Научная статья на тему 'Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов как индикатор благополучия региона'

Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов как индикатор благополучия региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-инвалиды / молодежь / жизненные стратегии / профессиональные стратегии / профориентация / благополучие / Белгородская область / disabled children / youth / life strategies / professional strategies / career guidance / well-being / Belgorod region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук Ольга Викторовна

На основе результатов опроса родителей детей-инвалидов Белгородской области рассматриваются проблемы, связанные с профессиональными жизненными стратегиями детей-инвалидов региона. В качестве индикаторов проблем выступают востребованность сопровождаемой занятости, оценка условий ее оказания, востребованность профориентационной деятельности, оценка условий осуществления профориентация для детей-инвалидов, оценка ресурсов для ее организации, оценка доступности профессиональной ориентации для се-мей с детьми-инвалидами, актуальные проблемы в реализации деятельности по профессиональной ориентации детей-инвалидов. Исследование проводилось методом массового онлайн опроса родителей детей-инвалидов (N=1021). Дела-ется вывод, что профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов зависят от нескольких факторов, включая тип и степень инвалидности, индивидуальные способности и интересы ребенка, поддержка семьи и доступность ресурсов и услуг для инвалидов. Поддержка со стороны родителей может включать выбор подходящих образовательных программ, получение специализированного обучения или доступ к программам профессиональной ориентации. Задача региональных властей – значительно повысить доступ семей, воспитывающих детейинвалидов, к профориентационной деятельности, увеличив ресурсы в регионе для организации и проведения профориентации для детей-инвалидов, а также усилив информационную деятельность в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковальчук Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional life strategies of disabled children as an indicator of the well-being of the region

Based on the results of a survey of parents of disabled children in the Belgorod region, the problems related to the professional life strategies of disabled children in the region are considered. The indicators of the problems are the demand for accompanied employment, assessment of the conditions for its provision, the demand for career guidance, assessment of the conditions for vocational guidance for disabled children, assessment of resources for its organization, assessment of the availability of vocational guidance for families with disabled children, current problems in the implementation of vocational guidance for disabled children. The study was conducted by a mass online survey of parents of disabled children (N=1021). It is concluded that the professional life strategies of disabled children depend on several factors, including the type and degree of disability, individual abilities and interests of the child, family support and availability of resources and services for disabled people. Parental support may include choosing appropriate educational programs, receiving specialized training, or access to vocational guidance programs. The task of the regional authorities is to significantly increase the access of families raising disabled children to career guidance by increasing resources in the region for organizing and conducting career guidance for disabled children, as well as strengthening information activities in this direction.

Текст научной работы на тему «Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов как индикатор благополучия региона»

Набиулин И. Р. Особенности адаптации иностранных студентов .

Nabiulin I. R. Peculiarities of adaptation of foreign students .

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES

Исследовательская статья

УДК 316.44

Ковальчук О. В.

Б01: 10.18413/2408-9338-2023-9-3-0-4

Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов как индикатор благополучия региона_

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, улица Преображенская, дом 78, Белгород, 308000, Россия kovalchuk@bsu. ейи. ги

Аннотация. На основе результатов опроса родителей детей-инвалидов Белгородской области рассматриваются проблемы, связанные с профессиональными жизненными стратегиями детей-инвалидов региона. В качестве индикаторов проблем выступают востребованность сопровождаемой занятости, оценка условий ее оказания, востребованность профориентационной деятельности, оценка условий осуществления профориентация для детей-инвалидов, оценка ресурсов для ее организации, оценка доступности профессиональной ориентации для се-мей с детьми-инвалидами, актуальные проблемы в реализации деятельности по профессиональной ориентации детей-инвалидов. Исследование проводилось методом массового онлайн опроса родителей детей-инвалидов (N=1021). Дела-ется вывод, что профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов зависят от нескольких факторов, включая тип и степень инвалидности, индивидуальные способности и интересы ребенка, поддержка семьи и доступность ресурсов и услуг для инвалидов. Поддержка со стороны родителей может включать выбор подходящих образовательных программ, получение специализированного обучения или доступ к программам профессиональной ориентации. Задача региональных властей - значительно повысить доступ семей, воспитывающих детей-инвалидов, к профориентационной деятельности, увеличив ресурсы в регионе для организации и проведения профориентации для детей-инвалидов, а также усилив информационную деятельность в данном направлении. Ключевые слова: дети-инвалиды, молодежь, жизненные стратегии, профессиональные стратегии, профориентация, благополучие, Белгородская область Благодарность: Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания FZWG-2023-0016, тема «Жизненные стратегии молодежи в условиях геополитической трансформации российского пространства», 2023-2025 гг. Информация для цитирования: Ковальчук О. В. Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов как индикатор благополучия региона // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 3. С. 37-48. БОТ: 10.18413/2408-9338-2023-9-3-0-4.

