Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УРОВНИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / КУРСАНТЫ / ДИСЦИПЛИНА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Юлия Михайловна, Цыбякова Елена Сергеевна

Статья посвящена проблеме диагностики и развития критического мышления у курсантов младших курсов высшего военного училища. Обосновывается важность развития критического мышления как средства реализации последних требований стандартов высшего образования к изучению иностранных языков. Описана технология диагностики умений критического мышления обучающихся 1-го курса, проанализированы полученные результаты, определены перспективы дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова Юлия Михайловна, Цыбякова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE CADETS' CRITICAL THINKING FORMATION AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The article is devoted to the problem of diagnosing and developing critical thinking among junior cadets of a higher military school. The importance of the development of critical thinking as a means of implementing the latest requirements of higher education standards for the study of foreign languages is substantiated. The technology for diagnosing the critical thinking skills of first-year students is described, the results obtained are analysed, and the prospects for further work are determined.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 378.147 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-36-191-196

Науч. спец. 5.8.7

Юлия Михайловна Орехова

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Ярославль, Россия e-mail: nikitina_89@bk.ru

Елена Сергеевна Цыбякова

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, преподаватель кафедры иностранных языков,

Ярославль, Россия e-mail: lenocka.95@mail.ru

Оценка уровня сформированности критического мышления курсантов на занятиях по иностранному языку

Аннотация. Статья посвящена проблеме диагностики и развития критического мышления у курсантов младших курсов высшего военного училища. Обосновывается важность развития критического мышления как средства реализации последних требований стандартов высшего образования к изучению иностранных языков. Описана технология диагностики умений критического мышления обучающихся 1-го курса, проанализированы полученные результаты, определены перспективы дальнейшей работы.

Ключевые слова: высшее образование, критическое мышление, уровни критического мышления, диагностика, курсанты, дисциплина «Иностранный язык».

Yulia M. Orekhova

Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Yaroslavl, Russia e-mail: nikitina_89@bk.ru

Elena S. Tsybyakova

Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense, Lecturer of the Department of Foreign Languages, Yaroslavl, Russia

e-mail: lenocka.95@mail.ru

Assessment of the Cadets' Critical Thinking Formation at Foreign Language Classes

Abstract. The article is devoted to the problem of diagnosing and developing critical thinking among junior cadets of a higher military school. The importance of the development of critical thinking as a means of implementing the latest requirements of higher education standards for the study of foreign languages is substantiated. The technology for diagnosing the critical thinking skills of first-year students is described, the results obtained are analysed, and the prospects for further work are determined.

Keywords: higher education, critical thinking, levels of critical thinking, diagnostics, cadets, academic discipline "Foreign language".

Введение (Introduction)

В современном цифровом обществе человек постоянно сталкивается с необходимостью получения и обработки больших объемов информации. Одно из наиболее значимых умений — способность находить, анализировать и выбирать данные, необходимые для решения повседневных и профессиональных задач. Восприятие и обработка информации предполагает умение анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать ее при работе с ис-

точником. Именно эти операции направлены на адекватное и объективное познание действительности, в том числе и посредством изучаемого иностранного языка (изучение специализированной литературы на иностранном языке, выбор правильной модели поведения в поликультурном пространстве, эффективное взаимодействие в процессе межкультурной коммуникации) [1, с. 150].

В контексте нашей темы наиболее детального рассмотрения требует критическое мышление, представляющее собой

© Орехова Ю. М., Цыбякова Е. С., 2022

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 3 (36), с. 191-196. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 3 (36), pp. 191-196.

совокупность определенных мыслительных навыков и операций. Здесь мы рассмотрим критерии и способы диагностики уровня сформированности критического мышления курсантов на занятиях по иностранному (английскому) языку в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны. В диагностическом тестировании приняли участие курсанты, обучающиеся на 1-м курсе (60 человек).

Актуальность рассматриваемого нами вопроса обусловлена следующими факторами:

1. Требования модернизированных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) к технологизации образования. В соответствии с ФГОС ВО (3++) обязательным условием для достижения поставленных целей изучения дисциплины стало использование современных педагогических технологий, обладающих высоким дидактическим потенциалом.

В связи с этим нам представляется целесообразным внедрение технологии развития критического мышления на учебных занятиях в вузе для формирования универсальных (УК-1) и общепрофессиональных (ОПК-9) компетенций, которые требуют от обучающегося способности к осуществлению поиска, критическому анализу и синтезу информации для решения поставленных задач, оценке информации с точки зрения релевантности и т. д.

