Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ВУЗОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ВУЗОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Татьяна Витальевна

В статье рассматриваются теоретико-методологические и нормативные основы проведения профессиональных экзаменов для выпускников педагогических и медицинских вузов. Необходимость внедрения новой системы оценки сформированности знаний выпускников в формате демонстрационного экзамена и аккредитации востребованы временем и означают переход на качественно новую систему подготовки кадров для педагогической и медицинской сфер. Сравнительный анализ двух моделей подготовки специалистов (характеристика вида итоговой аттестации; перечень нормативно-правовых актов, регулирующих процесс организации и проведения демонстрационного экзамена в образовательной организации; цель и принципы организации и проведения профессионального экзамена; место проведения (локация, площадка проведения); требования к материально-техническому обеспечению площадки проведения профессионального экзамена; перечень экзаменационных станций; процедура и инструменты оценивания; оценка результатов профессионального экзамена) позволяет сделать вывод о проблемах и перспективах подготовки кадров в соответствии с современными требованиями. Целью статьи является сравнение двух моделей организации и проведения профессионального экзамена: педагогической модели в формате демонстрационного экзамена и медицинской модели (первичная аккредитация) При разработке моделей за основу были взяты профессиональный стандарт педагога и профессиональные стандарты по всем медицинским специальностям, также методические рекомендации, разработанные Министерством просвещения о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена, и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, касающийся вопросов аккредитации специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EXAMINATION AS A FORM OF FINAL CERTIFICATION OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL AND MEDICAL UNIVERSITIES: COMPARATIVE ANALYSIS

The article discusses the theoretical, methodological and regulatory foundations of professional examinations for graduates of pedagogical and medical universities. The need to introduce a new system for assessing the formation of knowledge of graduates in the format of a demonstration exam and accreditation are in demand over time and mean the transition to a qualitatively new system of training for pedagogical and medical fields. Comparative analysis of two models of training specialists (characteristics of the type of final certification; list of regulatory legal acts regulating the process of organizing and conducting a demonstration exam in an educational organization; purpose and principles of organizing and conducting a professional exam; venue (location, venue); requirements for the logistics of the professional exam venue; list of examination stations; evaluation procedure and tools; evaluation of the results of the professional exam) allows us to draw a conclusion about the problems and prospects of training personnel in accordance with modern requirements. The purpose of the article is to compare two models of organizing and conducting a professional exam: a pedagogical model in the format of a demonstration exam and a medical model (primary accreditation) When developing models, the professional standard of the teacher and professional standards for all medical specialties were taken as a basis, as well as methodological recommendations developed by the Ministry of Education on certification using the mechanism of a demonstration exam, and the order of the Ministry of Health of the Russian Federation, concerning the issues of accreditation of specialists.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ВУЗОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

12. Сильверман, Дж. Навыки общения с пациентами / Дж. Сильверман, С. Керц, Дж. Дрейпер. - М.: Гранат, 2018. - 304 с.

13. Thistlethwaite, J.E. The effectiveness of case-based learning in health professional education A BEME systematic review: BEME Guide No. 23 / J.E. Thistlethwaite, D. Davies, S. Ekeocha et al. // Med. Teach. - 2012. - Vol. 34. - № 6. - P. 421-444

