• определять собственные интересы в области моды, предпочтительные виды творческой деятельности;
• определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;
• определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения культурных традиций;
• осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением своей специальности;
• ориентироваться в пространстве мировой культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия.
Сложность практикоорентированного образования для предприятий малого бизнеса в сфере пошива и ремонта одежды заключается в его многогранности, так как для успешной работы обучающемуся необходимы знания из различных областей знания экономического, технического, технологического, управленческого, научного и других профилей. В результате подготовка специалистов для сферы малого бизнеса представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся механизм, позволяющий активно внедрять инновационные программы подготовки и использовать зарубежный опыт.
Библиографический список
1. Бешкинская, Е.В. Концепция развития системы профессионального образования предпринимателей России. - М., 2008.
2. Кривых, С.В. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография / С.В. Кривых, О.В. Павлова,
О.А. Тюлина; под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2013.
3. Северов, В.Г. Актуальность профессиональной подготовки кадров для малого бизнеса Российской Федерации // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. - Новосибирск, 2010.
Bibliography
1. Beshkinskaya, E.V. Koncepciya razvitiya sistemih professionaljnogo obrazovaniya predprinimateleyj Rossii. - M., 2008.
2. Krivihkh, S.V. Vihsshee professionaljnoe obrazovanie v usloviyakh realizacii FGOS: monografiya / S.V. Krivihkh, O.V. Pavlova, O.A. Tyulina; pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2013.
3. Severov, V.G. Aktualjnostj professionaljnoyj podgotovki kadrov dlya malogo biznesa Rossiyjskoyj Federacii // Aktualjnihe voprosih sovremennoyj nauki: sb. nauch. tr. - Novosibirsk, 2010.
Статья поступила в редакцию 20.06.13
УДК 378
Nikitin VJa. ACTUAL ASPECTS OF PROVIDING THE QUALITY ASSURANCE WHEN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES OF SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING. In article the questions defining compound aspects of formation of system of training of students from positions of security of quality of provided educational services are considered.
Key words: quality assurance, quality management, quality system, educational service.
В.Я. Никитин, д-р пед. наук, проф., ректор ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассмотрены вопросы, определяющие составные аспекты формирования системы обучения студентов с позиций гарантированности качества предоставляемых образовательных услуг.
Ключевые слова: гарантия качества, менеджмент качества, система качества, образовательная услуга.
Глобализационные процессы, происходящие как во всем мире, так и в России, прямо или косвенно связаны с проблемами качества образования человека XXI века. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социального благополучия и политической стабильности. Во всем мире идет интенсивный поиск эффективных технологий обучения, разрабатываются инновационные педагогические концепции и технологии, направленные на достижение гарантированно высокого качества обучения. Проблема гарантированности качества обучения применительно к высшей школе возникла с одной стороны как вызов к конкурентоспособности образовательных систем высокоразвитых стран, с другой - как следствие возрастающей необходимости техно-логизации процесса обучения в высшей школе [1].
В современной системе профессионального образования России остро стоит проблема разработки инновационных концепций и поиска эффективных технологий обучения студентов, которые позволили бы обеспечить гарантированное качество обучения и повышение уровня конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда. Разработка технологий обучения, способных обеспечить устойчиво высокий результат профессионального образования является одним из существенных вложений в формирование человеческого капита-
ла Российской Федерации. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что в стране немало финансовых и интеллектуальных средств вкладывается в изучение возможностей эффективной эксплуатации материальных ресурсов (природных, экономических, технических и др.), адаптацию передовых зарубежных технологий их освоения и развития, в то же время проблеме изучения, разработки и применения технологий, обеспечивающих гарантированно высокий уровень качества обучения студентов, уделяется недостаточно внимания. Зачастую процесс обучения студентов в вузе сводится к традиционной лекционно-семинарской системе, которая не учитывает индивидуальные возможности и запросы студента, не использует современные технологии оценки качества и не ориентирована на гарантированно устойчивую положительную динамику качественных показателей образовательной деятельности. В то же время во многих зарубежных странах ведется активный поиск эффективных технологий обучения студентов и разработка новых педагогических концепций, гарантирующих высокий образовательный результат.
