Научная статья на тему 'Профессиональные ценности ? Основа для формирования компетенций бакалавра менеджмента'

Профессиональные ценности ? Основа для формирования компетенций бакалавра менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ / LEVELS OF MANAGEMENT / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / FINANCIAL MANAGEMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / VOCATIONAL VALUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / NATIONAL EDUCATIONAL STANDARD / БАКАЛАВР МЕНЕДЖМЕНТА / BACHELOR OF MANAGEMENT / VOCATIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Марина Сергеевна, Днепров Сергей Антонович

В статье анализируются результаты опытно-поисковой деятельности по выявлению и интерпретации профессиональных ценностей менеджеров, а также обосновывается механизм воздействия усвоенных профессиональных ценностей на формирование компетенций будущих менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VOCATIONALVALUES- FOUNDATION FOR FORMATION OF BACHELOR OF MANAGEMENT COMPETENCIES

The article analyzes the results of research of showing up and interpretation of vocational values of managers.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ценности ? Основа для формирования компетенций бакалавра менеджмента»

Педагогика

УДК 378.147

менеджер представительства Широкова Марина Сергеевна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Березники); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии Днепров Сергей Антонович

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

БАКАЛАВРА МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. В статье анализируются результаты опытно-поисковой деятельности по выявлению и интерпретации профессиональных ценностей менеджеров, а также обосновывается механизм воздействия усвоенных профессиональных ценностей на формирование компетенций будущих менеджеров.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, менеджер, управление, уровни управления, предприятие, финансовый менеджмент, профессиональные ценности, профессиональные компетенции, федеральный образовательный стандарт, бакалавр менеджмента.

Annotation. The article analyzes the results of research of showing up and interpretation of vocational valúes of managers.

Keywords: education, vocational education, manager, management, levels of management, enterprise, financial management, vocational values, vocational skills, national educational standard, bachelor of management.

Введение. В России принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая нацелена на создание инновационной социально-ориентированной экономики. Одной из важнейших задач на этом пути становится обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что одну из ключевых ролей в этом процессе должно сыграть профессиональное образование будущих финансовых менеджеров, которые в своей предстоящей деятельности должны опираться на профессиональные ценности. Под последними мы понимаем интуитивно или научно осмысленные понятия, раскрывающие систему личностных смыслов и значений социально-значимых ориентиров, руководствуясь которыми человек осуществляет высококвалифицированную профессиональную деятельность.

Цель исследования - выявить профессиональные ценности менеджеров и обосновать механизм воздействия усвоенных профессиональных ценностей на формирование компетенций будущего менеджера.

Задачи:

- выявить методом экспертной оценки профессиональные ценности менеджеров;

- обосновать механизм воздействия профессиональных ценностей на компетенции, определяемые ФГОС для направления подготовки 38.03.02 Менеджмент.

Изложение основного материала статьи. Проблемы общей теории ценностей разрабатывались такими учеными как М.С. Каган, А.Г. Здравомыслов, Б.Г. Ананьев, М. Рокич, А. Маслоу и др. Существенный вклад в разработку идей аксиологии образования внесли Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др. О профессиональных ценностях менеджеров писали М.Г. Синякова и О.Л. Шкиндер, но профессионально-нравственные ценности финансовых менеджеров еще не стали предметом исследований. В то время как профессиональным компетенциям менеджеров, принимающих решения о совершении транзакций, которые обеспечивают результативную и эффективную работу предприятия, отводится главная роль.Научная новизна настоящего исследования состоит в выявлении профессиональных ценностей финансовых менеджеров с опорой на экспертное мнение специалистов-практиков.

Производимые менеджером транзакции могут носить (и не редко носят) интуитивный характер, но все же, как правило, им предшествует сложная аналитическая работа, строящаяся на научной основе. Менеджер сравнивает и выстраивает в единую систему взаимодействие множества внешних и внутренних факторов, влияющих на работу предприятия, а потому он должен обладать иерархично-функциональной системой знаний. Как различный уровень управления подразумевает различные полномочия менеджера и степень его ответственности, так же подразумевает он и различную сложность и многоплановость совершаемых менеджером транзакций.

На сегодняшний день в бизнес-среде распространяется тенденция формулировать конкретные требования, предъявляемые к персоналу, менеджерам в частности, на языке компетенций. Обусловлена она, в большой степени, модернизацией содержания профессионального образования и его переходом от знаниево-квалификационного подхода к компетентностному подходу. На сегодняшний день, среди как отечественных, так и зарубежных ученых не сложилось единообразногомнения о том, что такое компетентностый подход и в чем заключается его суть. Поэтому мы исходим из определений, предложенных Э.Ф. Зеером: «Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности», а компетенции - «это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность» [1].

С позиции компетентностного подхода результатами обучения становятся не просто знания, умения, навыки, а способность на основе аналитической работы применять все вместе взятое на практике, в конкретной реальной проблемной ситуации, а соответственно, успешное выполнение профессиональных функций. В рамках этого подхода компетенции являются мотивационной основой для усвоения профессиональных ценностей и функций профессиональной деятельности (рисунок 1).

Рисунок 1. Механизм формирования функций профессиональной деятельности

При таком подходе, с нашей точки зрения, не учитываются базовые основания в виде мотивации и первоначальных познаний для формирования компетенций, а, следовательно, утрачивается результативность и эффективность работы этого механизма. Поэтому до сих пор обучающимсяприходится буквально навязывать изучение материала, важность и ценность которого для них не очевидна. Из-за этого усвоение содержания образования происходит формально и качество образования не растет.

Мотивационной основой (внутренней потребностью) формирования компетенций будущего менеджера должны, на наш взгляд, послужить профессиональные ценности. Большинство исследователей сходятся во мнении, что ценности являются неотъемлемой частью мотивационной структуры личности. Так, например, Б. Г. Ананьев писал: «...статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, которые интегрируются определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, которые составляют как бы второй ряд личностных свойств»[2, с. 219].

Н. А. Асташова утверждала, что ценностные ориентации закрепляются в направленности личности и переходят в статус личностных качеств [3, с .25-36]. Профессиональные ценности, принятые индивидом, становятся базой для формирования профессионально значимых качеств его личности. Которые, в свою очередь, становятся основой формирования компетенций.

