Научная статья на тему 'Социально-культурные основы педагогики досуга'

Социально-культурные основы педагогики досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1900
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА ДОСУГА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / IDENTITY / PEDAGOGY OF LEISURE / SOCIAL ORDER / CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарковская Н. В.

Статья посвящена раскрытию сущности социально-культурных оснований педагогики досуга как отрасли гуманитарного знания. Показано, что в качестве её видоопределяющих характеристик выступают конкретные методологические подходыаксиологический, гуманистический, целостный, культурологический. Выявлены их возможности в виде методологических положений теоретического познания социально-культурного стержня педагогики досуга. Выделяются проблемные вопросы, связанные как с развитием социального заказа в многопрофильных учреждениях культуры и дополнительного образования, раскрытием сущности педагогических закономерностей организации культурного досуга, так и с формированием общекультурных компетенций личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGY OF LEISURE

The article is devoted to disclosing the essence of the social and cultural foundations of pedagogy of leisure as a branch of the Humanities. It is shown that as specifier characteristics are specific methodological approaches that are axiological, humanistic, holistic, and cultural. Identified potential opportunities in the form of methodological provisions of the theoretical knowledge of social and cultural core of the pedagogy of leisure. Highlighted the problematic issues associated with the development of social order in the multi-field institutions of culture and additional education, disclosure of essence of pedagogical regularities of organization of cultural activities and the formation of common cultural competencies of the individual.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные основы педагогики досуга»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С-ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА

УДК 379.8:37.013 Н. В. Шарковская

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена раскрытию сущности социально-культурных оснований педагогики досуга как отрасли гуманитарного знания. Показано, что в качестве её видоопределяющих характеристик выступают конкретные методологические подходы: аксиологический, гуманистический, целостный, культурологический. Выявлены их возможности в виде методологических положений теоретического познания социально-культурного стержня педагогики досуга. Выделяются проблемные вопросы, связанные как с развитием социального заказа в многопрофильных учреждениях культуры и дополнительного образования, раскрытием сущности педагогических закономерностей организации культурного досуга, так и с формированием общекультурных компетенций личности.

Ключевые слова: личность, педагогика досуга, социальный заказ, общекультурные компетенции.

N. V. Sharkovskaya

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

SOCIAL AND CULTURAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGY OF LEISURE

The article is devoted to disclosing the essence of the social and cultural foundations of pedagogy of leisure as a branch of the Humanities. It is shown that as specifier characteristics are specific methodological approaches that are axiological, humanistic, holistic, and cultural. Identified potential opportunities in the form of methodological provisions of the theoretical knowledge of social and cultural core of the pedagogy of leisure. Highlighted the problematic issues associated with the development of social order in the multi-field institutions of culture and additional education, disclosure of essence of pedagogical regularities of organization of cultural activities and the formation of common cultural competencies of the individual.

Keywords: identity, pedagogy of leisure, social order, cultural competence.

ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

SHARKOVSKAYA NATALIYA VLADIMIROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute of

Culture e-mail: [email protected]

© Шарковская Н. В., 2017

Для цитирования: Шарковская Н. В. Социально-культурные основы педагогики досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2 (76). С. 122-129.

Основные направления социально-культурного развития человека обусловлены вхождением российского общества в глобальное мировое пространство. Ведущей задачей данного развития является приобщение субъекта к культурным ценностям науки и искусства, в том числе самодеятельного. В связи с этим к организованному досугу следует подходить как к процессу постижения общественных и культурных норм, то есть как к средству регуляции поведения человека, определения его перспектив на будущее развитие в свободное время, в основе которого должно находиться культурное самоопределение. Педагогическим условием реализации такого рода процесса является добровольное осуществление человеком своего личностного выбора в различных сферах культуры.

В педагогике досуга - области гуманитарного знания, понятие «культура» рассматривается в тесной связи с постижением совокупности материальных и духовных ценностей как отдельного человека, так и человечества в целом. Данное положение, выступая основополагающим для социокультурной теории и практики, меняет представление о досуге как о виде ограниченной во времени деятельности, соответственно формируя взгляд на процесс его организации в виде неотъемлемого аспекта культурной жизнедеятельности человека. Осваивая различные социальные роли, человек в процессе досуга приобретает возможность творческой самореализации на основе соизмерения личных и социальных потребностей, люби-

тельских и профессиональных интересов. В жизненном опыте человека происходит становление внутренне формируемого им пространства досуга с учётом приобщения к мультикультурной среде.

