Научная статья на тему 'ИНДУСТРИЯ ДОСУГА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН'

ИНДУСТРИЯ ДОСУГА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
997
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ДОСУГА / КУЛЬТУРНЫЕ УСЛУГИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ИНДУСТРИИ ДОСУГА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LEISURE INDUSTRY / CULTURAL SERVICES / DETERMINANTS OF THE CONTENT OF THE LEISURE INDUSTRY / CONSUMER PRACTICES / SOCIAL AND CULTURAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шарковская Наталия Владимировна

Статья посвящена рассмотрению сущности индустрии досуга как фактора социально-культурной действительности. Представлено авторское определение понятия «индустрия досуга», показано его соотношение с понятиями «книжная индустрия», «индустрия компьютерных игр», «музыкальная индустрия», «индустрия моды». Выявлены признаки моделей поведения активно-адаптационной и пассивно-адаптационной категорий потребителей культурной продукции. Определён формат детерминант содержания современного состояния индустрии досуга, обусловленный структурными трансформациями сегментов её системы; реалистическим целеобразованием социально-культурной деятельности; мониторингом социально-культурной активности потребителей культурных услуг; степенью распространённости контактных/дистантных взаимодействий на основе социокультурных технологий. Делается вывод о том, что каждый сегмент индустрии досуга сориентирован на внесение конструктивного вклада в решение гуманистических целей досуга, прежде всего развитие базовой культуры личности потребителя культурных услуг и личности специалиста социокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE INDUSTRY AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON

The article is devoted to the consideration of the essence of the leisure industry as a factor in social and cultural reality. The author’s definition of “leisure industry” is presented, its relationship with the concepts of “book industry”, “computer game industry”, “music industry”, and “fashion industry” is shown. The signs of behavior patterns of actively adaptive and passively adaptive categories of consumers of cultural products. The format of determinants of the content of the current state of the leisure industry is determined, due to the structural transformations of segments of the leisure industry system; realistic goal-setting of social and cultural activity; monitoring of social and cultural activity of consumers of cultural services; the prevalence of contact / distant effects. It is concluded that each segment of the leisure industry is focused on making a constructive contribution to the solution of the humanistic goals of leisure, primarily the development of the basic culture of the personality of the consumer of cultural services and the personality of a specialist in the social and cultural sphere.

Текст научной работы на тему «ИНДУСТРИЯ ДОСУГА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

НДУСТРИЯ ДОСУГА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

УДК 379.8(001.1)

DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10213

Н. В. Шарковская

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена рассмотрению сущности индустрии досуга как фактора социально-культурной действительности. Представлено авторское определение понятия «индустрия досуга», показано его соотношение с понятиями «книжная индустрия», «индустрия компьютерных игр», «музыкальная индустрия», «индустрия моды». Выявлены признаки моделей поведения активно-адаптационной и пассивно-адаптационной категорий потребителей культурной продукции. Определён формат детерминант содержания современного состояния индустрии досуга, обусловленный структурными трансформациями сегментов её системы; реалистическим целеобразованием социально-культурной деятельности; мониторингом социально-культурной активности потребителей культурных услуг; степенью распространённости контактных/ дистантных взаимодействий на основе социокультурных технологий. Делается вывод о том, что каждый сегмент индустрии досуга сориентирован на внесение конструктивного вклада в решение гуманистических целей досуга, прежде всего развитие базовой культуры личности потребителя культурных услуг и личности специалиста социокультурной сферы.

Ключевые слова: индустрия досуга, культурные услуги, детерминанты содержания индустрии досуга, потребительские практики, социально-культурные технологии.

Nataliya V. Sharkovskaya

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury),

Bibliotechnaya Str., 7, 141406, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation

The article is devoted to the consideration of the essence of the leisure industry as a factor in social and cultural reality. The author's definition of "leisure industry" is presented, its relationship with the concepts of "book industry", "computer game industry", "music industry", and "fashion industry" is shown. The signs of behavior patterns of actively adaptive and passively adaptive categories of consumers of cultural products. The format of determinants of the content of the current state of the leisure industry is determined, due to the structural transformations of segments of the leisure industry system; realistic

ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры SHARKOVSKAYA NATALIYA VLADIMIROVNA - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor at the Departments of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

LEISURE INDUSTRY AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON

e-mail: [email protected] © Шарковская Н. В., 2020

goal-setting of social and cultural activity; monitoring of social and cultural activity of consumers of cultural services; the prevalence of contact / distant effects. It is concluded that each segment of the leisure industry is focused on making a constructive contribution to the solution of the humanistic goals of leisure, primarily the development of the basic culture of the personality of the consumer of cultural services and the personality of a specialist in the social and cultural sphere.

