Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
УДК 376.3+37.018.26
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-4-381-397
Научная статья
Повышение воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха
М. В. Жигорева1, Н. Алхури2
'■2.Московский педагогический государственный университет, г. Москва '[email protected], https://orcid.org/0000-0003-4026-2358 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1878-3560
Аннотация. Введение. В статье освещаются вопросы повышения воспитательной компетентности родителей детей с нарушениями слуха с позиций того, что семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребёнка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое, социальное развитие и профессиональное самоопределение с учётом особых образовательных потребностей. Анализ научно-педагогической литературы позволяет констатировать, что проблема выбора профессии имеет важное теоретико-прикладное значение для решения задач мировой общественной практики, и с учётом масштабности проблемы профориентации старшеклассников с нарушениями слуха и участия семьи в данном вопросе исследование проводилось в России и Сирии.
Материалы и методы. Использовались аналитические методы (изучение и анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта); диагностические (анкетирование, анализ документов, беседы); статистические (количественный и качественный анализ полученных результатов и обработка данных эксперимента).
Результаты исследования. Данные экспериментального исследования по изучению семейной позиции в отношении профессионального самоопределения ребёнка с нарушениями слуха и выявления недостатков и проблем, с которыми сталкиваются родители, послужили основой для определения путей повышения воспитательной компетенции родителей в вопросах профориентации обучающихся с нарушениями слуха. Результаты исследования заключаются в разработке содержания этапов работы с родителями обучающихся с нарушениями слуха по формированию их воспитательной компетентности в вопросах профориентации в семейных условиях с учётом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, определены формы и содержание воспитательной работы в семье; разработана компьютерная программа «Твоя профессия», с помощью которой расширяются знания старшеклассников с нарушениями слуха и родителей о мире профессий; разработаны критерии и показатели сформированности готовности родителей к профориентационной работе с детьми. Заключение. Семья играет исключительно важную роль при решении проблем профессионального самоопределения лиц с нарушениями слуха, поскольку она составляет ближайшее окружение ребёнка, где формируются:1) самооценка ребёнка; 2) картина мира; 3) его представления о своём месте в окружающем мире; 4) профессиональные установки и понимание мира профессии. Поэтому стиль воспитания и уровень
© М. В. Жигорева, Н. Алхури, 2022
взаимодействия в семье, развитие направленности детей на успех, организация образовательно-развивающей среды в семейных условиях помогают преодолевать возникающий кризис, связанный с необходимостью выбора своего профессионального пути. Опыт работы с родителями обучающихся с нарушениями слуха показал, что семья обладает широкими потенциальными возможностями для создания благоприятных условий развития и воспитания своего ребёнка в вопросах профориентации. Предлагаемые мероприятия, способствующие повышению воспитательной компетентности родителей по профориентации детей с нарушениями слуха, доступны для реализации в работе с родителями детей различных нозологических групп и в любой стране.
Ключевые слова: профориентация старшеклассников с нарушениями слуха, профессиональное самоопределение, семья, образовательная компетентность родителей, рынок труда
Для цитирования: Жигорева М. В., Алхури Н. Повышение воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 381-397. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-381-397
Improving Parental Educational Competence in Career Guidance for High School Students with Hearing Impairments
Original article
Marina V. Zhigoreva1, Noura Alhoure2,
'2Moscow Pedagogical State University, Moscow '[email protected], https://orcid.org/0000-0003-4026-2358 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1878-3560
Abstract. Introduction. The paper highlights the issues of improvement in the educational competence ofparents of hearing impaired children in terms of the family considered as a system-forming determinant in the socio-cultural status of the child, which predetermines their further psychophysical and social development, and professional self-determination given special educational needs.
Materials and methods. The study relies on the analytical methods (exploration and analysis ofpsychological and pedagogical scientific and methodological literature on the problem of research, study of pedagogical experience), diagnostic methods (questionnaires, analysis of documents, conversations), and statistical methods (quantitative and qualitative analysis of the results obtained and processing of experimental data).
The results of the study. The study has identified the difficulties encountered by parents of high school hearing impaired students when discussing one of the most serious issues in a teenager's life, i.e., the choice of a specialty and future profession. The stages of work with parents have been developed to improve educational competence in professional self-determination of students with hearing impairments; the criteria and indicators ofparental readiness for career guidance of their children have been identified.
Conclusion. The family plays an extremely important role in solving the problems of professional self-determination of individuals with hearing impairments since it forms the closest environment of the child, which builds 1) the child's self-esteem; 2) the picture of the world; 3) their ideas about their place in the world around them; 4) professional attitudes and understanding of the world of the profession. Therefore, the style of upbringing and the level of interaction in the family, the development of children's focus on success, the organization of an educational and developmental environment in family conditions help to overcome the emerging crisis associated with the need to choose their professional path. The results of the
study include the development ofstages of the work with parents of hearing impaired students on building their educational competence in career guidance for high school students in the family, with a focus on the special educational needs of hearing impaired children.
Keywords: Career guidance of high school students with hearing impairments, professional self-determination, family, educational competence of parents, the labor market
For citation: M. V. Zhigoreva, Alhoure N. Improving Parental Educational Competence in Career Guidance for High School Students with Hearing Impairments. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(4): 381-397. (In Russ.). DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-381-397
Введение
Переход от школы к профессиональной деятельности может быть трудным для любого человека, особенно в нынешних условиях рынка труда [1]. Наличие в настоящее время кризисной ситуации в социально-экономическом развитии стран обусловливает неопределённость и непредсказуемость жизненного пути, увеличение конфликтного противоречия молодёжи с обществом, возрастание риска нереализованности стремлений и возможностей [2].
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) принятие решения о будущей профессии и поиск рабочего места на рынке труда имеют решающее значение для участия их в жизни общества. Это стало предметом первоочередного внимания правительства всех стран мира в области оказания помощи инвалидам в профессиональном самоопределении [3].
