^УАЗОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 379.8:001.1
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-199-152-160 Н. В. Шарковская
Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье обращено внимание на значимую роль научной дискуссии о сущности социально-культурной деятельности, инициированной видными учёными Н. Н. Ярошенко и В. В. Туевым в начале нынешнего века, заложившей общеметодологические основы исследования базовых детерминант её содержания. Именно в результате этой дискуссии появилось осмысление чёткой выраженности нормативного характера методологического знания о данном понятии, определяющего мировоззренческие подходы к процессу его исследования с позиций педагогического концепта, а также актуальности реализации в различных отраслях социальных и гуманитарных наук. В дальнейшем это позволило, с одной стороны, более интенсивно исследовать общекультурные явления с точки зрения заложенных в них возможностей определения досуговых потребностей, любительских запросов субъектов - посетителей учреждений культуры и дополнительного образования в сфере искусства, а с другой - решать организационно-педагогические проблемы, связанные с достижением результативности в профессиональном становлении специалистов социально-культурной сферы. В статье представлено авторское определение понятия «современная социально-культурная деятельность», рассмотренное в дихотомии «социализация - индивидуализация» личности в процессе её духовно-нравственного развития. Выделены и проанализированы базовые педагогические детерминанты содержания современной социально-культурной деятельности, глубинное осмысление которых основывается на учёте конкретных педагогических принципов.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, цель, специалист социально-культурной сферы, типология научного знания, когнитивный опыт, опыт социальных отношений, педагогические принципы.
Для цитирования: Шарковская Н. В. Базовые педагогические детерминанты содержания современной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 1 (99). С. 152-160. https://doi.org/:10.24412/1997-0803-2021-199-152-160
ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры SHARKOVSKAYA NATALIA VLADIMIROVNA - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor at the Departments of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture
© Шарковская Н. В., 2021
BASIC PEDAGOGICAL DETERMINANTS OF THE CONTENT OF MODERN SOCIOCULTURAL ACTIVITY
Natalia V. Sharkovskaya
Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation,
e-mail: [email protected]
Abstract: The article draws attention to the significant role of the scientific discussion on the essence of sociocultural activity initiated by prominent scientists N. N. Yaroshenko and V. V. Tuev at the beginning of this century, which laid the general methodological foundations for the study of the basic determinants of its content. It was as a result of this discussion that a clear understanding of the normative nature of methodological knowledge about this concept emerged, which determines the ideological approaches to the process of its research from the standpoint of the pedagogical concept, as well as the relevance of implementation in various branches of social and humanitarian sciences. In the future, this made it possible, on the one hand, to more intensively study general cultural phenomena in terms of the possibilities inherent in them for determining leisure needs, amateur requests of subjects-visitors to cultural institutions and additional education in the field of art, and on the other - to solve organizational and pedagogical problems associated with achieving effectiveness in the professional development of specialists in the sociocultural sphere. The article presents the author's definition of the concept tof "modern sociocultural activity", considered in the dichotomy "socialization - individualization" of the individual in the process of his spiritual and moral development. The basic pedagogical determinants of the content of modern sociocultural activity are identified and analyzed, the deep understanding of which is associated with the consideration of specific pedagogical principles.
Keywords: sociocultural activity, goal, specialist of the sociocultural sphere, typology of scientific knowledge, cognitive experience, experience of social relations, pedagogical principles.