Педагогика

УДК 378.146

кандидат педагогических наук, доцент Макеева Татьяна Витальевна

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ВУЗОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические и нормативные основы проведения профессиональных экзаменов для выпускников педагогических и медицинских вузов. Необходимость внедрения новой системы оценки сформированности знаний выпускников в формате демонстрационного экзамена и аккредитации востребованы временем и означают переход на качественно новую систему подготовки кадров для педагогической и медицинской сфер. Сравнительный анализ двух моделей подготовки специалистов (характеристика вида итоговой аттестации; перечень нормативно-правовых актов, регулирующих процесс организации и проведения демонстрационного экзамена в образовательной организации; цель и принципы организации и проведения профессионального экзамена; место проведения (локация, площадка проведения); требования к материально-техническому обеспечению площадки проведения профессионального экзамена; перечень экзаменационных станций; процедура и инструменты оценивания; оценка результатов профессионального экзамена) позволяет сделать вывод о проблемах и перспективах подготовки кадров в соответствии с современными требованиями. Целью статьи является сравнение двух моделей организации и проведения профессионального экзамена: педагогической модели в формате демонстрационного экзамена и медицинской модели (первичная аккредитация) При разработке моделей за основу были взяты профессиональный стандарт педагога и профессиональные стандарты по всем медицинским специальностям, также методические рекомендации, разработанные Министерством просвещения о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена, и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, касающийся вопросов аккредитации специалистов.

Ключевые слова: аккредитация, демонстрационный экзамен, профессиональный экзамен, профессиональный стандарт, универсальные педагогические компетенции.

Annotation. The article discusses the theoretical, methodological and regulatory foundations of professional examinations for graduates of pedagogical and medical universities. The need to introduce a new system for assessing the formation of knowledge of graduates in the format of a demonstration exam and accreditation are in demand over time and mean the transition to a qualitatively new system of training for pedagogical and medical fields. Comparative analysis of two models of training specialists (characteristics of the type of final certification; list of regulatory legal acts regulating the process of organizing and conducting a demonstration exam in an educational organization; purpose and principles of organizing and conducting a professional exam; venue (location, venue); requirements for the logistics of the professional exam venue; list of examination stations; evaluation procedure and tools; evaluation of the results of the professional exam) allows us to draw a conclusion about the problems and prospects of training personnel in accordance with modern requirements. The purpose of the article is to compare two models of organizing and conducting a professional exam: a pedagogical model in the format of a demonstration exam and a medical model (primary accreditation) When developing models, the professional standard of the teacher and professional standards for all medical specialties were taken as a basis, as well as methodological recommendations developed by the Ministry of Education on certification using the mechanism of a demonstration exam, and the order of the Ministry of Health of the Russian Federation, concerning the issues of accreditation of specialists.

Key words: accreditation, demonstration exam, professional exam, professional standard, universal pedagogical competencies.

Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР «Научное обоснование и

выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических

кадров» (073-00109-22-02)

Введение. Подготовка кадров для педагогической и медицинской сфер сегодня усложняется в связи с усилением требований к квалификации специалистов, их практико-ориентированности, умением грамотно и качественно выполнять профессиональные задачи. Несмотря на то, что профессии учителя и врачи считаются сложными, ориентированными на социальное служение, они не теряют популярность и являются одними из востребованных среди абитуриентов. Стоит также отметить, что указанные профессиональные сферы в России находятся в состоянии кризиса, связанного с усложнением и бюрократизацией деятельности, неудовлетворенностью специалистов оплатой труда, а в связи с этим - высокой текучкой кадров.

Принципиальную основу реновации профессионального педагогического и медицинского образования составила разработка и применение профессиональных стандартов педагогических и медицинских работников, что повлияло на усиление тенденции к усложнению труда специалистов, появлению новых компетентностных моделей в условиях перехода на современные федеральные государственные образовательные стандарты [3, С. 196].

Изложение основного материала статьи. В рамках выполнения исследования нами проанализированы две модели государственной итоговой аттестации выпускников - педагогическая модель (педагогический вуз), которая находится на этапе проектирования, и медицинская модель (медицинский вуз). Именно медицинский вуз выступает своего рода образцом для изучения опыта проведения демонстрационных экзаменов, поскольку в системе подготовки кадров для здравоохранения с 2016 года реализуется единая национальная система аккредитации медицинских работников. Аккредитация в медицинском вузе имеет свою специфику по сравнению с педагогической деятельностью, но ее основным результатом является право на профессиональную медицинской деятельность (лицензирование, сертификация). Практический опыт медицинских вузов является образцом для построения модели профессионального экзамена в системе высшего педагогического образования.

