УДК 371
Бондаренко Светлана Борисовна
Магистрант
ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет»
город Череповец РФ
ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОФИЛАКТИКЕ, РАЗВИТИИ, КОРРЕКЦИИ И ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье нами была рассмотрена проблема работы с родителями ребёнка-инвалида в части его профориентации с учётом его интересов наклонностей, для последующего профессионального самоопределения при выборе будущей профессии.
Родители и семья играют важное значение, в формировании молодого специалиста, в связи с этим, крайне важно обозначить позицию близких, к ребенку-инвалиду, определить возникающие трудности, обозначить механизмы их решения. Особое внимание придаётся роли семьи и оказанию необходимой психологической помощи родителям детей-инвалидов, в вопросах профориентационной подготовки и планированию карьеры.
Ключевые слова:
профориентация, самоопределение, особые образовательные потребности, социально-
психологическое консультирование.
Svetlana Borisovna Bondarenko
Master's student «Cherepovets State University» Cherepovets State Russia
SPECIAL CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY FOR STUDENTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES IN THE SPO SYSTEMA
Abstract
In the article, we considered the problem of working with the parents of a disabled child in terms of his career guidance, taking into account his interests and inclinations, for subsequent professional self-determination when choosing a future profession.
Parents and family play an important role in the formation of a young specialist, in this regard, it is extremely important to identify the position of loved ones to a disabled child, identify emerging difficulties, identify mechanisms for their solution. Special attention is paid to the role of the family and the provision of necessary psychological assistance to parents of disabled children, in matters of career guidance and career planning.
Keywords:
career guidance, self-determination, special educational needs, socio-psychological counseling.
Семейно-центрированный подход как система оказания помощи детям с нарушениями развития возник в западной научной школе и практике в 1960-е гг. Основная цель семейно-центрированного
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
подхода состоит в оказании помощи всей семье в общем и ребёнку инвалиду в частности, учитывая воспитательный потенциал и собственные ресурсы всех членов семьи. Этот метод был разработан С. Мак-Доноуг как модель кратковременной семейно-центрированной психотерапии, способствующей позитивным изменениям в отношениях между родителями и ребенком.
Для наиболее успешного перехода детей инвалидов от школьной жизни к получению профессии и как следствие рабочей деятельности, родители должны играть основную роль. Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Поддержка родителей и их участие в планирования процесса перехода от периода обучения к получению профессии и последующей трудовой деятельности крайне важна.
Позиция родителей в данном вопросе во большинстве своём обусловлена проблемами семьи, имеющей ребенка с особыми образовательными потребностями. Специфическое положении ребенка-инвалида является проблемой детско-родительских взаимоотношений в этих семьях и является главной составляющей этих отношений. В таких семьях, как правило, доминантным типом воспитания, является гиперопека. Гиперопека в большинстве своём, оказывает на ребенка с особенностями психофизического развития, дополнительное инвалидизирующее влияние. Дети-инвалиды привыкают манипулировать людьми, в том числе своими близкими и получать от этого выгоды. Родители, имеющие особенного ребёнка, в основном обладают консервативным мышлением, высоким уровнем тревожности, не верным восприятием себя, ребенка и окружающих, а также обладают сильно заниженной самооценкой. Недостаточный уровень профориентационной и психолого-педагогической компетентности в целом, и неадекватность родительской позиции в отношении будущего своего ребенка, в частности обуславливают их страхи по поводу дальнейшей профессиональной пригодности, адаптации и социализации лица с особыми образовательными потребностями.
При изучение причин, мешающих успешной реализации родительских функций в профориентационном процессе, планируется проведение психологического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития и его родителей, в котором следует отталкиваться от принципа разумной достаточности.
Профориентационная диагностики родителей детей-инвалидов схематически может выглядеть примерно так: сперва проводится психодиагностика; далее необходимо провести диагностику родительского отношения к ребенку; затем проанализировать уклад детско-родительских отношений и традиции воспитания; изучить психологические особенности родителей, их профориентационную компетентность; оценить и сопоставить результаты психодиагностики ребёнка-инвалида и его родителей.
Для результативного произведения трудового воспитания, в отношении детей с особыми образовательными потребностями родители должны соблюдать определённые педагогические требования, такие как:
- обязательность в выполнении определенных обязанностей и домашних работ;
- научить детей демонстрировать посильное усердие и навык преодоления трудностей;
- усвоить навык учёта рабочего времени и создания условий для успешной работы детей;
- прививать навыки и любовь к труду, путём совместного выполнения разного рода работ;
- постараться научить ребёнка адекватно и объективно оценивать свой труд и труд людей работающих с ними над одной задачей;
- стимулировать ребёнка одобрением и поощрениями за правильно и качественно выполненную работу;
- объяснять важность труда, как у детей, так и у взрослых.
Для оказания полноценной помощи подростку-инвалиду при выборе направления
профессиональной подготовки, родители играют ведущую роль. Для того, чтобы своевременно и в полном объёме помочь ребёнку-инвалиду сделать верный выбор, родители должны сами владеть всей необходимой информацией о правах и льготах для инвалидов при получении профессионального образования и последующем трудоустройстве, обладать знаниями о услугах и программах предоставляемых государством, знать перечень рекомендуемых и противопоказанных профессий, а также обеспечения инвалида дополнительными необходимыми условиями труда, с учётом видов его нозологий.
Активное вовлечение в процесс трудового воспитания родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями, в прфориентационные процессы крайне важно. Родители обязаны внимательно наблюдать за интересами и увлечениями и способностями ребёнка-инвалида, связанными с профессиональной деятельностью. Личный пример родителей в трудовой воспитании, а также пример всех остальных членов семьи, крайне важны и оказывают самое значительное влияние на развивающуюся личность.
Переход от периода обучения к полноценной трудовой жизни, по праву считается одним из труднейших периодов в жизни каждого подростка и особенно для подростков с особенностями в психофизическом развитии. Основной задачей специалистов служб психолого-педагогического сопровождения, оказывать своевременную помощь при решении возникающих проблем.
Список использованной литературы:
1. Алдошина М. И. Современные проблемы науки и образования Учебное пособие для вУзов 2-е издание, переработанное и дополненное. - Юрайт, Москва, 2019.
2. Леонгард, Э.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c.
3. Макарова Т.А. Воспитание трудолюбия у школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2011. -200 с.
4. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 2016. -№ 4. - С. 3-15.
© Бондаренко С.Б., 2023