КСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ ДОСУГА УДК 379.8 (001.1)
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-112-118 Н. В. Шарковская
Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена исследованию аксиологической составляющей современной индустрии досуга, её вклада в процесс становления и развития сущностных сил человека, его ценных нравственных качеств, мировоззренческих установок. Автор раскрывает смысл аксиологической составляющей индустрии досуга через систему аксиологических принципов: паритетности культурных традиций и инноваций; признания возможности исследования индустрии досуга в контексте гуманитарного дискурса массовой культуры; поддержания основными институциями индустрии досуга разнообразия культурных особенностей гуманистической системы ценностей; обращённости к социальному опыту человека в конструктивном диалоге об основаниях ценностей. Делается вывод, что в аксиологическом «Я» -системе ценностных ориентаций конкретного субъекта, синтезированы как культурные, так и социально-профессиональные ценности-цели, ценности-средства, значимые в формировании его личностного посыла, связанного с выбором того или иного сегмента индустрии досуга и, соответственно, социально-культурных технологий.
Ключевые слова: индустрия досуга, социально-культурная деятельность, аксиологические принципы, ценности-цели, ценности-средства, социально-культурные технологии.
Для цитирования: Шарковская Н. В. Аксиологическая направленность современной индустрии досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4 (102). С. 112-118. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-4102-112-118
AXIOLOGICAL ORIENTATION OF THE MODERN LEISURE INDUSTRY Natalia V. Sharkovskaya
Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to the study of the axiological component of the modern leisure industry, its contribution to the process of formation and development of the essential forces of a person, his valuable moral qualities, worldview attitudes. The author reveals the meaning of the axiological essence of the leisure industry through a system of axiological principles: the parity of cultural traditions and innovations; the recognition of the possibility of studying the leisure industry in the context of the humanitarian discourse of mass culture; the maintenance by the main institutions of the leisure industry of the diversity of cultural features of the humanistic value system; the appeal to the social
ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры
социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры SHARKOVSKAYA NATALIA VLADIMIROVNA - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor at the Departments of Social and Cultural Activity, the Moscow State Institute of Culture
© Шарковская Н. В., 2021
experience of a person in a scientific dialogue about the foundations of values. It is concluded that in the axiological "I" - the system of value orientations of a particular subject, both cultural and social and professional values-goals and values-means are synthesized, which are significant in the formation of his personal message associated with the choice of a particular segment of the leisure industry and, accordingly, social and cultural technologies.
Keywords: leisure industry, social and cultural activities, axiological principles, values-goals, values-means, social and cultural technologies.
For citation: Sharkovskaya N. V. Axiological orientation of the modern leisure industry. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 4 (102), pp. 112-118. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-112-118
Процессы глобализации и сопряжённые с ними процессы информатизации и циф-ровизации, интенсивно происходящие в мировом сообществе, определяют векторы развития российской экономики и её отдельных отраслей. Влияние этих процессов прослеживается в индустрии досуга - динамично совершенствующемся секторе многоукладной экономики, не только включающем организацию развлечений и активного отдыха, но и дающем возможность получения дополнительного образования (художественного/профессионального), совершенствования организации работы в институциях массовой культуры. Уникальность положения индустрии досуга в российском социально-культурном пространстве, по мнению Н. Н. Ярошенко, «определяется тем, что она нацелена на создание максимально благоприятных условий для саморазвития субъектов, на предоставление полного спектра рекреативных услуг» [6, с. 131].
Способность индустрии досуга рассматриваться в виде сочетания множества открытых локальных пространств: коммуникативных, образовательных, информационных, рекламных, художественных, спортивных и т.д., с присущими им правилами организации, которые определяют досуго-вые предпочтения субъектов и регламен-
тируют выбор их стилевых особенностей поведения в зависимости от тех или иных целей досуга (развивающих, рекреационных, просветительных, обучающих и прочих), позволяет интерпретировать её как социокультурный феномен. Современная индустрия досуга - система самостоятельно функционирующих организаций и учреждений общекультурного профиля, сервисных и производственных предприятий, специализирующихся в сфере массовой культуры и любительского спорта, а также торговых компаний и фирм, бизнес-модели которых имеют узкую специализацию в определённой категории культурных продуктов как товаров [3, с. 127].
