дент» является как условием определения и проявления студентом собственной системы ценностей, так и основой ценностно-смыслового диалога субъектов информационного пространства.
Таким образом, медиаобразование как одно из приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий призвано при государственной поддержке не только уменьшить разрыв в умении студенчеством осваивать современную глобальную медиакультуру, но и выстраивать личностью студента перспективы дальнейшего развития ориентиров в современном мире.
Библиографический список
1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
2. Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Автореф. дис. ... д-ра. филос. наук. - СПб., 2007. -20 с.
3. Интервью с И.А.Фатеевой [Электронный ресурс]: Новости науки 2009. - Режим доступа http: http://book.invlad.ru/index.php/newsbook/ stience/8941-media-learning?format=pdf
4. Кирьякова А.В. Аксиология образования // Фундаментальные исследования в педагогике.
- М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.
5. Манцивода А.В., Малых А .А. Достижения в Интернете и будущее информационной среды российского образования // Информационные
технологии. - 2008. - N° 1. - С. 67-74.
6. Программа ПЦПИ и медиаобразование -среди приоритетов долгосрочного социальноэкономического развития России // Медиаобразование. - 2009. - № 3. - С. 6-7.
7. Результаты PISA - 2006. Обладают ли 15летние учащиеся необходимой естественнонаучной грамотностью для полноценного функционирования в обществе? [Электронный ресурс]: -Вопросы Интернет образования, 2007. - Режим доступа http: http://metodist.lbz.ru/articles/204/79/ lektorii_Samonenko.U. html
8. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
9. Худолеева Е.И. Педагогические проблемы медиаобразования в ФРГ и в России на современном этапе (конец ХХ - начало XXI вв.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владивосток, 2006. -24 с.
10. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 206 с.
11. Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы // Молодежь и общество. -2007. - № 2. - С. 112-135.
12. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели // Высшее образование в России. - 2004. - № 8.
- С. 34-39.
УДК 378 ББК 74.580.2В 67
А.В. ВОЛКОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - ОСНОВА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ
Рассматривается роль профессионального интереса в процессе формирования профессиональной компетентности курсантов и предлагаются разнообразные виды работ для использования в учебном процессе образовательных учреждений МЧС России.
Ключевые слова: профессиональный интерес, профессиональная компетентность, адаптация к новым условиям труда.
© А.В. Волков, 2009
79
Профессиональное образование
Одной из важных целей образования является идея самореализации личности, жизненного трудового самоопределения, Важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда,
Профессиональный интерес курсантов, имеющих сравнительно большой запас знаний, будет особенно отличаться индивидуальным своеобразием, и это положение следует учитывать в процессе формирования профессиональной компетентности курсантов.
Профессиональный интерес курсантов следует формировать на основе познавательного интереса. Следовательно, в процессе формирования профессионального интереса необходимо создавать такие педагогические условия и использовать такие формы педагогического руководства, которые одновременно способствовали бы развитию профессионального интереса курсантов. Формирование профессиональной компетентности курсантов невозможно без наличия фундаментального профессионального интереса, на базе которого развивается система знаний и представлений о будущей профессии.
Профессиональный интерес является одним из ведущих мотивов учебной деятельности курсантов.
Проблеме профессионального интереса уделено большое внимание в психолого-педагоги-ческой литературе.
Исходным положением в большинстве этих исследований является определение понятия «профессиональный интерес». В педагогической литературе понятие «профессиональный интерес» определяется по-разному, хотя большинство исследователей рассматривает профессиональный интерес как положительное эмоциональное отношение к какой-либо деятельности (В.Ф. Афанасьев, А.Е. Голомшток, А.Ф. Эсаулов и другие). Так, А.Ф. Эсаулов определяет профессиональный интерес как интерес к будущей желаемой профессиональной деятельности [7].
Серьезное значение при формировании профессионального интереса к будущей деятельности имеет и осознание жизненной значимости этой будущей деятельности, и трудностей, связанных с ней.
Ряд авторов определяет профессиональный
интерес как направленность личности, как положительную, эмоциональную и познавательную ее активность. Так, В.Ф. Афанасьев рассматривает профессиональный интерес как положительную эмоциональную направленность личности к определенной деятельности, к практическому овладению ею [1]. Однако автор не устанавливает взаимосвязи между положительно-эмоциональной и познавательной направленностью личности.
