Научная статья на тему 'Профессиональные типы личности студентов-психологов разных лет обучения'

Профессиональные типы личности студентов-психологов разных лет обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная направленность / профессиональный тип личности / orientation / professional personality type.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полещук Юлия Анатольевна, Бойко Сергей Иванович

В представленных материалах приводятся данные эмпирических результатов диагностики профессиональной направленности у студентов-психологов, обучавшихся в разные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полещук Юлия Анатольевна, Бойко Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TYPES OF PERSONALITY OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS OF DIFFERENT YEARS OF EDUCATION

The presented materials provide empirical diagnostic data on professional orientation in psychology students who studied in different years

Текст научной работы на тему «Профессиональные типы личности студентов-психологов разных лет обучения»

специальных передач по телевидению (с 38,78 % учащихся в 2012—2015 годах до 6,70 % — в 2016—2019 годах); обсуждение с друзьями будущей профессии (с 48,48 % учащихся в 2012— 2015 годах до 8,50 % — в 2016—2019 годах). Значительное количество опрошенных учащихся (67, 30 %) в 2016—2019 годах ничего не делают для профессионального выбора.

В процессе профессионального самоопределения учащиеся пытаются объективно оценить различия между собой в настоящем и будущем, которое они представляют в виде нравственных и трудовых идеалов. Они редко избирают своим идеалом человека-труженика, чаще всего в качестве идеального образа у них выступает идеал-авторитет, идеал-пример, идеал-образец, идеал-кумир. Было получено, что количество учащихся, которые имеют трудовые и нравственные идеалы, увеличилось: 18,18 % в 2012—2015 годах и 27,64 % в 2016-2019 годах. Однако 8,48 % учащихся в 2012-2015 годах и 8,85 % в 2016-2019 годах имеют трудовые идеалы при отсутствии нравственных. 13,33 % учащихся в 2012-2015 годах и 13,09 % — в 2016-2019 годах имеют нравственные идеалы при отсутствии трудовых. 33,54 % учащихся в 2012-2015 годах и 37,08 % - в 2016-2019 годах не имеют ни трудовых, ни нравственных идеалов. Снизилось количество учащихся, которые не ответили на вопрос анкеты об идеалах: 26,47 % в 2012-2015 годах и 13,05 % в 2016-2019 годах.

Таким образом, выбор профессии учащиеся, как в 2012-2015 годах, так и в 20162019 годах, совершают самостоятельно, отмечая влияние фактора семьи, представителей микросреды, средств массовой информации и интернет-ресурсов. Результаты исследования показывают, что большинство учащихся хотят сразу после окончания школы поступить в вуз. В мотивационной сфере выявлена возрастающая тенденция преобладания непосредственной мотивации выбора профессии учащимися над опосредованной. В период 2016-2019 годов количество учащихся, которые готовы совершить профессиональный выбор, снижается; увеличивается количество учащихся, не определившихся с выбором профессии. Наблюдается тенденция к снижению практических форм подготовки учащихся к выбору профессии; значительно увеличилось количество неопределившихся учащихся. Более половины учащихся убежденны в правильности своего профессионального выбора в период 2012-2019 годов. Увеличилось количество учащихся, имеющих трудовые и нравственные идеалы в 2016-2019 годах.

Литература

1. Покровская С.Е. Профессиональная направленность личности в юношеском возрасте // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сборник статей / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Изд-во «Перо», 2018. - С. 147-149.

2. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. - Киев: Рад. школа, 1983. - 190 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

РАЗНЫХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ

Полещук Юлия Анатольевна (Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. E-mail: Polishuk@tut.by

Бойко Сергей Иванович (Москва, Россия), кандидат политических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет. E-mail: bsi1952@yandex.ru

Аннотация. В представленных материалах приводятся данные эмпирических результатов диагностики профессиональной направленности у студентов-психологов, обучавшихся в разные годы.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональный тип личности.

