ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №2(7), С. 105-107
_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК 621:039:006.1:377
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013 г. Е.Н. Булатова
Нововоронежский политехнический колледж - филиал НИЯУМИФИ, г. Нововоронеж, Воронежская обл.
Поступила в редакцию 15.06.2013 г.
В статье проанализировано современное состояние профессиональных знаний, умений и навыков работника с позиции НИЯУ МИФИ и ГК Росатом как основного работодателя. Представлены результаты разработки четырех профессиональных стандартов. Рассмотрены основные базовые принципы эффективной системы среднего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, ГК Росатом, ОАО «Концерн Росэнергоатом», квалификационный справочник, анкетирование, обобщенные трудовые функции.
Сегодня рынок труда, система профессионального образования в целом диктуют новые условия, заставляя совершенствовать и преобразовывать профессиональные знания, умения и навыки работника, развивать компетенции. Существующие ЕТКС и ЕКС уже не отвечают современным требованиям. Поскольку в представленных ЕТКС и ЕКС, не отвечающих современным требованиям, ряда профессий нет, а существующие не соответствуют реальности, требуется пересмотр системы квалификаций. Профессиональные стандарты, по мнению экспертов, способны решить данную проблему.
Обращаясь к различным источникам технической литературы и практическим рекомендациям, мы выявили, что «профессиональный стандарт - квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии)»[1]. В тоже время, «профессиональный стандарт -оценка качества образования, который ведёт к пониманию того, где, каким образом и кого мы должны готовить, при этом архиважным критерием является качество подготовки специалистов» (Директор образовательных программ Департамента управления персоналом ГК «Росатом» Карезин В.В.). Как видно, профессиональный стандарт является основой методической разработки образовательных стандартов, направленной на реформирование отечественной системы образования, механизмом отбора критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций специалистов.
Одним из подходов к решению данных проблем является создание отраслевых советов, в рамках которых представители работодателей формируют и предоставляют правительству, органам управления и учреждениям профессионального образования разного уровня и всем заинтересованным организациям, материалы, отражающие позицию и потребности работодателей по проблемам подготовки профессиональных кадров, в частности:
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013
106
БУЛАТОВА
- оценка квалификационного уровня рабочих кадров и его соответствие требованиям отдельных отраслей и экономики в целом;
- основные направления развития профессионально-квалификационного уровня рабочих кадров;
- функционирование и совершенствование системы профессионального образования и подготовки;
- работа служб занятости и т.д. [2].
Данный подход в настоящее время используется НИЯУ МИФИ и ГК «Росатом». В свою очередь в число разработчиков профессиональных стандартов был включён Нововоронежский политехнический колледж - структурное подразделение НИЯУ МИФИ. Преподаватели специальных дисциплин НВПК НИЯУ МИФИ, используя опыт своих коллег - Волгодонского инженерно-технического института НИЯУ МИФИ, Красноярского промышленного НИЯУ МИФИ и др., приступили к разработке профессиональных стандартов: «Машиниста двигателей внутреннего сгорания в атомной энергетике», «Переработчика радиоактивных отходов», «Оператора хранилища ЖРО», «Слесаря по ремонту РТО». Понимая, что «профессиональный стандарт является многофункциональным нормативным и методическим документом, устанавливающим требования к профессиональным знаниям и умениям, а также профессиональному образованию и практическому опыту, необходимым для выполнения работниками своих функциональных обязанностей»[3], мы обратились к различным теоретическим и практическим источникам информации. В результате, обнаружили, что квалификационные справочники, не всегда целостно и точно содержат необходимую информацию. Данный пробел восполнили должностные инструкции и другая информация, которую предоставили предприятия входящие в состав ОАО «Концерн Росэнергоатом»: «Нововоронежская атомная станция», дирекция строящейся Нововоронежской АЭС-2», «Опытно-демонстрационный инженерный центр по выводу из эксплуатации», «Нововоронежатомэнергоремонт».
Кроме того, проблема состояла не только в поиске источников информации, но и в решении вопросов, связанных с экспертным советом, предоставлением необходимой информации для круглых столов. Непростой задачей оказалось анкетирование респондентов, которые должны уточнить и дополнить информацию об обобщённых трудовых функциях.
Тем не менее, понимание необходимости и важности разработки профессиональных стандартов, позволяло подойти к процессу создания последних, как к творческому акту. В данный момент робота ещё не завершена, впереди доработка необходимой документации, аналитические и оценочные действия, подведение итогов. В то же время этап, на котором мы находимся в данный момент, даёт основание считать, что профессиональные стандарты - неизбежная необходимость, учитывающая «базовые принципы эффективной системы профессионального образования:
1. Ориентация на потребности рынка труда. Содержание программ обучения соответствует требованиям работодателей, поскольку основывается на анализе компетенций в рамках каждой специальности/ профессии.
2. Гибкость. «Самонастраивающаяся» система оперативно реагирует на изменения технологий и рынка труда, удовлетворяет спрос на новые профессии (сегодня жизненный цикл профессий и специальностей резко сокращается — одни устаревают, другие стремительно появляются) и потребности работодателей в постоянном повышении квалификации и переквалификации сотрудников.
3. Ориентация программ обучения на результат — освоение компетенций. Все участники процесса понимают, что обучающиеся будут уметь «на выходе» и что они смогут предложить работодателям.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО 107
4. Прозрачность. «Правила игры» понятны для работодателей, которые принимают активное участие в совершенствовании системы профобразования [4].
Таким образом, «размер области применений профессионального стандарта колоссален: это и тарификация должностей, отбора, подбора, аттестации персонала, планирования карьеры, это и проведение оценки квалификации работников, проведение процедур стандартизации и унификации экономической деятельности. Кроме прочего, это основа для решения широкого круга задач в области управления персоналом, его обучения и стимулирования» [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Софинский, Н.А. Профессиональные стандарты / Н.А. Софинский [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://niitruda.ru/scripts/browser.js - 15.07.2013.
2. Прянишникова, О.Д., Лейбович, А.Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта [Электронный ресурс] / О.Д. Прянишникова, А.Н. Лейбович // Национальное агентство развития квалификации: сетевой журн., 2013. - Режим доступа: URL: nark-rspp.ru - 15.07.2013.
3. Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Архитектурно-строительное проектирование» [Электронный ресурс] // Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации»: официальный сайт, 2013. - Режим доступа:
URL: http://nop.ru>...iblock...Записка...проектной...18.02.2013.pdf - 15.07.2013.
4. Профессиональные стандарты 22.12.2010 [Электронный ресурс] // Сообщество кадровиков и специалистов по управлению персоналом: официальный сайт, 2013. - Режим доступа: URL: hrliga.comindex.php?module=profession...view.. .1283 - 15.07.2013.
5. Олейникова, О.Н., Муравьева, А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: методическое пособие [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. -М., 2011.
Professional standards in the system of secondary professional education
E. N. Bulatova
Novovoronezh polytechnical college the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 1 Oktyabrskaya St., Novovoronezh, Voronezh region, Russia 396072 e-mail: novopk@rambler.ru
Abstract - In the article the current state of professional knowledge, the abilities and skills of the worker from the position of NIYaU MEPhI and Rosatom State Corporation as the main employer is analyzed. The results of development of four professional standards are presented. The main basic principles of an effective system of secondary professional education are considered.
Keywords: the professional standard, Rosatom State Corporation, JSC Rosenergoatom Concern, skilled manual, questionnaire design, generalized labor functions.