Научная статья на тему 'Профессиональный интерес основа процесса формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России'

Профессиональный интерес основа процесса формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Александр Валентинович

Рассматривается роль профессионального интереса в процессе формирования профессиональной компетентности курсантов и предлагаются разнообразные виды работ для использования в учебном процессе образовательных учреждений МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный интерес основа процесса формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России»

дент» является как условием определения и проявления студентом собственной системы ценностей, так и основой ценностно-смыслового диалога субъектов информационного пространства.

Таким образом, медиаобразование как одно из приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий призвано при государственной поддержке не только уменьшить разрыв в умении студенчеством осваивать современную глобальную медиакультуру, но и выстраивать личностью студента перспективы дальнейшего развития ориентиров в современном мире.

Библиографический список

1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

2. Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Автореф. дис. ... д-ра. филос. наук. - СПб., 2007. -20 с.

3. Интервью с И.А.Фатеевой [Электронный ресурс]: Новости науки 2009. - Режим доступа http: http://book.invlad.ru/index.php/newsbook/ stience/8941-media-learning?format=pdf

4. Кирьякова А.В. Аксиология образования // Фундаментальные исследования в педагогике.

- М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.

5. Манцивода А.В., Малых А .А. Достижения в Интернете и будущее информационной среды российского образования // Информационные

технологии. - 2008. - N° 1. - С. 67-74.

6. Программа ПЦПИ и медиаобразование -среди приоритетов долгосрочного социальноэкономического развития России // Медиаобразование. - 2009. - № 3. - С. 6-7.

7. Результаты PISA - 2006. Обладают ли 15летние учащиеся необходимой естественнонаучной грамотностью для полноценного функционирования в обществе? [Электронный ресурс]: -Вопросы Интернет образования, 2007. - Режим доступа http: http://metodist.lbz.ru/articles/204/79/ lektorii_Samonenko.U. html

8. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

9. Худолеева Е.И. Педагогические проблемы медиаобразования в ФРГ и в России на современном этапе (конец ХХ - начало XXI вв.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владивосток, 2006. -24 с.

10. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 206 с.

11. Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы // Молодежь и общество. -2007. - № 2. - С. 112-135.

12. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели // Высшее образование в России. - 2004. - № 8.

- С. 34-39.

УДК 378 ББК 74.580.2В 67

А.В. ВОЛКОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - ОСНОВА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ

Рассматривается роль профессионального интереса в процессе формирования профессиональной компетентности курсантов и предлагаются разнообразные виды работ для использования в учебном процессе образовательных учреждений МЧС России.

Ключевые слова: профессиональный интерес, профессиональная компетентность, адаптация к новым условиям труда.

© А.В. Волков, 2009

79

Профессиональное образование

Одной из важных целей образования является идея самореализации личности, жизненного трудового самоопределения, Важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда,

Профессиональный интерес курсантов, имеющих сравнительно большой запас знаний, будет особенно отличаться индивидуальным своеобразием, и это положение следует учитывать в процессе формирования профессиональной компетентности курсантов.

Профессиональный интерес курсантов следует формировать на основе познавательного интереса. Следовательно, в процессе формирования профессионального интереса необходимо создавать такие педагогические условия и использовать такие формы педагогического руководства, которые одновременно способствовали бы развитию профессионального интереса курсантов. Формирование профессиональной компетентности курсантов невозможно без наличия фундаментального профессионального интереса, на базе которого развивается система знаний и представлений о будущей профессии.

Профессиональный интерес является одним из ведущих мотивов учебной деятельности курсантов.

Проблеме профессионального интереса уделено большое внимание в психолого-педагоги-ческой литературе.

Исходным положением в большинстве этих исследований является определение понятия «профессиональный интерес». В педагогической литературе понятие «профессиональный интерес» определяется по-разному, хотя большинство исследователей рассматривает профессиональный интерес как положительное эмоциональное отношение к какой-либо деятельности (В.Ф. Афанасьев, А.Е. Голомшток, А.Ф. Эсаулов и другие). Так, А.Ф. Эсаулов определяет профессиональный интерес как интерес к будущей желаемой профессиональной деятельности [7].

Серьезное значение при формировании профессионального интереса к будущей деятельности имеет и осознание жизненной значимости этой будущей деятельности, и трудностей, связанных с ней.

Ряд авторов определяет профессиональный

интерес как направленность личности, как положительную, эмоциональную и познавательную ее активность. Так, В.Ф. Афанасьев рассматривает профессиональный интерес как положительную эмоциональную направленность личности к определенной деятельности, к практическому овладению ею [1]. Однако автор не устанавливает взаимосвязи между положительно-эмоциональной и познавательной направленностью личности.