В качестве видоопределяющих характеристик педагогики досуга выступают конкретные методологические подходы. Аксиологический подход обусловливает обновление структуры ценностных ориен-таций общества и личности, являющихся связующей нитью между культурой социума и внутренним миром субъекта. Гуманистический подход выступает как стратегия личностного и творческого развития человека в педагогическом процессе социально-культурных институтов. Целостный подход обращён на выявление социокультурной направленности личности, а также её адаптированности к постоянно изменяющимся условиям досуго-вой деятельности. Культурологический подход направлен на освоение культурного наследия общества посредством приобщения личности к общечеловеческим ценностям, их интеграции с жизненным опытом субъекта в процессе организованного досуга. Далее выявим определяющие их возможности в виде методологических положений теоретического познания социально-культурных оснований педагогики досуга.

Аксиологический подход применяется для обоснования значимости целей досуга и связан с тем, насколько понятно сформулировано значение и раскрыт содержательный смысл социального заказа, выражающего ценностные ориентации

общества и отдельного человека. Педагогическая система его организации, как полагают современные исследователи досуга (В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, Е. М. Клюско, Е. Ю. Стрельцова, Е. В. Триодин, В. М. Чижиков и другие), формируется на базе определения и внедрения социальных ценностей. Образование социальных ценностей в сфере культуры обусловлено:

• познанием сути философских ценностей, наиболее важных для создания культурной среды;

• применением разработок аксиологической тематики исследований к содержанию педагогического процесса учреждений культуры и дополнительного образования;

• педагогическим прогнозированием видов модификаций направлений досуга в соответствии со сменой ценностей, преобладающих в обществе.

Распространённая в настоящее время система ценностей в культурной сфере предусматривает существенные изменения в иерархии ведущих качеств личности, что напрямую связано с социальным заказом. В научной литературе он определяется как должностная направленность общественных институтов на осуществимость в своей деятельности заданного результата, значимого для последующего общественного развития. Также социальный заказ трактуется в виде определённой социальной потребности, назревшей для общества. Приоритетным для его формирования является идеал гармонически развитой личности.

Развитие социального заказа в многопрофильных учреждениях культуры и дополнительного образования происходит с учётом специфики организации педагогического процесса в них, ибо он

отражает всю палитру социализации не только отдельного человека, но и разного рода социальных групп, общностей. Сам ход поступательного развития этого процесса обусловлен утверждением ценностей, свойственных самым разным культурным эпохам в развитии общества, его выражением в системе целеполагания, а также реализацией в педагогической системе организации досуга. В Античности цель организации досуга приобрела свою историко-педагогическую значимость, исходя из философских концепций Платона, Аристотеля, направленных на признание ценности человека, его физического и духовного совершенствования через труд и досуг, в том числе через принятие участия в спортивных соревнованиях и играх, театрализованных представлениях и других видах общественных мероприятий. При этом ценность досуга признавалась в качестве высшей ценности человека.

Социально-культурные, в том числе педагогические направления организации современного досуга обусловлены целевыми установками и задачами, содержащимися в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями на 28 ноября 2015 года, редакция, действующая с 1 января 2016 года) как правовой базы сохранения и развития культуры в России. К ним отнесены: обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государ-

ственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы [1].

Государственная политика в сфере культуры определена идеями гуманизации, деидеологизации отношений в обществе. Условиями, влияющими на реализацию культурной политики, являются: изменение основополагающих характеристик человека как творца и объекта влияния культуры; процесс цивилизаци-онных трансформаций; согласованная позиция различных субъектов культурной политики; разработка межгосударственной культурной стратегии и т.д. [6]. В связи с этим идеал гармоничной личности обусловливает цель, реализуемую в системе учреждений культуры и дополнительного образования, соответственно, развитие и саморазвитие личности в досу-говой деятельности выступает основополагающей ценностью при организации педагогического процесса в них.

