ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
https://doi.org/10.24412/2310-1679-2020-439-95-105
Наталия Владимировна ШАРКОВСКАЯ,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена выявлению сущности и специфики понятия «социально-культурная технология» в педагогическом процессе учреждений культурного профиля с учётом обращения к методологическим принципам: культурологическому и педагогическому. Представлена расширенная авторская трактовка исследуемого понятия применительно к управленческой практике специалистов социально-культурной сферы. Стабильность использования понятия «социально-культурная технология» в популяризации новых сфер социально-культурной деятельности (инклюзивное самодеятельное искусство, арт-волонтёрство, международные экскурсии и путешествия, инклюзивный детско-подростковый досуг) связывается с возможностью их насыщения ценностно-смысловым содержанием, направленным на достижение творческой самоактуализации личности в гуманистически ориентированной среде учреждений социально-культурного профиля. Постижение специфики исследуемого понятия в виде научного феномена обусловлено как реализацией универсальных методологических принципов: системности, целостности, детерминизма, так и выявлением общесистемных противоречий - движущих сил его продуктивного функционирования в понятийно-терминологической системе теории социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социально-культурная технология, методологический по0-дход, специалист социально-культурной сферы, гуманистически ориентированная среда, социально-культурная деятельность.
ESSENCE AND SPECIFICITY
OF THE CONCEPT "SOCIAL AND CULTURAL TECHNOLOGY": THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT
Natalia V. Sharkovskaya, D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor at the Departments of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to identifying the essence and specifics of the concept of "social and cultural technology" in the pedagogical process of institutions of a cultural profile, taking into account the appeal to methodological principles: culturological and pedagogical. An expanded author's interpretation of the concept under study in relation to the management practice of specialists in the social and cultural sphere is presented. The stability of the use of the concept of "social and cultural technology" in the popularization of new spheres of social and cultural activity (inclusive amateur art, art volunteering, international excursions and travel, inclusive children and adolescent leisure) is associated with the possibility of their saturation with value-semantic content aimed at achieving creative self-actualization of the individual in a humanistically oriented environment of institutions of a sociocultural profile. The comprehension of the specifics of the concept under study in the form of an scientific phenomenon is due both to the implementation of universal methodological principles: consistency, integrity, determinism, and to the identification of system-wide contradictions - the driving forces of its productive functioning in the conceptual and terminological system of the theory of social and cultural activity.
Keywords: social and cultural technology, methodological approach, specialist in the social and cultural sphere, humanistically oriented environment, social and cultural activity.
Обращение к выявлению сущности и специфики понятия «социально-культурная технология» обусловлено решением одной из основных задач дисциплины «Технологические основы социально-культурной деятельности», ориентированной на освоение будущими специалистами объемлющих научных понятий как «идеальной конструкции» модели её понятийно-терминологического аппарата.
В качестве первостепенного этапа осмысления особенностей понятия «социально-культурная технология» выступает обращение к конститутивному принципу сущности - «внутреннему содержанию предмета, выражающемуся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия» [6, с. 682]. Для этого данное понятие вводится в сферу научного анализа, что, в свою очередь, позволяет поставить вопрос о нём как о стержневом понятии теории, методики и организации социально-культурной деятельности. Соответственно, дискурс выстраивается в аспекте общего рассуждения о значимости познания его содержания, основанном на методологических подходах: культурологическом и педагогическом.
Характерная особенность первого методологического подхода состоит в том, что сущность понятия «социально-культурная технология» рассма-
тривается с позиций постижения автономных проблем личности специалиста (менеджера, технолога) как «транслятора» культуры, которые «задаются» её ценностной составляющей с учётом специфики этапов современного развития социально-культурной деятельности. Среди учёных, работающих в рамках данного подхода, следует назвать М. А. Ариарского, И. А. Ивлиеву [1], Г М. Бирженюка [2], А. П. Маркова [4] и других. Анализ их публикаций свидетельствует о том, что в поле зрения учёных находятся такие проблемные вопросы, как осмысление сути понятия «социально-культурная технология» и установление взаимоотношений с общенаучными категориями, применяемыми в сфере культуры; соотнесённость социальной и культурной составляющей понятия «технология» в теоретических изысканиях прикладной культурологии; овладение личностью методами творческой организации социально-культурной деятельности в информационную эпоху; изучение роли технологий в организации институциональных и внеинституциональных культурных процессов.
