Научная статья на тему 'Требования к квалификации персонала для диагностического мониторинга на предприятиях энергомашиностроения'

Требования к квалификации персонала для диагностического мониторинга на предприятиях энергомашиностроения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TECHNICAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / COMPETENCE APPROACH TO LEARNING / ИНСТРУКТОР / INSTRUCTOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подрезов Н.Н., Гунин П.А., Ильясова А.С.

Рассматриваются вопросы подготовки персонала и инженерных кадров при компетентностном подходе и наличии персонала для обучения. Профессиональные стандарты призваны устранить разрыв между образованием и требованиями работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подрезов Н.Н., Гунин П.А., Ильясова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel Qualification Requirements for Diagnostic Monitoring at the Power Plant Engineering Enterprises

Questions of preparation of the engineering personnel at competence approach and presence of the personnel for training are considered. Professional standards are urged to eliminate a gap between education and requirements of the employer.

Текст научной работы на тему «Требования к квалификации персонала для диагностического мониторинга на предприятиях энергомашиностроения»

ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2015 №3(16), С. 90-94

———=—— ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ

АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

УДК 621.0

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ

© 2015 г. Н.Н. Подрезов, П.А. Гунин, А.С. Ильясова

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.

Рассматриваются вопросы подготовки персонала и инженерных кадров при

компетентностном подходе и наличии персонала для обучения. Профессиональные

стандарты призваны устранить разрыв между образованием и требованиями работодателя.

Ключевые слова: технические компетенции, информационные технологии,

компетентностный подход к обучению, инструктор, профессиональный стандарт.

Поступила в редакцию 10.05.2015

При подготовке персонала по проведению диагностического мониторинга электроприводного оборудования АЭС большое значение имеет информационное обеспечение персонала АЭС электронной технической документацией и электронной ремонтной документацией в форме интерактивных электронных технических руководств на наиболее важные единицы оборудования. Интерактивная электронная документация предназначена для использования как на персональных компьютерах (десктопы, ноутбуки), так и на планшетах третьего поколения («планшеты 3.0»), для оперативного варианта использования электронной информации ремонтным персоналом.

Одновременно требуется проводить подготовку инженерных кадров для атомной отрасли в обновленном формате образования в рамках компетентностного подхода:

- углубленная профессиональная подготовка;

- профессиональная производственная практика;

- интеграция образовательного процесса с научной и инновационной деятельностью;

- формирование компетенций для работы с современными информационными технологиями;

В отсутствие необходимых компетенций существуют определенные проблемы обеспечения надежной работы персонала:

а) несогласованность образовательных стандартов и требований к квалификации выпускников ВУЗов;

б) акцент делается на технические и административные решения в повышении надежности;

в) использование кадровых технологий в отрыве от специфических требований энергомашиностроения;

Поэтому, в настоящее время при подготовке персонала для АЭС и при организации обучения персонала АЭС основное внимание должно уделяться техническим компетенциям.

Компетенции обеспечиваются за счет: носителей компетенций, инфраструктуры,

©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2015

стандартов и нормативных документов, организации процессов обучения. Все эти меры при применении системного подхода к обучению являются важными для формирования конкурентных преимуществ компаний. Ключевой персонал профессионального обучения это человеческий ресурс - инструктор (таблица 1).

Таблица 1. - Ключевой персонал профессионального обучения - инструктор

Подготовленный Неподготовленный

1. Владеет основами (методологией) обучения, а также способами передачи знаний и формирования умений; 2. Не учит лишнему, но и ничего не упускает, акцент делает на трудных и важных задачах, что сокращает время на подготовку; 3. Знает особенности взрослых обучаемых и учитывает их для эффективного достижения учебных целей; 4. Учитывает опыт различных систем обучения. 1. Действует преимущественно методом «проб и ошибок», используя личный опыт. 2. Учит тому, что сам считает важным, может упустить необходимые знания и умения. 3. Может не понимать особенности обучаемых, что приводит к трудностям во взаимодействии с ними.

Подготовка проводиться эффективно и качественно с оптимальными усилиями Качество подготовки зависит от субъективных и личностных особенностей инструктора

Важнейшее значение имеют подходы к обучению в системе ВПО и СПО: методы и условия обучения, квалификация преподавателей, программы обучения - все это влияет на качество профессиональной подготовки персонала и, в конечном итоге, на безопасность объектов.