Рисунок 2. Механизм формирования функций профессиональной деятельности на основе

профессиональных ценностей

На сегодняшний день ценностная составляющая при подготовке бакалавров находится в стороне от ведущего направления профессионального образования, конечным результатом которого должен стать некоторый набор компетенций. Однако «профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры» [4, с. 556]. Потому, в конечном итоге, в профессиональном образовании должна сформироваться личность, располагающая не только знаниями, умениями, владениями, характерными для профессиональной деятельности, но и обладающая высокой культурой, в том числе нравственной, т.е. руководствующаяся в своей деятельности принципами законности, гуманизма, беспристрастности, ответственности и справедливости.

Таким образом, профессиональные ценности должны стать для будущего специалиста мотивами освоения профессиональной деятельности - вектором, в соответствии с направлением которого, будет осуществляться его личностный и профессиональный рост. Однако в настоящее время, в процессе профессионального образования будущих бакалавров из-за отсутствия мотивации в виде профессиональных ценностейпочти все знания и умения, которые осваиваются студентами в ходе изучения отдельных дисциплин, чаще всего воспринимаются ими как разрозненный, малоценный и даже - противоречивый информационный «шум», который им навязывают преподаватели.

Для изменения существующего положения профессиональные ценности, формируемые путем выявления в профессиональных знаниях и нравственных ценностях личностных смыслов и значений должны выполнить междисциплинарную роль. Профессиональное образование будет заключаться в том, чтобы знания и умения, имеющие коллективную ценность для профессионального сообщества, приобрели форму личной значимости для будущих бакалавров менеджмента.

Для построения ценностно-мотивационной основы для профессионального образования очень важна точка зрения Я. Гудечека о том, что ценности не воспринимаются человеком, а постепенно утрачиваются совсем, если «они не создаются и не реализуются». «Условием умножения ценностей служит личностная активность, ввод ценностей в собственный мир, так, что они активно побуждают творческую деятельность» [5, с. 104]. Он описывает несколько этапов принятия ценностей индивидом:

1. Информация - получение информации о существовании ценности и условиях ее реализации.

2. Трансформация - «перевод» полученной информации на собственный, индивидуальный язык.

3. Активная деятельность - принятие или отвержение познанной (трансформированной) ценности.

4. Инклюзия - включение ценности в личную признанную систему ценностей, или, в случае отвержения ценности, неприязнь к ней либо безразличие.

5. Динамизм - изменение личности вследствие совершенного выбора принятия или отвержения ценности [5, с. 104]. Такая последовательность в наименовании этапов процесса формирования ценностей дает студенту ощущение личной причастности к своей профессии еще на стадии обучения. Что же должно стать связующими звеньями между этапами этой последовательности? С нашей точки зрения, в процессе обучения будущих менеджеров, сегодня наблюдается дисбаланс между объемом знаний, умений, навыков и компетенций, получаемых будущим бакалавром, с одной стороны, и усвоением нравственной основы его профессиональной деятельности, которая присутствует в профессиональных ценностях, с другой стороны.

Прежде всего, очевидна недостаточность в сформированности ответственности. Можно предположить, что обучающиеся не получили информацию об этом качестве личности. Однако, это маловероятно. На уроках

«Основ религиозных культур и светской этики» в среднем звене средней школы и«Обществознания» - в старших классах изучаются понятия «мера ответственности», «права и обязанности» и т.д. В высшем образовании на дисциплинах «Правоведение» и «Конституционное право» этим понятиям также уделяется определенное внимание, но, видимо, на «информационном», а не на «трансформационном» уровне.

Возможно, что пока не осуществляется трансформация, т.е. перевод полученной информации об ответственности на собственный, индивидуальный язык. Этот процесс затруднен еще и тем, что понятие «ответственность» отражает нравственную ценность, следование которой предусматривает обязательный риск, предусматривающий «отдачу» человеком своих усилий, времени, средств для создания и сохранения своей репутации, а не «приобретение» в личное владение чего-либо. Также не происходит инклюзии -включения ценности «ответственность» в лично признанную систему ценностей. В случае непринятия этой ценности происходит ее отвержение, формируется неприязнь к ней либо безразличие.

Одна из задач опытно-поисковой частинастоящего исследованиясостояла в том, чтобы выявитьпрофессиональные ценности менеджера. Для этого необходимо было учесть мнения, точки зрения и профессиональные позиции экспертов-практиков, которые руководствуются этими ценностями в процессе ежедневной практической деятельности. Для этого ходе исследования нами был проведен опрос 27 экспертов - менеджеров финансовых служб промышленных предприятий различных отраслей, бюджетных и финансовых учреждений Верхнекамского промышленного региона Пермского края. Все они имеют соответствующеепрофессиональное образование, стаж работы по специальности более 15 лет, занимаютдолжности на различных уровнях управления и регулярно выполняют экспертные функции.

Экспертам было предложено составить список изнаиболее важных экономических понятий, отражающих не только отношения хозяйствующих субъектов, но и профессиональные ценности, которыми руководствуются финансовые менеджеры в своей каждодневной работе. Именно они составляют регулятивную основу их профессиональной деятельности. В результате этой работы экспертами были выделеныследующие профессиональные ценности (таблица 1).

Таблица 1

Профессиональные ценности менеджеров финансовых служб

Мнение менеджеров коммерческих предприятий (13 чел.) Мнение менеджеров бюджетных организаций (6 чел.) Мнение менеджеров кредитных организаций (банки) (8 чел.)

