Научная статья на тему 'ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / СТАНДАРТ WORLDSKILLS RUSSIA / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦЕНТР ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА / ЭКСПЕРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Екатерина Сергеевна, Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна, Маслова Светлана Евгеньевна, Петьков Валерий Анатольевич

В статье рассматриваются состояние и перспективы внедрения независимой оценки качества подготовки и готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности через организацию процедуры демонстрационного экзамена, дается частичное обоснование использования стандартов WorldSkills Russia для проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования (СПО), анализируются требования, предъявляемые к процедуре проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia и возникающие при этом проблемы и риски. Цель исследования: выявление эффективных направлений внедрения в организации среднего профессионального образования демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Задачи исследования включали проведение аналитической работы по выявлению различных аспектов процесса внедрения в профессиональных образовательных организациях демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Научная новизна исследования заключается в определении возможностей демонстрационного экзамена как средства итоговой аттестации выпускника учреждения СПО и научному обоснованию перспективных направлений его организации. Полученные результаты опроса экспертов позволили провести анализ сложившегося опыта проведения аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена и определения педагогической стратегии его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздова Екатерина Сергеевна, Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна, Маслова Светлана Евгеньевна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAM ACCORDING TO WORLDSKILLS STANDARDS IN THE STATE FINAL CERTIFICATION OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS: REALITY AND PROSPECTS

The article examines the state and prospects for the implementation of the independent assessment of the quality of training and readiness of graduates for independent professional activity through the organization of the demonstration exam procedure, it provides the partial justification for the use of WorldSkills Russia standards for conducting the demonstration exam as part of the state final certification for secondary vocational education (SVE) programs, and it analyzes the requirements for the procedure for conducting the demonstration exam according to WorldSkills Russia standards and the problems and risks arising from this. Purpose of the study: identification of effective directions for the implementation of a demonstration exam according to WorldSkills standards in the organization of secondary vocational education. The tasks of the study included conducting analytical work to identify various aspects of the process of introducing the demonstration exam in accordance with WorldSkills standards in professional educational organizations. The scientific novelty of the research lies in the determination of the possibilities of the demonstration exam as a means of final certification of the graduate of the vocational education institution and the scientific substantiation of the promising directions of its organization. The obtained results of a survey of experts made it possible to analyze the existing experience of conducting certification tests in the format of a demonstration exam and determine the pedagogical strategy of its further development.

Текст научной работы на тему «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 377.013

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Екатерина Сергеевна Дроздова, кандидат экономических наук, доцент, Ксения Владимировна Булах, кандидат психологических наук, доцент, Наталья Юрьевна Демченко, кандидат психологических наук, доцент, Светлана Евгеньевна Маслова, преподаватель,

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинно-мысск; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

В статье рассматриваются состояние и перспективы внедрения независимой оценки качества подготовки и готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности через организацию процедуры демонстрационного экзамена, дается частичное обоснование использования стандартов WorldSkills Russia для проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования (СПО), анализируются требования, предъявляемые к процедуре проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia и возникающие при этом проблемы и риски. Цель исследования: выявление эффективных направлений внедрения в организации среднего профессионального образования демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Задачи исследования включали проведение аналитической работы по выявлению различных аспектов процесса внедрения в профессиональных образовательных организациях демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Научная новизна исследования заключается в определении возможностей демонстрационного экзамена как средства итоговой аттестации выпускника учреждения СПО и научному обоснованию перспективных направлений его организации. Полученные результаты опроса экспертов позволили провести анализ сложившегося опыта проведения аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена и определения педагогической стратегии его дальнейшего развития.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, квалификация, государственная итоговая аттестация, демонстрационный экзамен, стандарт WorldSkills Russia, компетенция, центр проведения демонстрационного экзамена, эксперт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p134-138

DEMONSTRATION EXAM ACCORDING TO WORLDSKILLS STANDARDS IN THE STATE FINAL CERTIFICATION OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS: REALITY AND PROSPECTS

Ekaterina Sergeevna Drozdova, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Ksenia Vladimirovna Bulakh, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Natalia Yurievna Demchenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Svetlana Evgenievna Maslova, the teacher, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk; Valeriy Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Kuban state University, Krasnodar

Abstract

The article examines the state and prospects for the implementation of the independent assessment of the quality of training and readiness of graduates for independent professional activity through the organization of the demonstration exam procedure, it provides the partial justification for the use of WorldSkills Russia standards for conducting the demonstration exam as part of the state final certification for secondary vocational education (SVE) programs, and it analyzes the requirements for the procedure for conducting the demonstration exam according to WorldSkills Russia standards and the problems and risks

arising from this. Purpose of the study: identification of effective directions for the implementation of a demonstration exam according to WorldSkills standards in the organization of secondary vocational education. The tasks of the study included conducting analytical work to identify various aspects of the process of introducing the demonstration exam in accordance with WorldSkills standards in professional educational organizations. The scientific novelty of the research lies in the determination of the possibilities of the demonstration exam as a means of final certification of the graduate of the vocational education institution and the scientific substantiation of the promising directions of its organization. The obtained results of a survey of experts made it possible to analyze the existing experience of conducting certification tests in the format of a demonstration exam and determine the pedagogical strategy of its further development.