Принятие индивидом ценностей общественных идеалов возможно на основе:

• социализации человека как процесса его интеграции в социальную и культурную среду, адаптации к факторам современной цивилизации;

• направленности на культуросооб-разность педагогического процесса с целью формирования духовно-нравственных качеств личности;

• постижения человеком основ социальных знаний, формирования общекультурных умений и навыков, их реализации в досуговой деятельности с целью личностного роста;

• стимулирования инновационной активности учреждений социокультурного профиля при создании программ и проектов досуговой направленности.

Интенсификация исследований аксиологического аспекта содержательных основ досуга предполагает трансформацию педагогических средств и методов, связанных с его изучением. При этом ценностные ориентации выступают в виде аксиологических оснований оценок специалистом их теоретической и практической значимости при организации досуга. Соответствующими приёмами определения аксиологической составляющей досуга выступают те педагогические средства, которые дают возможность использовать в педагогическом процессе как общекультурный, так и личностный опыт субъектов.

Наиболее результативным из них выступает диалог — универсальный компонент общения, в том числе досугового.

Диалог, по М. М. Бахтину, это форма существования в процессе взаимодействия. Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, вникать, ответствовать, соглашаться [3, с. 55]. Он был убеждён, что «соприкосновение с любым предметом культуры становится спрашиванием и беседой, то есть диалогом [3]».

Для М. Бубера диалог — это структура бытия. Жизнь диалога основана на специфике отношений Я — Ты, их равнозначности. Отношения Я и Ты существуют в эмоциональном пространстве, для них нет физического времени и причинности. Это отношение взаимно, так как сопровождается любовью, которую М. Бубер определяет как ответственность Я за Ты, ощущение того, что они необходимы друг другу [2, с. 28].

Итак, предметный характер диалога регулирует микросоциальные отношения между специалистами социокультурной сферы и субъектами педагогического про-

цесса учреждений культуры, дополнительного образования, тем самым способствуя продуктивному осуществлению развивающей, воспитательной, рекреационной и прочих функций досуга.

Другой методологический подход, а именно гуманистический, также обуславливает социально-культурные основы педагогики досуга, ибо тесно связан с процессами развития социальных институтов в сфере культуры. Модернизационные видоизменения, происходящие в них, требуют формирования инициативной культурной личности, так как осуществляются с позиций социального партнёрства.

В качестве главной составляющей социальной сферы выступает гуманизация, то есть содержательное обновление духовной сферы общества, становление и развитие творческих начал деятельности человека.

Основная линия педагогических исследований в сфере досуга — реализация личностного потенциала человека, что означает, по мнению авторов фундаментального учебника «Педагогика» [4], «ориентацию на личность как цель, субъект и главный критерий эффективности педагогического процесса [4, с. 100]». В процессе духовного становления и развития личности особая роль принадлежит содержанию досуга, которое призвано способствовать формированию её духовно-нравственных качеств.

Гуманистический подход предполагает опору в ходе организованного досуга на сущностные характеристики личности, её творчество, прежде всего самодеятельное, а главное, создание для этого необходимых социально-педагогических условий. Наблюдаемые изменения в педагогическом процессе социально-культур-

ных институтов в связи с ориентацией их на гуманистическую составляющую сопряжены:

• с созданием постоянно обновляющейся базы социокультурных программ и проектов, которые нацелены на развитие творческой активности субъектов;

• с использованием широкого круга педагогических технологий, предусматривающих учёт возрастных и индивидуальных особенностей посетителей, направленность на их саморазвитие в процессе организованного сотворчества со специалистами данной сферы;

• с усовершенствованием педагогической деятельности специалиста с учётом активного взаимодействия с субъектами — участниками досуговых мероприятий, реализации их жизненной позиции в ходе сотрудничества.

Отсюда важной становится гуманистическая составляющая профессиональной деятельности специалистов социокультурной сферы, нацеленная на реально представленные в современном обществе нормы поведения и правила межличностного общения.