Проблемы разработки и использования современных высокоэффективных концепций и условий обучения рассматриваются российскими учеными А.С. Границкой, В.К. Дьяченко, М.В. Клариной, Ю.А. Макаровой, В.М. Монаховой, В.Ю. Питюко-вой, В.Я. Синенко, И.Ю. Соколовой, П.И. Третьяковым, А.В.
Хуторским. Большое значение для исследования имели труды отечественных авторов, изучавших педагогику зарубежных стран: Б.Л. Вульфсона, В.П. Лапчинской, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова.
Анализ научной литературы позволил выделить несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих современных педагогических концепций. При оценке качества обучения учитываются такие факторы, как рост конкуренции между вузами; увеличивающиеся потребности рынка труда и требований работодателей; мотивированности студентов в получении качественного образования (так как требует огромного вложения финансовых средств) и получении конкурентоспособных знаний, умений и навыков для трудоустройства; обмен студентами на международном уровне; получение стипендии; участие в правительственных и университетских грантах; внешняя оценка качества - все это приводит к необходимости проведения внутривузовского аудита. Все перечисленные факторы и критерии формируют систему показателей, положительно взаимовлияющих на уровни и качество высшего образования. Критерии и показатели гарантированного качества обучения в профессиональных учебных заведениях России обосновываются и разрабатываются с разных позиций: как уровень усвоения знаний и умений, овладение способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии (В.П. Беспалько, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, И.С. Батракова, В.В. Шапкин и др.).
Проблема гарантированного качества обучения студентов отражена в научных трудах В.И. Андреева, Б.М. Гречина, А.П. Чернявской, а также в стандартах и директивах европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования (ENQA) по внутренней и внешней оценке обучения студентов в вузах, требованиях ГОСТ РИСО 9000-2001 (Государственный стандарт РФ системы менеджмента качества) и др.
Таким образом, в современной педагогической науке определены исходные теоретические основы обеспечения качества обучения студентов, активно обсуждаются вопросы обеспечения качества обучения студентов, имеются определенные наработки в области педагогических концепций, которые успешно применяются для достижения гарантированного качества.
Между тем, проблема разработки педагогических концепций и эффективных образовательных технологий, реализуемых на их основе, которые обеспечивают педагогические условия достижения гарантированного качества обучения студентов, а также само содержание, критерии и показатели гарантированного качества обучения студентов в современной педагогической науке системно и интегрально изучены недостаточно. Проведённый анализ научно-теоретической литературы, отечественной и зарубежной педагогической практики исследования современных педагогических концепций и условий гарантированного качества обучения студентов и позволяет выявить следующие противоречия:
• между наличием устойчивого интереса российских ученых педагогов и педагогов-практиков сферы профессионального образования к исследованию зарубежного опыта и в первую очередь опыта России в использовании современных концепций и технологий, обеспечивающих гарантированное качество обучения студентов и недостаточностью его системного теоретического анализа и изучения в отечественных педагогических исследованиях;
• между существующей традиционной системой оценки качества обучения студентов, основанной преимущественно на оценке уровня знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине, применяемой в России и необходимостью конкретизации и интеграции показателей и критериев гарантированного качества обучения студентов, которые применяются в Европейских государствах и в России.
В целом анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить, что качество обучения определяется гарантированностью и эффективностью его как процесса и результата, а его показатели и критерии этой оценки является его инструментальной составляющей. Нами уточнено и содержательно раскрыто понятие гарантированного качества обучения, под которым понимается устойчивый высокий уровень результативности обучения, достигаемый на основе специально разработанной педагогической (дидактической) концепции, конкретизированной и трансформированной в соответствующую технологию обучения.
Наибольшую актуализацию приобретает новая профессиональная терминология ранее известных, но не полноценно используемых технологий обучения. Это в полной мере относится к технологии дидактической инженерии. Объектами дидактической инженерии могут выступать образовательные программы, обучающие технологии, учебные занятия и т.п. Наиболее близким по смыслу к понятию «дидактическая инженерия» является российский аналог - педагогическое проектирование. В рамках этого направления стали интенсивно разрабатываться разные инновационные технологии обучения, среди которых технология коллективного (кооперативного) способа обучения (КСО), например, кейс-метод (Кривых С.В. [2]) и другие.
