Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ, ДЛЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ (НА ПРИМЕРЕ ННГУ)'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ, ДЛЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ (НА ПРИМЕРЕ ННГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / ОФИЦЕРЫ КАДРА / ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ / МОДЕЛЬ / СИСТЕМА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ВОЕННО - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов А.Н., Донской А.С., Рябинин С.А., Судьин С.А., Трембовецкий В.В.

Кадровые офицеры - выпускники военных учебных центров (ВУЦ) гражданских вузов, по отзывам командиров воинских частей, куда они направлены для прохождения военной службы, имеют высокий уровень военно - профессиональной подготовки, но отстают от выпускников вузов Министерства обороны Российской Федерации по уровню физической подготовленности. Указанное отставание обусловлено следующими основными причинами: недостаточным количеством учебных часов на физическую подготовку, предусмотренных ФГОС любой специальности (направления подготовки) высшего образования; разными статусами курсанта - военнослужащего, подчиняющегося распорядку дня, и студента, который самостоятельно планирует свое время за пределами часов учебных занятий; отсутствием возможности включить в программу военной подготовки кадровых офицеров учебную дисциплину «Физическая подготовка». В ВУЦ при ННГУ им. Н.И. Лобачевского проведены социологических исследования, результаты анализа которых показали, что у студентов, обучающихся по программам подготовки кадровых офицеров, имеется достаточный резерв внеучебного времени и его можно использовать для проведения с ними различных массовых и индивидуальных мероприятий, направленных на повышение уровня их физической подготовленности. Предлагается разработанная в ВУЦ модель (система) использования внеучебного времени для повышения физической подготовки (а в перспективе - и других видов военно - профессиональной подготовки) будущих кадровых офицеров - выпускников ВУЦ. Реализация данной модели позволит ликвидировать отставание выпускников ВУЦ от выпускников военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов А.Н., Донской А.С., Рябинин С.А., Судьин С.А., Трембовецкий В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING OF FUTURE OFFICERS’ PHYSICAL TRAINING STUDYING IN MILITARY TRAINING CENTERS AT CIVILIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR THE MILITARY SERVICE BY CONTRACT (ON THE EXAMPLE OF THE UNN)

Career officers - graduates of military training centers (MTC) of civil universities, according to the commanders of military units where they are sent for military service, have a high level of military professional training, but lag behind the graduates of Russian Defense Ministry higher education institutions in terms of physical preparedness. This lag is due to the following main reasons: insufficient number of studying hours for physical training, provided for by the Federal State Educational Standards of any specialty (direction of studying) of higher education; different statuses of a military cadet who obeys the daily routine and a student who independently plans his time outside the hours of training; the lack of an opportunity to include the discipline "Physical training" in the military training program of career officers. In the MTC of the UNN named after N.I. Lobachevsky, sociological studies were carried out, the analysis results of which showed that students enrolled in training programs for career officers have a sufficient reserve of extracurricular time and it can be used to conduct various mass and individual events aimed at increasing their level of physical preparedness. A model (system) of using extracurricular time to improve physical, and, in future plans, other types of military professional training of future career officers - graduates of the MTC, is proposed. The implementation of this model will make it possible to eliminate the gap between graduates of the MTC and graduates of military higher education institutions.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ, ДЛЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ (НА ПРИМЕРЕ ННГУ)»

158

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальн ые науки, 2021, М<э 3 (63 ), с. 158-164

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1+316

Б01 10.52452/18115942_2021_3_158

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ, ДЛЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ

(НА ПРИМЕРЕ ННГУ)

© 2021 г. А.Н. Абрамов, А.С. Донской, С.А. Рябинин, С.А. Судьин, В.В. Трембовецкий

Абрамов Александр Николаевич, к.пед.н.; доц.; доцент кафедры воздушно-космических сил военного учебного центра при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского

аЬгашоу@^о .ипп. ги

Донской Александр Семенович, начальник цикла - старший преподаватель военного учебного центра при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского

asdonskoy@yandex.ru Рябинин Сергей Александрович, к.т.н.; доц.; начальник военного учебного центра при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского

геа@.ипп.ги

Судьин Сергей Александрович, д.соц.н.; доц.; заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

sergeysudin@fsn.unn.ru

Трембовецкий Валерий Владимирович, начальник учебной части - заместитель начальника военного учебного центра при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского

vtrem@vuc.unn.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2021 Статья принята к публикации 16.07.2021

