Научная статья на тему 'Профессиональные стандарты на рынке труда: особенности и практика их применения'

Профессиональные стандарты на рынке труда: особенности и практика их применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА / УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ / ОЦЕНКА УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / LABOR MARKET / NATIONAL QUALIFICATION SYSTEM / PROFESSIONAL STANDARDS / EMPLOYEE QUALIFICATIONS / QUALIFICATION LEVELS / QUALIFICATION LEVEL ASSESSMENT / PROBLEMS OF IMPLEMENTING PROFESSIONAL STANDARDS / PRACTICAL APPLICATION OF PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриднева Мария Алексеевна, Маслюк Орыся Дмитриевна, Петров Максим Александрович

Результаты развития национальной системы квалификаций в Российской Федерации, проблемы организационного и методического характера, институциональные барьеры, препятствующие профессиональной стандартизации рынка труда, а также новые тенденции технологического развития общества обусловили исследовательский интерес авторов к изучению особенностей и практик применения профессиональных стандартов на современном рынке труда. От решения обозначенных выше вопросов, по мнению авторов, зависит формирование основной модели развития человеческого капитала в нашей стране, основанной на воспроизводстве новых знаний, что, в конечном счете, определит ее место в глобальной мировой экономике. Теоретической базой исследования послужили документы по организационно-правовому и научнометодическому обеспечению процесса формирования национальной системы квалификаций, а также подходы российских исследователей по проблемам внедрения и применения профессиональных стандартов как основных ее элементов. Эмпирическая база исследования основана на результатах анализа данных экспертного опроса 63 респондентов, непосредственно вовлеченных в процессы внедрения профессиональных стандартов на своих предприятиях, проведенного коллективом авторов из числа сотрудников кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета в 2018 и 2019 годах среди членов профессионального сообщества, компетентно разбирающихся в вопросах стандартизации профессиональной деятельности. Сравнительный анализ результатов собственного эмпирического исследования и результатов аналогичных исследований позволил определить основные особенности применения профессиональных стандартов на современном рынке труда. Обоснована необходимость формирования информационного банка данных «лучших практик» по внедрению и применению профессиональных стандартов на рынке труда, который позволил бы специалистам-практикам осуществлять бенчмаркинг подобных процессов, более четко выстраивать и применять алгоритмы перехода на профессиональные стандарты у себя в организациях. Выводы и рекомендации данного исследования имеют практическую направленность и представляют интерес для других исследователей в решении вопросов трансформации системы социально-трудовых отношений в нашей стране в контексте ее профессиональной стандартизации.The authors' research interest in the features and application of professional standards in the modern labor market is due to the development of the national qualification system in the Russian Federation, organizational and methodological problems, institutional barriers impeding the professional standardization of the labor market, as well as new trends in the technological development of society. The authors believe that solving these issues will affect the basic development model of human capital in our country based on the reproduction of new knowledge, which ultimately will determine its place in the global economy. The theoretical basis of the study was the documents on the legal, scientific, and methodological support for the formation of the national qualification system, as well as the approaches of Russian researchers to the problems of introducing and applying professional standards as its basic elements. The research empirical base is based on the analysis of an expert survey of 63 respondents directly involved in implementing professional standards at their enterprises. The survey was conducted in 2018 and 2019 by a team of authors, the staff of the Department of Human Resources, St. Petersburg State University of Economics, among the members of the professional community competent in the standardization of professional activities. A comparative analysis of the results of their own empirical research and those of similar studies allowed the authors to determine the basic features of the application of professional standards in the modern labor market. The authors substantiated the need for an information database of best practices of implementation and application of professional standards in the labor market. It would allow practitioners to benchmark such processes, to build and apply more sound algorithms for switching to professional standards in their organizations. The conclusions and recommendations have a practical orientation and are of interest to other researchers in relation to resolving issues of transforming the system of social and labor relations in our country in the context of its professional standardization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриднева Мария Алексеевна, Маслюк Орыся Дмитриевна, Петров Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стандарты на рынке труда: особенности и практика их применения»

■

DOI: 10.34022/2658-3712-2020-39-2-85-98 УДК 331.542 JEL J44

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НА РЫНКЕ ТРУДА: ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

Результаты развития национальной системы квалификаций в Российской Федерации, проблемы организационного и методического характера, институциональные барьеры, препятствующие профессиональной стандартизации рынка труда, а также новые тенденции технологического развития общества обусловили исследовательский интерес авторов к изучению особенностей и практик применения профессиональных стандартов на современном рынке труда. От решения обозначенных выше вопросов, по мнению авторов, зависит формирование основной модели развития человеческого капитала в нашей стране, основанной на воспроизводстве новых знаний, что, в конечном счете, определит ее место в глобальной мировой экономике.

Теоретической базой исследования послужили документы по организационно-правовому и научно-методическому обеспечению процесса формирования национальной системы квалификаций, а также подходы российских исследователей по проблемам внедрения и применения профессиональных стандартов как основных ее элементов. Эмпирическая база исследования основана на результатах анализа данных экспертного опроса 63 респондентов, непосредственно вовлеченных в процессы внедрения профессиональных стандартов на своих предприятиях, проведенного коллективом авторов из числа сотрудников кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета в 2018 и 2019 годах среди членов профессионального сообщества, компетентно разбирающихся в вопросах стандартизации профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ результатов собственного эмпирического исследования и результатов аналогичных исследований позволил определить основные особенности применения профессиональных стандартов на современном рынке труда. Обоснована необходимость формирования информационного банка данных «лучших практик» по внедрению и применению профессиональных стандартов на рынке труда, который позволил бы специалистам-практикам осуществлять бенчмаркинг подобных процессов, более четко выстраивать и применять алгоритмы перехода на профессиональные стандарты у себя в организациях. Выводы и рекомендации данного исследования имеют практическую направленность и представляют интерес для других исследователей в решении вопросов трансформации системы социально-трудовых отношений в нашей стране в контексте ее профессиональной стандартизации.