Keywords: leisure industry, cultural services, determinants of the content of the leisure industry, consumer practices, social and cultural technologies.

Для цитирования: Шарковская Н. В. Индустрия досуга как социально-культурный феномен // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 126-134. DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10213

Происходящие в мировом сообществе процессы глобализации, информатизации и активизации межкультурной коммуникации обуславливают векторы развития как российской экономики в целом, так и её отдельных отраслей. Влияние этих процессов прослеживается в индустрии досуга -динамично развивающемся секторе экономики, не только включающем организацию развлечений и активного отдыха, но и дающем возможность получения дополнительного художественного/профессионального образования, работы в институциях массовой культуры. Индустрия досуга - это система самостоятельных организаций, учреждений, сервисных и производственных предприятий, специализирующихся в сфере культуры, спорта, питания, а также торговых компаний и фирм, предназначенных для удовлетворения спроса потребителей на оказание разноплановых культурных услуг.

В качестве исследования общенаучных оснований индустрии досуга в виде фактора социально-культурной действительности нами учитывается возможность применения концептуальных теорий: социологических, социально-педагогических, а также конкретных методологических принципов, представленных в методологии социально-культурной деятельности. Одним из концептуальных положений, используемых в постижении сущности досуговой ин-

дустрии, является теория социального поля - автономного социального пространства, разработанная П. Бурдьё [1]. Так как индустрия досуга есть не что иное, как создание, реализация и популяризация культурных продуктов массового искусства с целью организации разумного развлечения аудитории, то при распределении символического капитала с учётом активной/пассивной позиции каждого потребителя, производителя, её можно понимать как поле социального производства. Возможность рассматривать современную индустрию досуга в виде переплетения множества полей: экономических, культурных, художественных, спортивных и т.д., имеющих свои значимые правила организации, которые определяют досуговые предпочтения субъектов и регламентируют выбор их стиля поведения в зависимости от тех или иных целей досуга (развивающих, самообразовательных, рекреационных), позволяет интерпретировать её как социокультурный феномен.

В разработанной Н. Н. Ярошенко концепции индустрии досуга, базирующейся на парадигмальном подходе, выделяются три кардинальных направления, суть которых обусловлена:

• спецификой воспитательного потенциала индустрии досуга как совокупности социально-педагогических возможностей, средств в сфере организованного досуга, на-

целенного на реализацию её ведущих функций, социально-культурных технологий, позволяющих в своей совокупности достигать значимых как для социума, так и для личности результатов [6];

• характеристикой специально организованных институций индустрии досуга, включающих следующие сегменты: сегмент аттракционов и игровых зон, сегмент природной рекреации, сегмент клубной рекреации, сегмент экстремальных развлечений, классифицируемых по совокупности признаков: тематических, демографических, географических и прочих [8];

• перспективностью развития индустрии досуга в пространстве современных культурных практик, коррелирующих с модернизацией образования в сфере творческих индустрий, принятием законодательных решений по поддержке индустрии досуга, развитием международного взаимодействия по поддержке инфраструктурных и сетевых проектов, специализированных онлайн-ресурсов и т.д. [7].

Содержательность данных направлений продвижения индустрии досуга в контексте текущих социокультурных изменений подтверждает значимость исследования соотношения организованных развлечений и общекультурного развития основных субъектов её институций как двух взаимосвязанных процессов, оказывающих влияние на их социализацию. В связи с этим нами формулируются константные составляющие методологических принципов, важные для исследования этой разновидности индустрии культуры. Среди них: личност-но ориентированный подход, утверждающий право автономного выбора субъектом конкретного сегмента досуговой сферы, формирования личностной культуры подбора занятий для продуктивного/пассивного или смешанного вида отдыха, разви-

тия духовной потребности в самоактуализации, персонализации социокультурного взаимодействия; деятельностный подход, направленный на предметную организацию активной жизнедеятельности субъектов в свободное от основных занятий время в институциях индустрии досуга, возможность корреляции личностного смысла с возможностью изменения отношения к выбору сфер культурной деятельности; полисубъектный подход, нацеленный на регуляцию микросоциальных отношений между участниками диалога/полилога как основы продуктивного неформального общения в подсистемах «менеджер индустрии досуга - потребитель культурной продукции», «посетитель - посетители институций досуговой индустрии»; культурологический подход, определяющий культуро-созидательную направленность того или иного сегмента индустрии досуга, весомость принятия во внимание ценностных типологических особенностей посетителей, их культурных традиций.