1 2 3

Годовая финансовая бухгалтерская отчетность Годовая финансовая бухгалтерская отчетность Годовая финансовая бухгалтерская отчетность

Сводная бухгалтерская Сводная бухгалтерская Сводная бухгалтерская

документация документация документация

Законодательные и нормативные Законодательные и нормативные Законодательные и

акты акты нормативные акты

Первичные документы Первичные документы Первичные документы

Денежные средства Денежные средства Денежные средства

Бюджет движения денежных средств Бюджетные обязательства Безналичные расчеты

Процентная ставка Бюджетная смета Процентная ставка

Кредит Субсидии Котировки

Финансовые вложения Бюджетные ассигнования Финансовые вложения

Выручка Выручка Выручка

Финансовый результат Финансовый результат Финансовый результат

деятельности предприятия деятельности организации деятельности организации

Себестоимость Себестоимость Себестоимость

Расходы Расходы Расходы

Налоги, сборы, отчисления Налоги, сборы, отчисления Налоги, сборы, отчисления

Рентабельность Рентабельность Рентабельность

Ликвидность Ликвидность Ликвидность

Финансовая устойчивость Финансовая устойчивость Финансовая устойчивость

Деловая активность Деловая активность Деловая активность

Финансовые потоки Муниципальные и государственные контракты Валюта, валютные риски

Финансовый результат Финансовый результат Финансовый результат

деятельности предприятия деятельности организации деятельности организации

Валютный контроль План финансово-хозяйственной деятельности Кредит

Инвестиционный бюджет Кассовый план Ценные бумаги

Котировки Бюджетная отчетность Банк кредитных историй

Источник: составлено автором по материалам исследования

Как видно из таблицы 1, профессиональные ценности, выделенные менеджерами-экспертами различных типов организаций и предприятий нетождественны. Связано это с тем, что экономическая наука выделяет два звена финансов хозяйствующих субъектов: финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения каждого из этих звеньев имеют свою специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств [6, с. 32]. Поэтому в перечнях профессиональных ценностей,

выделенных экспертами, можно видеть общие для всех (инвариантные) и специфические (вариативные)ценности.

Исходя из данных таблицы 1, нами было выделено 14 понятий (таблица 2), являющихся общими профессиональными ценностями всех экспертов.

Таблица 2

Приоритетность профессиональных ценностей, в зависимости от уровня управления, на котором

находятся финансовые менеджеры*

Ценности Уровни управления

Первичная документация Менеджеры низового звена (технический уровень), 8 чел. Менеджеры среднего звена (управленческий уровень), 13 чел. Менеджерывысшего звена (топ-менеджеры) (институциональный уровень), 6 чел.

Сводная бухгалтерская документация

Законодательные и нормативные акты

Денежные средства

Налоги, сборы, отчисления

Выручка

Расходы

Себестоимость

Финансовый результат деятельности предприятия

Годовая финансовая бухгалтерская отчетность

Рентабельность

Ликвидность

Финансовая устойчивость

Деловая активность

*Источник: составлено автором по материалам исследования

Как видно из таблицы 2, количество выделенных экспертами ценностей, существенно различается в зависимости от того какой уровень в управленческой системе занимает эксперт. На наш взгляд происходит это потому, что менеджер, при переходе на каждый последующий уровень управления, осваивает новые профессиональные ценности, сохраняя, при этом ценности, приобретенные на предыдущем уровне. Следовательно, можно предположить, что усвоение все новых и новых профессиональных ценностей неизбежно приведет к росту профессионализма.

Как показали исследования, все эксперты-практики среди ценностей, прежде всего, выделяют «законодательные и нормативные акты», а также - «первичную» и «сводную бухгалтерскую документацию». Это происходит потому, что работа финансовой службы любого предприятия четко регламентирована. Все внешние и внутренние финансовые отношения и осуществление основных видов финансовых операций имеют нормативно-правовое подкрепление. Нормативно-правовые акты различных уровней во многом определяют направленность деятельности предприятий, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов. Эксперты отмечают, что незнание текущего финансового законодательства, неумение применять его положения на практике, могут привести к нежелательным последствиям, как для самого финансиста, так и всего предприятия.

Экономическая и юридическая информация, отражающая динамику движения материальных ценностей и денежных средств, обязательств, капитала компании содержится в первичных документах, которые составляются в момент проведения хозяйственных операций и свидетельствующие об их совершении. К ним относятся: договоры, счета, счета-фактуры, платежные поручения, чеки, платежные требования, накладные, приходные и расходные кассовые ордеры, объявления о взносе наличных, бланки строгой отчетности и т.д. [7, с. 519].

В случае любой контрольной проверки первичные документы имеют особое значение как письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции либо о праве на ее совершение и служат одним из средств проверки правильности и достоверности отражения хозяйственных операций в хозяйственном учете. Вот почему эта профессиональная ценность признана менеджерами всех коммерческих предприятий, бюджетных и кредитных организаций.

Еще одна профессиональная ценность общая для всех уровней управления - «сводная бухгалтерская документация», которая на предприятиях представлена сводными бухгалтерскими регистрами - счетными таблицами определенной формы, построенными в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе предприятия и источниках его формирования (книги, журналы-ордеры, карточки, свободные листы).

Главный регистр бухгалтерского учета любого предприятия - главная книга, своеобразный «аккумулятор» всех хозяйственных операций. Эксперты отметили, что главная книга является основным документом, которым интересуются контролирующие органы во время проведения проверок. Вся осуществляемая предприятием финансово-хозяйственная деятельность четко документируется, и процесс этот должен строго контролироваться и проверяться, в чем проявляется профессиональный долг и ответственность менеджера.

Указанные ценности являются наиболее важными и значимыми для низового звена управления, и, тем не менее, менеджеры среднего и высшего звена, так же отмечают их значимость.Как видно из таблицы 2, на среднем уровне управления на первый план выделяются такие ценности как «денежные средства», «налоги и отчисления», «выручка», «расходы», «себестоимость», «финансовый результат деятельности предприятия» и «годовая финансовая и бухгалтерская отчетность». Менеджеры низшего звена, не принимающие непосредственного участия в управлении денежными средствами предприятия, формировании и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

распределении выручки, расходов, финансового результата и формировании итоговой годовой финансовой отчетности не придают этим ценностям приоритетного значения.

Большой экономический словарь дает следующее определение денежных средств предприятия: «средства в отечественной и иностранной валютах, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, в легко реализуемых ценных бумагах, а также в платежных документах» [7, с. 163]. То есть, денежные средства - это аккумулированные деньги в наличной и безналичной формах.

