УДК 159-9-072
К. С. Шевырдяева
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по формированию мотивации студентов в процессе учебной деятельности. Раскрыты психологические характеристики процесса ее формирования в ходе решения естественно возникающих и специально созданных ситуаций педагогического сопровождения развития у студентов готовности к проявлению внутренней учебной мотивации.
Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, взаимодействие.
Интеграция России в международное сообщество требует при сохранении лучших национальных традиций приведения системы высшего образования в соответствие с мировыми стандартами. В связи с глобализацией образовательных процессов, возрождением духовной жизни общества система высшего образования в России претерпевает ряд существенных изменений, которые реализуются в условиях нестабильности экономики, падения жизненного уровня значительной части населения.
Новые социально-экономические условия не могут не отразиться на психологии участников образовательного процесса. В этой ситуации становится очевидной необходимость новой стратегии образования, ориентированной на учет мотивационной сферы личности студента.
Мотивация играет исключительную роль в жизни человека, в первую очередь как смысловое ядро любого поступка. Она может также рассматриваться как динамичный процесс, связанный с формированием мотивов поведения, выбора профессии.
Изучение мотивации учебной деятельности студентов является очень важным, так как от нее зависят их отношение к учебе, успеваемость, заинтересованность, а в дальнейшем и профессионализм. Как утверждает Е. П. Ильин, «высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном случае этот фактор не срабатывает - никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе» [1].
Целью исследования является изучение психологических особенностей формирования мотивации студентов в процессе учебной деятельности, а также выявление различий учебной мотивации студентов вторых и четвертых курсов.
В начале исследования было сделано предположение о том, что мотивация учебной деятельности студентов зависит от таких социально-психологических характеристик, как потребность в достижении успеха и избегании неудач, общительность, мотивационная сфера личности. Именно указанные характеристики влияют на мотивации овладения будущей профессией, приобретения знаний, получения диплома о высшем образовании.
Организационной базой исследования выступил Педагогический институт им. В. Г. Белинского. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 60 студентов, обучающихся на втором и четвертом курсах факультета педагогики, психологии и социальных наук.
Задачи исследования:
1) выявить и описать структуру мотивов учебной деятельности студентов;
2) определить структуру мотивов учебной деятельности в каждой из исследуемых групп;
3) выявить наличие статистически значимых различий в структуре учебной мотивации студентов каждой из исследуемых групп;
4) изучить мотивацию студентов на достижение успеха и избегание неудач, использовав две взаимодополняющие методики Т. Элерса;
5) продиагностировать мотивационную сферу личности с помощью теста юмористических фраз (А. Г. Шмелев, В. С. Бабина).
Перечисленные эмпирические задачи решаются с помощью известных стандартизированных методик.
1. Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина) предназначена для выявления доминирующей мотивации обучения в вузе. Автором выделены следующие мотивации: «приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома». Методика используется в исследовании как определяющая в целях сравнения данных, полученных в процессе опроса студентов второго и четвертого курсов.
2. Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса направлена на оценку силы стремления к достижению успеха. Предлагается ряд утверждений, на которые опрашиваемому нужно ответить «да» или «нет». При обработке данных подсчитывается общая сумма баллов по ключу. Чем она выше, тем больше у обследованного выражена мотивация достижения успеха.
3. Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс) направлена на исследование ориентации человека на защиту (избегание неудач).
4. Тест юмористических фраз (А. Г. Шмелев, В. С. Бабина) предназначен для диагностики мотивационной сферы личности. Данная методика имеет две особенности: во-первых, прием свободной тематической классификации признаков объекта, во-вторых, специфический стимульный материал - юмористические фразы (афоризмы). Таким образом, данный тест соединяет в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуальной проективной техники.
5. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина) предназначена для выявления преобладающего мотива. Авторами предлагается данная методика в двух формах. В исследовании использовалась форма 2. Ее выбор обоснован тем, что в ней подсчитывается среднее арифметическое значение мотива по всей исследуемой выборке и определяется стандартное отклонение (среднее квадратиче-ское). Это позволяет использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.
Общие результаты выбора мотива обучения по методике изучения мотивации в вузе Т. И. Ильиной можно представить в следующих диаграммах (рис. 1, 2).