Исследование аксиологической направленности индустрии досуга предполагает обращение к теоретическим положениям о научном познании реальной социальной действительности, отражающим вклад данной индустрии в процесс становления сущностных сил человека, его ценных нравственных качеств и мировоззренческих установок. В связи с этим содержание целевого аспекта организации досуга личности определяется степенью сфокусированности на признании значимости осознания и присвоения духовных ценностей, составляющих основу жизненных ориентиров в конкретных пространствен-
но-временных антропологических практиках. При этом в качестве своеобразного механизма связи между методологическими подходами (системным, личностно ориентированным, культурологическим, полисубъектным) выступает аксиологический, или ценностный, подход, позволяющий, с одной стороны, исследовать организационно-управленческие факторы, предопределяющие функционирование индустрии досуга с точки зрения заложенных в ней возможностей удовлетворения духовных потребностей и устойчивых любительских интересов посетителей, а с другой - решать задачи её гуманистической центрации в таких сферах, как деятельность клубов по интересам; деятельность развлекательных центров, в том числе тор-гово-развлекательных; деятельность парков культуры, рекреативных объектов и зон отдыха [5, с. 29], а также профильных технопарков.
Смысл аксиологической направленности современной индустрии досуга раскрывается через систему аксиологических принципов, к которым мы относим:
• паритетность культурных традиций и инноваций как регуляторов возможности исследования влияния индустрии досуга на личностные эстетические предпочтения посетителей в контексте гуманитарного дискурса о ментальностях современной массовой культуры;
• поддержание основными институциями индустрии досуга значимости разнообразия сфер влияния гуманистической системы ценностей на совокупность социальных норм: эталонов досугового поведения, педагогических стандартов осуществления социально-культурной деятельности, то есть правил, требований, компетенций специалистов;
• обращённость к социальному опыту человека в конструктивном диалоге о принятии во внимание ценностных оснований познания сущности активного досуга, нацеленного на творческую самореализацию и духовное самосовершенствование как первооснов формирования базовой культуры личности.
Отличительная особенность указанных принципов в том, что они выражают объективные закономерности организации культурного досуга, в том числе обусловленность содержания, форм и методов данного вида досуга уровнем развития современной социально-культурной деятельности и управлением изменениями в её структуре, а также схожие концептуальные, методологические положения, связанные с трансформацией моделей досуга, несмотря на разные обоснования формулировок их теоретических основ и выбора средств методического инструментария.
Одна из ключевых задач, решаемых посредством указанных принципов, - выявление гуманистической сущности функций индустрии досуга как стержня гуманного и корректного отношения к субъектам досуга.
Так, действенность гуманистического начала гедонистической функции - базовой функции для всей индустрии досуга, наиболее полно прослеживается в парадигме теории социально-культурной деятельности, что объясняется её способностью «конкретизировать то, ради чего потребитель услуг включается в предлагаемые ему до-суговые занятия» [5, с. 30]. В связи с этим данная функция приобретает особую значимость, так как выступает одним из ведущих средств выражения гедонической соразмерности свободного времяпрепровождения человека, а значит, позволяет соз-
давать устойчивые модели организации его культурной жизнедеятельности.
Именно аксиологический «стержень», то есть гуманистическая направленность ныне существующей индустрии досуга, стимулирует деятельность всех её сегментов, оказывающих разнообразные культурные услуги как вида сервисных продуктов, предназначенных для потребителей, а также как процесса непосредственного производства самих услуг: рекреационных, зрелищных, образовательных, спортивных и т.д. Являясь результатом творческого труда специалистов, обладающих профессиональными и надпрофессиональными компетенциями в области социально-культурной деятельности, культурные услуги характеризуются векторной направленностью на доставку потребителям информационно-культурных смыслов, способствующих развитию их пользовательской поисковой активности. Достижение полезности предлагаемых культурных услуг в виде адресной их ориентированности с учётом мониторинга изучения реальных возможностей реализации свободного времени посетителями, результативности привлечения коммерческих и некоммерческих ресурсов - залог их успешной социальной востребованности.
