Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2023, № 4 (72), с. 153-160 153
УДК 316
DOI 10.52452/18115942_2023_4_153
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА И СОЛДАТ ЗАПАСА (на примере военного учебного центра ННГУ им. Н.И. Лобачевского)
© 2023 г. Я.В. Ушакова, И.В. Ситникова, Д.В. Зернов
Ушакова Яна Владимировна, к.соц.н.; доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
yana@fsn.unn.ru
Ситникова Ирина Викторовна, к.соц.н.; доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
april@fsn.unn.ru
Зернов Дмитрий Васильевич, к.полит.н.; доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
zernov@fsn.unn.ru
Статья поступила в редакцию 26.06.2023 Статья приьята к публикации 18.10.2023
Рассматриваются основные результаты социологического исследования «Отношение студентов к обучению в военном учебном центре, к службе в российской армии по контракту и профессиональной карьере в силовых структурах» (2023 г.), целью которого было выявление факторов, влияющих на профессиональные стратегии студентов военного учебного центра. Осуществлён сравнительный анализ профессиональных стратегий студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса и солдат запаса. Данные проведенного исследования позволили выявить мотивацию прохождения обучения в военном учебном центре, охарактеризовать уровень удовлетворённости студентов выбором обучения, выявить оценку студентами условий образовательной деятельности в ВУЦ, определить связь военного образования с будущим профессиональным выбором, выявить отношение студентов к службе в армии по контракту и работе в других силовых структурах.
Ключевые слова: профессиональные стратегии, военное образование, служба в армии, программы военной подготовки, военный учебный центр (ВУЦ).
Введение
Одним из новых подходов к формированию кадрового потенциала Вооруженных сил России является подготовка офицеров и солдат в военных учебных центрах на базе гражданских вузов. Студенты ВУЦ сознательно выбирают профессию военнослужащего, посвящают часть времени военной подготовке на протяжении всего периода получения гражданской специальности.
Профессиональные стратегии студентов военных учебных центров представляют интерес в связи с их особым положением из-за получения двух специальностей одновременно: в отличие от курсантов военных учебных заведений они могут иметь не только военно-ориентированную направленность, но и гражданско-ориентирован-ную, в том числе никак не связанную со службой в армии или других силовых структурах, поскольку после успешного окончания обучения в ВУЦ по определенному ряду программ подготовки обязательная служба по контракту не предусмотрена.
Самоопределение и мотивация к военной службе зависят от осознанности сделанного
профессионального выбора, понимания своей принадлежности к делу защиты Отечества, принятия социальных норм и образцов поведения, ценностей и образа жизни военнослужащих [1, с. 44]. Мотивация обучающихся в военных учебных центрах при выборе профессионально-образовательной траектории не однозначна: с одной стороны, профессиональные предпочтения современной молодежи формируются под воздействием установок, превалирующих в их социальной среде (ценности высшего образования, престижности профессии, материального достатка и социального статуса) [2, с. 110], с другой - доминирование военно-профессиональных и военно-корпоративных мотивов военной службы (желание быть офицером, воинская честь, чувство долга, патриотизм, дисциплинированность) [3, с. 189].
Основными задачами военных учебных центров являются развитие принципов смешанного обучения, достижение содержательного и персонифицированного профессионального обучения студентов [4, с. 84]. Студенты военного учебного центра в период обучения осваивают предметы не только по военной подготовке, но
и по гражданской специальности. Наличие еще одной профессии расширяет возможности выпускников ВУЦ после окончания вуза или прохождения военной службы [5, с. 71], повышает социальную мобильность [6, с. 107]. Важно отметить, что непосредственно военная подготовка, включающая владение оружием, строевую, огневую, инженерную подготовки, не дает конкурентного преимущества на рынке труда вне военной сферы в отличие от навыков в сфере инновационных и высоких технологий, приобретенных в специальных военных подразделениях.
