Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рямова Ксения Александровна, Розенфельд Александр Семенович

Анализ научной литературы показал, что педагог физической культуры должен обладать рядом личностно-социально- и профессионально значимых качеств необходимых для создания у обучающихся положительного имидж-образа. Определена двух компонентная структура имиджа преподавателя, это - предметно-деятельностная и психологическая компонента. Выявлены базовые личностно-профессиональные качества педагога физической культуры (коммуникативность, психомоторика, эмпатия, рефлексия, самооценка, эмоциональная устойчивость), участвующие в формировании профессионального имиджа. Уточнено понятие «имиджа педагога физической культуры» это - целенаправленно формируемый образ специалиста в сознании молодёжи и его профессиональные действия, направленные на популяризацию физической культуры и её здоровьесберегающей функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IMAGE OF UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION TEACHER AND ITS STRUCTURAL COMPONENTS

The analysis of scientific literature has shown that the teacher of physical culture must have a number of personal, social and professionally significant qualities necessary to create the positive image of students. The two-component structure of the teacher's image is defined, it is a subject-activity and psychological component. The basic personal and professional qualities of a physical education teacher (communication skills, psychomotor skills, empathy, reflection, self-esteem, emotional stability) involved in the formation of a professional image are identified. The concept of "image of a physical culture teacher" is clarified. This is a purposefully formed image of a specialist in the minds of young people and his professional actions aimed at popularizing physical culture and its health-saving function.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ»

наибольшим к середине периода, а интенсивность - к концу специально-подготовительного этапа.

Целью комплексов упражнений технической подготовки является совершенствование технической и физической подготовки, основанной на использовании технических средств и тренажерных устройств. Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач: наращивание уровня специальной подготовки; совершенствование технических приемов игры в баскетбол; реализация накопленного резерва в условиях соревновательной борьбы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные об игровой деятельности баскетболисток подтвердили предположение о том, что технико-тактический арсенал, физическая подготовка и активность игроков (количество ошибок, полезных действий) зависит от уровня их подготовленности. Вместе с тем, значительное различие в активности игроков, в разнообразии выполняемых ими технических приемов, тактических действий, в количестве отрицательных и полезных действий, свидетельствовало о недостаточной физической и технической подготовленности команды и особенно игроков низких разрядов.

Представленная динамика показателей соревновательной деятельности студенческой команды свидетельствует о том, что в столь длительном соревновательном периоде чрезвычайно сложно удержать на высоком уровне активность и эффективность игровых показателей.

Это отображает не очень благоприятную картину выступлений команды баскетболисток в официальных играх.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе / А.Я. Гомельский. - Москва : Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016. - 144 с.

2. Игры в тренировке баскетболистов: учебно-методическое пособие / Ю.И. Портных, Б.Е. Лосин, Л.С. Кит, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина. - НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2009. - 64 с.

REFERENCES

1. Gomelskiy, A.Ya. (2016), Team management in basketball, Peter, Moscow: St. Petersburg.

2. Portnykh, Yu.I., Losin, B.E., Keith, L.S., Lutkova, N.V. and Minina L.N. (2009), Games in the training of basketball players: teaching aid, St. Petersburg.

Контактная информация: krasikova_anya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2021

УДК 796.01:378

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург; Александр Семенович Ро-зенфельд, доктор биологических наук, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

Анализ научной литературы показал, что педагог физической культуры должен обладать рядом личностно-социально- и профессионально значимых качеств необходимых для создания у обучающихся положительного имидж-образа. Определена двух компонентная структура имиджа пре-

подавателя, это - предметно-деятельностная и психологическая компонента. Выявлены базовые личностно-профессиональные качества педагога физической культуры (коммуникативность, психомоторика, эмпатия, рефлексия, самооценка, эмоциональная устойчивость), участвующие в формировании профессионального имиджа. Уточнено понятие «имиджа педагога физической культуры» это - целенаправленно формируемый образ специалиста в сознании молодёжи и его профессиональные действия, направленные на популяризацию физической культуры и её здоро-вьесберегающей функции.