PROFESSIONAL TYPES OF PERSONALITY OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS OF DIFFERENT YEARS OF EDUCATION

Poleshchuk Yulia Anatolievna (Minsk, Republic of Belarus), candidate of psychological Sciences, associate Professor, Belarusian State Pedagogical University named after M. Tank. E-mail: Polishuk@tut.by

Boyko Sergey Ivanovich (Moscow, Russia), candidate of political science, associate Professor, Russian state University for the Humanities. E-mail: bsi1952@yandex.ru

Abstract. The presented materials provide empirical diagnostic data on professional orientation in psychology students who studied in different years.

Keywords: professional orientation, professional personality type.

Современные изменения в социально-экономической сфере выдвигают повышенные требования к подготовке специалистов. Для успешной конкуренции на рынке труда выпускнику учреждения высшего образования необходимо не только владеть профессиональными компетенциями, но и быть субъектом собственного профессионального развития, уметь планировать профессиональную карьеру, простаивать профессиональный путь. Актуальным становится изучение личностных характеристик, способствующих развитию профессиональной направленности на этапе обучения профессии.

Профессиональная направленность как относительно устойчивое образование личности входит в структуру общей направленности и выражает собой систему потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в профессиональных целях, установках и активности личности по их достижению [2].

Формирование и развитие профессиональной направленности осуществляется в процессе: 1) первичного профессионального самоопределения; 2) профессионального обучения (начальной профессионализации); 3) профессиональной деятельности.

Успешность развития профессиональной направленности зависит от места, которое она занимает в структуре общей направленности личности, от адекватных мотивов, профессиональных потребностей и ценностных ориентаций; большое значение имеет осознанность и обоснованность выбора профессионального пути, сформированность профессиональных представлений [2].

Поскольку профессиональная направленность выступает показателем зрелости личности, наиболее оправдано ее изучение именно на этапе обучения профессии.

В данном исследовании для изучения профессиональной направленности использовалась методика диагностики профессионального типа личности Дж. Голланда. На основе выявления основных компонентов направленности личности, ее интересов и ценностных ориентаций автор выделяет шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический. Теоретическая модель каждого типа включает: цели, ценности, Я-образ, образовательные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности и склонности, личностное развитие, жизненный путь [5, 6].

По мнению Дж. Голланда, каждому типу личности соответствует определенный тип деятельности и определенный тип профессиональной среды. Успешность профессиональной деятельности человека зависит от соответствия типа личности типу профессиональной сферы (содержанию деятельности, ее характеру и условиями труда). Названия профессионах сред такие же, как и у профессиональных типов: реалистическая, интеллектуальная, социальная, конвенциональная, предприимчивая, артистическая. Оптимальный вариант, когда профессиональный тип и тип среды совпадают. По мнению автора, в этом случает ожидается максимальная эффективность работы личности, наибольшее удовлетворение от процесса работы и ее результатов [6].

Изучение профессиональной направленности проводилось на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка среди 98 студентов-психологов, обучающихся на втором курсе в разные годы (2007, 2012, 2017). Таким образом, у нас получилось три выборки — первая — 18 человек, заканчивающих второй курс в 2007 году, вторая — 40 человек (2012 год), третья — 40 человек (2017 год). Результаты диагностики представлены в таблице.

Показатели профессиональных типов у студентов в разные годы обучения

Профессиональный тип личности 2007 г., % 2012 г., % 2017 г., %

Реалистический тип 6 14 5

Интеллектуальный тип 3 13 15

Социальный тип 38 23 35

Конвенциональный тип 10 15 5

Предприимчивый тип 12 18 5

Артистический тип 31 18 35

Исходя из показателей таблицы видно, что процентное выражение профессиональных типов отличается у студентов разных лет. Наиболее однородно эти показатели проявились у студентов второй выборки (от 13 % до 23 %), тогда как у других представителей цифры колеблются от 5—6 % до 35—38 %.

