Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИД ДЕТСТВА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котовская С.В., Руденко И.Л., Хакимов Р.М.

Вопросы профессионального самоопределения, качественного образования и последующего трудоустройства являются наиболее значимыми для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в период определения их жизненной и профессиональной траекторий. Профдиагностика и профконсультирование обучающихся с инвалидностью и ОВЗ имеют свою специфику и должны учитывать доступность профессии и условия труда, личный интерес и собственные возможности, востребованность и перспективы трудоустройства. Серьезной проблемой для лиц с инвалидностью и ОВЗ в период профессионального выбора является наличие противоречий между собственными интересами и возможностями их реализации. Настоящая статья посвящена системному анализу индивидуальных профессиональных траекторий развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с ориентацией на субъективную оценку собственных возможностей. В исследовании приняли участие 290 респондентов, обучающихся по программам среднего и среднего профессионального образования. Для проведения анализа индивидуальной профессиональной траектории развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ использовалась методика экспресс-диагностики профессиональных склонностей «Ориентир», разработанная для специалистов учреждений образования и службы занятости, занимающихся вопросами профориентации. В результате проведенного анализа установлено, что обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по програм мам среднего образования необходима помощь специалистов при выборе индивидуальной профессиональной траектории развития. Состояние здоровья, степень нарушений и расстройств функций организма значимо влияет на выбор и возможности профессиональной деятельности молодежи. Тенденции профессиональных предпочтений девушек и юношей, обучающихся по программам среднего образования, при выборе предмета и характера труда остаются неизменными и при обучении по программам среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котовская С.В., Руденко И.Л., Хакимов Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAJECTORY OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES AND HIA

The issues of professional self-determination, quality education and subsequent employment are the most significant for disabled children and children with HIA during the period of determining their life and professional trajectory. Professional diagnostics and counseling of students with disabilities and HIA have their own specifics and should take into account the availability of the professions and working conditions, personal interests and their own opportunities, demand and employment prospects. A serious problem for people with disabilities and HIA during the period of professional choice is the presence of contradictions between their own interests and the possibilities of their realization. This article is devoted to the systematic analysis of individual professional development trajectories of disabilities and HIA students with a focus on the subjective assessment of their own capabilities. The study involved 290 respondents enrolled in secondary and secondary vocational education programs. To analyze the individual professional development trajectory of students with disabilities and HIA, the express diagnostics method of professional inclinations “Landmark”, developed for specialists of educational institutions and employment services dealing with career guidance was used. As a result of the analysis, it was discovered that students with disabilities and HIA in secondary education programs need specialists help in choosing an individual professional development trajectory. The state of health, the degree of disorders of body functions significantly affects the choice and opportunities for professional activity of young people. The trends of professional preferences of girls and boys enrolled in secondary education programs do not change when choosing the subject and work in secondary vocational education programs.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

С. В. Котовская,

МГГЭУ, Москва, s.marunyak74@mail.ru,

И. Л. Руденко,

МГГЭУ, Москва,

rudenko@mggeu.ru,

Р. М. Хакимов,

МГГЭУ, Москва, khakimov@mggeu.ru

Вопросы профессионального самоопределения, качественного образования и последующего трудоустройства являются наиболее значимыми для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в период определения их жизненной и профессиональной траекторий. Профдиагностика и профконсультирование обучающихся с инвалидностью и ОВЗ имеют свою специфику и должны учитывать доступность профессии и условия труда, личный интерес и собственные возможности, востребованность и перспективы трудоустройства. Серьезной проблемой для лиц с инвалидностью и ОВЗ в период профессионального выбора является наличие противоречий между собственными интересами и возможностями их реализации.

Настоящая статья посвящена системному анализу индивидуальных профессиональных траекторий развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с ориентацией на субъективную оценку собственных возможностей. В исследовании приняли участие 290 респондентов, обучающихся по программам среднего и среднего профессионального образования. Для проведения анализа индивидуальной профессиональной траектории развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ использовалась методика экспресс-диагностики профессиональных склонностей «Ориентир», разработанная для специалистов учреждений образования и службы занятости, занимающихся вопросами профориентации.