Культурологический подход к рассмотрению сущности понятия «социально-культурная технология» открывает возможность осмысления его как инструментального средства культурной деятельности, с помощью которого реализуются её ведущие функции. Именно технологии, являясь универсальной характеристикой теории и организации социально-культурной деятельности, обуславливают направленность той или иной её разновидности: профессиональной/любительской, а также определяют их существенные признаки и взаимное влияние.
Аналитический обзор специальной литературы по проблеме актуализации изучения сущности понятия «социально-культурная технология» на рубеже конкретных временных периодов (90-е годы XX века - 20-е годы XXI века) развития методологии теории социально-культурной деятельности позволяет отнести работы Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова [3], Н. Н. Ярошенко [10], Е. И. Григорьевой [7], Г. Н. Новиковой [5] к следующему научному направлению современных изысканий. Назначение понятия «социально-культурная технология» рассматривается авторами в достаточно расширенном контексте, значимом для раскрытия общетеоретического смысла, что, в свою очередь, позволяет утвердить его место в понятийно-терминологической системе социально-культурной деятельности. К характерным своеобразиям этого методологического подхода, который следует обозначить как педагогический, следует отнести: поиск константных единиц измерения объёма понятия «социально-культурная технология»; представленность данного понятия в педагогике досуга, объектом исследования которой является «процесс познания смысла досуга, выступающего в качестве педагогического средства формирования личности в пространстве социальной и культурной реальности» [9]; взаимосвязь с основными понятиями и терминами социально-культурной дея-
тельности, обозначающими сферы её реализации (социально-культурная реабилитация, дополнительное художественное, профессиональное образование, любительский спорт, добровольчество в сфере культуры, межкультурное сотрудничество и коммуникация), а также личностные качества субъектов (социально-культурная активность, креативность, социальная/ личностная ответственность и т.д.).
Обзорно представленные методологические подходы к выявлению сущности понятия «социально-культурная технология» в реальной научной практике выступают не как отвергающие, а как восполняющие друг друга, несмотря на формальный аспект предпринятого их размежевания, что позволяет стимулировать поиск ответов на следующие проблемные вопросы.
Зачем разрабатывать и применять социально-культурные технологии? - Реализация целей социально-культурной деятельности, обусловленных мотивационно-смысловыми установками субъектов учреждений социально-культурного профиля.
Вследствие чего следует разрабатывать и применять социально-культурные технологии? - Выявление содержания социально-культурной деятельности, моделирование схем её осуществления в разных типах гуманистически ориентированной среды учреждений культуры.
Как именно разрабатывать и применять социально-культурные технологии? - Подбор принципов, методов и форм социально-культурной деятельности, способствующих эвристичности функционирования конкретной разновидности социально-культурной технологии.
Среди типичных признаков уровней конструктивного решения указанных проблемных вопросов, наиболее значимым выступает признак, связанный с проработкой теоретического положения о влиянии совокупности социально-культурных закономерностей на уяснение предназначения исследуемого понятия. К ним относятся следующие закономерности:
- причинная обусловленность достижения развивающих и просветительных эффектов социальных программ, проектов характерными особенностями организации взаимодействия личности с гуманистически ориентированной средой институтов социально-культурного профиля;
- предопределённость процесса интеграции базисных видов связей (трансформационных, генетических, связей педагогического управления) ключевых функций социально-культурных технологий результатами их применения в зависимости от избранного личностью вида досуга;
- детерминированность достижения наибольшего развития интеллектуально-творческого потенциала посетителей: зрителей, слушателей, читателей, принятием во внимание их духовных потребностей и досуговых запросов в ходе приобщения к ценностям традиционной культуры.
Гносеологическая составляющая сущности понятия «социально-культурной технология», формируясь под влиянием исторически со-
вершенствующейся педагогической системы социально-культурной деятельности, отличается единством таких противоречивых частей, как общее и особенное, которые, в свою очередь, определяются уровнем развития её субъектов. При этом в роли общего, то есть родового, понятия выступает «технология», а в качестве особенных, то есть видовых, понятий - «социальная» и «культурная». Для установления стабильных связей между ними, а также выявления основ правомерного функционирования целостного понятия «социально-культурная технология» необходимо их детальное рассмотрение.