Research article

Olga V. Kovalchuk

Professional life strategies of disabled children as an indicator of the well-being of the region_

Belgorod State National Research University 78 Preobrazhenskaya St., Belgorod, 308000, Russia kovalchuk@bsu.edu.ru

Abstract. Based on the results of a survey of parents of disabled children in the Belgorod region, the problems related to the professional life strategies of disabled children in the region are considered. The indicators of the problems are the demand for accompanied employment, assessment of the conditions for its provision, the demand for career guidance, assessment of the conditions for vocational guidance for disabled children, assessment of resources for its organization, assessment of the availability of vocational guidance for families with disabled children, current problems in the implementation of vocational guidance for disabled children. The study was conducted by a mass online survey of parents of disabled children (N=1021). It is concluded that the professional life strategies of disabled children depend on several factors, including the type and degree of disability, individual abilities and interests of the child, family support and availability of resources and services for disabled people. Parental support may include choosing appropriate educational programs, receiving specialized training, or access to vocational guidance programs. The task of the regional authorities is to significantly increase the access of families raising disabled children to career guidance by increasing resources in the region for organizing and conducting career guidance for disabled children, as well as strengthening information activities in this direction.

Keywords: disabled children; youth; life strategies; professional strategies; career guidance; well-being; Belgorod region

Acknowledgment: Research was supported by a state assignment: «Life strategies of youth in the context of the geopolitical transformation of the Russian space», FZWG-2023-0016, 2023-2025.

Information for citation: Kovalchuk, O. V. (2023), "Professional life strategies of disabled children as an indicator of the well-being of the region", Research Result. Sociology and Management, 9 (3), 37-48, DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-3-0-4.

Введение (Introduction). Жизненные стратегии молодежи в условиях геополитической трансформации российского пространства являются актуальным объектом для социологических исследований. Изучение поведенческих моделей молодежи, их жизненных целей и ценностных смыслов в принятии жизненного выбора позволяет получить данные для анализа социализации молодежи (Шаповалова, Заводян, 2021; Шаповалова, 2021b), а также способствует прогнозированию целого ряда показателей всех социально-экономических систем.

Одними из важнейших социальных стратегий в этом плане являются профессиональные жизненные стратегии молодежи, которые не только тесно связаны с экономическим ростом и развитием региона и нашей страны, но и определяют тренд в изменении менталитета по отношению к ценности труда и профессионального развития (Шаповалова, 2021а).

Изучение профессиональных жизненных стратегий молодежи актуально потому, что их результатом, в том числе, яв-

ляется и благополучие отдельного человека, и социума в целом, как материального, так и нематериального плана: и уровень занятости, и уровень доходов, и уровень жизни, а также удовлетворенность ею, качество и доступность медицины, доступность жилья, качество экологических ресурсов, качество образования, качество культурной среды. Иными словами, социальное благополучие отражает уровень и качество жизни человека в соответствии с определенными социально-нормативными показателями.

Одной из основных задач функционирования социума является благополучие всех его членов. В ситуациях кризиса и нестабильности (политической, экономической, культурной и пр.) данная задача актуализируется, поскольку благополучие общества, социальных групп отражает уровень и качество жизни человека в соответствии с существующими социальными нормами. Иными словами, профессиональные жизненные стратегии молодежи можно назвать одним из важных индикаторов социального благополучия.