2. Важность наличия умения мыслить критически для профессиональной деятельности военного специалиста. Критическое мышление — важная черта, которой должен обладать современный офицер для объективной оценки высказываний, предположений, анализа положений документов, управленческих решений. Критическое мышление формирует у курсантов способность определять собственные ориентиры в профессиональной деятельности и осознавать индивидуальную ответственность за принимаемые решения; повышает уровень культуры работы с информацией; позволяет самостоятельно приходить к выводам на основе анализа исходных и последующих данных, предвидеть последствия своего выбора и отвечать за него [2].

3. Необходимость в умении анализировать и отбирать информацию из разных источников. Культура работы с информацией для решения как профессиональных, так и бытовых задач — один из ключевых компонентов развития индивида как члена современного общества. Навыки анализа и синтеза воспринимаемой информации, ее логического осмысления, нахождения причинно-следственных связей, формирования общих выводов на основе нескольких блоков информации, способность выявлять прагматическую направленность воспринимаемой информации — важные факторы формирования критического мышления и культуры работы с информацией.

Решению этих задач будет способствовать реализация в учебном процессе концепции формирования критического мышления в организации учебной и воспитательной деятельности курсантов, в том числе в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Применение технологии развития критического мышления позволяет развить речевые навыки и умения во всех видах речевой деятельности посредством целого ряда «инструментов», повышающих эффективность учебного занятия: упражнения на поиск

смысловых ошибок в тексте, проведения дебатов по проблемной тематике, написания синквейна, восстановления причинно-следственных связей на основе прочитанного текста, выполнения упражнений на логическую догадку, составления письменного аргументированного высказывания на основе инфографического текста и др. Систематическое выполнение подобных упражнений на практических занятиях по иностранному языку способствует решению таких общепедагогических и методических задач, как повышение эффективности учебного занятия, индивидуализация обучения, реализация антропоцентрической парадигмы обучения, применение современных образовательных технологий.

Цель статьи — подтверждение необходимости развития умения мыслить критически у курсантов 1-го курса для их успешной профессиональной и личностной реализации как квалифицированного военного специалиста.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- проанализировать понятие «критическое мышление», сопоставив точки зрения российских и зарубежных исследователей;

- представить концептуальные положения технологии развития критического мышления;

- определить и описать уровни сформированности критического мышления;

- провести диагностику курсантов, обучающихся на 1-м курсе;

- обработать результаты диагностики.

Методы (Methods)

Поставленные исследованием задачи обуславливают использование теоретических (анализ, классификация, сравнение и обобщение научной психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных документов) и эмпирических (изучение и обобщение опыта, наблюдение, анкетирование) методов исследования.

Методологической основой исследования стали работы таких ученых, как Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер [3] (педагогика); Дж. Брунер [4], Л. С. Выготский [5] (психология); Э. Г. Азимов [1], Е. С. Полат [6] (методика обучения иностранным языкам).

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

1. Понятие «критическое мышление»

Система вузовского образования направлена на освоение обучающимися знаниевого и профессионально-деятель-ностного компонентов обучения, которым присущи следующие качественные характеристики:

1) умение воспринимать окружающую действительность как единую систему взаимосвязанных событий, причин и факторов, объективно оценивать процесс и результат деятельности;

2) владение стратегиями принятия взвешенных решений на основе анализа исходных и последующих данных, умение приспосабливаться к неожиданным изменениям, оценивать развитие различных ситуаций в перспективе на основе накапливаемого опыта, прогнозировать негативные последствия событий и возможные способы их предупреждения;

3) владение системным подходом и методичностью к принятию решений и организации профессиональной деятельности [7, с. 8].

Рассмотрим более детально ключевое для нашей работы понятие «критическое мышление». Научная литература в буквальном смысле перегружена разнообразными дефинициями анализируемого термина. Широкое разнообразие определений термина «критическое мышление» в отечественной и западной литературе обусловлено тем фактом, что, будучи многофакторным явлением, данное понятие изучается с точки зрения методологии различных наук, например педагогики и психологии, и суть того или иного определения будет зависеть от того, какой подход берется за основу (философский, когнитивный или прикладной). Научный аппарат и методология различных подходов непосредственным образом влияет на содержательную сторону понятия «критическое мышление» [8, с. 87].