For citation: Sharkovskaya N. V. Basic pedagogical determinants of the content of modern sociocultural activity. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 1 (99), pp. 152-160. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-199-152-160
Значимость обращения к исследованию базовых педагогических детерминант содержания современной социально-культурной деятельности, то есть факторов, движущих сил, определяющих специфику её продуктивного функционирования в традиционных и инновационных институциях культуры, дополнительного образования, обусловлена актуализацией гуманистической направленности её теории и практики. Инициированная в начале нынешнего века видными учёными Н. Н. Ярошенко и В. В. Туевым научная дискуссия о сущности понятия «социально-культурная деятельность» [см.: 2; 7], заложила общеметодологические основания исследования ведущих
детерминант её содержания. Именно в результате этой дискуссии появилось осмысление чёткой выраженности нормативного характера методологического знания о данном понятии, определяющего мировоззренческие подходы к процессу его познания, в том числе с позиций педагогического концепта, а также реализации в различных отраслях социальных и гуманитарных наук. Это позволило, с одной стороны, более интенсивно исследовать общекультурные явления и процессы с точки зрения заложенных в них возможностей определения досу-говых потребностей и любительских запросов субъектов - посетителей учреждений культуры и дополнительного образования
в сфере искусства, а с другой - решать организационно-педагогические проблемы, связанные с достижением результативности в профессиональном становлении специалистов социально-культурной сферы.
Современная социально-культурная деятельность рассматривается нами как историко-культурный, специализированный вид человеческой деятельности - вид особого в своих педагогических характеристиках социального творчества, в процессе которого осуществляется личностная интерпретация и одновременно трансляция предметного содержания культурных ценностей, смысложизненных досуговых стратегий в подсистеме «специалист социально-культурной сферы - обобщённый субъект» гуманистически ориентированной среды институтов социально-культурного профиля. В этой интерпретации социально-культурная деятельность актуализирует своё определяющее значение в дихотомии «социализация - индивидуализация» личности на всех уровнях процесса её духовно-нравственного развития.
В статье педагогический смысл содержания современной социально-культурной деятельности раскрывается на пересечении таких её стержневых движущих сил, как цель, структура личности, когнитивный и профессиональный опыт, а также опыт социальных отношений специалиста социально-культурной сферы. Именно достижение их соразмерности обеспечивает оптимальное развитие личности менеджера, технолога, аниматора на протяжении организации всей профессиональной социально-культурной деятельности, во взаимодействии с субъектами конкретного учреждения культуры и дополнительного образования.
Одной из ведущих педагогических детерминант содержания социально-культур-
ной деятельности выступает цель, в которой находят фиксированное отражение как общественные интересы, в том числе интересы современных институций социального, культурного профиля, так и любительские интересы их субъектов. Вектор реалистического целеобразования - исторически и социально варьируемая целостная концепция схолэ, представленная в трудах Аристотеля, в частности в «Никомаховой этике». Согласно данной концепции, феномен досуга следует рассматривать достаточно широко: как неотъемлемое свойство гражданского состояния и в то же время как динамическую трансляцию человеческой культуры. Всестороннее изучение особенностей духовно-нравственного становления человека позволило Аристотелю прийти к выводу о важности досуга в развитии не только эмоционально-чувственной, но и разумной сферы его жизни. При этом он обращал внимание на необходимость «уточнения, чем досуг мог быть заполнен, для чего он мог быть использован. Это мог быть вид свободных занятий, направленный на достижение высшего гуманистического идеала» [3, с. 292].
В современной социально-культурной деятельности логика развития цели в виде предвосхищаемого полезного результата, определяющего педагогическую ориентированность её осуществления, позволяет эксплицировать конкретные требования общества, выраженные в социальном заказе - совокупности актуальных общественных потребностей, прежде всего, в аспекте формирования гармонично развитой и социально ответственной личности, реализации её интеллектуально-нравственной свободы, создания условий для самореализации в любительском и профессиональном творчестве. Применительно к содер-
жанию данной деятельности, связанному с определением степени готовности личности к творческой самоактуализации в ходе осуществления досуга, вышеуказанная формулировка цели делает возможным интерпретацию её обусловленности созданием креативного образа конкретного вида досуга на основе передачи посетителям системы духовных ценностей в соответствии с учётом ранжирования их актуальных духовных потребностей. Названная функция указывает на социальное предназначение, которое то или иное учреждение культуры и дополнительного образования выполняет соразмерно к обществу и личности, в частности подтверждая свою жизнестойкость в изучении воспитательных эффектов в виде процессов интериоризации общечеловеческих ценностей [6, с. 8].