Выпускники ВУЦ в результате обучения должны стать подготовленными высококвалифицированными специалистами, мотивированными к военной службе. Однако исследования показывают высокий уровень неопределенности жизненных планов будущих выпускников ВУЦ, их сомнения в своем соответствии требованиям военной службы и перспективах служебного роста в армии из-за низкого уровня военно-профессиональной подготовки, полученной в вузе [1, с. 47]. Социологические исследования демонстрируют различия военной и гражданской молодёжи, связанные с особенностями обучения. Мотивация студентов военных учебных центров и курсантов военных вузов имеет отличия - чувство принадлежности к профессии военнослужащего, готовность и желание служить сформированы в наибольшей степени у курсантов, чем у студентов ВУЦ [7, с. 137]. Поэтому рассмотрение профессиональных ориентаций обучающихся в военных учебных центрах представляет особый исследовательский интерес.
Методология исследования
С целью изучения профессиональных стратегий студентов, обучающихся в военном учебном центре Университета Лобачевского по программам подготовки офицеров запаса и солдат запаса, было проведено социологическое исследование методом анкетирования. В опросе приняли участие студенты 2-4 курсов (по гражданской специальности): 182 человека, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса, и 136 человек - по программе подготовки солдат запаса. Стандартизированная анкета состояла из трех блоков вопросов: 1) мотивация обучения в военном учебном центре; 2) оценка студентами условий образовательной деятельности в ВУЦ; 3) связь военного образования с будущей профессиональной деятельностью.
В качестве рабочих были выдвинуты следующие гипотезы:
- основной мотивацией обучения студентов в военном учебном центре является возможность не проходить срочную службу в армии;
- получение военного образования не связано с будущей профессиональной деятельностью выпускников университета.
Результаты исследования
Военный учебный центр Университета Лобачевского осуществляет подготовку офицеров для военной службы по контракту, а также подготовку офицеров и солдат запаса. По программам подготовки офицеров запаса ведется обучение студентов 2-го курса очной формы обучения радиофизического факультета, физического факультета, Высшей школы общей и прикладной физики, Института информационных технологий, математики и механики, факультета социальных наук, Института филологии и журналистики, Института международных отношений и мировой истории. Срок обучения по программе военной подготовки офицеров запаса 2. 5 года. После прохождения теоретического курса обучения в военном учебном центре (по окончании 4-го курса) студенты в течение месяца проходят учебные сборы и итоговую аттестацию по военной подготовке в воинских частях. После успешного окончания университета выпускники, прошедшие программу военной подготовки, зачисляются в запас Вооруженных сил Российской Федерации с присвоением первого офицерского звания «лейтенант».
На программы военной подготовки солдат запаса проводится набор студентов 2-го курса очной формы обучения всех специальностей и направлений подготовки высшего образования, включенных в Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке. Срок обучения по программе военной подготовки солдат запаса 1.5 года. После прохождения теоретического курса обучения в военном учебном центре (по окончании 3-го курса) студенты в течение месяца проходят учебные сборы и итоговую аттестацию по военной подготовке в воинских частях. После успешного окончания университета выпускники, прошедшие программу военной подготовки и успешно сдавшие итоговую аттестацию, зачисляются в запас Вооруженных сил Российской Федерации с при-
~ 1
своением воинского звания «рядовой» .
Профессиональное становление человека начинается с выбора направления подготовки в вузе. Реформа системы военного образования предоставила возможность выпускникам средней школы выбора способа получения военного образования: военные вузы при Министерстве обороны РФ или военные учебные центры (ВУЦ) при гражданских вузах. Первые готовят кадровых офицеров для службы в Вооруженных
Таблица 1
Мотивация принятия решения о поступлении в ВУЦ, %
Основания выбора Офицеры запаса Солдаты запаса
Возможность не проходить срочную службу в армии 85 79
Возможность параллельного обучения по двум специальностям (гражданской и военной) 36 39
Получить военную специальность как дополнительную 34 34
Расширение возможности трудоустройства при получении воинской специальности как дополнительной 24 35
Возможность трудоустройства в системе государственного управления 14 35
Возможность военной карьеры 12 18
Возможность трудоустройства в силовые структуры 9 31
Востребованность военной специальности 8 11
Престиж профессии военного 6 12
Возможность в будущем работать с вооружением и военной техникой 5 11
Продолжение семейной традиции (в семье были кадровые военнослужащие) 3 4
Высокий уровень заработной платы военнослужащих 3 6
силах РФ, вторые предоставляют возможность получения наряду с гражданской специальностью военно-учетной специальности. Кроме этого выпускники ВУЦ получают возможность не проходить срочную службу в армии.