2 курс
4 курс
О Самое замечательное время в жизни - студенческие годы
] Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения связаны с будущей профессией
О Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании
□ Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии
I Высокая з/п после окончания вуза дгя меня не главное
Рис. 1. Столбиковая диаграмма наиболее часто выбираемых высказываний у студентов второго и четвертого курсов
80%! 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
пи
□ Я считаю, что в наше время не обязательно иметь в/о
О Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением
□ При возможности я поступил бы в другой вуз
2 курс
4 курс
Рис. 2. Столбиковая диаграмма наиболее часто отрицаемых высказываний у студентов второго и четвертого курсов
Данные по методике показали, что существуют явные различия в выборе высказываний студентами второго и четвертого курсов. Анализируя баллы по каждой из приведенных автором шкал, можно говорить о высоких результатах по шкале «получение диплома» (в среднем восемь баллов) у студентов четвертого курса, а также «приобретение знаний» (в среднем девять баллов) у студентов второго курса.
Успешность учебно-профессиональной деятельности определяется, в частности, ориентацией студентов на достижение успеха или избегание неудач. Поэтому в исследовании использовались две взаимодополняющие друг друга методики Т. Элерса.
Анализ данных позволил установить, что на втором курсе 33 % (10 человек) студентов ориентированы на достижение успеха в своей деятельности, 53 % (16 человек) -на мотивацию избегания неудач, у 14 % (4 человека) студентов (особая группа) обе мотивации выражены примерно одинаково. Такой уровень мотивации достижения успеха объясняется тем, что процесс адаптации уже закончен, у студентов выработались и сложились определенные представления о вузовском обучении. Но тем не менее мотивация на избегание неудач у студентов второго курса имеет достаточно высокий показатель. Можно предположить, что это связано с некоторыми личностными особенностями этой специализации. Особая группа студентов выделилась потому, что они либо недостаточно откровенно, осознанно выбирали предложенные в тексте утверждения, либо недостаточно серьезно подошли к участию в диагностике, либо их мотивация на успех является нестабильной (еще не до конца сформировавшейся).
На четвертом курсе к успеху стремятся 47 % (14 человек) студентов, 44 % (13 человек) ориентировано на неудачу и 10 % (3 человека) студентов относятся к промежуточной группе. В целом наблюдается положительная динамика мотивации достижения успеха. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, студенты четвертого курса, прошедшие кризис третьего курса и получившие положительный опыт по его преодолению, ориентируются на достижение успеха. Во-вторых, на четвертом курсе усиливается профессионально-познавательная мотивация учения студентов, что связанно с реальными перспективами самореализации через профессию по окончании вуза. Тем не менее на четвертом курсе по-прежнему выделяются группа студентов, которая мотивирована на избегание неудач, и группа студентов с неустойчивой мотивацией на достижения. Это объясняется тем, что у данных студентов мотивация на избегание неудач выступает как устойчивая характеристика мотивационной сферы личности.
Средние показатели по соответствующим методикам следующие. Общее количество студентов с потребностью добиться успеха составляет 40 % (24 человека), у 49 % (29 человек) доминирует мотив «избегание неудач», 12 % (7 человек) студентов составляют особую группу.
Студенты с ярко выраженной мотивацией достижения успеха стремятся к совершенству во всем, что они делают. Это может быть обусловлено тем, на какую деятельность направлена данная мотивация, так как она может быть обращена в сферу, далекую от профессиональной. Следовательно, наличие достаточно большой группы учащихся с мотивацией на избегание неудач среди студентов-психологов может, в частности, быть обусловлено их ведущими мотивами и определенными особенностями мотивационной сферы (некими особыми личностными характеристиками).
По результатам теста юмористических фраз (А. Г. Шмелев, В. С. Бабина) можно сделать следующий вывод. Студенты второго курса на первое место ставят карьеру (30 %), на второе место - деньги (23 %), на третье - моду (20 %), на четвертом месте, по ответам, стоит секс (16,6 %) и пятое место занимает бездарность в искусстве (10 %). Среди студентов второго курса преобладает мотивация достижения высокого положения в обществе, получения широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице (категория «карьера»), а также личного материального благосостояния (категория «деньги»). По мнению авторов теста, выбор тех или иных категорий зависит от сложившихся ситуативных преград. Например, выбор категории «карьера» может говорить о конкуренции, необходимости компромиссов. Выбор данных категорий для второго курса не случаен, так как студенты в этом возрасте начинают осознавать свою профессиональную принадлежность, стремятся к поиску работы из-за недостаточного материального обеспечения. Данные мотивы были выбраны с довольно большим отрывом от остальных, что может свидетельствовать об истинной их актуализации в конкретной выборке.