Ключевые слова: имидж, преподаватель, физическая культура, личностно-профессиональные качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p267-274

PROFESSIONAL IMAGE OF UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION TEACHER AND ITS STRUCTURAL COMPONENTS

Ksenia Aleksandrovna Ryamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State Medical University, Yekaterinburg; Alexander Semenovich Rosenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The analysis of scientific literature has shown that the teacher of physical culture must have a number of personal, social and professionally significant qualities necessary to create the positive image of students. The two-component structure of the teacher's image is defined, it is a subject-activity and psychological component. The basic personal and professional qualities of a physical education teacher (communication skills, psychomotor skills, empathy, reflection, self-esteem, emotional stability) involved in the formation of a professional image are identified. The concept of "image of a physical culture teacher" is clarified. This is a purposefully formed image of a specialist in the minds of young people and his professional actions aimed at popularizing physical culture and its health-saving function.

Keywords: image, teacher, physical culture, personal and professional qualities.

В.М. Шепель, один из основоположников науки «имиджелогия» в своей книге выразил социозначимую формулу: «имидж - это долгосрочный вклад в профессиональный и личный успех».

На современном этапе развития образовательной системы России приоритетность лицея, колледжа, вуза во многом зависит от того, как это учебное заведение воспринимается социальной группой людей на предмет его эффективной деятельности, то есть -имиджа. Обычно имидж предопределяется рядом факторов, которые отражают как материальную базу образовательного учреждения, так и компетентностно-интеллектуальный потенциал педагогического коллектива. Этот потенциал, складывается из интеллектуально-личностных и профессионально-значимых качеств каждого отдельного работника.

Сам термин «имидж» как научное понятие был впервые использован американским экономистом К. Блдуинг, в 60-х годах 20 века, в наш обиход, это понятие вошло в конце 80-х годов этого же столетия.

В википедии «имидж» рассматривается как сформированное мнение рационального или эмоционального характера возникшее в сознании группы людей в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта.

Психологи «имидж» понимают как стойкое социально-психологическое образование, отражающее публичное «Я» человека. В педагогическом словаре имидж педагога рассматривается как «эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании» [4]. По мнению В.В. Бойко, имидж это целостное психическое образование отражающее стиль поведения личности, его ценности, мировоззренческие предпочтения и ментальность.

В связи с тем, что имидж является целесообразно и программно конструируемой категорией для его формирования необходимо обратиться к науке имиджелогия, которая олицетворяет собой коммуникативную технологию, включающую в себя совокупность

средств, приемов, методов и технологий, которые используются с целью формирования имиджа.

Имиджелогия выделяет ряд этапов формирования имиджа человека в процессе его развития. Это семейное воспитание, образовательная деятельность и профессиональное развитие. По мнению психологов, воспитательный процесс в семье, малоисследован, хотя именно в этот период у ребенка формируется базовые и личностные качества и ценности которые, в определенной мере будут обусловливать его развитие и поступки на разных этапах жизненного пути.

Благодаря внедрению ФГОС и компетентностного подхода в систему образования процесс формирование личностных и профессиональных качеств молодого социалиста относительно стандартизирован, что обеспечивает его определенным имиджем при окончании учебного заведения.

В своей работе, мы попытались рассмотреть ряд личностно-профессиональных качеств, которые участвуют в формировании имиджа преподавателя физической культуры и выявить те особенности характерные для этой специальности.

Физическая культура как часть общей культуры, является неотъемлемым критерием общественного прогресса. Однако, несмотря на значимость физической культуры, ее ценностный потенциал в настоящее время реализуется не в полной мере. Помимо этого в обществе существует определенный стереотип как по отношению к самой физкультурно-спортивной деятельности, так и к личности преподавателя физической культуры.

Имидж этой специальности формируется благодаря СМИ, образов представленных в кинофильмах, поговорках. В качестве поговорок можно привести ряд примеров: «Сила есть ума не надо», «В семье было три сына, два умных третий физкультурник» и т.д. А в фильме «Доживем до понедельника» учитель физической культуры отображен, как низко культурная и мало интеллектуальная личность со свистком на шее и мячом в руках. Естественно, что социальный статус, а соответственно и имидж преподавателя физической культуры недостаточно высок, что сказывается на отношении родителей и учащихся к этой культурологической дисциплине, а так же и к специалистам работающих в ней.