Денежные средства являются важнейшим элементом любой финансовой системы. Взаимоотношения предприятия с сотрудниками, потребителями, поставщиками, государством опосредованы через денежные потоки. Достаточность или недостаток денежных средств характеризуют платежеспособность предприятия, а, следовательно, его экономическую состоятельность и надежность. Поэтому с точки зрения менеджеров среднего звена, которые выступили в роли экспертов, денежные средства требуют к себе довольно пристального внимания. Они утверждают, что денежные средства имеют большое значение с точки зрения текущей деятельности предприятия, т.к. используются для ликвидации любых пробелов и сбоев в финансовом ипроизводственном процессах. В тоже время, при работе с ними, в условиях достаточно ограниченных возможностей, важна высокая степень ответственности менеджера. То же касается и такой ценности как «налоги, сборы, отчисления». Это различные обязательные взносы в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

По словам экспертов, подлежащие оплате, обязательные платежи имеют существенное значение, в первую очередь, потому, что не во время оплаченные или неоплаченные, они становятся, как правило, причиной финансовых санкций по отношению к предприятию, которые могут служить причиной значительного ухудшения его финансового «здоровья». Поэтому экспертам представляется эта ценность достаточно значимой, она отражает их профессиональный долг, ответственность, добропорядочность и нравственность.

Особое значение придают менеджеры среднего звена, выполняющие роль экспертов, такому понятию, как «выручка». Она является основным источником денежных доходов организаций и играет важнейшую роль для формирования отчетности, в частности «Отчета о финансовых результатах». Эксперты отмечают, что планирование выручки необходимо для определения прогнозной прибыли и составления финансовых планов предприятия. Это налагает большую ответственность на финансовых менеджеров в деле планирования выручки и эффективного оперативного управления получением ее в полной сумме.

Для предприятия стопроцентное выполнение плана реализации продукции или оказания услуг является свидетельством того, что по своим потребительским свойствам, качеству и ассортименту продукция или услуги предприятия отвечают потребностям покупателей и общественному спросу, что является отражением результативности и эффективности его производственной деятельности.

Эксперты определили, что к профессиональным ценностям относится такое понятие, как «расходы», потому, что в процессе их осуществления необходим постоянный контроль, соблюдение действующих норм и экономической целесообразности расходования соответствующих ресурсов. Менеджерам необходимо принимать меры их оптимизации с целью обеспечения безубыточности работы предприятия. По словам экспертов, эффективное управление расходами предприятия позволяет решать целый комплекс проблем его стратегического развития и обеспечивает благополучное финансовое состояние предприятия и его устойчивый экономический рост.

Осуществление эффективного финансового контроля над текущими затратами предприятия также является одной из основных задач менеджеров финансовой службы, поскольку оптимизация затрат и контроль себестоимости продукции также являются важнейшими качественными показателями деятельности предприятия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия также выделен, как важнейший показатель результативности и эффективности профессиональной деятельности менеджера. По утверждению экспертов, прибыль (убыток) является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, оптимальность объема и качество произведенной продукции или оказанных услуг, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Поэтому финансисты используют его в качестве одного из основных показателей оценки результативности хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и никто, в том числе государство, не имеет права вмешиваться в процесс ее использования и распределения. Для менеджера-практика весьма важным представляется процесс управления чистой прибылью, который заключается в своевременном и грамотном принятии управленческих решений по поводу анализа и контроля ее динамики роста (или сокращения), дальнейшего использования и распределения с максимальной отдачей.

Кульминацией работы всей финансовой службыпредприятия являетсягодовая финансовая бухгалтерская отчетность. Она содержит основной массив аналитических данных, необходимых для работы менеджера,систематизирует учетные данные, на основе которых можно получить полное представление о выполнении планов, нормативов и выявить отклонения в работе предприятия или организации.Для финансового менеджера особое значение имеет понимание структуры и содержания финансовой отчетности, экономического смысла определяемых на ее основе показателей. Таким образом, годовая финансовая бухгалтерская отечность является основным источником информации для определения рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности - профессиональных ценностей высшего уровня управления.

Рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность - важнейшие критерии характеристики финансового состояния предприятия, обеспечение устойчивости которого, является основной целью профессиональной деятельности финансиста.

Рентабельность в общем виде представляет собой соотношение дохода предприятия и затрат за определенный период времени. Многие считают, что самым главным мерилом успешной деятельности субъекта рыночного хозяйствования является величина его прибыли. Однако это не так. Несмотря на то, что прибыль всегда выступает как очень сложная и многоаспектная экономическая категория, абсолютные ее значения не всегда являются достаточной информацией для оценки доходности предприятия и эффективности его рыночной деятельности. Поэтому в большинстве случаев для оценки эффективности

деятельности предприятия используются относительные показатели прибыли (рентабельность). Именно показатели рентабельности являются мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде. Поэтому без грамотного анализа рентабельности деятельности предприятия и выявления факторов, влияющих на эту величину, невозможно повысить уровень, величины и динамику получаемой прибыли [8].

Рентабельностьявляется показателем экономической эффективности бизнеса, позволяет оценить доходность предприятия с различных позиций, и в этом смысле, является одним из наиболее точных критериев оценки эффективности принятия управленческих решений. Поэтому она является одной из важнейших профессиональных ценностей финансового менеджера.

В краткосрочной перспективе, существенной характеристикой финансового состояния предприятия является его ликвидность - показатель, характеризующий способность предприятия в кратчайшие сроки расплатиться по своим текущим обязательствам. Она характеризуется легкостью реализации или скоростью превращения материальных ценностей в достаточное количество денежной наличности, способное покрыть финансовые обязательства предприятия.

Коэффициенты ликвидности являются финансовыми показателями, рассчитываемыми на основании отчетности предприятия, для того, чтобы определить его способность погашать текущие финансовые обязательства за счет имеющихся в распоряжении оборотных активов. Рассчитанные показатели ликвидности позволяют сравнить величину текущих финансовых обязательств предприятия и его оборотных активов, которые могут быть направлены на погашение финансовых обязательств [9, с. 157]. Таким образом, от степени ликвидности предприятия, напрямую зависит его платежеспособность и финансовая состоятельность. Поэтому, в области управления ликвидностью предприяия, проявляется высочайшая профессиональная ответственность финансиста.

