Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ КОНСТРУКТИВНОКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ КОНСТРУКТИВНОКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Критическое мышление / конструктивно-критическое мышление / лингвопрофессиональная деятельность / технический вуз. / Critical thinking / constructive-critical thinking / lingvo-professional activity / technical university.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова О. В.

В статье рассматривается профессиональный ландшафт конструктивнокритического мышления студентов технического вуза в контексте лингвопрофессиональной деятельности с учетом нормативно-правовых документов. Описываются трактовки понятия «конструктивно-критическое мышление» в отечественной и зарубежных школах. Выделяются неточности в подходах к формированию навыков конструктивно-критического мышления. Предлагается определение конструктивно-критического мышления, основанное на совокупности компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудкова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL LANDSCAPE OF CONSTRUCTIVE-CRITICAL THINKING OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF LINGVO-PROFESSIONAL ACTIVITY

The article explores the professional landscape of constructively critical thinking of students in a technical university within the context of linguo-professional activities, taking into account regulatory documents. The interpretations of the concept of "constructively critical thinking" in domestic and foreign schools are described. Inaccuracies in approaches to developing constructively critical thinking skills are identified. A definition of constructively critical thinking is proposed, based on a set of competencies.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ КОНСТРУКТИВНОКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2023 О. В. Гудкова

аспирант

кафедры иностранных языков и технологии перевода e-mail: olya3000@mail.ru

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматривается профессиональный ландшафт конструктивно-критического мышления студентов технического вуза в контексте лингвопрофессиональной деятельности с учетом нормативно-правовых документов. Описываются трактовки понятия «конструктивно-критическое мышление» в отечественной и зарубежных школах. Выделяются неточности в подходах к формированию навыков конструктивно-критического мышления. Предлагается определение конструктивно-критического мышления, основанное на совокупности компетенций.

Ключевые слова: критическое мышление, конструктивно-критическое мышление, лингвопрофессиональная деятельность, технический вуз.

PROFESSIONAL LANDSCAPE OF CONSTRUCTIVE-CRITICAL THINKING OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF LINGVO-PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2023 O. V. Gudkova

Postgraduate student, Department of Foreign Languages and Translation Technology e-mail: olya3000@ mail. ru

Voronezh State Technical University

The article explores the professional landscape of constructively critical thinking of students in a technical university within the context of linguo-professional activities, taking into account regulatory documents. The interpretations of the concept of "constructively critical thinking" in domestic and foreign schools are described. Inaccuracies in approaches to developing constructively critical thinking skills are identified. A definition of constructively critical thinking is proposed, based on a set of competencies.

Keywords: critical thinking, constructive-critical thinking, lingvo-professional activity, technical university.

Социально-экономические изменения в образовательном пространстве технического университета связаны со сменой детерминант и новой образовательной парадигмой, которая направлена на формирование конструктивно-критического мышления в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста, способного осмысливать новую информацию, сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, уметь критически мыслить в контексте

лингвопрофессиональной деятельности при разработке интегративных лингвопрофессиональных программ. Лингвопрофессиональная деятельность студентов технического университета базируется на единой системе знаний из различных дисциплин, на раскрытии их новых характеристик, не свойственных компетенциям в соответствии с требованиями ФГОС ВО, что подтверждается нормативно-правовыми документами РФ: 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [6], «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года».

Конструктивно-критическое мышление обучающихся технического вуза основывается на овладении когнитивными стратегиями, высокоразвитыми компетенциями, гибкими навыками с целью глубокого освоения профессионального дискурса в процессе лингвопрофессиональной деятельности на основе принципов нелинейности и эмерджентности [5].

Состояние и перспективы педагогической науки ориентированы на переосмысление смыслов и целей в процессе формирования конструктивно-критического мышления обучающихся в контексте лингвопрофессиональной деятельности (ЛПД). В условиях движения социума ситуации неопределенности, новизны и неоднозначности направлены на образовательную систему отношений субъектов образования, которая выражается в изменении характера образовательных индивидуальных траекторий с целью обретения лингвопрофессиональных знаний с одновременным усилением метанавыков как аксиологического вектора развития специалиста. В ситуации неопределенности, неразрывно связанной с исследованием в процессе инновационного развития общества, выбор оптимальной альтернативы представляет сложность.

