Научная статья на тему 'Профессиональные вокальные образовательные заведения древнего Китая'

Профессиональные вокальные образовательные заведения древнего Китая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яо Вэй

В этой статье отображен процесс зарождения и развития вокального искусства в Древнем Китае и появление первых музыкальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные вокальные образовательные заведения древнего Китая»

Список литературы:

1. Высшее образование: политика доступности для инвалидов // Модернизация российского образования / Под. ред. Н.В. Наливайко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - С. 187-194.

2. Глобальный отчет по человеческому развитию. Преодолевая барьеры: мобильность и развитие. - ПРООН, 2009.

3. Инвестирование в устойчивое развитие: Оценка потребностей для достижения Целей развития Тысячелетия. - Душанбе, 2003.

4. Закон Республики Таджикистан «Об образовании», от 17.05.2004.

5. Интеграционные аспекты обучения и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 12-15 октября 2003 г.) Ч. 2. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С.3-7.

6. Обследование уровня жизни в Таджикистане (ТЬ88-2007) / ЮНИСЕФ.

7. Понятие инклюзивного образования // Образование для всех: пути интеграции. - Саратов: Сарат.гос.тех.ун-т, 2003. - С. 69-78.

8. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. - Саратов: СГУ, 1996. - 192 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

© Яо Вэй*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

В этой статье отображен процесс зарождения и развития вокального искусства в Древнем Китае и появление первых музыкальных учебных заведений.

Китайская цивилизация считается одной из самых древних среди существующих на планете, она имеет очень длинную и богатую историю, насчитывающую около 5000 лет. За эти тысячелетия границы страны неизменно расширялись, постепенно формировался китайский этнос, закладывалась и формировалась сама китайская цивилизация с ее особой мен-тальностью и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. В русле традиций - бережно сохраняемых, порою поддерживаемых на госу-

* Старший преподаватель.

дарственном уровне - очень рано начала складываться образовательная система, в том числе система музыкального образования. В августе 1987 г. в уезде У Ян провинции Хэнань китайскими археологами была найдена древняя кость журавля, которая оказалась флейтой. Ученые были удивлены ее возрастом - ей оказалось более 8000 лет. Китайская музыкальная культура оказалась древнее Китайской цивилизации! 24 августа 2010 г. в провинции Внутренняя Монголия в городе Чифэн флейтист Ян Гоцин сыграл старинные и современные произведения на этом древнем музыкальном инст -рументе, одном из древнейших музыкальных инструментов человечества.

Китайская музыка была не только инструментальной, но и вокальной. Во времена Весен и Осеней - то есть в бронзовом веке, в период распадения древнейшего государственного формирования на сепаратные небольшие государства, во времена когда жил и учил Конфуций - уже считалось что каждый государь обязан хорошо разбираться в музыке так же, как и в государственных делах. Для обучения игре на инструментах были созданы первые профессиональные вокальные образовательные заведения, прообразы современных консерваторий. Среди них особо достойны упоминания следующие.

1. Высшая школа (Да Сюэ) и Младшая школа (Сяо Сюэ).Как предполагают исследователи, первое китайское профессиональное вокальное образовательное заведение появилось во времена династии Шан (1600 г. до н.э. - 1046 г. до н.э.). «Шанский народ основал правую школу, получившую название высшей школы, а так же левую школу, именовавшуюся младшей школой» [2, с. 14]. Тут надо пояснить, что китайская символика частей света не соответствует европейской, запад позиционировался справа, поскольку считалось, что императорский трон смотрит лицом на юг, спиной на север и поэтому запад находится с правой стороны, а восток слева. Правая рука у обычного человека более развита, чем левая. Таки образом, правая школа имела более высокий статус, чем левая школа. Высшая школа и Младшая школа были созданы с целью профессионального обучения пению и танцам, искусствам которые вместе назывались одним термином - ««юэ у». В высшей музыкальной школе основой всего содержания обучения являлись музыкальные предметы. Шанское профессиональное вокальное образование считалось сильнейшим в китайской ойкумене, и сюда стекались студенты из соседних государств [3, с. 7].

2. Государственная школа (Го Сюэ). Во время правления династии Чжоу (1026 г. до н.э. - 256 г. до н.э.) профессиональное вокальное образование получает дальнейшее развитие, формируется нормативная образовательная система. Обучение профессиональным танцам и пению стало одним из самых важных элементов в образовании государственных служа -щих и чиновников и в воспитании подрастающих наследников императора. Самое главное заведение профессионального вокального образования называлась «Государственная школа». В ней делался упор на три глав-

нейших для любого образованного мужа предмета - это были музыкальная философия, пение и танец. В Государственной школе исполнители и преподаватели пения вместе составляли 1463 чел. (не считая преподавателей народного танца). До нас дошли некоторые сведения об организации педагогического процесса в этой школе [1]. Начальник государственной школы назывался «Дасыюэ», он был не только государственным чиновником, но и в качестве преподавателя учил студентов самым сложным танцам и пению. Старшие преподаватели учили студентов различным стилям песен. Наконец, младшие преподаватели обучали студентов игре на музыкальных инструментах, пению и музыкальному сопровождению пения. Срок обучения составлял около 7 лет. Как правило, поступающие студенты были в возрасте 13 лет, и на момент окончания государственной школы достигали 20 лет.

