Таблица 4
Средняя успешность обучения иностранному языку в зависимости от состава учебной группы (по данным экзаменов, п = 726)
Состав учебной группы по психологическим показателям Успешность обучения иностранному языку (в%)
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Однородный 75 77 73 75 80 77 75
Неоднородный 90 92 87 92 95 90 88
видуально-фронтальной форме организации обучения. Существенные преимущества наблюдаются и по критерию коммуникативной активности, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 3.
В совместной деятельности отмечается качественное своеобразие коммуникативного процесса по сравнению с индивидуально-фронтальной формой деятельности. Количественные характеристики развертывания коммуникации, в частности, объема полей речевого взаимодействия участников групп одинаковы. Однако различна их представленность в коммуникативном процессе и функции, которые они выполняют. Так, на начальном этапе экспериментального обучения было зафиксировано такое число высказываний в течение одного занятия: в группе студентов 1-й группы - 83 , студентов 2-й группы - 54, в каждой из двух групп слушателей института повышения квалификации - 50 и 45 соответственно.
В конце группового обучения количество вербальных реакций возросло до 119 и 86 в группах студентов и до 68 и 69 -в группах слушателей института повышения квалификации. Положительно оценивают групповую форму обучения с точки зрения ее эффективности в формирования навыков межличностного взаимодействия и сами испытуемые. 84,3% студентов считают, что занятия в группе помогли им: лучше осознать преимущества и недостаткисвоего общения с другими; приобрести знания и умения, позволяющие им разбираться в отношениях между людьми и устранять возможные конфликты; легче и быстрее вступать в контакт с людьми; почувствовать свою принадлежность к группе. Кроме того, 84,3% и 76,7% слушателей института повышения квалификации выразили удовлетворение обучением с групповыми формами работы, а также желание продолжать заниматься групповыми формами организации учебной работы.
Особое значение в развитии иноязычной коммуникативной компетентности будущего специалиста имеет качественный состав коллектива учебной группы. В теоретическом плане психологические проблемы влияния коллектива на личность и личности на коллектив обсуждались в работах А.С. Макаренко, А.А. Леонтьева, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, Л.В. Якунина и др. Эмпирические исследования возможности влияния студенческой группы и коллектива как совокупного субъекта на учебную успешность будущих специалистов показали, что уже с 1-го курса в учебной группе возникает множество взаимоот-
Библиографический список
ношений и взаимодействий по общей учебной, общественной и личной деятельности, что оказывает влияние на каждого студента, который входит в состав группы. И для оптимизации процесса развития иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов учебные группы необходимо комплектовать с учетом их психологических показателей и уровней иноязычной компетентности.
Исследование успешности обучения иностранному языку и развития иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов, проведенные в Хмельницком национальном университете, подтверждают зависимость успешности обучения иностранному языку от состава учебной группы (таблица 4).
Анализ результатов, приведенных в таблице, свидетельствует о том, что успешность обучения иностранному языку (по данным экзаменационных сессий) выше в тех учебных группах, состав которых неоднороден по психологическим показателям. На основе обобщения проведенных исследований можно отметить, что при сотрудничестве в учебной деятельности: растет объем и глубина понимания изучаемого материала, растет познавательная активность и творческая самостоятельность студентов; меньше времени тратится на формирование знаний и умений; снижаются трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; меняется характер взаимоотношений между студентами; растет сплоченность группы, при этом само- и взаимоуважение повышаются одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; будущие специалисты приобретают социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; преподаватель получает возможность индивидуализировать обучение, формировать группы студентов, учитывая индивидуально-типологические свойства личности, уровень языковой подготовки, темп работы. Участие всей группы в коллективной учебной деятельности по развитию иноязычной коммуникативной компетентности вызывает чувство удовлетворения у каждого из учащихся, создавая впечатление полезности, необходимости, правильности собственной деятельности, придавая им уверенность в возможности иноязычной речевой деятельности. Вышеприведенные исследования свидетельствуют о наличии зависимости развития иноязычной коммуникативной компетентности от формы организации сотрудничества будущих специалистов в учебной деятельности.
1. Немов, РС. Психология: в 2 кн. - М., 1994.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М., 1996.