Целостный подход предусматривает привлечение человека к усвоению и оценке культурного наследия в свободное время, формирование его как личности, которая выступает в виде целого, где осмысление закономерностей развития общества предстаёт в единстве иерархической системы динамики эмоций, чувств самой личности и социокультурных факторов среды.

Сама педагогика досуга обращена к проблеме личности как субъекта, вовлечённого в общественные и межкультурные отношения, в процессы самообразования, воспитания и саморазвития.

Решение проблемы целостности возможно с учётом следующих теоретических тенденций:

• целостность педагогических систем культуры и образования, культуры и дополнительного образования, функционирующих в соответствии с определёнными педагогическими принципами;

• целостность культурного развития и саморазвития личности на основе реализации её духовного и физического потенциала;

• целостность теоретического и практического знания об источниках досу-говой деятельности как педагогической системы;

• целостность содержания досуговых мероприятий или рядоположенных проектов в рамках единой социокультурной программы.

Введение целостного подхода в основание познания сущности педагогики досуга способствует разработке современных интерпретаций таких проблем, как:

а) выявление сущности педагогических закономерностей организации досуга, их воздействия на его структурно-функциональную модель;

б) обоснование значимости специфического характера различных типов досуга: творческого или формального, их проявлений в контексте любительской социально-культурной деятельности;

в) установление ряда общекультурных закономерностей с позиций представлений о том, что феномен досуга развивается как целостность в пространстве социума.

В соответствии с вышеозначенным проблемным составом теории педагогики досуга, она предстаёт не в виде линейного ряда общекультурных событийностей, а

как обобщение педагогического опыта изучения досуговых практик, отражающих суть закономерностей развития социума на конкретной стадии.

Приобщение субъектов к культурным ценностям — духовно-нравственным и эстетическим идеалам, нормам и правилам поведения, тесно связано с историей социальных явлений, знакомство с которыми, в свою очередь, способствует формированию общекультурной компетентности. Обусловленность социального статуса человека в сфере культуры всем ходом развития общества обеспечивает преемственность культурных факторов на каждом конкретном этапе его функционирования. Это ещё раз показывает, что в культуре, понимаемой как способ регулирования и осуществления деятельности, как «исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [5, с. 436]», закреплена её историческая самобытность. Именно она свидетельствует о том, что структурные компоненты культуры обусловливают структуру содержания активного досуга.

Ряд специалистов в сфере социально-культурной деятельности (например, Е. И. Григорьева, А. П. Марков, В. С. Садовская, В. Я. Суртаев, Д. В. Шамсутди-нова, Н. Н. Ярошенко и другие), базируясь на этой точке зрения, отмечают, что созидательный потенциал достижений культуры, который находит своё отражение в содержании досуговой деятельности, способен превращаться в личное достояние человека, тем самым делаясь основой становления его духовных начал. Исходя из

данной позиции, культура, персонифицированная в жизненный опыт людей, фиксирует прошедшие через столетия воспитательные средства, которые способны превращаться как в личную, так и социальную ценность. Соответственно, развитие и саморазвитие субъекта осуществляется на основе начального этапа распредмечивания и овладения культурными ценностями в ряде продуктов «внешней» социальной и «внутренней» духовной деятельности, а затем последующей их трансформации в личностно осознанный результат.

Культурологический подход помогает выявить наиболее благоприятную сочетаемость разных методов познания организации досуговой деятельности, а также общность личностных качеств субъектов — участников социокультурных программ, и их общекультурных компетенций.

Среди условий применения культурологического подхода в педагогическом процессе учреждений культуры необходимо выделить:

1) подбор материала культурологической тематики, гарантирующего успешное применение педагогических технологий в системе «специалист социокультурной сферы — обобщённый субъект досуго-вой деятельности»;

2) обоснование значимости тех или иных содержательных аспектов досуга, влияющих на формирование жизненного опыта личности;

3) реализацию педагогических технологий постижения субъектом культурного наследия на основе его интерпретации с позиций личностных целей и задач, то есть на основе осуществления в творческой досуговой деятельности.