В результате проведенного анализа установлено, что обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего образования необходима помощь специалистов при выборе индивидуальной профессиональной траектории развития. Состояние здоровья, степень нарушений и расстройств функций организма значимо влияет на выбор и возможности профессиональной деятельности молодежи. Тенденции профессиональных предпочтений девушек и юношей, обучающихся по программам среднего образования, при выборе предмета и характера труда остаются неизменными и при обучении по программам среднего профессионального образования.

Ключевые слова: системный анализ; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инвалид детства; обучающиеся с инвалидностью; профориентация; среднее образование; среднее специальное образование.

Для цитаты: Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 19-28. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

E-mail: s.marunyak74@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7832-2702

© Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М., 2023

Руденко Игорь Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. E-mail: rudenko@mggeu.ru ORCID: 0000-0003-4738-8121

Хакимов Руслан Мадаминджанович, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета юриспруденции Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. E-mail: khakimov@mggeu.ru ORCID: 0000-0003-4854-6697

UDC 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

INDIVIDUAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAJECTORY OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES AND HIA

S. V. Kotovskaya,

MSHEU, Moscow, s.marunyak74@mail.ru,

I. L. Rudenko,

MSHEU, Moscow, rudenko@mggeu.ru,

R. M. Khakimov,

MSHEU, Moscow, khakimov@mggeu.ru

The issues of professional self-determination, quality education and subsequent employment are the most significant for disabled children and children with HIA during the period of determining their life and professional trajectory. Professional diagnostics and counseling of students with disabilities and HIA have their own specifics and should take into account the availability of the professions and working conditions, personal interests and their own opportunities, demand and employment prospects. A serious problem for people with disabilities and HIA during the period of professional choice is the presence of contradictions between their own interests and the possibilities of their realization.

This article is devoted to the systematic analysis of individual professional development trajectories of disabilities and HIA students with a focus on the subjective assessment of their own capabilities. The study involved 290 respondents enrolled in secondary and secondary vocational education programs. To analyze the individual professional development trajectory of students with disabilities and HIA, the express diagnostics method of professional inclinations "Landmark", developed for specialists of educational institutions and employment services dealing with career guidance was used.

As a result of the analysis, it was discovered that students with disabilities and HIA in secondary education programs need specialists help in choosing an individual professional development trajectory. The state of health, the degree of disorders of body functions significantly affects the choice and opportunities for professional activity of young people. The trends of professional preferences of girls and boys enrolled in secondary education programs do not change when choosing the subject and work in secondary vocational education programs.

Keywords: system analysis; students with disabilities; disabled child; students with HIA; career guidance; secondary education; secondary special education.

For citation: Kotovskaya S. V., Rudenko I. L., Khakimov R. M. Individual professional development trajectory of students with disabilities and disabilities and HIA // Systems Psychology and Sociology. 2023. № 2 (46). P. 19-28. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

Kotovskaya Svetlana Vladimirovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of the Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

E-mail: s.marunyak74@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7832-2702

Rudenko Igor Leonidovich, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Psychology and Pedagogy of the Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

E-mail: rudenko@mggeu.ru

ORCID: 0000-0003-4738-8121

Khakimov Ruslan Madaminjanovich, PhD in Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Jurisprudence of the Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

E-mail: khakimov@mggeu.ru

ORCID: 0000-0003-4854-6697

Введение

Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также детей-инвалидов является одной из важнейших задач современного образовательного пространства. А. В. Герасимов и И. Л. Литви-ненко в своих публикациях делают акцент на необходимости создания специальных управляемых условий для реализации эффективной профориентационной работы с такими детьми [2]. К настоящему времени накоплен колоссальный опыт работы с организациями среднего, средне-профессионального инклюзивного образования, реабилитационными центрами и общественными организациями инвалидов и семей с детьми инвалидами с целью обеспечения преемственности всех уровней образования [4-6].

В отечественных исследованиях профессиональное самоопределение как часть жизненного самоопределения рассматривается в рамках психологии, социологии и профориентации. Системный анализ существующих отечественных и зарубежных практик, включающих организационно-методическую и нормативно-правовую документацию по организации профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в организациях общего образования, позволяет говорить о достаточной степени разработанности вопросов, касающихся порядка профориентации [3; 8]. Несмотря на то что профессиональное самоопределение —

это длительный процесс, сопровождающий человека всю его жизнь, актуальными являются периоды, в которых молодой человек, в том числе инвалид, делает свой профессиональный выбор [7; 11]. Этим обусловлены возрастные рамки оказания экстренной профориентационной помощи с использованием научно обоснованных надежных и валидных психологических инструментов [12; 15].