Исходя из компонентной сочетаемости методологических принципов, можно сделать вывод о том, что индустрия досуга - это социальное поле создания и распределения произведений общедоступной культуры, в основе которого находится деятельность по изготовлению продуктов художественного творчества, реализации культурных услуг, профессиональных компетенций, предназначенных для рационального извлечения дохода и организации разумного развлечения отдельных субъектов и массовой аудитории. Представленное определение понятия индустрии досуга, на наш взгляд, не противоречит общему пониманию его сущностного смысла при теоретическом и прикладном исследовании многоаспектной выраженности в виде социально-культурного феномена.

Являясь центральным понятием, обозначающим всю изучаемую область организованного досуга, отличающим её от других сфер культурной индустрии, понятие «индустрия досуга» соотносимо с понятиями «книжная индустрия», «индустрия компьютерных игр», «музыкальная индустрия», «индустрия моды», которые отражают наиболее важные параметры его реального предназначения в контексте социокультурной действительности, а также последствия дифференциации в разных методологических подходах. Это имеет существенное значение для решения многих практико-ориентированных задач, прежде всего связанных с развитием социально-культурной активности субъектов индустрии досуга, выявлением детерминантов её содержания, организационно-процессуальных принципов, а также социально-культурных технологий [4].

Исследования показывают, что социально-культурная активность основных субъектов индустрии досуга по отношению к инновационным преобразованиям, происходящим в её сегментах, напрямую связана с особенностями выполняемого ими вида деятельности. Так, творческим трудом автора создаётся художественное произведение, а потребность в его изготовлении реализуется при определённых социокультурных, в том числе организационных условиях: наличие компаний, физических лиц, способных заняться по поручению конкретного автора реализацией его готовой культурной продукции с учётом обоюдных интересов. Распространители культурной продукции - юридические лица, предоставляющее принадлежащее им пространство для размещения конкретной культурной продукции, а также распространители социальной информации о ней. К ним отнесены средства массовой коммуникации, в том

числе интернет-средства массовой информации, а также специализированные магазины, стриминговые сервисы (музыкальные, видеоигр), разные типы сотовых телефонов и пр. Профессиональные компетенции менеджеров индустрии досуга нацелены на создание комплекса разных типов стандартных/нестандартных процедур,связанных с проектированием и проведением общекультурных мероприятий по созданию и продвижению произведений художественного/технического творчества и т.д.; консультированием посетителей, заказчиков по широкому спектру вопросов, касающихся организации досуга; управлением процессом продажи рекреационных услуг, взаимодействием с партнёрами и компаниями смежных видов индустрий. Потребители культурной продукции - субъекты, до которых доводятся культурные блага общества; своеобразие их социального поведения в том или ином секторе индустрии досуга обусловлено системой предметных поступков (индивидуальных, массовых), касающихся выбора, приобретения культурных услуг для удовлетворения личных, групповых или корпоративных потребностей.

Следует отметить, что первоосновой моделей поведения потребителей культурной продукции в досуговой индустрии, по мнению учёных, выступают идентификационные потребительские практики: активно-адаптационная и пассивно-адаптационная. Стремление к формированию новых общекультурных компетенций, востребованных для творческой самореализации, заинтересованность в расширении сфер приобретаемых товаров и культурных услуг, потребность в достоверной информации, в том числе видеоинформации, относящейся к индустрии досуга, являются признаками модели поведения активно-адаптационной категории потребителей. Их социальная