Содержание активного досуга, нацеленное на общекультурное развитие чело-

века, его погружение в атмосферу общечеловеческих ценностей и целей, предполагает обращение к феномену культуры как:

• особенному аспекту социальной жизнедеятельности человека, в том числе досуговой её составляющей;

• исторически сложившимся способам понимания сути общечеловеческих ценностей и целей;

• средству сохранения и трансляции духовно-нравственных смыслов и значений, регулирующих досуговую деятельность;

• одному из продуктивных способов вхождения в мир современной индустрии досуга;

• практике эффективного усвоения постоянно обновляемого социального опыта;

• процессу демонстрации эталонов организации человеческой деятельности: трудовой и досуговой;

• инновационным изменениям существующих форм социальной жизни, способствующим ускорению общественного прогресса.

Культурологический подход к организации активного досуга предусматривает направленность на освоение субъектами общечеловеческих ценностей культуры в виде пространства для реализации традиций и культурных изменений в существующих институтах социализации.

С прогностической точки зрения в качестве источников их реформирования выступают культурные потребности субъектов педагогических систем, а также самой среды.

Итак, социально-культурный механизм организованного досуга — это общность традиций и новаций, корректи-

рующих его структуру в соответствии с культурой человека, которая проявляется как организованно, так и стихийно.

Посредством данных методологических подходов обосновываются научные представления о наиболее значимых параметрах исследования сущности педаго-

гики досуга, с одной стороны, а с другой — определяется эвристика последующих изысканий её генезиса в различных социально-культурных сферах, прежде всего в образовательной, художественной, спортивной, реабилитационной, коммуникационной и т.д.

Примечания

1. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями на 28 ноября 2015 года) (редакция, действующая с 1 января 2016 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9005213

2. Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера / РАН. Институт философии. Москва : ИФРАН, 1999. 131 с.

3. М. М. Бахтин и современность: время второго прочтения : материалы междисциплинарного научно-методического семинара / [сост.: С. Б. Бахмустов]. Саранск, 2012. 120 с.

4. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е издание. Москва : Школьная пресса, 2004. 512 с.

5. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 томах / гл. ред. В. Г. Панов. Москва : Большая Российская энциклопедия, 1993-1999. Том 1.

6. Синецкий С. Б. Культурная политика XXI века: теоретико-методологические основания и условия осуществления : автореф. дис. на соиск. учён. степ. доктора культурологии : 24.00.01 - теория и история культуры / Синецкий Сергей Борисович ; Челябинская государственная академия культуры и искусства. Челябинск. 2012. 49 с.

References

1. Zakon Rossiiskoi Federatsii "Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o kul'ture" (s izmeneniyami na 28 noyabrya 2015 goda) (redaktsiya, deistvuyushchaya s 1 yanvarya 2016 goda) [The law of the Russian Federation of "A basis of the legislation of the Russian Federation about culture" (with changes for November 28, 2015) (the edition operating since January 1, 2016)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/9005213

2. Liflntseva T. P. Filosofiya dialoga Martina Bubera [Philosophy of dialogue of Martin Buber]. Moscow, Publishing House of Publishing house of Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, 1999. 131 p.

3. Bakhmustov S. B., comp. M. M. Bakhtin i sovremennost': vremya vtorogo prochteniya. Materialy mezhdistsiplinarnogo nauchno-metodicheskogo seminara [M. M. Bakhtin and present: time of the second reading. Materials of a cross-disciplinary scientific and methodical seminar]. Saransk, 2012. 120 p.

4. Slastenin V. A. and others Pedagogika [Pedagogy]. 4nd edition. Moscow, Publishing House "School Press", 2004. 512 p.

5. Panov V. G., ed. Rossiiskaya pedagogicheskaya entsiklopediya, v 2 tomakh. Tom 1 [Russian pedagogical encyclopedia, in 2 vol. Vol. 1]. Moscow, State Scientific Publishing House "The Great Russian Encyclopedia", 1993-1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sinetsky S. B. Kul'turnaya politika XXI veka: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya i usloviya osushchestvleniya. Avtoreferat diss. dok. kul'tur. [Cultural policy of the 21st century: teoretiko-methodological bases and conditions of implementation. Synopsis Doc. Cultural Studies diss.]. Chelyabinsk, 2012. 49 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.