А. А. Русанова отмечает, что профессиональное самоопределение можно рассматривать как устремление личности к социально-профессиональному статусу с доминирующей направленностью профессиональных интересов. Для того, чтобы подросток смог выбрать для себя адекватную профессиональную сферу, ему необходимо провести внутреннюю аналитическую работу: соотнести собственные ресурсы с требованиями к избираемой профессии, затем, после осознания выявившихся противоречий, предположить вероятность их корректировки [4].
С нашей точки зрения профессиональное самоопределение - это индивидуальный самостоятельный выбор человека профессиональной деятельности и реализация себя в экономической жизни страны и на рынке труда. Этот выбор происходит на основе адекватной оценки собственных способностей, возможностей; определения мотива-ционной основы трудовой деятельности; сформированности и зрелости эмоционально-волевой сферы личности подростка, а также целостных представлений о той или иной профессии; наличия учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в данной профессиональной сфере, и примерных рабочих мест для трудоустройства.
При выборе профессии старшеклассники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности обучающиеся с нарушениями слуха, сталкиваются с дополнительными трудностями, которые могут препятствовать достижению их образовательной и профессиональной мечты (Punch R., Hyde M., Creed, P. A.), поэтому учащиеся нуждаются в поддержке в принятии решений в сфере выбора профессиональной карьеры (Beauchamp H., Kiewra, K. R.) [5; 6].
Социальная среда для старшего школьника является стартовой площадкой для будущего профессионального пути. По данным Е. А. Климова, мнение и позиция семьи являются одними из ключевых факторов, определяющих профессиональный выбор старшеклассника [7].
А. В. Соловьева в своих исследованиях отмечает важную роль семьи как автоном-
ного социального института, влияющего на профессиональный выбор старшеклассников, прямо или косвенно закладывая в ребёнка ценностные ориентиры, идеалы и устремления [8].
Было доказано, что различные семейные установки (социально-экономический статус, структура семьи (например, статус родителей-одиночек), профессиональные и образовательные достижения родителей, взаимодействие членов семьи оказывают влияние на выбор профессии детьми [9].
В этой связи зарубежный исследователь Diemer М. А. выделил показатели поддержки родителей в процессе профессионального самоопределения учащихся: частота обсуждений родителей со своими детьми их будущих карьерных планов; консультации родителей со школьным персоналом по поводу карьерного роста своих детей [10].
Процесс профессиональной подготовки обучающихся с нарушениями слуховой функции призван содействовать в реабилитации и социальной интеграции в общество слышащих, обеспечить им конкурентоспособность, финансово-экономическую самостоятельность и стабильность.
Принимая во внимание, что эффективность получения профессионального образования, выступающего одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищённости инвалидов, обусловлена уровнем социально-психологической адаптации этих лиц к субъективно новым для них условиям интегрированной образовательно-воспитательной среды учреждения профессионального образования. Подчёркивается необходимость поиска путей и условий повышения эффективности процесса социально-психологической адаптации обучающихся с нарушениями слуховой функции как фактора успешного их «вхождения в рыночную экономику на профессиональной основе», о которой писал В. А. Кобак [11; 12].
Одним из источников помощи лицам с нарушениями слуха в преодолении трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, является родительская поддержка. Актуальность проблемы повышения воспитательной компетентности родителей обусловлена: с одной стороны, необходимостью в выявлении воспитательных задач, входящих в круг обязанностей родителей детей с нарушениями слуха при подготовке к профессиональному самоопределению; с другой стороны, необходимостью в создании благоприятных условий для успешного осуществления профориентацион-ной деятельности в рамках семейных условий. В то же время недостаточно разработанными остаются теоретико-прикладные аспекты создания специальных условий в содействии родителей старшекласснику с нарушениями слуха в выборе профессионального пути, что вызвано рядом противоречий между:
- необходимостью поддержки со стороны семьи в вопросе профессионального самоопределения ребёнка через определённые виды деятельности и недостаточной готовностью семьи к предоставлению целенаправленного сопровождения в период профессионального выбора;
- выбором профессии обучающимся с нарушениями слуха, основанном на его профессиональном интересе, и выбором профессии родителями без учёта желания самого ребёнка.
Цель статьи заключается в определении необходимой методической помощи родителям в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха.
Для достижения данной цели были определены задачи:
- выявление проблем, с которыми сталкиваются родители при принятии решений о выборе профессии их детьми;
- определение технологии, методов, способствующих повышению воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха.
Обзор литературы
По мнению З. А. Пономаревой, социальная адаптация и интеграция учащихся с нарушением слуха в экономическую, общественную и культурную жизнь общества связана с получением образования и выбором профессии [13].
На основе результатов исследований учёные отмечали, что у старшеклассников с нарушением слуха наблюдаются особенности в становлении содержательной и операциональной сторон интеллектуальной деятельности, одни из которых связаны с отставанием в развитии словесной речи, другие - с замедленным формированием структурных компонентов мышления, что сказывается на всей жизнедеятельности -от успеваемости в школе до планирования на будущее [14].
При выборе профессии для глухих возникает ряд специфических ограничений: речевые коммуникативные ограничения глухих обучающихся; своеобразие их познавательной деятельности, более низкие по сравнению со слышащими сверстниками возможности трудоустройства. Глухие и слабослышащие учащиеся сталкиваются с дополнительными трудностями в своём профессиональном развитии и в переходе от школы к работе. По окончании средней школы эти молодые люди, скорее всего, столкнутся с экологическими и поведенческими барьерами, которые могут препятствовать достижению их профессиональной мечты (Punch R., Hyde M., Creed P. A., 2004) [15].
В исследованиях сурдопсихологов и сурдопедагогов (А. П. Гозова, Н. И. Букун, Э. Л. Бурменко, О. Г. Гонца, А. И. Иваницкий, В. Ф. Матвеев, Г. Н. Пенин) показано, что в большинстве случаев у старшеклассников с нарушениями слуха возникают ошибки в профессиональном выборе, у них наблюдаются однообразие выбора и недостаточная устойчивость профессиональных интересов [16].