Результаты исследования показали, что большинство студентов Университета Лобачевского, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса и солдат запаса, приняли осознанное решение о поступлении в ВУЦ: 49% студентов - офицеров запаса и 46% студентов -солдат запаса сделали это еще учась в старших классах школы, а 37% студентов - офицеров запаса и 49% студентов - солдат запаса - при поступлении в университет. С большой долей уверенности можно утверждать, что выбор университета как места обучения был связан с наличием в нем военного учебного центра.
Мотивация получения военного образования одновременно с получением образования по гражданской специальности в университете выявила существенные различия не только в основаниях выбора, но и в профессиональных стратегиях студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса и солдат запаса (табл. 1).
Ведущими мотивами поступления в военный учебный центр Университета Лобачевского у обеих групп студентов выступает возможность не проходить срочную службу в армии и возможность параллельного обучения по двум специальностям (гражданской и военной). Поступление в ВУЦ у студентов - офицеров запаса не связано с профессиональным будущим. Они не стремятся служить в Вооруженных силах РФ или других силовых структурах, трудоустройство в системе государственного управления для них малопривлекательно. Получен-
ные результаты свидетельствуют о том, что студенты - офицеры запаса востребованы на рынке труда по получаемым гражданским специальностям (ГГ, физика, радиофизика). Тем не менее они осознают, что наличие воинской специальности как дополнительной к гражданской расширяет их возможности трудоустройства.
Несколько отличается структура мотивов у студентов, обучающихся по программе подготовки солдат запаса: 35% рассматривают возможность трудоустройства в системе государственного управления; 35% считают, что получение воинской специальности как дополнительной расширит их возможности при трудоустройстве; 31% не исключают трудоустройство в силовые структуры. Эти результаты вполне объяснимы: студенты - солдаты запаса, принимавшие участие в опросе, получают гражданские специальности на факультете экономики и предпринимательства, юридическом факультете, факультете физической культуры и спорта, а рынок этих профессий не испытывает дефицита трудовых ресурсов.
Таким образом, получение военного образования не рассматривается студентами в перспективе военной карьеры, а скорее выступает дополнительным инструментом при трудоустройстве.
От мотивации к получению военного образования зависит успеваемость студентов по учебным дисциплинам по гражданской специальности и по учебным дисциплинам в ВУЦ, удовлетворенность учебным процессом и оценки условий образовательной деятельности. Более высокая мотивация студентов - солдат запаса в получении военного образования отражается и в их более высокой успеваемости как по гражданской специальности, так и по учеб-
Таблица 2
Таблица 3
Успеваемость по учебным дисциплинам по основной специальности _и по учебным дисциплинам в ВУЦ, %_
Успеваемость
Офицеры запаса
1*
2
Солдаты запаса
1
2
«Отлично»
10
10
«Отлично» и «хорошо»
35
20
43
35
«Хорошо»
16
24
21
33
«Хорошо» и «удовлетворительно»
35
25
24
14
«Удовлетворительно»
10
Нет ответа
10
1
10
*1 - успеваемость по гражданской специальности; 2 - успеваемость по военной специальности.
Удовлетворенность
учебным процессом в ВУЦ, %
Оценки Офицеры запаса Солдаты запаса
Полностью удовлетворены 38 58
Скорее удовлетворены 50 37
Скорее не удовлетворены 9 3
Полностью не удовлетворены 1 —
Нет ответа 1 2
9
8
5
1
1
ным дисциплинам в военном учебном центре (табл. 2). Среди них гораздо меньше тех, кто получает «удовлетворительные» оценки: 74% учатся без «троек» по гражданским дисциплинам и 76% - по военным дисциплинам. В отличие от студентов - солдат запаса, количество студентов - офицеров запаса, успешно осваивающих программы подготовки по гражданской специальности и по военной специальности, значительно меньше (60% и 54% соответственно).
Удовлетворенность учебным процессом и качеством образования в университете, с одной стороны, во многом отражает степень реализации социальных ожиданий студента от учебно-образовательной деятельности, а с другой - является важным компонентом и условием успешного освоения студентами будущей профессии. Связь более высокой мотивации студентов - солдат запаса в получении военного образования прослеживается и в удовлетворенности учебным процессом в ВУЦ и в более высоких оценках условий образовательной деятельности (табл. 3).