3. Музыкальный дом Юэ Фу. Первое музыкальное заведение - или по-китайски «музыкальный дом» Юэ Фу - было создано в период правления династии Цинь (221 г. до н.э. - 206 г. до н.э.). После свержения династии Цин пришедшая ей на смену династия Хань (202 г. до н.э. - 220 г.) сохранила Юэ Фу и продолжила его традиции. Функция Музыкального дома были таковы: подготовка профессиональных вокалистов и музыкантов, исследование теории музыки, написание и исполнение новых музыкальных произведений. В 112 г. до н.э. ханьский император У-ди (на троне 87-14 гг. до н.э.) расширил Юэ Фу. Он пригласил многих профессиональных музыкантов, так что в его правление число педагогов и студентов составляло 829 чел. Начальником Юэ Фу был Ли Яньнянь, известный певец и композитор, написавший очень много известных музыкальных произведений. Его младшая сестра, талантливая певица, была замужем за самим императором У-ди, она была известна под именем «Госпожа Ли». Последний период Династии Хань завершил сильный экономический кризис, который стал началом правления ханьского императора Ай-ди (6 г. до н.э.), в политике которого музыке не была места и поэтому она была на время забыта. Музыкальные образовательные учреждения закрывались.

4. Тай Чан Шу. Во время правления династии Тан (618 г. н.э. - 907 г. н.э.), профессиональное вокальное образование в Древнем Китае достигло своего пика. Размер здания, в котором находилось заведение профессионального вокального образования, был намного больше, чем когда бы то ни было раньше, называлось оно Тай Чан Шу. Танские императоры покровительствовали искусствам и особенно музыке, поэтому в Тай Чан Шу работало много музыкантов - 11549 чел., занимающихся танцами и пением. Педагогов по вокалу тогда называли «Доктор». Их система воспитания разделялась на 3 уровня: высокий, средний и низкий. И через каждые десять лет все преподаватели Тай Чан Шу сдавали серьезный экзамен. Преподаватель, прошедший экзаменационные испытания, получал должность

чиновника. Если экзамен не удавалось сдать, то через пять лет можно было ещё раз получить шанс. У студентов срок обучения составлял пятнадцать лет и за этот период они подвергались двенадцати экзаменам - пять сложных экзаменов и семь экзаменов средней сложности. Студенты, выдержавшие эти экзамены, получали шанс стать педагогами Тай Чан Шу. Если же студенты учились плохо, то после окончания обучения они имели право получать только третью часть зарплаты.

Кроме Тай Чан Шу были основаны ещё три заведения: Цзяо Фан, Тай Юэ Шу и Ли Юань. Цзяо Фан, в свою очередь, разделился на Левую и Правую части. Правая специализировалась на профессиональном пении, а левая заведовала профессиональными танцами. Туда получали приглашение на работу профессиональные певцы, такие например, как известная певица Сю Хэ Цы.

После династии Тан в Китае правила династия Сун. Но её власть и экономика оказались слабыми, поэтому она не создала никакого профессионального вокального образовательного заведения. Вокальное образование вступило в период упадка. Дошло до того, что когда правительству требовались певцы, оно приглашало вокалистов из народа.

Краткий обзор положения профессионального вокального образова-ния в Древнем Китае позволяет нам заключить, что с древнейших времен оно представляло из себя последовательно развивающуюся структуру. Являясь с самого начала бенефициаром государственных дотаций, пользуясь финансовой и правовой поддержкой у практически всех представителей верховной власти страны, система вокального образования Китая накопила богатые ресурсы педагогических приемов и методов, что обеспечило ей непрерывность образовательной традиции. Профессиональные вокальные заведения Китая переживали свои периоды взлетов и падений, но, несмотря на череду исторических катаклизмов, они неизменно пользовались высоким авторитетом и престижем в китайском обществе, что находит свое отражение и в системе вокального образования наших дней.

Список литературы:

1. Chen Sihai. Zhongguo gudai yinyueshi / Chen Sihai. - Beijing: Guoji wenhua chuban gongsi, 1995. - P. 46-47.

2. Sun Peiying. Zhongguo jiaoyushi / Sun Peiying. - Shanghai: Huadong shifan daxue chubanshe, 2000.

3. Wang Bingzhao. Jianming zhongguo jiaoyushi / Wang Bingzhao. - Beijing: Beijing shifan daxue chubanshe, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.