Важнейшим показателем стабильной работы предприятия является его финансовая устойчивость. Она отражает качественное состояние развития предприятия, его способность осуществлять финансово-хозяйственную деятельность вне зависимости от воздействия внешних и внутренних сил. Если предприятие финансово устойчиво, оно имеет преимущество перед другими предприятиями отрасли в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, платежи во внебюджетные фонды, заработную плату - рабочим и служащим, гарантирует возврат кредитов банкам и уплату процентов по ним [10].

Чем выше финансовая устойчивость предприятия, тем менее оно подвержено рискам внешних влияний, тем меньше вероятность наступления банкротства. Финансово устойчивым считается предприятие, располагающее собственным капиталом в объеме, достаточном для осуществления бесперебойной и эффективной производственной и коммерческой деятельности. Профессиональный долг и ответственность финансиста заключаются в формировании и постоянном контроле гибкой структуры капитала, обеспечивающей предприятию устойчивую платежеспособность, возможность самофинансирования и перспективу развития.

Наиболее комплексной, позволяющей провести анализ эффективности по всем направлениям хозяйственной деятельности предприятия, является система показателей его деловой активности, отражающих эффективность использования различного рода ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. С их помощью проводится оценка эффективности и интенсивности использования указанных ресурсов, определяются резервы и потенциал повышения эффективности. Данные показатели имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота средств (темпы превращения их в денежную форму), оказывает непосредственное влияние на его платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость. Кроме того, увеличение скорости оборота средств отражается на повышении производственного потенциала предприятия, что в целом влияет на эффективность всего производства. Ускорение оборачиваемости капитала свидетельствует о более интенсивном его использовании и о росте деловой активности предприятия. Замедление же оборачиваемости капитала является признаком спада его деловой активности [11].

Очевидно, чтокритерии, являющиеся основными характеристиками успешности деятельности предприятия (рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность), также характеризуют эффективность решений, принимаемых менеджерами. Поэтому эти критерии являются профессиональными ценностями, объективно отражающими правильность следования профессиональному долгу, надежность и ответственность.

Таким образом,можно сделать вывод, что профессиональные ценности финансиста, выделенные двадцатью семью экспертами-практиками, являются объективным отражением состояния финансовой системы предприятия, входом в которую является информация, содержащаяся в первичных документах, а выходом из нее - итоговая финансоваябухгалтерская отчетность. С одной стороны - этобаза для проведения анализа финансового состояния предприятия, результаты которого используются лицами, принимающимиуправленческие решения (высшим руководством предприятия, надзирающими и контролирующими органами, партнерами, кредиторами и его потенциальными инвесторами). С другой стороны - это профессиональные ценности финансовых менеджеров, чья профессиональная деятельность и профессиональные интересы никак неотделимы от интересов предприятия. Можно даже говорить о взаимозависимости этих интересов, поскольку от профессионализма и заинтересованности финансиста зависит эффективность работы предприятия, и наоборот, от того насколько эффективно работает предприятие, напрямую зависит заинтересованность в своей работе финансиста и его стремление повышать уровень профессионализма.

Операционно работа менеджера заключается в совершении ряда транзакций, т.е. управленческих решений, воплощенных в виде договоров, приказов, локальных актов и прочих документов. В отличие от рабочего, чьи действия можно измерить с точностью до долей секунды,совершаемые менеджером, транзакции носят во много интуитивный, предположительный, перспективный характер. Однако от их правильности или ошибочностиполностью зависит результативность и эффективность деятельности предприятия. Поэтому в процессе принятия решений, существенную роль играют профессиональные ценности менеджера, являющиеся помощниками и ориентирами принятия решений. Ценности выполняют направляющую роль, следование им помогает обеспечить не только стабильность, но создать и поддерживатьблагоприятный имидж предприятия.

В деятельности менеджера профессиональные ценности выполняют следующие функции: транзакционно-ориентировочную, стабилизирующую, безопасности, проектную, репутационную, научно-исследовательскую и прочие.

Транзакционно-ориентировочная функция - главная функция профессиональных ценностей. Она очень тесно связана с подсознанием и интуицией и именно высокий уровень ее освоения позволяет менеджеру принимать решения, обладающие высокой результативностью и эффективностью. В условиях постоянного риска возникновения как внешних, так и внутренних угроз, действия менеджера могут приобрести импульсивный, хаотичный характер. Именно поэтому в его деятельности велика роль профессиональных ценностей, например таких как «законодательные и нормативно-правовые акты», которые позволяют избежать опрометчивых решений, выполняя,таким образом, стабилизирующую функцию.

Профессиональные ценности менеджера, в общем, представляют собой концентрированный опыт, накопленный многими столетиями развития менеджмента, поэтому, они с одной стороны побуждают и помогают принимать рискованные решения, а с другой стороны позволяют избавиться от излишнего риска, приводящего к появлению большинства ошибок в управлении. Так функция безопасности позволяет избежать финансового краха предприятия, не допустить убытков, помогает в устранении различного рода конфликтных ситуаций.

Профессиональная деятельность менеджера имеет интегративный характер. В ее основе не только находится творческая составляющая, но и она сама является творческой по сути. Успешно осуществлять ее, менеджеру помогают профессиональные ценности, выполняющие проектные функции, которые позволяют видеть общую картину деятельности предприятия, уметь предвосхитить возможные проблемы и разработать пути их решения, быть способным контролировать несколько направлений работы одновременно и т.д.

При условии строго следования менеджерами требований профессиональных ценностей, отраженных в понятиях «рентабельность», «ликвидность», «деловая активность», «финансовая устойчивость, «законодательные и нормативно-правовые акты», «итоговая бухгалтерская финансовая отчётность» они выполняют также репутационнуюфункцию, т.к. являются залогом положительного общественного отношения к успешной работе предприятия, что создает его высокую деловую репутацию. Грамотная и стабильная высокопрофессиональная работа менеджера обеспечивает укрепление и повышение доверия партнеров предприятию, и, как следствие, способствует развитию бизнеса.