Почему для сравнения мы выбрали именно педагогику и медицину? По мнению большинства исследователей, эти науки и практические сферы деятельности, как социономические, имеют много общего, их сравнительное изучение в последние годы приобрело особую популярность в связи с кардинальными изменениями в обществе.

Медицинская деятельность - «комплексная система, включающая организацию предоставления гражданам медицинской помощи, ее непосредственное оказание в рамках диагностических, лечебных и профилактических мероприятий, а также контроль качества предоставляемых медицинских услуг» [7, С. 7].

Понятие «педагогическая деятельность» является одним из основных в категориальном аппарате педагогики, при этом существует множество его определений. Первая категория определений отражает объективный характер, опираясь на нормативные документы, вторая - субъективный уровень, связанный с рефлексивной позицией педагога и оценкой собственной профессиональной деятельности. С точки зрения П.И. Пидкасистого, педагогическая деятельность - «особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. Это вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и её собственное развитие» [6].

Таким образом, педагогическим результатом труда врача, в узком понимании, является «усиление контроля пациентов над своим здоровьем и его детерминантами путем развития стратегий и личных навыков по укреплению здоровья, а также активизация деятельности пациентов по сокращению рисков для здоровья» [7, С. 29]. Результат труда учителя представлен в развитии обучающегося, его личностном, интеллектуальном совершенствовании и становлении как личности и субъекта деятельности. Ключевыми позициями в педагогике и медицине являются категории «развитие», «активизация деятельности», «становление». Кроме того, в качестве основного результата труда обоих видов деятельности можно выделить развитие мотивации на непрерывное самосовершенствование физического и интеллектуального здоровья личности посредством образования через всю жизнь.

Рассмотрим педагогическую и медицинскую модели реализации профессионального экзамена в вузе.

Профессиональный экзамен в форме аккредитации и демонстрационного экзамена является более сложной технологически, но открытой, объективной и прозрачной процедурой оценивания и допуска к профессиональной деятельности. Профессиональный (демонстрационный) экзамен в системе высшего педагогического образования является принципиально новым и современным форматом оценки качества подготовки выпускников. Дизайн демонстрационного экзамена позволяет создать систему оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников как в рамках государственной итоговой аттестации, так и педагогической практики и других форм промежуточной аттестации [8; 9].

Важно обратить внимание, что в медицинском вузе помимо аккредитации, которая является обязательной для получения допуска к практической деятельности, но не препятствующей получение диплома специалиста, реализуется государственная итоговая аттестация выпускников, которая представляет собой завершающий и обязательный этап образовательного процесса и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Государственная итоговая аттестация позволяет оценить практическую и теоретическую подготовку будущих специалистов, уровень сформированности клинического мышления, способность к научно-исследовательской деятельности. Перечисленные компетенции должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» [1, С. 28].

Прокомментируем особенности процедуры аккредитации для выпускников медицинских вузов. Понятие «аккредитация», пришедшее на смену «сертификации», законодательно закреплено в 2015 году в связи с изменением статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - «Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности» [10]. В этой статье определено, что первичная аккредитация - это «процедура определения соответствия квалификации лица, выполнившего учебный план по основной образовательной программе высшего или среднего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, требованиям к квалификации медицинского работника в соответствии с профессиональным стандартом для самостоятельного осуществления медицинской или фармацевтической деятельности». Таким образом право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии с законом имеют:

- лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста;

- лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста.

Федеральный закон закрепляет возможность работы выпускника медицинского вуза без предварительного обучения в ординатуре после прохождения процедуры аккредитации, в рамках которой проверяется уровень сформированности профессиональных компетенций, а ее успешное прохождение позволит выпускнику работать самостоятельно [2, С. 21].