При этом благополучие общества напрямую зависит от того, какие условия жизни фиксируются у его проблемных групп, одной из которых являются дети-инвалиды. По данным Росстата, доля детей и молодежи до 18 лет, имеющих инвалидность, общая численность которых на 1 января 2023 года составляет 722 тыс. человек (приблизительно 74,7 на 1000 человек). Молодежь в возрасте 18-30 лет на 1 января 2022 года составляла 490 тыс. человек. Численность детей-инвалидов в Белгородской области составляет более 6 тысяч человек1. Дети-инвалиды, их проблемы и нужды, требуют, как постоянного внимания со стороны соответствующих социальных служб, так и включения в стратегическое планирование всех регионов в качестве зоны постоянного совершенствования и одновременно риска.

1 Данные Росстата о положении инвалидов в РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения:

Изучение основных профессиональных потребностей детей-инвалидов позволит определить нуждаемость семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, в помощи в формировании профессиональных стратегий со стороны в том числе региональной власти.

Методология и методы (Methodology and methods). Вопросы формирования жизненных стратегий молодежи поднимаются российскими исследователями с регулярной периодичностью (Зубок, 2003; Чу-пров, 1999). Наиболее распространенные типы жизненных стратегий представлены в работе Ю. М. Резник и Е. А. Смирнова (2002). Рассмотрение профессиональных стратегий молодежи осуществляется, как правило, в рамках рассмотрения профори-ентационного выбора (Агафонова, 2020; Голиусова, Ключарев, 2017; Казенов, 2019). Различным аспектам профессионального выбора детей с инвалидностью посвящена работа Л. М. Низовой, Е. А. Андреевой (Низова, Андреева, 2017).

В контексте нашей статьи актуальным является исследование авторского коллектива А. П. Чернявской, Е. Н. Шипковой, П. А. Егоровой, в котором проведен анализ условий профессионального самоопределения детей-инвалидов на основе опроса их родителей (Чернявская, Шикова, Егорова, 2022). В данной статье, в частности, установлено, что от позиции родителя зависит сформированность характеристик профессиональной зрелости. Информированность родителей, их представление о спектре допустимых профессий дают возможность наиболее полно реализовать возможности ребенка с инвалидностью.

В целях изучения жизненных стратегий молодежи в условиях геополитической трансформации российского пространства в 2023 году Международным центром социологических исследований Белгородского государственного национального ис-

12.08.2023).

следовательского университета было проведено социологическое исследование «Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов» в общем цикле изучения социальных стратегий молодежи региона. Исследование проводилось методом массового онлайн опроса родителей детей-инвалидов (N=1021), ошибка выборки составила 2,83%, исследование было репрезентативно (основными характеристиками становится представленность детей по нозологиям, местность проживания семей и район проживания. Дополнительные характеристики включают в себя статус респондента по отношению к ребенку и его возраст).

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Жизненные стратегии вообще, а также профессиональные в частности, молодые люди могут выстроить в социуме, предоставляющем для всех равные права и возможности. Сегодня многие социальные практики основаны на философии инклюзивности, которая возникла как часть серьезного сдвига в

понимании прав, достоинства и идентичности человека. Изменение в отношении к людям с инвалидностью стало лишь одним из проявлений данного подхода. Формирование инклюзивной среды для наиболее уязвимой социальной группы, к которой относятся семьи с детьми-инвалидами, - одна из приоритетных задача социальной политики регионального уровня.