Уровневый анализ энциклопедической литературы (философской, социологической, культурологической и педагогической) по теме исследования показывает, что понятие «технология» не имеет однозначного научного определения, которое смогло бы выразить её сущностный смысл. Объясняется это отсутствием объединяющей методологической концепции, базирующейся на трансдисциплинарном подходе, способном интерпретировать суть многосложности технологии как теоретического феномена. В теории, методике и организации социально-культурной деятельности понятие «технология» тесно связано с разработкой научно-педагогических изысканий в области реализации целостного образовательно-воспитательного процесса учреждений социально-культурного профиля, основанного на специфических законах, утверждающих: а) обусловленность содержания, форм и методов данной отрасли гуманитарного знания уровнем развития нынешнего этапа постиндустриального общества; б) объективную зависимость результатов применения технологий от особенностей взаимодействия обобщённого субъекта (зрителя, слушателя, читателя) с тем или иным учреждением культуры.
Современные научные исследования подтверждают, что в теории социально-культурной деятельности не существует мономерной трактовки понятия «социально-культурная технология», что следует объяснить реверсивностью методологических позиций исследователей и, как результат этого, разностью рассмотрения его содержательных аспектов. Наиболее употребительными определениями понятия «социально-культурная технология», базирующимися на учёте субъективного характера профессионального опыта специалистов, результативности применения принципов гуманистического воспитания, выступают следующие:
- способы реализации социально-культурной деятельности, разработанные конкретным специалистом/группой специалистов, представителями практических школ в соответствии с существующими научными достижениями в гуманитарных и социальных науках;
- приёмы (воспитательные, дидактические и прочие) социально-культурной деятельности, ориентированные на трансформацию модели педагогического процесса социального объекта сферы культуры, обе-
спечение количественного и качественного роста профессионально-педагогического мастерства менеджеров, технологов; приёмы воздействия на становление и последующее формирование личности посетителя, то есть на процесс его вхождения в новую гуманистически ориентированную среду учреждений культуры, и интеграцию в ней в результате этого процесса;
- содействие трансляции культурных ценностей как связующего звена между произведениями духовной культуры общества и индивидуальным миром культуры личности, между бытием современного общества, его институтов социализации и бытием конкретного социального индивида в них;
- методы организации работы специалиста с участниками общекультурных программ, проектов, воспитанниками детских и подростковых художественных студий, секций на основе осуществления психолого-педагогической поддержки в виде комплекса воспитательных приёмов.
Принятие во внимание при определении понятия «социально-культурная технология» таких параметров, как значимость предметности, ситуативности межличностного и кросс-культурного взаимодействия, возникающих в педагогической подсистеме «специалист социально-культурной сферы - обобщённый субъект/аудитория/социальная группа»; устойчивость структур социального управления организационными процессами в учреждениях культуры, позволяет предложить его расширенную авторскую трактовку. Итак, социально-культурная технология - это упорядоченность специальных приёмов социально-контактных воздействий, применяемых для решения ситуативных задач с целью конструирования условий активизации культурной жизнедеятельности субъектов, обеспечения реализации их досуговых потребностей, потенциальных творческих способностей и любительских интересов. Данное определение понятия следует рассматривать как сложившийся способ соразмерного сочетания и осуществления социальных, педагогических действий по достижению общезначимых целей в образовательно-воспитательном процессе учреждений культуры. Этот процесс осуществляется специалистами на основе научных знаний, анализа общественного, профессионально-педагогического опыта, с учётом специфики конкретной сферы реализации социально-культурной деятельности и, соответственно, выражается в виде адресного применения методов общекультурного просвещения посетителей для расширения их познавательного кругозора через погружение в интерактивную среду; техник конструирования и мониторинга педагогического процесса с учётом пространственных, временных и прочих резервов учреждений культуры.
Применительно к управленческой практике учреждений культуры данное определение понятия «социально-культурная технология» позволяет конструктивно использовать его в профессиональной социально-культур-
ной деятельности, прежде всего в разных системах социальных отношений специалистов с посетителями. В связи с этим социально-культурная технология выступает как средство:
- воплощения типов взаимодействия (сотрудничества/кооперации) специалиста и посетителей, предоставляющих возможность выражать авторское ценностно-смысловое отношение к добровольному участию в социально-досуговых программах, проектах, проведению культурно-просветительских мероприятий;
- обоснования выбора предпосылок для анализа, оценивания, понимания оригинальности трактовки общественных событий в пространстве-времени конкретного учреждения социально-культурного профиля; принятия/непринятия субъектами характерных особенностей гуманистически ориентированной среды, в которой происходит это событие; формулирования авторского/общественного мнения о нём;
- выражения субъективных возможностей, способствующих прогнозированию результативности предлагаемых учреждениями социально-культурного профиля форм и методов социально-культурной деятельности для создания у посетителей образов желаемого проведения досуга;
- разработки условий для оптимизации индивидуально-личностного ресурса каждого субъекта учреждения культуры, осмысления им своих креативных способностей в той или иной сфере досуга в виде фактора духовно-нравственного саморазвития и самообразования в процессе культурной жизнедеятельности.
