Научная статья на тему 'Сущность и структура понятия «Профессиональный интерес»'

Сущность и структура понятия «Профессиональный интерес» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4589
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / КОМПОНЕНТ / СОДЕРЖАНИЕ / INTEREST / PROFESSIONAL INTEREST / COMPONENT / CONTENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байтимирова Айгуль Тохмииловна

В статье раскрываются сущность и структура понятия «профессиональный интерес». Дается анализ термина «интерес», предлагаются различные точки зрения ученых на трактование профессионального интереса. Представлена совокупность психолого-педагогических компонентов деятельности, определяющих развитие профессионального интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE “PROFESSIONAL INTEREST” CONCEPT

The article deals with essence and structure of the “professional interest" concept. It analyzes the term “interest" and considers some interpretations of the professional interest by the scholars. The author discusses the range of psychological and educational components of the activities determining the professional interest development.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура понятия «Профессиональный интерес»»

УДК 37

Байтимирова Айгуль Тохмииловна

учитель английского языка гимназии № 2, г. Сургут

dom-hors@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС»

Аннотация:

В статье раскрываются сущность и структура понятия «профессиональный интерес». Дается анализ термина «интерес», предлагаются различные точки зрения ученых на трактование профессионального интереса. Представлена совокупность психолого-педагогических компонентов деятельности, определяющих развитие профессионального интереса.

Ключевые слова:

интерес, профессиональный интерес, компонент, содержание.

Baytimirova Aygul Tokhmiilovna

English language teacher at the gymnasium №2 dom-hors@mail.ru

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE “PROFESSIONAL INTEREST”

CONCEPT

Summary:

The article deals with essence and structure of the “professional interest" concept. It analyzes the term “interest" and considers some interpretations of the professional interest by the scholars. The author discusses the range of psychological and educational components of the activities determining the professional interest development.

Keywords:

interest, professional interest, component, content.

Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, особенно инновационные процессы в экономической и социальной жизни, приводят к новой ситуации в сфере образования. Возникновение такой ситуации обусловлено острой социальной потребностью современного общества в личности, проявляющей высокий уровень социальной активности, целеустремленной, способной к самоорганизации, преодолению препятствий, достижению цели, стремящейся к самореализации в профессиональной деятельности. Это возможно только тогда, когда личностью движет не мотивация вынужденности или долга, а мотивация, ведущим компонентом которой является профессиональный интерес. Среди многочисленных проблем профессионального обучения проблема формирования профессионального интереса выступает довольно значимой. Раскрывая сущность и содержание понятия «профессиональный интерес», полагаем целесообразным более подробно для начала изучить понятие «интерес».

В философии (А.Г. Здравомыслов и др.) понятие «интерес» связывается с потребностями, при этом отмечается, что интерес непосредственно связан с потребностью, но не является самой потребностью, то есть потребность выступает как понятие более широкое, чем интерес [1, с. 704].

В современной психологии существуют различные мнения, исследователей по проблеме соотношения терминов «интерес» и «потребность». Некоторые ученые объединяют интерес и потребность, но трактуют эту связь по-разному. Одни (К.Д. Ушинский, Р.С. Немов) полагают, что интерес - определенная форма разнообразных потребностей, вторые (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) утверждают, что интерес - более сложное и обширное явление, чем просто потребность. Третьи (Б.И. Додонов, А.Г. Ковалев) считают, что познавательные, эстетические интересы являются первой важной потребностью человека, четвертые - что познавательная потребность порождает интерес, и данный интерес может стать потребностью.

Попытки дифференцировать потребности и интересы основываются на различных критериях. Так, В.Н. Мясищев и В.Г. Иванов различают интерес и потребность на том основании, что потребность направлена на обладание предметом, а интерес - на его познание, и, таким образом, уходят от широкого понимания интереса.