Профдиагностика и профконсультирова-ние обучающихся-инвалидов и обучающихся с ОВЗ имеют свою специфику и должны учитывать доступность профессии и условия труда, личный интерес и собственные возможности, востребованность и перспективы трудоустройства [9; 14]. В отечественной психологии компоненты оптимального выбора профессии были рассмотрены Е. А. Климовым1. Эти компоненты состоят из триады «хочу (интерес к профессии) - могу (способности к освоению профессии) - надо (необходимые знания и умения в профессиональной сфере)».

С. Б. Бондаренко отводит основополагающую роль при формировании профессиональной траектории обучающихся с инвалидностью и ОВЗ семье через личный пример ее членов, трудовое воспитание и внимательное изучение склонностей и увлечений самого ребенка [1: с. 100]. Развитию профориента-ционного направления работы в Российской

1 Климов Е. А. Профориентация и психология // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. № 1. С. 3-6.

Федерации, по мнению Д. С. Шовкомуд, препятствуют «неподготовленность кадров в области профориентации инвалидов, возможность упущения профориентационной технологии как части общей реабилитации, патерналистское отношение общества к лицам с инвалидностью и иждивенческий статус инвалида» [15: с. 159].

Серьезной проблемой для лиц с инвалидностью и ОВЗ в период профессионального выбора является наличие противоречий между собственными интересами, склонностями и соответствующими возможностями и способностями [5; 10]. Осложняется это еще и тем, что процесс выявления интересов, склонностей и способностей возможен только при использовании специального психологического инструментария с последующим соотнесением полученных результатов с требованиями профессий.

Методы исследования

В целях проведения анализа индивидуальной профессиональной траектории развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ использовалась методика экспресс-диагностики профессиональных склонностей «Ориентир» И. Л. Соломина2. Методика направлена на выявление индивидуальных профессиональных склонностей респондентов и их согласование с возможностями профессионального обучения с учетом особенностей рынка труда в современных российских условиях.

Цель настоящего исследования — проанализировать индивидуальные профессиональные траектории развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с ориентацией на субъективную оценку собственных возможностей.

Для реализации цели исследования было опрошено 290 респондентов (см. табл. 1).

Опрос проводился на базе Липецкого государственного технического университета,

2 Каптерев А. И. Профориентация старшеклассников: современные проблемы теории и практики: монография. Saarbrucken, Deutschland: Lambert Academic Publishing, 2014. С. 70-71.

Центра образования, реабилитации и оздоровления г. Липецка, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 31 г. Москвы, реабилитационно-образовательного центра № 76 г. Москвы, технологического колледжа № 21 г. Москвы. Кроме того, нами были опрошены участники различных молодежных форумов.

Результаты исследования

Результаты исследования представлены в виде медианы, 25-75 квартилей Md значимы при р < 0,05. Как показывают данные проведенного исследования, обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ нацелены на профессии типа «человек - природа» и «человек - человек» с творческим и исполнительским характером труда, что выражается в проявлении интереса к этим профессиям (табл. 2). Обследуемые заявляют о своей готовности осуществлять трудовую деятельность как с высокой регламентацией определенной последовательности действий и осуществлением внешнего контроля ее эффективности, так и с большей собственной ответственностью за конечный результат.

С учетом состояния своего здоровья обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ считают себя способными к освоению профессий типа «человек - человек», «человек - знаковая система» и «человек - техника». При проведении статистического анализа результатов установлено, что обучающиеся демонстрируют несоответствие в оценке собственных желаний и потенций при планировании индивидуальной профессиональной траектории развития.

В таблице 3 приведены результаты исследования профессионального самоопределения девушек и юношей с инвалидностью и ОВЗ.

