Научная статья на тему 'Возможности психологической помощи студентам в профессиональном становлении в начальный период обучения в вузе'

Возможности психологической помощи студентам в профессиональном становлении в начальный период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
профессиональное становление / психологическая помощь / учебный процесс / развитие студентов. / professional development / psychological assistance / educational process / student development.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тюкаев Андрей Сергеевич, Дворникова Ирина Николаевна

Работа раскрывает специфику работы психологической помощи в высших учебных заведениях, возможности и ограничения работы психологов, функции помощи студентам в развитии их личности и профессионального становления и предоставлены результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тюкаев Андрей Сергеевич, Дворникова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO STUDENTS IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE INITIAL PERIOD OF STUDY AT THE UNIVERSITY

The work reveals the specifics of the work of psychological assistance in higher educational institutions, the possibilities and limitations of the work of psychologists, the functions of helping students to develop their personality and professional development, and the results of an empirical study are presented.

Текст научной работы на тему «Возможности психологической помощи студентам в профессиональном становлении в начальный период обучения в вузе»

/ PEDAGOGICAL sciences

103

PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК: 159.9.075

Тюкаев Андрей Сергеевич Магистрант, направление подготовки «Психологияразвития»

Дворникова Ирина Николаевна Кандидат психологических наук, доцент Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10828 ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Tyukaev Andrey Sergeevich

Master of the Department the direction of development of «Psychology training» Dvornikova Irina Nikolaevna

candidate of psychological sciences, associate professor Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

OPPORTUNITIES FOR PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO STUDENTS IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE INITIAL PERIOD OF STUDY AT THE UNIVERSITY

Аннотация

Работа раскрывает специфику работы психологической помощи в высших учебных заведениях, возможности и ограничения работы психологов, функции помощи студентам в развитии их личности и профессионального становления и предоставлены результаты эмпирического исследования.

Abstract

The work reveals the specifics of the work ofpsychological assistance in higher educational institutions, the possibilities and limitations of the work ofpsychologists, the functions of helping students to develop their personality and professional development, and the results of an empirical study are presented.

Ключевые слова: профессиональное становление, психологическая помощь, учебный процесс, развитие студентов.

Key words: professional development, psychological assistance, educational process, student development.

В настоящее время всё больше возрастает роль психологической помощи студентам в высших учебных заведениях государства в связи с увеличением учебной нагрузки на студентов, социальными факторами, личностными психологическими проблемами. Решение данных проблем невозможно без участия квалифицированной психологической помощи. Основной целью психолога в данном случае становится психологическое сопровождение личностного развития студентов, основанное на принципах гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода.

Увеличение роли психологической помощи обуславливаются различными характерами проблем студентов, с которыми они обращаются к психологам. На разных этапах обучения специфика проблем меняется. Студенты первых курсов проходят период адаптации к новым условиям своей жизни. Они испытывают на себе новый уровень ответственности, к ним предъявляются новые требования, а смена проживания и места обучения могут болезненно сказаться на их психологическом здоровье. Студенты 2 и 3 курса обучения, уже прошедшие период адаптации, чаще всего обращаются с такими проблемами как: потеря интереса к учёбе, снижение учебной мотивации, конфликты между ожиданиями выбранной профессии и её реальным

усвоением. Студенты выпускных курсов обеспокоены устройством дальнейшего развития своего профессионального пути. Помимо проблем, связанных с учебной деятельностью, студенты обращаются и с проблемами личного характера, с которыми они могут столкнуться на любом этапе процесса обучения [3].

Перечень психологических проблем в учебных заведениях и требования современного образовательного процесса позволяют психологам выделить следующие этапы психологического сопровождении в вузах:

• этап профориентации (довузовский этап),

• адаптации (1 курс),

• специализации (2,3 курс)

• и профориентации (выпускные курсы).

Перечисленные этапы психологического сопровождения связаны друг с другом и носят преемственный характер своего использования. Психологическая помощь проводится в рамках последовательного решения проблем и конфликтов личности студента. Психолог пытается разрешить противоречие между реальными возможностями молодых людей и системой их притязаний, требованиями, целями [2].

РЕБАСООГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / <<ШУШМУМ~^©УГМа1>#2414Ш,2(0]9

104

Но существуют также и общие для всех этапов психологического сопровождения задачи, не зависящие от периода обучения и форм подготовки:

• Способствовать самоопределению студентов образовательного учреждения на начальном этапе профессиональной подготовки;

• Помочь студентам в определении своих возможностей, исходя из индивидуальных способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

• Обеспечить психологическую поддержку и сопровождение процесса адаптации к образовательной деятельности;

• Дать студентам возможность получения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; [1]

В связи с особенностями профессионального становления студентов начальных курсов в работе психолога существует необходимость в проведе-

В результате исследования выяснилось, что одним из доминирующих типов профессии среди студентов является «человек-образ». Склонность к творческому мышлению присутствует у 25% (5 человек) участников группы. Вторым преобладающим показателем является шкала профессии типа «человек-человек». Студентов с таким типом профессии оказалось 25% (5 человек).

