Научная статья на тему 'Имидж педагога учреждения среднего профессионального образования с позиции сбережения здоровья'

Имидж педагога учреждения среднего профессионального образования с позиции сбережения здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ПЕДАГОГА КОЛЛЕДЖА / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / IMAGE OF THE HIGH VOCATIONAL EDUCATION TEACHER / IMAGE FORMATION / PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субочева Марина Львовна

В связи с обозначенными причинами научного интереса к проблеме имиджа педагога с позиции здоровьесбережения на кафедре профессионального обучения ГАОУ ВПО МИОО обозначено новое научное направление по изучению проблемы формирования позитивного имиджа педагога учреждения среднего профессионального образования. С точки зрения сбережения здоровья в учреждениях образования ключевым фактором является взаимная психологическая поддержка всех участников педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE HIGH VOCATIONAL EDUCATION TEACHER IN THE CONTEXT OF HEALTHCARE

In accordance with academic interest in the issue of the teacher image in the context of healthcare the Vocational Education Department of the Moscow Institute of Open Education designates the new academic area on study of the formation of the high vocational education teacher’s positive image. In the educational institutions the key factor of the healthcare is mutual psychological support between all the participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «Имидж педагога учреждения среднего профессионального образования с позиции сбережения здоровья»

УДК 37.377

Субочева Марина Львовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения Московского института открытого образования [email protected]

ИМИДЖ ПЕДАГОГА УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Subocheva Marina Lvovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Vocational Education Department, Moscow Institute of Open Education [email protected]

IMAGE OF THE HIGH VOCATIONAL EDUCATION TEACHER IN THE CONTEXT OF HEALTHCARE

Аннотация:

В связи с обозначенными причинами научного интереса к проблеме имиджа педагога с позиции здоровьесбережения на кафедре профессионального обучения ГАОУ ВПО МИОО обозначено новое научное направление по изучению проблемы формирования позитивного имиджа педагога учреждения среднего профессионального образования. С точки зрения сбережения здоровья в учреждениях образования ключевым фактором является взаимная психологическая поддержка всех участников педагогического процесса.

Ключевые слова:

имидж педагога колледжа, формирование имиджа, психологический климат.

Summary:

In accordance with academic interest in the issue of the teacher image in the context of healthcare the Vocational Education Department of the Moscow Institute of Open Education designates the new academic area on study of the formation of the high vocational education teacher’s positive image. In the educational institutions the key factor of the healthcare is mutual psychological support between all the participants of the educational process.

Keywords:

image of the high vocational education teacher, image formation, psychological climate.

Объективно существующие потребности общества актуализировали проведение специальных практико-ориентированных исследований в сфере педагогической имиджелогии по разработке технологий формирования позитивного имиджа педагога учреждений начального и среднего профессионального образования. К числу причин, обуславливающих научный и практический интерес в педагогической теории и практике к этой проблеме, следует отнести:

- масштабное реформирование системы образования в стране в последнее десятилетие, что привело к широкому внедрению в педагогический процесс личностно ориентированного образования, что в свою очередь привело к гуманизации и демократизации жизнедеятельности образовательных учреждений [1, с. 179], усилению внимания к индивидуальности не только обучающегося, но и педагога, поощрению его творческих способностей, неординарности;

- специфика контингента обучающихся учреждений среднего профессионального обучения, их возрастные особенности, как правило, это подростки 14-18 лет; часто отсутствие устойчивой мотивации к освоению избранной специальности; наличие недоверия к педагогам; нарушения в процессе социализации и т.д. В связи с наличием этих и других особенностей очень небольшой «кредит доверия» педагогам колледжа, поэтому необходимо формирование позитивного имиджа педагога, в котором гармонично сочетаются внешние и внутренние индивидуальные, личностные и профессиональные качества педагога, демонстрирующие его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению со всеми участниками образовательного процесса [2, с. 181];

- реализация программы модернизации системы образования в РФ (2011-2015) [3] привела к усилению включенности учреждений профессионального образования в рыночные отношения, в связи с этим усилилась конкуренция между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг, а среди показателей успешности образовательного учреждения на первое место выходит качество образовательной услуги, которую оказывают конкретные педагоги, создающие условия для формирования позитивного имиджа образовательного учреждения в целом.

Об актуальности исследований в области формирования позитивного индивидуального имиджа педагога говорит значительное количество научных работ, опубликованных в последнее десятилетие. Эту проблему разрабатывают социологи, психологи, педагоги, практические работники [4]. Но большая часть этих работ посвящается формированию позитивного имиджа

учителя школы, преподавателя вуза, социального работника, педагога-психолога и другим категориям педагогических кадров.

Именно поэтому представляется своевременным и важным обозначить среди научных направлений кафедры профессионального обучения ГАОУ ВПО Московского института открытого образования новое научное направление по изучению проблемы формирования позитивного имиджа педагога учреждения среднего профессионального образования.