Девушки хотят заниматься профессиями типа «человек - человек» исполнительского класса (медсестра, продавец, социальный работник и др.), могут претендовать на профессии типа «человек - человек» творческого класса (менеджер, референт, учитель и др.). Юноши хотят и могут работать в профессиях типа «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система» исполнительского

Таблица 1

Характеристика участников опроса (п = 290)

Количество от общего числа участников (%, п) Возраст I группа инвалидности (%, п) II группа инвалидности (%, п) III группа инвалидности (%, п) ОВЗ (%, п) Инвалиды с детства (%, п) Девушки (%, п)

Обучающиеся по программе среднего образования 60,3 (П = 175) 18,32 ± 3,3 10,9 (П = 19) 11,45 (П = 19) II , 7) 16,0 (П = 28) 52,0 (П = 91) 59,4 (П = 104)

Обучающиеся по программе среднего специального образования 39,7 (П = 115) 22,85 ± 5,22 11,3 (П = 13) 17,4 (П = 20) 47,0 (П = 54) 11,3 (П = 13) 13,0 (П = 15) 51,3 (п = 59)

Таблица 2

Классы профессий, выбираемые обучающимися с инвалидностью и ОВЗ по программе среднего профессионального образования

Шкала «Хочу», Md ^ «Могу», Md ^

«Человек - человек»* 7,00 (5,00-9,00) 9,00 (7,00-12,00)

«Человек - техника»* 4,00 (2,00-8,00) 6,00 (3,00-10,00)

«Человек - знаковая система»* 6,00 (3,00-9,00) 7,00 (5,00-10,00)

«Человек - художественный образ» 6,00 (2,00-8,00) 5,00 (3,00-7,00)

«Человек - природа»* 9,00 (7,00-10,00) 3,00 (1,00-7,00)

Исполнительский (алгоритмический) класс 9,00 (6,00-11,00) 8,00 (5,00-10,00)

Творческий (эвристический) класс 9,00 (7,00-12,00) 9,00 (6,00-12,00)

Примечание: * — статистические значимые различия по критерию Манна - Уитни при р < 0,05.

Таблица 3

Классы профессий девушек и юношей, обучающихся по программе среднего профессионального образования

Девушки Юноши

Шкала «Хочу», Md (д,-д,) «Могу», Md «Хочу», Md (д,-д,) «Могу», Md (д,-д,)

«Человек - человек» 7,00 9,00 7,00 9,00

(5,00-9,00) (6,00-11,50) (4,00-9,00) (7,25-12,00)

«Человек - техника» 2,00* 4,00* 7,00 10,00

(1,00-5,00) (2,00-6,50) (4,00-11,00) (7,00-13,00)

«Человек - знаковая система» 4,00* 6,00* 7,00 9,00

(3,00-8,00) (4,00-9,00) (4,00-10,00) (6,25-13,00)

«Человек - художественный образ» 6,00* (3,00-9,00) 5,00 (3,00-7,00) 4,50 (1,00-7,00) 4,50 (2,25-8,00)

«Человек - природа» 6,00 3,00 6,00 3,00

(2,50-9,00) (1,00-7,00) (2,00-9,00) (1,00-6,75)

Исполнительский (алгоритмический) 8,00* 7,00 10,00 9,00

класс (5,00-10,00) (5,00-10,00) (7,00-11,00) (5,25-11,00)

Творческий (эвристический) класс 7,00* 8,00* 10,00 10,00

(5,00-10,00) (5,00-11,00) (8,00-13,00) (7,00-12,00)

Примечание: * — статистически значимые различия по критерию Манна - Уитни при р < 0,05 в группе юношей и девушек.

и творческого класса (машинист, оператор, станочник, юрист, инженер, экономист и др.). Статистически значимо юноши хотят и могут ориентироваться на типы профессий «человек -техника», «человек - знаковая система» эвристического класса. Девушки значимо более расположены к творческой деятельности, где требуются, креативность, развитый художественный вкус и богатое воображение (журналист, модельер, актриса, цветовод-декоратор и др.) (см. табл. 3).

Статистически значимо юноши более рационально соотносят собственные желания и возможности при выборе профессиональной траектории индивидуального развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельно следует обратить внимание на выбор профессий обучающихся в зависимости от особенностей состояния здоровья (табл. 4).

