Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджер / профессиональный имидж / социально-культурная деятельность / профессиональная позиция / самопрезентация / manager / professional image / socio-cultural activity / professional position / self-presentation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарковская Н. В.

Статья посвящена выявлению специфических особенностей создания профессионального имиджа менеджера на основе учета единства закономерностей и принципов организации социально-культурной деятельности. Сформулированы обобщенные характеристики профессионального имиджа, представленные профессиональными позициями менеджера, выстраивающимися на пересечении разных уровней профессионального образа «Я». Показано, что на эффективность создания профессионального имиджа менеджера влияет целостная палитра социально-культурных условий, позволяющая определить первостепенное значение развивающей среды институций культуры в данном процессе. В статье раскрыта роль самопрезентации преднамеренного предметного действия, нацеленного на формирование конкретного впечатления менеджера о себе как профессионале. Сделан вывод, что создание профессионального имиджа обусловлено личным опытом менеджера в организации социально-культурной деятельности, общекультурными и профессиональными компетентностями, а также усвоенной культурой межличностного взаимодействия с представителями непосредственного социального окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IMAGE OF A MANAGER AS A FACTOR EFFECTIVE ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article is devoted to identifying the specific features of creating a professional image of a manager based on the unity of laws and principles of organizing socio-cultural activities. The generalized characteristics of the professional image are formulated, represented by the professional positions of the manager, which are built at the intersection of different levels of the professional image of the “I”. It is shown that the effectiveness of creating a professional image of a manager is influenced by a holistic palette of socio-cultural conditions, which makes it possible to determine the paramount importance of the developing environment of cultural institutions in this process. The article reveals the role of self-presentation a deliberate objective action aimed at forming a specific impression of a manager about himself as a professional. It is concluded that the creation of a professional image is due to the manager’s personal experience in organizing socio-cultural activities, general cultural and professional competencies, as well as the acquired culture of interpersonal interaction with representatives of the immediate social environment.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА

КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 379.8 : 316.6

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-125-132

Н. В. Ш ар к о в ск ая

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область,

Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена выявлению специфических особенностей создания

профессионального имиджа менеджера на основе учета единства закономерностей и

принципов

организации социально-культурной деятельности. Сформулированы обобщенные

характеристики

профессионального имиджа, представленные профессиональными позициями менеджера,

выстраивающимися на пересечении разных уровней профессионального образа «Я».

Показано,

что на эффективность создания профессионального имиджа менеджера влияет

целостная палитра

социально-культурных условий, позволяющая определить первостепенное значение

развивающей

среды институций культуры в данном процессе. В статье раскрыта роль

самопрезентации -

преднамеренного предметного действия, нацеленного на формирование конкретного

впечатления

менеджера о себе как профессионале. Сделан вывод, что создание

профессионального имиджа

обусловлено личным опытом менеджера в организации социально-культурной

деятельности,

общекультурными и профессиональными компетентностями, а также усвоенной

культурой

межличностного взаимодействия с представителями непосредственного социального

окружения.

Ключевые слова: менеджер, профессиональный имидж, социально-культурная

деятельность,

профессиональная позиция, самопрезентация.

Для цитирования: Шарковская Н. В. Профессиональный имидж менеджера как фактор

эффективной организации социально-культурной деятельности // Вестник Московского

государственного университета культуры и искусств. 2021. № 6. С. 125-132.

http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-125-132

PROFESSIONAL IMAGE OF A MANAGER AS A FACTOR

EFFECTIVE ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

N a ta li a V. S ha rko v s k a ya

Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian

Federation

e-mail: [email protected]

Abstract: The article is devoted to identifying the specific features of

creating a professional image

of a manager based on the unity of laws and principles of organizing

socio-cultural activities. The

ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА – доктор педагогических наук, профессор кафедры