Ключевые слова: рынок труда; национальная система квалификаций; профессиональные стандарты; квалификация работника; уровни квалификации; оценка уровня квалификации; проблемы внедрения профессиональных стандартов; практики применения профессиональных стандартов.

Для цитирования: Гриднева М.А., Маслюк О.Д., Петров М.А. Профессиональные стандарты на рынке труда: особенности и практика применения. Социально-трудовые исследования. 2020; 39(2):85-98. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-39-2-85-98.

a

М.А. Гриднева а, О.Д. Маслюк ь, М.А. Петров с

3 ь с ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический

университет», Санкт-Петербург, Россия http://orcid.org/0000-0002-9844-0420, ь http://orcid.org/0000-0003-1417-9673,

с http://orcid.org/0000-0002-0414-965X

с

PROFESSIONAL STANDARDS IN THE LABOR MARKET: FEATURES AND APPLICATION

M.A. Gridneva а, O.D. Maslyuk b, M.A. Petrov с

a b c FSBEI HE Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia a http://orcid.org/0000-0002-9844-0420, b http://orcid.org/0000-0003-1417-9673,

c http://orcid.org/0000-0002-0414-965X

a

с

© М.А. Гриднева, О.Д. Маслюк, М.А. Петров. 2020.

ABSTRACT

The authors' research interest in the features and application of professional standards in the modern labor market is due to the development of the national qualification system in the Russian Federation, organizational and methodological problems, institutional barriers impeding the professional standardization of the labor market, as well as new trends in the technological development of society. The authors believe that solving these issues will affect the basic development model of human capital in our country based on the reproduction of new knowledge, which ultimately will determine its place in the global economy.

The theoretical basis of the study was the documents on the legal, scientific, and methodological support for the formation of the national qualification system, as well as the approaches of Russian researchers to the problems of introducing and applying professional standards as its basic elements. The research empirical base is based on the analysis of an expert survey of 63 respondents directly involved in implementing professional standards at their enterprises. The survey was conducted in 2018 and 2019 by a team of authors, the staff of the Department of Human Resources, St. Petersburg State University of Economics, among the members of the professional community competent in the standardization of professional activities. A comparative analysis of the results of their own empirical research and those of similar studies allowed the authors to determine the basic features of the application of professional standards in the modern labor market. The authors substantiated the need for an information database of best practices of implementation and application of professional standards in the labor market. It would allow practitioners to benchmark such processes, to build and apply more sound algorithms for switching to professional standards in their organizations. The conclusions and recommendations have a practical orientation and are of interest to other researchers in relation to resolving issues of transforming the system of social and labor relations in our country in the context of its professional standardization.

Keywords: labor market; national qualification system; professional standards; employee qualifications; qualification levels; qualification level assessment; problems of implementing professional standards; practical application of professional standards.

For citation: Gridneva M. A., Maslyuk O. D., Petrov M. A. Professional standards in the labor market: features and application. Social and labor research. 2020; 39(2):85-98. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-39-2-85-98.

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда в Российской Федерации претерпевает в настоящее время активные и, в чем-то, радикальные изменения, связанные с внедрением профессиональных стандартов. Активнее всего процесс внедрения основных положений профессиональных стандартов протекает в сфере управления государственными учреждениями и организациями. Это обусловлено реализацией основных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», которое определяет перечень объектов применения и внедрения профессиональных стандартов.

Был выявлен перечень проблем, связанных с внедрением профессиональных стандартов и требующих оперативного и качественного решения. В него входят выбор критериев оценки соответствия квалификации требованиям профстандартов, опорных профстандартов для разработки должностных инструкций, показателей результатов труда и трудового поведения (составление профиля должности) и их нормирования, а также системы (модели) оплаты и стимулирования труда [1, с. 514]. Перечень нерешенных вопросов свидетельствует: применение профессиональных стандартов на современном рынке труда, особенно в методической и практической плоскости, нуждается в серьезной доработке.

Анализу трансформационных процессов, происходящих на рынке труда в контексте внедрения профстандартов, и их влияния на изменения требований к профессиональным характеристикам работников, а также в целом развитию национальной системы квалификации в РФ посвящены работы многих отечественных авторов, таких как: Былков В.Г. [2], Зайцева Н.А. [3], Лейбович А.Н. [4, 5], Спивак В.А. [6, 7]. Внимания заслуживает монография «Апробация применения профессиональ-

ных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодействия» под редакцией Ельцовой Е.Ю. и Рубцова В.В. [8], посвященная практикам применения профессиональных стандартов в социальной сфере с учетом опыта межведомственного взаимодействия. Большая работа в этом направлении ведется сотрудниками ВНИИ труда Минтруда России [9], результаты исследований которых являются основной эмпирической базой актуальной аналитики и прямо указывают на ситуацию, когда «низкие темпы развития экономики во многом связаны с проблемой несоответствия профессионально-квалификационной структуры занятости и уровня существующего профессионального образования» [10, с. 3].

Вместе с тем наличие заметного интереса к данной проблематике со стороны членов научного и профессионального сообществ подогревается фактическим отсутствием системности в практике внедрения и дальнейшего применения профессиональных стандартов на современном рынке труда в процессах управления конкретными организациями. Нерешенность методических и организационных вопросов обусловливает основную проблему современного состояния процесса внедрения профстандартов - неготовность рынка труда к реальному переходу на эти стандарты и использованию их, как универсального инструмента оценки уровня квалификации работников в условиях дихотомии, когда для одних субъектов профстандар-ты обязательны к применению, а для других носят рекомендательный характер.