Инклюзия представляет собой процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь, а также разработку и принятие конкретных управленческих решений для этого. Исследование показало, что родители детей-инвалидов в основном положительно оценили деятельность региона по формированию инклюзивного пространства (70,5%). Четвертая часть респондентов придерживается отрицательной оценки, при этом однозначно негативно оценили деятельность региональных властей только 1,8% респондентов (Таблица 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Можно ли сказать, что в нашем регионе создана инклюзивное пространство (комфортная среда, позволяющая всем в равной степени получать и использовать блага цивилизации и услуг) для детей-инвалидов?» (в % от общего числа опрошенных)

Table 1

Distribution of answers to the question "Can we say that an inclusive space has been created in our region (a comfortable environment that allows everyone to equally receive and use the benefits of civilization and services) for disabled children?" (% of total number of respondents)

Да, однозначно / Yes, definitely 19,5

Да, по крайней мере для этого много делается и результаты видны / Yes, at least a lot is being done for this and the results are visible 51,G

Нет, работа ведется, но результатов мало / No, the work is underway, but there are few results 27,7

Нет, не делается ничего в этом направлении / No, nothing is being done in this direction 1,8

Равенство прав и свобод всех граждан задекларированы в основном законе - Конституции РФ. При этом деятельность по реализации этих прав лежит не только на

государстве, образовательных и профессиональных институтах, структурах здравоохранения, но и на гражданском обществе. Иными словами, для соблюдения этих прав

необходима объединение усилий всего сообщества2. Исследование показало, что на данном этапе в регионе целевая группа в основном положительно оценивает результат консолидированных усилий по обеспечению равных прав и возможностей детей ин-

валидов (74,1% респондентов), 23,2% говорят о серьезных усилиях со своей стороны для обеспечения равных прав своему ребенку, а 2,6% заявляют о том, что ребенок полностью ограничен в возможностях по сравнению со здоровыми детьми (Таблица 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Можно ли сказать, что ваш ребенок имеет те же возможности (которыми он при желании может воспользоваться), что и здоровые дети?» (в % от общего числа опрошенных)

Table 2

Distribution of answers to the question "Is it possible to say that your child has the same opportunities (which he/she can use if he/she wants) as healthy children?" (% of total number of respondents)

Да, однозначно / Yes, definitely 32,3

Скорее да, исключая некоторые варианты, но здесь нет вины общества и государства / Rather, yes, excluding some options, but there is no fault of society and the state 41,8

Скорее нет, для этого приходится прилагать достаточные усилия / Rather not, you have to make sufficient efforts to do this 23,2

Нет, он во всем ограничен / No, he is limited in everything 2,6

Доступность прав и свобод для детей-инвалидов нарушается чаще всего в области права на труд и на жилища, а более доступны для данной категории населения являются права на свободу творчества, образование и на психологическую помощь (Таблица 3). Дефицитная доступность права на труд и на жилище должны являться приоритетными задачами в сфере региональной социальной политики.

Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов зависят от нескольких факторов, включая тип и степень инвалидности, индивидуальные способности и интересы ребенка, поддержка семьи, а также доступность ресурсов и услуг для инвалидов. Одна из стратегий, которую дети-инвалиды могут применять, - это поиск и поддержка в себе своих сильных сторон и

уникальных способностей. Осуществить это возможно в рамках деятельности по профессиональной ориентации, которая представляет собой систему поддержки профессиональных стратегий молодежи. Она обеспечивает профессиональную социализацию молодых людей. Основная цель профориентация - это подготовка молодых людей к выбору профессии с учетом особенностей личности, а детей-инвалидов - с учетом особенностей их здоровья и возможностей в соответствии с этим. Профессиональная ориентация может помочь в дальнейшем выбрать детям-инвалидам подходящие образовательные программы и специализированное обучение, а в дальнейшем помочь с профессиональным самоопределением и трудоустройством.

2 Имеется в виду прежде всего отсутствие стигматизации, негативно окрашенных стереотипов в отношении людей с инвалидностью, интерпретации их состояния как «отклоняющегося» «ненормального»,

«ущербного», а также отсутствие фактов дискриминационного поведения, связанного с убеждением в том, что люди с инвалидностью имеют более низкий социальный статус.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, соблюдаются ли в полной мере социальные права и свободы настоящего и будущего для вашего ребенка?» (в % от общего числа опрошенных)

Table 3

Distribution of answers to the question "Do you think the social rights and freedoms of the present and future are fully respected for your child?" (% of total number of respondents)

Доступность прав и свобод / Accessibility of rights and freedoms Да / Yes Не в полной мере / Not fully Нет / No