3. Лийметс, Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? - М., 1982.
4. Клюева, Н.В. Педагогическая психология. - М., 2003.
Bibliography
1. Nemov, R.S. Psikhologiya: v 2 kn. - M., 1994.
2. Vihgotskiyj, L.S. Mihshlenie i rechj. Psikhologicheskie issledovaniya. - M., 1996.
3. Liyjmets, Kh.Yj. Kak vospitihvaet process obucheniya? - M., 1982.
4. Klyueva, N.V. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 29.10.13
УДК 159.98:657-051
Chupeeva O.V. PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF CHIEF ACCOUNTANT UNDER THE INNOVATIONS IN ACCOUNTING. Present day economic processes and phenomena determine changes in the professional environment of chief accountants. The paper sets forth idea that a modern chief accountant is a top-manager, whose professionalism considerably influences success and prosperity of the business. The paper also pays significant attention to the psychological analysis of the risks of professional activity of specialists in the position of chief accountant.
Key words: chief accountant, professional activity, personal and professional traits of chief accountant, risks.
О.В. Чупеева, ст. преп. ДВГУПС, г. Хабаровск, E-mail: chypeevaov@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Современные экономические процессы и явления обуславливают изменения профессиональной среды главных бухгалтеров. В работе аргументировано излагается точка зрения, о том, что современный главный бухгалтер - это топ-менеджер, от профессионального мастерства которого во многом зависит успешность и благополучие развития бизнеса. Также должное внимание в статье уделено психологическому анализу рисков профессиональной деятельности специалистов, занимающих должность главного бухгалтера.
Ключевые слова: главный бухгалтер, профессиональная деятельность, личностные и профессионально важные качества главного бухгалтера, риски.
В свете современных экономических условий основополагающей целью финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) любой бизнес-единицы является формирование максимального уровня прибыли как основного результата коммерческой работы. Невозможно не согласиться с высказыванием одного из самых успешных инвесторов в мире Уоррена Баффетта: «Руководителям и владельцам не следует забывать, что бухгалтерский учет лишь дополнение к деловому мышлению, а никак ни его замена» [1].
В то же время успешная реализация ФХД любой организации возможна только при грамотной постановке бухгалтерского учета, при этом особый акцент должен быть сделан на налоговый и управленческий аспекты учета, поскольку именно их совокупность является фундаментом для принятия взвешенных управленческих решений руководящим звеном. В частности, Гетьман Виктор Григорьевич, профессор, д.э.н., заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» Финансового университета при правительстве Российской Федерации считает, что «Бухгалтер уже давно перестал быть счетоводом...», сегодня он «квалифицированный специалист, управленец...».
Российская система бухгалтерского учета в последние годы претерпевает существенные изменения, что определенным образом отражается на мышлении бухгалтерских сотрудников, их компетенции и квалификации, в связи с чем, можно говорить о том, что профессия бухгалтера «меняет свое лицо». И сегодня у дальновидных руководителей уже практически не осталось сомнений по поводу непосредственного влияния профессионализма главных бухгалтеров на благополучное развитие бизнеса.
На сегодняшний день роль главного бухгалтера в жизнедеятельности любого хозяйствующего субъекта, независимо от его организационно-правовой формы собственности, отраслевой принадлежности, производственно-технической структуры компании, сферы и масштабов деятельности и других значимых социально-экономических аспектов, является неотъемлемой.
Анализируя практическую деятельность организаций, становится понятно, что главный бухгалтер - это «правая рука» руководителя, к которому сегодня современные топ-менеджеры предъявляют ряд требований. В частности, это уровень профессионализма сотрудника и его исключительная компетенция в вопросах налогового планирования и прогнозирования бизнес-процессов, а также умение давать комплексную оценку финансово-хозяйственной ситуации на определенную дату и способность решать ежедневные производственно-экономические вопросы в режиме реального времени.
До недавних пор психологическому аспекту деятельности бухгалтеров, включая главных, не уделялось должного внимания, поскольку считалось, что бухгалтерский учет представляет собой исключительно расчетную дисциплину и науку, не требующую определенных психологических качеств. В связи с чем, в данной статье автор предпринимает попытку сформулировать системное определение должности главного бухгалтера, ориентируясь на требования действующего законодательства, а также структурировать риски его профессиональной деятельности.