Кадровые офицеры - выпускники военных учебных центров (ВУЦ) гражданских вузов, по отзывам командиров воинских частей, куда они направлены для прохождения военной службы, имеют высокий уровень военно-профессиональной подготовки, но отстают от выпускников вузов Министерства обороны Российской Федерации по уровню физической подготовленности. Указанное отставание обусловлено следующими основными причинами: недостаточным количеством учебных часов на физическую подготовку, предусмотренных ФГОС любой специальности (направления подготовки) высшего образования; разными статусами кур -санта-военнослужащего, подчиняющегося распорядку дня, и студента, который самостоятельно планирует свое время за пределами часов учебных занятий; отсутствием возможности включить в программу военной подготовки кадровых офицеров учебную дисциплину «Физическая подготовка». В ВУЦ при ННГУ им. Н.И. Лобачевского проведены социологических исследования, результаты анализа которых показали, что у студентов, обучающихся по программам подготовки кадровых офицеров, имеется достаточный резерв внеучебного времени и его можно использовать для проведения с ними различных массовых и индивидуальных мероприятий, направленных на повышение уровня их физической подготовленности. Предлагается разработанная в ВУЦ модель (система) использования внеучебного времени для повышения физической подго -товки (а в перспективе - и других видов военно-профессиональной подготовки) будущих кадровых офицеров -выпускников ВУЦ. Реализация данной модели позволит ликвидировать отставание выпускников ВУЦ от выпускников военных вузов.

Ключевые слова: военный учебный центр, офицеры кадра, внеучебное время, модель, система, совершенствование, физическая подготовленность, военно-профессиональная подготовка.

Введение

Наряду с вузами Министерства обороны Российской Федерации одним из источников комплектования войск офицерскими кадрами

являются военные учебные центры (ВУЦ) при гражданских высших учебных заведениях, которые реализуют программы военной подготовки офицеров для военной службы по контракту (офицеров кадра) на базе основных образова-

тельных программ высшего образования, в основном уровня «специалитет», а по отдельным направлениям подготовки - «бакалавриат». ВУЦ были созданы Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 427-р при 93 федеральных образовательных государственных организациях высшего образования на базе ранее функционировавших учебных военных центров (УВЦ) и/или факультетов военного обучения (военных кафедр). В последние несколько лет количество выпускников гражданских вузов - офицеров кадра составляет значительный процент от всех выпускников вузов Минобороны России, а по отдельным военно-учетным специальностям сравнимо с числом выпускников военных вузов или даже превосходит его.

ВУЦ при ННГУ им. Н.И. Лобачевского также был создан в 2019 г. на базе УВЦ и военной кафедры, которые на тот момент имели богатые историю, традиции и опыт подготовки кадровых офицеров, а также офицеров, солдат и сержантов запаса.

В 2004-2009 гг., на базе в то время еще факультета военного обучения при ННГУ, по заданию Министерства обороны Российской Федерации была выполнена научно-исследовательская работа (НИР) и проведена серия экспериментов, в результате которых был разработан и законодательно закреплен механизм подготовки офицеров для военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации и созданы УВЦ при некоторых вузах России. Всего, с учетом первого экспериментального выпуска из ННГУ офицеров кадра с 2007 г. и по июль 2020 г., в университете подготовлено более 300 офицеров для военной службы по контракту, имеющих инженерно-технические или гуманитарные специальности высшего образования, которые заключили контракты с Министерством обороны Российской Федерации и были назначены на офицерские должности в воинские части и учреждения в соответствии с военно-учетными специальностями (ВУС).

По итогам войсковых стажировок и отзывов о службе на офицерских должностях выпускников ННГУ, командиры воинских частей отмечают высокий уровень их подготовки, дисциплины, инициативность, самостоятельность и добросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей. Срок становления в должности выпускника университета в среднем составляет не более трех месяцев. При этом в отзывах отмечаются их особенно высокая техническая и тактико-специальная подготовка, глубокое знание современных компьютерных технологий, умение работать с документами,

информацией, желание служить в Вооруженных силах Российской Федерации и многие другие положительные качества.

