Научная статья на тему 'История развития военного обучения в России'

История развития военного обучения в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
874
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / ВОЕННО-УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ / MILITARY TRAINING / MILITARY EDUCATION / MILITARY DEPARTMENT / MILITARY TRAINING CENTER CADET CORPS / MILITARY ACADEMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савелов Геннадий Александрович, Алешин Анатолий Иванович, Горелов Николай Станиславович

В статье рассматривается история зарождения и становления военного образования в России, начиная с правления Петра Великого и заканчивая современностью. В каждом историческом периоде будут освещены ключевые реформы, которые так или иначе влияли на военное образование. В конце статьи будет дана характеристика действующей модели военного обучения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Савелов Геннадий Александрович, Алешин Анатолий Иванович, Горелов Николай Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the development of military training in Russia

The article discusses the history of the origin and formation of military education in Russia, beginning with the reign of Peter the Great and ending with modernity. In each historical period, key reforms that in one way or another affected military education will be highlighted. At the end of the article, a description will be given of the current model of military training in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «История развития военного обучения в России»

История развития военного обучения в России The history of the development of military training in Russia

Савелов Геннадий Александрович

Преподаватель цикла связи Военный учебный центр РТУ МИРЭА РФ, г. Москва e-mail: sgauvc@mail.ru

Savelov Gennady Alexandrovich

Communication cycle teacher Military Training Center RTUMIREA RF, Moscow e-mail: sgauvc@mail.ru

Алешин Анатолий Иванович

Преподаватель цикла связи Военный учебный центр РТУ МИРЭА РФ, г. Москва e-mail: aleshin. a. i@yandex. ru

Aleshin Anatoly Ivanovich

Communication cycle teacher Military Training Center RTU MIREA RF, Moscow e-mail: aleshin. a. i@yandex. ru

Горелов Николай Станиславович

Студент 4 курса Цикл связи

Российский Технологический Университет МИРЭА e-mail: nik.gorelov. 98@mail. ru

Gorelov Nikolay Stanislavovich

4 year student Communication cycle Russian Technological University MIREA e-mail: nik.gorelov. 98@mail.ru

Научный руководитель Калач Геннадий Петрович

Кандидат военных наук Доцент цикла связи Военный учебный центр РТУ МИРЭА РФ, г. Москва e-mail: cgp2004@mail.ru

Scientific adviser Kalach Gennady Petrovich

Candidate of Military Sciences Associate Professor of Communication Cycle Military Training Center RTU MIREA RF, Moscow e-mail: cgp2004@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается история зарождения и становления военного образования в России, начиная с правления Петра Великого и заканчивая современностью. В каждом историческом периоде будут освещены ключевые реформы, которые так или иначе влияли на военное образование. В конце статьи будет дана характеристика действующей модели военного обучения в Российской Федерации.

Annotation.

The article discusses the history of the origin and formation of military education in Russia, beginning with the reign of Peter the Great and ending with modernity. In each historical period, key reforms that in one way or another affected military education will be highlighted. At the end of the article, a description will be given of the current model of military training in the Russian Federation.

Ключевые слова: военная подготовка, военное образование, военная кафедра, военно-учебный центр, кадетский корпус, военная академия.

Key words: military training, military education, military department, military training center cadet corps, military academy.

Россия, как страна, объединившая под общим руководством значительные по территории и населению земли, с давних времен sgauvc@mail.ru нуждалась в сильной армии. Естественно, государство не может содержать и обеспечивать многомиллионную армию постоянно, но в случае войны вооруженным силам потребуется большое количество обученных специалистов. Решением этого вопроса занялся император Петр I, «который первым, из российских самодержцев, осознал необходимость подготовки отечественных специалистов, в том числе для созданной им регулярной армии и флота.»1

Первое военное учебное заведение появилось в 1698 г. в Москве. Им стала школа при бомбардирской роте Преображенского полка. Учеников обучали различным техническим (арифметика, геометрия) и военным (приемы стрельбы, строительство укреплений) дисциплинам. «Царь живо интересовался ходом занятий и успехами учеников, присутствовал на экзаменах, занимался распределением по полкам выпускников, следил за их продвижением по службе»2 В последующие годы был образован ряд школ артиллерийской (1712 г.), инженерной (1712 г., 1719 г.) и медицинской (1707 г.) направленности.

Следующим этапом развития военной подготовки стало образование кадетских корпусов. Первый кадетский корпус был сформирован в 1732 г. в Санкт-Петербурге для дворянских детей 13-18-летнего возраста. А уже с 1752 года «он стал называться Сухопутным шляхетским и готовил не только офицеров, но также гражданских чиновников, дипломатов, судей и др.»1 К концу царствования Николая I (1855 г.) в Российской Империи насчитывалось уже 12 кадетских корпусов (обучавшиеся выпускались с офицерским чином) и 5 подготовительных (для малолетних). В кадетские корпуса поступали дети дворян и офицеров с 6 лет. К середине XIX века кадетский корпус представлял собой батальон, который делился по возрастным группам на роты, роты — на отделения. Руководил корпусом директор. Обучение строилось по курсам: приготовительный (2 года), общий (4 года), специальный (2 года). Наиболее успевающих кадетов могли перевести в гренадерские роты и произвести в унтер-офицеры.