Педагогическая модель демонстрационного экзамена с использованием ресурсов педагогических технопарков нацелена на разрешение целого ряда противоречий:

1) организационных - между требованиями к обеспечению независимой оценки уровня подготовки выпускников и порядком формирования экзаменационных комиссий в вузах;

2) технико-технологических - между запросом со стороны государства и общества в внедрении современных образовательных технологий в школы и уровнем технологической оснащенности педагогических вузов;

3) методических - между потребностями современного образования в новых формах и методиках обучения и воспитания и традиционно сложившейся дидактической моделью подготовки педагогов [3, С. 198].

Несомненно, внедрение такой модели проведения итоговой аттестации не является одномоментным мероприятием (иначе зачем это все затевать?), а потребует комплексного и системного подхода в реализации в течение определенного времени. Однако такая потребность уже давно созрела в педагогическом сообществе, несмотря на предстоящие существенные изменения в локальных нормативных актах, организации отбора экспертов и собственно проведения самого экзамена, пересмотра регламента проведения аттестации, разработке соответствующего программного обеспечения и содержания испытаний, подготовке обучающихся к новой форме аттестации и, конечно, переосмыслению среди преподавательского состава важности такого рода экзамена.

Педагогическая модель демонстрационного экзамена ориентируется на принципиально новые подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов. Потребность в кардинальной перестройке профессионального образования явилась следствием недостаточной удовлетворенности работодателей процессом и результатом подготовки студентов. На сегодняшний день активную позицию занимает профессиональное сообщество в качестве сопровождения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов и оценки их уровня квалификации.

Процесс изменения оценки качества выпускников и внедрения новых форм аттестации будущих педагогов неизбежно будет сопровождаться появлением новых ценностей и поведенческих моделей, которые вытеснят существующие нормы, стандарты и процессы. При этом мы отдаем себе отчет, что аксиологическая составляющая демонстрационного экзамена будет складываться постепенно, в результате интериоризации заложенных в него ценностно-смысловых основ.

В основе педагогической модели организации и проведения демонстрационного экзамена должна превалировать базовая идея оценки сформированности универсальных педагогических компетенций у студентов педагогического вуза. Другими словами, существует потребность пересмотра не только процедуры оценки как таковой, но, что самое главное, ее ценностно-смыслового восприятия как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогического и экспертного сообщества.

В исследованиях, проведенных научным коллективом ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в 2021 году, было сформулировано понятие «универсальная педагогическая компетенция», которую определяем как «совокупность характеристик, интегрированных в способность субъекта эффективно решать ключевые профессиональные задачи педагогической деятельности, связанные с развитием ребенка, формированием благоприятной для этого среды и самоактуализацией в профессии, необходимые каждому представителю педагогического сообщества для продуктивной деятельности в сфере образования» [5, С. 184].

Универсальные педагогические компетенции (далее УПК), которые могут использоваться в качестве основы для формирования преемственных результатов педагогической подготовки, обозначены нами с учетом ценностно-смысловых ориентиров педагогической профессии и коррелируют с требованиями, обозначенными в нормативно-правовых документах, регламентирующих как деятельность учителя, так и процесс его подготовки.

Нами выделены три основные группы универсальных педагогических компетенций: атропоцентрические, социальные и акмеологические.

Антропоцентрические УПК направлены на способность к осуществлению педагогической деятельности в соответствии с общественными и личными интересами, развитие личностного потенциала обучающихся и проектирование образовательных и воспитательных событий. Социальные УПК ориентированы на способность к организации взаимодействия с участниками образовательных отношений, на создание психологически безопасной образовательной среды и партнерские отношения в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ. Акмеологические УПК нацелены на способность к системному проектированию и корректировку собстенной профессиональной педагогической деятельности, а также готовность к непрерывному профессионально-педагогическому развитию [5, С. 215-220].

Обозначенные уровни проявления универсальных педагогических компетенций раскрывают содержание ценностно-смысловой модели преемственных результатов подготовки педагога и могут рассматриваться в качестве оснований как для оценки уровня готовности будущего педагога к решению профессиональных задач, так и для проектирования преемственных образовательных программ в рамках непрерывного педагогического образования.