Такая цель требует подходить к выявлению последующих детерминант содержания социально-культурной деятельности с точки зрения учёта базовой модели формирования инновационного потенциала личности, предложенной Е. А. Маляновым, так как отражает психолого-педагогическую диалектику личностного и общественного. Выделенные исследователем в составе стержневых личностных компонентов уровни: экзистенциальный (ценностно-смысловой), интеллектуальный, креативный, эмоционально-чувственный, субъектно-деятель-ностный, а в составе базовых социальных детерминант - политико-субъектный, экономико-субъектный, социально-культурный, а также государственный протекционизм творчества [1, с. 211], позволяют рассматривать их в виде разных проекций единого целого, а конкретно - структуры личности специалиста социально-культурной сферы.
Согласно базовой модели формирования инновационного потенциала лично-
сти, специалист сферы культуры - это прежде всего:
• личность, способная формировать авторскую позицию по отношению к оценке проведения досуга посетителей конкретных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере искусства; об эффективности управления имиджем учреждений культуры, соотношении в них общественных и частных инициатив; о регулировании этических норм делового поведения, их мотивации; разнообразии мнений при обсуждении проблемных вопросов, связанных с реализацией социально-культурных проектов;
• личность, обладающая социально-психологической готовностью к профессиональной мобильности выбора разных видов межличностного контакта: вербального/невербального, как способа реализации совместной культурной деятельности, цель которой определяет разделение и кооперацию его функций, а следовательно, взаимное согласование и координацию индивидуальных предметных действий, сопряжённых с конкретными социальными условиями;
• личность, восприимчивая к обнаружению доминирующих проблем в решении многообразных по уровню сложности ситуативных задач, возникающих при наличии штатных/нештатных педагогических ситуаций в развивающем культурном пространстве того или иного учреждения культуры, дополнительного образования; личность, стремящаяся преодолевать барьеры, в том числе коммуникативные, в формировании индивидуального стиля профессиональной социально-культурной деятельности.
Верифицируемость характеристик составных частей базовой модели формирования структуры личности специалиста социально-культурной сферы наиболее полно
раскрывается через социально-культурный опыт: когнитивный, профессиональный, а также опыт социальных отношений.
Когнитивный опыт специалиста в виде определителя содержания социально-культурной деятельности вбирает в себя целостное научное знание, структурные элементы которого представляют собой систематизированные обобщения общекультурных явлений, обеспечивающие достижение успешности в управлении профессиональной социально-культурной деятельностью. На основе детального аналитического обзора научных исследований, раскрывающих сущностный смысл теории социально-культурной деятельности (М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева, Н. Н. Ярошенко, П. П. Терехов, В. Е. Триодин, В. В. Туев, Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников, Д. В. Шамсутдинова и другие), нами дана следующая типология целостного знания:
• по предметному содержанию: знания о социально-культурной деятельности как педагогической системе, о закономерностях развития личности специалиста социально-культурной сферы, а также знания о методах исследования генезиса технологий данной деятельности, в частности их разновидностей, динамики присущих им базовых и опосредованных функций; знания о внутренних и внешних связях структурных компонентов социально-культурной деятельности;
• по степени обобщённости: знания теории социально-культурной деятельности, раскрывающие суть понятий, категорий, принципов, форм и методов, отражающие характеристики её ведущих парадигм, прежде всего «парадигмы социальной активности личности», из совокупности которых «складывается» целостный взгляд на её современное состояние;
• по степени раскрытия сущности научного знания: описание объекта и предмета изучаемых направлений социально-культурной деятельности; констатация связей между сферами её реализации, границ их функционирования; систематизация содержания исследуемых социальных, культурных фактов, явлений с учётом применения методологических подходов: системного, личностно ориентированного, компетент-ностного, культурологического.