Н.К. Елаев, рассматривая проблему формирования профессиональной направленности учащихся общеобразовательной школы, дает следующее определение понятия «профессиональный интерес»: «Интерес к профессии - это желание овладеть известным видом деятельности, который признается ценным и обладание которым связано с приятным чувством» [5, с. 87]. Более полное определение профессионального интереса, на наш взгляд, содержится в исследованиях Е.П. Гроссу, которая указывает, что «под профессиональным интересом мы понимаем направленность личности к определенной деятельности, стимулирующей развитие личности и ее творческие силы» [4, с. 90].

Более полное определение профессионального интереса, отражающего его суть, по нашему мнению, дает И.Н. Вакулова, которая, рассматривая становление профессиональных планов учащихся, отмечает, что под профессиональными интересами следует понимать «избирательное, активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься» [2, с. 24].

Таким образом, в понятие профессионального интереса обучаемых исследователи включают различные составляющие, но в основном подчеркивают положительное эмоциональное отношение субъекта к будущей деятельности.

С учетом рассмотренных точек зрения на понятие профессионального интереса мы предлагаем следующее определение данного понятия: это избирательное, активно-положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, обеспечивающей успешность в жизни, учитывающей ее трудности, склонности личности, дающей возможность проявлению творческой активности человека и овладения смежными профессиями.

В процессе формирования профессиональной компетентности курсантов мы опирались на

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

следующие частно-педагогические принципы, учитывающие личностные особенности курсантов и специфические свойства предлагаемых средств обучения: принцип постепенного усложнения восприятия предмета интереса, принцип ориентированности на личностно-деятельностную ситуацию, принцип межличностного общения, принцип введения курсантов в мир профессиональных знаний, а также учитывали методы эвристического обучения, обобщенные в трудах А.В. Хуторского [6].

Важными для формирования профессионального интереса и профессиональной компетентности курсантов явились оргдеятельностные методы, такие, например, как методы целеполага-ния, методы планирования, методы создания образовательных программ курсантов.

Мы подбирали формы и методы работы по формированию профессионального интереса с учетом того, что формирование как профессионального интереса, так и, в конечном счете, профессиональной компетентности имеет свои особенности, определяемые в первую очередь спецификой профессии.

В ходе работы мы выделили основные направления, по которым, на наш взгляд, целесообразно осуществлять процесс формирования профессионального интереса курсантов. Первое направление - активизация познавательной и творческой деятельности курсантов (профпросвещение)

- учеба по профилирующим предметам, занятия в факультативах, работа с литературой, лекции, встречи, беседы, экскурсии, занятия в лекториях и т.д. Второе направление (проба сил) - практическая деятельность курсантов в пожарных частях в период учебной практики.

Наиболее эффективными оказались такие виды работы, как курс лекций о профессии пожарного, встречи курсантов с учащимися школ с целью проведения бесед о профессии пожарного на уроках по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», встречи с опытными специалистами, ветеранами труда, экскурсии в пожарные части г. Иваново, обсуждение научнопопулярной литературы, просмотр художественных фильмов, проведение деловых игр с профориентационной направленностью. Так, курс лекций отражал особенности профессии пожарно-

го, условия и психофизиологическую характеристику труда пожарных, призвание и личностные качества пожарного (смелость, решительность, выдержка, спокойствие, высокое чувство ответственности, самообладание и другие), особенности пожарной службы, ее трудности и опасности, этику и культуру представителя данной профессии.

Лекции, которые готовили курсанты, носили познавательный характер и учитывали особенности юношеского возраста. Сухой, формальный перечень без вызывающих эмоций фактов не заинтересует современную молодежь. Организованный нами цикл лекций «История пожарной охраны» включал в себя 10 лекций о развитии пожарного дела в России, пожарной технике, работе по предупреждению и тушению пожаров, службе и быту в пожарных частях, героях пожарной охраны и т.д. Лекции и беседы, расширяющие специальный кругозор учащихся читали, как правило, курсанты 1 и 2 курса.

Как показывает опыт, подобные формы работы способствуют развитию профессионального интереса курсантов и эффективному формированию их профессиональной компетентности.

Библиографический список

1. Афанасьев В.И. Системность и общество.

- М.: Политиздат, 1980.

2. Вакулова И.Н. Вопросы становления профессиональных планов / И.Н.Вакулова, В.А.Прос-курякова, А.С.Соловьев. - Л.: 1979.

3. Голомшток А.Е. Карта интересов. Школа и выбор профессии. - М.: Просвещение, 1969.

4. Гроссу Е.П. Формирование профессиональных интересов старшеклассников во внеклассной работе: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1975.

5. Елаев Н.К. Формирование профессиональной направленности учащихся общеобразовательных школ: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1977.

6. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М., 1988.

7. Эсаулов А.Ф. Вопросы становления профессиональных планов. - Л., 1979.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.