Существуют и диаметрально противоположные мнения о работниках физической культуры, которые далеко не всегда освещаются в СМИ. Это те педагоги, которые успешно готовят наших спортсменов к соревнованиям высокого ранга. В качестве примера можно привести таких тренеров как Ирина Винер, Татьяна Покровская, Татьяна Тарасова, Аркадий Воробьев и т.д. Особо необходимо отметить тот факт, что тысячи преподавателей физической культуры в ДЮСШ, общеобразовательных школах, колледжах, техникумов и вузах преданно работают на благо здоровьесбережения нации.

Возникают противоречия между высокой социальной востребованностью преподавателя физической культуры и недостаточно высоким социальным статусом в иерархии работников образовательных организаций. Эти противоречия формируют задачу: возможно ли с помощью технологий имиджмейкерства обеспечить положительный образ работника физической культуры.

С нашей точки зрения педагог физической культуры как и любой другой учитель-предметник должен обладать рядом личностно- социально- и профессионально значимых качеств для создания у обучающихся положительного имидж-образа. Это: навыки в профессиональном и личностном самосовершенствовании, владение знаниями в предметной области, знания возрастной психологии и педагогики, навыки коммуникативного взаимодействия, грамотное использование психолого-педагогического инструментария в учебном процессе, нравственно-сформированное поведение, высокая профессиональная самооценка, активная жизненная позиция, этические нормы поведения и внешний вид специалиста [1]. Все это должно работать на положительный имидж педагога и его репутации.

Понятие «репутация» несколько отличается от «имиджа». Она скорее более «слышима», чем «видима», и отражает совокупность мнений о достоинствах и недостатках специалиста. В настоящее время для создания положительного имиджа в обществе новой социокультурной формации трудно обойтись без привлечения имиджмейкинга.

Имиджмейкинг как термин обозначает совокупность технологий, методик и элементов операций, направленных на реализацию задач по созданию имидж-образа объекта продвижения. Имиджмейкинг являет собой научно-практическую ветвь имиджелогии -науки о теории и практике формирования имиджа. Одна из целей имиджмейкинга -подъем престижа, социального статуса профессии, а также, создание модели поведения специалиста и разрушение сложившихся в социальной практике стереотипов.

Базовые факторы, с которыми обычно работает имиджмейкер (специалист по формированию имиджа личности) это: визуальная культура личности специалиста, его внешность, вербальная культура общения, невербальная культура общения, поведение субъекта, профессиональные и личностные ценности, репутация и ее составляющие, личностные и профессиональные качества [2].

При этом необходимо отметить, что любые действия имиджмейкера должны соотноситься с рядом правил и установок, обозначенных в ФГОС и положениями, разработанными структурными подразделениями образовательных учреждений.

Анализируя положения раскрытые в ФГОС ВО 3++ направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура», можно сказать, что имиджмейкинг должен стать полноценным компонентом педагогического образовательного процесса «физкультурного» вуза (факультетов), направленного на формирование у будущих специалистов знаний умений, навыков и способов действий, обращённых на пропаганду ценностей физической культуры и имидж преподавателя. Следовательно, образовательный процесс вуза должен быть ориентирован на формирование социально и профессионально-личностных качеств будущего специалиста необходимых для создания его положительного имиджа.

В нашем понимании личностно-профессиональные качества это базовый конгломерат личностных новообразований приобретенных человеком в процессе своей социальной и профессиональной деятельности. Уровень сформированности этих новообразований в значительной мере будет отражать профессиональный имидж специалиста.

Следует признать, что имидж любого специалиста, в том числе и преподавателя физической культуры, зависит от его компетентности, личностных качеств, внешнего вида и поступков при решении профессиональных задач [4].

Необходимо отметить, что профессиональный имидж претерпевает существенные изменения на всех этапах становления преподавателя. То есть это не застывший эталон отражения, а подвижная личностная структура, проявляющаяся в многообразии деятель-ностной активности субъекта. То есть преподаватель как субъект образовательной деятельности вынужден постоянно совершенствоваться в своей профессии, осваивая новые методы и технологии в результате его личностные свойства, претерпеваю ряд изменений, обеспечивая ему рост профессионально важных качеств необходимых в профессиональной деятельности.

Опираясь на работы В. Д. Шадрикова и А.К. Макаровой, мы выделили характерные для своей работы структурные компоненты профессионального имиджа педагога физической культуры. Это: предметно-деятельностная и психологическая компонента.