Удовлетворённость учебным процессом во многом зависит от условий образовательной деятельности, осуществляемой в ВУЦ. Содержание занятий, система преподавания и оценивания, материально-техническая оснащённость учебного процесса, профессионализм профессорско-преподавательского состава и многие другие факторы влияют на оценку студентами качества образовательного процесса (табл. 4).
Студенты обеих программ подготовки высоко оценивают профессионализм преподавателей военного учебного центра, а также взаимоот-
ношения с ними. Преподавательский состав ВУЦ имеет высокий уровень профессиональной подготовки и обладает навыками педагогической коммуникации. Наибольшее количество «удовлетворительных» оценок студенты -офицеры запаса поставили таким параметрам, как соответствие выделяемых часов значимости учебных дисциплин (24%), система оценивания знаний (23%), материально-техническая оснащенность учебного процесса (21%), расписание занятий (20%). Так же оценили студенты - солдаты запаса только два параметра: расписание занятий (23%) и материально-техническая оснащенность учебного процесса (19%).
Негативных оценок («плохо» и «очень плохо») в обеих группах студентов было минимальное количество. Условия образовательной деятельности в военном учебном центре Университета Лобачевского в целом удовлетворяют потребности студентов и соответствуют их представлениям.
Разница в удовлетворённости обучением в военном учебном центре Университета Лобачевского между студентами - офицерами запаса и студентами - солдатами запаса наблюдается и в возможностях рекомендации другим потенциальным претендентам поступить в ВУЦ. Так, 98% студентов - солдат запаса в той или иной степени рекомендовали бы своим друзьям и знакомым обучение в ВУЦ. Среди студентов -офицеров запаса таких 89%, а 10% не будут рекомендовать обучение в военном учебном центре университета своему окружению.
Уровень удовлетворённости студентов качеством обучения отражается на уверенности в
Таблица 6
Таблица 4
Средние оценки условий образовательной деятельности в ВУЦ
_(по пятибалльной шкале) __
Параметры Офицеры запаса Солдаты запаса
Профессионализм преподавателей 4.7 4.9
Взаимоотношения с преподавателями 4.4 4.6
Содержание занятий 4.4 4.5
Материально-техническая оснащенность учебного процесса 4.1 4.2
Система оценивания знаний 4.0 4.4
Соответствие выделяемых часов значимости учебных дисциплин 4.0 4.3
Расписание занятий 3.8 3.9
Таблица 5
Готовность повторного выбора места обучения и программ подготовки, %_
Параметры выбора Офицеры запаса Солдаты запаса
Повторили бы выбор гражданской специальности и программу военной подготовки в ВУЦ Университета Лобачевского 66 74
Выбрали бы другую гражданскую специальность с сохранением программы военной подготовки в ВУЦ Университета Лобачевского 21 13
Поступили бы в другой вуз при наличии в нем ВУЦ 8 7
Поступили бы в другой вуз независимо от наличия в нем ВУЦ 2 4
Повторили бы выбор гражданской специальности без программы военной подготовки в ВУЦ Университета Лобачевского 2 1
Выбрали бы другую гражданскую специальность без программы военной подготовки в ВУЦ Университета Лобачевского 0 0
Поступили бы в военный университет/училище — 1
Навыки и черты характера, которые помогает развить обучение _в военном учебном центре (согласие с тезисами), %_
Навыки и качества Офицеры запаса Солдаты запаса
Дисциплинированность 96 96
Ответственность 92 96
Командная работа 82 83
Сила воли 73 76
Патриотизм 73 86
Верность воинскому долгу 70 85
Лидерские качества 68 67
Трудоспособность 59 73
Аналитическое мышление 51 52
Физическая подготовка 35 57
правильности выбранного места обучения и программ подготовки по гражданской и военной специальности. Большинство студентов ВУЦ Университета Лобачевского при гипотетической возможности повторили бы свой выбор университета, а также основной программы подготовки по гражданской специальности и программы военной подготовки в военном учебном центре (табл. 5). Пятая часть студентов -офицеров запаса выбрали бы другую программу подготовки по гражданской специальности с сохранением программы военной подготовки в ВУЦ.
