Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарковская Наталия Владимировна

Рассматривается сущность профессиональной компетентности специалиста сферы культуры в аспекте продуктивного использования социально-культурных технологий. Систематизируются характеристики составных частей профессиональной компетентности через специфику частных педагогических умений и навыков менеджера, технолога, продюсера. Проводится аналитический обзор ведущих факторов развития социально-культурных технологий посредством их функций; обосновывается значимость выбора критериев для анализа и осмысления сути трактовки гуманистически ориентированной среды учреждений социально-культурной сферы, перспектив ее развития. Обращается внимание на совокупность методологических, конкретно-научных принципов, в том числе принципов социально-культурной деятельности, способствующих обоснованию выбора модели конкретной социально-культурной технологии, ее дифференциальных и альтернативных компонентов. Раскрыта суть системных требований к применению социально-культурных технологий, выраженная на научном и методическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF CULTURE IN THE CONTEXT OF THE APPLICATION OF SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES

The essence of professional competence of a specialist in the sphere of culture in the aspect of productive use of socio-cultural technologies is considered. The characteristics of the components of professional competence are systematized through the specifics of private pedagogical skills and skills of a manager, technologist, producer. An analytical review of the leading factors in the development of socio-cultural technologies through their functions is carried out; substantiates the importance of the choice of criteria for the analysis and comprehension of the essence of the interpretation of the humanistically oriented environment of institutions of the socio-cultural sphere, the prospects for its development. Attention is drawn to a set of methodological, specific scientific principles, including the principles of socio-cultural activity, which contribute to the substantiation of the choice of a model of a specific socio-cultural technology, its specific and alternative components. The essence of the system requirements for the application of sociocultural technologies, expressed at the scientific and methodological levels, is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 374.7:001.8

Н. В. Шарковская

Профессиональная компетентность специалиста сферы культуры в контексте применения социально-культурных технологий

Рассматривается сущность профессиональной компетентности специалиста сферы культуры в аспекте продуктивного использования социально-культурных технологий. Систематизируются характеристики составных частей профессиональной компетентности через специфику частных педагогических умений и навыков менеджера, технолога, продюсера. Проводится аналитический обзор ведущих факторов развития социально-культурных технологий посредством их функций; обосновывается значимость выбора критериев для анализа и осмысления сути трактовки гуманистически ориентированной среды учреждений социально-культурной сферы, перспектив ее развития. Обращается внимание на совокупность методологических, конкретно-научных принципов, в том числе принципов социально-культурной деятельности, способствующих обоснованию выбора модели конкретной социально-культурной технологии, ее дифференциальных и альтернативных компонентов. Раскрыта суть системных требований к применению социально-культурных технологий, выраженная на научном и методическом уровнях.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, личность специалиста сферы культуры, гуманистически ориентированная среда, социально-культурные технологии, принципы социально-культурной деятельности.

Nataliya V. Sharkovskaya

Professional competence of a specialist in the field of culture in the context of the application of socio-cultural technologies

The essence of professional competence of a specialist in the sphere of culture in the aspect of productive use of socio-cultural technologies is considered. The characteristics of the components of professional competence are systematized through the specifics of private pedagogical skills and skills of a manager, technologist, producer. An analytical review of the leading factors in the development of socio-cultural technologies through their functions is carried out; substantiates the importance of the choice of criteria for the analysis and comprehension of the essence of the interpretation of the humanistically oriented environment of institutions of the socio-cultural sphere, the prospects for its development. Attention is drawn to a set of methodological, specific scientific principles, including the principles of socio-cultural activity, which contribute to the substantiation of the choice of a model of a specific socio-cultural technology, its specific and alternative components. The essence of the system requirements for the application of socio-cultural technologies, expressed at the scientific and methodological levels, is revealed.

Keywords: professional competence, personality of a specialist in the sphere of culture, functions, humanistically oriented environment, principles of socio-cultural activities, socio-cultural technologies

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values

Современный этап развития общества определяется интенсивностью всеобщих социально-экономических, информационных процессов, наличием поливариантных объективных возможностей активного приобщения личности к миру культуры и искусства. В этой связи возрастает интерес к тем феноменам сферы культуры, которые активно прослеживаются в современной социально-культурной деятельности, прежде всего к социальному диалогу, регулируемому на микроуровне (индивидуальное досуговое общение), макроуровне (межличностное взаимодействие в социальных группах) в типовых и альтернативных учреждениях культуры, дополнительного образования, искусства, сервиса; гуманистически ориентированной среде институций социально-культурного профиля;организационному поведению в структуре профессиональной этики специалиста социально-культурной сферы; адресной направленности рынка культурных услуг и системе контроля их качества - ключевой единице государственной культурной политики. Соответственно актуализируются научные изыскания, связанные с процессами познания специфики личностно-профессионального развития специалиста, становления его сущностных сил и возможностей, отражающих единство теоретической и практической готовности к осуществлению социально-культурной деятельности в различных сферах ее реализации, то есть с профессиональной компетенцией.