В качестве предметно-деятельностной компоненты имиджа мы рассматриваем коммуникативность и психомоторные качества.

Коммуникативные качества педагога мы рассматриваем, как способность индивида эффективно ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях и конструктивно взаимодействовать с обучающимися и педагогическим коллективом, результативно использовать свой интеллектуальный потенциал, социальный опыт и навыки в сфере профессионального и социального взаимодействия.

Психомоторику мы рассматриваем как важнейшую психическую функцию человека, проявляющуюся в виде произвольных двигательных действий. В своих работах И.М. Сеченов отмечал: - «...двигательная функция является квинтэссенцией деятельности всех анализаторных систем, обеспечивая развитие гносеологических и праксеологиче-ских функций личности». Наиболее четко «психомоторику» как функцию описал К.К. Платонов: «. это основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомотор-ных и эмоционально-моторных реакциях и актах» [3]. Если кратко, то это осмысленная психическая активность человека, проявляемая в двигательных действиях.

В качестве психологической компоненты мы исследовали уровень развития: эмпа-тии, рефлексии, самооценки, эмоциональной устойчивости.

Педагогическая эмпатия это - личностное свойство педагога уметь оказывать эмоциональную отзывчивость, на чувственные проявления, возникающие у воспитанников, как в ситуации успеха, так и в ситуации неудач.

Это понятие близко по своим свойствам с педагогической перцепцией, которую можно охарактеризовать как: умение учителя воспринимать внутренний мир учащихся, адекватно оценивая их духовное состояние, что дает педагогу возможность влиять на поступки индивида.

Рефлексия в общепринятом понятии это самопознание личности своих внутренних возможностей и психических проявлений, а так же свойство индивида уметь сравнивать себя с другими людьми анализируя их действия и поступки проецируя на себя правильность принятия решений.

В педагогике рефлексия рассматривается как процессный акт осознания своего саморазвития под воздействием образовательной деятельности и социальной среды. Следует отметить, что рефлексия тесно взаимодействует с самооценкой педагога, выступая в качестве регулятора его поведения, что непосредственно сказывается на эффективности образовательного процесса и всех его участников.

Самооценка это свойство индивида уметь оценивать себя, свои возможности, личностные качества, поступки, достижения в соответствии с моральными принципами и ценностями. Самооценка нами рассматривается, как элемент самокритичности педагога и адекватности его действий.

Для педагога очень важно чтобы самооценка была адекватна тем профессиональным требованиям, которые предъявляет ФГОС и образовательное учреждение в целом. Завышенная самооценка зачастую синонимична «гордыни», в этом случае, педагог стоит на принципах непогрешимости. Он не воспринимает чужую точку зрения и критику.

При низкой самооценке педагогу присуще чувство незащищенности, и повышенной тревожности, он неуверенно ведет себя при освещении нового материала, и публичных выступлений. Такой педагог обычно самоутверждается за счет других участников педагогического процесса, что является серьёзным препятствием в его профессиональном развитии.

Понятие «эмоциональная устойчивость педагога» можно охарактеризовать как свойство личности, позволяющее педагогу в условиях повышенной стрессогенности эффективно выполнять свои профессиональные задачи без психологического напряжения и повышенной тревожности. Эмоционально устойчивый педагог обычно эффективен в своей деятельности, для него свойственно: ассертивное поведение; высокая эмпатия и любовь к обучающимся; доброжелательность и открытость в общении.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В исследовании в качестве экспериментальной группы принимали участие педагоги физической культуры с опытом работы 3-5 лет в вузе (всего 12 человек, средний возраст колеблется от 26-31 года). В нашем исследовании из 30 личностно значимых качеств экспертной комиссией были выбраны шесть, которые, по мнению специалистов, являют-

ся остро востребованные в профессиональной деятельности.

В процессе проведения практических занятий по дисциплине «физическая культура» методом экспертной оценки оценивался уровень развития психомоторики респондента (согласно четырёхуровневой балльной системы разработанной Э.Ф. Зеером).

Уровень коммуникативности (общий уровень общительности) оценивался по методу В.Ф. Ряховского.

Уровень эмпатии исследовали с помощью методики В.В. Бойко. Уровень рефлексии исследовали с помощью опросника А.В. Карпова. Уровень самооценки определяли с помощью тест-опросника С.В. Ковалёва. Уровень эмоциональной устойчивости мы определяли по методу Г. Айзенка -«шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)».