Тенденция к гуманизации индустрии досуга меняет привычные представления о её целеполагании как предоставлении только услуг, связанных с развлечениями без учёта персонифицированных факторов осуществления инициативной досуговой деятельности посетителей, позволяющей взаимодействовать с миром культуры, определять векторы их творческого саморазвития в плане личностного роста. Сегодня стало вполне очевидным, что от конкретной ценностно-смысловой ориентированности личности посетителя, то есть её социальных
желаний в виде стремлений приобщиться к культурной жизнедеятельности, уверенности в себе как регулятора досугового поведения в гуманистически ориентированной среде, зависит решение проблемных вопросов, связанных с оперативной организацией свободного времени, достижением информационной безопасности различных объектов индустрии досуга.
Аксиологическое Я - система ценностных ориентаций субъекта в пространстве индустрии досуга, содержащая не только познавательный (картину событийных фрагментов реализации полученных впечатлений от восприятия, воссоздающего/ творческого воображения), эмоциональный (эмоциональную экспрессию, вызванную совокупностью социокультурных, в том числе художественных средств), но и оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, реализовать доминирующие ситуативные эмоции) компоненты, играющие роль личностного посыла в выборе того или иного её сегмента. Именно в ней синтезированы как культурные, так и социально-профессиональные ценности, выступающие основой индивидуальной структуры ценностных ориентиров социального поведения специалистов и посетителей.
Обозначенная система ценностных ориентаций субъекта в постоянно изменяющихся условиях инкорпорирует:
• ценности, обусловленные утверждением личностью своей социальной роли в развивающей профессиональной среде: статус-ность профессиональной социально-культурной деятельности, признание профессии менеджера, технолога макро- и микроокружением (социальным/непосредственно индивидуальным), поддержание активного «внешнего вида» в организационном процессе межличностного взаимодействия;
• ценности, направленные на духовное самосовершенствование личности в виде объективной возможности приобщения к мировой и национальной культуре посредством социально-культурных и цифровых технологий; развития общих и специальных художественных способностей; стимулирования перспективности самосовершенствования культуры организации продуктивного досуга;
• ценности, удовлетворяющие потребность в коммуникативном аспекте делового и досугового общения и, соответственно, расширяющие спектральность их структурно изначальных функций: контактной, эмотивной, информационной, стимулирующей, инструментальной, координационной, трансляционной. Релятивно, с учётом степени соразмерности этих функций, выделяются типы досуговых сообщений в подсистеме «специалист социокультурной сферы - обобщённый субъект»: а) побудительные (обращение, суждение, мнение, совет, предложение), представляющие интерес как для специалиста, так и для слушателя, зрителя, читателя; б) экспрессивные (активация ситуативных впечатлений, эмоций о взаимосвязанных или единичных событиях, имеющих культурную значимость), проявляющиеся в мимике, речи, пантомимике; в) фатические (ориентированность на контакт, его поддержку и сохранение), реализующиеся в виде комплиментов, шуток, иронии, доступных для позитивного осмысления;
• ценности, позволяющие осуществлять продуктивную личностную (духовную, когнитивную, креативную) и успешную профессиональную самореализацию (увлекательность работы в индустрии досуга, имидж профессии менеджера, аниматора, режиссёра-постановщика) в конкретных
условиях творческой среды, «характеризующейся динамичной синергией, создающей благоприятную атмосферу для развития разнообразия» [1, с. 207].
Среди данных ценностей, выступающих источником формирования общекультурной мотивации личности специалиста/посетителя в автономном пространстве-времени индустрии досуга, по критерию «предметность выбора», наиболее чётко фиксируются ценности-цели и ценности-средства.
Ценности-цели - доминирующий аксиологический ориентир в системе прочих ценностей, ибо в целях выражена ведущая идея социально-культурной деятельности -свобода досугового самоопределения личности в культурных институциях, автономия индивидуальности в процессе приобщения к культурным благам. Определяясь чёткой совокупностью условий, адекватных тем любительским интересам, которые воплощаются в процессе активного досуга, ценности-цели имеют особый статус в их иерархии, представленной потребностями субъекта в художественно-творческой самоактуализации, когнитивном самовосприятии в виде независимого выбора того или иного сегмента индустрии досуга, саморегуляции программы собственных креативных действий в прогнозировании форм осуществления досуга.
