УДК 374.7:001.8
Н. В. Шарковская
Профессиональная компетентность специалиста сферы культуры в контексте применения социально-культурных технологий
Рассматривается сущность профессиональной компетентности специалиста сферы культуры в аспекте продуктивного использования социально-культурных технологий. Систематизируются характеристики составных частей профессиональной компетентности через специфику частных педагогических умений и навыков менеджера, технолога, продюсера. Проводится аналитический обзор ведущих факторов развития социально-культурных технологий посредством их функций; обосновывается значимость выбора критериев для анализа и осмысления сути трактовки гуманистически ориентированной среды учреждений социально-культурной сферы, перспектив ее развития. Обращается внимание на совокупность методологических, конкретно-научных принципов, в том числе принципов социально-культурной деятельности, способствующих обоснованию выбора модели конкретной социально-культурной технологии, ее дифференциальных и альтернативных компонентов. Раскрыта суть системных требований к применению социально-культурных технологий, выраженная на научном и методическом уровнях.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, личность специалиста сферы культуры, гуманистически ориентированная среда, социально-культурные технологии, принципы социально-культурной деятельности.
Nataliya V. Sharkovskaya
Professional competence of a specialist in the field of culture in the context of the application of socio-cultural technologies
The essence of professional competence of a specialist in the sphere of culture in the aspect of productive use of socio-cultural technologies is considered. The characteristics of the components of professional competence are systematized through the specifics of private pedagogical skills and skills of a manager, technologist, producer. An analytical review of the leading factors in the development of socio-cultural technologies through their functions is carried out; substantiates the importance of the choice of criteria for the analysis and comprehension of the essence of the interpretation of the humanistically oriented environment of institutions of the socio-cultural sphere, the prospects for its development. Attention is drawn to a set of methodological, specific scientific principles, including the principles of socio-cultural activity, which contribute to the substantiation of the choice of a model of a specific socio-cultural technology, its specific and alternative components. The essence of the system requirements for the application of socio-cultural technologies, expressed at the scientific and methodological levels, is revealed.
Keywords: professional competence, personality of a specialist in the sphere of culture, functions, humanistically oriented environment, principles of socio-cultural activities, socio-cultural technologies
Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values
Современный этап развития общества определяется интенсивностью всеобщих социально-экономических, информационных процессов, наличием поливариантных объективных возможностей активного приобщения личности к миру культуры и искусства. В этой связи возрастает интерес к тем феноменам сферы культуры, которые активно прослеживаются в современной социально-культурной деятельности, прежде всего к социальному диалогу, регулируемому на микроуровне (индивидуальное досуговое общение), макроуровне (межличностное взаимодействие в социальных группах) в типовых и альтернативных учреждениях культуры, дополнительного образования, искусства, сервиса; гуманистически ориентированной среде институций социально-культурного профиля;организационному поведению в структуре профессиональной этики специалиста социально-культурной сферы; адресной направленности рынка культурных услуг и системе контроля их качества - ключевой единице государственной культурной политики. Соответственно актуализируются научные изыскания, связанные с процессами познания специфики личностно-профессионального развития специалиста, становления его сущностных сил и возможностей, отражающих единство теоретической и практической готовности к осуществлению социально-культурной деятельности в различных сферах ее реализации, то есть с профессиональной компетенцией.
Согласно многочисленным результатам социологических, экономических разновидностей научного анализа динамики социально-культурных процессов в условиях трансформации современного общества, на сегодняшнем рынке труда значительно возрастет потребность как в традиционных (менеджер, арт-менеджер, технолог, ивент-менед-жер, продюсер), так и в новых (менеджер онлайн-проектов, продюсер цифрового контента, персональный бренд-менеджер, куратор коллективного творчества, тренер творческих игровых практик, тренд-вотчер / форсайтер) профессиях в сфере культуры. Характеризуясь трансдис-циплинарностью, указанные профессии значительно меняют восприятие образа специалиста, делают его открытым инновациям и процессуальному творчеству в видоизменяющихся ситуациях общественного и культурного развития»1. Их объединяющим началом выступает нацеленность на популяризацию тех направлений социально-культурной деятельности, которые способны обеспечить функционирование разновекторных культурных потоков с учетом антропоцентрической ее составляющей, а главное, на воплощение реализации ключевой духовной ценности - уважения к личности участника социально-культурных программ, проектов, принятия во внимание спектра его досуговых
Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей предпочтений и ожиданий, степени готовности к обмену культурными ценностями, а также возрастных и индивидуальных особенностей.