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В таблице представлены данные полученные при исследовании имиджевых личностных качеств педагогов физической культуры, профессиональная деятельность которых осуществляется на кафедрах физической культуры и спорта Уральского государственного медицинского университета и Уральского государственного университета путей сообщения.

Таблица - Личностно-профессиональные качества в двухкомпонентной структуре ими-

№ Личностно-профессиональные качества М±м

Предметно-деятельностная компонента

1 Коммуникативность 15,6±3,7

2 Психомоторика 3,03±0,31

Психологическая компонента

3 Эмпатия 19,1±2,1

4 Рефлексия 4,3 ± 0,3

5 Самооценка 26,1±8,2

6 Эмоциональная устойчивость 16,4 ± 2,2

Примечание. Уровень коммуникативности: крайне низкий - 30-25 балов; низкий - 24-19 балов; норма - 18-14 баллов; выше нормы - 13 и менее баллов. Уровень психомоторики оценивался от 1 до 4 баллов. Уровень эмпатии: высокий уровень - 30 и выше; средний - 29-22; заниженный - 21-15; очень низкий - менее 14. Уровень рефлексии: семь (7) и выше - высокий уровень; от 7 до 4 - средний уровень; менее

4-х - низкий уровень. Самооценка: от 1 до 25 высокий уровень, от 26 до 45 - средний уровень; от 46 до 128 -низкий уровень. Уровень эмоциональной устойчивости: 12 и меньше - эмоционально стабилен, 13-18 - средне стабилен, 19-24 - эмоционально нестабилен.

Результаты личностных свойств отражающих предметно-деятельностную имиджевую компоненту, наглядно показывает, что уровень развития коммуникативных качеств, сотрудников со стажем работы 3-5 лет находятся в пределах средних величин. При этом эксперты отмечали свойственно современной молодежи свободный стиль общения, хорошее владение терминологией, с ярким проявлением мимики и жестов.

Показатели, отражающие развитие психомоторики приближаются к креативному уровню развития (по системе оценки Э.Ф. Зеера). Скорее всего, это связано с тем, что все респонденты активно поддерживают свою спортивную форму. Пять человек, из группы исследуемых являются действующими мастерами спорта, у остальных уровень спортивного мастерства соответствует первому разряду.

При оценке психологической компоненты имиджевой структуры было выявлено, что уровень эмпатии у педагогов физической культуры несколько занижен. Предположительно, малый личностный и профессиональный опыт не обеспечивает педагога способностью воспринимать внутренний мир учащихся, адекватно и оценивать их духовное состояние, что затрудняет межличностную коммуникацию субъектов образовательного процесса, и снижает имиджевую компоненту педагога физической культуры в глазах учащейся молодежи.

Рефлексивные качества исследуемых находятся несколько ниже срединных показателей нормы. Скорее всего, это связано с недостаточностью жизненного и педагогического опыта, способностью анализировать свои действия и сравнивать их с поступками более опытных преподавателей при принятии решений.

Рассматривая результаты исследований отражающих самооценку педагогов физической культуры, мы видим, что среднеквадратичное отклонение показателей этого личностного качества значительно выше всех ранее исследуемых величин (±8,2) при среднестатистическом показателе 26,1 ед. Такой большой разброс указывает на гетерогенность реакции исследуемых при заполнении теста-опросника. Так у троих испытуемых самооценка была значительно завышена, у троих соответствовала «норме», а у шестерых соответствовала низкому уровню.

Показатель эмоциональной устойчивости можно охарактеризовать как средне стабильный. То есть, молодые педагоги относительно легко переносят свои неудачи в профессиональной деятельности. Не проявляют крайне активных эмоций, как при успехе, так и при невезении. Для них свойственно ассертивное поведение и доброжелательность к студентам.

ВЫВОДЫ

Анализ научной литературы и наш педагогический опыт показал, что педагог физической культуры в качестве субъективного образа формируемого у участников образовательного процесса, как и любой другой «предметник» должен обладать рядом личност-но-социально- и профессионально значимых качеств для создания у обучающихся положительного имидж-образа.

Нами были определены личностно-структурные ингредиенты, отражающие уровень сформированности имиджа педагога физической культуры. Это - предметно-деятельностная компонента, куда вошли коммуникативность и психомоторика; - и психологическая компонента, куда вошли эмпатия, рефлексия, самооценка, эмоциональная устойчивость.