Анализ психологических исследований также показывают, что исследователи трактуют интерес не только как избирательное отношение личности к объекту, но еще подчеркивают, что эмоциональный компонент, обязательно присутствующий в интересе, является его важным слагаемым: «Эмоциональное отношение к объекту... является одним из обязательных признаков интереса» [2, с. 141].

В педагогической науке интерес рассматривается как: одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете, активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным

отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью [3, с. 208]; познавательная направленность человека на предметы и явления действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием [4, с. 445].

В классической педагогике в самых разнообразных трактовках основная функция интереса состояла в том, чтобы ученик находился в центре учебного процесса, заинтересовать обучающегося так, чтобы обучение для учащегося являлось желанным, востребованным. По мнению К.Д. Ушинского, для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. Связывая интерес со вниманием, ученый указывал, что развитие интереса в ребенке способствует развитию в ребенке стремления к самообразованию [5, с. 189].

Обобщение результатов разноаспектного теоретического анализа исследуемого понятия позволяет выделить следующие положения: интерес представляет форму сложного образования, которая определяет положительную познавательную направленность личности определенного объекта; существенными признаками интереса являются: устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту; значимость объекта для личности; желание глубже ознакомиться с данным объектом; как качество личности интерес оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций и процессов (мышления, памяти, внимания обучаемого), обеспечивает успешное овладение необходимыми навыками, способствует гармоничному развитию личности; интересы личности развиваются в процессе активной познавательной деятельности.

В целом анализ научной литературы показывает, что при определении понятия «интерес» необходимо учитывать положение о том, что интерес представляет сложное понятие и не принадлежит ни к одной отдельно взятой психической функции; в психологическую деятельность личности входят и ощущения, и представления, и мысли, связывающие их, и чувства, и волевые решения. С учетом этого, опираясь на определение Н.Ф. Добрынина, мы рассматриваем интерес как сложное синтетическое образование, относящееся ко всей личности [6, с. 53].

Поскольку предметом нашего исследования выступает профессиональный интерес, рассмотрим данное понятие подробнее.

Проблема развития профессиональных интересов нашла отражение в трудах Г.Д. Бабушкина, М.Ф. Беляева, В.Ф. Бессараба, Л.В. Ботяковой, С.П. Крягжде, Н.Д. Левитова, Б.М. Теплова, Б.А. Федоришина, С.Н. Чистяковой, А.Ф. Эсаулова и других. Изучение психологопедагогической литературы по данной проблеме свидетельствует, что существуют различные взгляды на понятие «профессиональный интерес», вызванные сложностью его функциональной природы. Так, И.Н. Вакулова, Т.В. Проскурякова, Н.Д. Соловьева рассматривают профессиональный интерес как избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься» [7, с. 24]. Расширяя данное определение, О.А. Зимовина понимает данное понятие как фактор (симптомоком-плекс), который стимулирует деятельность человека, связанную с приобретенной или предполагаемой профессией, и проявляется в избирательной, познавательной, эмоциональной и волевой активности при встрече с разными объектами явлениями действительности [8]. Подчеркивая взаимосвязь профессионального интереса с познавательным, В.Ф. Бессараб определяет его как эмоционально выраженную направленность, внимание и действие учащегося на приобретение теоретических и практических знаний, умений, навыков [9, с. 4].

Опора на данные точки зрения позволяет нам трактовать профессиональный интерес как избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься [10, с. 24], которое возникает и развивается в основном в процессе деятельности; проявляется профессиональный интерес в избирательной познавательной, эмоциональной и волевой активности при встрече с разными объектами явлениями действительности [11].

Важным аспектом анализа понятия «профессиональный интерес» является определение его структуры. В научной представлены различные точки зрения на структуру данного понятия.