Компетентный специалист сферы культуры - это, прежде всего:
• личность, способная формировать авторскую профессиональную позицию - устойчивую систему отношений к вопросам оценки качества организации культурной жизнедеятельности населения как ведущего критерия реализации культурной политики государства; эффективности управления учреждениями культуры, координации в них общественных и частных инициатив в системном развитии благотворительности и личной/социальной ответственности; регулирования (саморегулирования) общественных, прежде всего нравственных, административных норм, правил, образцов социального поведения; учета значительной роли многообразия, то есть свободы, множественности, плюрализма при выборе форм социально-культурной деятельности;
• личность, обладающая социальным желанием соизмерять не только свои смысловые установки (взгляды на процесс социально-культурного прогнозирования и проектирования, симпатии / антипатии применительно к значимым частным культурным объектам как потенциальным партнерам), но и духовные потребности, когнитивные интересы к представителям разных социально-культурных общностей и формирований (территориальных, корпоративных); квалифицированно применять инновационные методы организации социально-культурной деятельности: метод опережающего общекультурного развития (М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева), метод микрооткрытий (Е. С. Си-ницын), метод синектики (У. Дж. Гордон), а также продуктивно регулировать ресурсы своего рабочего и свободного времени;
• личность, восприимчивая к обнаружению доминирующих проблем в содержании разных по степени сложности ситуативных задач (тактических, стратегических) - основной единицы образовательно-воспитательного процесса учреждений культуры, понимаемых в виде цели, соотнесенной с условиями их достижения при создании для посетителей комфортного предметно-пространственного окружения в ходе формирования у них эстетической картины освоения мира культуры; поиску плана решения конкретной задачи, предполагающего моделирование того или иного вида социально-культурного взаимодействия: сотрудничества, кооперации; антиципации предполагаемых вторичных результатов предметных действий: позитивных/негативных в ходе возникновения штатных/нештатных педагогических ситуаций; стремлению преодолевать барьеры в формировании индивидуального стиля профессиональной социально-культурной деятельности.
Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values
Конкретность характеристик данных составных частей профессиональных компетентностей раскрывается через частные умения и навыки специалиста, прежде всего умения конструктивно мыслить при создании субъективно нового культурного продукта, устанавливать образно-ассоциативные связи различных видов самодеятельных творческих объединений, качественно характеризовать и диагностировать то или иное культурное явление, управлять организацией педагогического процесса учреждения культуры, что, в свою очередь, предполагает наличие, а главное, реализацию как аналитических, прогностических, рефлексивных, так и организаторских, коммуникативных, мобилизационных умений и навыков.
Специалист компетентен в овладении социально-культурными технологиями как совокупностями упорядоченных приемов социально-контактных воздействий, используемых для создания реальных условий стимулирования социально-культурной активности посетителей (зрителей, читателей, слушателей) учреждений культуры, если:
а) ведущими факторами динамики структуры технологий выступает видовая дифференциация их функций, представленная культурсозида-тельной функцией, функциями развития творческой индивидуальности личности и информационного ориентирования о направлениях осуществления социально-культурной деятельности, в том числе новых, среди которых: инклюзивное любительское творчество, добровольчество, общественная событийность современных путешествий, инклюзивный детский отдых («горизонтальная» ось), а также отображенная в функциях регуляции социокультурных взаимоотношений на разных уровнях управления, прежде всего, на уровне регулирования педагогической подсистемы «специалист социально-культурной сферы - участники организованного досуга» («вертикальная» ось);
б) построение модели определенной технологии происходит в соответствии с методологическими принципами: системности, развития, детерминизма, целостности, личностно-ориентированного и деятель-ностного подходов2, конкретно-научными принципами: психолого-педагогическими принципами (учета возрастных особенностей, наглядности, индивидуализации, реальности, свободы выбора и пр.), принципами социально-культурной деятельности (правилами учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов; ориентации на ценностные отношения и организацию самодеятельного творчества в социальных группах и культурных общностях), способствующими обоснованию выбора наиболее значимых ее специфических компонентов, в том числе альтернативных;
Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей
в) технологии предстают как сочетание гарантирующих успех внешних (социальных) и внутренних (педагогических) предметных действий, ориентированных на реализацию активных форм сотрудничества конкретного специалиста с участниками социально-досуго-вых программ, проектов, культурно-просветительских мероприятий; аргументирование значимости подбора критериев для анализа и осмысления сути трактовки гуманистически ориентированной среды того или иного учреждения социально-культурной сферы, выражения личного или общественного мнения о перспективах ее последующего развития.