Формирование универсальных педагогических компетенций связано не только с развитием профессионального сознания будущих учителей, что обеспечивает целенаправленный и осознанный характер педагогической деятельности, но и с внутренней мотивацией будущих педагогов относительно определения вектора разрешения педагогических задач.

Демонстрационный экзамен позволяет оценить степень сформированности профессионального сознания выпускника педагогического вуза. Содержание профессионального сознания педагога включает в себя: установки, направленность, активность, эмоциональность, знаковость, волевые свойства.

Таким образом, элементы профессионального сознания педагога напрямую коррелируют с универсальными педагогическими компетенциями. Антропоцентрические УПК отражают педагогическое самосознание (представления о педагогической деятельности, о детях, о себе как педагоге); социальные УПК - педагогические технологии (организация общения и совместной деятельности в процессе педагогического взаимодействия, технология оказания педагогических воздействий); акмеологические УПК - педагогические техники (техника предметной деятельности и педагогическое общение).

При этом важно отметить, что демонстрационный экзамен не должен заменять традиционную форму государственной итоговой аттестации, а лишь являться ее дополнением. То есть возможны следующие сценарии проведения государственной итоговой аттестации выпускников в педагогическом вузе:

- демонстрационный экзамен + государственный экзамен;

- демонстрационный экзамен + защита выпускной квалификационной работы;

- демонстрационный экзамен + государственный экзамен + защита выпускной квалификационной работы (но такой вариант нам кажется сложным для студентов и преподавателей и трудозатрантным), поэтому целесообразно на этапе внедрения профессионального экзамена в педагогическом вузе ориентироваться на демонстрацию студентами сформированных компетенций в рамках защиты практики и экзаменов по отдельным модулям.

На сегодняшний день становится очевидным, что демонстрационный экзамен будет играть важную роль в профессиональной социализации студентов - будущих педагогов. В связи с этим возникают вполне логичные вопросы: Какие компетенции необходимы студентам для профессиональной социализации? Какие компетенции необходимы преподавателю высшей школы, чтобы эффективно обучать студентов? Как преподаватели могут углубить свои профессиональные знания и усовершенствовать практические навыки? Как мы можем пробудить у студентов интерес к получению профессиональных знаний?

Рассматриваемый нами опыт проведения демонстрационного экзамена позволяет выявить преимущества его проведения: возможность осуществить количественную и качественную оценку образовательного результата, повысить уровень внутренней мотивации учебно-профессиональной деятельности, вывить дефициты и прогресс, спроектировать дальнейшее личностное и профессиональное развитие.

Основными инструментами оценивания сформированности профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза в формате демонстрационного экзамена могут выступать:

- решение диалоговых тренажеров;

- имитация профессиональной деятельности для оценки практических навыков (квазипрофессиональные ситуации);

- компьютерное тестирование (компетентностый тест) и др.

В формате демонстрационного экзамена параметрами (критериями) оценивания индивидуальных образовательных результатов могут являться:

- предметная грамотность;

- психолого-педагогическая грамотность;

- методическая грамотность;

- коммуникативно-цифровая грамотность.

Итоговая государственная аттестация выпускников педагогического вуза должна ориентироваться на следующие соответствия при проектировании профессионального экзамена: «комплекса оценочных средств - содержанию программы; качества подготовки выпускник вуза - требованиям, заложенным в комплекс оценочных средств; универсальных и профессиональных компетенций выпускников - требованиям, заложенным в образовательную программу; компетенций

выпускников - социально-нормативному качеству, заложенному в требованиях стандарта, в том числе и профессионального» [4, С. 26].

Таким образом, проведение профессиональных экзаменов стало реальностью и необходимостью в наши дни. Медицинские вузы преодолели сложности, связанные с созданием необходимой базы, независимых центров аккредитации, а высшей педагогической школе еще только предстоит внедрение новых организационных и методических форм, с соблюдением принципа частно-государственного партнерства, «когда государство осуществляет функции контроля, экспертной оценки, заказчика, а негосударственный сектор отвечает за сам ход и реализацию всех процедур» [11, С. 181].