Обучающиеся с 1-Ш группами инвалидности хотят и могут реализовать себя в профессиях типа «человек - человек». Респонденты с ОВЗ хотят создавать, проектировать, моделировать (ориентированы на профессии типа «человек - художественный образ»), а могут заниматься деятельностью, связанной со сферой обслуживания и воспитания («человек - человек»). Инвалиды с детства планируют траекторию собственного профессионального развития в деятельности, связанной со способностью к логическому мышлению и оперированию числами («человек - знаковая система»), а могут развиваться в профессиях типа «человек - человек». Статистически значимо респонденты с III группой инвалидности, обучающиеся по программам СО и СПО,

Таблица 4

Классы профессий, выбираемые обучающимися с инвалидностью и ОВЗ

Шкала Состояние здоровья и группа инвалидности, Md

I группа II группа III группа ОВЗ Инвалиды

инвалидности инвалидности инвалидности с детства

«Человек - человек» 7,00 6,00 7,00 5,00 4,00

(5,00-9,00) (4,00-8,00) (5,00-9,00) (3,00-7,00) (3,00-7,00)

«Человек - техника»* 3,00 2,00 4,00 2,00 3,00

(1,00-7,50) (0,00-5,75) (2,00-8,00) (0,50-4,00) (0,75-6,25)

«Человек - знаковая 4,00 4,50 5,00 4,00 5,00

система» (3,00-7,00) (2,00-7,75) (3,00-8,00) (2,00-7,50) (2,75-8,25)

«Человек - художест- 5,00 5,50 5,00 7,00 4,00

* венный образ» (2,00-8,75) (1,25-9,00) (2,00-9,00) (1,50-10,50) (2,00-7,00)

«Человек - природа»* 4,50 4,50 6,00 3,00 3,00

(2,00-8,00) (2,00-8,75) (2,00-9,00) (1,00-5,00) (1,75-6,00)

Исполнительский класс 8,00 8,00 8,00 7,00 8,00

(6,00-10,75) (5,00-10,00) (6,00-10,00) (5,00-9,00) (5,75-11,00)

Творческий класс 7,50 8,50 9,00 7,00 8,50

(6,00-11,75) (5,25-11,00) (6,00-11,00) (5,00-11,00) (6,75-11,00)

«Человек - человек» 10,00 9,50 9,00 10,00 9,00

(7,00-13,00) (7,00-13,00) (7,00-10,00) (6,00-12,00) (6,00-11,25)

«Человек - техника»* 6,00 5,00 5,00 4,00 6,00

(3,00-9,50) (2,00-10,00) (3,00-10,00) (3,00-8,00) (3,00-8,00)

«Человек - знаковая 6,00 7,00 6,00 5,00 7,00

А система»* (4,00-8,00) (4,00-11,00) (5,00-9,00) (4,00-10,00) (4,00-10,25)

«Человек - художест- 4,00 5,50 5,00 6,00 5,00

1 венный образ» (2,00-6,75) (3,00-9,75) (3,00-7,00) (2,00-9,00) (2,00-7,00)

«Человек - природа»* 2,50 2,00 5,00 1,00 3,00

(0,00-5,00) (0,00-5,00) (2,00-8,00) (0,00-5,00) (1,00-6,75)

Исполнительский 8,00 7,00 7,00 7,00 9,00

класс* (5,00-10,00) (5,00-10,00) (5,00-10,00) (4,00-10,50) (6,00-11,00)

Творческий класс* 9,00 9,00 8,00 10,00 9,00

(5,00-11,75) (6,00-12,75) (5,00-11,00) (6,00-12,00) (6,00-12,00)

Примечание: * — статистические значимые различия по критерию Краскела - Уоллиса при р < 0,05.

более ориентированы на типы профессий «человек - природа» и «человек - знаковая система». Они же значимо более способны заниматься деятельностью, связанной с изучением природы. Респонденты с I группой инвалидности могут работать в сфере «человек - техника». Для инвалидов с детства значимо более комфортны виды деятельности с высокой регламентацией труда, а определение последовательности действий более привлекательно для обучающихся с ОВЗ.

Сравнительный анализ предпочитаемых обучающимися профессий и выбираемых ими представлен в таблице 5.