Исследования (Bennett K. S., Hay D.) показали важность родительского поведения для профессионального развития детей с ограниченными возможностями [17].
Родители глухих подростков имеют большое значение в выборе профессии. Они влияют на усвоение ребёнком основных коммуникативных навыков, развитие чувства независимости, мотивацию к работе, а также на способности и ценности, которые имеют жизненно важное значение для профессионального успеха [18].
Семьи детей с нарушением слуха имеют особый статус. Рождение ребёнка с нарушением меняет нормальный образ жизни в семье, что приводит к затруднению в определении своей роли в новых сложившихся условиях. Поэтому необходимо оказывать своевременную помощь родителям в процессе воспитания детей с нарушениями слуха, что, в свою очередь, позволяет максимально успешно решать вопросы их профессионального самоопределения.
В некоторых случаях родители оказывают негативное воздействие на формирование профессионального самоопределения детей. Многие родители глухих детей считают, что глухота ограничивает профессиональные возможности. Кроме того, они склонны выражать озабоченность по поводу дальнейшего образования своих детей и проявления низких профессиональных возможностей в трудовой деятельности (Jamieson J. R., Zaidman-Zait A., Poon B.), что может отрицательно сказаться на процессе профессионального самоопределения их ребёнка [19].
Исследования Young А., Fordyce указывали, что низкие ожидания родителей, недостаточность финансовых ресурсов для полного изучения вариантов решения вопроса выбора специальности, отсутствие подходящей коммуникации и социальной поддержки в школе могут снизить доверие и привести к социальной изоляции на пути успешного профессионального самоопределения глухих молодых людей [20; 21].
Т. Г. Богданова, Н. О. Ярошевич в процессе исследования социализации подростков с нарушением слуха ввели термин "социальная уязвимость" в связи с тем, что отмечается высокий процент их уязвимости с позиции успешности в макро- и микросреде.
Также исследователи акцентировали внимание на наличие психотравмирующей ситуации в семье с ребёнком с нарушением слуха, что снижает качество выполнения функции семьёй в отношении его социализации и профориентации [22; 23].
Так, согласно исследованиям, проведённым на базе Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта, на стадии «роста» проблематика профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья во многом связана со следующими моментами:
- особенности внутрисемейных отношений, в том числе родительской позиции в отношении профессионального выбора ребёнка, её неадекватность;
- наличие деформаций системы взаимоотношений и системы воспитания;
- недостаточность компетенции членов семьи в отношении выбора профессии, а также в отношении динамики имеющегося у ребёнка заболевания, его прогноза [24].
Luzzo D. A., Hitchings W. E., Retish P., Shoemaker А. выделили несколько причин негативного отношения к принятию решений о будущей профессии лицами с ограниченными возможностями. Во-первых, старшеклассники не практикуются в построении профессиональной траектории, у них не формируется собственная позиция выбора профессии. Во-вторых, преобладающим видом отношений между ребёнком и обоими родителями, как правило, является гиперопека, у них наблюдается тенденция опекать ребёнка, ограждать его от различных проблем, родители стараются делать всё за него, что уменьшает уверенность старшеклассников в их способности принимать профессиональные решения и мешает развитию их самостоятельности [25].
Сегодня у старшеклассников с нарушениями слуха появляется больше возможностей продолжить обучение в различных учебных заведениях для получения профессий, востребованных на рынке труда. Однако по-прежнему есть родители, которые не знакомы с вариантами обучения в определённых образовательных организациях для получения профессии детьми с нарушениями слуха, тем самым ограничивают их возможности в выборе профессионального пути [18].
Подводя итог теоретическому анализу состояния проблемы участия родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха, отметим, что наблюдается недостаточность компетентности самих родителей, выражающаяся в ограниченной информированности их о профессиональном многообразии, доступном лицам с нарушениями слуха. Это актуализирует проблематику разработки системы организационно-методических и практических мер по профессиональному и трудовому ориентированию обучающихся с нарушениями слуха.
Мы полагаем, что обозначенная проблематика профориентации обучающихся с нарушениями слуха в семейных условиях подводит нас к определению ключевых позиций для решения этой проблемы:
- содействие семье в развитии эффективных стратегий взаимодействия родителей и детей с нарушениями слуха в планировании профессионального маршрута;
- повышение уровня осведомлённости родителей о профессиях, актуальных для людей с нарушением слуха и востребованных на современном рынке труда;
- разработка содержательной основы профориентационной работы в семейных условиях.
Материалы и методы
С целью изучения семейной позиции в отношении профессионального самоопределения ребёнка с нарушениями слуха и выявления недостатков и проблем, с которыми сталкиваются родители, была разработана специальная анкета для родителей и проведено исследование. В анкету были включены вопросы, направленные на изучение:
- характера внутрисемейных отношений (эмоциональная дистанция/эмоциональная близость ребёнка к родителям);
- роли семьи в расширении кругозора и профессиональных интересов ребёнка (профессиональная осведомлённость детей о мире профессий; ознакомление детей с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду);
- позиции родителей в отношении профессионального выбора ребёнка (обсуждение с детьми профессионального плана; информированность родителей о профессиональных планах собственных детей);
- наиболее распространённых проблем, с которыми сталкиваются родители ребёнка с нарушением слуха при обсуждении вопросов будущей профессии.
Исследование проводилось в России (г. Москва) и Сирии (г. Дамаск). В Москве исследование осуществлялось на базах ГБОУ Курчатовская школа № 101), специальная (коррекционная) школа-интернат № 65 и колледж малого бизнеса № 4 (г. Москва). В Дамаске исследование проводилось на базе института нарушения слуха. В исследовании принимали участие 61 человек - родители (18 - с нарушениями слуха, остальные слышащие), воспитывающие обучающихся с нарушениями слуха в количестве 106 подростков (глухих - 69 и слабослышащих - 37).