Keywords: secondary vocational education, qualification, state final certification, demonstration exam, WorldSkills Russia standard, competence, demonstration exam center, expert.

ВВЕДЕНИЕ

Среднее профессиональное образование в нашей стране, как и в целом вся система образования, претерпевает масштабные изменения, причем эти изменения касаются как содержания образования, так и подходов к оцениванию достижений обучающимися запланированных результатов освоения соответствующей образовательной программы [1,2,3].

С 2017 года введены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по 50-ти наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50), содержащие требование проведения демонстрационного экзамена, в качестве вида государственной итоговой аттестации. Процедура проведения демонстрационного экзамена, как следует из нормативной базы, должна проводиться в соответствии со стандартами WorldSkills Russia. Эта процедура рассчитана на обеспечение независимости (внешний характер оценки), объективности (наличие критериев оценки, системных подходов) и валидности (адекватность содержания и регламентов процедур поставленной задаче проверки освоения профессиональных компетенций) процедуры оценивания качества подготовки и готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Выполненный нами анализ уровня разработанности проблемы реализации демонстрационного экзамена в учреждениях СПО по стандартами WorldSkills позволил сделать заключение о наличии научных исследований по оптимизации процедуры его проведения и способов оценки его эффективности на различных этапах обучения студентов (Б.С. Алешин, С.А. Грязнева, Л.Н. Дегтеренко, Л.П. Диденко, Л.А. Карпенко, Л.И. Назарова, П.Е. Майкова, Е.П. Собина, Г. С. Токенова и др.

Однако в теории и практике профессионального образования на сегодняшний день отсутствуют работы, посвящённые комплексному анализу различных аспектов (преимущества, недостатки, риски и возможности) реализации демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в практику образовательной деятельности учреждений СПО, что обусловило актуальность предпринятого нами исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашей работе были использованы теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: анализ нормативно-правовой документации, научных исследований с целью систематизации накопленных научных знаний и педагогического опыта по поставленной проблеме, метод SWOT-анализа, анкетирование, опрос, экспертная оценка, математическая обработка полученных результатов.

Исследование было организовано и проведено в 2017-2020 гг. на базе шести организаций среднего профессионального образования Ставропольского края. В нём приняло участие 136 преподавателей различного возраста и стажа работы в учреждениях СПО имеющих опыт участия и проведения аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена.

Для выявления эффективности использования демонстрационного экзамена как формы аттестационных испытаний нами был разработан опросник, включающий четыре блока вопросов, отражающих преимущества, недостатки, риски и возможности применения его результатов.

В процессе проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся СПО обеспечивались одинаковые условия для оценки достижений выпускников посредством соблюдения принципов независимости, объективности и валидности. Основными способами оценивания результативности демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills были избраны:

- оценка владения выпускником базовыми компетенциями в ходе выполнением трудовых действий в режиме реального времени, в условиях, приближенных к производственным;

- оценка результатов этой деятельности (оценка качества полученного продукта, оказанной услуги) [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе проведённого исследования было выявлено, что более 70% респондентов среди существенных преимуществ проведения аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена определяют:

- наличие апробированных методик подготовки экспертов - 73,3%;

- возможность объективной оценки и подтверждение профессиональной квалификации выпускника в соответствии требованиями работодателей - 75,9 %;

- возможность обновления материально-технической базы учреждения до уровня требований стандартов WorldSkills - 72,1%;

- независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена - 71,8%.

Одной из задач исследования являлось выявление недостатков процедуры проведения испытаний в формате демонстрационного экзамена. К ним большинство респондентов относят:

- высокая стоимость оборудования, необходимого для проведения демонстрационного экзамена и недостаточное финансирование образовательных организаций для его приобретения - 84,8%;

- значительные затраты на аренду площадки (в случае отсутствия аккредитованной в образовательной организации) для проведения аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена - 81,2%;

- излишняя бюрократизация управления организациями профессионального образования - 72,3%;

- недостаточное развитие систем профессиональной и общественной экспертизы образовательной деятельности - 77,5%.

Как следует из анализа материалов первого блока опросника, проблема финансирования демонстрационного экзамена была определена респондентами в качестве наиболее острой.

Анализ ответов на вопросы второго блока опросника показал, что к существенным рискам проведения аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена большинством респондентов было отнесено:

- получение выпускником низкой или отрицательной оценки - 52,4%;

- возможность завышение оценки для своих обучающихся как способ повышения рейтинга образовательной организации - 50,0%.

- доступность интернета, его устойчивость при дистанционной форме проведения демонстрационного экзамена - 34,8%;

- конкуренция между организациями на рынке образовательных услуг - 30,2%;

- дополнительная психологическая нагрузка на обучающихся - 33,2%.