Одна из особенностей сущности социально-культурной технологии -направленность на выявление перспектив расширения открытого информационного пространства учреждений социально-культурного профиля в виде совокупности ресурсов Интернета, в том числе сервисной информации, видео, онлайн-форумов, презентаций, материалов веб-конференций, семинаров и т.д., делает возможным: а) моделирование тех или иных оснований (эстетических, здоровьесберегающих и прочих) гуманистически ориентированной среды конкретного учреждения культуры, обусловленных многочисленными факторами информационного просвещения посетителей и т.д.; б) приобретение исходных данных о культуросозида-тельном потенциале общественных событий на функциональном, эмоциональном уровнях их восприятия всеми субъектами педагогического процесса; в) активизацию подготовки посетителей к выполнению разных социальных и межличностных ролей, связанных с вовлечением в тот или иной вид общественных отношений, предполагающих разные модели досугового самовыражения, закреплённые социальными нормами и традициями.
Стабильность применения данного понятия в обосновании значимости интенсивного развития и популяризации новых сфер социально-культур-
ной деятельности (инклюзивное самодеятельное искусство, международные путешествия и экскурсии, инклюзивный детско-подростковый отдых, добровольчество, в том числе арт-волонтёрство) способствует насыщению их ценностно-смысловым содержанием, направленным на достижение творческой самоактуализации личности в гуманистически ориентированной среде учреждений социально-культурного профиля [8]. Обладая ресурсом предметного воплощения гуманитарных и социологических знаний, технологии тем самым существенно расширяют личностное досуговое пространство субъектов для художественного, технического и других видов любительского творчества, а значит, формируют разные виды компетентностей.
Постижение сущности и специфики понятия «социально-культурная технология» обусловлено реализацией универсальных методологических принципов: системности, целостности, детерминизма, а также обозначением ведущих общесистемных противоречий.
Принцип системности предусматривает комплексное рассмотрение взаимодействия цели употребления понятия «социально-культурная технология» с объективными требованиями, предъявляемыми к его популяризации в понятийно-терминологической системе социально-культурной деятельности; обоснование видовой дифференциации социально-культурных технологий как основного фактора их динамического развития. Данный принцип ориентирован на решение ряда проблемных вопросов, имеющих мировоззренческую направленность, в том числе - трансляции знаний о правилах применения общенаучной методологии к изучению сущности понятия «социально-культурная технология»; создания современных представлений о характерных особенностях предназначения его базовых и опосредованных функций. С учётом использования этого принципа понятие «социально-культурная технология» предстаёт как открытая система, которая сохраняет относительно постоянное состояние во взаимодействии с другими понятиями социально-культурной деятельности при их реализации в гуманистически ориентированной среде учреждений социально-культурного профиля.
Принцип целостности определяет специфические особенности каждой из составных частей («социальная», «культурная») целого понятия «социально-культурная технология», подчинённых самому понятию и обусловленных им, но в то же время обладающих своим предназначением. Между данными частями понятия существует сложное взаимодействие как одно из значимых проявлений постоянного развития непосредственно самой социально-культурной сферы. С методологической точки зрения принцип ориентирует на изучение системы логических связей, обеспечивающих реализацию исследуемого понятия в теории и практике социально-культурной деятельности. Использование данного принципа
в познании специфики понятия «социально-культурная технология» способствует разработке интерпретаций таких методологических проблем, как объяснение выбора методологических подходов к исследованию сущности и специфики понятия «социально-культурная технология»; определение содержания требований к проектированию социально-культурных технологий и выявление условий их апробирования в целостном педагогическом процессе учреждений социально-культурного профиля; обоснование актуальности моделирования того или иного вида социально-культурной технологии, специфического характера её применения в ходе организации продуктивного досуга.