Полученные ответы родителей показали, что большая часть из них (87 %) проводили достаточно времени со своими детьми, взаимоотношения в семье тёплые (сплочённые семьи). Лишь небольшая группа родителей (5 %) отвечали, что они недостаточно уделяли внимания своим детям из-за занятости и ограниченности времени на семью. Остальные (8 %) указали, что свободное время проводят отдельно от ребёнка.
Родители, которые подчеркнули, что они проводили достаточно много времени со своими детьми, в основном часто уделяют время активным занятиям - 87 % (совместное проведение досуга, культурная насыщенность семейной жизни: посещение музеев, выставок, театров, чтение художественной литературы). В значительно меньшей степени (13 %) родители были сфокусированы на образовательной деятельности и не уделяли внимания развитию профессиональных компетенций, т.е. подготовке к труду.
Большая часть родителей (70 %) отметили, что рассказывали детям о своих профессиях, а также в беседах знакомили их с разными видами других профессий и давали информацию о важности трудовой деятельности. Незначительная группа родителей (18 %) отметили, что иногда вели разговоры с детьми о работе, информировали их о характеристиках, преимуществах и недостатках профессий, реализуемых на территории страны, когда дети сами проявляли интерес по данному вопросу. Некоторые родители (12 %) ответили, что никогда не проводили беседы с детьми о своей работе, о разных профессиях, востребованных на рынке труда (рис. 1).
Диаграмма. 1. Данные о профессиональной осведомлённости детей о мире профессий в семейных условиях
Chart. 1. Data on the professional awareness of children about the world ofprofessions in family conditions
Анализ полученных результатов показал, что значительная часть родителей интересуются проблемами своих детей. Они хорошо осведомлены о сложности ситуации в подростковом возрасте, особенно для детей с нарушениями слуха; родители осознают
■ систематически
■ иногда ■ не информировали
всю ответственность своих действий в столь важный период жизни своих детей и пытаются оказать им поддержку и помощь.
Результаты исследования подтвердили, что во многих планах родителей по поводу будущей профессии своего ребёнка не учитываются склонности и интересы самих детей. Большинство родителей указали, что они уже обсуждали вопрос будущей профессиональной карьеры со своими детьми и пришли к окончательному решению. Однако эти данные не отражают позитивные признаки единства взглядов детей и родителей относительно выбора профессии. При опросе старшеклассников было обнаружено, что выбор профессии самими старшеклассниками не совпадает с выбором профессии родителями. Оказалось, что только у 41 % опрошенных родителей совпадает выбор профессии с ответами обучающихся с нарушениями слуха. Остальные (59 %) родители не согласуют свои позиции с мнением ребёнка. Это говорит об отсутствии согласованности в выборе будущей профессии между родителями и старшеклассниками.
Наиболее существенными трудностями в 50 % случаев, с которыми сталкиваются родители при обсуждении профессионального будущего ребёнка, являются нехватка знаний в использовании компьютерных информационных технологий и применения профориентационных мероприятий в семейных условиях. Кроме того, многие родители не осведомлены о средних и высших учебных заведениях, предлагающих поддержку студентам с нарушениями слуха. Они мало информированы о вариантах получения образования, что влияет на качество поиска подходящего учебного заведения, 8 % респондентов указали, что они не знают о правах детей в трудоустройстве. Также родителям (38 %) часто не хватает знаний о востребованности рабочей силы в определённых сферах труда и новых профессиях на современном рынке труда [26; 27].
Полученные результаты исследования показали, что нет различий между родителями с нарушениями слуха и слышащими, это свидетельствует о важности повышения воспитательной компетентности всех родителей детей с нарушениями слуха, особенно на этапе их профессионального самоопределения. Данные исследования позволили определить основные этапы работы по повышению воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха и определить формы и содержание воспитательной работы в семье. Методологическую основу данной работы составляют следующие положения: системно-деятельностный подход, ориентирующий на определение последовательности этапов работы с опорой на взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности; принцип сознательности и активности отражает значимость осознанного отношения к получению знаний в области профессиональной деятельности и применение их на практике; принцип доступности предполагает необходимость учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха при организации профориентационной работы, подборе и комбинировании методов, приёмов работы, широкого использования наглядности и адаптации речевого материала; принцип индивидуализации и соответствия заключается в том, что выбираемая профессия должна отвечать склонностям, интересам и состоянию здоровья старшеклассников с нарушениями слуха; принцип воспитывающего характера профориентации предполагает формирование мировоззрения, понимания мира и его законов, воспитания трудолюбия и нравственных качеств личности.
Воспитательная компетентность родителей - это сложное многоаспектное образование, в структуру которого входит совокупность компетенций (интеллектуально-познавательные, педагогические, психологические) в сфере воспитания. Это способность родителей ставить воспитательные задачи и выполнять определённые функции для их достижения: создавать условия для полноценного развития детей; применять необходимые современные методы, технологии, способствующие реализации воспитательных задач в вопросах профессионального самоопределения с учётом особых об-
разовательных потребностей и закономерностей развития детей с нарушениями слуха.
Важными составляющими данной работы являются: включение семьи в процесс профориентационной работы; оказание помощи родителям в семьях при выборе профессии ребёнка; повышение уровня осведомлённости среди родителей о профессиях, актуальных для людей с нарушением слуха и востребованных на современном рынке труда с использованием разработанной нами компьютерной программы «Твоя профессия». Программа разработана на основе руководства Международной Организации Труда по вопросам анализа профессии для лиц с ОВЗ. Она содержит: описание каждой конкретной профессии, общего характера профессии, её задачи, условия, места работы, требования к образованию. Процесс построения электронной программы «Твоя профессия» состоял из следующих этапов: вначале был проведён комплексный анализ рынка труда и выделены профессии, соответствующие современному рынку труда, подходящие для людей с нарушениями слуха. Затем список профессий был разделён на группы:
- социальные профессии: профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием;
- исследовательские профессии: профессии, связанные с научной деятельностью;
- практические профессии: профессии, связанные с производством и обработкой материалов;
- эстетические профессии: профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью;
- экстремальные профессии: профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой;
- экономические профессии: профессии, связанные с расчётами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; схематическим изображением объектов (чертёжник, топограф).