У студентов четвертого курса первое место занимают семейные неурядицы (36,6 %), второе место - социальные неурядицы (26,6 %), на третье место поставлен такой мотив, как человеческая глупость (16,6 %), на четвертом месте стоит бездарность в искусстве (13,3 %), на пятом месте - секс (6,6 %). Студенты четвертого курса свой выбор остановили на трех категориях: семейные и социальные неурядицы говорят о мотивах поиска семейного благополучия и социальной стабильности; категория «человеческая глупость» свидетельствует о потребности в познании, стремлении к истине как самостоятельной ценности, самоутверждении в обладании истинным знанием. Также можно говорить и о преградах, определяющих выбор именно этих мотивов. По мотиву «семейные неурядицы» авторы называют следующие преграды, т.е. обоснование выбора мотива: несоответствующие ожиданиям субъекта поступки членов семьи (супруга, родителей) или объективные трудности. В данном возрасте актуализуются и социальные мотивы, поиск социального благополучия, появляются новые социальные ценности и потребности. Категория «человеческая глупость» может интерпретироваться как невежество, ограниченность окружающих людей. Студенты четвертого курса наиболее остро воспринимают социальную действительность и некоторые из ее проблем. Наблюдаются видимые различия выбора преобладающих мотивов у студентов второго и четвертого курсов. Об этом свидетельствуют и данные математической обработки, проводимой с помощью углового преобразования Фишера. Практически по всем категориям были выявлены значимые различия. Исключениями являются темы «секс» и «бездарность в искусстве». Обе темы заняли средние позиции в распределении преобладающих мотивов. Возможно, данные значения связаны с возрастными особенностями, так как юношеский возраст является сенситивным для вступления в интимно-личностные отношения ( Э. Эриксон).
Аналитическая структура мотивов учебной деятельности, полученная с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реана, В. А. Якунина, характеризуется осознанием профессионального мотива в качестве главного, которому подчинены непосредственно мотив социальной успешности и познавательный мотив [2]. В процессе обучения в вузе, как показывает сравнительный анализ результатов второго и четвертого курсов, меняется выраженность мотивов учебной деятельности и мотивации социального одобрения. Для студентов второго курса характерна учебно-познавательная мотивация. Общими для двух курсов можно признать высокую степень осознанности и первостепенную роль профессиональных мотивов («получить диплом»), слабую осознанность учебно-прагматической мотивации и мотивации социального одобрения, также неизменность позиции мотива интеллектуального удовольствия, который характеризует внутреннюю мотивацию учения. Таким образом, данная иерархия мотивов учения студентов обусловлена, с одной стороны, их ярко выраженной профессиональной направленностью, с другой - ориентацией на помощь людям. Также у студентов второго и четвертого курсов меняется выраженность мотивов учебной деятельности, связанных с внешней учебной мотивацией и мотивацией социального одобрения.
Исследование психологических особенностей формирования мотивации студентов в процессе учебной деятельности позволило сделать ряд выводов прикладного и практического характера [3].
Получены данные, характеризующие:
- учебную мотивацию относительно основных мотивационных шкал учебно-профессиональной деятельности и структуры учебных мотивов студентов;
- систему мотивации достижения успеха и избегания неудач, связанной с принятием учебной и педагогической деятельности, а также с личностной направленностью;
- продуктивность учебно-профессиональной деятельности студентов в зависимости от срока обучения (второй и четвертый курсы). Зафиксирована изменяющаяся выраженность мотивов учебной деятельности у студентов второго и четвертого курсов, связанная с внешней учебной мотивацией и мотивацией социального одобрения.
Несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека [4]. Рассмотрев основные теории, можно сделать вывод о том, что мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям. Мотивация учебной деятельности студентов, являясь сложным структурным образованием, зависит не только от актуальной деятельности и условий ее протекания, но и от субъективных факторов. Цели и жизненные ценности студентов, тесно взаимосвязанные с их мотивами, выступают определяющей силой учебно-профессиональной деятельности, при этом очевидно, что связь мотивации и результатов обучения опосредована природными способностями и приобретенными навыками.
Список литературы
1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
2. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В. Г. Леонтьев. -Новосибирск : НГУ, 1987. - 92 с.
3. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. -М. : Педогогика, 1983. - 102 с.
4. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174.
Шевырдяева Ксения Сергеевна
лаборант,
кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: ksenia-shev@yandex.ru
Shevyrdyaeva Kseniya Sergeevna
laboratory assistant, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University
УДК 159-9-072 Шевырдяева, К. С.
Психологические особенности формирования мотивации студентов в процессе учебной деятельности / К. С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - С. 69-74.