по сравнению с респондентами, обучающимися по программе среднего образования.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего образования необходима помощь специалистов при выборе индивидуальной профессиональной траектории развития. Юноши с инвалидностью и ОВЗ значимо более рационально, чем девушки, подходят к выбору профессиональной деятельности

Таблица 5

Классы профессий, предпочитаемых респондентами с инвалидностью и ОВЗ, обучающимися по программам среднего и среднего профессионального образования

СО СПО

Шкала «Хочу», Md (д,-д,) «Могу», Md (д,-д,) «Хочу», Md (д,-д,) «Могу», Md (д,-д,)

«Человек - человек» 5,00* 9,00 7,00 9,00

(3,00-7,00) (6,00-12,00) (5,00-9,00) (7,00-12,00)

«Человек - техника» 2,00* 5,00* 4,00 6,00

(0,00-5,00) (3,00-8,00) (2,00-8,00) (3,00-10,00)

«Человек - знаковая система» 4,00* 6,00* 6,00 7,00

(2,00-7,00) (4,00-9,00) (3,00-9,00) (5,00-10,00)

«Человек - художественный образ» 5,00 (2,00-9,00) 5,00 (2,00-8,00) 6,00 (2,00-8,00) 5,00 (3,00-7,00)

«Человек - природа» 3,00* 2,00* 9,00 3,00

(1,50-6,00) (0,00-5,00) (7,00-10,00) (1,00-7,00)

Исполнительский (алгоритмический) класс 7,00* 8,00 9,00 8,00

(5,00-10,00) (5,00-10,00) (6,00-11,00) (5,00-10,00)

Творческий (эвристический) класс 9,00 9,00 8,00 9,00

(6,00-10,00) (5,00-12,00) (7,00-12,00) (6,00-12,00)

— статистически значимые различия по критерию Манна - Уитни при р < 0,05 в группе

Примечание: * СО и СПО.

Таким образом, исследование особенностей выбора предпочитаемых и выбираемых профессий выявило, что обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ проявляют выраженный интерес к профессиям типа «человек - человек» и «человек - художественный образ» эвристического класса, однако считают себя более способными к освоению профессий типа «человек - природа» алгоритмического класса. При этом оценка собственных возможностей респондентов возрастает, если они обучаются по программе среднего профессионального образования,

в соответствии с требованиями профессии, собственными желаниями и возможностями.

Тенденции профессиональных предпочтений девушек и юношей, обучающихся по программам среднего образования, не изменяются при выборе предмета и характера труда по программам среднего профессионального образования. Состояние здоровья, степень нарушений и расстройств функций организма значимо влияет на выбор и возможности профессиональной деятельности обучающихся.

Литература

1. Бондаренко С. Б. Значение семейно-центрированного подхода в профилактике, развитии, коррекции и образовании обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в среднем профессиональном образовании // In Situ. 2023. № 1. С. 99-101.

2. Герасимов А. В., Литвиненко И. Л. Управленческое сопровождение (дорожная карта) профориентации и трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидов // Человек. Общество. Инклюзия. 2017. № 2 (30). С. 77-91.

3. Громыко А. О. Необходимость профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в период дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 17 мая 2022 г.). Чебоксары: Среда, 2022. С. 129-130.

4. Денисова О. А., Леханова О. Л. К проблеме цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 195. С. 96-102.

5. Денисова О. А., Леханова О. Л. Региональный информационно-аналитический портал «Перспектива - PRO» как инструмент профориентации и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ // Повышение доступности и качества высшего образования: опыт и передовые практики: монография / [О. А. Денисова и др.]; под ред. О. А. Денисовой. Череповец: ЧГУ 2022. С. 119-139.

6. Державина В. В. Наставничество как форма профориентации детей с ОВЗ: образовательная практика // Образование личности. 2020. № 3-4. С. 62-73.

7. Кирик И. Б. Анализ развития системы адаптации и профориентации обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ в Санкт-Петербурге // Общество и наука: векторы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 29 июня 2022 г) / редкол.: О. Н. Широков и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2022. С. 62-65.

8. Котова Г. Л., Тер-Григорьянц Р. Г. Порядок профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд: сб. тезисов II Всероссийского съезда дефектологов (Москва, 2-3 ноября 2017 г.). М.: ИД «Миракль», 2018. С. 198-202.

9. Кулайкин С. В., Герасимов А. В. Управленческое сопровождение профориентации и трудоустройства инвалидов в системе образования Российской Федерации // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 9. С. 407-417.

10. Пирожникова Н. Ю. Профориентация инвалидов как фактор повышения их конкурентоспособности на рынке труда // Современные проблемы экономики и менеджмента: материалы Международной научно-практической конференции (Воронеж, 25 октября 2018 г.). Воронеж: Истоки, 2018. С. 182-185.

11. Романенкова Д. Ф., Романович Н. А. Психолого-педагогические и технологические основы профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами в виртуальной образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 42-47.