В исследованиях В.Ф. Афанасьева, Т.Л. Бухариной, В.В. Кревневич выделяются два компонента - эмоциональный и познавательный, входящих в структуру профессионального интереса. Такая трактовка структуры исследуемого понятия недостаточно полно раскрывает природу профессионального интереса, что отмечается в работах другой группы ученых (В.В. Арнаутов, Е.Н. Землянская, В.Ф. Сахаров, А.П. Сейтешев, А.Ф. Эсаулов и др.): «Профессиональный интерес проявляется в избирательной познавательной, эмоциональной, волевой активности» [12, с. 18]. Мы также считаем вполне обоснованным является включение волевого компонента в состав профессионального интереса, поскольку стремление к определенной деятельности характеризуется волевой установкой личности. Однако в некоторых исследованиях (В.В. Арнау-

тов, Н.И. Виноградова, А.В. Мордовская, Ф.К. Савина и др.) структура профессионального интереса расширяется за счет введения еще одного компонента - потребностно-деятельностного.

Опираясь на результаты проведенного анализа, мы считаем правомерным выделить в структуре профессионального интереса четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и деятельностный.

Познавательный компонент профессионального интереса обусловлен стремлением глубже узнать о содержании профессиональной деятельности, определяет большую роль в трактовании значения и смысла профессиональной деятельности, что представляет как предпосылка интереса. Данный компонент находит проявление в познавательной деятельности, отражающей стремление к приобретению профессиональных знаний, осведомленности о содержании избранной профессии.

Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к определенному роду деятельности, что отражается в чувстве удовлетворенности результатами определенной деятельности, увлеченности ею, положительном отношении к профессии, уверенности в правильном ее выборе.

Волевой компонент играет значительную роль во внутренней мобилизации личности для преодоления трудностей при освоении профессии. Он предполагает настойчивость, уверенность в преодолении трудностей в овладении профессий.

Деятельностный компонент включает как и потребность личности в конкретной деятельности, так и активность в овладении профессий, что проявляется в практической деятельности, выражается в стремлении к пробе сил, проверке способностей, желании самореализоваться в избранной профессии и др. Данный компонент является системообразующим в структуре профессиональных интересов.

Все данные компонента взаимосвязаны, но, тем не менее, в определенный момент времени один из них может доминировать. Особенность взаимосвязи эмоционального и познавательного компонентов состоит в том, что познавательный компонент формирует положительное отношение к избранной профессии. Познавательный компонент усиливает положительное отношение к профессии, раскрывая ее значение и смысл. Волевой компонент профессионального интереса проявляется тогда, когда после первых неудач воспитанник занимается дальше деятельностью или бросает ее. Насколько развита воля у учащегося настолько и будет развиваться интерес в дальнейшем к профессии или нет.

Резюмируя вышесказанное, отметим следующее. Анализ научных исследований дает основание трактовать профессиональный интерес как избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием заниматься ею. Профессиональный интерес возникает и развивается в процессе деятельности и проявляется в волевой, избирательной познавательной, и эмоциональной активности при встрече с разными объектами явлениями действительности.

С учетом выделенных характеристик рассматриваемого понятия правомерным является выделение в структуре профессионального интереса четырех взаимосвязанных компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и деятельностного. Их взаимосвязь составляет основу развития устойчивого профессионального интереса.

Ссылки:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1949.

2. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2005.

4. Педагогический словарь. М., 1960.

5. Ушинский К.Д. Полное собрание сочинений. Т. 10.

6. Добрынин Н.Ф. О воспитании интереса // Педагогическое образование. 1936. № 6. С. 87-103.

7. Вакулова И.Н., Проскурякова Т.В., Соловьева Н.Д. Вопросы становления профессиональных планов. Л., 1979.

8. Зимовина О.А. Содержание и особенности познавательных интересов и профессиональных намерений старше-

классников // Сов. пед. 1975. № 12. С. 53-59.

9. Бессараб В.Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1981.

10. Вакулова И.Н., Проскурякова Т.В., Соловьева Н.Д. Вопросы становления профессиональных планов. Л., 1979.

11. Зимовина О.А. Указ. соч.

12. Землянская Е.Н. Формирование интересов старшеклассников к экономической сфере на основе интегративного подхода: дисс. ... канд. пед. наук. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.