Студентов с типом профессии «человек-техника» составляют 15% (3 человека) от группы. Такие люди имеют склонность к изобретательству, моделированию, им нравится работать руками.

нии методик, направленных на диагностику и профилактику мотивационной сферы личности и профориентации.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужил АФ ННГУ им. Лобачевского, психолого-педагогический факультет. Всего в эксперименте участвовало 40 студентов 1 курса обучения с двух направлений: «Социальная работа» и «Психология». В возрасте 18 - 20 лет, из них - 25 девушек и 15 юношей, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группу по 20 человек.

Для исследования особенностей профессионального становления студентов мы использовали следующие методики:

1. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).

2. Методика по определению типа личности (Д. Голланд).

3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс).

Анализ результатов методики Дифференци-

Студентов с типом «человек-знак» в группе 20% (4 человека). Такие люди любят выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения. Студентов с типом «человек-природа» оказалось 15% (3 человека). У таких студентов развитое наглядно -образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы.

Анализ результатов теста Д. Голланда по определению типа личности:

Реалистический Интеллектуальный Социальный КонвенциональныйПредприимчивый Артистический

■ Экспериментальная группа

Рис. 2 Результаты диагностики определения типов личности по методике Д.Голланда. Среди испытуемых наиболее высокий показа- ким типом 35% студентов (7 человек) эксперимен-тель получил интеллектуальный тип социальной тальной группы. Такие люди имеют аналитический направленности в экспериментальной группе. С та-

ально-диагностический опросник (Е.А.Климов):

100

50

15

15

25

20

25

Человек-Природа Человек-техника Человек-Человек Человек-знак Человек - образ

■ Экспериментальная группа

Рис.1 Результаты диагностики типов профессий по методике Е.А.Климова.

0

/ РЕБЛ0001СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8

склад ума, любят решать задачи, требующие абстрактного мышления, гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Социальный и артистический тип у студенческой группы выражен меньше. Всего по 2 человека для каждого типа, что соответствует 10% от группы. Социальный тип характеризуется умением общаться, гуманностью, способностью к сопереживанию. Люди с артистическим типом обладают развитым воображением и интуицией, оригинальностью мышления.

Студенты с предприимчивым типом социальной направленности составляют 15% (3 человека) от группы. Это свидетельствует о том, что эти сту-

Исследование показывает, что 65% студентов имеют низкий уровень мотивации, что негативно влияет на успехах в учёбе и других сторонах развития личности. Лишь 20% (4 человека) группы имеет средний уровень мотивации. Средней мотивацией обладает большинство людей. Они умеют планировать, быть упорными в своей деятельности, но могут не доводить дело до конца.

Высокой мотивацией обладает 10% (2 человека). Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач.

Таким образом, полученные нами результаты по трем методикам показали, что студенты обладают различными типами социальной направленности, которые не в полной мере соответствуют вы-

105

денты энергичны, уверены в себе, стремятся контролировать свою жизнь и жизнь других, занимают лидирующие позиции в социуме.

Реалистическим типом направленности обладают 20% (4 человека) экспериментальной группы. Это значит, что студенты нацелены на нонкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование.

Конвенциональным типом социальной направленности обладают 15% (3 человека) студентов. Такие личности имеют консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следуют обычаям, у них преобладают математические способности.

Анализ результатов диагностики личности на

бранной профессии психолога, а показатели моти-вационной сферы находятся на низком уровне. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения программы психологической помощи студентам в профессиональном становлении в начальный период обучения в вузе.

Литература

1. Иванов С.А. Личность в непрерывном образовании: (Педагогические условия самореализации личности учащихся в системе непрерывного образования). — М.: АМОК, 2000. — 279 с.

2. Коростылёва, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылёва. — СПб.: Речь, 2005. — 222 с.

3. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. — М.: Компания Спутник, 2008. — 298 с.

мотивацию к успеху Т. Элерса

80 60 40 20 0

65

20 1П

5 1 1 ® ® 1

I Экспериментальн.

Низкий

Средний

Высокий Слишком высокий

Рис. 3 Результаты исследования мотивации успеха по методике Т.Элерса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.