Однако, несмотря на наличие определённых недостатков и рисков, аттестационные

испытания в формате демонстрационного экзамена имеют и определенные возможности по сравнению с традиционной формой итоговой аттестации. К их числу большинство респондентов относят:

- развитие практики проведения аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена в дистанционной форме - 62,7%;

- разработка и апробация современных методик профессиональной подготовки и оценки ее результатов - 57,1%;

- появление программ для образовательных организаций, предполагающих дополнительное государственное финансирование - 52,2%;

- возможность объективной оценки материально-технической базы образовательной организации - 49,8%.

ВЫВОДЫ

Анализ результатов эффективности реализации демонстрационного экзамен по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации в учреждениях СПО Ставропольского края выявил комплекс проблем, а именно:

- финансовое обеспечение процедуры проведения демонстрационного экзамена: материально-техническое оснащение, оплата работы экспертов, транспортные и командировочные расходы в случае отсутствия собственной площадки;

- своевременность разработки оценочной документации, ее соответствие не только стандартам WorldSkills Russia, но и ФГОС СПО;

- несовершенность нормативно-правовой базы регламентирующей организацию и проведение демонстрационного экзамена, особенно в рамках промежуточной аттестации;

- низкий уровень готовности преподавателей организаций СПО к проведению экзамена;

- недостаточная подготовленность студентов к сдаче экзамена в этом формате, в том числе и психологическая;

- слабая заинтересованность работодателей;

- отсутствие мотивации со стороны государства для интеграции в образовательное пространство (предоставление ученических рабочих мест, организация практической подготовки, наставничество и т.д.).

Вместе с тем активное, иногда даже агрессивное, продвижение WorldSkills в систему среднего профессионального образования ясно продемонстрировало, что в образовательной среде начинают функционировать механизмы независимой оценки качества подготовки выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности через сопряжение с государственной итоговой аттестацией по реализуемым программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Система среднего профессионального образования в своей модернизации перешла на новый этап своего развития и становится более прозрачной и объективной.

Внедрение стандартов WorldSkills способствует созданию электронных баз данных, содержащих вакансии рынка труда по приоритетным профессиям и специальностям. В эти базы данных интегрированы предприятия, центры занятости, Роструд, профессиональные ассоциации и иные сообщества. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволяет объективно оценить потребность в квалифицированных кадрах в масштабах всей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курдюмов С. С. Проблемы демонстрационного экзамена как инструмента определения уровня готовности к профессиональной деятельности / С.С. Курдюмов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. - № 4 (85). - С. 246-248.

2. Удод С.А. Несовершенства организации демонстрационного экзамена в системе среднего профессионального образования / С.А. Удод, Н.С. Митина, Т.В. Копалина // Научные труды Центрального научно-исследовательского института русского жестового языка. Москва, 2019. - С. 69-74.

3. Львова Л.С. Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО // Аккредитация в образовании. 2017. - № 4 (96). - С. 58-60.

4. Смолина О.А. О формировании востребованной системы оценки квалификаций в формате WorldSkills // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогические науки. - 2017. - Т. 12, № 2. - С. 32-40.

REFERENCES

1. Kurdyumov, S.S. (2019), "Problems of the demonstration exam as a tool for determining the level of readiness for professional activity", Scientific notes of the Orel State University, No. 4 (85). pp. 246-248.

2. Udod, S.A., Mitina, N.S. and Kopalina, T.V. (2019), "Imperfection of the organization of the demonstration exam in the system of secondary vocational education", Scientific works of the Central Research Institute of Russian Sign Language, Moscow, pp. 69-74.

3. Lvova L.S. (2017), "Demonstration exam as a stage of sequential transition to the new FGOS SPO", Accreditation in education, No. 4 (96), pp. 58-60.

4. Smolina, O.A. (2017), "On the formation of a popular qualification assessment system in the WorldSkills forma", Scientific notes Trans-Baikal State University. Pedagogical sciences, Vol. 12, No. 2, pp. 32-40.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2021

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕС-ЙОГОЙ С ДЕВУШКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

ВУЗА

Саида Адамовна Евтых, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар; Оксана Сергеевна Филимонова, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра дополнительного образования «Эксперт», г. Краснодар

Аннотация

В статье рассмотрена актуальная проблема по выявлению новых педагогических методик и технологий, направленных на укрепление и поддержание здоровья человека. Фитнес-йога - оздоровительная система занятий, оказывающая укрепляющее воздействие на все системы организма. На ее основе разработано содержание и экспериментально обоснована методика занятий фитнес-йогой для девушек, отнесенных к специальной медицинской группе. Методика занятия состоит из последовательных этапов - адаптационный, основной, стабилизирующий, в каждом из которых представлен определенный перечень физических упражнений (асан) различной сложности по объему и интенсивности нагрузки. В результате исследования выявлено, что экспериментальная группа, занимающаяся по разработанной методике и содержанию, превосходит контрольную в показателях, определяющих деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем. Данное заключение говорит о возможностях ее практического применения в физическом воспитании студенток, отнесенных к специальной медицинской группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.