Анализ определений, предлагаемых ведущими отечественными и зарубежными психологами, методистами и педагогами, такими как Э. Г. Азимов [1], Д. Дьюи [9], Д. Халперн [10] и др., позволил сделать вывод о том, что критическое мышление представляет собой совокупность ряда умений и навыков мыслительных операций, среди которых:

• анализ значимости ситуации;

• формулировка и выдвижение гипотез;

• поиск аналогий и метафор;

• активизация и использование в реальных жизненных ситуациях приобретенных знаний;

• выстраивание причинно-следственных связей;

• сравнение и противопоставление информации, формулировка выводов;

• отделение главной информации от второстепенной, частного от общего;

• способность к аргументации и контраргументации;

• сбор и анализ информации;

• рассмотрение проблемы с разных точек зрения;

• решение проблем в сотрудничестве с другими людьми;

• самоконтроль в неоднозначных практических ситуациях;

• психологически адекватное восприятие собеседника и т. д. [11, с. 55].

Таким образом, критическим мышлением называют знания и навыки, которые позволяют рационально анализировать и оценивать информацию для обоснованного и осознанного принятия решений; способность эффективно справляться с задачами на работе и в бизнесе: строить карьеру, находить и анализировать ошибки, разумно расходовать ресурсы, эффективно планировать деятельность и т. д. Проанализировав различные подходы к толкованию термина «критическое мышление», можно заключить, что данное понятие включает в себя несколько компонентов: мотивационный, деятельнос-тный и рефлексивно-оценочный [12, с. 194].

Любая деятельность в своей основе имеет личностные потребности и стимулы. От наличия положительной мотивации зависит эффективность результата. Это положение легло в основу мотивационного компонента критического мышления. Соответственно, деятельностный компонент охватывает непосредственно мыслительные операции индивида и позволяет сделать вывод о том, насколько

хорошо у него развито критическое мышление. Рефлексивно-оценочный компонент подразумевает наличие способности объективно оценить собственную деятельность и учебную информацию с позиции соответствия выдвигаемым критериям и цели (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты критического мышления

2. Технология развития критического мышления

Проведенный анализ понятия «критическое мышление» обосновывает целесообразность внедрения технологии развития критического мышления (ТРКМ) в обучении иностранным языкам. Отметим, что в последнее время всё больше вузов используют данную технологию как средство реализации обновленных требований ФГОС ВО на различных дисциплинах, при этом для каждой дисциплины разрабатывается свой методический и дидактический инструментарий.

В рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» ТРКМ рассматривается как средство реализации нескольких педагогических целей. Во-первых, ТРКМ выступает как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка, так как формируемые в рамках данной учебной технологии умения универсальны для работы с информацией вне зависимости от языка источника и, соответственно, способствуют более эффективной работе с текстами на иностранном языке, что является объективно важной способностью современного специалиста любой профессиональной области. Во-вторых, ТРКМ — эффективное средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции, поскольку развивает навыки различных мыслительных операций, необходимых для успешного овладения всеми речевыми умениями. Исходя из понятия «критическое мышление», на учебных занятиях по иностранному языку, проводимых на младших курсах, преподавателям необходимо подбирать задания, направленные на:

• формирование комплексного умения критически мыслить в специально моделируемых на занятии практических ситуациях;

• овладение умением находить и осмысливать логические ошибки при критическом анализе рассуждений, выводов, поведения;

• обучение реализации умений критического мышления в различных областях научного знания, профессиональной деятельности и социальной сфере [13, с. 285].

Успешность реализации технологии развития критического мышления в процессе обучения курсантов высшего военного училища зависит от того, какой именно опыт критического анализа информации и его применения при решении различных практических задач был получен в результате освоения программы школьного образования.

В связи с этим первым шагом на пути реализации данной технологии и разработки дидактических материалов нам представляется определение первоначального уровня развития критического мышления курсантов.

3. Уровни сформированности критического мышления

Критическое мышление представляет собой интеллектуальную деятельность человека, для которой характерны высокий уровень восприятия и осмысления получаемой информации, а также объективность и релевантность подхода к работе с окружающим информационным пространством.

На основе анализа научно-педагогической литературы по проблеме исследования [13; 14; 15; 16] нами были выделены три уровня оценки сформированности критического мышления и отобраны критерии для их определения (см. табл.).