Вместе с тем в отдельных вопросах офицеры -выпускники ННГУ, равно как и выпускники других вузов, отстают от выпускников высших военных учебных заведений, и в первую очередь - по уровню физической подготовленности. Налицо актуальная задача выявления причин вышеуказанного отставания и определение путей ликвидации данного отставания. По мнению авторов, повышение уровня физической подготовленности выпускников ВУЦ возможно на основе разработки и внедрения системы (модели) повышения физической подготовки (а в перспективе - и других видов военно-профессиональной подготовки) будущих кадровых офицеров - выпускников ВУЦ за счет использования внеучебного времени.

Анализ публикаций с момента начала массовой подготовки офицеров кадра в гражданских вузах с 2009 г. и по настоящее время показывает, что научные исследования в рассматриваемом направлении не проводились, проблема совершенствования физической подготовки вышеуказанной категории студентов не ставилась и в научных публикациях не представлена. Данный вывод подтвердился при обсуждении указанной проблемы на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные аспекты организации военно-политической (воспитательной) работы в военных учебных центрах при высших учебных заведениях. Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск», организованной ВУЦ УГУ - УПИ (г. Екатеринбург) 26-27 ноября 2020 г., в которой приняли участие представители большинства ВУЦ вузов России [1].

Методология и методы исследования

Исследования проводились методом анкетирования и охватили 98% студентов, обучающихся в ВУЦ при ННГУ.

Для выявления уровня физической подготовленности студентов и его динамики был проведен анализ результатов сдачи нормативов за 5 лет (сила - подтягивание на перекладине, быстрота - бег на 100 м, выносливость - бег на 3 км). При проведении данного анализа учитывались результаты, показанные на испытаниях по физической подготовленности при поступлении в ВУЦ теми абитуриентами, которые стали его студентами; при проведении сборов на втором курсе и стажировки на выпускном курсе в воинских частях; при сдаче нормативов, орга-

низуемых в ВУЦ (до 01.09.2019 - в институте военного образования) каждый семестр в соответствии с годовыми планами работы.

При разработке модели повышения физической подготовки будущих кадровых офицеров -выпускников ВУЦ авторы опирались на теоретические материалы, представленные в научных статьях И.О. Котляровой и В.Г. Свинаренко [2; 3].

Результаты и их обсуждение

Анализ сложившейся ситуации выявил следующие причины более низкой физической подготовки офицеров - выпускников ВУЦ по сравнению с выпускниками военных вузов.

1. Различаются возможности по организации мероприятий военно-профессиональной направленности (включая мероприятия по физической подготовке), что обусловлено статусом курсанта-военнослужащего, подчиняющегося распорядку дня, и студента, который самостоятельно планирует свое время за пределами часов учебных занятий и других обязательных мероприятий учебной работы.

2. Объем учебного времени, предусмотренный практически любым федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) на физическую подготовку, недостаточен для достижения требуемого уровня физической подготовленности будущего кадрового офицера. Так, ФГОС ВО специальностей (направлений подготовки), являющихся базовыми для соответствующих ВУС, предусматривают только 400 учебных часов на физическую подготовку студентов, которые реализуются на первом и втором курсах, при сроках реализации программ ВО уровня «бакалавриат» 4 года, а «специалитет» 5 или 5.5 лет; т.е. на 3 и 4 курсах с будущими бакалаврами и на 3-5 (6 - при сроке обучения 5.5 лет) курсах с будущими специалистами занятия по физической подготовке не предусмотрены [4-6].

3. Отсутствует возможность включить в программу военной подготовки учебную дисциплину «Физическая подготовка», а значит, и возможность проводить регулярные плановые занятия по физической подготовке. Так, на реализацию программы военной подготовки офицеров для военной службы по контракту Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.02.2020 № 66/212 предусмотрено не менее 42 зачетных единиц, то есть 1512 учебных часов [7]. Вышеуказанный либо несколько больший объем учебного времени с трудом позволяет реализовать в рамках любой специальности (направления подготовки) ВО

лишь обязательные технические, тактико-специальные и общевоенные дисциплины, предусмотренные квалификационными требованиями к соответствующему ВУС, не оставляя возможности для занятий по физической подготовке.