Далее к каждой профессии был подобран специальный материал, раскрывающий её специфику. Эта программа отличается тем, что она разработана с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, а именно - насыщена картинным материалом, речевой материал адаптирован. Главное преимущество программы «Твоя профессия» заключается в том, что её можно использовать на различных этапах обучения (при ознакомлении с профессиями, при расширении и уточнении знаний о какой-либо выбранной профессии и т. д.), кроме того, эта программа доступна для всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей. Использование электронной программы «Твоя профессия» в рамках учебной деятельности обогащает и конкретизирует знания старшеклассников с нарушениями слуха о мире профессий, способствует повышению профессиональных интересов, которые необходимы для принятия взвешенных решений относительно своего профессионального будущего.
Работа с родителями может проводиться в форме родительских семинаров, лекционных курсов, групповых дискуссий, консультаций, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации профориентационной работы в домашних условиях.
Работа по повышению воспитательной компетентности родителей в поддержке детей при выборе будущей профессии включает в себя ряд этапов: подготовительный этап; процессуальный этап; оценочно-результативный этап.
Подготовительный этап. Целью данного этапа явилось: формирование базы знаний родителей в вопросах поддержки в профориентации детей с нарушениями слуха и обучение родителей, чтобы они могли стать «профориентологами» для своих детей в естественной домашней среде; обучение родителей продуктивным формам взаимодействия с детьми на этапе профессионального самоопределения; знакомство родителей
с приёмами, методами работы, доведения информации родителям о новаторских методах приобщения детей к миру профессий (например, с использованием компьютерной программы «Твоя профессия»).
Процессуальный этап. Целью данного этапа являлось: оказание помощи родителям в распространении и применении приобретённых практических знаний, полученных на подготовительном этапе; реализация предлагаемых мероприятий, различных упражнений, которые направлены на развитие важных для ребёнка навыков при выборе образовательного и профессионального маршрута.
Развитие познавательных способностей: усилия родителей направлены на расширение представлений ребёнка о разных профессиях. Это происходит путём расширения образовательного пространства, создания обучающей среды, привлечения внимания ребёнка к многообразию мира профессий с учётом особенностей операций мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей восприятия и переработки информации у лиц с нарушениями слуха.
Мероприятие «По дороге в магазин». Цель данного мероприятия заключается в расширении представлений ребёнка о различных профессиях; в формировании представлений ребёнка о видах производственного труда (производство продуктов питания, шитье, строительство и т. д.) и обслуживающего труда (торговля, медицина, образование и др.).
Данное мероприятие предполагает объединение учебного процесса с реальной деятельностью и позволяет пополнить знания детей о мире профессий в реальных ситуациях; развивать и использовать слуховое восприятие в различных коммуникативных ситуациях; развитие словесно-логического мышления, словесной памяти.
Ход мероприятия: во время прогулки родители называют профессии в окружающем пространстве и раскрывают характеристики (место труда, форма (костюм), оборудование, инструменты, действия). Затем путём совместной деятельности ребёнок готовит проект («По дороге в магазин...» ).
По дороге в магазин
1) я увидел: больницу, парикмахерскую, магазин;
2) больница. В больнице работают......
Они лечат больных;
3) парикмахерская. В салоне парикмахерской работают:
1)......2).......;
4) магазин. В магазине работают.....
Я купил в магазине: продукты питания (овощи, сливки, рис).
Рисунок. 1. Мероприятие: «По дороге в магазин» Figure. 1. Activities: On the way to the store
Развитие речевых способностей: усилия родителей направлены на: обогащение словарного запаса ребёнка о мире профессий; формирование терминов и профессиональной лексики старшеклассников; расширение и закрепление словаря, обозначающего орудия труда, глаголов-действий.
«Угадай, кто я?»
Учитель Художник Врач
Где я работаю?
Магазин Пожарная служба Школа
Перечень существующих средств, найденных на рабочем месте: 1.............
2............
3............
Перечень видов деятельности: 1............
2............
3............
Рисунок. 2. Мероприятие «Угадай, кто я?»
Figure. 2. Activities: "Guess who I am?"
Мероприятие «Угадай, кто я?». Цель мероприятия: формирование представлений детей о многообразии профессий; обогащение словарного запаса. Материалы: картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий. Обучающийся должен выполнить задание: ответить на вопросы, соотнести существительное с глаголами: Учитель - учит, врач - лечит, художник - рисует и т. д.
Развитие профессиональных способностей: усилия родителей направлены на подготовку ребёнка к реальной профессиональной жизни и создание условий в семье для максимально возможного развития ребёнка и формирования у него профессиональных навыков в избранной профессии. Учащийся в естественных условиях усваивает элементарные понятия о свойствах различных материалов, учится пользоваться ими.
Мероприятие «В нашей семье квалифицированный специалист». Цель мероприятия: обучение детей профессиональным навыкам, элементарным понятиям о свойствах различных материалов, дети учатся пользоваться ими.
Например, ребёнок хочет стать агрономом, задача родителей - рассказать, какие растения являются светолюбивыми, теневыносливыми и тенелюбивыми и где в комнате их следует разместить и т. д. Обучение детей профессиональным навыкам, требующим двигательных действий (копать землю, поливать цветы и т. д.).