12. Серякина А. В., Рамзаева В. Ю. Профориентация инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и перспективы развития // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 2 (22). С. 81-85.

13. Шадчин И. В. Проблемы и перспективы развития профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Челябинской области // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 23-27 ноября 2015 г.). Красноярск: [Б. и.], 2016. С. 388-392.

14. Хомякова К. А. Развитие образовательной программы высшего образования для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья в ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» // Стратегии социального партнерства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Кострома, 5 июня 2019 г.) / сост. Н. И. Мамонтова; науч. ред. О. Н. Веричева. Кострома: Костромской гос. ун-т, 2020. С. 144-148.

15. Шовкомуд Д. С. Проблема технологизации в профориентации молодых инвалидов в России // Технологии социальной работы с разными группами населения: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (Чита, 15-17 декабря 2021 г.) / отв. ред. М. С. Жиляева. Чита: ЗабГУ, 2021. С. 155-159.

References

1. Bondarenko S. B. Znachenie semejno-centrirovannogo podxoda v profilaktike, razvitii, korrekcii i obrazovanii obuchayushhixsya s OVZ i invalidnost'yu v srednem professionaFnom obrazovanii [Special conditions of educational activity for students with disabilities and disabilities in the SPO-systema] // In Situ. 2023. № 1. P. 99-101.

2. Gerasimov A. V., Litvinenko I. L. Upravlencheskoe soprovozhdenie (dorozhnaya karta) proforientacii i trudoustrojstva obuchayushhixsya s OVZ i invalidov [Management support (roadmap) vocational guidance and employment of students with disabilities] // Chelovek. Obshhestvo. Inklyuziya [Human. Society. Inclusion]. 2017. № 2 (30). P. 77-91.

3. Gromyko A. O. Neobxodimost' proforientacionnoj raboty' s invalidami i liczami s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya v period distancionnogo obucheniya v sisteme srednego professional'nogo obra-zovaniya [The need for career guidance work with the disabled and persons with disabilities during distance learning in the system of secondary vocational education] // Social'no-pedagogicheskie voprosy' obrazovaniya i vospitaniya: materialy' II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheboksary', 17 maya 2022 g.) [Socio-pedagogical issues of education and upbringing: materials of the II All-Russian scientific and practical conference]. Cheboksary': Sreda, 2022. P. 129-130.

4. Denisova O. A., Lexanova O. L. K probleme cifrovogo soprovozhdeniya proforientacii, obrazovaniya i trudoustrojstva invalidov i licz s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya [On the issue of digital support for career guidance, education and employment of the disabled and individuals with health limitations] // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. 2020. № 195. P. 96-102.

5. Denisova O. A., Lexanova O. L. Regional'ny'j informacionno-analiticheskij portal «Perspekti-va-PRO» kak instrument proforientacii i trudoustrojstva invalidov i licz i OVZ [Regional information and analytical portal "Perspektiva-PRO" as a tool for career guidance and employment of disabled people and persons with disabilities] // Povy'shenie dostupnosti i kachestva vy'sshego obrazovaniya: opy't i peredovy'e praktiki: monografiya [Improving accessibility and quality of higher education: experience and best practices: monograph] / [O. A. Denisova i dr.]; pod redakciej O. A. Denisovoj. Cherepovecz: ChGU, 2022. P. 119-139.

6. Derzhavina V. V. Nastavnichestvo kak forma proforientacii detej s OVZ: obrazovatel'naya praktika [Mentoring as a form of vocational guidance of children with disabilities: educational practice] // Obrazovanie lichnosti [Personality Formation]. 2020. № 3-4. P. 62-73.

7. Kirik I. B. Analiz razvitiya sistemy' adaptacii i proforientacii obuchayushhixsya s invalidnost'yu i licz s OVZ v Sankt-Peterburge [Analysis of the development of the system of adaptation and career guidance of students with disabilities and persons with disabilities in St. Petersburg] // Obshhestvo i nauka: vektory' razvitiya: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Society and Science: vectors of development: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference] (Cheboksary, 29 iyunya 2022 g.) / redkol.: O. N. Shirokov i dr. Cheboksary: Interaktiv plyus, 2022. P. 62-65.