4. Уровень физической подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений невысок. Абитуриенты, поступающие в ННГУ и желающие стать кадровыми офицерами, имеют достаточно высокие баллы сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ), что позволяет им успешно осваивать программу по выбранной специальности (направлению подготовки) ВО. Вместе с тем уровень их физической подготовленности зачастую минимален для зачисления на программы подготовки офицеров для военной службы по контракту, и они не имеют постоянной внутренней потребности и стремления самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой и спортом. В дальнейшем, в период обучения в университете и в ВУЦ, из-за недостаточной интенсивности занятий по физической подготовке на 1 и 2 курсах вуза и их полного отсутствия на последующих курсах, уровень физической подготовленности данной категории будущих офицеров, как правило, еще более снижается.

Выходом из создавшейся ситуации, то есть способом существенного повышения уровня физической подготовленности будущих офицеров кадра - выпускников ВУЦ, может стать внедрение модели (системы) использования внеучебного времени для повышения физической и других видов военно-профессиональной подготовки данной категории студентов.

Опираясь на более чем пятнадцатилетний опыт подготовки офицеров кадра, авторский коллектив ВУЦ при ННГУ совместно со специалистами факультета социальных наук (ФСН) и факультета физической культуры и спорта (ФКС) ННГУ в 2020 г. приступил к выполнению инициативной прикладной НИР «Исследование возможности использования внеучебного времени для совершенствования военно-профессиональной подготовки студентов, обучающихся в военном учебном центре по программам подготовки офицеров для военной службы по контракту».

Целью НИР является исследование возможности и достижение уровня физической подготовленности (а в будущем и других видов военно-профессиональной подготовленности) офицера - выпускника ВУЦ для военной службы по контракту, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым Министерством обороны Российской Федерации к выпускникам военных вузов, за счет эффективного использования резерва внеучебного времени.

Рис. Основные элементы модели (системы) совершенствования физической подготовки студентов ВУЦ, обучающихся по программам военной подготовки офицеров кадра

НИР планируется выполнить в течение 5 лет, и она предусматривает следующие основные мероприятия и предполагает следующие результаты.

1. Проведение педагогических исследований среди студентов, обучающихся в ВУЦ при ННГУ. Данные исследования направлены на выявление реального резерва внеучебного времени (дифференцированного по курсам, условиям проживания, ВУС, уровням успеваемости и другим параметрам) и готовности студентов к его использованию для повышения своего уровня физической подготовленности.

2. Проведение анализа физической подготовленности студентов по результатам дополнительных вступительных испытаний в ННГУ (сдачи нормативов для поступления в ВУЦ), сдачи нормативов в период обучения и при прохождении сборов (стажировок) в войсках, на основе которого осуществляются:

- формирование базы данных их физической подготовленности, дифференцированной по курсам, ВУС и результатам сдачи нормативов по конкретным упражнениям;

- распределение студентов по группам с приблизительно одинаковыми или близкими уровнями физической подготовленности (результатами сдачи нормативов);

- определение требуемого количества, видов и периодичности занятий (тренировок), необходимых для достижения требуемого уровня их физической подготовленности (в соответствии с Наставлением по физической подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации [8]);

- определение возможности организации и организация необходимого количества дополнительных занятий и тренировок (с учетом наличия свободного от занятий времени) для достижения требуемого уровня физической подготовленности будущих офицеров.

3. Разработка методик и рекомендаций по проведению дополнительных занятий и тренировок во внеучебное время, попутных тренировок в период проведения занятий и самостоятельной работы в дни военной подготовки, а также на учебных сборах и на стажировках в войсках.

4. Разработка и внедрение в практику воспитательной работы ВУЦ системы мотивацион-ных мероприятий по вовлечению студентов во внеучебную работу военно-профессиональной направленности, включающей:

- формирование у студентов активной и позитивной позиции по использованию внеучеб-ного времени в интересах повышения личного уровня военно-профессиональной подготовки;

- организацию воспитательной работы и определение конкретных воспитательных мероприятий, направленных на мотивацию студентов к физически активному образу жизни и достижению требуемых результатов личной физической подготовленности;

- организацию и проведение дополнительных занятий по физической подготовке, массовых состязаний, спортивных праздников и других мероприятий соответствующей направленности с широким освещением результатов и поощрением передовиков;

- систематизацию и внедрение в практику внеучебной работы дополнительных форм совершенствования других направлений военно-профессиональной подготовки (конкурсы, викторины, соревнования, дополнительные занятия, тренировки и т.п.).