Социально-педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования целостного научного знания специалистов включают: а) создание гуманистически ориентированной среды с содержательным и мотивационно-цен-ностным компонентами, ориентированными на информационную, развивающую и креативную её составляющие; б) организацию предметных познавательных действий по усвоению научного знания на основе терминологического словаря, содержащего целостную характеристику ведущих понятий теории социально-культурной деятельности; в) вовлечённость специалистов в решение ситуативных задач: мотивационных, рефлексивно-творческих, эвристических, в своей совокупности выполняющих следующие функции: корректирующую, эмотив-ную, информативную и т.д.
Глубинное постижение особенностей их смыслового содержания обеспечивает формирование в сознании личности специалиста динамичной картины мира культуры и искусства, в том числе любительского, значимой для организации межличностного и межкультурного взаимодействия субъект-субъектного характера. Свойственные указанным подвидам научного знания разные предназначения (объяснительные, общекогнитивные, опосредованные) позво-
ляют им выступать либо средством создания профессиональной направленности социально-культурной деятельности, либо основой эмоционально-ценностного, интеллектуального компонентов научного мировоззрения специалиста.
В качестве результата сформированно-сти целостного научного знания у специалистов социально-культурной сферы выступают: комплексность качественных определений понятий и представлений о законах функционирования педагогического процесса базовых учреждений культуры и развития личности в них как едином целом (закон единства и взаимосвязи целостной теории и социальной практики культурной деятельности, закон взаимной скоординированное™ индивидуальной и коллективной её организации и т.д.); обоснованное применение целостного знания, желание активно использовать его с определённой целью, в том числе: с целью саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций, овладения приёмами, значимыми для личностного культурного роста и профессиональной самореализации; совокупность данных о социально-культурной деятельности, вбирающей в себя информацию о методологических подходах к её исследованию, конкретных принципах познания специфики данной отрасли гуманитарного знания, соотнесения их с реальной социальной ситуацией (воспитывающей, обучающей, развивающей), а также о правилах применения этой информации для принятия конструктивных решений.
Профессиональный опыт специалиста как личностное интегральное образование характеризуется продуктивностью функционирования непреходящих компонентов: ценностно-смыслового (объективно ценные когнитивные представления) и опера-
ционального (профессиональные компетентности), обуславливающих уровни овладения закономерностями развития социально-культурной деятельности. Именно система общих интеллектуальных (аналитических, прогностических, рефлексивных), практических (мобилизационных, ориента-ционных, перцептивных) профессиональных компетентностей, обеспечивающих проектирование и поэтапную реализацию конкретных видов технологий социально-культурной деятельности, вбирает в себя целостную палитру научных понятий об их востребованности, присутствующих в когнитивном опыте. Без всестороннего осмысления их сути невозможно достижение как полноценного осознания значимости учёта отличительных свойств и существенных признаков технологий, так и конструктивного решения актуальных предметных задач, связанных с их выбором институций культурного профиля.
В связи с этим опыт творческих действий - составная часть профессионального опыта и в то же время результат сочетаемости личностных и деловых качеств специалиста, обеспечивает его готовность к поиску оригинальных способов решения возникающих проблемных ситуаций благодаря творческому воображению, необходимому для создания нового культурного продукта, признаками которого выступают: новизна, общественная/личная значимость, совершенство исполнения, выражающихся на уровне: а) эксклюзивности среди продуктов такого же типа (онтологический смысл); б) оценивания с позиций системы социальных / субъективных ценностей (аксиологический смысл); в) мастерства создания (эстетический смысл) [4].