Схема применения компетентностного подхода в обучении в ВПО и СПО на основе анализа и планирования приведена на рисунке 1.

Требования к квалификации и оценки персонала при контроле и диагностике машин применительно к учебным организациям и процессу обучения регламентирует ГОСТ Р ИСО 18436-3-2011.

По ГОСТ Р ИСО 18436-3-2011. Учебная организация должна удовлетворять следующим требованиям:

а) располагать необходимыми техническими, образовательными и финансовыми ресурсами для проведения обучения согласно соответствующей части ИСО 18436;

б) располагать необходимыми административными ресурсами для организации обучения и реализации учебных программ;

в) проводить обучение, целью которого является подтверждение квалификации персонала согласно соответствующей части ИСО 18436, не связанное с продвижением каких-либо коммерческих продуктов или услуг;

В качестве руководящего документа при подготовке специалистов для атомной промышленности используются профессиональные стандарты. НИИ АЭМ ВИТИ НИЯУ МИФИ разработал следующие профессиональные стандарты по специальностям:

1) Оператор реакторного отделения;

2) Машинист-обходчик по турбинному оборудованию;

3) Монтажник оборудования атомных электростанций;

4) Слесарь по обслуживанию оборудования электростанции;

5) Оператор транспортно-технологического оборудования реакторного отделения;

6) Оператор спецводоочистки в атомной энергетики;

7) Машинист котлов в атомной энергетике;

8) Специалист УТП атомной станции;

9) Специалист по обслуживанию и ремонту механического оборудования атомных станций;

10) Специалист по производственно-технологической комплектации на атомных станциях;

11) Специалист в области теплоэнергетики (реакторное отделение);

12) Инженер в области организации строительства и осуществления строительного контроля, реконструкции и демонтажа на радиационно-опасных объектах;

13) Техник по промышленному строительству в области демонтажа радиационно-опасных объектов.

Рис. 1. - Планирование ВПО и СПО при компетентностной модели обучения

Профессиональные стандарты - минимально необходимые квалификационные требования к профессии. Они призваны для устранения разрыва между компетентностным образованием выпускника ВПО или СПО и квалификационными требованиями работодателей в атомной энергетике и энергомашиностроении.

Таким образом, профессиональные стандарты призваны обеспечить

необходимые элементы подготовки персонала к производственной деятельности в энергомашиностроении.

К настоящему времени создаются объективные предпосылки для запуска процедур информатизации специализированных служб и подразделений, обеспечивающих технологическую подготовку и информационное обеспечение ремонта тепломеханического оборудования АЭС. В НИИ АЭМ выполняются работы по созданию информационного обеспечения для АСТП (автоматизированная система технологической подготовки) ремонта и диагностики тепломеханического оборудования АЭС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации [Текст] / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.] □: рекомендации. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

2. Проект отраслевой рамки квалификации атомной энергетики на основе проекта Национальной рамки квалификации России [Электронный ресурс]. - М., 2012. - Режим доступа: URL: http://www.rosminzdrav.ru - 05.05.2015

3. Диагностическое сопровождение ремонтных компаний АЭС [Текст] / Н.Н. Подрезов, В.Н. Никифоров, О.Ю. Пугачева, А.Г. Крупский, В.П. Поваров // Современные технологии, оборудование, техническое оснащение и подготовка персонала для ремонтных работ в атомной энергетике: материалы конференции. - Нововоронеж, 2013.

4. Информационное обеспечение ремонтных технологий тепломеханического оборудования АЭС [Текст] / Н.Н. Подрезов, В.Н. Никифоров, О.Ю. Пугачева, А.Г. Крупский, В.П. Поваров и др. // Современные технологии, оборудование, техническое оснащение и подготовка персонала для ремонтных работ в атомной энергетике: материалы конференции. - Нововоронеж, 2013.

5. Подрезов, Н.Н. Учебная программа стажировки программы повышения квалификации «Культура безопасности при эксплуатации АЭС» / Уч. изд. ВИТИ НИЯУ МИФИ. -Волгодонск: ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2013.