Таким образом, основной целью настоящей работы является определение основных особенностей формирования национальной системы квалификаций, ключевыми элементами которой являются практики применения профессиональных стандартов на современном рынке труда.

ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти

процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» организации, перечень которых указан в данном документе, до 01.01.2020 г. обязаны завершить поэтапное внедрение профессиональных стандартов. Статья 195.3 ТК РФ прямо указывает, что «характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций». Таким образом, реализация положений указанных документов, а также ее сроки, являются хорошим поводом для подведения некоторых итогов формирования национальной системы квалификаций и внедрения профессиональных стандартов.

Формируемая в нашей стране национальная система квалификаций призвана способствовать повышению качества рабочей силы на рынке труда, она меняет требования к уровням квалификации, а также содержанию исполняемых работником трудовых функций. По мнению исследователей, «прогнозирование темпов развития стандартизации профессиональной деятельности в структуре национальной экономики России во многом будет зависеть от ее структурных изменений и характеризоваться достаточно высокой степенью неопределенности» [11, с. 220]. Однако, прогнозные значения развития национальной системы квалификаций в России, с учетом связанных с этим процессом рисков, демонстрируют достаточно оптимистичный сценарий по срокам формирования системы. На запуск национальной системы квалификаций отводится от 3 до 6 лет [11, с. 225].

Вместе с тем ряд исследователей отмечает, что «имеет место форсирование событий, есть некоторые проблемы в области координации разработки и организации внедрения профессиональных стандартов, недостаток системности проводимых мероприятий» [12, с. 18-19]. Существует мнение, что процесс формирования национальной системы квалификаций угодил в так называемую «институциональную ловушку», когда заинтересованные стороны социально-трудовых отношений заняли выжидательную позицию и следят за действиями регулятора [13, с. 852].

Большой интерес представляют результаты масштабного исследования, проведенного ВНИИ труда Минтруда РФ в 2018 г. среди 59376 организаций государственного сектора и охватывающее 85 субъектов Российской Федерации. Выявлен целый ряд проблем, с которыми столкнулись респонденты

50 45 40

а 35

Ü 30 S 25 в

к 20 § 15 10 5 0

12016 12017 2018

2016 «2017 ■ 2018

44,3

42,3

21 4 22,6 21,8

18,9

18,9

21,6

15,6

имеют общее представление о ПС

21,4 22,6 21,8

считаю ПС не удобными в оценке квалификации

18,7 16,2 12,2

пользуемся квалификационными справочниками

44,3 42,3 18,9

считаю ПС прогрессивными для определения квалификации 15,6 18,9 21,6

Рис. 1 / Fig. 1. Уровень осведомленности и использования профессиональных стандартов респондентами / Awareness and use of professional standards by respondents

Источник/Source: Былков В.Г. Методические и организационные проблемы внедрения профессиональных стандартов. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;8(2):85 / Bylkov V.G. Methodical and organizational problems of implementing professional standards. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravleniie = Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019;8(2):85.

при применении профессиональных стандартов, а именно: «перечень утвержденных профстандартов не является исчерпывающим и не охватывает все области профессиональной деятельности; высокая стоимость программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации при недостаточном финансировании из бюджетов различного уровня; отсутствие соответствующих образовательных организаций, осуществляющих дополнительную профессиональную подготовку в регионе; отсутствие утвержденных методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов» [14, с. 42-43].

Такое разнообразие оценок свидетельствует о неоднозначности показателей развития национальной системы квалификации в Российской Федерации. В целом мы склонны полагать, что существует целый ряд трудностей, которые не способствуют переходу на профессиональные стандарты и использованию их в качестве универсального инструмента оценки уровня квалификации работников.

Такие выводы имеют эмпирическое подтверждение, например, данными полученными Былко-вым В.Г. в ходе проведения экспертного опроса по проблемам внедрения профессиональных стандартов в период с 2016 по 2018 гг. [15]. Респондентами выступили сотрудники кадровых служб, специалисты, ответственные за внедрение профессиональных стандартов у себя на предприятиях, слушатели, проходящие обучение по программам дополнительного профессионального образования

Торгово-Промышленной палаты Восточной Сибири. Численность опрошенных составила 58 человек. По данным исследования, более 90% респондентов показали высокую степень осведомленности и знание основных положений профессиональных стандартов. Опуская вопросы методологии исследования, приведем несколько характерных оценок, представляющих интерес для целей настоящей статьи (рис. 1).

Из представленных данных мы видим, что устойчивые значения показателей сохраняются в категории респондентов, имеющих общее представление о профессиональных стандартах -21,4%, 22,6% и 21,8% по 2016, 2017 и 2018 гг., соответственно. Заметно снижение показателя с 18,7% до 12,2% опрошенных, считающих профессиональные стандарты неудобными в оценке квалификации, что, в свою очередь, коррелирует с еще более заметным снижением показателя с 44,3% до 18,9% категории респондентов, пользующихся в своей профессиональной деятельности квалификационными справочниками.

Особый интерес представляет четвертый показатель, демонстрирующий рост с 15,6% до 21,6% числа респондентов, считающих профессиональные стандарты прогрессивными для определения квалификации работников. Представленные данные, по мнению авторов, характеризуют типичную картину в оценках респондентов, имеющих отношение к внедрению профессиональных стандартов на своих предприятиях. По мере приближения сроков исполнения нормативных требований Поста-

Рис. 2/Fig. 2. Основные проблемы внедрения профессиональных стандартов по мнению респондентов / Key problems of implementing professional standards according to respondents

Источник/Source: Былков В.Г. Методические и организационные проблемы внедрения профессиональных стандартов. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;8(2):86 / Bylkov V.G. Methodical and organizational problems of implementing professional standards. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravleniie = Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019;8(2):86.