Научно-исследовательская функция профессиональных ценностей («итоговая бухгалтерская финансовая отчетность», «финансовый результат», «выручка» и т.п.) подразумевает осуществление финансовым менеджером поисковой деятельности, базирующейся на методах научного познания, периодически выходящей за пределы каждодневной рутинной работы в целях расширения возможностей для совершения более выгодных транзакций, обеспечивая, таким образом, профессиональный рост специалиста и расширяя его профессиональные возможности и горизонты.

Профессиональные ценности финансового менеджера (денежные средства, выручка, себестоимость, расходы и т.п.), кроме всего прочего, несут на себе и финансовыефункции. Ни для кого не секрет, что предприятия функционируют в жестких условиях ограниченности всех видов ресурсов, прежде всего -денежных и кадровых.

Финансовому менеджеру приходится ежедневно решать проблемы эффективной аккумуляции денежных ресурсовпутем определения направлений их распределения и использования в условиях множества альтернативных вариантов [6, с. 15-17]. Для предприятий эти проблемы заключаются в использовании и распределении финансовых ресурсов в ходе обеспечения его операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и контроле за использованием и формированием ресурсов при производственных процессах. Только носитель профессиональных ценностей, способен успешно справляться с этими проблемами, оперативно решая поставленные перед ним финансово-экономические и организационно-управленческие задачи в экономике.

Важную социальную функцию выполняют профессиональные ценности (налоги, сборы, отчисления, выручка, себестоимость, расходы, итоговая бухгалтерская финансовая отчетность и проч.). Каждое профессиональное сообщество создает свои, присущие ему, общие специфические ценностные системы и кодексы, выражающие его доминирующие интересы и цели [5, с. 102]. Следование этим системам и кодексам позволяет менеджеру успешно адаптироваться в социальном окружении и в профессии. Осознание и принятие профессиональных ценностей позволяет ему определить свое место в кругу профессионального сообщества и наметить цели и пути профессионального роста. При существующих требованиях отдельных работодателей и рынка труда в целом, высокий уровень культуры, следование профессиональной нравственности и профессиональной этике делает менеджера более конкурентоспособным.

Финансовый менеджер должен быть способен не только успешно справляться с возложенными на него профессиональными обязанностями, но и быть готовым продолжить процесс самообразования и развития, как в общекультурной, так и в профессиональной сфере. В этом процессе также велика направляющая роль профессиональных ценностей.

Государственный образовательный стандарт высшего образования уровня «бакалавриат», направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, на основе требований национальной экономики, определяет свыше 30 компетенций бакалавра менеджмента, среди которых 9 общекультурных компетенций (ОК), 7 общепрофессиональных (ОПК) и 20 профессиональных (ПК).

Общекультурные компетенции, по мнению Н.М. Галимуллиной и О.Н. Коршуновой, направлены на формирование способностей студента, способствующих развитию возможности генерировать новые знания, оценивать собственные успехи и неудачи, они позволяют ему стать полноправным участником образовательного процесса [12].

Следуя логике нашего предположения, что мотивационной составляющей компетенций должны стать профессиональные ценности, соотнесем ценности, выделенные экспертами с компетенциями, определяемыми ФГОС (таблица 3).

Как видно, ценности, выделенные экспертами-практиками, являются побудительными мотивами практически всех видов профессиональной деятельности менеджера, определенных ФГОС, а, следовательно, являются основной для формирования целого ряда компетенций.

Таблица 3

Профессиональные ценности менеджеров финансовых служб

Проф. ценности Виды деятельности Функции профессиональной деятельности Компетенции

1 2 3 4

Годовая финансовая бухгалтерская отчетность Информационно-аналитическая Организационно-управленческая 1 .Финансовая 2.Обеспечение безопасности 3.Проектная 4.Репутационная 5 .Научно-исследовательская 6. Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-1, ОК-4, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-14

Бухгалтерская документация Информационно-аналитическая Организационно-управленческая 1 .Финансовая 2.Обеспечение безопасности 3.Репутационная 4.Проектная 5 .Научно-исследовательская 6.Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-1,ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6,ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Законодательные и нормативные акты Информационно-аналитическая Организационно-управленческая 1 .Обеспечение безопасности 2.Проектная 3.Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-1,ОПК-3, ОПК-7, ПК-1, ПК-7,

Первичные документы Информационно-аналитическая Организационно-управленческая 1 .Финансовая 2.Обеспечение безопасности, 3.Репутационная 4.Научно-исследовательская ОК-4, ОК-7, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9, ПК-10,

Денежные средства Организационно-управленческая Предпринимательская 1. Транзакционно-ориентировочная 2. Обеспечение безопасности 3.Финансовая 4.Репутационная 5.Социальная 6.Проектировочная 7 .Научно-исследовательская ОК-4, ОК-7, ОПК-2,ОПК-3, ОПК-6,ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Выручка Информационно-аналитическая Организационно-управленческая Предпринимательская 1 .Научно-исслед. 2.Проектировочная 3.Финансовая 4.Обеспечение безопасности 5.Репутационная 6.Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-1,ОПК-2,ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Финансовый результат деятельности предприятия Информационно-аналитическая Организационно-управленческая Предпринимательская 1. Научно-исследовательская 2. Проектировочная 3. Финансовая 4. Обеспечение безопасности 5. Репутационная 6. Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-1,ОПК-2,ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Себестоимость Информационно-аналитическая Организационно-управленческая Предпринимательская 1. Научно-исследовательская 2. Проектировочная 3. Финансовая 4.Обеспечение безопасности 5. Репутационная 6. Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-1,ОПК-2,ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Расходы Информационно-аналитическая Организационно-управленческая Предпринимательская 1 .Научно-исследовательская 2.Проектировочная 3. Транзакционно-ориентировочная 4.Финансовая 5.Социальная 6.Обеспечение безопасности ОК-4, ОК-7, ОПК-1,ОПК-2,ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6,ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Налоги, сборы, отчисления Информационно-аналитическая Организационно-управленческая 1 .Финансовая 2.Социальная 3.Обеспечение безопасности 4.Репутационная 5 .Проектировочная ОК-4, ОК-7, ОПК-1,ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-1, ПК-4, ПК-7,ПК-12, ПК-14