Сравнительный анализ федеральных законов «О бухгалтерском учете» 1996 г. и 2011 г. [2; 3] показывает, что нормы, касающиеся главного бухгалтера, коренным образом отличаются друг
от друга. В частности, в Законе № 129-ФЗ речь велась о подчиненности, полномочиях и обязанностях главного бухгалтера, в то время как Закон № 402-ФЗ эти вопросы вовсе не затрагивает, однако предъявляет конкретные требования к самой должности, которые, в свою очередь, не распространяются в отношении лиц, работающих главными бухгалтерами по состоянию на день вступления в силу нового Федерального закона.
В рамках действующего законодательства можно дать следующее определение должности главного бухгалтера - это специалист, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в области бухгалтерского учета и/или аудита не менее пяти лет из последних семи календарных, а также не имеющий неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления [3]. Особые требования Закон предъявляет к главным бухгалтерам кредитных учреждений, что устанавливается Центробанком России [3].
Тем не менее, практика показывает, что нормы Закона 1996 года в определенной мере продолжают негласно действовать. Так, например, главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее непосредственно руководителем организации; главный бухгалтер, по-прежнему, подчиняется директору и несет определенную ответственность за совершение фактов хозяйственной жизни, порядок ведения учетных записей и формирование бухгалтерских регистров, продолжая подписывать первичные учетные документы (несмотря на отсутствие прямого указания на данные действия в новом Законе). Таким образом, в свете принятия нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. область ответственности главного бухгалтера законодательно сужается, однако это не освобождает действующего главного бухгалтера от предельной концентрации внимания на производственных задачах, высокого уровня профессионализма и развитого чувства ответственности за поддержание порядка в учете в целом.
По мнению автора данной статьи, в современных социально-экономических условиях наблюдается определенное расширение сферы деятельности главного бухгалтера как руководителя ключевого звена хозяйствующего субъекта в виду ряда объективных причин.
Во-первых, рыночные условия и высокий уровень конкуренции определяют темп работы бухгалтерской службы. Иначе говоря, от грамотной расстановки кадров главным бухгалтером и, соответственно, от степени реагирования бухгалтерских работников на экономические процессы напрямую зависит успешность компании (например, на сколько своевременно и в полном объеме выполняются финансовые обязательства перед третьими лицами либо со стороны третьих лиц в адрес данной компании; на сколько оперативно проводится анализ взаиморасчетов с контрагентами; на сколько качественно осуществляется сверка данных бухгалтерского и складского учета и т.д.). В свою очередь, оперативность рядовых сотрудников должна сочетаться с их внимательностью и точностью получаемых расчетов, а также с динамичностью обмена информацией, в то время как работа главного бухгалтера заключается в четком делегировании полномочий и координировании их действий, поскольку зачастую одну экономическую ситуацию сопровождает ряд технологических операций, в которых может быть задействовано несколько бухгалтеров.
Во-вторых, развитие и повсеместное внедрение современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий (ИККТ) также предъявляет дополнительные квалификационные требования к главному бухгалтеру. Сегодня крупные компании предоставляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы налоговой службы исключительно посредством специализированных программ через Интернет-ресурсы; операции с банковскими учреждениями также осуществляются с помощью программы «Банк-Клиент»; подобным образом решаются многие вопросы при сотрудничестве с контрагентами (поставщиками и покупателями); аналогично в электронном режиме реализуется взаимодействие с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом России. Очевидным становится тот факт, что использование в работе на системной основе новых, современных технологий при реализации функций бухгалтерского учета, позволяет квалифицированному главному бухгалтеру «идти в ногу со временем».