Н.К. Елаев, рассматривая проблему формирования профессиональной направленности учащихся общеобразовательной школы, дает следующее определение понятия «профессиональный интерес»: «Интерес к профессии - это желание овладеть известным видом деятельности, который признается ценным и обладание которым связано с приятным чувством» [5, с. 87]. Более полное определение профессионального интереса, на наш взгляд, содержится в исследованиях Е.П. Гроссу, которая указывает, что «под профессиональным интересом мы понимаем направленность личности к определенной деятельности, стимулирующей развитие личности и ее творческие силы» [4, с. 90].
Более полное определение профессионального интереса, отражающего его суть, по нашему мнению, дает И.Н. Вакулова, которая, рассматривая становление профессиональных планов учащихся, отмечает, что под профессиональными интересами следует понимать «избирательное, активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься» [2, с. 24].
Таким образом, в понятие профессионального интереса обучаемых исследователи включают различные составляющие, но в основном подчеркивают положительное эмоциональное отношение субъекта к будущей деятельности.
С учетом рассмотренных точек зрения на понятие профессионального интереса мы предлагаем следующее определение данного понятия: это избирательное, активно-положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, обеспечивающей успешность в жизни, учитывающей ее трудности, склонности личности, дающей возможность проявлению творческой активности человека и овладения смежными профессиями.
В процессе формирования профессиональной компетентности курсантов мы опирались на
80
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
следующие частно-педагогические принципы, учитывающие личностные особенности курсантов и специфические свойства предлагаемых средств обучения: принцип постепенного усложнения восприятия предмета интереса, принцип ориентированности на личностно-деятельностную ситуацию, принцип межличностного общения, принцип введения курсантов в мир профессиональных знаний, а также учитывали методы эвристического обучения, обобщенные в трудах А.В. Хуторского [6].
Важными для формирования профессионального интереса и профессиональной компетентности курсантов явились оргдеятельностные методы, такие, например, как методы целеполага-ния, методы планирования, методы создания образовательных программ курсантов.
Мы подбирали формы и методы работы по формированию профессионального интереса с учетом того, что формирование как профессионального интереса, так и, в конечном счете, профессиональной компетентности имеет свои особенности, определяемые в первую очередь спецификой профессии.
В ходе работы мы выделили основные направления, по которым, на наш взгляд, целесообразно осуществлять процесс формирования профессионального интереса курсантов. Первое направление - активизация познавательной и творческой деятельности курсантов (профпросвещение)
- учеба по профилирующим предметам, занятия в факультативах, работа с литературой, лекции, встречи, беседы, экскурсии, занятия в лекториях и т.д. Второе направление (проба сил) - практическая деятельность курсантов в пожарных частях в период учебной практики.
Наиболее эффективными оказались такие виды работы, как курс лекций о профессии пожарного, встречи курсантов с учащимися школ с целью проведения бесед о профессии пожарного на уроках по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», встречи с опытными специалистами, ветеранами труда, экскурсии в пожарные части г. Иваново, обсуждение научнопопулярной литературы, просмотр художественных фильмов, проведение деловых игр с профориентационной направленностью. Так, курс лекций отражал особенности профессии пожарно-
го, условия и психофизиологическую характеристику труда пожарных, призвание и личностные качества пожарного (смелость, решительность, выдержка, спокойствие, высокое чувство ответственности, самообладание и другие), особенности пожарной службы, ее трудности и опасности, этику и культуру представителя данной профессии.
Лекции, которые готовили курсанты, носили познавательный характер и учитывали особенности юношеского возраста. Сухой, формальный перечень без вызывающих эмоций фактов не заинтересует современную молодежь. Организованный нами цикл лекций «История пожарной охраны» включал в себя 10 лекций о развитии пожарного дела в России, пожарной технике, работе по предупреждению и тушению пожаров, службе и быту в пожарных частях, героях пожарной охраны и т.д. Лекции и беседы, расширяющие специальный кругозор учащихся читали, как правило, курсанты 1 и 2 курса.
Как показывает опыт, подобные формы работы способствуют развитию профессионального интереса курсантов и эффективному формированию их профессиональной компетентности.
Библиографический список
1. Афанасьев В.И. Системность и общество.
- М.: Политиздат, 1980.
2. Вакулова И.Н. Вопросы становления профессиональных планов / И.Н.Вакулова, В.А.Прос-курякова, А.С.Соловьев. - Л.: 1979.
3. Голомшток А.Е. Карта интересов. Школа и выбор профессии. - М.: Просвещение, 1969.
4. Гроссу Е.П. Формирование профессиональных интересов старшеклассников во внеклассной работе: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1975.
5. Елаев Н.К. Формирование профессиональной направленности учащихся общеобразовательных школ: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1977.
6. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М., 1988.
7. Эсаулов А.Ф. Вопросы становления профессиональных планов. - Л., 1979.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
81