Дидактическая инженерия как подход и педагог-инженер как профессионал призваны способствовать достижению проектируемой результативности обучения. Дидактическая инженерия является закономерным результатом эволюции педагогической теории, которая обусловлена логикой развития социальной системы и научно-техническим прогрессом. Концепция бенчмаркинга раскрывается и определяется в работе как непрерывный процесс оценки и сопоставления деятельности одной организации с процессами, происходящими в другой организации для выявления, изучения и применения лучшего опыта образовательных инноваций. Отраслевой бенчмаркинг с целью оценки и повышения качества обучения; создание бенчмаркинговых сетевых сообществ ведущих университетов; использование бенчмаркинга в исследованиях образовательных инноваций. В рамках отраслевого бенчмаркинга изучается опыт лучших в определенной области университетов, и полученные результаты в дальнейшем используются для улучшения своей деятельности. Отраслевой бенчмаркинг с целью оценки и повышения качества обучения используют в своей практике многие университеты международного уровня. Коучинг рассматривается как концепция и соответствующая ей технология непрерывного стимулирования (Брайан Трейси [3]), так и мотивирования учебной деятельности студентов на достижение целей обучения, а позиция вузовского педагога и тьютора должна быть адекватной самой практике обучения, гарантирующей ее устойчиво высокую эффективность. С помощью данной технологии студент достигает целей обучения гораздо эффективнее и быстрее, так как мотивирован на получение наивысшего для себя результата и уверен, что выбранное им направление развития наиболее верное из множества возможностей. При профессиональной поддержке преподавателя-коуча студент самостоятельно мотивирует, формулирует и корректирует свои цели, находит возможные пути их решения, вырабатывает стратегии наиболее эффективных действий.
Высокое качество образования можно обеспечить только на основе технологизации учебного процесса. Благодаря техно-логизации возможно формирование навыков культурного взаимодействия обучаемого и педагога, формирование социальных отношений. Через технологию возможно восхождение субъектов учебного процесса в контекст современной культуры, а обучаемый не только приобретают знания о мире, но и умения взаимодействовать с миром, строить свои отношения с ним на основе высоких ценностей жизни, которые выработаны современной культурой.
Под технологизацией процесса обучения чаще всего понимают процедуру трансформации и внедрения конкретных инновационных методов, средств, форм и их элементов в реальные системы обучения. Основной целью данного процесса является модернизация учебного процесса, а также внедрение различных технических и дидактических средств на занятиях. Техноло-гизация процесса обучения позволяет определить и целесообразно распределить порядок процедур, обеспечивающих последовательность, рациональность хода учебно-воспитательного процесса, а также простоту при выполнении операций.
Построение обучения на технологической основе способствует развитию активности самостоятельности студента, в таком обучении содержатся предпосылки для развития и саморазвития его сущностных сил, поскольку технологии организовывают учебно-воспитательный процесс сообразно природе деятельности познающего субъекта, помогает ему реализовать все его самопроцессы и самоспособности.
Вместе с тем, следует отметить, что в современной педагогической науке до сих пор не создана единая целостная теория конструирования и реализации технологии обучения. Основны-
ми условиями технологизации процесса обучения студентов Разработка учебных целей является одним из значимых дос-
являются: четкое проектирование учебных целей, опора на дос- тижений в американской педагогике и предметных методиках обу-
тижения современной науки в области когнитивной психологии чения. ВажнЫМ условием технологизации обучения студентов
и нейропедагогике в понимание сущности и закономерности является разработка образовательных индикат°р°в, которые °п-
процесса обучения, воспроизводимость технологии проблемно- ределяют базовые критерии качественного образования, так как
г ^ /.гм г иногда не существует прямых показателей, указывающих на эф-
модульного обучения, проектирование содержания обучения. фективность или неэффективность этого процесса.