новления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584, респонденты демонстрируют более высокую степень вовлеченности в процесс внедрения профессиональных стандартов.

Другим показательным примером, представляющим на наш взгляд интерес в исследовании Былкова В.Г., является оценка респондентами основных проблем внедрения профессиональных стандартов (рис. 2).

Эти данные подтверждают тот факт, что по мере приближения нормативно предусмотренных сроков реализации программы по внедрению профессиональных стандартов, увеличивается доля лиц, вовлеченных в данный процесс, даже в условиях информационной неопределенности по их внедрению. Весьма заметно увеличение количества респондентов, формирующих планы внедрения и реализации положений профстандартов (с 5,1% до 25,5%) и занимающихся их популяризацией и изучением (с 21,5% до 55,4%). Неоднозначным является факт, что у 16,4% опрошенных респондентов отсутствуют планы по внедрению профстандартов.

Главной целью исследования Былкова В.Г. «было определение (на основе экспертной оценки) соответствия уровня квалификации работников конкретных организаций и учреждений, для которых профессиональные стандарты были обязательны к применению» [15, с. 86] (рис. 3).

В целом, по оценкам респондентов, уровень соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов более половины работников (56% в 2018 г.) определили как соответствующий на 26-50% и только около 4% опрошенных указали на полное соответствие квалификационным характе-

ристикам. По мнению Былкова В.Г., «полученные результаты можно корреспондировать на основную часть организаций, которые реально реализуют планы внедрения профессиональных стандартов» [15, с. 86]. В общем и целом, выводы сделанные Былковым В.Г. соотносятся с результатами нашего собственного эмпирического исследования, проведенного в 2018 и 2019 гг.

ДИАГНОСТИКА ПРАКТИК ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Программа исследования выстраивалась исходя из сложившейся проблематики изучения практик внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом организаций. Целью исследования являлось определение основных особенностей и практик применения профессиональных стандартов на рынке труда. Перед исследователями были поставлены следующие задачи:

• диагностика современных практик применения профессиональных стандартов, являющихся основными элементами национальной системы квалификаций;

• детерминация основных особенностей применения профессиональных стандартов на рынке труда, в том числе с учетом специфики отраслевой принадлежности исследуемых организаций;

• выявление организационно-методических проблем в процессе внедрения и применения профессиональных стандартов.

Рабочая гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: отсутствие системы мониторинга процессов внедрения и применения

s

а

и s

96-100%

76-95%

51-75%

26-50%

менее 25 %

It*

mr

28

10 20 30 40

Удельный вес респондентов дали оценку

■ 2016 1:2017 «2018

50

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3/ Fig. 3. Оценка уровня соответствия работников требованиям профессиональных стандартов (уровню квалификации) (в % к числу опрошенных) / Assessment of compliance of employees with professional standards (qualification level) (number of respondents, %)

Источник/Source: Былков В.Г. Методические и организационные проблемы внедрения профессиональных стандартов. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;8(2):86 / Bylkov V.G Methodical and organizational problems of implementing professional standards. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravleniie = Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019;8(2):86.

профессиональных стандартов на рынке труда ведет к неоднозначности практик применения профессиональных стандартов на уровне организаций и деструктивно влияет на формирование национальной системы квалификаций на институциональном уровне.

В качестве основного метода был выбран экспертный опрос, так как фокус и специфика предмета исследования не предполагает учет мнения специалистов, не вовлеченных в процессы внедрения и применения профессиональных стандартов. Экспертами выступили представители профессионального сообщества, напрямую вовлеченные в реализацию планов внедрения профессиональных стандартов на своих предприятиях. Общая численность респондентов составила 63 человека. По виду профессиональной деятельности респондентов 17 человек относились к сотрудникам административных, 11 человек сотрудникам юридических и 35 человек к представителям кадровых служб предприятий. Отраслевая принадлежность респондентов представлена на рис. 4.

Данные, показанные на рисунке свидетельствуют, что структура выборки охватила большинство сфер профессиональной деятельности, где профессиональные стандарты являются обязательными к применению [10, с. 16-18]. Выборочная совокупность была отобрана из респондентов, имеющих отношение к проблемам внедрения профессиональных стандартов, и была обусловлена выбором основного метода исследования - экспертного опроса. Опрос проводился в пе-

риод с 2018 по 2019 гг. В 2018 г. было опрошено 32 респондента, в 2019 г. - 31 респондент. Целевая выборка формировалась из числа участников конференции «Кадровые практики. Гос. Ж-2018», организованной Администрацией губернатора Санкт-Петербурга 12 октября 2018 г., Санкт-Петербургского международного форума труда, слушателей программ дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Северо-Западного института повышения квалификации ФНС России. Кроме того, в экспертном опросе приняли участие сотрудники Управления кадров Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), представители рабочей группы по внедрению требований профессиональных стандартов, сформированной в СПбГЭУ в целях разработки и реализации плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов.

Рабочей группой из числа сотрудников кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета была разработана анкета, состоящая из 35 вопросов, формирующих 3 смысловых блока: диагностика практик применения профессиональных стандартов на рынке труда; детерминация основных особенностей применения профессиональных стандартов; выявление организационно-методических проблем в процессе внедрения и применения профессиональных стандартов. Указанные блоки сформировали основной конструкт социо-

4

3

7

8

7

11

9

11

24

0

Государственное и муниципальное управление 10% (6 чел.)