Всего 8% студентов - офицеров запаса и 7% студентов - солдат запаса выбрали бы другой вуз, но одним из критериев такого выбора было бы наличие в нём военного учебного центра. Полученные данные свидетельствуют о доста-
точно высокой степени удовлетворённости студентов обучением в ВУЦ.
Обучение в военных учебных центрах формирует у студентов определённые навыки и качества, необходимые в профессиональной деятельности военнослужащего (табл. 6). Стоит отметить, что такие качества, как патриотизм (86%) и верность воинскому долгу (85%), которыми должен обладать военнослужащий любого звания, более всего развивает обучение в военном учебном центре у студентов - солдат запаса (73% и 70% соответственно у студентов -офицеров запаса).
Военное образование, полученное в ВУЦ, по мнению половины респондентов, развивает аналитическое мышление, однако треть студентов - офицеров запаса (30%) и четвертая часть студентов - солдат запаса (24%) с этим не со-
гласна. Что же касается физической подготовки, необходимой для военнослужащего, значительная часть студентов - офицеров запаса (45%) считают, что обучение в военном центре не способствует её развитию (среди студентов -солдат запаса таких 23%).
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в ВУЦ проводится эффективная работа по формированию у студентов военно-профессиональных качеств. Успешная профессиональная подготовка студентов напрямую связана с высоким уровнем их удовлетворённости выбранной программой обучения, а также учебным процессом.
Выбор студентами университета образовательной стратегии, которая включает подготовку по гражданской специальности и получение военного образования, предполагает дальнейшую реализацию в профессиональной деятельности.
Студенты военного учебного центра университета по-разному оценивают значимость получаемого ими военного образования для их будущей профессиональной карьеры. Для большинства студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса (59%), получаемое в ВУЦ образование не представляется важным в профессиональном будущем, 22% ещё не определились - возможно, военное образование понадобится в построении профессиональной карьеры, а возможно, и нет. Вероятно, что не определившиеся со степенью важности военного образования студенты ещё не до конца определились и со своей будущей профессией. Только для 17% студентов - офицеров запаса военное образование будет играть важную роль в профессиональном будущем. Диаметрально противоположные оценки наблюдаются у студентов, обучающихся по программе подготовки солдат запаса: большинство из них (47%) считают военное образование важным для их профессионального будущего. Можно предположить, что их профессиональные стратегии связаны со службой в армии или других силовых структурах. Однако треть студентов - солдат запаса (33%), как и большинство студентов -офицеров запаса, считают военное образование незначимым для своей будущей профессиональной деятельности.
Одной из важных задач исследования являлся вопрос о дальнейших планах студентов сразу после окончания обучения в университете и связи полученного военного образования с будущей профессиональной деятельностью. Никто из студентов, обучающихся в ВУЦ, не планирует служить в Вооруженных силах РФ по контракту. Студенты - офицеры запаса придер-
живаются своей позиции выбора профессиональной сферы без учета полученного военного образования: 45% планируют продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре, 41% планируют трудоустраиваться в сферах, не требующих военного образования. Несколько иная картина наблюдается у студентов - солдат запаса: пятая часть (21%) планируют работать в других силовых структурах, 27% хотят продолжить обучение, однако большая часть (35%) так же, как и студенты - офицеры запаса, не планируют работать в сферах, связанных с полученным военным образованием.
Студенты военного учебного центра университета рассматривают получение военного образования как дополнительный ресурс при трудоустройстве. При этом трудоустройство в силовые структуры и органы государственного управления и студентами - офицерами запаса, и солдатами запаса отмечены как второстепенная причина выбора получения военной специальности. Стремление значительной части студентов - солдат запаса служить в силовых ведомствах, кроме Министерства обороны к которым относятся МВД, ФСБ, МЧС и другие силовые структуры, возможно, объясняется уверенностью в стабильной оплате труда и социальной защищенности молодого сотрудника.