Согласно многочисленным результатам социологических, экономических разновидностей научного анализа динамики социально-культурных процессов в условиях трансформации современного общества, на сегодняшнем рынке труда значительно возрастет потребность как в традиционных (менеджер, арт-менеджер, технолог, ивент-менед-жер, продюсер), так и в новых (менеджер онлайн-проектов, продюсер цифрового контента, персональный бренд-менеджер, куратор коллективного творчества, тренер творческих игровых практик, тренд-вотчер / форсайтер) профессиях в сфере культуры. Характеризуясь трансдис-циплинарностью, указанные профессии значительно меняют восприятие образа специалиста, делают его открытым инновациям и процессуальному творчеству в видоизменяющихся ситуациях общественного и культурного развития»1. Их объединяющим началом выступает нацеленность на популяризацию тех направлений социально-культурной деятельности, которые способны обеспечить функционирование разновекторных культурных потоков с учетом антропоцентрической ее составляющей, а главное, на воплощение реализации ключевой духовной ценности - уважения к личности участника социально-культурных программ, проектов, принятия во внимание спектра его досуговых

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей предпочтений и ожиданий, степени готовности к обмену культурными ценностями, а также возрастных и индивидуальных особенностей.

Компетентный специалист сферы культуры - это, прежде всего:

• личность, способная формировать авторскую профессиональную позицию - устойчивую систему отношений к вопросам оценки качества организации культурной жизнедеятельности населения как ведущего критерия реализации культурной политики государства; эффективности управления учреждениями культуры, координации в них общественных и частных инициатив в системном развитии благотворительности и личной/социальной ответственности; регулирования (саморегулирования) общественных, прежде всего нравственных, административных норм, правил, образцов социального поведения; учета значительной роли многообразия, то есть свободы, множественности, плюрализма при выборе форм социально-культурной деятельности;

• личность, обладающая социальным желанием соизмерять не только свои смысловые установки (взгляды на процесс социально-культурного прогнозирования и проектирования, симпатии / антипатии применительно к значимым частным культурным объектам как потенциальным партнерам), но и духовные потребности, когнитивные интересы к представителям разных социально-культурных общностей и формирований (территориальных, корпоративных); квалифицированно применять инновационные методы организации социально-культурной деятельности: метод опережающего общекультурного развития (М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева), метод микрооткрытий (Е. С. Си-ницын), метод синектики (У. Дж. Гордон), а также продуктивно регулировать ресурсы своего рабочего и свободного времени;

• личность, восприимчивая к обнаружению доминирующих проблем в содержании разных по степени сложности ситуативных задач (тактических, стратегических) - основной единицы образовательно-воспитательного процесса учреждений культуры, понимаемых в виде цели, соотнесенной с условиями их достижения при создании для посетителей комфортного предметно-пространственного окружения в ходе формирования у них эстетической картины освоения мира культуры; поиску плана решения конкретной задачи, предполагающего моделирование того или иного вида социально-культурного взаимодействия: сотрудничества, кооперации; антиципации предполагаемых вторичных результатов предметных действий: позитивных/негативных в ходе возникновения штатных/нештатных педагогических ситуаций; стремлению преодолевать барьеры в формировании индивидуального стиля профессиональной социально-культурной деятельности.

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values

Конкретность характеристик данных составных частей профессиональных компетентностей раскрывается через частные умения и навыки специалиста, прежде всего умения конструктивно мыслить при создании субъективно нового культурного продукта, устанавливать образно-ассоциативные связи различных видов самодеятельных творческих объединений, качественно характеризовать и диагностировать то или иное культурное явление, управлять организацией педагогического процесса учреждения культуры, что, в свою очередь, предполагает наличие, а главное, реализацию как аналитических, прогностических, рефлексивных, так и организаторских, коммуникативных, мобилизационных умений и навыков.