Право на труд / Right to work 57,8 33,8 8,4

Право на отдых / Right to rest 65,G 29,G 6,G

Право на социальное обеспечение / Right to social security 7G,5 26,6 2,8

Право на охрану и помощь семье / Right to protection and assistance to the family 61,7 3G,8 7,5

Право на жилище / Right to housing 52,G 31,4 16,6

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь / Right to health protection and medical care 61,9 34,4 3,7

Право на благоприятную окружающую среду / Right to a favorable environment 64,1 31,1 4,8

Право на образование / Right to education 73,8 22,8 3,3

Свобода творчества / Freedom of creativity 75,9 2G,3 3,8

Право на психологическую помощь / Right to psychological assistance 71,4 24,3 4,3

Наше исследование показало, что лишь четверть респондентов пока не ду-

только большинство родителей детей-инва- мали о том, как будет осуществлять трудо-

лидов беспокоит вопрос о будущей трудо- вую деятельность их ребенок (Таблица 4).

вой деятельности ребенка-инвалида, и 38,1% опрошенных респондентов задумы-

ваются об этом на регулярной основе.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Задумывались ли Вы о том, как будет организована и возможна ли полноценная трудовая деятельность для Вашего ребенка?» (в % от общего числа опрошенных)

Table 4

Distribution of answers to the question "Have you ever thought about how a full-fledged work activity will be organized and possible for your child?" (% of total number of respondents)

Регулярно / Regularly 38,1

Периодически / Periodically 28,7

Очень редко / Very rarely 7,9

Никогда или практически никогда / Never or almost never 25,3

Набиулин И. Р. Особенности адаптации иностранных студентов .

Nabiulin I. R. Peculiarities of adaptation of foreign students .

респондентов показал, что наиболее востребованным для них в рамках услуг по сопровождаемой занятости является профориентация, обучение доступной рабочей специальности, организация индивидуального поиска работы (Таблица 5).

Показателем высокого развития социальной поддержки инвалидов является сопровождаемая занятость - оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья самостоятельно не могут вернуться в трудовой процесс. Анализ ответов

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Если понимать под сопровождаемой занятостью помощь ребенку-инвалиду в организации его профессиональной ориентации и его трудовой деятельности, оцените пожалуйста наличие ее элементов, их важность для вашего ребенка»

(в % от общего числа ответивших)

Table 5

Distribution of answers to the question "If you understand accompanied employment as assistance to a child with disabilities in organising his/her professional orientation and employment, please assess the presence of its elements and their importance for your child" (% of the total number of respondents)

Элементы сопровождаемой занятости / Elements of accompanied employment Это есть и это необходимо / It is there and it is necessary Этого нет (не знаю), но это необходимо / It's not there (I don't know), but it's necessary Этого нет (не знаю) и это не нужно / This is not (I do not know) and it is not necessary Затрудняюсь оценить / I find it difficult to assess

Профориентация для детей инвалидов / Career guidance for disabled children 27,3% 23,7% 0,8% 22,9%

Индивидуальный поиск работы с учетом особенностей и возможностей / Individual job search taking into account the features and opportunities 23,3% 25,1% 1,3% 25,1%

Индивидуальное планирование рабочего места / Individual workplace planning 21,6% 25,1% 1,3% 26,7%

Трудовая интеграция (люди с инвалидностью (в том числе и с интеллектуальными ограничениями) трудятся рядом с людьми без инвалидности / Labor integration (people with disabilities (including those with intellectual disabilities) work alongside people without disabilities 22,5% 23,2% 1,6% 27,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучения доступной рабочей специальности / Training in an accessible working specialty 25,5% 23,4% G,7% 25,2%

Организация доступных рабочих мест / Organization of available jobs 23,4% 23,8% G,7% 26,8%

Социальное трудоустройство (трудотерапия) / Social employment (occupational therapy) 22,7% 23,9% G,7% 27,4%

Помощь в адаптации и поддержка на рабочем месте в течение длительного периода / Assistance in adaptation and support in the workplace for a long period 22,1% 24,1% G,9% 27,6%