социально-культурной деятельности Московского государственного института

культуры

SHARKOVSKAYA NATALIA VLADIMIROVNA – D.Sc. of Pedagogical Sciences, Professor of

the Department

of Socio-Cultural Activities of the Moscow State Institute of Culture

© Шарковская Н. В., 2021

generalized characteristics of the professional image are formulated,

represented by the professional

positions of the manager, which are built at the intersection of different

levels of the professional image

of the “I”. It is shown that the effectiveness of creating a professional

image of a manager is influenced

by a holistic palette of socio-cultural conditions, which makes it possible to

determine the paramount

importance of the developing environment of cultural institutions in this

process. The article reveals the

role of self-presentation - a deliberate objective action aimed at forming a

specific impression of a manager

about himself as a professional. It is concluded that the creation of a

professional image is due to the

manager’s personal experience in organizing socio-cultural activities, general

cultural and professional

competencies, as well as the acquired culture of interpersonal interaction with

representatives of the

immediate social environment.

Keywords: manager, professional image, socio-cultural activity, professional

position, self-presentation.

For citation: Sharkovskaya N. V. Professional image of a manager as a factor of

effective organization of

socio-cultural activities. The Bulletin of Moscow State University of Culture

and Arts (Vestnik MGUKI).

2021, no. 6 (104), pp. 125-132. (In Russ.).

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-125-132

В условиях трансформации современного об-

щества возрастает внимание к сфере культуры

и, как следствие этого, к организационному

аспекту социально-культурной деятельно-

сти – динамической системе продуктивных

взаимоотношений личности с институция-

ми культуры, регламентированных социаль-

ными нормами, смысловыми установками

в освоении, приобщении и распространении

культурных ценностей. Соответственно по-

вышается уровень востребованности специ-

алистов в области управления культурными

институциями, прежде всего менеджеров,

способных предвидеть не только назревшие

противоречия в регулировании и осуществле-

нии мониторинга управленческих процессов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оказания информационных, образовательных,

рекреационных услуг, но и профессионально

разрешать их на основе применения гуманисти-

чески ориентированных технологий [4, с. 59].

Успешной реализации деловых и личност-

ных качеств менеджеров в организации соци-

ально-культурной деятельности способствует

профессиональный имидж (от анг. imadg -

образ), то есть сложившийся в индивиду-

альном / массовом сознании эмоционально

выраженный образ специалиста, обладающий

признаками стереотипности, цельности позна-

вательных, эмотивных составляющих профес-

сионального «Я» и его оценочно-предметной

направленности. Именно данный вид имиджа

оказывает влияние на формирование субъек-

тивного опыта менеджера во взаимодействиях

с персоналом, социальными партнерами, по-

сетителями, а также принятие управленческих

решений, изучение и выявление детерминант

их успешности / неуспешности в конкретном

учреждении культуры.

Профессиональный имидж выступа-

ет одним из ведущих параметров не только

степени доверия посетителей к избранной

социально-культурной сфере (рекреаци-

онной, образовательно-игровой, физкуль-

турно-оздоровительной, досуговой и т. д.),

но и признания оперативности управленче-

ских действий самого менеджера в ней. Фик-

сируя уровень соответствия конструктивной

организации социально-культурной деятель-

ности требованиям и ожиданиям предста-

вителей социальных групп, профессиональ-

ный имидж менеджера в значительной мере

детерминирует уровень их общественной

поддержки учреждений культуры, в целом

и разнообразных творческих проектов, досу-

гово-развлекательных программ, реализуемых

в них, в частности [3].

Существенный вклад в изучение профес-

сионального имиджа менеджера внесли науч-

ные исследования, которые можно разделить

по следующим тематическим направлениям:

а) организационно-управленческая направ-

ленность, в том числе ориентированность

на проблемы формирования управленческой

культуры, выбора оптимальных организаци-

онных форм социального прогнозирования

и планирования в современных культурных

институциях (Г. М. Бирженюк, А. П. Марков,

Т. Н. Суминова, В. М. Чижиков, В. М. Шепель

и др.);

б) психолого-педагогическая направлен-

ность, в том числе установка на изучение

роли профессионального самоопределения

и адаптации менеджера, ценностно-смысловой

и этической составляющих его отношения

к социально-культурной действительности,

межличностного взаимодействия (Е. Ф. Ко-

мандышко, Л. А. Северова, И. Ф. Симонова,

Е. Б. Перелыгина и др.);

в) технологическая направленность, в том

числе обращенность к исследованиям техно-

логий конструирования профессионального

имиджа, базисных принципов его форми-

рования, подбора инструментария измере-

ния эффективности результатов реализации

имиджа в социально-культурной деятельности

(Ю. А. Акунина, П. П. Терехов, Н. В. Шарков-

ская, Н. Н. Ярошенко и др.).