6. ГОСТ Р ИСО 18436-3—2011. Контроль состояния и диагностика машин. Требования к квалификации и оценки персонала. Часть 3. Требования к учебным организациям и процессу обучения [Текст]. - М.: Стандартинформ, 2012. - 16 с.

7. Доклад Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центральный институт повышения квалификации Госкорпорации «Росатом» [Электронный ресурс]: сетевой журн. - Режим доступа: URL: http://www.scicet.ru - 05.05.2015.

REFERENCES

[1] Batrova O.F., Blinov V.I., Voloshina I.A. etc. Nacionalnaya ramka kvalifikacij Rossijskoj Federacii [National frame of qualifications of the Russian Federation]: recomendatsii [перевод]. M. Pub. Federalnyj institut razvitiya obrazovaniya [recommendations], 2008, ISBN 978-5-85630-021-4, 14 p. (in Russian)

[2] Proekt otraslevoj ramki kvalifikacii atomnoj energetiki na osnove proekta Nacionalnoj ramki kvalifikacii Rossii [The project of a branch frame of qualification of nuclear power on the basis of the project of the National frame of qualification of Russia]. Available at: http://www.rosminzdrav.ru (in Russian)

[3] Podrezov N.N., Nikiforov V.N., Pugacheva O.Yu., Krupskij A.G., Povarov V.P. Diagnosticheskoe soprovozhdenie remontnyx kompanij AES [Diagnostic support of the NPPs repair companies]. Sovremennye texnologii, oborudovanie, texnicheskoe osnashhenie i podgotovka personala dlya remontnyx rabot v atomnoj energetike: materialy konferencii [Modern technologies, the equipment, hardware and preparation of the personnel for repair work in nuclear power: conference materials]. Novovoronezh, 2013. (in Russian)

[4] Podrezov N.N., Nikiforov V.N., Pugacheva O.Yu., Krupskij A.G., Povarov V.P. еtc. Informacionnoe obespechenie remontnyx texnologij teplomexanicheskogo oborudovaniya AES [Information support of repair technologies of the heatmechanical equipment of the NPP].

Sovremennye texnologii, oborudovanie, texnicheskoe osnashhenie i podgotovka personala dlya remontnyx rabot v atomnoj energetike: materialy konferencii [Modern technologies, the equipment, hardware and preparation of the personnel for repair work in nuclear power: conference materials]. Novovoronezh, 2013. (in Russian)

[5] Podrezov N.N. Uchebnaya programma stazhirovki programmy povysheniya kvalifikacii «Kultura bezopasnosti pri ekspluatacii AES» [The training program of training of the program of professional development "Culture of safety at operation of the NPP"] / Uch. izd. VITI NIYaU MIFI [VITI NRNU MEPhI educational publishing house]. Volgodonsk. Pub. VITI NIYaU MIFI [VITI NRNU MEPhI], 2013. (in Russian)

[6] GOST R ISO 18436-3—2011. Kontrol sostoyaniya i diagnostika mashin. Trebovaniya k kvalifikacii i ocenki personala [State Standarts P ISO 18436-3 — 2011. Control of a state and diagnostics of cars. Requirements to qualification and performance appraisal.. Chast 3 [Part 3]. Trebovaniya k uchebnym organizaciyam i processu obucheniya [Requirements to the educational organizations and process of training]. M. Pub. Standartinform [Standartinform], 2012, 16 p. (in Russian)

[7] Doklad Negosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professionalnogo obrazovaniya «Central'nyj institut povysheniya kvalifikacii Goskorporacii «Rosatom» [Report of Non-state educational institution of additional professional education "Central institute of professional development of Rosatom State corporation]. Available at: http://www.scicet.ru (in Russian)

Personnel Qualification Requirements for Diagnostic Monitoring at the Power Plant

Engineering Enterprises

N.N. Podrezov, P.A. Gunin, A.S. Ilyasova

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 e-mail: nii-energomash@mephi.ru

Abstract - Questions of preparation of the engineering personnel at competence approach and presence of the personnel for training are considered. Professional standards are urged to eliminate a gap between education and requirements of the employer.

Keywords: technical competence, information technology, competence approach to learning, instructor, professional standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.