желательность инициативно проявлять себя в тех или иных сегментах индустрии досуга обусловлена готовностью наполнять досуг впечатлениями как одной из граней развлечений [2, с. 24]. Им свойственна реальная рефлексия динамики эмоционального опыта на оценивание объективных событий, происходящих в досуговый период времени [5, с. 157]. Нацеленность данной категории посетителей на обогащение впечатлениями через развлечение, активное участие в эдьютейнменте, апробирование разных форм виртуальной реальности, вариативной эстетизации досугового пространства базируется, по убеждению Джозера Пайна, на погружении в атмосферу конкретного события, явления [2, с. 62-63]. Пассивно-адаптационная стратегия досугового поведения потребителей культурных услуг характеризуется заниженным уровнем личностного самоопределения (шаблонность избрания форм развлечений, заданность рамок принятия решений о посещении того или иного сектора индустрии досуга), а также низкой степенью вовлечённости в систему рыночных отношений. Основной показатель выбора этой стратегии досугового поведения потребителями культурных услуг - конформный жизненный статус, обусловленный нежеланием выхода за пределы исходных прагматических целей, связанных с инициативным поиском приемлемых моделей досугового поведения и как результат этого - ориентация на рутинные формы проведения досуга, вызывающая закрытость для нового эмоционального опыта, отсутствие стремления к преобразованию системно повторяющихся пассивных форм досуга в активные формы [5, с. 158].

В связи с этим функции социально-культурной деятельности: гедонистическая, развлекательная, коммуникативная, познавательная, функция отдыха, «выражающие

её основные свойства, раскрывающие социальное и личностное предназначение, суть которого определяется обеспечением возможностей удовлетворения культурных потребностей общества и личности в ситуации организованного отдыха» [6, с. 30], позволяют оптимизировать потребительские практики в досуговой индустрии, а ей самой - выступать одним из самостоятельных звеньев регулируемых рыночных отношений на государственном, региональном и локальном уровнях. В качестве элементов цепочки этих звеньев следует указать на новые типы государственно-частного партнёрства, культурного потребления, связанные с использованием социальных инноваций, активизацией разнообразных направлений частных инициатив и общественных движений [3, с. 170]. Их характерная особенность состоит в том, что, несмотря на разные базисные уровни: а) разработки новых социокультурных проектов с применением информационно-технических средств управления; б) создания, продвижения продуктов художественного/технического творчества; в) стимулирования поисковой активности менеджеров, продюсеров общекультурных программ, они направлены на достижение как духовного благополучия, в том числе культурного самовыражения посетителей, так и экономического роста предприятий индустрии досуга.

Соответственно, основной смысл определения формата детерминант содержания современного состояния индустрии досуга как самоорганизующейся системы, в которой реализуются те или иные модели потребления культурной продукции, предопределённые разными социальными ролями субъектов (зрителей, слушателей, посетителей, участников), состоит:

• в структурных трансформациях сегментов системы индустрии досуга, опреде-

ляющихся её ведущими функциями и подфункциями, связанными с информационной открытостью самой индустрии, а также управленческими установками её институций на предоставление субъектам - потребителям культурных услуг - возможности разнообразного выбора моделей социокультурных программ и проектов в зависимости от их материальных и духовных запросов в культурно-типовых ситуациях: ситуациях нерегулярности, противоречивости, единства;

• в реалистическом целеобразовании социально-культурной деятельности - одного из видов деятельности индустрии досуга, обеспечивающего развитие тех качеств, способностей субъектов - потребителей культурных услуг, которые востребованы в разных сферах организованного досуга; утверждая значимость формирования не только культуры межличностных коммуникаций в ситуациях социального взаимодействия, но и экономической культуры, такая цель усиливает личностно ориентированную направленность деятельности и наглядных образов её будущих результатов;

• в мониторинге социально-культурной активности потребителей культурных услуг с учётом динамики: а) побудительных мотивов (доминирующих эмоций, стремлений, целевых установок), стимулирующих к избранию и последующему осуществлению конкретного типа социального поведения в том или ином сегменте досуговой индустрии; б) социального опыта, дифференцируемого по признаку уровней творчества/ репродукции в проектировании социально-культурной деятельности;

• в степени распространённости контактных или дистантных взаимодействий - адресного переноса достоверной информации от одного субъекта социокультурного воздействия к другому, выходящих за

рамки норм конкретной социальной среды, в которой функционируют те или иные предприятия досуговой индустрии; объективными критериями целесообразности данного процесса служат как корпоративные/личностные интересы, так и культурные ценности.

