рамках дистанционного обучения.
Как следствие этих процессов растет образовательная и научная мобильность, которую не учитывать уже нельзя, и вряд ли в среднесрочной перспективе эти процессы затормозятся. Исходя из этого, российским вузам следует готовиться к серьезной международной конкурентной борьбе, а изучение особенностей мировой образовательной среды представляется вполне актуальным.
Принципиально отличные друг от друга, но международно признанные модели профессионального образования и в особенности высшего образования США, Германии, Франции и Великобритании представляют первоочередной интерес. Всеобщей позиции по поводу того, каким критериям должна отвечать национальная образовательная система, выработать до сих пор не удалось. Нынешние европейские реформы, в том числе, Болонский и Копенгагенский процессы, задумывались изначально
для того, чтобы обеспечить более высокую конкурентоспособность Европы по сравнению с США.
В рамках продолжающейся в течение последнего десятилетия образовательной экспансии процессы диффузии образовательных моделей и ее выход за культурные и национальные границы оказали существенное влияние на реформы профессионального и высшего образования. «Образовательные системы существенно изменились, например, благодаря переходу от университета элиты к университету масс или в результате растущего значения знания, в целом» [1]. Такие европейские процессы, как Болонский и Копенгагенский существенно ускорили процесс интернационализации и усилили тенденцию к диффузии.
«Болонский и Копенгагенский процессы направлены на то, чтобы максимально облегчить возможность сопоставления образовательных результатов. Кроме того, должна быть существенно повышена проницаемость между различными областями образования и в особенности между профессиональным и общим образованием» [2]. В конце концов, эти процессы, будучи частью Лиссабонской стратегии, должны усилить конкурентоспособность Европы и способствовать реализации целей занятости и обучения в течение всей жизни. Таким образом, Европа пытается утвердиться в конкурентной борьбе с США, чья модель высшего образования, даже, несмотря на экономический кризис и выросшую безработицу и бедность в стране, не потеряла своей привлекательности.
Основываясь на анализе документов, подписанных в Болонье и Копенгагене, попытаемся выявить особенности создаваемой в настоящее время европейской образовательной модели. При этом в фокусе нашего сравнительного анализа будут находиться не образовательные системы, а образовательные модели. Значимость такого выбора основывается на том, что образовательные модели, с одной стороны, несут в себе специфические национальные идеи, нормы права, а с другой стороны, будучи элементом транснациональной структуры, несут на себе отражение происходящих в настоящее время процессов диффузии, в результате которых усиливается конвергенция различных образовательных систем.
По мнению профессора Стэндфордского университета В.Р Скотта, с точки зрения социальной стабильности и значения следует различать институты (учреждения) культурно-когнитивные, нормативные и регулирующие [3]. В соответствии с таким подходом будут рассматриваться свойства складывающейся образовательной модели Европы.
Применительно к постановке вопроса в нашем исследовании культурно-когнитивное измерение касается самой идеи, то есть что собственно есть высшее и профессиональное образование; как должны выглядеть нормативные контуры, закрепляющие идеальные представления об этих формах образования.
Нормативное измерение касается целевых групп, организационных форм, в которых будет проходить обучение, а также центральные стандарты и правила.
Регулирующее измерение затрагивает конкретные вопросы управления и финансирования образовательной системы. Согласно такому институциональному измерению относительное многообразие тем, содержащихся в европейских документах, должно быть соответствующим образом структурировано, чтобы правильно представлять модель Болонского и Копенгагенского процессов.
Несмотря на всевозможные сравнительные исследования, которые в настоящее время проводятся по всему миру, отсут-
ствуют работы, в которых анализируются и сопоставляются лежащие в их основе идеи, нормативы и стандарты, которые и делают выбранные модели собственно передовым опытом.
Из чего состоит собственно европейская образовательная модель? В научной литературе имеется несколько ответов на данный вопрос. Есть сторонники мнения, что складывающаяся европейская образовательная модель не вобрала в себя в чистом виде ни американские элементы, ни европейские. Она представляет собой, скорее всего, набор различных характеристик исторически выросших национальных моделей. В связи с этим следует говорить о так называемом «совместном творчестве», то есть набор различных элементов привел к появлению чего-то нового [4]. Среди прочего эти взгляды разделяют те, кто обосновывает создание европейской модели необходимостью продолжения конкурентной борьбы в противостоянии с США. Результат «совместного творчества» ими воспринимается в культурно-когнитивном измерении, которое требует постоянной интерпретации идей и концепций для осуществления самых разных мероприятий в образовательной сфере.
Что касается нормативного измерения, то тут действует допущение, что предложенные стандарты и нормы европейской образовательной модели скорее должны быть общими, нежели предоставлять отдельной стране возможность интерпретировать их на собственный лад.