Показательная особенность данных ценностей - отражение целей государственной культурной политики и уровня развития самой социально-культурной деятельности как основного механизма функционирования индустрии досуга. Субъекти-вируясь в процессе овладения личностью информацией о наиболее распространённых и востребованных методах и формах социально-культурной деятельности, ценности-цели становятся значимыми движу-
щими силами её содержания и, как результат этого, приобретают способность влиять на ценности-средства.
Ценности-средства вбирают в себя креативные предметные действия, то есть социально-культурные технологии, ориентированные на решение проблемных вопросов, связанных с результативной трансляцией культурных ценностей - связующего звена между произведениями духовной культуры общества, представленными в разноплановых секторах индустрии досуга, и уровнем сформированных общекультурных компетенций посетителя. Их характерная особенность - достижение координации эффективности организационного процесса институций современной индустрии досуга и выраженности активной позиции субъектов в них. Именно на это сориентированы еуеп1-технологии, рекреативные, культуротворческие, арт-маркетинго-вые, информационно-коммуникационные, бренд-креативные, фандрейзинговые и прочие технологии.
Содержательность ценностей-средств, локализованная следующими группами функций: 1) воспитательной, просветительской, рекреационно-оздоровитель-ной; 2) стимулирующей, диагностической, управленческой [4], отображает не только профессиональные установки специалистов культурных институций, но и любительские интересы участников социально-культурных событий, обеспечивая их адекват-
ное взаимодействие. Воплощение разных типов межличностного взаимодействия: сотрудничества/кооперации специалиста социально-культурной сферы и посетителей, которые предоставляют возможность выражать авторское ценностно-смысловое отношение к проектированию и инициативному участию в социально-досуговых программах, определяет уровень культурного развития и творческого самовыражения каждого из них.
Указанные ценности образуют основу аксиологической модели современной индустрии досуга с присущей ей синкретизмом, состоящим в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, то есть находятся в процессе непрерывного их взаимовлияния. Данная модель - своеобразный критерий признания/непризнания создаваемых в современной и будущей индустрии досуга ценностей, тем самым постулирующий избирательность их осознанного выбора [2].
В целом аксиологическая содержательность индустрии досуга обуславливает многоадресность подбора и поступательного расширения спектра новых ценностей, а главное, их трансформацию в мотивы (субъективные стремления, желания, обобщённые установки) социально принятых способов поведения и предметные действия как специалистов социально-культурной сферы, так и посетителей институций культурного профиля.
Список литературы
1. Лэндри Ч. Креативный город : перевод с английского. Москва : Классика-ХХ1, 2011. 399 с.
2. Росс А. Индустрии будущего : перевод с английского. Москва : АСТ, 2017. 351 с.
3. Шарковская Н. В. Индустрия досуга как социально-культурный феномен // Вестник
Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 126-134. 001: 10.24412/1997-0803-2020-10213
4. Шарковская Н. В. Функции социально-культурных технологий в отраслевых институциях
культурного профиля: деятельностный подход // Вестник Московского государственного
университета культуры и искусств. 2020. № 6 (98). С. 106-113. https://doi.org/:10.24412/ 1997-0803-2020-698-106-113
5. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник Челябинской
государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). С. 28-35.
6. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России
// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122-132.
References
1. Landry C. Creative city. Moscow, Publishing House "Classica 21", 2011. 399 p. (In Russ.)
2. Ross A. Industries of the future. Moscow, Publishing House "AST", 2017. 351 p. (In Russ.)
3. Sharkovskaya N. V. Leisure industry as a social and cultural phenomenon. The Bulletin of Moscow
State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 2 (94), pp. 126-134. (In Russ.) DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10213
4. Sharkovskaya N. V. Functions of sociocultural technologies in sectoral institutions cultural profile:
an activity approach. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 6 (98), pp. 106-113. (In Russ.) https://doi.org/:10.24412/1997-0803-2020-698-106-113
5. Yaroshenko N. N. Educational potential of the modern leisure industry. Herald of the Chelyabinsk State
Academy of Culture and Arts. 2015, no. 4 (44), pp. 28-35. (In Russ.)
6. Yaroshenko N. N. Entertainment industry in modern cultural space of Russia. The Bulletin of Moscow State
University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2016, no. 3 (71), pp. 122-132. (In Russ.)
*