Рентабельность Информационно-аналитическая Организационно-управленческая Предпринимательская 1 .Научно-исследовательская 2.Проектировочная 3. Транзакционно-ориентировочная, 4.Обеспечение безопасности 5.Финансовая 6.Репутационная 7.Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-2,ОПК-3, ОПК-6,ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Ликвидность Информационно-аналитическая Организационно-управленческая Предпринимательская 1 .Научно-исследовательская 2.Проектировочная 3. Транзакционно-ориентировочная, 4.Обеспечение безопасности 5.Финансовая 6.Репутационная 7.Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-2,ОПК-3, ОПК-6,ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5. ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Финансовая устойчивость Информационно-аналитическая Организационно-управленческая Предпринимательская 1. Научно-исследовательская 2.Проектировочная 3. Транзакционно-ориентировочная 4.Обеспечение безопасности 5.Финансовая 6.Репутационная 7.Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-2,ОПК-3, ОПК-6,ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Деловая активность Информационно-аналитическая Организационно-управленческая Предпринимательская 1 .Научно-исследовательская 2.Проектировочная 3. Транзакционно-ориентировочная 4.Обеспечение безопасности 5.Финансовая 6.Репутационная 7.Социальная ОК-4, ОК-7, ОПК-2,ОПК-3, ОПК-6,ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10,ПК-12, ПК-14

Профессиональная деятельность менеджера имеет комплексный характер, поэтому успех его деятельности во многом зависит от способности работать в коллективе, понимания культурных и этнических различий, способности к конструктивной критике и, что немало важно, самокритике. Осознание необходимости принятия на себя социальных и этических обязательств, постоянного обновления и расширения как профессиональных, так и социально-культурных знаний, служит фундаментом для формирования ряда общекультурных компетенций.

Все выделенные экспертами профессиональные ценности, являясь, как было сказано, объективным отражением финансовой системы предприятия и объектами профессионального интереса менеджера, при условии их включения в личную систему ценностей будущего менеджера, становятся гарантией изменения профессиональных качеств личности, и гарантией формирования такой компетенции как, «способность к самоорганизации и самообразованию» (ОК-7) [13, с. 6].

Будучи осознанной, осмысленной, усвоенной и принятой будущим менеджером, каждая из выделенных ценностей неминуемо породит «способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности» (ОК-4) [13, с. 6]. Сформированные на основе ценностного подхода, общекультурные компетенции позволяют будущему специалисту верно выбирать целевые и смысловые ориентиры для своей деятельности. Кроме того, «можно утверждать, что именно общекультурные компетенции закладывают основу для формирования компетенций профессионального плана» [12].

Профессиональные компетенции в целом - это способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний для решения задач профессионального рода деятельности [14]. При их формировании профессиональные ценности, как система смыслов и ориентиров, руководствуясь которыми человек осуществляет профессиональную деятельность, будут играть базовую, основополагающую роль.

Так, например, в результате инклюзии, такие ценности как «годовая финансовая бухгалтерская отчетность», «финансовый результат деятельности предприятия», «налоги, сборы, отчисления», «себестоимость» и др. становятся мотивационной основой для осознания уровня личной ответственности и компетентности в процессе принятия управленческих решений, и, как следствие, формирования таких общепрофессиональных компетенций, как «способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиции социальной значимости решений» (ОПК-2) и «способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия» (ОПК-3) [13, с. 7].

Финансист-практик, как правило, ориентирован на достижения, он нацелен на преодоление трудностей и проблем, возникающих в ходе работы. Системность мышления практикующих финансистов, обусловленная необходимостью планирования и прогнозирования различных ситуаций и оценки последствий, принимаемых ими решений, влечет необходимость формирования у будущих менеджеров таких личностных качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность и перспективность. Они, в свою очередь, способствуют формированию такой компетенции, как, «владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем» (ОПК-5) [13, с. 7]. Мотивационной основой ее формирования становятся такие профессиональные ценности как «первичные документы», «бухгалтерская документация», «годовая бухгалтерская финансовая отчетность».Если эти ценности, оказываются включенными в личностную систему ценностей человека, это значит, что этот человек четко понимает назначение, смысл и значимость каждой ценности, это осмысление и осознание порождает внимательность, ответственность и дисциплинированность в профессиональной деятельности.

Инклюзия в личностную ценностную систему студента таких профессиональных ценностей как «денежные средства», «выручка», «себестоимость», «рентабельность», «ликвидность» становится мотивационной основой формирования компетенции ПК-4: «умение применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия

инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации» [13, с. 8]. Поскольку, будущему менеджеру, для обеспечения не только устойчивой, но эффективной и результативной работы предприятия, необходимо управлять его финансовыми ресурсами так, что бы наиболее оптимально использовать все средства, включая потенциально возможные, для достижения намеченного результата. Принятие такого рода решений потребует от него серьезной ответственности, дисциплинированности и собранности.

Такие профессиональные ценности как: «годовая финансовая бухгалтерская отчетность», «денежные средства», «выручка», «финансовый результат», «себестоимость», «расходы» и т.д., будучи усвоенными, требуют от финансиста добросовестности, порядочности и правдивости, поскольку его действия, осознанные или нет, могут привести к негативным последствиям, как для всего предприятия, так и для каждого сотрудника в отдельности.Заняв свое место в личностной системе ценностей студента, они побуждают его не только «уметь применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, уметь управлять затратами и принимать решения на основе данных управленческого учет» (ПК-14), но и делать это в соответствии с буквой закона, и с учетом интересов людей.

Выводы. В результате опытно-поисковой работы, на основе экспертной оценки было выявлено, что профессиональные ценности финансового менеджера, являются иллюстрацией финансовой системы предприятия, ее объективным отражением. Система ценностей профессионального сообщества, будучи включенной индивидом в его личностную систему ценностей, постоянно пополняется и расширяется, при этом расширяются его профессиональные горизонты и повышается уровень профессионализма.

Проведенный анализ показал, что каждая из ценностей, выделенных экспертами-практиками, лежит в основе практически всех видов профессиональной деятельности менеджера, и обеспечивает выполнение целого ряда ее функций. Поэтому, с нашей точки зрения, механизм воздействия профессиональных ценностей на формирование компетенций будет заключаться в том, что включение студентом каждой из них в его личностную систему ценностей должно стать побудительным мотивом формирования компетенций.