Транспорт 13% (8 чел.)

■ Транспорт

■ Образование

□ Строительство

□ Финансы

□ Здравоохранение

■ Торговля

□ Промышленное производство

■ Государственное и муниципальное управление

Рис. 4/ Fig. 4. Структура целевой выборки исходя из отраслевой принадлежности респондентов / The structure of the target sample based on the industry sector of the respondents

Источник/Source: составлено авторами по результатам экспертного опроса / compiled by the authors based on the expert survey.

Применение ПС в процессах развития кадрового потенциала организации (обучение, перемещение, кадровый резерв)

Применение ПС в оценке результативности профессиональной деятельности работников (оценка, нормирование работ, оплата труда)

Применение ПС при формировании кадрового состава организации (планирование, подбор, обучение)

0 10 20 30 40 50 60

Применение ПС при формировании кадрового состава организации (планирование, подбор, обучение) Применение ПС в оценке результативности профессиональной деятельности работников (оценка, нормирование работ, оплата труда) Применение ПС в процессах развития кадрового потенциала организации (обучение, перемещение, кадровый резерв)

□ 2019 54,22 25,35 20,43

2018 53,73 25,37 20,9

□ 2019 2018

43 20,9

5,35 5,37

54 2. 3,73

Рис. 5/ Fig. 5. Применение профессиональных стандартов в процессах реализации кадровых технологий (в % к числу опрошенных) / Applying professional standards in the implementation of personnel technologies (number of respondents, %)

Источник/Source: составлено авторами по результатам экспертного опроса / compiled by the authors based on expert survey.

логического исследования в соответствии с его задачами.

В ходе решения задачи по диагностике практик применения профессиональных стандартов на рынке труда были получены результаты, представленные на рис. 5.

Из данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод, что применение профессиональных стандартов носит системный характер, так как практики применения в той или иной степени охватывают большинство кадровых процессов в организациях, где осуществлен переход на требова-

ния профессиональных стандартов. Так, например, заметно незначительное снижение показателя применения требований профессиональных стандартов в процессах развития кадрового потенциала организации (с 20,9% в 2018 г. до 20,43% в 2019 г. соответственно). Применение профессиональных стандартов в процессах оценки результативности профессиональной деятельности работников характеризуется стабильностью показателя (незначительное снижение с 25,37% в 2018 г. до 25,35% в 2019 г. соответственно). Одновременно фиксируется рост данного показателя в вопросах применения

Таблица 1 / Table 1

Применение профессиональных стандартов при реализации конкретных кадровых технологий* / Applying professional standards in introducing specific personnel technologies

Содержание дескриптора / Content of the descriptor Частота ответов респондентов / Frequency of responses from respondents % от общего числа ответов респондентов / % of the total number of responses by respondents

2018 2019 2018 2019

Применение профессиональных стандартов при формировании кадрового состава организации: 72 77 53,73 54,22

- планирование кадрового состава организации 29 31 21,64 21,83

- подбор и расстановка кадров 30 31 22,39 21,83

- адаптационное обучение 13 15 9,7 10,56

Применение профессиональных стандартов в оценке результативности профессиональной деятельности работников: 34 36 25,37 25,35

- аттестация 32 31 23,88 21,83

- нормирование труда 2 3 1,5 2,11

- оплата труда - 2 - 1,4

Применение профессиональных стандартов в процессах развития кадрового потенциала организации: 28 29 20,9 20,43

- обучение 23 25 17,16 17,6

- перемещение 5 4 3,5 2,8

- кадровый резерв - - - -

Источник/Source: составлено авторами по результатам экспертного опроса / compiled by the authors based on the expert survey. * В процессе опроса допускался выбор нескольких вариантов ответов.

профессиональных стандартов при формировании кадрового состава организации (с 53,73% в 2018 г. до 54,22% в 2019 г. соответственно). Однако, если посмотреть более детально на содержание каждого дескриптора в разрезе конкретных кадровых технологий, то перед нами предстанет более интересная картина (табл. 1).

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что профессиональные стандарты пока не нашли своего широкого применения при решении вопросов нормирования труда (1,5% ответов в 2018 г. и 2,11% в 2019 г.), выстраивания систем оплаты труда (отсутствие ответов в 2018 году и 1,4% ответов в 2019 г.), а также в вопросах работы с кадровым резервом (полное отсутствие ответов респондентов) и кадровых перемещений (3,5% ответов в 2018 г. и 2,8% ответов в 2019 г.). Большинство ответов было связано с применением профессиональных стандартов при планировании кадрового состава организации (21,64% ответов в 2018 г. и 21,83% ответов в 2019 г.), подборе и расстановке кадров (22,39% ответов в 2018 г. и 21,83% ответов в 2019 г.), а также осуществлении аттестационных мероприятий (23,88% ответов в 2018 г. и 21,83% ответов в 2019 г.). По мнению авторов, такое распределение ответов может говорить об отсутствии системности в во-

просах применения профессиональных стандартов в процессах реализации кадровых технологий, что является характерной особенностью выстраивания национальной системы квалификаций. Если мы посмотрим на вопросы применения профессиональных стандартов в процессе реализации конкретных кадровых технологий в разрезе отраслевой принадлежности респондентов, то получим более развернутую картину (табл. 2).

Данные таблицы показывают, что наиболее системно профессиональные стандарты применяются в промышленном производстве и на транспорте. В торговле процессы применения профессиональных стандартов в кадровой работе наименее системны. Авторы не готовы делать однозначных выводов о том, что изложенная выше ситуация характерна для всей страны и полученные результаты можно экстраполировать на всю генеральную совокупность, для этого необходимо проводить более масштабные исследования. В то же время картина, показанная в таблице, является вполне типичной для сегодняшнего состояния дел.