В-третьих, стоит отметить, что профессиональная деятельность главного бухгалтера полностью базируется на нормативно-правовых актах, которые не всегда представляют собой целостную систему и, более того, порой противоречат друг другу. Также нормативная база достаточно часто претерпевает изменения, что непосредственным образом сказывается на компетенции главного бухгалтера. Кроме того, необходимо учесть, что четвертый уровень, представляющий собой локальные акты и регламентирующий внутреннюю работу компании на основе самостоятельно разработанных документов, не должен противоречить нормам законодательных актов вышестоящего уровня. Таким образом, главный бухгалтер постоянно должен «держать руку на пульсе» и контролировать все произошедшие изменения и вносимые дополнения в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии, с привязкой к отраслевой специфике.
Итак, для успешности в профессиональной сфере высококвалифицированный главный бухгалтер в силу особенностей своей трудовой деятельности должен обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств. Сегодня поле деятельности главного бухгалтера обширно и требует постоянного повышения квалификации с целью поддержания профессионализма на самом высоком уровне. В связи с чем, выделим три компонента профессионально важных качеств, которыми должен обладать главный бухгалтер:
1. Мотивационно-ценностный компонент - профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИККТ в области бухгалтерского и налогового учета.
2. Когнитивно-операционный компонент - степень владения ИККТ и профессионально-методологическими основами их использования в производственном процессе.
3. Рефлексивно-проектировочный компонент - способность оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения.
Кроме того, на успешность профессиональной деятельности главного бухгалтера определенный отпечаток накладывают условия труда. Рассматривая главного бухгалтера как успешного топ-менеджера, становится предельно ясно, что режим его труда должен быть лимитирован 8-часовым рабочим днем и ограничен 5-дневной рабочей неделей; регламентирован строгим действием инструктивных документов; определен четким соблюдением сроков по представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в соответствующие инстанции. При этом немаловажным моментом в деятельности главного бухгалтера является наличие личного пространства в виде индивидуального кабинета, что дает дополнительные преимущества при обдумывании производственных вопросов и принятии взвешенных управленческих решений.
Отметим однако, что на практике наблюдается некий дисбаланс в режиме труда и отдыха главных бухгалтеров (также как и рядовых). Как следствие происходит нарушение фазы труда и отдыха работников, что является принципиально неправильным с точки зрения отношения к профессиональному здоровью сотрудников компании. Главной причиной такого дисбаланса, по мнению автора данной статьи, может быть неверная расстановка сил внутри подразделения либо неумение делегировать полномочия среди подчиненных, а также несоответствие объемов работы количеству штатных единиц (неукомплектованность штата с целью экономии фонда оплаты труда и перераспределение определенных функций между бухгалтерами с минимальной
доплатой), низкий уровень мотивации труда и недостаточная квалификация сотрудников бухгалтерии (в силу отсутствия необходимого опыта работы, навыков, профессионального образования и мастерства) и др.
Следствие таких событий проявляется в увеличении рисков, таких как срыв выполнения производственного задания (несвоевременность оплаты счетов, уплаты налогов, начисления и выплаты заработной платы, отпускных сумм и т.д.), вероятность допущения счетных ошибок, задержки в вечерние часы, несанкционированный выход на работу в выходные и праздничные дни, работа в виде «домашнего задания» и др. Подобные ситуации негативно сказываются не только на самочувствии отдельных работников, но и в целом на микроклимате всего коллектива бухгалтерии, и неизбежно обостряют взаимоотношения между бухгалтерией и иными стратегически важными отделами компании, чей график, как правило, четко регламентирован (за исключением возникновения форс-мажорных ситуаций).
Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что главный бухгалтер-профессионал должен обладать некими качествами, совокупность которых позволит грамотно управлять не только бизнес-процессами, влияющими на экономическую эффективность компании, но и человеческим потенциалом, оказывающим прямое воздействие на формирование конечного продукта компании - ее прибыльности и рентабельности.
Итак, попытаемся систематизировать наиболее значимые качества главного бухгалтера в инновационных условиях:
1. Когнитивная сфера: глубокое знание налогового и бухгалтерского законодательства и способность его применения в практической деятельности предприятия; системное изучение и анализ нормативно-правовых актов и их грамотная интерпретация; выявление наиболее альтернативных вариантов применяемых норм действующего законодательства при формировании учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета; стремление и умение легально оптимизировать расходы компании и предотвращать наступление отрицательных результатов ФХД; способность прогнозировать и объяснять налоговые последствия руководству компании; умение давать комплексную оценку текущему и прогнозному состоянию ФХД организации; участие в управлении финансовым планированием предприятия; умение квалифицированно составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и налоговые декларации в установленные законом сроки и ее представление в соответствующие инстанции и др.