Актуальность исследования проблемы формирования конструктивно-критического мышления находит отражение в условиях использования государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» [4], а также в пилотажных исследованиях личностных установок студентов технического вуза на междисциплинарную координацию, на определение содержательного контента, на выбор форм, средств и методов лингвопрофессиональной деятельности, что ориентировано на синергию профессиональных дисциплин, языка и окружающего мира в сознании обучающихся.

Для целей нашего исследования актуальным является раскрытие содержания лингвопрофессиональной деятельности, которое детерминирует способность студентов технического вуза создавать мотивировку, без которой обучающиеся не могут мыслить критически в процессе овладения лингвопрофессиональными знаниями, их новыми свойствами, включающими знания ценности профессионального дискурса, ценности других культур в процессе лингвопрофессионального общения с представителями других культур.

Исследованием проблемы конструктивно-критического мышления активно занимались американские ученые XX в. Так, уже в 1980-х гг. в США развитие критического мышления у обучающихся было отмечено в перечнях целей большинства образовательных учреждений.

По мнению Р. Пола, главной задачей развития критического мышления у обучающихся считается их осознание собственного проявления естественной человеческой склонности. Студенты должны понимать, что их мнение важно и ценно, а принципы и ориентиры, которыми они руководствуются, единственно значимые и правильные [9].

В связи с этим было решено разделить критическое мышление на две составляющие: «слабое» и «сильное». «Сильное» подразумевает, что обучающийся, прибегая к использованию критического мышления, исходит не только из своего

виденья мира, опирается не только на собственную точку зрения, исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, представленными различными источниками и прошедшими стадии анализа, интерпретации и принятия. С одной стороны, оно связано с чем-то негативным и предполагает участие в конфликтах и спорах, с другой - представляет такое понятие, как «логическое, творческое мышление» [3].

В 1970 г. Юрген Хабермас использовал впервые термин «критическое мышление», которое позволяет «не принимать на веру», без доказательства утверждения, а выявлять в них противоречия [8]. Критическое мышление способствует выявлению ложных утверждений в процессе самоанализа, рефлексии. Оно понимается авторами как разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении ряда проблем, которое отличается логичностью, целенаправленностью [7].

Анализ точек зрения зарубежной школы показал, что критическое мышление репрезентирует основные элементы культуры, но не отражает основы наук, то есть межпредметные знания [2], в нем отсутствует конструктивность. Анализ работ европейских и американских авторов показал, что в них отсутствуют конструктивность, созидательный характер мышления.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО обучающийся способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации для решения поставленных задач (УК-1); способен осуществлять взаимодействие и определять свою роль в команде (УК-3); способен выстраивать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития в течение всей жизни (УК-6); способен принимать обоснованные экономические решения (УК-9).

Таким образом, в соответствии с требованием ФГОС ВО вводится новый феномен «конструктивно-критическое мышление», которое обеспечивается ЗУНами и компетенциями: профессионально-коммуникативная, метапредметная, креативная, командного сотрудничества, субъектная, социокультурная, которые выполняют профессионально-коммуникативные и общекультурные функции, то есть, на наш взгляд, эти компетенции выступают в качестве содержания конструктивно-критического мышления с целью создания определенного продукта. Однако движение социума в рамках ситуации неопределенности ориентировано на усвоение социокультурных компетенций (деятельностей), которые представлены в международных документах, таких как «Навыки XXI века». В соответствии с российским менталитетом креативные и профессионально-коммуникативные компетенции отражают специфику их понимания [1].

С целью актуализации проблемы исследования было проведено анкетирование студентов технического вуза по определению сформированности навыков конструктивно-критического мышления (ККМ).

Анкетирование проходило в два этапа, разделенных тематически: этап 1 «Диагностика конструктивно-критического мышления на основе образовательных стандартов формируемых компетенций у студентов 1 курса квалификации "магистр"», этап 2 «Определение системы подготовки ЛПД студентов 1 курса квалификации "магистр" в соответствии с их ожиданиями».