Несмотря на наличие междисциплинар-

ных изысканий по тематике профессиональ-

ного имиджа, данный вид имиджа менеджера

культурных институций, общепрофессио-

нальные действия которого подвержены вли-

янию разноплановых барьеров, в том чис-

ле коммуникативно-смысловых, цифровых

и прочих, является недостаточно исследован-

ным в качестве предмета научного обсуждения

в социально-культурной деятельности. В этой

связи обращенность к изучению сущностных

основ профессионального имиджа менеджера

социокультурной сферы, на наш взгляд, высту-

пает важной задачей, включенной в перечень

базовых проблемных вопросов теории, мето-

дики и организации социально-культурной

деятельности.

Профессиональный имидж менеджера

как непосредственного организатора управ-

ленческого процесса современных культурных

институций – это прежде всего регулятор со-

блюдения нравственных норм делового по-

ведения его самого и конкретного простран-

ственно-предметного окружения, ведущими

атрибутами которого выступают: а) установ-

ление и развитие межличностных контактов,

включающих обмен информацией, выработку

стратегий рефлексивного восприятия и «эм-

патического слушания» членов вверенного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ему коллектива; б) совершенствование ин-

терсубъективного контекста взаимоотноше-

ний с другими специалистами, посетителями

культурных институций; в) осознание своих

возможностей в осуществлении предстоя-

щих / выполняемых предметных действий,

сопряженных с той или иной производствен-

но-проблемной ситуацией.

Структура профессионального имиджа

менеджера опосредствуется закономерностями

и принципами организационного процесса

социально-культурной деятельности, базиру-

ющихся на совокупности методологических

подходов: системном, аксиологическом и лич-

ностно-ориентированном. Так, к общепедаго-

гическим закономерностям организационного

процесса социально-культурной деятельности,

понимаемой нами как специализированный

вид человеческой деятельности - вид особого

в своих педагогических характеристиках со-

циального творчества, в процессе которого

осуществляется личностная интерпретация

и одновременно трансляция предметного со-

держания культурных ценностей, смысложиз-

ненных стратегий в подсистеме «специалист

социально-культурной сферы – обобщенный

субъект» гуманистически ориентированной

среды культурных институций [6, с. 154] от-

несены:

- предопределенность проектирования

профессионального имиджа менеджера со-

держательно-методическими, психолого-пе-

дагогическими условиями, их сопряженность

с социально-экономическими, а также субъ-

ективными обстоятельствами и событиями;

- соразмерность выбора гуманистиче-

ских технологий создания профессиональ-

ного имиджа менеджера индивидуальным

и адаптационно временным параметрам его

профессионально-личностной самореализа-

ции в социально-культурной деятельности;

- обусловленность создания профессио-

нального имиджа менеджера многообразием

видов ресурсного обеспечения, в том числе ин-

формационно-просветительского, конкретно-

го учреждения культуры как потенциального

средства регуляции обобщенных установок

его личности.

В этой связи среди базисных принципов

организации социально-культурной деятель-

ности, выступающих основанием для пости-

жения специфики профессионального имиджа

менеджера, следует указать на: принцип гума-

нистической направленности управленческих

процессов, связанных с многоуровневой систе-

мой прогнозирования и планирования орга-

низационных задач, значимых для достижения

поставленных целей в современных институ-

циях культуры; принцип общекультурного

развития кадрового потенциала учреждения

культуры в интегрированном информацион-

ном пространстве как событийно значимого

профессионального окружения менеджера;

принцип активности и сознательности лич-

ности менеджера, нацеленный на достижение

действенности результатов профессиональ-

но-личностной самоактуализации в соци-

ально-культурной деятельности; принцип

соотнесения традиционных и инновационных

форм организации социально-культурной

деятельности с преобразовательными про-

цессами в учреждениях культуры.