Основной особенностью профессиональных стандартов, по мнению исследователей, является введение уровней квалификации [16, с. 93]. Это в корне отличает данные нормативные докумен-

Таблица 2 / Table 2

Применение профессиональных стандартов в кадровой работе с учётом специфики отраслевой принадлежности респондентов (частота ответов респондентов) / Applying professional standards in personnel work, considering the specifics of the industry of the respondents (frequency of responses by the respondents)

Кадровые технологии / HR technologies

Специфика профессиональной деятельности / Specifics of professional activity планирование/ planning подбор / reqruiting адаптация / adaptation аттестация / certification нормирование труда / labor rationing оплата труда / labor remuneration обучение / training перемещение / moving

Транспорт 8 8 6 8 1 1 7 1

Образование 11 11 3 11 - - 11 5

Строительство 12 12 6 12 - - 10 -

Финансы 4 4 1 5 - - 2 -

Здравоохранение 9 9 3 9 - - 8 1

Торговля 5 6 - 7 - - - -

Промышленное производство 5 5 4 5 4 1 4 2

Государственное и муниципальное управление 6 6 5 6 - - 6 -

Источник/Source: составлено авторами по результатам экспертного опроса / compiled by the authors based on the expert survey.

ты от квалификационных справочников (ЕТКС и ЕКС). Однако, регламентирующими документами предусмотрено, что наряду с профессиональными стандартами для оценки квалификационных характеристик работников могут использоваться параметры Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). По оценкам исследователей, в отдельных отраслях экономики при оценке квалификации квалификационными справочниками пользуются от 75% до 85% кадровых служб организаций [15, с. 86]. Такая ситуация создает дополнительные трудности для сотрудников кадровых служб при работе с разноплановыми документами, что формирует негативное восприятие профессиональных стандартов среди указанных специалистов. Так, например, Молодецкая В.С. в своей работе «Проблемы реализации профессиональных стандартов в современных условиях: анализ экспертных мнений» приводит целый ряд примеров негативной оценки процесса профессиональной стандартизации со стороны представителей профессионального сообщества. Характерная оценка сотрудника кадровой службы по поводу применения профессиональных стандартов: «пока не нашла никаких преимуществ, только дополнительный объем работы» [17, с. 154].

Примеры неоднозначных оценок системы профессиональной стандартизации со стороны членов профессионального сообщества в своих исследо-

ваниях приводят многие авторы, такие как: Был-ков В.Г., Спивак В.А., Саликова Н.М., Кучина Ю.А., Молодецкая В.С., и другие. Это сподвигло авторов провести собственную оценку организационно-методических проблем в процессе внедрения и применения профессиональных стандартов.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В рамках научно-исследовательского семинара на кафедре управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета по тематике нашего исследования в 2018 г. была организована фокус-группа в составе 8 человек с целью определения круга подобных проблем и группировки их в соответствующие паттерны. Участниками семинара были сотрудники кафедры управления персоналом, в сферу научных интересов которых входят вопросы профессиональной стандартизации, а также представители профессионального сообщества из числа представителей работодателей, с которыми кафедра управления персоналом СПбГЭУ имеет партнерские отношения.

По итогам семинара был сформулирован ряд вопросов для последующего их включения в анкету с целью проведения экспертного опроса. Некоторые результаты этой работы представлены на рис. 6, данные которого показывают, что ответы

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

31,25

32,27

В целом положительно 31,25 32,27

28,125

25,8

Отрицательно 28,125 25,8

34,375

38,7

Неоднозначно 34,375 38,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Параметры оценки

3,23

Затрудняюсь ответить 6,25 3,23

□ 2018 □ 2019

6,25

□ 2018

Рис. 6/ Fig. 6. Общая экспертная оценка новой системы квалификаций (в % к числу опрошенных) / General expert assessment of the new qualification system (number of respondents, %)

Источник/Source: составлено авторами по результатам экспертного опроса / compiled by the authors based on the expert survey.

Современный инструмент формирования кадрового 9,375 состава

12,9

Инструмент, позволяющий более точно оценивать уровень квалификации работников

Абсолютно излишний административно-бюрократический инструмент регулирования социально-трудовых отношений

Инструмент, не отвечающий современным трендам развития рынка труда

Документ с более подробным описанием трудовых функций по сравнению с квалификационными справочниками

Инструмент не применимый на практике: слишком много сложностей и противоречий

21,875

18,75

12,9

12,9

16,14

Затрудняюсь ответить

3,225

10

15

20

25

12018 2019

12,5

6,25

0

5

Рис. 7/ Fig. 7. Оценка профессиональных стандартов как инструмента кадровой политики / Assessment of professional standards as an instrument of personnel policy

Источник/Source: составлено авторами по результатам экспертного опроса / compiled by the authors based on the expert survey.

по двум оценочным параметрам («положительно» оценивающих новую систему квалификаций и оценивающих ее «неоднозначно») распределились почти поровну. В число респондентов, оценивающих новую систему квалификаций «неоднозначно», вошли лица, в равной степени отмечающие как положительные, так и отрицательные стороны системы. Обращает на себя внимание тот факт, что число неоднозначных оценок новой системы квалификации в 2019 г. выросло (38,7% к числу опрошенных респондентов) по сравнению с 2018 г. (34,4% к числу опрошенных респондентов). По мнению авторов, это связано

с тем, что процесс становления новой системы квалификаций характеризуется высокой степенью неопределенности с соответствующей этому рефлексией.