Социологическая анкета включала уточняющий вопрос о возможном влиянии обучения в военном учебном центре на профессиональное будущее. С этой точки зрения, получение военного образования наибольшее влияние может оказать на профессиональную карьеру выпускников программы подготовки солдат запаса. Они предполагают, что наличие военного образования даст им дополнительные преференции при трудоустройстве в крупные престижные компании (32%) и в построении общественно-политической карьеры (17%). Стоит отметить, что значительное количество студентов - офицеров запаса (41%) вообще не планируют связать свое профессиональное будущее с полученным военным образованием (среди студентов - солдат запаса таких 28%).
Студенты военного учебного центра как потенциальные военнослужащие, проходящие на учебных занятиях тактико-специальную, военно-специальную и военно-техническую подготовку, после окончания обучения в перспективе должны быть готовыми к выполнению боевых задач. Однако на практике не каждый студент готов выполнить реальные боевые задачи. Так, среди студентов - офицеров запаса только 8% готовы выполнить боевые задачи в любое время -и в мирное, и в военное, среди студентов -солдат запаса таких в три раза больше - 24%.
Таблица 7
Отношение к тезисам, %_
Тезисы Офицеры запаса Солдаты запаса
1* 2 1 2
Служба в армии по контракту связана с высоким риском для здоровья и жизни 69 14 73 11
Служба в армии по контракту после получения военного образования в ВУЦ - это возможность реализовать свои знания и навыки 59 16 65 11
Срочная военная служба - конституционная обязанность гражданина России 50 32 70 18
Служба в армии по контракту связана с тяжёлыми условиями несения службы 47 13 56 16
Служба в армии по контракту - это возможность улучшить материальное положение 45 27 51 25
Служба в армии по контракту - это возможность отдать свой долг Родине 39 36 48 24
Служба в армии по контракту - это возможность отстоять свои нравственно-патриотические ценности 35 28 51 21
Служба в армии по контракту - это возможность повышения своего социального статуса 34 32 49 24
Получение военного образования в ВУЦ - это реальная возможность мобилизации в зону СВО 33 28 30 31
* 1 - согласие с тезисами; 2 - несогласие с тезисами.
Наибольшая часть студентов из обеих групп готовы выполнять боевые задачи только в военное время (42% офицеров запаса и 35% солдат запаса). Равное количество студентов - офицеров запаса (20%) и студентов - солдат запаса (20%) готовы выполнять боевые задачи только в мирное время - это, например, поддержание боевого потенциала, совершенствование боевой и мобилизационной готовности войск к отражению агрессии локального масштаба, обеспечение готовности войск к осуществлению мероприятий мобилизационного и оперативного развертывания. Не готовы выполнять реальные боевые задачи в любое время 29% студентов - офицеров запаса и 21% студентов - солдат запаса.
После окончания обучения в военном учебном центре и по гражданской специальности в университете выпускники могут по желанию заключить контракт о прохождении военной службы в армии, в отличие от выпускников программ подготовки кадровых офицеров и курсантов военных вузов, которые после успешного окончания обучения обязаны несколько лет отслужить в Вооружённых силах РФ. Важным аспектом исследования было рассмотрение отношения студентов - офицеров запаса и солдат запаса к службе в армии в целом и к службе по контракту в частности. Результаты исследования показали, что студенты - солдаты запаса более мотивированы к военной службе, в том числе и по контракту (табл. 7). Осознавая риски для жизни и здоровья (73%), тяжелые условия несения службы (56%), тем не менее половина из них оценивают такую перспективу как возможность отстоять свои нравственно-патриотические ценности и отдать свой долг Ро-
дине. Немаловажное значение для них имеют и улучшение своего материального положения (51%), и повышение социального статуса (49%).
Менее выраженная военно-профессиональная ориентация студентов - офицеров запаса прослеживается и в отношении нравственно-патриотических ценностей, и в отношении офицерского долга.
Несмотря на получение военного образования, только половина студентов - офицеров запаса согласны с тезисом, что срочная военная служба - конституционная обязанность гражданина России (среди студентов - солдат запаса таких 70%). Вероятно, статью 59 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, они представляют как-то иначе. Такая позиция явно противоречит стремлению молодых людей получить военное образование в гражданском вузе, которое дает возможность не проходить срочную службу в армии.