Указанные принципы согласуются с си-

стемой стандартов в области качества услуг,

оказываемых культурными институциями, учи-

тывают личностные аспекты общекультурных,

профессиональных и надпрофессиональных

компетенций менеджера, а главное, детерми-

нируют многокомпонентный состав структуры

его профессионального имиджа. Соответствен-

но, среди качественных оценочных показа-

телей структуры данного вида имиджа нами

выделяются: мотивационный, когнитивный,

поведенческий и эмоциональный компоненты.

Мотивационный компонент определен

наличием социальной желательности менед-

жера стать профессионалом, увлеченности

процессом создания и совершенствования

своего профессионального имиджа; представ-

ленностью профессионально-личностных цен-

ностей: самодостаточных (ценностей-целей),

инструментальных (ценностей-отношений,

ценностей-качеств, ценностей-знаний) [5,

с. 113-114];

Когнитивный компонент состоит из уров-

ней познания специфики сфер реализации

социально-культурной деятельности, пер-

востепенных как для развития менеджером

своих деловых качеств, управленческих воз-

можностей в принятии оптимальных решений,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проявляющихся в стиле руководства, так и для

обобщения личного опыта результативности /

не результативности процесса конструирова-

ния профессионального имиджа;

Поведенческий компонент выражен уме-

ниями менеджера целенаправленно исполь-

зовать общие / частные средства социаль-

но-культурной деятельности для достижения

профессионального успеха; проявлять поиско-

вую активность в спорных ситуациях, связан-

ных с выбором технологий профессионального

самоопределения в виде эффективного спо-

соба создания профессионального имиджа;

Эмоционально-волевой компонент об-

условлен демонстрированием менеджером

культурных потребностей в создании про-

фессионального имиджа через мимику, речь,

пантомимику; волевой регуляцией эмоций,

их внешним проявлением в предметных дей-

ствиях; разной степенью осознанности сути

профессионального имиджа; наличием реф-

лексивных оценок вероятности достижения

предвосхищаемого результата в этом процессе.

С учетом указанных структурных ком-

понентов формулируются обобщенные ха-

рактеристики профессионального имиджа

менеджера, представленные такими професси-

ональными позициями, регламентирующими

уровни организации социально-культурной

деятельности, как:

- профессиональная позиция менеджера

«быть способным» к расширению спектра

личностно-профессиональных интересов

и потребностей в концептуализации социаль-

но-культурной сферы; отражению реального

отношения к объектам и субъектам учрежде-

ния культуры, в котором осуществляется его

повседневная управленческая деятельность;

приобщению к системе социальных и про-

фессиональных ценностей, предписывающим

определенные способы ролевого поведения

(генератора креативных идей, интерпретатора

авторских технологий, эксперта бизнес-проек-

тов), которые демонстрируются в культурных

институциях;

- профессиональная позиция менеджера

«понимать» суть трансформации парадигмы

социального управления в теории и практике

социально-культурной деятельности, основ

функционирования современных научных

школ социокультурного менеджмента; зна-

чимости изучения источников стимулиро-

вания интеллектуально-кадрового ресурса

культурных институций как объекта системы

оперативного управления; интуитивно-эври-

стических методов принятия решений при

обнаружении проблем информационного,

методического обеспечения управленческого

процесса;

- профессиональная позиция менеджера

«находить возможность» внедрения в орга-

низационный процесс социально-культур-

ной деятельности новых методологических

подходов, прежде всего аксиологического

и антропологического; овладения рацио-

нальными приемами осуществления откры-

того диалога с сотрудниками, посетителями

учреждения культуры, создания атмосферы

социально-психологического комфорта в нем;

соответствия современным профессиональ-

но-должностным требованиям в условиях

развития отраслевой сферы оказания куль-

турных услуг.

В целом, профессиональная позиция ме-

неджера выстраивается на пересечении реаль-

ного «Я- профессионального образа» (каким

он видит себя в настоящее время), идеального

профессионального «Я» (каким бы он хотел

себя увидеть, ориентируясь на профессиональ-

но-этические нормы) и профессионального

образа «Я» в представлении других (то, каким

его видят субъекты, с которыми он осущест-

вляет социально-культурное взаимодействие).