5. Мониторинг:

- физической подготовленности студентов на основе организации регулярного (ежеквартального) контроля выполнения нормативов по физической подготовке;

- уровня других составляющих военно-профессиональной подготовленности на основе анализа успеваемости по соответствующим

Таблица 1

Подготовка к занятиям Общение с друзьями Физическая подготовка Просмотр ТВ Социальные сети Онлайн-игры Помощь по дому С девушкой ТРК, магазины Гуляют на улице

Нисколько 2% 8% 5% 80% 2% 58% 7% 32% 41% 11%

Менее часа 16% 27% 23% 10% 20% 16% 59% 25% 41% 45%

1-2 часа 35% 54% 66% 3% 51% 12% 26% 19% 15% 32%

Больше 2 часов 47% 10% 7% 2% 27% 13% 7% 24% 1.5% 11%

Мотиваторы на занятия физической культурой

Таблица 2

Мотиваторы для дополнительных занятий физической культурой и спортом Мнения студентов (в % к опрошенным)

Ужесточение требований 51

Положительные оценки, зависть друзей 9

Мнение девушки (девушек) 14

Примеры зависимости карьерного роста от уровня ФП 78

Пример друзей, возможность занятий по ФП с ними 27

Дополнительные бонусы (стипендии) по аналогии с научными и учебными достижениями 91

Конкуренция, нежелание отставать от лидеров 15

Родительская гордость за сына 16

профильным дисциплинам программы военной подготовки.

Предусмотрено также проведение регулярного анкетирования студентов для корректировки параметров системы внеучебной работы в ВУЦ.

6. Сравнительный анализ уровней и динамики физической подготовленности (а также подготовленности по другим направлениям военно-профессиональной подготовки) студентов, обучающихся в ВУЦ после внедрения системы организации внеучебной работы, и студентов, обучавшихся в военном учебном центре до внедрения (в том числе с учетом соответствующих данных отзывов из войск), что дает возможность оценить ее эффективность.

7. Внедрение модели (системы) совершенствования физической подготовки студентов ВУЦ, обучающихся по программам военной подготовки офицеров кадра, предполагающей использование резерва внеучебного времени, и выработка механизма формирования рекомендаций по ее оптимизации на основе постоянного мониторинга практических результатов и эффективности работы всех звеньев системы. Основные элементы данной модели (системы) представлены на рисунке.

По каждому из вышеуказанных пунктов ведутся научные исследования и детальная проработка механизмов их практической реализации, нацеленные на конкретный конечный результат. На данном этапе проведены опросы

студентов всех курсов, обучающихся в ВУЦ при ННГУ по программам офицеров кадра (более 350 человек), которые показали, что у них имеется резерв времени 2 часа в день и более, который при желании и соответствующей организации может быть использован в целях совершенствования физической и других видов военно-профессиональной подготовки (табл. 1).

В целом можно отметить, что значительная часть свободного времени большинства студентов, по их собственным оценкам, уходит на подготовку к занятиям и совершенствование своей физической формы. Однако необходимое время на дополнительные занятия по физической подготовке можно получить за счет сокращения общения в социальных сетях, изменения формата общения с друзьями и прогулок на улице. При этом есть основания полагать, что та часть студентов, которая мало уделяет времени подготовке к занятиям и физической подготовке, больше тратит его на менее полезные для своего совершенствования мероприятия.

Реальную возможность использования свободного времени в этих целях видят и сами студенты, что показали результаты их анкетирования (табл. 2).

Как ни печально, но из таблицы 2 видно, что рыночные ценности и прагматичность - это определяющая основа мотивации студентов для дополнительных занятий физической подготовкой: главными стимулами являются финансовая

поддержка (91%) и успехи в профессиональной деятельности (78%).

При этом относительное большинство (51%) студентов восприимчиво к административному воздействию и готово повысить внимание к физической подготовке при ужесточении требовательности в данном вопросе.

Таким образом, результаты исследований показывают наличие резерва свободного времени у рассматриваемой категории студентов ВУЦ и возможность его использования для совершенствования военно-профессиональной подготовки.

На основе социологических исследований и анализа физической подготовленности студентов ВУЦ проведено их распределение по группам с близкими результатами (уровнями) показателей сдачи нормативов (сила, быстрота, выносливость). Для каждой из таких групп разработаны методические рекомендации преподавателям и студентам по видам, количеству, интенсивности, времени, способам проведения дополнительных занятий и тренировок - как самостоятельно, так и под руководством преподавателей ВУЦ. Данный блок мероприятий, по мнению авторов, составляет основу предлагаемой модели совершенствования физической подготовки студентов ВУЦ, обучающихся по программам военной подготовки офицеров кадра.