Начальный уровень критического мышления характеризуется отсутствием у курсанта умений оценивать свою деятельность и доказывать правоту, подбирать аргументы, исключать заведомо неправильный ответ. Сюда мы отнесем отсутствие мотивации к обучению, нежелание развиваться как личность, боязнь творческих и проектных заданий. Поступающая информация воспринимается прямо, т. е. принимается обучающимся на веру.

Средний уровень предполагает наличие умений и навыков мыслительных операций в рамках суждений элементарного уровня, неуверенный и недостаточный опыт аргументации и контраргументации выдвигаемых утверждений. Однако

на данном уровне наблюдаются попытки оценки и самооценки осуществляемых действий, появляется понимание необходимости конструктивной, логически обоснованной критики как неотъемлемой части мыслительного процесса. Курсант пытается оценивать поступающую информацию с различных точек зрения, и сам анализ, таким образом, становится более многоуровневым и разносторонним.

Высокий уровень характеризуется большей степенью «автоматизации» навыков основных мыслительных операций, умением видеть и адекватно воспринимать свои и чужие недостатки (в рассуждениях, выводах, действиях), малыми затратами времени на выявление и анализ логических ошибок, умелым подбором аргументов за и против, терпимостью к аргументированной критике в свой адрес, наличием интегративных мыслительных умений и способностью их использовать в практической, профессиональной и социальной деятельности.

4. Диагностика уровня сформированности критического мышления и обработка полученных результатов

Как отмечалось ранее, диагностика первоначального уровня сформированности критического мышления обучающихся является отправной точкой для применения ТРКМ на занятиях по иностранному языку. В этой связи стоит упомянуть, что в современной науке используются разные методы диагностики сформированности навыков критического мышления. В нашем исследовании были использованы методи-

Уровни сформированности критического мышления курсантов 1-го курса

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Критерий «Оценивание деятельности»: курсант дает объективную оценку своей деятельности, занимается самоанализом и рефлексией деятельности, ищет пути устранения «пробелов» в знаниях, занимается целеполаганием. Критерий «Анализ информации»: курсант критически относится ко всей поступающей информации, детально ее анализирует и ищет ошибки, использует накопленный познавательный опыт при анализе ситуаций. Критерий «Логическое и аналитическое мышление»: курсант осуществляет разные мыслительные операции (анализ, синтез, поиск, отбор и др.), ему удается познать логику проблемы с целью ее объективного изучения. Критерий «Мотивация»: у курсанта наблюдается высокая мотивация к обучению, имеются переживания за свои результаты, стремление к новым достижениям и повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Критерий «Стремление к развитию»: у курсанта высокий интерес к научно-исследовательским и творческим работам, присутствует устойчивое желание самосовершенствоваться Критерий «Оценивание деятельности»: курсант имеет затруднения с самооценкой, редко занимается самоанализом и рефлексией деятельности. Критерий «Анализ информации»: курсант пытается оценивать поступающую информацию, анализировать ее и находить неверные суждения или факты. Критерий «Логическое и аналитическое мышление»: курсант осуществляет мыслительные операции в пределах элементарных суждений, зачастую опирается на логический анализ и жизненный опыт, не всегда делает верные выводы и принимает правильные решения. Критерий «Мотивация»: у курсанта наблюдается неустойчивое желание улучшать свои образовательные результаты. Критерий «Стремление к развитию»: у курсанта слабый интерес к научно-исследовательским и творческим работам, присутствует желание саморазвиваться и самосовершенствоваться Критерий «Оценивание деятельности»: курсант дает необъективную оценку, не занимается самоанализом и игнорирует рефлексию деятельности. Критерий «Анализ информации»: курсант расценивает всю поступающую информацию как верную и воспринимает ее всерьез. Критерий «Логическое и аналитическое мышление»: курсант не умеет строить причинно-следственные связи, а также находить ошибки у себя и в работах других, подбирать аргументы. Критерий «Мотивация»: у курсанта наблюдается устойчивое нежелание улучшать свои образовательные результаты. Критерий «Стремление к развитию»: у курсанта наблюдается личностная стагнация, отсутствие интереса к научно-исследовательским и творческим работам

ка «Критический анализ» Дж. Баррета [17] и метод нахождения логических ошибок М. Чейфица (представлен в [18]).

В соответствии с методикой Дж. Баррета учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов ответа, придя к логическому заключению на основе предоставляемой информации, которая в полной мере позволяет сделать верный вывод. Данная методика направлена на оценку умения делать вывод из нескольких связанных между собой фактов.