В этой связи, актуальна постановка проблем-

ного вопроса: «Возможна ли содержательная

тождественность всех указанных подсистем

или двух отдельных символических подси-

стем»? Наличие расхождения между ними слу-

жит источником активности, выражающейся

в организации собственной жизнедеятель-

ности менеджера по усовершенствованию

структуры своего профессионального имиджа.

На результативность формирования

профессионального имиджа менеджера, его

последующей коррекции влияет целостная

палитра социально-культурных условий, со-

стоящая из: а) наличия разнообразных аудио /

видео рекламных каналов популяризации

информационных средств в режиме онлайн

версий создания имиджа; б) интерпретации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социально-перцептивных портретов целе-

вых групп, с которыми осуществляется про-

фессиональная коммуникация менеджера;

в) использования мониторинга представлений

посетителей учреждений культуры об объ-

ективном образе управленческой культуры

менеджера; г) достижения сочетания миссии

социально-культурной деятельности со стрем-

лением менеджера соответствовать установкам

социально принятого образа в представлении

персонала учреждения культуры.

Данный перечень условий позволяет опре-

делить первостепенное значение развивающей

социально-культурной среды институций

культуры [7, с. 41] в оптимизации профессио-

нального имиджа менеджера. Если макросреда

культурных институций воплощает цели, ве-

дущие задачи и принципы социально-куль-

турной деятельности, ориентированные

на профессиональное самосовершенствование

менеджера, мезосреда обеспечивает рациональ-

ное использование гуманистических техно-

логий создания ситуаций успеха, значимых

для этикетных моделей делового поведения,

реального учета стилей управленческих дей-

ствий менеджера, то микросреда стимулирует

менеджера к овладению новыми профессио-

нальными, общекультурными компетентно-

стями и продуктивной их реализации. Именно

в этом подвиде социально-культурной среды

как непосредственном социальном окружении

менеджера прослеживается динамика его про-

фессионального имиджа - целостного, хотя

и не утратившего внутренних противоречий

образа.

Профессиональный имидж менеджера,

рассматриваемый нами в качестве базового

комплексного понятия социально-культурной

деятельности, реализуется в виде самопрезен-

тации - преднамеренного действия, нацелен-

ного на создание конкретного впечатления

о себе как профессионале. Стимулируя функ-

цию регуляции производимого менеджером

впечатления, активизирующегося в разных по

степени проблемности социальных ситуациях,

самопрезентация выступает поведенческим

выражением профессионального образа «Я».

Будучи обусловленной культурной потребно-

стью в установлении и последующем разви-

тии деловых контактов менеджера с другими

субъектами культурных институций, самопре-

зентация представляет собой способ не толь-

ко произвольного самовыражения, которым

менеджер транслирует информацию о себе

в вербальных символах, но и непроизвольно-

го самовыражения на основе невербальных

средств коммуникации, а так же их разную

сочетаемость [2, с. 34]. Согласно концепции

И. Гофмана, изложенной в работах «Создание

имиджа» (1955) , «Анализ рамок взаимодей-

ствия» (1974), «Представление себя другим

в повседневной жизни» (1980), искусство

управления впечатлениями состоит в овла-

дении субъектом технических приемов управ-

ления впечатлениями, в частности, ответствен-

ном отношении к выбору выразительных

или экспрессивных средств действий. В ка-

честве конкретных предикатов, необходимых

для успешного представления себя другим,

ученый выделяет дисциплину, «тактичность

относительно другой тактичности», способ-

ность к прогнозированию и планированию

[Там же, с. 251, 256-261]. Культурные и дра-

матургические перспективы использования

приемов управления впечатлениями связыва-

ются И. Гофманом с системой таких базовых

понятий как социальное и межличностное

взаимодействие, критерии идентификации,

поддержание моральных норм поведения,

социальная роль. В целом, концепция И. Го-

фмана, основанная на приемах социальной

драматургии, выступает руководящей идеей

для рассмотрения сущностных основ само-

презентации как феномена, способствующего

раскрытию специфики профессионального

имиджа менеджера.