Этап 1 включает вопросы, проверяющие, насколько полно студенты способны оценивать результаты своих мыслительных процессов, выявлять проблемные ситуации, задавать вопросы, исследовать, обоснованно поддерживать свои идеи, сравнивать свои идеи с идеями других, строить стратегию решения проблемы и делать обоснованные и продуманные выводы и суждения. Первый блок содержал «закрытые» вопросы,

предполагающие ответ «Да» или «Нет». Результаты анкетирования приведены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка развития конструктивно-критического мышления _у студентов технического вуза_

Умение Уровень сформированное™

Умение представлять проблему системно 28%

Умение анализировать информацию 14%

Умение провести сравнительный анализ 33%

Умение рефлексировать 9%

Умение делать выводы 16%

По итогам первой части исследования было установлено, что большинство магистрантов (33%) подтвердили умение проводить сравнительный анализ источников при работе с большим массивом информации и подготовке к собственной исследовательской деятельности. Однако только 9% студентов проявили способность к рефлексии, то есть готовность и способность к объективному самовосприятию и детальному критическому анализу своей работы.

Второй блок содержал «открытый» вопрос «Какие коммуникативные навыки Вы считаете важными для формирования конструктивно-критического мышления в контексте ЛПД?» и опцию «Комментарии». Проанализировав ответы, мы объединили их в группы, скорректировав формулировки, но сохранив смысл. Результаты анкетирования приведены в таблице 2.

Таблица 2

Коммуникативные навыки, характеризующие высокий уровень развития _конструктивно-критического мышления_

Коммуникативный навык Число студентов, предложивших ответ (всего 140) Комментарии

Активное слушание 27 Критически важен в устной коммуникации, особенно научной направленности, в силу требуемой точности понимания

Открытость и толерантность 22 Необходим для принятия новых идей, различных точек зрения. Помогает избежать предвзятости и лучше понять аргументы собеседника

Аналитическое мышление 38 Нацелен на анализ и оценку представленных аргументов. Предполагает наличие доказательств и обоснований результата

Эмпатия 14 Помогает понять мотивы и чувства других людей. Развивает умение поставить себя на их место, чтобы лучше понять и оценить их точку зрения

Конструктивная критика 21 Предполагает поиск позитивного разрешения спора, выражение своего мнения только конструктивным образом, доказательно и обоснованно

Гибкость 18 Позволяет изменить свое мнение, если представлены убедительные и логичные аргументы. Гибкость способствует эффективной адаптации в коммуникативной ситуации

Важно отметить, что некоторые студенты (из 140 опрошенных) в своих ответах предлагали несколько вариантов. Таким образом, проанализировав выраженные

мнения, мы увидели, что 27% магистрантов отметили аналитическое мышление как ключевое, что соответствует одной из целей образования на уровне магистратуры -конкретное целеполагание и фиксация на результате. 19,2% магистрантов, характеризуя ККМ, высоко ценят навык активного слушания, что объясняется их вовлеченностью в научно-исследовательскую деятельность, участием в международных конференциях, рабочий язык которых, как правило, английский. Следовательно, аудирование, рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух, особенно актуален и требует развития. Только 10% студентов отметили важность проявления такого гибкого навыка, как эмпатия. Открытость и толерантность (15,7%) способствуют свободе выражения мнения и в то же время консолидации в сообществе, поскольку устраняется элемент страха предвзятой критики, что развивает уверенность в себе и готовность к диалогу в профессиональной среде.

Третий блок - творческое задание (эссе-рассуждение), предполагающее демонстрацию уровня развития конструктивно-критического мышления в контексте ЛПД, представляющую собой совокупность таких компонентов, как конструктивное отношение к проблеме (ориентированность на поиск позитивного разрешения), логический вывод из собственных аргументов (последовательность, фокусировка, однозначность), обоснование собственной позиции (доказательность, объяснение, подтверждение), определение логической неточности, рефлексия (краткий анализ собственной работы по предложенным критериям). Результаты представлены в диапазоне от 0 до 50 баллов за задание, где 0 - несформированность конструктивно-критического мышления, 25 - конструктивно-критическое мышление сформировано, но недостаточно для студента технического вуза квалификации «магистр», 50 -конструктивно-критическое мышление сформировано в достаточной степени для студента технического вуза квалификации «магистр» (табл. 3).