Оценочно-результативный этап: для оценки результативности повышения воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха нами было проведено повторное анкетирование родителей; разработаны критерии и показатели формирования готовности родителей к профори-ентационной работе: когнитивный; мотивационный; деятельностный критерии. Критерии были сформированы на основе полученных результатов в эксперименте, которые отражают особенности профориентационной работы в семейных условиях.
Таблица 1
Показатели развития воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха
Table 1
Indicators of the development of parents' educational competence in career guidance for high school students with hearing impairments
Критерии Показатели развития воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха %
До коррек-ционной работы После коррек-ционной работы
Когнитив- iiMii Знания о многообразии профессий, подходящих для людей с нарушениями слуха 62 % 83 %
Знание возможностей, склонностей и интересов своих детей 37,7 % 79 %
Мотиваци-онный Интерес родителей к развитию профессиональных способности детей 0 % 68 %
Интерес родителей к расширению объёма знаний их детей о мире профессий 70 % 86 %
Деятель-ностный Эффективность профориентационных мероприятий; согласованность в выборе будущей профессии между родителями и старшеклассниками 41 % 83 %
Продуктивность профориентационных мероприятий, применение на практике новых педагогических средств, использование компьютерных информационных технологий 50 % 81 %
Относительно когнитивного критерия можно отметить, что повторное анкетирование показало положительную динамику качества знаний родителей о возможностях, интересах и склонностях детей (79 %). Родители высоко оценили разработанную электронную программу «Твоя профессия», которая позволила расширить знания о мире профессии, соответственно, возрос показатель информированности родителей о разнообразии профессий, подходящих для людей с нарушениями слуха (83 %).
Согласно полученным данным по мотивационному критерию можно констатировать, что у родителей появилась активность для развития профессиональных способностей детей (68 %), а именно в расширении объёма знаний их детей о мире профессий (86 %).
Результаты оценивания деятельностного критерия показали, что после коррекцион-ной работы родители стали интенсивнее использовать в профориентационной работе новые методики и современные компьютерно-информационные технологии (81 %). При повторном анкетировании родителей согласованность между родителями и детьми по поводу будущей профессии повысилась на 83 %
Таким образом, можно сделать вывод: после проведения коррекционной работы прослеживается положительная динамика во взаимоотношениях родителей и детей. Подростки стали позитивно оценивать вовлечённость и поддержку своих родителей
в вопросах профориентации. Родители продемонстрировали разносторонние знания в сфере профессий, соответствующих возможностям и интересам детей с нарушениями слуха.
Результаты исследования
На протяжении всего периода взросления ребёнка с нарушением слуха родители являются для него чрезвычайно значимыми людьми, так как они большее количество времени выступают в качестве непосредственного источника связи с окружающим миром. В действительности рассказы детям о собственной работе, информация о различных профессиях влияют на определение жизненного пути детей уже в подростковом возрасте.
Родительская позиция в отношении будущего своих детей с нарушениями слуха оказывает существенное влияние на развитие их личности. Известно, что на эффективность процесса самоопределения обучающегося с нарушением слуха влияет его самооценка и представления о своей профессиональной пригодности, развитие которых во многом обусловлены стилем воспитания и уровнем взаимодействия в семье. В процессе исследования была выявлена высокая заинтересованность родителей в получении квалификационной помощи по вопросам проведения профориентационной деятельности в семье.
Таким образом, можно заключить, что активное участие родителей в предлагаемых мероприятиях по профориентации старшеклассников с нарушениями слуха способствовало повышению их воспитательной компетентности. Большинство подростков с нарушениями слуха получали должное внимание от своих родителей, чувствовали большую уверенность в профессиональном плане. Всё это позволило сделать выбор профессии российскими и сирийскими старшеклассниками более осмысленным, соответствующим возможностям, склонностям и потребностям современного рынка труда. Результаты исследования показали, что специальную работу, включающую в себя технологии, мероприятия, упражнения, профориентационные игры, тренинги и др., направленную на формирование готовности родителей к поддержке детей с нарушениями слуха при выборе будущей профессии, можно осуществлять в различных странах, кроме того, подобную работу можно проводить с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий.
Заявленный вклад авторов
Жигорева М. В. - организация исследования и руководство методикой исследования, замысел и концепция исследования, введение, анализ результатов исследования.
Алхури Н. - анализ материалов в научных публикациях, подготовка текста статьи, обработка и интерпретация данных, заключение.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи Список источников
1. Patton W. The nexus between vocational education and career education in schools: In Competition or Each Defining a Place for the Other? // Australian Journal of Career Development. 2000. № 9(3). Pp. 34-39.
2. Кондратьева О. Г. Роль и место образовательной организации в профессиональном самоопределении детей и молодежи на уровне городских и поселковых муниципальных образований : сборник ОГАОУ ДПО ИИПКРО. Иркутск : Изд-во ИГУ 2014. 353 с.
3. Shogren K. A., Wehmeyer M. L., Palmer S. B., Rifenbark G. G., & Little, T. D. Relationships between self-determination and postschool outcomes for youth with disabilities // The Journal of Special Education. 2015. № 48(4). Pp. 256-267.
4. Русанова, А. А. Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодежи (социологический анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 4. С. 163-172.
5. Punch R., Hyde, M., & Creed, P. A. Issues in the school-to-work transition of hard of hearing adolescents. American Annals of the Deaf. 2004. № 149(1). Pp. 28-38 D0I:10.1353/ aad.2004.0015
6. Beauchamp H., & Kiewra, K. R. (2004). Assessment of career maturity and self-advocacy skills. In E. M. Levinson (Ed.), Transition from school to post-school life for individuals with disabilities. 2004. Pp. 150-188.
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004, 302 с.
8. Соловьева А. В. Семья как фактор профессионального самоопределения молодежи // Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 58-60.