Для того чтобы анализировать ход создания европейской модели образования и, в частности то, как исполняются Копенгагенские и Болонские договоренности, было принято решение сравнивать только те показатели, которые указываются в коммюнике по итогам проводимых каждые два года общеевропейских конференций. Во всех итоговых документах закрепляются общие цели, приводятся единые стандарты, к которым отдельные страны могут стремиться на принципах добровольности, а также даются оценки полученным достижениям. «Несмотря на обилие существующих документов по Болонскому и Копенгагенскому процессу, включая такие, как Stocktaking Reports или информационные сообщения отдельных национальных участ-
Высшее образование
Профессиональное образование
Обучение в течение всей жизни
Экономически-утилитарное
измерение
Повышение привлекательности и качества
Мобильность
Сопоставление квалификаций Социальное измерение
Ускорение и устойчивость процесса
Глобальная кооперация/соотв. конкуренция
Европейское пространство высшей
школы/профессионального
образования
Исследования
15 10 5 0 5
Релевантный показатель в процентах
10
20
Рис. 1. Идеалы и цели в европейской образовательной модели (в процентах). Источник: INVEST Database on the Bologna and Copenhagen Processes, собственные расчеты
Высшее образование
Профессиональное
образование
Структурное изменение (СИ)
СИ: Общество знаний
СИ: Общеобразовательные предметы (без специализации)
СИ: Рынки труда
Глобальная конкуренция Спрос на рынке труда Устойчивость
Социальное единение/интеграция людей с физическими проблемами
Технологии/Поддержка инноваций
Демократизация
Расширение ЕС на Восток
Демографические изменения
35 30 25 20 15 10 5 0
Релевантный показатель в процентах
5 10 15 20 25
30
Рис. 2. Аргументация, подтверждающая необходимость европейской образовательной модели (в процентах). Источник: INVEST Database on the Bologna and Copenhagen Processes, собственные расчеты
ников, анализ ограничивается рамками совместно принятых документов. Ответ на поставленные вопросы в этих документах требует консенсуса, который развивается с 1998 года и не терпит интерпретаций отдельных участников процесса. В этой связи все коммюнике и декларации общеевропейских конференций по вопросам профессионального образования представляют собой итог переговорного процесса, в котором сталкивались противоречивые представления о развитии европейского образования и по-разному виделись его перспективы» [5].
Автоматическому анализу документов с применением программного продукта Atlas.ti. подвергается огромное количество страниц текста. Контент-анализ осуществляется по трем известным нам направлениям: культурно-когнитивному, нормативному и регулирующему.
Главными целями в Болонском и Копенгагенском процессах были доступность обучения в течение всей жизни, повышение глобальной конкурентоспособности и укрепление позиций занятости индивидуума, а также повышение привлекательности и качества европейского профессионального образования (см. рис. 1).
Справочно: Указанные цели и идеи совпадают на 73% в 578 текстах, которые проверялись с помощью контент-анализа, по всем сравниваемым категориям, касавшимся высшего образования, и на 71% в 433 текстах, относившихся к сфере профессионального образования.
Для высшего образования, как видно из приведенных данных, большое значение имеет стимулирование международной мобильности, большая открытость национальных систем, а также сопоставимость систем высшего образования и приобретенных квалификационных характеристик. Большое значение имеет исследовательская деятельность как существенная составная часть высшего образования.
В части профессионального образования приоритетными являются такие показатели, как достижение экономических целей, гарантия занятости, признание в границах Европы приобретенных знаний и умений, а также желание растущего взаимного понимания национальной квалификации. Социальная составляющая, которая в результате образования становится еще более значимой, в документах Копенгагенского процесса обсуждается чаще по сравнению с Болонскими документами, в которых она представлена довольно абстрактно.
Несмотря на значительные совпадения в аргументах, которые легитимируют процессы европеизации, нельзя не обратить внимания на важные различия, отражающие специфику этих образовательных категорий (рис. 2).
Таким образом, складывающаяся синтезируемая европейская образовательная модель представляет собой продолжающуюся интерпретацию контент-анализа. В центре европейской образовательной модели находится индивидуум. Главная цель состоит в совершенствовании индивидуальных компетенций, чтобы человек мог достойно отвечать на вызовы быстро меняющегося рынка труда Европы и бурно развивающегося общества знаний. В соответствии с этим в сфере высшей школы высшая цель - компетентный, обладающий современными знаниями индивид, готовый справиться с меняющимися обстоятельствами. Связь науки и образования должна усилить конкурентоспособность и инновационные возможности университетов. Согласно европейской образовательной модели профессиональное образование позволяет отдельным индивидуумам демонстрировать собственный «дух предпринимательства», в результате чего достигается карьерный рост. Такая постановка цели продиктована необходимостью гарантирования занятости и является свидетельством того, что ответственность за образование и решение проблемы занятости законодательно переносится полностью на индивидуума.
Если рассматривать нормативное измерение, то целевые группы для отдельных сфер образования классифицируются по-разному. В то время как высшее образование должно быть доступно тем, кто показал себя способным добиваться хороших показателей в образовании и науке, то есть соответствует принятым меритократическим критериям, профессиональное образование должно быть доступно в первую очередь людям с ограниченными возможностями и инвалидам.