«В 1832 году для подготовки офицеров высшего звена открыта Императорская военная академия от основания которой ведет историю современная Военная академия Генерального штаба ВС РФ. При военных училищах образованы офицерские классы, послужившие прообразами будущих видовых академий.»3

Особую роль в развитии отечественного военного образования занимают «Милютинские» военные реформы 1860-1870-х гг. Специально созданная рабочая комиссия, изучив состояние военного образования, пришла к выводу о необходимости разграничения военного (специального) и общего образования, которые были совмещены в структуре кадетских корпусов. Кроме того, явным недостатком было обучение в корпусе кадетов разных возрастных категорий. После представления своих идей императору, было решено «на основе специальных классов кадетских корпусов создать военные училища, а общеобразовательные классы преобразовать в военные гимназии» 1. Реформа коснулась и звена управления. На смену Главному штабу военно -

учебных заведений пришло Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ). ГУВУЗ получил статус министерства и возымел широкие полномочия по разработке и внедрению учебных программ, проверки качества занятий и получаемых знаний, отбору и переквалификации преподавательского состава. «Усилиями этого органа впервые была организована целенаправленная подготовка преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений, внедрена система морального и материального стимулирования педагогического труда»1. Во второй половине XIX века стали создаваться специальные школы, целью обучения в которых было усовершенствование ранее полученных офицерами знаний.

Период правления Александра III запомнился «контрреформой» военного образования. Суть ее сводилась к возвращению кадетских корпусов на место недавно созданных военных гимназий. Однако была сохранена ориентированность обучения исключительно военной направленности. Преимущество кадетских корпусов объяснялось тем, что обстановка в них была приближенная к армейской (в отличии от военной гимназии), что позволяло в период обучения отсеять лиц психологически непригодных к офицерской службе.

Следующий период серьезных реформ был обусловлен печальным итогом русско-японской войны 19041905 гг. Были пересмотрены программы военного обучения. В целях повышения качества подготовки вводилось больше практических занятий, взамен исключались некоторые теоретические сведения, наличие которых имело лишь общеобразовательный характер (например, военная история ограничилась сведениями о русской армии, а военная топография пополнилась курсом «маршрутной съемки» вместо изучения не применяющихся на практике инструментов). Одновременно было увеличено количество военных образовательных заведений: открылись 6 военных училищ, 8 кадетских корпусов, несколько школ. В 1911 году Юнкерские училища преобразованы в военные училища.

Сформированная к началу Первой мировой войны сеть военно-учебных заведений подготавливала для армии офицеров со средним и высшим военным образованием, осуществляла их переподготовку и повышение квалификации, а также подготавливала специалистов (техников и рабочих) артиллерийского и морского ведомств, военных фельдшеров. «Технологическая схема военного образования предусматривала получение общего среднего образования в кадетских корпусах или гражданских гимназиях, среднего военно-специального образования в военных училищах, службу в войсках и получение высшего военного (военно-специального) образования в академиях. Поскольку базовая подготовка обучающихся в военных академиях была достаточно высокой срок обучения в них был меньше, чем в гражданских университетах и технических вузах»1.

В ходе Первой мировой войны были введены специальные ускоренные (как правило полугодовые) курсы на базе военных училищ (для подготовки прапорщиков) и на базе кадетских корпусов (для подготовки подпрапорщиков). При этом были сняты любые сословные ограничения при поступлении в военно-учебные заведения. Благодаря ускоренным курсам в 1914 году было обучено - около 18 тыс. специалистов, в 1915 году -более 48 тыс. человек, а в 1916 - около 85 тыс. человек соответственно.

К 1917 г. в России насчитывалось 4 военных академий, 18 сухопутных кадетских корпусов, морской корпус, Пажеский корпус, 3 юнкерских, 3 военно-морских артиллерийских, 1 инженерное и 2 казачьих училища. Имелось около 10 школ для подготовки подпрапорщиков.

После окончания Гражданской войны перед руководством Советского Союза встал вопрос о пополнении рядов действующей армии и мобилизационного резерва. «В ходе военной реформы 1924-1925 годов было предложено изучить вопрос о подготовке командного состава Вооруженных сил в гражданских вузах. 20 августа 1926 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Совета Народных Комиссаров Союза ССР для учащихся вузов и техникумов была установлена допризывная подготовка, на которую отводилось 180 часов

теоретической и два месяца практической подготовки на сборах в военных лагерях.»4 Студенты, успешно окончившие обучение в гражданских вузах с допризывной подготовкой, призывались в ряды РККА и Рабоче -Крестьянский Красный Флот на 9 и 12 месяцев соответственно с последующим увольнением в запас.