Только третья часть студентов, обучающихся по программам военной подготовки офицеров запаса (33%) и солдат запаса (30%), вполне осознают возможность мобилизации в зону специальной военной операции, так как после окончания обучения в военном учебном центре и получения военного билета они зачисляются в запас Вооруженных сил РФ и являются мобилизационным резервом.
Выводы
Структура мотивации поступления в военный учебный центр Университета Лобачевского
у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса и солдат запаса, практически однородна. Основным мотивом поступления является возможность не проходить срочную службу в армии, а также получение двух специальностей - гражданской и военной.
Профессиональные стратегии студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса, не связаны с построением военной карьеры. После окончания обучения в университете часть из них планируют работать в сферах, не связанных с военной службой, а другая часть -продолжить обучение на другом уровне образования. Для их профессионального будущего военное образование не имеет значения, однако воинское звание может помочь им при трудоустройстве в крупные престижные компании.
Профессиональные стратегии студентов, обучающихся по программе подготовки солдат запаса, тоже не связаны с военной карьерой, однако военное образование расширяет их возможности трудоустройства в органы государственного управления и силовые структуры. Несмотря на маловероятные перспективы военной карьеры, они имеют более высокие показатели готовности и желания служить и выполнять реальные боевые задачи, чем студенты -офицеры запаса. У них более развиты нравственно-патриотические качества.
Низкий уровень мотивации военно-профессиональной деятельности определяется внешними мотивами выбора обучения в военном учебном центре - возможностью не проходить срочную службу в армии, одновременного обучения по гражданской и военной специальности в невоенном вузе, расширением возможности трудоустройства при получении воинской специальности.
Проведённое исследование не исчерпывает всех факторов профессионального выбора и возможных траекторий профессионального развития студентов военного учебного центра. Дальнейшая работа может быть направлена на более глубокое и всестороннее изучение про-
цесса профессионального самоопределения студентов военных учебных центров, что позволит отслеживать состояние и динамику мотивацион-ной структуры обучающихся, удовлетворенность качеством обучения, степень сформированности мотива военно-профессиональной деятельности и повысить эффективность образовательного процесса в военном учебном центре.
Примечание
1. Программы подготовки офицеров и солдат запаса. Военный учебный центр (unn.ru).
Список литературы
1. Суханов П.В., Карлова Е.Н., Морозова Н.В. Проблема воинской идентичности студентов учебных военных центров // Армия и общество. 2012. № 4 (32). С. 42-48.
2. Васенина И.В., Липатова М.Е., Сушко В.А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 102-123.
3. Сокол Л.Н., Ярулин И.Ф. Учебные военные центры - современная система военно-профессиональной подготовки офицеров Вооруженных сил России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 4. С. 188-192.
4. Ларина Т.В., Склярова О.Н. Особенности процесса цифровизации в военно-учебных заведениях России // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 83-86.
5. Самохвалов Ю.П. Управление реализацией социальных функций военного образования в учебных военных центрах гражданских вузов // Вопросы управления. 2014. № 5. С. 67-74.
6. Самохвалов Ю.П. Взаимодействие учебных военных центров с социальными институтами как основа развития военного образования в гражданских вузах // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 1 (135). С. 105-112.
7. Карлова Е.Н. Особенности социального статуса студентов военных центров // Социологические исследования. 2012. № 7. С. 135-142.
PROFESSIONAL STRATEGIES FOR STUDENTS ENROLLED IN RESERVE OFFICERS AND RESERVE SOLDIERS TRAINING PROGRAMS (by the example of N.I. Lobachevsky NNSU Military Training Center)
Y. V. Ushakova, I. V. Sitnikova, D. V. Zernov
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The article deals with the main results of the sociological research «Students' attitudes towards training in a military training center, service in the Russian army under contract, and professional career in the power structures» aimed at identifying the factors influencing the professional strategies of students of a military training center. A comparative analysis of professional strategies of students enrolled in reserve officer and reserve soldier training programs was carried out. The data of the study allowed us to identify the motivation for training in a military training center, to characterize the level of student satisfaction with the choice of training, to identify students' assessment of the conditions of educational activity in the military training center, to determine the relationship of military education with the future professional choice, to identify the attitude of students to military service under contract and work in other law enforcement agencies.
Keywords: professional strategies, military education, military service, military training programs, military training center (MTC).