Названные детерминанты содержания индустрии досуга способствуют выделению основных положений её продуктивной динамичности, на которые можно опираться при обосновании значимости её исследования в качестве социокультурного макроявления. Правомерными в этом отношении представляются такие организационно-процессуальные принципы, как: принцип функциональной полноты содержания индустрии досуга, вытекающий из того, что её система, ориентированная на развитие социально обусловленного комплекса сегментов не может продуктивно функционировать, если набор этих сегментов не является функционально полным, ибо невнимание к учёту креативных возможностей как потребителя культурных услуг, так и менеджера, аниматора, технолога оборачивается дезорганизацией всей системы; при этом в качестве единого основания, из которого развёртываются сегменты системы, выступает совместная культурная деятельность; принцип локальной вариативности, характеризующийся использованием в ведущих секторах индустрии досуга не однотипных для всех посетителей, а разных моделей организации досуга в зависимости от экономико-географических, демографических и прочих факторов; ответственность за информирование, популяризацию предлагаемых моделей продуктивного досуга, в которых заложена возможность выбора тех или иных форм, а также собственной модели досуговой организации, полностью возлагается на её культурные инсти-

туции; принцип приоритетного старта, предполагающий вовлечение субъектов в такие сферы социально-культурной деятельности, представленные в постоянно модернизирующихся сегментах индустрии досуга, которые им комфортны, предпочтительнее; принцип позволяет учитывать то, что является самоценным для них самих в регуляции социального поведения как одного из источников культурной мотивации активного досуга, а также выделять приоритетные действия, способные определять порядок организации свободного времени.

Реализация названных принципов актуализирует проблему интенсивного внедрения социально-культурных технологий в индустрию досуга - связующего звена между теорией социально-культурной деятельности, с одной стороны, и конкретного вида потребительских практик - с другой. Их специфика заключается не только в оптимизации координационного процесса в институциях индустрии досуга за счёт выявления и применения скрытых потенциалов их систем, достижения социального результата при наименьших управленческих издержках, но и в развитии творческой индивидуальности, духовно-нравственной свободы субъектов, их личностного культурного роста. На это нацелены еуеШ-техно-логии, рекреативные, культуротворческие, арт-маркетинговые, информационно-коммуникационные, бренд-креативные, фан-драйзинговые, проектные и другие технологии. При их разработке учитываются возрастные параметры субъектов культурного досуга, особенности социального и культурного контекстов мероприятий, способы апробирующего целеобразования, так как их содержательный аспект тесно связан с двумя группами функций. Если первая из них обусловлена целями культурного досуга, в которых находят концентрированное

выражение как профессиональные интересы культурных институций, так и любительские интересы субъектов (аксиологическая, воспитательная, просветительская, ре-креационно-оздоровительная функции), то вторая группа объединяет управленческие функции социально-культурных технологий - стимулирующую, прогностическую, контрольно-диагностическую.

Социально-культурные технологии позволяют вычленить критерии отбора условий, существенных для повышения качества оказания культурных услуг, предоставляемых в индустрии досуга:

• обеспечение открытого доступа потребителей культурных услуг к массивам информации как общечеловеческого культурного блага, значимого для поощрения культурного разнообразия, создания инновационных возможностей и постоянного возобновления ресурсов, способных использоваться в досуговой индустрии через призму программ ЮНЕСКО «Информация для всех», «Защита цифрового наследия» и Международной программы развития коммуникаций;

• достижение динамического равновесия между параметрами социально-культурной деятельности, базирующимися на приоритетности общечеловеческих ценностей, учитывающими эстетические предпочтения потребителей культурных услуг, и аналогичными параметрами организованного досугового пространства, способствующими развитию у них установки на позитивность образа собственного «Я» -предпосылки и следствия межличностного взаимодействия в разных обстоятельствах организованного досуга;

• ориентированность на формирование продолжительных/кратковременных межкультурных коммуникативных действий потребителей культурных услуг на том или

ином уровне их социального взаимодействия, в том числе на уровне популяризации форм культурной деятельности, передачи социального опыта с целью достижения реально функционирующей их культурной общности, создания креативной атмосферы досуговой коммуникации в целом и мажорного тона в частности.

Соответственно, изменяются требования к повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов индустрии досуга, призванных обладать высоким уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, прежде всего: аналитических, рефлексивных, мобилизационных, перцептивных, ориента-ционных, базирующихся на развитой культуре мышления и межличностной коммуникации, способности к антиципации и принятию рациональных решений в разных типах социокультурных ситуаций, в том числе ситуаций неопределённости, умениях активизации личности потребителя

культурных услуг, развития его досуговой инициативности.