Библиографический список
1. Дракина, И.К. Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессиональным умениям студентов // Академия профессионального образования. - 2012. - № 4.
2. Кривых, С.В. Педагогические технологии обучения. Кейс-метод: методич. пособие. - СПб., 2010.
3. Брайан, Трейси. Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси - TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough
Career Success. - М., 2009.
Bibliography
1. Drakina, I.K. Trebovaniya federaljnogo gosudarstvennogo obrazovateljnogo standarta k professionaljnihm umeniyam studentov // Akademiya professionaljnogo obrazovaniya. - 2012. - № 4.
2. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskie tekhnologii obucheniya. Keyjs-metod: metodich. posobie. - SPb., 2010.
3. Brayjan, Treyjsi. Tekhnologiya dostizheniyj: Turbokouching po Brayjanu Treyjsi - TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough
Career Success. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 20.06.13
УДК 37.0
Sinyagovskaya M.B. THE MECHANISM OF THE IMPLEMENTATION OF THE COPENHAGEN PROCESS AND CURRENT FEATURES IN THE DEVELOPMENT OF THE EUROPEAN SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION.
The following paper examines the results of the Copenhagen Process, which proposes the creation of a pan-European space for vocational education, and new directions in its development, taking into account the “Europe 2020” strategy in the field of vocational education.
Key words: vocational education, competence, Europass, Qualifications Framework, development of vocational competence.
М.Б. Синяговская, соискатель, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОПЕНГАГЕНСКОГО ПРОЦЕССА И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена результатам реализации Копенгагенского процесса, предполагающего создание общеевропейского пространства профессионального образования и новым направлениям развития с учетом стратегии «Европа 2020» в сфере профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, компетенции, европаспорт, квалификационная рамка, стратегия, повышение квалификации.
Реформы, происходящие в российской системе профессионального образования, до сих пор не коснулись способов измерения соответствия работника требованиям рабочего места, что достаточно давно практикуется в странах Евросоюза и получило там название компетенции. Благодаря компетенциям молодые люди могут значительно проще выстраивать собственную образовательную траекторию, а люди со стажем - оценивать возможности наиболее оптимального «доучивания» в случае перехода с одного места работы на другое.
В нашей стране пока не осуществлен переход на компетенции, который стал возможным в Европе за счет реализации процесса, получившего название Брюгге-Копенгагенский (в дальнейшем для простоты восприятия мы будем использовать термин «Копенгагенский процесс»).
Для российской системы профессионального образования по-прежнему важным остается уровень освоения конкретных программ обучения. Выражаем надежду на то, что данная статья позволит расширить представление об интеграционных процессах в сфере профессионального образования в Европе и условиях, в которых происходит внедрение компетенций.
Национальные системы профессионального образования и обучения Европы устроены несколько иначе по сравнению с российской. В европейских странах, как и в России, есть начальное профессиональное образование, направленное на освоение базовых основ профессии (квалификации) и позволяю-
щее молодым людям осуществлять переход из сферы образования в сферу занятости. Следующая подсистема профессионального образования и обучения - это непрерывное профессиональное образование, которое охватывает все секторы образования, следующие после обязательного, включая повышение квалификации работников (в российском понимании - дополнительное образование), образование и обучение взрослого населения, безработных граждан, лиц с ограниченными возможностями, переселенцев (обучение в течение всей жизни). Все перечисленные формы образования объединяет общая интегрированная система квалификаций, ориентированная на получение компетенций, а не на освоение конкретных учебных программ.
Интеграционная активность в сфере профессионального образования, пройдя несколько этапов, оформилась в виде Копенгагенской декларации в 2002 году. Принятие Декларации ознаменовало лишь начало нового общеевропейского образовательного процесса, в котором предстояло конкретизировать задачи в области профессионального образования, в области занятости, определить способы достижения большей мобильности учащихся, уточнить порядок признания квалификационных требований по значительному списку профессий. Для решения этих и многих других задач был сформирован Координационный совет и несколько рабочих групп, которым предстояло действовать по своим направлениям. В результате в 2003 году по-