Специалист компетентен в овладении социально-культурными технологиями как совокупностями упорядоченных приемов социально-контактных воздействий, используемых для создания реальных условий стимулирования социально-культурной активности посетителей (зрителей, читателей, слушателей) учреждений культуры, если:

а) ведущими факторами динамики структуры технологий выступает видовая дифференциация их функций, представленная культурсозида-тельной функцией, функциями развития творческой индивидуальности личности и информационного ориентирования о направлениях осуществления социально-культурной деятельности, в том числе новых, среди которых: инклюзивное любительское творчество, добровольчество, общественная событийность современных путешествий, инклюзивный детский отдых («горизонтальная» ось), а также отображенная в функциях регуляции социокультурных взаимоотношений на разных уровнях управления, прежде всего, на уровне регулирования педагогической подсистемы «специалист социально-культурной сферы - участники организованного досуга» («вертикальная» ось);

б) построение модели определенной технологии происходит в соответствии с методологическими принципами: системности, развития, детерминизма, целостности, личностно-ориентированного и деятель-ностного подходов2, конкретно-научными принципами: психолого-педагогическими принципами (учета возрастных особенностей, наглядности, индивидуализации, реальности, свободы выбора и пр.), принципами социально-культурной деятельности (правилами учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов; ориентации на ценностные отношения и организацию самодеятельного творчества в социальных группах и культурных общностях), способствующими обоснованию выбора наиболее значимых ее специфических компонентов, в том числе альтернативных;

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей

в) технологии предстают как сочетание гарантирующих успех внешних (социальных) и внутренних (педагогических) предметных действий, ориентированных на реализацию активных форм сотрудничества конкретного специалиста с участниками социально-досуго-вых программ, проектов, культурно-просветительских мероприятий; аргументирование значимости подбора критериев для анализа и осмысления сути трактовки гуманистически ориентированной среды того или иного учреждения социально-культурной сферы, выражения личного или общественного мнения о перспективах ее последующего развития.

Общетеоретические и методологические аспекты продуктивного использования специалистом социально-культурных технологий в традиционных и инновационных учреждениях социально-культурного профиля, в том числе многофункциональных культурных центрах - современной организационной институции3, представлены: совокупностью концептуальных положений о сущности теории социально-культурной деятельности (М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева, Е. И. Григорьева, А. А. Сукало, Д. В. Шамсутдинова, Н. Н. Ярошенко) и практико-ориен-тированной значимости неограниченного применения технологий с учетом максимальной конкретизации их ведущих целей; классификацией социально-культурных технологий по существенным признакам, в том числе по делению объема этого понятия на подмножества, по определению научного содержания и специфики понятия, истории его генезиса в парадигмах социально-культурной деятельности, выявлению основных детерминант сущности понятия и принципов структурирования (Г. Н. Новикова, П. П. Терехов, Л. В. Секретова, Р. И. Турханова, Н. В. Шарковская, Е. В. Эртман); методическим инструментарием в виде набора конкретных процедур, обеспечивающих достоверность функционирования традиционных и инновационных видов социально-культурных технологий в учреждениях сферы культуры (Ю. А. Акунина, О. В. Ванина, Е. В. Великанова, В. А. Кавера, И. Ф. Симонова).

Характерная для настоящего времени ситуация социальных изменений стимулирует специалиста к проявлению профессиональной компетентности прежде всего в принятии самостоятельных решений, связанных с выбором образа восприятия организации культурной жизнедеятельности посетителей в учреждениях культуры. Данный вид компетентности требует личностного и профессионального самоопределения, проявления ответственности при конструктивном решении социальных, профессиональных и кадровых проблем. С другой стороны, педагогическая система учреждений культуры, базирующаяся

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values на традициях гуманистического воспитания и, соответственно, адаптированная к современным условиям их функционирования, открыта к реализации требований, предъявляемых к социально-культурным технологиям. Наиболее употребительными среди них выступают: отношение к профессиональной социально-культурной деятельности как движущей силе общекультурного развития личности специалиста: менеджера, технолога, продюсера; активация процесса межличностного взаимодействия как составной части формы профессионального общения специалиста с аудиторией, референтной группой, индивидуальным посетителем конкретного учреждения культуры; установка на достижение предвосхищаемого полезного результата, определяющего социальную целостность и психолого-педагогическую направленность предметных действий авторов технологии. Сущность данных системных требований к применению социально-культурных технологий выражается на научном и методическом уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом, в своей совокупности, обеспечивающих их устойчивое развитие с целью активного вовлечения посетителей в педагогический процесс конкретных учреждений культуры, формирования их социально-культурной инициативности.

Примечания

1 Шарковская Н. В. Модусы глобализации в социально-культурной деятельности: антропологический аспект / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 104.

2 Шарковская Н. В. Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность / Н. В Шарковская. Москва: изд. Дом МГИК, 2017. С. 6.

3 Ярошенко Н. Н. Многофункциональные культурные центры в дискурсе современной российской культуры / Н. Н. Ярошенко, В. М. Чижиков. Москва: изд. Дом МГИК, 2017. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.