Методика нахождения логических ошибок предполагает оценку приведенного высказывания с точки зрения аргументированности, логичности изложения, истинности данных. Прочитав высказывание, обучающиеся должны в свободной форме изложить свои мысли, в чём заключается ошибка данного рассуждения. В комбинации эти методики исследования позволяют оценить уровень сформированности различных навыков, относящихся к широкому понятию «критическое мышление».

Всего в исследовании приняли участие 60 курсантов 1-го курса. Результаты проведенной диагностики приведены на рисунке 2.

Уровень сформированности критического мышления обучающихся

■ Низкий уровень

■ Средний уровень

□ Уровень выше среднего

Рис. 2. Результаты диагностики уровня сформированности критического мышления курсантов 1-го курса (511-я и 613-я учебные группы)

Таким образом, проанализировав исходный уровень сформированности навыков критического мышления испытуемых, можно заключить, что подавляющее большинство

обучающихся имеют недостаточно развитое критическое мышление для решения практических профессиональных задач, что обусловливает актуальность и необходимость применения технологии развития критического мышления на занятиях в вузе, в том числе и по иностранному языку.

Заключение (Conclusion)

Способность критически мыслить — крайне необходимый компонент на всех этапах обучения человека (школьное образование, высшее образование, повышение квалификации и т. д.), поскольку для успешного результата всякой деятельности требуется анализ, сравнение, логическое осмысление и обобщение воспринимаемой информации. Без критической оценки задачи или проблемы, анализа преимуществ и недостатков методов их решения невозможно выдвижение предположений, гипотез, а также разработка планов работы и т. д. Очевидно, что критическое мышление — это один из мыслительных инструментов принятия верного решения как в повседневной, так и в профессиональной деятельности человека.

Обучение в вузе требует от студентов максимальной активизации интеллектуальной деятельности для решения проблемных и творческих задач. Умение, предполагающее формирование навыков критического мышления, предусматривает не только активный поиск информации и ее переработку для углубления знаний, но и сопоставление точек зрения разных исследователей, саморефлексию и самоанализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количественно-качественный анализ полученных при диагностике данных позволяет заключить, что курсанты младших курсов не обладают достаточной степенью развития мыслительных навыков критического анализа, а общий уровень критического мышления курсантов 1-го курса оценивается как низкий, что становится препятствием на пути к формированию конкурентоспособного военного специалиста. По этой причине в дальнейшем планируется разработка системы упражнений в рамках одной из изучаемых на 1-х курсах тем, направленных на развитие критического мышления курсантов.

Библиографический список

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.

2. Буйновский Л. Ф. Технология профессионально ориентированного обучения : учеб. пособие. М. : Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации, 2010. 322 с.

3. Основы критического мышления: междисциплинарная программа : пособие / Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. М. : Изд-во Ин-та «Открытое Общество», 1997. 41 с.

4. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого. М. : Прогресс, 1977. 413 с.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.

6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие. М. : Академия, 2008. 272 с.

7. Коржуев А. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. 300 с.

8. Муякина В. П. Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. 2010. № 2. С. 86-89.

9. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской. М. : Совершенство, 1997. 208 с.

10. Халперн Д. Психология критического мышления / пер. с англ. Н. О. Мальгиной, С. Е. Рысева, Л. Л. Царук. СПб. : Питер, 2000. 512 с.

11. Дёмочкина Е. С. О применении технологии развития критического мышления на занятиях по иностранному языку в военном высшем учебном заведении // Вестн. Яросл. выс. воен. училища противовоздушной обороны. 2021. № 2. С. 54-60.

12. Туласынова Н. Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 112. С. 193-197.

13. Шакирова Д. М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Образовательные технологии и общество. 2006. № 9 (4). С. 284-292.

14. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (базовая модель) // Учитель и ученик: возможности диалога и понимания : сб. ст. М. : Бонфи, 2002. Т. 1. 239 с.

15. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М. : Просвещение, 2004. 175 с.

16. Современные методы диагностики критического мышления обучающихся / М. Л. Романова, В. Г. Савченко, Д. А. Миш-ков [и др.] // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2018. № 2. С. 329-333.

17. Баррет Дж. Карьера: способности и выбор. Тесты. М. : АСТ : Астрель, 2006. 206 с.

18. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск : Современная школа, 2008. 496 с.