Организация рабочего места на дому / Organization of the workplace at home 2G,3% 24,4% 1,5% 28,6%

Организация трудового тьюторства (наставничества) / Organization of labor tutoring (mentoring) 2G,9% 23,6% 1,6% 28,7%

Иными словами, можно сделать вывод о том, что построение жизненных профессиональных стратегий детей-инвалидов во многом зависит от того, как выстроена профориентационная работа в регионе. Исследование показало, что родители детей-

инвалидов только в 13,2 % случаев регулярно получают услугу по профориентации, 24,7 % отметили непериодичность ее использования, 62,1 % респондентов отметили неполучение данной услуги (Таблица 6).

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «Проводится ли с Вашим ребенком профориентация?»

(в % от общего числа опрошенных)

Table 6

Distribution of answers to the question "Does your child receive career guidance?"

(% of total number of respondents)

Регулярно / Regularly 13,2

Периодически / Periodically 14,7

Очень редко / Very rarely 1G,G

Никогда или практически никогда / Never or almost never 62,1

При этом те родители, кто не получал услугу по профориентации для своих детей-инвалидов, 66,7% указали отсутствие в этом необходимости, а четверть (27,9%) отметили наличие дефицита информации о такой услуге. Т.е. прежде чем заниматься

профессиональной ориентацией детей-инвалидов, необходимо формировать понимания социума в важности этой деятельности, тем более, что инклюзивный подход при реализации различных социальных практик позволяет это сделать (Таблица 7).

Набиулин И. Р. Особенности адаптации иностранных студентов .

Nabiulin I. R. Peculiarities of adaptation of foreign students .

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «Если Вам необходима профориентация, но Вы не пользовались возможностью получить эту услугу для Вашего ребенка, в чем причина?»

(в % от общего числа опрошенных)

Table 7

Distribution of answers to the question "If you need career guidance, but you have not used the opportunity to receive this service for your child, what is the reason?" (% of total number of respondents)

Нет такой необходимости / There is no such need 66,7

Эта услуга бесполезна / This service is useless 1,6

Нет желания этим заниматься / There is no desire to do this G,9

Получить такую услугу очень сложно (необходимо соблюсти ряд условий, собрать много документов) / It is very difficult to get such a service (it is necessary to comply with a number of conditions, collect a lot of documents) 1,6

Отсутствует информация о такой услуге и правах на ее получение / No information about such a service and the rights to receive it 27,9

Были предприняты попытки получить услугу, но был получен отказ / Attempts were made to obtain the service, but a refusal was received G,2

Услуга была получена, но результат не удовлетворил / The service was received, but the result was not satisfactory 1,1

Респондентами отмечается недоста- число респондентов указывают на недоста-

точность ресурсов в регионе для организа- точность информирования населения, что

ции и проведения профориентации для де- коррелирует с данными по предыдущему

тей-инвалидов. При этом наибольшее вопросу (Таблица 8).

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли в нашем регионе ресурсов для организации и проведения профориентации для детей-инвалидов?»

(в % от общего числа ответивших)

Table 8

Distribution of answers to the question "Do you think there are enough resources in our region to organize and conduct career guidance for disabled children?" (% of total number of respondents)

Ресурсы / Resources Достаточно / Adequately Необходимо больше / More is needed Совершенно недостаточно / Absolutely not enough resources Затрудняюсь оценить / I find it difficult to answer

Инфраструктура / Infrastructure 1,3% 5,5% 3,6% 1G,3%

Количество специалистов / Number of specialists 1,1% 5,8% 4,G% 9,8%

Квалификация специалистов / Qualification of specialists 1,1% 5,8% 3,9% 9,9%

Информирование населения / Informing the public G,9% 6,1% 4,3% 9,4%

Финансирование / Financing G,8% 5,7% 3,4% 1G,8%

Исследование показало крайне низкий показатель доступности профессиональной ориентации для детей-инвалидов в регионе (респонденты оценили доступность в диапазоне от 1 до 6 %), при этом и

здесь проблемой, которая выходит на первый план, является информационная доступность и доступность к консультации (которая частично тоже связано с доступностью к информации об услуге) (Таблица 9)