2. Эмоционально-волевая сфера: мотивированность, амбициозность, наличие интереса к работе, стремление к самообразованию и познанию нового, стрессо- и конфликтоустойчивость, способность к обстоятельному и аргументированному отстаиванию собственного мнения, подкрепленного фактами и нормами действующего законодательства, готовность принятия организационных решений в экстренных ситуациях, развитое чувство ответственности за коллектив и должностные обязательства и др.
3. Поведенческая сфера: коммуникабельность, инициативность, ответственность, требовательность, готовность делегирования полномочий, организаторские и лидерские способности и др.
Таким образом, главный бухгалтер - это специалист, который должен уметь руководить людьми, четко распределять обязанности между подчиненными, ставить перед коллективом конкретную цель и определять задачи для реализации поставленной цели, а также уметь проконтролировать их фактическое выполнение. Кроме того, главный бухгалтер должен воспринимать большой объем экономической информации, грамотно планировать распорядок рабочего дня, профессионально взаимодействовать с руководством предприятия, имея уверенность и способность выразить собственное мнение по производственно-экономическим вопросам, а также аргументировано обосновывать бухгалтерские и налоговые последствия в результате определенного экономического шага.
Высокий уровень квалификации и профессионализма главного бухгалтера, независимо от сферы деятельности и отраслевой принадлежности, проявляется в совокупности ряда качеств: коммуникабельность в работе с внутренними и внешними пользователями экономической информации; абстрактно-логическое мышление и аналитический склад ума; способность принимать решения в нестандартных, нештатных ситуациях; умение прогнозировать и предотвращать негативные последствия ФХД орга-
низации; юридическая и компьютерная грамотность и способность практически единовременно и безотлагательно решать несколько задач в режиме реального времени.
Нельзя не согласиться с тем, что отраслевая специфика накладывает значительный отпечаток на трудовую деятельность главного бухгалтера (строительной, образовательной, транспортной, торговой и иной сферы). Однако в любом случае профессия главного бухгалтера независимо от отраслевой специфики сопряжена с высокими психологическими рисками, в связи с чем, в данной статье им хотелось бы уделить особое внимание.
1. Постоянный лимит времени, в который необходимо «уложиться» при решении конкретной учетной задачи: например, при написании учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета - до 31 декабря текущего года на следующий финансовый год; при сдаче годовой бухгалтерской отчетности - до 31 марта следующего финансового года, а за первый квартал нового финансового года - до 30 апреля; при формировании отчетов в государственные внебюджетные фонды также имеются свои сроки; аналогичный механизм распространяется на отчеты и декларации по отдельным видам налогов, предоставляемые в органы статистики и налоговую инспекцию. Особый временной режим действует в хозяйствующих субъектах, имеющих сложную организационно-техническую структуру (яркими примерами могут служить ОАО «РЖД» и ОАО РАО «ЕЭС России»), когда в условиях консолидации бухгалтерской (финансовой) отчетности сроки ее предоставления еще более нивелированы.
2. Юридический риск, который связан, главным образом, с постоянно вносимыми дополнениями и изменениями в действующее законодательство, в результате чего упущения, нарушения и ошибки практически неизбежны. Специфичность и уязвимость правового положения главного бухгалтера заключается в том, что круг его прав и обязанностей регулируется одновременно Гражданским, Трудовым, Налоговым, Бюджетным1 кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, бухгалтерским законодательством и нормами уголовного права. Что касается деятельности главных бухгалтеров совместных предприятий, осуществляющих ведение внешне-экономической деятельности, то в данной сфере требуются дополнительные знания нормативно-правовых актов зарубежного государства как экономического партнера.
