Научная статья на тему 'Проблема качества среднего профессионального образования: социальный и технологический аспект'

Проблема качества среднего профессионального образования: социальный и технологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулакова Наталья Олеговна

В статье рассматривается комплекс социальных и технологических направлений совершенствования работы в системе среднего профессионального образования, нацеленной на повышение качества обучения, воспитания и развития личности студента. Автор предлагает аутентичное определение феномена «качество образования», отражающее социальный аспект оценки деятельности учреждений среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема качества среднего профессионального образования: социальный и технологический аспект»

УДК 377

Кулакова Наталья Олеговна

Преподаватель Московского государственного колледжа электромеханики и информационных технологий, 64@prof.educom.ru, Москва

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛьНОГО ОБРАЗОВАНИя: СОЦИАЛьНЫЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается комплекс социальных и технологических направлений совершенствования работы в системе среднего профессионального образования, нацеленной на повышение качества обучения, воспитания и развития личности студента. Автор предлагает аутентичное определение феномена «качество образования», отражающее социальный аспект оценки деятельности учреждений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: качество образования, технологизация образовательного процесса, социальный аспект оценки качества образования.

Kulakova Natalya Olegovna

Teacher of Moscow State college of electromechanics and information technologies, 64@prof.educom.ru, Moscow

THE PROBLEM OF SEKONDARY PROFESSIONAL EDUCATION SOCIAL AND TECHNOLOGICAL ASPECT

Abstract. The author of the article regards the complex of social and technological directions of improvement of work in the system of secondary professional education which is aimed at enhancement of the quality of eduation and development of the student personality. The author presents the authentic definition of the phenomenon "quality of education", which reflects social aspect of estimation of the secondary professional educational establishments.

Keywords: quality of education, technologization of educational process, social aspect of estimation of quality of education.

Новое качество профессионального образования заложено в образовательных стандартах третьего поколения, которые ориентированы на принципиально новые подходы к оценке образовательных достижений учащихся. Копенгагенский процесс, являющийся логичным продолжением Болонско-го процесса в среднем профессиональном образовании (СПО), нацелен на решение основных задач, среди которых, помимо повышения качества образования выделяются: рост привлекательности базового среднего профессионального образования, развитие мобильности студентов и выпускников образовательных учреждений - специалистов среднего звена.

Повышение качества обучения, воспитания и развития личности в системе среднего профессионального образования является многосложной проблемой, связанной с совершенствованием социальной и технологи-

ческой деятельности по следующим направлениям:

- укрепление материально-технической основы образовательных учреждений;

- приведение в соответствие структуры среднего профессионального образования, объемов, сроков обучения жестким требованиям, которые выдвигает российская экономика;

- развитие нормативно-правовой базы;

- создание условий подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для системы СПО, их непрерывного профессионального роста;

- обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования и в формировании заказа на подготовку специалистов;

- формирование активной культурно-воспитательной среды в учреждениях образования;

VOCATIONAL TRAINING

- обновление содержания образования с учетом формирования высокого уровня функциональной грамотности студентов;

- обеспечение комплекса педагогических условий развития мировоззренческой культуры личности студентов;

- улучшение характеристик проектирования инновационных процессов, информатизации образования, использование новейших образовательных технологий;

- оптимизация методов обучения, активное внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;

- использование эффективных форм и методов управления образовательными учреждениями.

В современных исследованиях (А. Н. Майоров, М. В. Рыжаков, В. А. Кальней, С. Е. Шишов и др.) качество образования рассматривается как свойство образовательного процесса и как результат образования. Опираясь на мнение В. Д. Шадрикова, который считает, что «выступая результатом педагогической деятельности образовательного учреждения, качество образования как социальная категория отражает степень удовлетворенности индивидуального или общественного потребителя» [5, с. 169], считаем целесообразным выделить аспект оценки качества образования, связанный с возможностями удовлетворения потребностей социума в специалистах определенного уровня и направления подготовки.

По нашему определению, социальный аспект оценки качества образования характеризует степень востребованности в обществе полученных при эффективно организованном учебно-воспитательном процессе знаний, умений и навыков, а также способность специалиста применять их в конкретных условиях с целью достижения онтологической и профессиональной успешности.