Таблица 9

Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста доступность получения услуги профориентации для детей-инвалидов?» (в % от общего числа ответивших)

Table 9

Distribution of answers to the question "Please rate the availability of career guidance services for disabled children?" (% of total number of respondents)

Подвопросы / Subqueries Доступно / Available Частично доступно / Partially available Недоступно / unavailable Затрудняюсь оценить / I find it difficult to assess

Доступность информации о предоставлении такой услуги для детей-инвалидов, об их правах, льготах и возможностях / Accessibility of information on the provision of such services for disabled children, their rights, benefits and opportunities 1,4% 3,9% 4,5% 10,9%

Доступность консультации специалистов по вопросу услуги / Availability of expert advice on the issue of the service 1,3% 3,6% 4,8% 11,0%

Доступность (наличие) организаций, предоставляющих услугу / Availability (availability) of organizations providing the service 1,2% 3,8% 4,3% 11,4%

Возможность добраться до организации, предоставляющей услугу / The ability to get to the organization providing the service 1,2% 4,2% 3,2% 12,0%

Доступная среда внутри организации / Accessible environment within the organization 1,1% 3,6% 3,2% 12,7%

Ответы родителей по вопросу актуальных направлений профориентационной работы с ребенком-инвалидом позволили выявить приоритеты в профориентацион-ной деятельности. Ими стали: определение способностей ребенка-инвалида (на это указали 54,5% опрошенных), определение

возможной трудовой сферы ребенка-инвалида (52,6 % опрошенных), подбор организации, подходящей для трудоустройства ребенка-инвалида (43,6 % ответивших выбрали данный ответ), а также получение первичных навыков трудовой деятельности ребенком-инвалидом (42,2%) (Рисунок).

Набиулин И. Р. Особенности адаптации иностранных студентов .

Nabiulin I. R. Peculiarities of adaptation of foreign students .

Определение способностей вашего ребенка / Determining your child's abilities

Определение возможной трудовой сферы вашего ребенка / Determining your child's possible work area

Подбор организации, подходящей для трудоустройства вашего ребенка / Selection of an organization suitable for...

Получения навыков трудовой деятельности для вашего ребенка / Getting work skills for your child

Обучение вашего ребенка трудовым навыкам дистанционной трудовой деятельности / Teaching your.

Экскурсии в трудовые организации, возможные к трудоустройству ребенка / Excursions to labor organizations.

Пробное трудоустройство (стажерство) в трудовой организации / Trial employment (internship) in a labor.

Подбор и помощь в организации вариантов трудовой самозанятости для вашего ребенка / Selection and.

Подбор вариантов дополнительной трудовой деятельности (где ваш ребенок может найти дополнительный.

Тренинг по прохождению собеседования для трудоустройства / Job interview training

54,5

29,9 28,4 26,1 24,2 24,2

52,6

43,6 42,2

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Если Вам нужна профориентация для ребенка,

каких вопросов она скорее касается?» (в % от общего числа ответивших) Figure1. Distribution of answers to the question "If you need career guidance for your child, which issues are more likely to be addressed?" (% of the total number of respondents)

Заключение (Conclusions). Одним из индикаторов благополучия региона является положение социально-уязвимых групп населения, в частности, конкурентоспособность на рынке труда такой категории, как люди с инвалидностью. Конкурентоспособность, востребованность в профессии невозможны без построения профессиональных жизненных стратегий, которые должны быть сформированы у детей к выпуску из школы.

Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов зависят от нескольких факторов, включая тип и степень инвалидности, индивидуальные способности и интересы ребенка, поддержка семьи и доступность ресурсов и услуг для инвалидов. Одна из стратегий, которую дети-инвалиды вместе с родителями могут применять, -это поиск и поддержка в себе своих сильных сторон и уникальных способностей. Ребенок может обратить внимание на то, в

чем он хорош, и сосредоточиться на развитии своих навыков и талантов в этой области. Задача родителей - помочь ему в этом. Поддержка со стороны родителей может включать выбор подходящих образовательных программ, получение специализированного обучения или доступ к программам профессиональной ориентации. Задача региональных властей - значительно повысить доступ семей, воспитывающих детей-инвалидов, к профориентационной деятельности, увеличив ресурсы в регионе для организации и проведения профориентации для детей-инвалидов, а также усилив информационную деятельность в данном направлении.