Заключение

Результаты проведенных исследований позволяют сделать два основных вывода:

1) студенты, обучающиеся в ВУЦ по программам подготовки офицеров кадра, имеют достаточный резерв внеучебного времени, который при соответствующей мотивации и организаторской работе со стороны преподавательского состава ВУЦ дает возможность реализовать гипотезу о повышении их физической подготовленности до требуемого уровня;

2) для достижения требуемого уровня физической подготовленности рассматриваемой категории выпускников ВУЦ необходимо внедрение модели совершенствования физической подготовки студентов ВУЦ, обучающихся по программам военной подготовки офицеров кадра, предполагающей использование резерва внеучебного времени и учитывающей индивидуальные уровни физической подготовленности обучающихся.

Список литературы

1. Абрамов А.Н., Рябинин С.А., Судьин С.А., Трембовецкий В.В. Актуальные аспекты организации военно-политической (воспитательной) работы в военных учебных центрах при высших учебных за-

ведениях // Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции 26-27 ноября 2020, г. Екатеринбург. Издательство УМЦ УПИ, 2020. С. 189-194.

2. Котлярова И.О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: История развития и современное состояние // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 1. С. 6-20. URL: https://vestnik.susu.ru/ped/article/view File/8445/6884 (дата обращения: 08.04.2021).

3. Свинаренко В.Г. Педагогическое моделирование как метод научного исследования и метод продуцирования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2017/10/84392 (дата обращения: 08.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2015 № 202 «Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 «Зарубежное регионоведение» (уровень бакалавриата)». URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobr nauki-Rossii-ot-12.03.2015-N-202/ (дата обращения: 16.04.2021).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 № 1019 «Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по специальности 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы» (уровень специ-алитета)». URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobr nauki-Rossii-ot-11.08.2016-N-1019/ (дата обращения: 16.04.2021).

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.11.2016 № 1426 «Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по специальности 10.05.02 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» (уровень специалитета)». URL: https:// rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-16.11.2016-N-1426/ (дата обращения: 16.04.2021).

7. Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.02.2020 № 66/212 «Об установлении Порядка замещения должностей работников военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, Перечня отчетных документов, а также документов, которые ведутся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, документов по планированию, организации проведения образовательной деятельности, учету граждан, проходящих военную подготовку, учету и обслуживанию военной техники, Порядка контроля организации деятельности военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и проведения военной подготовки». URL: http://publica tion.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003240025 (дата обращения: 16.04.2021).

8. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21.04.2009 № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». URL: https:// docs.cntd.ru/document/902164483 (дата обращения: 16.04.2021).

WAYS OF IMPROVING OF FUTURE OFFICERS' PHYSICAL TRAINING STUDYING IN MILITARY TRAINING CENTERS AT CIVILIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR THE MILITARY SERVICE BY CONTRACT (ON THE EXAMPLE OF THE UNN)

A.N. Abramov, A.S. Donskoy, S.A. Ryabinin, S.A Sudin, V. V. Trembovetsky

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Career officers - graduates of military training centers (MTC) of civil universities, according to the commanders of military units where they are sent for military service, have a high level of military professional training, but lag behind the graduates of Russian Defense Ministry higher education institutions in terms of physical preparedness. This lag is due to the following main reasons: insufficient number of studying hours for physical training, provided for by the Federal State Educational Standards of any specialty (direction of studying) of higher education; different statuses of a military cadet who obeys the daily routine and a student who independently plans his time outside the hours of training; the lack of an opportunity to include the discipline "Physical training" in the military training program of career officers. In the MTC of the UNN named after N.I. Lobachevsky, sociological studies were carried out, the analysis results of which showed that students enrolled in training programs for career officers have a sufficient reserve of extracurricular time and it can be used to conduct various mass and individual events aimed at increasing their level of physical preparedness. A model (system) of using extracurricular time to improve physical, and, in future plans, other types of military professional training of future career officers-graduates of the MTC, is proposed. The implementation of this model will make it possible to eliminate the gap between graduates of the MTC and graduates of military higher education institutions.

Keywords: military training center, career officers, extracurricular time, model, system, improvement, physical fitness, military professional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.