В ходе исследования отдельно оценивались профессиональные стандарты как инструмент формирования кадровой политики организации. Результаты такой оценки представлены на рис. 7, данные которого демонстрируют более развернутую картину отношения представителей профессионального сообщества к профессиональным стандартам как инструменту формирования кадровой политики организации. Можно отметить,

Таблица 3 / Table 3

Основные организационно-методические проблемы при работе с профессиональными стандартами* / Main organizational and methodological problems of working with professional standards

№ п/п / № p/p Содержание проблемы / Content of the problem Частота ответов респондентов / Frequency of responses from respondents % от общего числа ответов респондентов / % of the total number responses by respondents Ранг / Rank

2018 2019 2018 2019

1. Проблема выбора опорного профессионального стандарта для конкретной должности 26 27 10,74 10,58 4

2. Сложность и трудоёмкость работы при переходе на профессиональные стандарты, необходимость внесения значительных изменений в локальные нормативные акты 32 31 13,23 12,14 1

3. Значительные финансовые и временные затраты на дополнительное профессиональное образование работников 27 25 11,16 9,79 5

4. Противоречивость и неоднозначность нормативной базы, отсутствие сложившейся правоприменительной практики по профессиональным стандартам 25 27 10,34 10,58 6

5. Значительные финансовые и временные затраты на информационное сопровождение процесса перехода на профессиональные стандарты 22 26 9,09 10,19 8

6. Отсутствие правовой регламентации процедуры внедрения профессиональных стандартов 29 30 11,98 11,74 2

7. Необходимость подтверждения квалификации с помощью независимой оценки квалификации 11 14 4,54 5,49 10

8. Сложность выбора критериев оценки и нормирования результатов труда работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов 25 26 10,34 10,19 7

9. Отсутствие системы мониторинга процессов внедрения и применения профессиональных стандартов на рынке труда 28 29 11,57 11,35 3

10. Игнорирование профессиональных стандартов со стороны организаций, для которых он имеет рекомендательный характер, неоднородность рынка труда 15 16 6,17 6,27 9

11. Сложность выделения подуровней квалификации в рамках одного уровня квалификации в целях создания систем оценки и оплаты труда 2 4 0,84 1,59 11

Источник/Source: составлено авторами по результатам экспертного опроса / compiled by the authors based on the expert survey. * В процессе опроса допускался выбор нескольких вариантов ответов.

что наряду с однозначным негативным или наоборот, позитивным отношением к профессиональным стандартам, встречаются неоднозначные оценки со стороны респондентов. Например, профессиональный стандарт оценивается как более расширенная версия квалификационных справочников (22,58% ответов респондентов в 2019 г.) или же, как инструмент не применимый на практике (16,14% ответов респондентов в 2019 г.). В целом же представленные данные вполне коррелируют с более общими данными оценки новой системы квалификаций (рис. 6).

В результате решения задачи по выявлению организационно-методических проблем в процессе внедрения и применения профессиональных стан-

дартов были получены данные, помогающие определить основные из них. Распределение ответов респондентов представлено в табл. 3.

Результаты опроса, представленные в таблице, позволили авторам проранжировать те проблемные вопросы, с которыми сталкиваются в своей профессиональной деятельности специалисты, занимающиеся процессами внедрения и применения профессиональных стандартов. Это определило их значимость и позволило сфокусировать внимание исследователей на конкретных проблемах. Наиболее значимой проблемой, по оценке группы экспертов, является сложность и трудоемкость работы при переходе на профессиональные стандарты, необходимость внесения

значительных изменений в локальные нормативные акты (13,23% ответов в 2018 г. и 12,14% ответов в 2019 г.). Авторы полностью разделяют данную точку зрения. Действительно, процесс перехода на профессиональные стандарты полностью трансформирует всю систему управления персоналом в организациях, осуществляющих такой переход [18].

Второй по значимости оказалась проблема отсутствия правовой регламентации процедуры внедрения профессиональных стандартов (11,98% ответов в 2018 г. и 11,74% ответов в 2019 г.). Описанию подобной ситуации посвящено, например, исследование Саликовой Н.М. и Кучиной Ю.А. [19, с. 82-83], где авторы довольно подробно раскрывают правовой аспект решения подобной проблемы.

Для авторов настоящей статьи особый интерес представляет третья по своей значимости проблема, обозначенная респондентами - отсутствие системы мониторинга процессов внедрения и применения профессиональных стандартов на рынке труда (11,57% ответов в 2018 г. и 11,35% ответов в 2019 г.). По мнению исследователей «оценка реализации планов внедрения профессиональных стандартов носит либо эпизодический, либо исследовательский характер» [15, с. 86].

Хотелось бы отметить, что Министерством труда и социальной защиты, а также Всероссийским научно-исследовательским институтом труда был создан программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты»1, включающий в себя реестр уведомлений о разработке/актуализации профессиональных стандартов, реестр действующих профессиональных стандартов, перечень профессиональных стандартов, планируемых к разработке и актуализации в 2020 г. Кроме того, на данной платформе представлена возможность общественного обсуждения профессиональных стандартов, а также ознакомления с экспертным мнением. Также в данный программно-аппаратный комплекс интегрирована информационно-аналитическая платформа для проведения опросов по актуальным темам, связанным с внедрением и применением профессиональных стандартов.

Учитывая вышесказанное, считаем целесообразным включить в подобную систему информационный банк данных «лучших практик» по внедрению и применению профессиональных стандартов на рынке труда, который позволил бы специалистам-практикам осуществлять бенчмар-

1 https://profstandart.rosmintrud.ru/

кинг подобных процессов и более четко выстраивать и применять алгоритмы перехода на проф-стандарты у себя в организациях, что, в конечном счете, положительно отразилось бы на их восприятии процесса профессиональной стандартизации и сказалось бы на скорости формирования национальной системы квалификаций на институциональном уровне.