Исследуя двухкомпонентную структуру имиджа педагога физической культуры с опытом работы в вузе 3-5 лет, мы выявили, что уровень коммуникативности и психомоторики у них находятся в пределах средне-нормативных величин. В то время как уровень эмпатии и рефлексии (входящие в психологическую компоненту), несколько снижен, при этом самооценка и эмоциональная устойчивость соответствуют норме.

Имидж педагога физической культуры это - целенаправленно формируемый образ преподавателя, оказывающий благотворное эмоционально-психологическое воздействие на молодежь, с целью популяризации физической культуры и ее ценностно-потребностного потенциала необходимого для здоровьесбережения учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бгуашев А.Б. Личностные качества и способности как детерминанты конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту / А.Б. Бгуашев, С. А. Хазова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-3. - С. 567-571.

2. Гайдук Н.А. Педагогические аспекты формирования профессионального имиджа буду -щих учителей физической культуры / Н.А. Гайдук // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 11. - С. 79-81.

3. Макарова К.В. Особенности структурных компонентов профессионального имиджа у учителей с разным стажем / К. В. Макарова, Н. А. Новикова // Преподаватель XXI век. - 2011. - № 1. - С. 187-192.

4. Тарасенко Н.А. Формирование индивидуального имиджа учителя / Н.А. Тарасенко // Психолого-педагогический поиск. - 2004. - № 1. - С. 58-63.

REFERENCES

1. Bguashev, A.B. and Khazova, S.A. (2016), "Personal qualities and abilities as determinants of the competitiveness of specialists in physical culture and sports", Modern high-tech technologies, No. 123, pp. 567-571.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gaiduk, N.A. (2008), "Pedagogical aspects of the formation of the professional image of future teachers of physical culture", Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports, No. 11, pp. 79-81.

3. Makarova, K.V. and Novikova, N.A. (2011), "Features of structural components of the professional image of teachers with different experience", TeacherXXI century, No. 1, pp. 187-192.

4. Tarasenko, N.A. (2004), "Formation of an individual image of a teacher", Psychological and pedagogical search, No. 1, pp. 58-63.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2021

УДК 796.01:336

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СПОНСОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ

Ольга Викторовна Савельева, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет; Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Дмитриевич Воронин, преподаватель, Самарский государственный технический университет

Аннотация

В данной статье рассматривается состояние рынка российского спонсорства, его проблемы и риски окупаемости. Актуальность работы состоит в том, что спортивное спонсорство в России в данный момент не реализует весь свой потенциал. Авторы считают, что связано это с неправильным пониманием спонсорства, с большими рисками окупаемости и с отсутствием централизиро-ванных спонсорских организаций. Целью исследования является рассмотрение феномена «спонсорства» в спортивной сфере на соответствующих примерах. Увеличение объемов частных инвестиций, спонсорства и государственно-частного партнерства может поднять российский спорт на новый уровень. Очень важно не допустить упадка заинтересованности в спорте среди людей и потери перспективных спортсменов из-за недостаточного наблюдения сторонних компаний за спортивным миром. Общий вывод, сделанный авторами, говорит о том, что необходимы совершенно новые технологии в проведении конкурентной борьбы и техники «беспроблемного» ориентирования нуждающихся в поддержке спортивных клубов в поисках подходящего спонсора. А также крайне важно перестроиться под новые требования, которые предъявляет современная конъюнктура рынка.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, риски окупаемости, рыночная экономика, спортивное спонсорство, частные инвестиции, экономическая привлекательность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p274-278

ON THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF SPONSORSHIP IN SPORTS

Olga Viktorovna Savelyeva, the senior teacher, Samara State University of Economics; Alla Mikhailovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Dmitrievich Voronin, the teacher; Samara State Technical University

Abstract

This article examines the state of the Russian sponsorship market, its problems and payback risks. The relevance of the work is that sports sponsorship in Russia at the moment does not realize its full potential. The author believes that this is due to a wrong understanding of sponsorship, with high payback risks and the lack of centralized sponsorship organizations. The purpose of the study is to consider the phenomenon of "sponsorship" in the sports field on the relevant examples. An increase in private invest-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.