Как уже было сказано, профессиональная деятельность менеджера имеет интегративный, творческий характер, однако «творчество» менеджера не может выходить за установленные рамки, в этом заключается особая сложность и, в тоже время, особый интерес его профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, залогом успешного ее осуществления, являются профессиональные ценности менеджера, которые становятся основой, ориентирами, и основными побудителями профессионального развития. Поэтому нельзя не согласиться с Э.Ф. Зеером, который определяет профессиональную деятельность как «социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности» [15, с. 38]. А значит, при подготовке бакалавра менеджмента необходимо не только передавать ему специальные знания, но и формировать личностную составляющую профессиональной деятельности, социальная значимость которой обуславливает наличие в ней морально-нравственной, ценностной основы.

Литература:

1. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2004. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-professionalnogo-obrazovaniya-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 27.09.2017).

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

3. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография. Серия «Научные школы» / Под ред. Н.А. Асташовой. Брянск: ГК «Десяточка», 2013. 300 с.

4. Валиуллина Ч.Ф. Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования // Молодой ученый. 2017. №15 С. 554-556.

5. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности: [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова. М.: Наука, 1989. 180 с.

6. Финансы: учебник/под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. 462 с.

7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2012. 848 с.

8. Параскан К.П. Рентабельность предприятия и ее значение для эффективности деятельности предприятия [Электронный ресурс] // Сборник: Актуальные проблемы экономического, промышленного, научно-технического и образовательного потенциала России в современных условиях: материалы международной научно - практической конференции. Сер. «Научный вестник (специальный выпуск)». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23494408 (дата обращения: 01.06.2017).

9. Кокорева М.С. Корпоративные финансовые решения. Эмпирический анализ российских компаний (корпоративные финансовые решения на развивающихся рынках капитала): монография / И.В. Ивашковская, М.С. Кокорева, А.Н. Степанова, С .А. Григорьева. М.: НИЦ ИНФРА - М, 2013. 281 с.

10. Токарь Е.В., Иголкина Т.Н. Устойчивость финансового состояния предприятия как фактор его успешного функционирования [Электронный ресурс] // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011.URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17272670 (дата обращения: 02.06.2017).

11. Ильин С.Ю., Кочеткова И.А. Анализ деловой активности и рентабельности деятельности предприятия [Электронный ресурс] // Часописекономiчних реформ. 2014. №4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22674887(дата обращения: 09.06.2017)

12. Галимуллина Н. М., Коршунова, О. Н. Общекультурные компетенции в образовательном процессе высшей школы [Электронный ресурс] // СИСП. 2015. №11 (55). URL: http://cyberleninka.rU/article/n/obschekulturnye-kompetentsii-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (дата обращения: 07.06.2017).

13. ФГОС ВО, уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №7 от 12.01.2016 г.

14. Мирошниченко А.Н. Управление человеческими ресурсами организации: Учебный курс [Электронный ресурс] / Моск. фин.-пром. ун-т «Синергия». 2013. URL: http://free.megacampus.ru/xbookM0022/index.html?go=part-034*page.htm(дата обращения 03.01.2017)

15. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППИ, 2000. 380 с.

Педагогика

УДК: 37.015.32

аспирантка кафедры педагогики и психологии высшей школы Шкердина Алла Александровна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «социально-психологический климат коллектива», его значимость и специфика. Уделяется внимание факторам, обуславливающим социально-психологический климат, представлен анализ различных точек зрения. Также рассматривается понятие «педагогический коллектив», совместная деятельность педагогов, отличительные особенности педагогического коллектива, и социально-психологического климата педагогического коллектива. Обращается внимание на свойства личности, необходимые для формирования положительного социально-психологического климата коллектива, и какое влияние социально-психологический климат оказывает на личность педагога.

Ключевые слова: социально-психологический климат; педагогический коллектив; личность педагога; совместная деятельность; эффективность трудовой деятельности; образование.

Annotation. In the article it is revealed the content of the concept « socially psychological climate of a collective», its significance and specificity. It is paid attention to the factors which determinate socially psychological climate, it is presented the analysis of the different points of view. Also it is considered the notion « pedagogue collective», pedagogues team work, distinctive features of the pedagogical collective and the socially psychological climate of the pedagogical collective. It is paid attention to the personality features necessary for organization positive socially psychological climate of the collective and how socially psychological climate influences on the pedagogue personality.

Keywords: socially psychological climate; pedagogical collective; pedagogue personality; team work; work efficiency; education.

Введение. В современных условиях все больше внимания уделяется такому явлению как социально-психологический климат коллектива. На протяжении многих лет эта проблема, как и сейчас, оставалась актуальной из-за возрастающих требований к уровню психологической включенности человека в его трудовую деятельность, усложнением психической жизнедеятельности людей, и постоянным ростом их притязаний.

Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является на сегодняшний день одним из важнейших условий для повышения качества производимой продукции, и повышения качества предоставляемых услуг.

Значимость социально-психологического климата определяется тем, что он может выступать в качестве фактора эффективности различных социальных явлений и процессов, служить показателем их состояния, и их изменения. Социально-психологический климат выступает также в качестве показателя уровня эффективности деятельности человека, уровня потенциала личности и всего коллектива.

Изложение основного материала статьи. В отечественной психологической науке термин «психологический климат» впервые ввел Н.С.Мансуров. Исследуя личностные факторы повышения производительности труда, он обратил внимание на то, что «возникает социально-психологическая проблема организации хорошего «психологического климата в коллективе»», и проанализировал некоторые конкретные пути создания такого климата на промышленном предприятии (Мансуров, 1972).

Позднее содержание понятия «психологический климат» более подробно было раскрыто В.М. Шепелем. Он одним из первых говорил о содержании понятия социально-психологический климат, как эмоциональной окраске психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три "климатические зоны" (Шепель, 1986):

1) Социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан.

2) Моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе.

3) Психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат -это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения Е.С. Кузьмина, «понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе» (Кузьмин, 1967).

Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат «систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба), психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие), систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива» (Ломов, 1984).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.