Следует, пожалуй, начать с того, что имидж - явление индивидуального, группового или массового сознания и «функционирует как образ-представление, в котором в сложной взаимосвязи соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет» [5, с. 27]. Ряд исследователей (Е.Б. Карпов, А.В. Селезнева, Е.Л. Яковлева) [6; 7] определяют имидж как определенный образ себя, адресованный другим людям. В учреждении среднего профессионального образования позитивный образ преподавателя, адресован обучающимся, администрации, коллегам, родителям и другим участникам образовательного процесса. Н.В. Антонова отводит главную роль при формировании привлекательного образа личности естественному самораскрытию своей индивидуальности [8]. Е.Л. Яковлева раскрывает взаимозависимость и взаимообусловленность индивидуальности и имиджа, подчеркивая при этом, что «выражение собственной индивидуальности есть творческий процесс» [9, с. 35]. Следовательно, преподаватель для формирования своего позитивного образа должен уметь найти и гармонизировать свою личностную идентичность, «образ Я-для себя» [10], управлять процессом формирования впечатления о себе, «образ Я-для других» [11; 12], управлять собой и своими эмоциональными состояниями, уметь профессионально лич-ностно развиваться, самореализовывать свой потенциал в рамках профессиональной деятельности. В свою очередь, формирование позитивного имиджа стимулирует общую нацеленность на достижение успеха, «способную усиливать трудовую или учебную мотивацию» [13; 14].

С точки зрения сбережения здоровья всех участников образовательного процесса, безусловно, важным являются взаимная психологическая поддержка, направленная на продуктивное взаимодействие. В последние десятилетия педагоги и психологи уделяют особое внимание созданию в образовательных учреждениях благоприятного психологического климата как фактора долговременного влияния на психическое, социальное и духовно-нравственное здоровье обучающихся. О важности адекватной самооценки и самовосприятия педагога и его благоприятном воздействии на разрешение конфликтных ситуаций в коллективе обучающихся и предотвращении стрессов говорят и исследования отечественных и зарубежных специалистов. Так, Р. Бернс утверждает: «Если доминантным психологическим состоянием учителя в классе является чувство незащищенности, у него повышается тревожность, он становится подозрительным в отношениях не только с учениками, но и с их родителями, коллегами. Такой учитель нередко идентифицируется с авторитарными ролями, что влечет за собой как чрезмерную жесткость в поведении, так и желание любой ценой утвердиться в глазах своих подчиненных, то есть учеников» [15, с. 478]. Современные педагогические технологии требуют сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, предполагающего установления отношений доверия и открытости, толерантности и эмпатии. В качестве имиджтехнологии по формированию позитивного имиджа педагога среднего профессионального учреждения может быть использована авторская программа Е.Л. Яковлевой, направленная на развитие творческого потенциала личности педагога. Наибольший интерес у обучающихся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов колледжей вызывают занятия, направленные на понимание своих собственных индивидуальных особенностей, эмоциональных состояний и реакций на явления внешнего мира.

К числу проблем, требующих своего изучения в рамках педагогической имиджелогии, с позиции здоровьесбережения, исследователи (Е.А. Петрова, Н.В. Черепанова и др.) выделяют следующие:

- психолого-педагогические проблемы формирования и реализации индивидуального имиджа учителя;

- социально-психологический анализ взаимоотношений между субъектами образовательного процесса;

- социально-психологические проблемы доверия между участниками образовательного процесса.

Обозначенные проблемы для учреждений профессионального образования являются особо значимыми, так как педагоги ответственны не только за здоровье обучающихся, но и за свое собственное здоровье.

Ссылки:

1. Крысанова О.А. Позитивный индивидуальный имидж педагога как средство реализации личностноориентированной концепции обучения // Имиджелогия - 2005: феноменология, теория, практика: материалы Третьего международного симпозиума по имиджелогии / под ред. Е.А. Петровой. М., 2005. С. 179-183.

2. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии: учебное пособие Тюмень, 2002.

3. Шепель В.М. Тенденции и перспективы развития имиджелогии в России // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого международного симпозиума «ИМИДЖЕЛОГИЯ - 2003» / под ред. Е.А. Петровой. М., 2003. С. 31-33.

4. Трубников В.В. Педагогическая имиджелогия: тексты. М., 2008.

5. Петрова Е.А. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития в России // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого международного симпозиума «ИМИДЖЕЛОГИЯ -2003» / под ред. Е.А. Петровой. М., 2003. С. 27-31.

6. Карпов Е.Б., Селезнева А.В. Психология имиджа личности // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого международного симпозиума «ИМИДЖЕЛОГИЯ - 2003» / под ред. Е.А. Петровой. М., 2003. С. 56-58.

7. Яковлева Е.Л. Индивидуальность, имидж и творчество // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого международного симпозиума «ИМИДЖЕЛОГИЯ - 2003» / под ред. Е.А. Петровой. М., 2003. С. 33-37.

8. Антонова Н.В. Личностные истоки имиджа // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития : материалы Первого международного симпозиума «ИМИДЖЕЛОГИЯ - 2003» / под ред. Е.А. Петровой. М., 2003. С. 37-40.

9. Яковлева Е.Л. Указ. соч.

10. Антонова Н.В. Указ. соч.

11. Трубников В.В. Указ. соч.

12. Яковлева Е.Л. Указ. соч.

13. Трубников В.В. Указ. соч.

14. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии: учебное пособие. Тюмень, 2002.

15. Варданян М.Р. Имидж педагога с позиции сбережения здоровья школьников// ИМИДЖЕЛОГИЯ - 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: материалы четвертого Международного симпозиума по имиджелогии / под ред. Е.А. Петровой. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.