Принятый в августе 1930 г. Закон «Об обязательной военной службе» устанавливал вневойсковую подготовку в гражданских вузах. Обучение состояло из теоретического курса (430-580 ч.) и 3-х месячных учебных сборов. Такая подготовка приравнивалась к действительной военной службе. Однако уже к 1938 г. от этой идеи отказались в виду обострения международной обстановки. Для всех студентов вернули допризывную военную подготовку.

«Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 13.04.1944 № 413 в высших учебных заведениях была введена военная подготовка студентов с целью подготовки в них к концу срока обучения офицеров и сержантов запаса. В соответствии с этим постановлением во всех высших учебных заведениях были созданы военные кафедры.»4

Принятый Верховным Советом СССР Закон «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 г. отводил важную роль военным кафедрам при гражданских вузах. Главной особенностью стала возможность использования подготовленных на военных кафедрах офицеров не только в военное, но и в мирное время. К 1980-м годам из-за нехватки кадрового состава, в армию стали призывать офицеров, прошедших обучение на военных кафедрах. Многие из них впоследствии стали крупными военачальниками: С. Б. Иванов (министр обороны РФ с 2001-2007 г.), А. В. Квашнин (первый заместитель министра обороны РФ 1997-2004 г.), С. К. Шойгу (министр обороны РФ с 2012 г. по настоящее время).

После распада Советского Союза военная подготовка в вузах пришла в упадок, многие военные кафедры прекратили свое существование, а те, что остались, осуществляли подготовку лишь офицеров запаса. «В 2008 году к ним добавились программы подготовки кадровых офицеров по инженерным, технологичным, наукоемким специальностям в гражданских вузах. Благодаря этому в дополнение к военным кафедрам в гражданских вузах появились учебные военные центры.»5 Следовательно, с 2008 года существовало две практически идентичных структуры, первая из которых осуществляла подготовку офицеров запаса (с 2014 года также солдат и сержантов запаса), а вторая офицеров, которые после окончания обучения в ВУЗе заключали контракт с Министерство обороны о прохождении военной службы на офицерской должности. В 2019 году военные кафедры и учебные военные центры решили объединить в единое подразделение для существенной оптимизации деятельности.

На сегодняшний день обновленные военно-учебные центры (ВУЦ) представляют собой образовательные структурные единицы при ВУЗах, осуществляющие военную подготовку кадровых офицеров для службы в Вооруженных силах Российской Федерации (после окончания обучения выпускники в обязательном порядке заключают контракт с Министерством обороны на срок от 3 -5 лет), офицеров запаса, а также рядовых и сержантов запаса (после окончания обучения выпускники отправляются на прохождение военных сборов, продолжительность и место проведение которых определяются Министерством обороны Российской Федерации либо иным уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти). Стоит упомянуть о возросшей численности ВУЦ. Ранее (по данным на 2016 год) в России насчитывалось 72 военные кафедры, а к концу 2019 года уже 93 военно-учебных центра, в которых проходят обучение более 61 тысячи студентов гражданских ВУЗов. Преподавательский состав ВУЦ состоит из профессионалов своего дела, офицеров, имеющих многолетний опыт преподавания военных дисциплин и прошедших действующую службу в рядах Вооруженных сил. Выпускники ВУЗов, прошедших обучение в ВУЦ, получают гражданскую и военную специальности и готовы к выполнению различного рода задач как в мирное, так и в военное время.

Список используемой литературы:

1. Пестов В.А., Дробот И.С. Некоторые особенности развития военного образования в России в XVII — начале ХХ века. // Военно-исторический журнал. Издание Министерства Обороны Российской Федерации. - 2014 г. - [электронный ресурс] - URL: http://historv.milportal.ru/nekotorve-osobennosti-razvitiYa-voennogo-obrazovaniYa-v-rossii-v-xvii-nachale-xx-veka/ (дата обращения 8.02.20 г.);

2. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. - М.: «Русский мир», - 1993 г. - С.

7;

3. Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат. 1993, - С. 103-110;

4. Смирнов О.Е. 90 лет военным кафедрам, 2016, - [электронный ресурс] - URL: https://rpa-mu.ru/novosti/90-let-voennvm-kafedram (дата обращения 8.02.20 г.);

5. Информационное агентство - ТАСС / Военные кафедры в российских вузах заменили военными учебными центрами, 2019 г, - [электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/armiva-i-opk/6061140 (дата обращения 8.02.20 г.);

6. Приказ Министра обороны РФ N 666, Минобрнауки РФ N 249 от 10.07.2009 "Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования";

7. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 05.11.1926;

8. Закон СССР от 13.08.1930 N 42/253б "Об обязательной военной службе";

9. Постановление СНК Союза ССР от 13.04.1944 № 413;

10. Закон СССР от 12.10.1967 N 1950-VII (ред. от 10.04.1989) "О всеобщей воинской обязанности".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.