Итак, являясь фактором эффективной

организации социально-культурной деятель-

ности, профессиональный имидж менеджера

представляет собой стереотипный индивиду-

альный образ собственного Я, выступающий

в виде смысловой установки по отношению

к себе как профессионалу, к своим управ-

ленческим действиям. Целостность профес-

сионального имиджа менеджера выводится

из единства отраженных в нем структурных

компонентов и профессиональных позиций,

призванных стабилизировать уровни органи-

зации социально-культурной деятельности.

Несмотря на структурную многосложность,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессиональный имидж отражает спец-

ифические особенности закономерностей,

общих принципов развития социально-куль-

турной действительности и, соответственно,

символически закрепляет определенную ин-

формацию о самом менеджере по отношению

к воспринимаемым его реальным субъектам.

Значительное влияние на создание професси-

онального имиджа менеджера как впечатле-

ния о себе оказывает личный опыт, а также

усвоенная культура межличностного взаимо-

действия, направленная на сотрудничество

и кооперацию [1, с. 206] с представителями

непосредственного социального окружения.

Спи с о к ли т ер а т у р ы

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в

интерпретативную социологию //

Пер. с нем. под общ. ред. Н. А. Головина и В. В. Козловского. - СПб.: Алетейя,

1999. – 261 с.

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с анг. и

вступ.ст. А. Д. Ковалева. –

М.: КАНОН-пресс-Ц, - 2000.- 304 с.

3. Симонова И. Ф. Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в

культурно-

образовательном пространстве вуза: автореф. дисс…канд. пед. наук / СПб.

гос.ун-т культуры и

искусств. 2014. – 24 с.

4. Суминова Т. Н. Арт-менеджер в системе управления сферой культуры и искусства

// сб. науч. ст.

междун. науч.-практ.конф. «Государственная культурная политика и управление в

сфере культуры»

10 марта 2018. М.: МГИК. 2018. - С. 58-71.

5. Шарковская Н. В. Аксиологическая направленность современной индустрии досуга

// Вестник

Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4 (102).

С. 112-118.

6. Шарковская Н. В. Базовые педагогические детерминанты содержания современной

социально-

культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета

культуры и

искусств. 2021. № 1 (99). С. 152-160.

7. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность:

контекст сущностного

единения педагогики и культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного

университета

культуры и искусств. 2013. Т. 195. С. 41-46.

R ef er en c e s

1. Abels H. Interaction, identification, presentation: An Introduction to

interpretive sociology // Trans. from

German. under the general editorship of N. A. Golovin and V. V. Kozlovsky. -

St. Petersburg: Aleteya, 1999.

– 261 p.

2. Hoffman I. Presenting oneself to others in everyday life / Trans. from

English and intro.art. A.D. Kovaleva. – M.:

CANON-press-Ts, - 2000.- 304 p.

3. Simonova I. F. Formation of the image of a specialist in the socio-cultural

sphere in the cultural and educational

space of the university: abstract. diss...сandidate of рedagogical sciences /

St. Petersburg State University of

Culture and Arts. 2014. – 24 p.

4. Suminova T. N. Art manager in the management system of the sphere of culture

and art // collection of scientific

articles of the International scientific-practical conference. “State cultural

policy and management in the field

of culture” March 10, 2018. Moscow State Institute of Culture. 2018. - pp.

58-71.

5. Sharkovskaya N. V. Axiological orientation of the modern leisure industry //

Bulletin of the Moscow State

University of Culture and Arts. 2021. No. 4 (102). pp. 112-118.

6. Sharkovskaya N. V. Basic pedagogical determinants of the content of modern

socio-cultural activity // Bulletin of

the Moscow State University of Culture and Arts. 2021. No. 1 (99). pp. 152-160.

7. Yaroshenko N. N. Developing environment and socio-cultural activity: the

context of the essential unity of

pedagogy and culture // Proceedings of the St. Petersburg State University of

Culture and Arts. 2013. Vol.

195. pp. 41-46.

Поступила в редакцию 19.09.2021

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.