Данные диагностики профессионального типа личности показывают, что у респондентов исследуемой выборки разных лет обучения доминирует социальный тип: в первой выборке — выражен у 38 % опрошенных, во второй выборке — у 23 %, в третьей — у 35 %. Представители данного типа умеют строить отношения с людьми и ориентированы на межличностное взаимодействие. Поскольку будущая профессиональная деятельность студентов-психологов связана с социальной профессиональной средой, эти показатели создают благоприятный прогноз для работы в данной сфере. Различия в выраженности могут объясняться индивидуальными предпочтениями испытуемых разных выборок.

На втором месте находится артистический тип личности, выраженный у 31 % опрошенных первой выборки, у 18 % — второй и у 35 % — третьей. Данные студенты направлены на на свой внутренний мир, предпочитают работу, свзанную с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной и сценической деятельностью. Высокие показатели выраженности данного типа могут объясняться ориентацией респондентов на определенные стороны будущей профессиональной деятельности, предполагающие концентрацию на собственные эмоции и ощущения, образность мышления, на потребность в самовыражении и на самостоятельность.

По остальным типам показатели выражены крайне неравномерно. Так, на третьем месте у второкурсников 2017 и 2012 годов располагается предприимчивый тип (12 % и 18 % соответственно), у представителей выборки 2017 года — это интеллектуальный тип (15 %). Минимальное значение у всех респондентов занимает реалистический тип, что закономерно, поскольку он ориентирован на конкретную деятельность, свзанную с использованием инструментов и механизмов.

При помощи критерия Краскела—Уоллеса были обнаружены различия между тремя выборками по выраженности всех профессиональных типов (р<0,05). Полученные данные могут объясняться содержательными характеристиками профессиональных типов личности и особенностями выборок.

В профессиограмме «Психолог» Е.С. Романова предлагает термин «профессиональный интерес» [4], который можно соотнести с профессиональным типом, и, следовательно,

с профессиональной средой, по Дж. Голланду. Профессиональной средой для будущих психологов является социальная среда, для которой наиболее оптимальным выступает социальный тип. Допустимыми для социальной профессиональной среды являются артистический, предприимчивый и конвенциональный типы [6].

У студентов-психологов первой исследуемой выборки выраженность социального, артистического, предприимчивого, конвенционального типов в сумме составляет 61 %, у второй — 74 %, у третьей — 80 %, что создает благоприятный прогноз для работы респондентов в соответствии с избранной специальностью в разных сферах образования, экономики и государственного управления.

Анализ полученных эмпирических данных показывает, как с течением времени обучения в университете возрастает общий показатель оптимального и допустимых типов, благоприятных для будущей профессиональной работы, если профессиональная подготовка сопровождается специалистами-психологами. Вместе с тем утверждать, что рост показателя оптимального и допустимых типов обусловлен только фактором времени обучения, несколько преждевременно. Следует продолжить исследования также и других переменных факторов, которые потенциально могут влиять на динамику социально-экономических показателей устойчивого развития социума, таких, как состояние рынка труда, развитие малого и среднего бизнеса, ситуация в отраслях национальной экономики, внешнеэкономическая составляющая и санкции политических конкурентов, уровень устойчивости органов государственного управления, государственная политика в образовании и востребованность выпускаемых вузами специалистов. Одновременно в научных исследованиях следует учитывать личностные характеристики, влияющие на профессиональный выбор студентов, а также сформированность их профессионально-важных качеств.

Для развития профессиональной направленности личности студентов-психологов эффективно психологическое сопровождение обучения профессии, которое реализуется в двух направлениях — непосредственном и опосредованном [1, 3].

Непосредственное сопровождение включает:

— психологическое просвещение, затрагивающее вопросы общей и психологической культуры;

— изучение и развитие профессиональной направленности личности;

— ознакомление студентов с профессионально значимыми качествами личности специалистов по соответствующим профессиям (педагог-психолог, практический психолог);

— психодиагностику профессионально значимых качеств личности;

— профилактику развития «синдрома профессионального выгорания»;

— психологическое консультирование студентов по проблемам, связанным с личностным и профессиональным ростом и саморазвитием.