Список литературы

Агафонова Е. Е., Чеджемов Г. А. Трансформация роли карьеры в системе жизненных ценностей современной молодежи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-1 (44). С. 48-51.

Голиусова Ю. В., Ключарев Г. А. О стратегиях занятости современной молодежи // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 72-90.

Зубок Ю. А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. С. 147-162.

Казенов Р. С. Карьерные стратегии молодежи в условиях социальной трансформации // Академия педагогических идей «Новация». 2019. № 5. С. 66-69.

Низова Л. М., Андреева Е. А. Профессиональная ориентация детей-инвалидов // Детская и подростковая реабилитация. 2017. № 2 (30). С. 31-35.

Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. 260 с.

Чернявская А. П., Шипкова Е. Н., Егорова П. А. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический весник. 2022. № 1. С. 16-24.

Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3. C. 93-106.

Шаповалова И. С., Заводян И. С. Поколение Z: ценности, диспозиции и социализаци-онные результаты // В книге: Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения. Уфа, 2021. С. 25-45.

Шаповалова И. С. (а) Карьерные стратегии провинциальной молодежи // Социальная политика и социология. 2021. Т. 20, № 3 (140). С. 173-182.

Шаповалова И. С. (b) Проблемы реализации государственной молодежной политики в рефлексии региональной молодежи // Регионо-логия. 2021. Т. 29, № 4 (117). С. 902-932.

References

Agafonova, E. E. & Chedzhemov, G. A. (2020), "Transformation of the role of career in the system of life values of modern youth", International journal of humanities and natural sciences, 5-1 (44), 48-51. (In Russian)

Goliusova, Yu. V. & Klyucharev, G. A. (2017), "On employment strategies of modern youth", Russia reforming, (15), 72-90. (In Russian) Zubok, Yu. A. (2003), "Risk in the social development of youth", Socio-humanitarian knowledge, (1), 147-162. (In Russian)

Kazenov, R. S. (2019), "Career strategies of youth in conditions of social transformation",

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Academy of Pedagogical Ideas Novation, (5), 66-69. (In Russian)

Nizova, L. M. & Andreeva, E. A. (2017), "Professional orientation of foreign children", Child and adolescent rehabilitation, (2 (30)), 3135. (In Russian)

Reznik, Yu. M. & Smirnov, E. A. (2002), Zhiznennye strategii lichnosti (opyt kompleksnogo analiza) [Personal life strategies (experience of complex analysis)], Moscow, Russia, 260. (In Russian)

Chernyavskaya, A. P., Shipkova, E. N., Egorova, P. A. (2022), "Professional self-determination of students with disabilities", Yaroslavl pedagogical vesnik, (1), 16-24. (In Russian)

Chuprov, V. I. (1998), "Youth in social reproduction", Sociological research, (3), 93-106. (In Russian)

Shapovalova, I. S. & Zavodyan, I. S. (2021), "Generation Z: values, dispositions and socialization results", In the book: Generation Z: diversity of identities, orientations, behavior, Ufa, Russia, 25-45. (In Russian)

Shapovalova, I. S. (a), (2021), "Career strategies of provincial youth", Social policy and sociology, 140, 173-182. (In Russian)

Shapovalova, I. S. (b), (2021), "Problems of implementation of state youth policy in the reflection of regional youth", Regionology, 117, 902932. (In Russian)

Статья поступила в редакцию 16 июня 2023 г. Поступила после доработки 23 августа 2023 г. Принята к печати 05 сентября 2023 г. Received 16 June 2023. Revised 23 August 2023. Accepted 05 September 2023.

Конфликты интересов: у автора нет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the author has no conflicts of interest to declare.

Ковальчук Ольга Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и работы с молодежью Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, Россия. Olga V. Kovalchuk, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Work with Youth, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.