References

Azimov Eh. G., Shchukin A. N. (2009) Novyislovar'metodicheskikh terminoviponyatii (teoriya ipraktika obucheniya yazykam) [New Dictionary of Methodical Terms and concepts (Theory and Practice of Language Teaching]*. Moscow, IKAR Publ., 448 p. (in Russian)

Barret Dzh. (2006) Kar'era: sposobnosti i vybor [career: Ability and choice]*. Moscow, AST Publ., Astrel' Publ., 206 p. (in Russian) Bruner J. (1977) [Beyond the Information Given. Studies in the Psychology of Knowing]. Moscow, Progress Publ., 413 p. (in Russian)

Buinovskii L. F. (2010) Tekhnologiya professional'no orientirovannogo obucheniya [Technology of Professionally Oriented Education]*. Moscow, Obshchevoiskovaya akademiya Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii Publ., 322 p. (in Russian)

Demochkina E. S. (2021) O primenenii tekhnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v voennom vysshem uchebnom zavedenii [Using Critical Thinking Development Technology at Foreign Language Classes in a Military College], Vestnik Yaroslavskogo vysshego voennogo uchilishcha protivovozdushnoi oborony [Bulletin of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense]*, no. 2, pp. 54-60. (in Russian)

D'yui D. (1997) Psikhologiya i pedagogika myshleniya [Psychology and Pedagogy of Thinking]. Moscow, Sovershenstvo Publ., 208 p. (in Russian)

Genike E. A., Trifonova E. A. (2002) Razvitie kriticheskogo myshleniya (bazovaya model') [Development of Critical Thinking (Basic Model)]*, Uchitel' i uchenik: vozmozhnosti dialoga i ponimaniya [Teacher and Student: Opportunities for Dialogue and Understanding]*. Moscow, Bonfi Publ., vol. 1, 239 p. (in Russian)

Greben' N. F. (2008) Psikhologicheskie testy dlya professionalov [Psychological Tests for Professionals]. Minsk, Sovremennaya shkola Publ., 496 p. (in Russian)

Halpern D. (2000) [Thought and Knowledge: An Introduction to critical Thinking]. Saint Petersburg, Piter Publ., 512 p. (in Russian)

Korzhuev A. V. (2003) Traditsii i innovatsii v vysshem professional'nom obrazovanii [Traditions and Innovations in Higher Professional Education]. Moscow, Moskovskii gosudarstvennyi universitet Publ., 300 p. (in Russian)

Muyakina V. P. (2010) Kriticheskoe myshlenie: genezis i ehvolyutsiya ponyatiya v vozzreniyakh zapadnykh issledovatelei [Critical Thinking: Origin and Evolution in Foreign Research], Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Stavropol State University]*, no. 2, pp. 86-89. (in Russian)

Polat E. S. (2008) Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New Pedagogical and Information Technologies in the Education System]*. Moscow, Akademiya Publ., 272 p. (in Russian)

Romanova M. L., Savchenko V. G., Mishkov D. A., Kononenko D. I., Bevz E. A., Berezina A. I. (2018) Sovremennye metody diagnostiki kriticheskogo myshleniya obuchayushchikhsya [Modern Assessment Method of Beings Critical Thinking], Nauka. Tekhnika. Tekhnologii (politekhnicheskii vestnik) [Science. Engineering. Technology (Polytechnical Bulletin)], no. 2, pp. 329-333. (in Russian)

Shakirova D. M. (2006) Formirovanie kriticheskogo myshleniya uchashchikhsya i studentov: model' i tekhnologiya [Formation of Critical Thinking of Pupils and Students: Model and Technology]*, Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational Technology & Society], vol. 9, no. 4, pp. 284-292. (in Russian)

Stil Dzh. L., Meredit K., Templ Ch., Uolter S. (1997) Osnovy kriticheskogo myshleniya: mezhdistsiplinarnaya programma [Fundamentals of critical Thinking: An Interdisciplinary Program]*. Moscow, Institut "Otkrytoe Obshchestvo" Publ., 41 p. (in Russian)

Tulasynova N. Yu. (2009) Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku [Critical Thinking Development in Foreign Language Learning], Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], no. 112, pp. 193-197. (in Russian) Vygotskii L. S. (1999) Myshlenie i rech'[Thinking and Speaking]*. Moscow, Labirint Publ., 352 p. (in Russian) Zair-Bek S. I., Mushtavinskaya I. V. (2004) Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke [Development of critical Thinking at the Lesson]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 175 p. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.