В качестве организационной формы университет и институт считаются наиболее приемлемыми с точки зрения обеспечения конкурентоспособности и ориентации на науку, причем конкретные свойства их остаются по-прежнему открытыми, а существующее в Европе многообразие форм угрозы с собой не несет [6]. По сравнению с высшим образованием, где связь образования и экономики не так отчетливо видна, в профессиональном образовании она просматривается повсеместно. При этом, хотя рабочее место является важной нормой, тем не менее, организационные формы в профессиональном образовании остаются во многом неопределенными. И в этом плане каждая национальная образовательная система вправе подвергать реформам свои организационные формы без радикального отказа от существующих принципов реформирования.
Согласно нашему первому предположению европейская образовательная модель вобрала в себя различные элементы национальных моделей, в особенности в части культурно-когнитивной. Процессы европеизации, ориентированные на дости-
жение консенсуса, привели к тому, что чрезмерно выросшее влияние американских университетов в послевоенное время удалось существенно нивелировать. Если детально сравнить идеи, инкорпорированные в национальных моделях, то выяснится, что идеал высшего образования состоит в соединении учебы и исследовательской деятельности. На современном этапе ни американская, ни немецкая, ни французская и ни британская образовательная модель не являются основным источником тех идеалов, целей, стандартов и законов, которые отличают нынешнюю европейскую образовательную модель. Она строится с учетом традиционных достижений в сферах высшего и профессионального образования ведущих стран Европы и США. Новая европейская модель несет в себе элементы всех названных четырех национальных моделей.
Складывающаяся европейская образовательная модель, которая давно перешагнула границы объединенной Европы и даже на другом берегу Атлантики завоевывает признание и авторитет, является плодом «совместных творческих усилий» не только в смысле культурно-когнитивном, но и в нормативном [7]. Однако следует признать, что ряд норм и регулирующих моментов пока не конкретизированы. Проведенный анализ тенденций развития профессионального и высшего образования в Европе, складывающейся европейской образовательной модели позволяет, на наш взгляд, уточнить ориентиры, которые следует ставить перед собой российскому вузовскому и академическому руководству.
Библиографический список
1. Clark, Burton R. The research foundations of graduate education. Germany, Britain, France, United States, Japan. Berkeley: University of California Press, 1993.
2. Bernhard, Nadine, Lukas Graf und Justin J. W. Powell. Wenn sich Bologna und Kopenhagen treffen. Erhöhte Durchlässigkeit zwischen Berufs- und Hochschulbildung? WZB-Mitteilungen, 2010.
3. Scott, W. Richard. Institutions and organizations: Ideas and interests. Thousand Oaks, CA: Sage, 2008.
4. Campbell, John L. Institutional change and globalization. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2004.
5. G^ser, Jochen, und Grit Laudel. Experteninterviews und qualitative Inhaltsanalyse als Instrument rekonstruierender Untersuchungen. Wiesbaden: VS Verlag fbr Sozialwissenschaften, 2009.
6. Adelman, Cliff. The Bologna Process for U.S. eyes. Washington, DC: Institute for Higher Education Policy, 2009.
7. Mohrman, Kathryn, Wanhua Ma und David Baker. The research university in transition: The emerging global model. Higher Education Policy
21, 2008.
Bibliography
1. Clark, Burton R. The research foundations of graduate education. Germany, Britain, France, United States, Japan. Berkeley: University of California Press, 1993.
2. Bernhard, Nadine, Lukas Graf und Justin J. W. Powell. Wenn sich Bologna und Kopenhagen treffen. Erhohte Durchlassigkeit zwischen Berufs- und Hochschulbildung? WZB-Mitteilungen, 2010.
3. Scott, W. Richard. Institutions and organizations: Ideas and interests. Thousand Oaks, CA: Sage, 2008.
4. Campbell, John L. Institutional change and globalization. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2004.
5. Glaser, Jochen, und Grit Laudel. Experteninterviews und qualitative Inhaltsanalyse als Instrument rekonstruierender Untersuchungen. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2009.
6. Adelman, Cliff. The Bologna Process for U.S. eyes. Washington, DC: Institute for Higher Education Policy, 2009.
7. Mohrman, Kathryn, Wanhua Ma und David Baker. The research university in transition: The emerging global model. Higher
Статья поступила в редакцию 06.09.13
УДК 37.0
Sinyagovskaya M.B. STATE AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF WORKERS IN EU COUNTRIES. The article is devoted to modern condition and prospects of professional education in the countries of the European Union working specialties. The future of vocational training of all European countries are now firmly connected in fact, the development of national and European qualifications frameworks.
Key words: vocational education, competence, EU Integration, National Qualifications Framework, European Qualifications Framework, specialty workers, ECVET.
М.Б. Синяговская, соискатель ГБОУ ВПО Московского Городского Педагогического Университета,
г. Москва, E-mail: [email protected]
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАБОЧИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА
Статья посвящена особенностям современного состояния и перспективам профессионального обучения в странах Евросоюза по рабочим специальностям. Будущее профессионального обучения всех европейских стран в настоящее время прочно взаимосвязано в тем, как будут развиваться национальные и европейская квалификационные рамки.
Ключевые слова: профессиональное образование, компетенции, Евросоюз, интеграция, национальная квалификационная рамка, европейская квалификационная рамка, рабочие специальности, ECVET.