8. Kotova G. L., Ter-Grigoryancz R. G. Poryadok proforientacii licz s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya i detej-invalidov v obshheobrazovatel'ny'x organizaciyax, v tom chisle s ispol'zovaniem distan-cionny'x texnologij [The procedure for career guidance of persons with disabilities and children with disabilities in general education organizations, including using remote technologies] // Razvitie rossijskoj defektologi-cheskoj nauki i praktiki v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: novy'j vzglyad: sbornik tezisov II Vse-rossijskogo s"ezda defektologov (Moskva, 2-3 noyabrya 2017 g.) [The development of Russian defectological science and practice in the modern educational space: a new look. II All-Russian congress of defectologists]. M.: ID «Mirakl'», 2018. P. 198-202.

9. Kulajkin S. V., Gerasimov A. V. Upravlencheskoe soprovozhdenie proforientacii i trudoustrojstva invalidov v sisteme obrazovaniya Rossijskoj Federacii [Management support for career guidance and employment of persons with disabilities in the education system of the Russian Federation] // Alleya nauki [Alley of Science]. 2017. Vol. 4. № 9. P. 407-417.

10. Pirozhnikova N. Yu. Proforientaciya invalidov kak faktor povy'sheniya ix konkurentosposobnosti na ry'nke truda [Career guidance of disabled people as a factor of increasing their competitiveness in the labor market] // Sovremenny'e problemy' e'konomiki i menedzhmenta: materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii (Voronezh, 25 oktyabrya 2018 g.) [Modern problems of economics and management: materials of the International scientific and practical conference (Voronezh, October 25, 2018)]. Voronezh: Istoki, 2018. P. 182-185.

11. Romanenkova D. F., Romanovich N. A. Psixologo-pedagogicheskie i texnologicheskie osnovy' proforientacionnoj raboty' s abiturientami-invalidami v virtual'noj obrazovatel'noj srede [Psychological, pedagogical and technological foundations of career guidance work with disabled applicants in a virtual educational environment] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2013. № 1. P. 42-47.

12. Seryakina A. V., Ramzaeva V. Yu. Proforientaciya invalidov i licz s OVZ: problemy' i perspektivy' razvitiya [Career guidance for persons with disabilities: problems and prospect] // Vestnik Saratovskogo oblast-nogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development].

2020. № 2 (22). P. 81-85.

13. Shadchin I. V. Problemy' i perspektivy' razvitiya proforientacii obuchayushhixsya s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidov v Chelyabinskoj oblasti [Problems and prospects for the development of vocational guidance for students with disabilities and the disabled in the Chelyabinsk region] // Professio-nal'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy' i perspektivy': sbornik statej po mate-rialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Krasnoyarsk, 23-27 noyabrya 2015 g.) [Professional self-determination of the youth of the innovative region: problems and prospects: collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference (Krasnoyarsk, November 23-27, 2015)]. Krasnoyarsk: [B. i.], 2016. P. 388-392.

14. Xomyakova K. A. Razvitie obrazovatel'noj programmy' vy'sshego obrazovaniya dlya licz, imey-ushhix ogranichenny'e vozmozhnosti zdorov'ya v FGBOU VO «Kostromskoj gosudarstvenny'j universitet» [Development of the educational program of higher education for persons with limited health opportunities in the Kostroma State University] // Strategii social'nogo partnerstva v sferax obrazovaniya, zanyatosti i tru-doustrojstva molodezhi s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu: materialy' Mezhregio-nal'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem (Kostroma, 5 iyunya 2019 g.) [Strategies of social partnership in the fields of education, employment and employment of youth with disabilities and disabilities: materials of the Interregional scientific and practical conference with international participation (Kostroma, June 5, 2019)] / sost. N. I. Mamontova; nauch. red. O. N. Vericheva. Kostroma: Kostromskoj gos. un-t, 2020. P. 144-148.

15. Shovkomud D. S. Problema texnologizacii v proforientacii molody'x invalidov v Rossii [The problem of technologization in the career guidance of young disabled people in Russia] // Texnologii social'noj raboty' s raz-ny'mi gruppami naseleniya: materialy' X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Chita, 15-17 dekabrya 2021 g.) [Technologies of social work with different groups of the population: materials of the X All-Russian scientific and practical conference (Chita, December 15-17, 2021)] / otv. red. M. S. Zhilyaeva. Chita: ZabGU,

2021. P. 155-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.