Степень сформированности данного опыта коррелирует с уровнем психоло-
го-педагогических, культурологических знаний о специфике сфер объективации социально-культурной деятельности, позволяющих изыскивать и применять оригинальные решения, инновационные формы и методы, тем самым совершенствовать профессиональные компетентности. Специалист, приступая к решению множества стандартных и нестандартных задач, выстраивает свои действия в соответствии с алгоритмом эвристического поиска. При этом в качестве регулирующего фактора процессов решения задач общекультурной направленности выступает интеллектуальная активность и творческая познавательная мотивация. Среди таких задач наиболее распространёнными являются: задачи на внедрение и последующее продвижение новых базовых и опосредованных функций социально-культурной деятельности; задачи на выявление сочетаемости традиционных и новых способов моделирования условий осуществления социально-культурной деятельности, приёмов комбинирования их с уже апробированными в практике учреждений культуры; задачи на обнаружение и конструктивное решение недостаточно известных проблем в типичных и нестандартных ситуациях, в том числе коммуникативных.
Смысловые установки творческих действий, регулируемые непосредственно самой личностью специалиста и, как результат этого, фиксирующие влияние профессионального опыта, необходимого для их реализации, прослеживаются:
• в целостном осмыслении возможностей трансформации структуры конкретного объекта в сфере культуры, его функций - ведущего показателя организационного уровня контакта специалиста с данным объектом;
• в самостоятельном достижении сочетаемости апробированных способов с новыми возможностями осуществления творческих действий, востребованными для разработки и реализации общекультурных до-суговых программ, проектов;
• в интуитивном (научном, чувственном) нахождении различных приёмов для «снятия» интеллектуального затруднения в ситуации проблемного выбора той или иной технологии социально-культурной деятельности;
• в желательности изыскания нового приёма осознания проблемы, то есть превращения её в творческую познавательную задачу, позволяющую проверить результативность схем тех или иных путей её разрешения.
Опыт социальных отношений специалиста - система мотивационных, эмоционально-волевых и избирательных отношений к действительности: миру культуры и искусства, институциям социального и культурного профиля, а также организованному досугу.
К основным элементам данного вида опыта относятся социальные ролевые предписания специалиста (менеджер, технолог, аниматор), посетителя (зритель, слушатель, читатель); ценностные установки в виде эстетических и других оснований оценок окружающей общекультурной реальности и ориентации в ней; социальные нормы поведения в ситуативно значимых объектах воспринимаемого личностью ближайшего окружения. В своей совокупности эти элементы опыта социальных взаимоотношений специалиста с другими людьми упорядочивают, регулируют и направляют его поведение в гуманистически ориентированной среде учреждений культуры, дополнительного образования.
Как динамическая структура, в рамках которой сосредоточен комплекс взаимных связей между социально-культурными общностями и их признаками, опыт социальных отношений специалиста развивается в ходе совместной культурной деятельности и классифицируется в соответствии со сферой её применения: на уровне общностей (социально-групповой, коллективный), на уровне того или иного вида социально-культурной деятельности (профессиональный, любительский); на уровне взаимосвязей между субъектами (межличностный). При этом функциональные возможности специалиста в организации социально-культурной деятельности определяются только в процессе активно положительного отношения к её конкретным воспитательным, просветительским, развивающим задачам по самым разным направлениям, среди которых перенос знаний и профессиональных умений в новую социальную ситуацию; выявление ранее неизвестных проблем в типичных организационных условиях; определение новых творческих форм и методов; сочетание новых способов организации деятельности с уже распространёнными и пр.
К педагогическим условиям, способствующим успешному формированию у специалистов опыта социальных отношений средствами социально-культурной деятельности (словесными, технологическими, визуальными и другими), отнесены:
• создание эмоционально позитивной атмосферы на общекультурных мероприятиях, предполагающих выстраивание основных типов социально-культурного взаимодействия: событийного сотворчества и продуктивной кооперации, достижение внутренней удовлетворённости их содержательно-результативной стороной;
• включённость участников педагогического процесса институций культурного профиля в пространство социального диалога как формы их динамичной стабильности;
• активизация действительного отношения специалиста к тем объектам и субъектам, ради которых совершается и осознаётся как «значение - для меня и для других» его профессиональная деятельность с учётом норм и правил социального поведения.