Принцип детерминизма сконцентрирован на наличии отличительных причинно-следственных связей и, соответственно, ориентирован на достижение знаний о специфике понятия «социально-культурная технология» в аспекте: а) выявления изменений в его структуре под воздействием реально существующих факторов, в том числе педагогических; б) изучения механизма реализации понятия «социально-культурная технология» в единстве его динамических и содержательно-смысловых основ на разных уровнях: общенаучном, конкретно-научном, технологическом. В результате реализации данных положений возможна не только характеристика специфических особенностей разнообразных типов причинно-следственных связей в структуре понятия «социально-культурная технология», но и определение цели применения того или иного вида социально-культурной технологии как процесса свободного и автономного выбора.
При помощи вышеуказанных принципов обосновываются представления о наиболее значимых параметрах рассмотрения специфики социально-культурной технологии, прежде всего её стабильности - динамичности, с одной стороны, а с другой - определяется эвристика дальнейших изысканий её генезиса в теории социально-культурной деятельности.
К общесистемным противоречиям, характеризующим специфику понятия «социально-культурная технология» как целостного научного феномена, относятся: противоречие между отражёнными в содержании понятия процессами общественной практики, с одной стороны, и педагогическими условиями достоверности результатов их осознания, с другой; противоречие между разнообразными в содержательном плане вариациями определения понятия как следствия неоднозначного подбора его компонентов не только в теории социально-культурной деятельности, но также в других отраслях гуманитарного знания: культурологии, социальной педагогике; противоречие между относительной самостоятельностью функционирования понятия и внутренне присущей ему зависимостью от понятийно-терминологического аппарата социально-культурной деятельности в целом.
Итак, смысловое предназначение понятия «социально-культурная технология» как отличительной черты от других типов человековедче-ских технологий состоит в том, что его суть определяется идеями согласования культурологического и педагогического подходов, выявлением общесистемных противоречий, определяющих специфические особенности исследуемого понятия в виде целостного феномена, который активно используется в гуманистически ориентированной среде современных учреждений культуры. Сущность и специфика данного понятия ориентированы на конкретные предметные действия как специалистов по проектированию условий осуществления субъект-субъектного взаимодействия в учреждениях культуры для формирования инициативности, творческой активности посетителей, так и самих зрителей, слушателей, читателей, которые обусловлены способностью постижения ими личностного смысла и значения социально-культурной деятельности в продуктивной организации досуга. Возможность неоднократного применения, репродуцирования для решения сходных профессиональных задач, получения искомых педагогических результатов, а также проявления на мотивационно-ценностном и личностно-адаптационном уровнях посредством трансляции профессиональных и общекультурных компетентностей позволяет технологиям алгоритмизировать содержание социально-культурной деятельности на теоретическом и практическом уровнях её целеполагания.
Список литературы
1. Ариарский М. А., Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе
непрерывного профессионального образования : монография / Российская академия образования, Институт педагогики и психологии профессионального образования. - Казань : Данис, 2007. - 155 с. : табл.
2. Бирженюк Г. М. Научная школа педагогической культурологии // Вопросы культурологии. - 2008. - № 12. - С. 32.
3. Киселёва Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. - Москва : МГУКИ, 2004. - 539 с.
4. Марков А. П. Культурологическая парадигма образования как методологическая основа совершенствования педагогической практики // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2012. - № 105. - С. 7-12.
5. Новикова Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учебное пособие. - Москва : МГУКИ, 2004. - 175 с.
6. Смирнов А. В. Сущность и явление // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / Институт философии Российской академии наук, Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет. : В. С. Степин [и др.]. - Москва : Мысль, 2000-2001. - Том 3. - 2001. - С. 682.
7. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное
пособие / под науч. ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов : Першина, 2004. - 512 с.
8. Шарковская Н. В. Модусы глобализации в социально-культурной деятель-
ности : антропологический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 5 (91). - С. 102-110.
9. Шарковская Н. В. Педагогика досуга как интегративная отрасль современ-
ного знания // Социально-культурная деятельность : векторы исследовательских и практических перспектив : материалы международной электронной научно-практической конференции, посвящённой 50-летию Казанского государственного института культуры. - Казань : КазГИК, 2019. - С. 230-234.
10. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник. - Издание 2-е, испр. И доп. - Москва : МГУКИ, 2013. - 456 с.