Общетеоретические и методологические аспекты продуктивного использования специалистом социально-культурных технологий в традиционных и инновационных учреждениях социально-культурного профиля, в том числе многофункциональных культурных центрах - современной организационной институции3, представлены: совокупностью концептуальных положений о сущности теории социально-культурной деятельности (М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева, Е. И. Григорьева, А. А. Сукало, Д. В. Шамсутдинова, Н. Н. Ярошенко) и практико-ориен-тированной значимости неограниченного применения технологий с учетом максимальной конкретизации их ведущих целей; классификацией социально-культурных технологий по существенным признакам, в том числе по делению объема этого понятия на подмножества, по определению научного содержания и специфики понятия, истории его генезиса в парадигмах социально-культурной деятельности, выявлению основных детерминант сущности понятия и принципов структурирования (Г. Н. Новикова, П. П. Терехов, Л. В. Секретова, Р. И. Турханова, Н. В. Шарковская, Е. В. Эртман); методическим инструментарием в виде набора конкретных процедур, обеспечивающих достоверность функционирования традиционных и инновационных видов социально-культурных технологий в учреждениях сферы культуры (Ю. А. Акунина, О. В. Ванина, Е. В. Великанова, В. А. Кавера, И. Ф. Симонова).
Характерная для настоящего времени ситуация социальных изменений стимулирует специалиста к проявлению профессиональной компетентности прежде всего в принятии самостоятельных решений, связанных с выбором образа восприятия организации культурной жизнедеятельности посетителей в учреждениях культуры. Данный вид компетентности требует личностного и профессионального самоопределения, проявления ответственности при конструктивном решении социальных, профессиональных и кадровых проблем. С другой стороны, педагогическая система учреждений культуры, базирующаяся
Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values на традициях гуманистического воспитания и, соответственно, адаптированная к современным условиям их функционирования, открыта к реализации требований, предъявляемых к социально-культурным технологиям. Наиболее употребительными среди них выступают: отношение к профессиональной социально-культурной деятельности как движущей силе общекультурного развития личности специалиста: менеджера, технолога, продюсера; активация процесса межличностного взаимодействия как составной части формы профессионального общения специалиста с аудиторией, референтной группой, индивидуальным посетителем конкретного учреждения культуры; установка на достижение предвосхищаемого полезного результата, определяющего социальную целостность и психолого-педагогическую направленность предметных действий авторов технологии. Сущность данных системных требований к применению социально-культурных технологий выражается на научном и методическом уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом, в своей совокупности, обеспечивающих их устойчивое развитие с целью активного вовлечения посетителей в педагогический процесс конкретных учреждений культуры, формирования их социально-культурной инициативности.
Примечания
1 Шарковская Н. В. Модусы глобализации в социально-культурной деятельности: антропологический аспект / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 104.
2 Шарковская Н. В. Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность / Н. В Шарковская. Москва: изд. Дом МГИК, 2017. С. 6.
3 Ярошенко Н. Н. Многофункциональные культурные центры в дискурсе современной российской культуры / Н. Н. Ярошенко, В. М. Чижиков. Москва: изд. Дом МГИК, 2017. С. 9.