Выводы. Сравнительный анализ двух моделей проведения профессиональных экзаменов показывает, что в основе работы по повышению качества подготовки специалистов педагогической и медицинских сфер лежит оценочный процесс. Если в медицинской дидактике процесс аккредитации представлен как целостный, комплексный и четко структурированный, то педагогическим вузам еще предстоит пройти сложный путь в достижении значимого результата. Необходимо четко проработать механизм и содержание проведения демонстрационного экзамена, уделив максимальное значение оценке освоения практических навыков будущих педагогов. С этой целью необходимо пересмотреть содержание образовательных программ, по которым ведется обучение будущих педагогов; повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава за счет прохождения обучения по новым формат государственной итоговой аттестации; ввести в образовательные программы для всех педагогических специальностей симуляционный курс (тренировка в прохождении основных экзаменационных станций), что позволит обучающимся более качественно подготовиться к демонстрационному экзамену; также кардинально пересмотреть материально-техническое оснащение вузов, чему способствует обеспечение современным оборудованием технопарков универсальных педагогических компетенций и педагогических технопарков «Кванториум». Симуляционные технологии в педагогическом образовании позволяют «проживать» ситуационные задачи не в воображении, а в имитируемой ситуации с применением специальных инструментов. Но важно понимать, что учитель

- в первую очередь, профессионал, а не техник, соответственно, важно не просто натренировать студентов к выполнению тех или иных заданий, а дать им возможность прожить и пережить ситуацию демонстрационного экзамена как шаг вхождения в профессию.

Литература:

1. Взаимосвязь государственной итоговой аттестации и аккредитации выпускников медицинского вуза / И.В. Фирсова, Е.И. Адамович, Е.Б. Марымова [и др.] // Colloquium-Journal. - 2019. - № 2-3(26). - С. 28-29

2. Кузнецова О.Ю. Аккредитация студентов медицинских вузов / О. Ю. Кузнецова // Российский семейный врач. -2015. - Т. 19. - № 4. - С. 20-23

3. Макеева Т.В. Организация профессиональных (демонстрационных) экзаменов в системе высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022.

- Вып. 76. - Ч. 4. - С. 195-199

4. Несына, С.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов / С.В. Несына // Образовательный вестник Сознание. - 2019. - Т. 21. - № 10. - С. 23-28. - DOI 10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-23-28.

5. Обеспечение преемственности результатов непрерывного педагогического образования: коллективная монография / науч. ред. И.Ю. Тарханова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. - 320 с. (Новая дидактика).

6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

7. Педагогика в клинической практике врача: учебное пособие / Е.Ю. Васильева, М.Ю. Гайкина, Т.В. Тагаева. -Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. - 118 с.

8. Проект. Методические рекомендации по организации и проведению профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки.

9. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)" (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022).

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.11.2021 N 1081н "Об утверждении положения об аккредитации специалистов "(Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2021 N 66115).

11. Чуркина, Н.И. Профессиональный экзамен в педагогической и медицинской сфере: первый опыт и перспективы / Н.И. Чуркина, А.М. Чуркина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2017. - № 3(16). - С. 178-182

Педагогика

УДК 377.031

бакалавр 5-го курса Малых Данил Эдуардович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); бакалавр 5-го курса Шамрай Полина Денисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат эконномических наук, доцент Поначугин Александр Викторович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме рассмотрения образовательного пространства на уроках математики с точки зрения его практикоориентированности. Также рассматривается нацеленность на формирование ключевых компетенций, которые учащиеся смогут использовать в дальнейшем, в том числе в профессиональной деятельности. Анализируется технология компетентностного подхода в образовании. Изучается актуальность данной технология как одной из ключевых составляющих методологического базиса на уроках математики, способствующих процессу актуализации для учащихся математического содержания учебного материала. Проводится анализ составляющих компетентностного подхода - непосредственно компетенций. Обозревается дидактическое наполнение учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.