Для достижения нового уровня качества образования следует обеспечить условия для оптимальной, индивидуализированной, технологичной образовательной деятельности. Технологический подход к обучению активно разрабатывается представителями отечественной педагогической науки (В. П. Бес-палько, В. И. Богомолов, Н. В. Бордовская, В. В. Гузеев, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, М. М. Левина, З. А. Малькова, Н. Д. Никан-дров, Ю. О. Овакимян, В. Я. Пилиповский,

Е. С. Полат, А. Я.Савельев, Г. К. Селевко, А. И. Уман и др.). По мнению В. И. Звон-никова, сегодня необходимо отказаться от используемых ранее средств обучения и контроля с низким обучающим потенциалом, авторитарностью, недостаточной информативностью и слабой индивидуализацией, препятствующей дифференциации управленческих воздействий [2, с. 18]. В отличие от традиционного образования, в котором центральной фигурой является преподаватель, при использовании новых информационных технологий центр тяжести переносится на студента, который активно строит учебный процесс, выбирая собственную траекторию в образовательном пространстве.

Новое качество образования должно отражать процессы информатизации науки и производства, современные средства коммуникации. Оно требует и новых способов мышления, его алгоритмизации, а также результативности образовательного процесса в целом. Технологизация образования как перспективное направление развития учреждения среднего профессионального образования отражает интересы не только непосредственных участников образовательного процесса, но и запросы современного общества, требования государства к уровню подготовки специалистов, способных к профессиональному росту, к продуктивной трудовой и общественной деятельности.

Необходимым потенциалом обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий, поскольку они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам студентов, развитие самостоятельности и творческого поиска. В России, с ее обширными территориями, целесообразно внедрять дистанционное образование на базе интерактивных компьютерных технологий, поскольку в нынешних условиях это наиболее эффективный способ обеспечения равного доступа к качественному образованию широких слоев населения. Е. С. Полат считает, что при дистанционной форме обучения педагогическое взаимодействие осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебном процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения),

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 3/ 2014

111

реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4, с. 22].

В современной педагогической технологии и дидактике трансформируется смысл понятия «результаты образования»: он проявляется в возрастании мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности определяют ее готовность к решению значимых проблем.

Развитию мотивационного потенциала (ценностных ориентаций, потребностей и интересов) соответствуют личностные образовательные результаты, операциональных ресурсов (освоенных способов деятельности) - метапредметные образовательные результаты, в то время как когнитивные возможности (приобретенные знания) - соотносятся, как правило, с предметными результатами образования [3, с. 23].

Е. С. Богачева считает, что в современной России качество подготовки специалистов СПО, номенклатура специальностей, набор профессиональных и социальных компетенций не соответствуют не только мировым стандартам, но и потребностям общества, бизнеса и не удовлетворяют образовательные потребности потребителей образовательных услуг [1].

Общая востребованность специалистов со средним профессиональным образованием на рынке труда в современной России сопровождается: дисбалансом между представлениями работодателей о будущем работнике данного уровня, его жизненных и профессиональных ориентациях и цен-

ностями государства и общества; ориентацией не на экономический и социальный, а на текущий спрос; размыванием границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и искажений систем управлением качеством образования; недоброкачественной конкуренцией систем государственного и негосударственного профессионального образования. Происходящие в экономической жизни современного российского общества глобальные изменения требуют кардинального преобразования системы среднего профессионального образования с целью повышения уровня подготовки специалистов среднего звена.

Библиографический список

1. Богачева Е. С. Социальные и профессиональные потребности нового качества профессиональной подготовки и проблемы его модернизации [Электронный ресурс]. URL: http:// rudocs. еxdat. сот./ docs/ index - 243465. Html (дата обращения 12 апреля 2014).

2. Звонников В. И. Педагогические измерения в управлении качеством обучения: дис.... д-ра пед. наук. - Ростов-на - Дону. - 2006. - 405 с.

3. Зенкина С. В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования //Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 22- 28

4. Палат Е. С., Буханкина М. Ю, Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. -М.: Академия, 2004. - 416 с.

5. Шадриков В. Д. Качество высшего образования: понятия, концепции, практические подходы // Международный «круглый стол» «Обеспечение качества в образовании: российский опыт в международном контексте. - М.: Университетская книга, 2001. - 489 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.