Таблица 3

Оценка уровня общей сформированности конструктивно-критического

Общая сформированность КМ по совокупности компонентов Результат / Число студентов

0 25 50

0 106 34

Таблица 4

Оценка уровня сформированности конструктивно-критического мышления

Компонент Результат / Число студентов

0 25 50

Конструктивное отношение к проблеме 0 74 66

Логический вывод 6 87 47

Обоснование собственной позиции 0 83 57

Определение логической неточности 112 18 10

Рефлексия 32 90 18

Выполнение творческого задания продемонстрировало недостаточную сформированность ККМ у студентов. Так, 75,7% студентов продемонстрировали недостаточный для студента технического вуза квалификации «магистр» уровень сформированности ККМ по совокупности компонентов, и только у 24,3% оно

сформировано на достаточном уровне. Анализ работ студентов по компонентам показал, что определение логической неточности вызвало трудности у 80% студентов наряду с рефлексией (87% - результат 0 и 25), в то время как лучший показатель был продемонстрирован в конструктивном отношении к проблеме: у 47% 50 баллов и у 52,8% - 25.

Второй этап анкетирования «Определение системы подготовки ЛПД студентов 1 курса квалификации «магистр» в соответствии с их ожиданиями» основан на особенностях уровня образования «Магистратура»: возрастное становление и самоидентичность; более активное, осмысленное и качественное применение теоретических знаний на практике; вовлеченность в исследовательскую деятельность; интегрированность в профессиональное сообщество; предсформированная лингвопрофессиональная основа иноязычного научного дискурса. Студентам было предложено выбрать и расположить виды активности в соответствии с собственным видением их актуальности и эффективности (от более приоритетного к менее важному). Были получены следующие результаты:

- разработка, оформление и проведение проектов, индивидуальных и групповых, - 55,7% магистрантов;

- работа с профильной литературой: задания на развитие профессиональной терминологии, включающие составление словарей терминов и применение их в письменной и устной коммуникации, - 22% магистрантов;

- выступление с докладами и презентациями, оформление постеров -17% магистрантов;

- работа с технической документацией - 5,3% магистрантов.

В связи с недостаточной сформированностью ККМ у студентов технического вуза и учитывая акценты, расставленные магистрантами, следует дать определение ККМ, основанное на совокупности компетенций: профессионально-коммуникативная, креативности, субъектности, командного сотрудничества и лидерства, социокультурная. ККМ студентов технического вуза рассматривается как личностно-деятельностное новообразование, формируемое в педагогическом процессе, ориентированное на способность студентов уметь критически мыслить, осмысливать новую информацию, уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения в контексте ЛПД. Лингвопрофессиональная готовность студентов технического вуза проявляется в интегративном единстве принятия межкультурного ценностно-смыслового взаимодействия субъектов образования, владении ориентировочной основой поиска алгоритмов решения профессиональных задач, опыте разрешения конфликтных ситуаций в профессионально ориентированных переговорах, в междисциплинарном контексте, обеспечивающем саморазвитие, самообразование и продуктивность студентов технического университета в лингвопрофессиональной деятельности. Выделенные признаки конструктивно-критического мышления отличаются от критического мышления основными элементами культуры, межпредметностью, конструктивностью, созидательным характером мышления.

Библиографический список

1. Авдеенко, Н. А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ / Н. А. Авдеенко и др. // Вопросы образования. -2018. - № 4. - С. 282-304.

2. Асташова, Н. А. Развитие творчества учителя как основа реализации дидактической концепции М. Н. Скаткина / Н. А. Асташова // М. Н. Скаткин и современное образование: материалы научно-практической конференции: в двух

томах / под редакцией В. А. Мясникова; составитель Л.Б. Прокофьева. - Москва: ИТОП РАО, 2000. - Том II. - 111 с.

3. Власова, А. К. Особенности формирования критического мышления у подростков в образовательном процессе сельской школы / А. К. Власова, С. С. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. - 2022. - Том. 5. - № 3. -С. 39-63. - DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-3-39-63

4. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1836 «О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда"»

5. Пригожин, И. Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы / И. Р. Пригожин. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. - 208 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

7. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. -Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 512 с.

8. Habermas, J. A postscript to Knowledge and Human Interests // Philosophy of Social Sciences. - Vol. 3 (1975)

9. Paul, R., & Elder, L. Critical thinking: The nature of critical and creative thought // Journal of Developmental Education, 1997. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ563113.pdf (дата обращения: 12.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.