Глубинное осмысление значимости ведущих педагогических детерминант содержания социально-культурной деятельности, то есть фиксирование основ его структурирования с позиций допустимых изменений, возможно с учётом реализации следующих педагогических принципов: принципа соответствия содержания социально-культурной деятельности во всех сферах её осуществления требованиям развития современного общества, культуры и личности; принципа дифференциации и интеграции структурных компонентов содержания социально-культурной деятельности; принципа преемственности содержания сфер социально-культурной деятельности [5, с. 216]; принципа единой содержательной и процессуальной стороны организации социально-культурной деятельности; принципа структурного единства содержания социально-культурной деятельности на разных уровнях его формирования: индивидуальном, групповом, коллективном. Совокупность данных принципов выступает как система, то есть как положения, непосредственно связанные с модернизацией педагогического процесса учреждений социально-культурного профиля, вне которого невозможно достижение эффективного воплощения содержания социально-культурной деятельности.
Список литературы
1. Малянов Е. А. Социально-культурная инноватика : методология, теория и практика : монография.
3-е издание, перераб. и скоррект. Пермь : Пермское книжное издательство, 2017. 572 с.
2. Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Учёные
записки Московского государственного университета культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2001. Вып. 23. С. 25-39.
3. Фролов Э. Д. Парадоксы истории - парадоксы античности. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-
Петербургского ун-та, 2004. 420 с.
4. Шарковская Н. В. Активное воображение как основа организации досуговой деятельности лич-
ности // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2020. № 1 (36). С. 73-81. DOI: 10.24411/2310-1679-2020-10109
5. Шарковская Н. В. Детерминанты содержания социально-культурной деятельности // Социально-
культурная деятельность : векторы исследовательских и практических перспектив : материалы международной электронной научно-практической конференции (22 мая 2020 г.) / КазГИК ; науч. ред. : Р. Ш. Ахмадиева, П. П. Терехов, Д. В. Шамсутдинова. Казань, 2020. С. 212-216.
6. Шарковская Н. В. Социально-культурные институты : типология, содержание, деятельность :
монография. Москва : МГИК, 2017. 148 с.
7. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств
социального воздействия // Учёные записки Московского государственного университета культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2001. Вып. 23. С. 39-47.
References
1. Malyanov E. A. Sociocultural innovation: methodology, theory and practice. 3rd edition. Perm, Perm Book
Publishing House, 2017. 572 p. (In Russ.)
2. Tuev V. V. Sociocultural activity as a concept (inclusion in the discussion). In: Scientific notes of the Moscow
State University of Culture and Arts. Issue 23. Moscow, 2001. Pp. 25-39. (In Russ.)
3. Frolov E. D. Paradoxes of history - paradoxes of Antiquity. St. Petersburg, Publishing House of
St. Petersburg University, 2004. 420 p. (In Russ.)
4. Sharkovskaya N. V. Active imagination as a basis organizations of personal leisure activity. Cultural
and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2020, no. 1 (36), pp. 73-81. DOI: 10.24411/2310-1679-2020-10109 (In Russ.)
5. Sharkovskaya N. V. Determinants of the content of sociocultural activity. In: Akhmadieva R. Sh.,
Terekhov P. P., Shamsutdinova D. V., scientific. ed. Sociocultural activity: vectors of research and practical perspectives. materials of the international electronic scientific and practical conference (May 22, 2020). Kazan, 2020. Pp. 212-216. (In Russ.)
6. Sharkovskaya N. V. Sociocultural institutions: typology, content, activity. Moscow, Publishing House of the
Moscow State Institute of Culture, 2017. 148 p. (In Russ.)
7. Yaroshenko N. N. Sociocultural activity in the context of the formation of new qualities of social impact.
In: Scientific notes of the Moscow State University of Culture and Arts. Issue 23. Moscow, 2001. Pp. 3947. (In Russ.)
*