3. Экономический риск, который проявляется в большей степени в том, что «негласная» ответственность за упущенную материальную выгоду возлагается на главного бухгалтера. На нормативном уровне это было прописано в п. 3 ст. 1 Закона № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. в качестве одной из основополагающих задач бухгалтерского учета, сущность которой заключалась в «предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявлении внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости» [2]. Несмотря на введение в действие с 01.01.2013 г. нового Федерального закона «О бухгалтерском учете», в котором отсутствует перечень задач, предъявляемых к бухгалтерскому учету, главные бухгалтера продолжают быть «в ответе» за события, происходящие в ФХД компании и, соответственно, за отрицательные последствия экономических процессов. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что Закон № 402-ФЗ, безусловно, имеет юридическую силу, определяя некоторые новые понятия, ранее не употребляемые, однако главные бухгалтера продолжают «жить по-старому», реально оценивая экономические и налоговые последствия в результате наступления определен-
Библиографический список
ных событий, при выполнении тех или иных действий или напротив бездействий.
4. Морально-нравственный риск, который, по мнению автора статьи, требует проявления волевых качеств личности главного бухгалтера, а именно, его стрессо- и конфликтоустойчиво-сти, готовности принимать внезапные, но взвешенные управленческие решения, умения аргументировано и обстоятельно отстаивать собственную точку зрения по производственно-экономическим вопросам, основанную на знании правовых норм, а также способности к аналитическому мышлению в области налогового планирования и легальной минимизации налогов и сборов в бюджет и взносов во внебюджетные фонды. «Камнем преткновения» в сотрудничестве с руководством компании зачастую является исполнение фискальной функции, однако грамотный главный бухгалтер должен уметь компетентно и доступно довести до сведения директората последствия сокрытия либо недоплаты налоговых платежей, а также санкции за нарушение действующего законодательства Российской Федерации и более того, предложить законные пути оптимизации налоговых расчетов. Резонансным моментом в работе с руководством является непреклонная позиция последнего в оптимизации налогов «всеми возможными способами», что, бесспорно, ставит главного бухгалтера в затруднительную ситуацию с точки зрения его морально-этического восприятия мира, вследствие чего наступление внутриличностного конфликта является практически неизбежным. Пункт 8 статьи 7 нового Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разъясняет действия главного бухгалтера в подобной ситуации, в результате чего его ответственность определенным образом страхуется посредством «письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию., а также за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период» [3] при совершении определенных действий либо бездействий.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что, с одной стороны, риски способствуют расширению информационного поля деятельности главного бухгалтера, а, с другой стороны, - постоянному повышению квалификации с целью поддержания профессионализма на самом высоком уровне. При этом анализ мотивационного компонента профессиональной деятельности главного бухгалтера позволяет выделить основные мотивы его труда: общественное уважение и социальная значимость; престиж и высокое социальное положение; достойный уровень заработной платы, авторитет и властные полномочия; перспектива карьерного роста до должности финансового или коммерческого директора; заграничные командировки и другие бонусы в виде награждения благодарственными письмами, назначения и выплаты премий и др.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что главный бухгалтер - та ключевая фигура, от грамотных и квалифицированных действий которого во многом зависит успешность и экономическое развитие деятельности организации. Как известно, приоритетная роль бухгалтера была по достоинству оценена еще в начале XVII века великим испанским деятелем Бартоломео де Солозано, который сказал, что: «Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается. Без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем и люди не смогли бы понимать друг друга».
1. Баффетт, У. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями. - М., 2005.
2. О бухгалтерском учете Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011) // СЗРФ. - 25.11.1996. - № 48. - ст. 5369.
3. О бухгалтерском учете Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // СЗРФ. - 12.12.2011. - № 50. - ст. 7344.
Bibliography
1. Baffett, U. Ehsse ob investiciyakh, korporativnihkh finansakh i upravlenii kompaniyami. - M., 2005.
2. O bukhgalterskom uchete Federaljnihyj zakon ot 21.11.1996 № 129-FZ (v red. ot 28.11.2011) // SZRF. - 25.11.1996. - № 48. - st. 5369.
3. O bukhgalterskom uchete Federaljnihyj zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ (v red. ot 23.07.2013) // SZRF. - 12.12.2011. - № 50. - st. 7344.
Статья поступила в редакцию 29.10.13
1 применительно к бюджетным учреждениям