— составление профессионального прогноза, а также рекомендаций по профессиональному и личностному росту выпускников;

— ориентацию на вариативность рынка труда [1, 3].

Опосредованное сопровождение происходит через:

— включение в учебные планы спецкурсов и факультативов психологической направленности, например «Психология профессионального самоопределения», «Психология труда», «Тренинг профессионального самосознания», «Психологическая культура личности»;

— применение активных форм и методов обучения: использование ролевых игр, групповых дискуссий, тренинговых занятий;

— организация работы студенческих научных проблемных групп и лабораторий, подготовка студентов к участию в научно-практических студенческих конференциях [1; 3].

Проведенные исследования затрагивают лишь часть вопросов, связанных с профессиональным развитием личности студентов-психологов. Интересным представляется изучение динамики проявления профессиональных типов личности по мере овладения студентами теоретическими основами, практическими инструментариями психологии на разных этапах обучения и подготовки к будущей работе по избранной специальности.

Литература

1. Полещук Ю.А., Бойко С.И. Специфика профессиональной направленности и политической ориентации будущих специалистов в сфере государственного управления // Психологическое сопровождение образовательного процесса. Сб. науч. статей. Вып. 7. В 2 ч. Часть 1. — Минск: РИПО, 2017. - С. 154-161.

2. Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: пособие. - Минск: БГПУ, 2006. - 92 с.

3. Полещук Ю.А., Бойко С.И. Профессиональная направленность российских и белорусских студентов // Czlowiek w przestirzeni edukacyjnej wspolszesnego swiata: praca zbiorowa pod redakj naukov^ Eleny Asmakovets i Slawomira Kozieja. - Kielce: Uniwersytet Jana Kochanowskiego w Kielcach, 2017. - S. 104-109.

4. Профессиограмма «Психолог» // Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2003. - С. 306-310.

5. Прощицкая Е.Н. Проблема профконсультации молодежи в свете теории личности Джона Голланда // Психологическая наука и общественная практика. Сб. материалов научно-практ. конф. В V ч. / АН Респ. Беларусь, Общ-во психологов Респ. Беларусь, Нац. ин-т образования, Мин. гос. пед. ин-т / Отв. ред. Я.Л. Коломинский.- Минск, 1993.- Ч. III.- С. 241-244.

6. Holland J.L. Making vocational choice: A theory of careers / J. L. Holland. - N.Y., 1973. - 220 p.

ЗАВИСИМОСТЬ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ОТ ВОЗРАСТА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТАЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА

Селезнева Маргарита Викторовна (Рязань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище; ассоциированный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: selezneva-margarita@rambler.ru

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования динамики развития педагогического общения в зависимости от педагогического стажа преподавателя гуманитарных дисциплин и его возраста. Молодые преподавали со стажем до 7 лет предпочитают модель дифференцированного внимания «Локатор» и субъект-обособленный тип взаимодействия. Модель активного взаимодействия «Союз» наиболее практикуется среди преподавателей со стажем 7—20 лет. Опытных преподавателей со стажем свыше 20 лет отличает наибольший диапазон в выборе моделей педагогического общения.

Ключевые слова: модель педагогического общения, возраст, педагогический стаж, военный вуз, экопсихологические типы взаимодействия, таблицы сопряженности.

DEPENDENCE OF THE PEDAGOGICAL COMMUNICATION MODEL ON THE AGE AND TEACHING EXPERIENCE OF A MILITARY HIGHER SCHOOL TEACHER

Selezneva Margarita Viktorovna (Ryazan, Russia). Candidate of Psychological Sciences, assistant Professor of Foreign Languages Department, Ryazan Guards Higher Airborne awarded with the Suvorov's order and two orders of the Red Standard Command School; associated member, Psychological Institute of Russian Academy of Education. E-mail: selezneva-margarita@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.