9. Metheny J., McWhirter, E. H. Contributions of social status and family support to college students' career decision self-efficacy and outcome expectations// Journal of Career Assessment. 2013. № 21. Pp. 378-394. doi:10.1177/1069072712475164
10. Diemer M. A. Parental and school influences upon the career development of poor youth of color. Journal of Vocational Behavior. 2007. № 70, Pp. 502-524. doi:10.1016/j. jvb.2007.02.003
11. Волосовец Т. В. Перспективы развития профессионального образования инвалидов в России // Дефектология. 2004. № 3. С. 3-7.
12. Кобак В. А. Интегративная образовательная система начальной профессиональной подготовки рабочих технического профиля : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб, 2004. 42 с.
13. Пенин Г. Н., Пономарева З. А., Красильникова О. А., Кораблева Л. В. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учебное пособие. Спб. : КАРО, 2006. 496 с.
14. Богданова Т. Г., Степанова Н. А., Вовненко К. Б., Попова Т. М. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ, учреждений высш. образования. М. : Академия, 2014. 240 с.
15. Punch R., Hyde M., Creed, P. A. Issues in the school-to-work transition of hard of hearing adolescents // American Annals of the Deaf. 2004. 149(1). Pp. 28-38. doi: 10.1353/ aad.2004.0015
16. Речицкая Е. Г., Богданова Т. Г., Горбунова Е. А. и др. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» ; в 2 ч. ; ч. 2. M. : ВЛАДОС, 2009. 389 с.
17. Bennett K. S., Hay D. The role of family in the development of social skills in children with physical disabilities. International Journal of Disability, Development and Education. 2007. Vol. 54. Issue 4. Pp. 81-397. DOI: 10.1080/10349120701654555
18. Schroedel J. Helping adolescents and young adults who are deaf make career decisions. Volta Review, 1992. № 94. Pp. 37-46.
19. Jamieson J. R., Zaidman-Zait A., Poon B. (2011). Family support needs as perceived by parents of preadolescents and adolescents who are deaf or hard of hearing. Deafness and Education International. 2011. № 13 (3). Pp. 110-130. doi:10.1179/1557069 X11Y.000000005
20. Fordyce et al. Post-School Transitions of People who are Deaf or Hard of Hearing [Electronic resource]. University of Edinburgh. 2013. P. 216. URL: http://www.docs.hss.
ed.ac.uk/education/creid/Reports/30iii_NDCS_PostSchTransit_FinalRpt.pdf (accessed: 04.07.2022).
21. Young А., Oram R., Squires G., Sutherland H. Identifying Effective Practice in the Provision of Education and Education Support Services for 16-19 Year Old Deaf Young People in Further Education in England. University of Manchester. 2015. 116 р.
22. Ярошевич Н.О. Проблемы социализации глухого подростка // Вопросы теории и практики сурдопедагогики: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. М. : Альфа, 2000. 112 с.
23. Warick R. A profile of Canadian hard-of-hearing youth. Journal of Speech Language Pathology and Audiology, 1994. 18(4). Рр. 253-259
24. Старобина Е. М. Подготовка к трудовой деятельности в процессе профессиональной ориентации старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. 119 с.
25. Luzzo D. A., Hitchings W. E., Retish P., & Shoemaker A. Evaluating differences in college students' career decision making on the basis of disability status. The Career Development Quarterly. 1999. № 48. Рр. 142-156.
26. Жигорева М. В., Алхури Н. Пути оптимизации профориентации старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии // Дефектология. 2021. № 4. С. 51-60.
27. Жигорева М. В., Алхури Н. Изучение состояния профориентации старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии // Наука и школа. 2021. № 2. С. 199-209.
References
1. Patton W. The nexus between vocational education and career education in schools. Australian Journal of Career Development. 2000. No. 9(3). pр. 34-39.
2. Kondrat'eva O. G. Rol' i mesto obrazovatel'noy organizatsii v professional'nom samoopredelenii detey i molodezhi na urovne gorodskikh i poselkovykh munitsipal'nykh obrazovaniy [The role and place of an educational organization in the professional self-determination of children and youth at the level of urban and settlement municipalities] Sbornik OGAOU DPO IIPKRO. Irkutsk: Izd-vo IGU [RSAEI APE IIASEW. - Irkutsk: ISU Publishing House], 2014. 353 p. (In Russian).
3. Shogren K. A., Wehmeyer M. L., Palmer S. B., Rifenbark G. G., & Little, T. D. Relationships between self-determination and postschool outcomes for youth with disabilities // The Journal of Special Education. 2015. No. 48(4). pр. 256-267.
4. Rusanova A. A. Professional'noe samoopredelenie v strukture sotsial'nogo samoopredeleniya studencheskoi molodezhi (sotsiologicheskiy analiz) [Professional self-determination in the structure of social self-determination of student youth (sociological analysis)]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adyghe State University], 2011. No. 4. pp. 163-172. (In Russian).
5. Punch R., Hyde M., & Creed P. A. Issues in the school-to-work transition of hard of hearing adolescents. American Annals of the Deaf. 2004. No. 149(1). pр. 28-38.
6. Beauchamp, H., & Kiewra, K. R. (2004). Assessment of career maturity and self-advocacy skills. In E. M. Levinson (Ed.), Transition from school to post-school life for individuals with disabilities. 2004. pp. 150-188.
7. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 302 p. (In Russian).
8. Solov'eva A. V Sem'ya kak faktor professional'nogo samoopredeleniya molodezhi [Family as a factor of professional self-determination of youth]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii [Scientific Research in Education]. 2008. No. 5. pр. 58-60. (In Russian).
9. Metheny J., McWhirter, E. H. Contributions of social status and family support to college students' career decision self-efficacy and outcome expectations// Journal of Career Assessment, . 2013. No.21, pp.378-394. doi:10.1177/1069072712475164
10. Diemer, M. A. (2007). Parental and school influences upon the career development of poor youth of color. Journal of Vocational Behavior. 2007. №° 70. Pp. 502-524. doi:10.1016/j. jvb.2007.02.003
11. Volosovets T.V. Perspektivy razvitiya professional'nogo obrazovaniya invalidov v Rossii [Prospects for the development of vocational education of disabled people in Russia] Defektologiya [Defectology], 2004. No. 3. pp. 3-7. (In Russian).