Предпринятое в статье осмысление сущности индустрии досуга как социально-культурного феномена позволяет сделать вывод о её направленности на разностороннее, гармоничное развитие личности потребителя культурных услуг и личности специалиста социокультурной сферы, которое есть назначение и призвание каждого из них. Каждый её сегмент в определённой мере сориентирован на внесение конструктивного вклада в решение гуманистических целей досуга, прежде всего развитие базовой культуры, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру досуга, духовно-нравственную и физическую культуру, культуру неформального общения. Без наличия системы компетенций, составляющих содержание базовой культуры, сложно осмыслить тенденции современных цивилизационных процессов, отражающихся в индустрии досуга.

Примечания

1. Бурдьё П. Социальное пространство: поля и практики : перевод с французского / сост., общ. ред.

пер. и послесловие Н. А. Шматко. Санкт-Петербург : Алетейя, 2014. 576 с. (Историческая книга).

2. Пайн Б. Джозеф II Экономика впечатлений : работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. Москва :

Сбербанк, 2011. 329 с. : ил., портр. (Библиотека Сбербанка).

3. Финкелевич С. Новый тип культурного потребления: изменения культуры в информационном

обществе силами граждан // Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе : сборник материалов международной конференции (Южно-Сахалинск, 8-12 сентября 2013 года) / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Правительство Сахалинской области, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества ; [сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова]. Москва : МЦБС, 2014. С. 157-174.

4. Шарковская Н. В. Модусы глобализации в социально-культурной деятельности: антропологический

аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 102-110.

5. Шарковская Н. В. Личностный смысл отношения молодёжи к активному досугу как фактору

творческой самореализации аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3 (89). С. 153-159.

6. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник Челябинской

государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). С. 28-35.

7. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик

// Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.

8. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122-132.

References

1. Burdye P. [Bourdieu P.] Sotsial'noe prostranstvo: polya i praktiki [Social Space: Fields and Practices].

St. Petersburg, Aletheia Publishing House, 2014. 576 p. (In Russian)

2. Pine B. Joseph II The Experience economy. Boston, Massachusetts: Harvard business school press, 1999.

(In Rus. ed.: Payn B. Dzhozef II Ekonomika vpechatleniy: rabota - eto teatr, a kazhdyy biznes - stsena [The Experience Economy: Work is Theater, Every Business is a Stage]. Moscow, Published by Sberbank, 2011. 329 p. (In Russian)

3. Finkelevich S. Novyy tip kul'turnogo potrebleniya: izmeneniya kul'tury v informatsionnom obshchestve

silami grazhdan [A New Type of Cultural Consumption: Changes in Culture in the Information Society by the Forces of Citizens]. In: Kuzmin E. I., Parshakova A. V., comp. Internet i sotsiokul'turnye transformatsii v informatsionnom obshchestve. Sbornik materialov mezhdunarodnoy konferentsii (Yuzhno-Sakhalinsk, 8-12 sentyabrya 2013 goda) [Internet and Social and Cultural Transformations in the Information Society. An Collection of Materials of the International Conference (Yuzhno-Sakhalinsk, September 8-12, 2013)]. Moscow, Published by Interregional Center for Library Cooperation, 2014. Pp. 157-174. (In Russian)

4. Sharkovskaya N. V. Social and Cultural Activity in the Context Globalizations: Anthropological Aspect.

Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2019, no. 5 (91), pp. 102-110. (In Russian)

5. Sharkovskaya N. V. Personal Meaning of Youth Relations to Active Leisure as a Creative Factor Self-

Realization. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2019, no. 3 (89), pp. 153-159. (In Russian)

6. Yaroshenko N. N. Educational Potential of Modern Leisure Industry. Vestnik of the Chelyabinsk State

Academy of Culture and Arts. 2015, no. 4 (44), pp. 28-35. (In Russian)

7. Yaroshenko N. N. The Entertainment Industry in the Field of Contemporary Cultural Practices.

International Journal of Cultural Research. 2017, no. 1 (26), pp. 112--122. (In Russian)

8. Yaroshenko N. N. Entertainment Industry in Modern Cultural Space of Russia. Vestnik Moskovskogo

gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2017, no. 3 (71), pp. 122-132. (In Russian)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.