12. Kobak V.A. Integrativnaya obrazovatel'naya sistema nachal'noy professional'noy podgotovki rabochikh tekhnicheskogo profilya: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Integrative educational system of initial vocational training of technical workers. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg. 2004. 42 p. (In Russian).
13. Penin G.N., Ponomareva Z. A., Krasil'nikova O. A., Korableva L. V Vospitanie uchashchikhsya s narusheniem slukha v spetsial'nykh (korrektsionnykh) obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Education of students with hearing impairment in special (correctional) educational institutions]. St. Petersburg, KARO. Publ., 2006. 496 p. (In Russian).
14. Bogdanova T.G., Stepanova N.A., Bovnenko K.B., Popova. T.M. Sotsial'naya adaptatsiya, reabilitatsiya i professional'naya orientatsiya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Social adaptation, rehabilitation and professional orientation of persons with disabilities: textbook for students, institutions of higher education]. Moscow. Academiya Publ., 2014. 240 p. (In Russian).
15. Punch R., Hyde M., Creed, P. A. Issues in the school-to-work transition of hard of hearing adolescents// American Annals of the Deaf. 2004. No. 149(1). pp. 28-38. doi: 10.1353/aad.2004.0015
16. Rechitskaya E.G. Pedagogicheskie tekhnologii vospitatel'noy raboty v spetsial'nykh (korrektsionnykh) shkolakh 1 i 11 vida: uchebnik dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Surdopedagogika» [Pedagogical technologies of educational work in special (correctional) schools of type 1 and 11: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions studying in the specialty «Sign language pedagogy." In 2 parts. Part 2. Moscow. VLADOS Publ., 2009. 389 p. (In Russian).
17. Bennett K. S., Hay D . The role of family in the development of social skills in children with physical disabilities. International Journal of Disability, Development and Education. 2007. No. 54. pp. 381-397. DOI: 10.1080/10349120701654555
18. Schroedel, J. Helping adolescents and young adults who are deaf make career decisions. Volta Review 1992. No. 94. pp. 37-46.
19. Jamieson, J. R., Zaidman-Zait, A., & Poon, B. (2011). Family support needs as perceived by parents of preadolescents and adolescents who are deaf or hard of hearing. Deafness and Education International. No. 13. pp. 110-130. doi:10.1179/1557069 X11Y.000000005
20. Fordyce et al. Post-School Transitions of People who are Deaf or Hard of Hearing [Online]. University of Edinburgh. 2013. P. 216. Available at: http://www.docs.hss.ed.ac.uk/ education/creid/Reports/30iii_NDCS_PostSchTransit_FinalRpt.pdf (accessed: 04.07.2022).
21. Young A., Oram R., Squires G., Sutherland H. Identifying Effective Practice in the Provision of Education and Education Support Services for 16-19 Year Old Deaf Young People in Further Education in England. University of Manchester. 2015. 116 p.
22. Yaroshevich N.O. Problemy sotsializatsii glukhogo podrostka [Problems of socialization of a deaf teenager]. Voprosy teorii i praktiki surdopedagogiki. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 1. [Questions of theory and practice of sign language teaching. Interuniversity proceedings. Issue 1]. Moscow: RIC «Alpha» of M.A.Sholokhov MSOPU, 2000. 112 p. (In Russian).
23. Warick, R. A profile of Canadian hard-of-hearing youth. Journal of Speech Language Pathology and Audiology. 1994. 18(4). pp. 253-259.
24. Starobina E. M: Preparation for work in the process of career guidance of high school
students with disabilities: Manual]. St. Petersburg, A.S.Pushkin LSU Publ., 2015. 120 p. (In Russian).
25. Luzzo D. A., Hitchings W. E., Retish P., & Shoemaker A. Evaluating differences in college students' career decision making on the basis of disability status. The Career Development Quarterly. 1999. No. 48. pp. 142-156.
26. Zhigoreva M. V., Alkhuri N. Puti optimizatsii proforientatsii starsheklassnikov s narusheniyami slukha v Rossii i Sirii [Ways to optimize career guidance for high school students with hearing impairments in Russia and Syria]. Defektologiya. [Defectology], 2021. No. 5. pp. 51-60 (In Russian).
27. Zhigoreva M. V., Alkhuri N. Izuchenie sostoyaniya proforientatsii starsheklassnikov s narusheniyami slukha v Rossii i Sirii [Studying the state of vocational guidance of high school students with hearing impairments in Russia and Syria]. // Nauka i shkola. Science and School. 2021. No. 2. pp.199-209 (In Russian).
Марина Васильевна Жигорева
доктор педагогических наук, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Московский педагогический государственный университет
119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, строение 1
тел.: +7 (499) 2468762
Marina V. Zhigoreva
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of the Department of Inclusive Education and Deaf-and-Dump Pedagogy
Moscow Pedagogical State University
1/1 M. Pirogovskaya St, Moscow, Russia, 119991
тел.: +7 (499) 2468762
Нура Алхури
выпускница по программе «аспирант» специальность 13.00.03. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
Московский педагогический государственный университет
119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, строение 1
тел.: +7 (499) 2468762
Noura Alhoure
Graduate of the postgraduate program, specialty 13.00.03. Corrective PFedagogy (Surdopedagogy, Typhlopedagogy, Oligophrenic Pedagogy, Speech Pathology)
Moscow Pedagogical State University
1/1 M. Pirogovskaya St, Moscow, Russia, 119991
тел.: +7 (499) 2468762
Статья поступила в редакцию 30.08.2022, одобрена после рецензирования 07.12.2022, принята к публикации 10.12.2022.