ВЫВОДЫ

Для современного российского рынка труда процессы внедрения и применения профессиональных стандартов протекают с большими затруднениями, что подтверждается результатами нашего исследования. Авторы не готовы утверждать, что полученные ими данные можно экстраполировать на весь рынок труда в нашей стране, для этого необходимо провести более масштабные исследования, но они однозначно должны заставить задуматься об эффективности реализации планов по формированию национальной системы квалификации, институциональных условиях продвижения подобных мероприятий и их информационном обеспечении.

Вместе с тем, в связи с некоторой неопределенностью, сопровождающей внедрение профессиональных стандартов на отечественном рынке труда, а также исходя из результатов исследования, авторы задаются следующими вопросами:

• Не ограничивает ли система профстандартов мобильность работника на рынке труда, в частности, при переходе из коммерческих структур в государственные, делая отдельные сегменты этого рынка более закрытыми, чем прежде?

• Какова роль профессиональной стандартизации в контексте перспектив развития человеческого капитала в условиях цифровой трансформации российской экономики?

• Как нам быть с так называемыми «компетенциями будущего» - надпрофессиональными навыками, которые практически не учитываются в системе профессиональных стандартов, но за которые так дорого готовы платить работодатели?

Ответы на эти и многие другие вопросы создают предпосылки для дальнейшей научной дискуссии и открывают перспективы для новых научных исследований. В настоящей работе авторы предпринимают попытку наметить лишь основные направления и контуры тех изменений, которые потребуются в обозримом будущем в контексте развития национальной системы квалификаций в условиях активной трансформации российской экономики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гриднева М.А., Петров М.А. Особенности применения профессиональных стандартов на современном рынке труда: уровни квалификации как критерии дифференциации размеров заработной платы. Экономика труда. 2019;6(1):513-522. DOI: 10.18334/et.6.1.39907.

2. Былков В.Г. Трансформация системы квалификаций на основе создания профессиональных стандартов. Известия Байкальского государственного университета. 2014;(1):67-73.

3. Зайцева Н.А., Ушанов Ю.В. Национальная система профессиональных квалификаций: организационно-методические основы создания. Монография. М.: РУСАЙНС; 2016. 184 с.

4. Лейбович А. Н., Волошина И. А., Перевертайло А.С., Прянишникова О.Д. Независимая оценка и сертификация квалификаций: Сборник документов и материалов / Под общей ред. А. Н. Лейбовича. М.: Издательство «Перо»; 2014. 132 с.

5. Лейбович А.Н., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю. Профессиональные стандарты как инструменты сопряжения деятельности системы профессионального образования с требованиями рынка труда. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2013;(7).

6. Спивак В.А. Профессиональные стандарты: новая реальность на рынке труда, проблемы и перспективы. Российское предпринимательство. 2017;18(1):67-76. DOI: 10.18334/rp.18.1.37165.

7. Спивак В.А., Гриднева М.А., Петров М.А. Совершенствование профессиональных стандартов руководителей на основе учёта лидерских компетенций. Российское предпринимательство. 2018;19(6):1839-1846. DOI: 10.18334/rp.19.6.39157.

8. Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодействия. М.: ФГБОУ ВО МГППУ; 2017. 311 с.

9. Волошина И.А., Зайцева О.М., Гончарова А.А. Применение профессиональных стандартов специалистов сферы социального обслуживания [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017;9(3):128-139. DOI: 10.17759/psyedu.2017090313.

10. Данилова Н.В. Алгоритм и принципы внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом организации / Н.В. Данилова, В.В. Федотова, С.И. Шинявская, Н.В. Пуртова. Екатеринбург: УрФУ; 2016. 76 с.

11. Земляк С.В., Савченко Ю.Ю. Прогнозирование развития национальной системы квалификаций России. Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2018;28(2):220-226.

12. Формирование системы оплаты труда персонала организации с учетом требований профессиональных стандартов: монография / Под редакцией В.К. Потёмкина. СПб.: Изд-во СПбГЭУ; 2018. 127 с.

13. Слободской А.Л., Гриднева М.А., Петров М.А. Интенция внедрения профессиональных стандартов. Экономика труда. 2018;5(3):851-858. DOI: 10.18334/et.5.3.39414.

14. Гончарова А.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных стандартов организациями с государственным участием. XV международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством». Московский государственный психолого-педагогический университет. 2019;32-45.

15. Былков В.Г. Методические и организационные проблемы внедрения профессиональных стандартов. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;8(2):83-87. DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0019.

16. Буянова А.В., Шолохова Е.В. Оплата труда при переходе на профессиональные стандарты. Социально-политические науки. 2017;(2):92-94.

17. Молодецкая В.С. Проблемы реализации профессиональных стандартов в современных условиях: анализ экспертных мнений. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018;(1):152-156.

18. Озерникова Т.Г., Еловенко Д.А. Проблемы внедрения профессионального стандарта в систему трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вузов. Baikal Research Journal. 2017;8(2).32. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).32.

19. Саликова Н.М., Кучина Ю.А. Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов. Российское право: Образование. Практика. Наука. 2017;(5):79-83.

REFERENCES

1. Gridneva M.A., Petrov M.A. Features of the application of professional standards in the modern labor market: skill levels as wage differentiation criteria. Ekonomika truda=Russian Journal of Labor Economics. 2019;6(1):513-522. DOI: 10.18334/et.6.1.39907. (In Russ.)

2. Bylkov V.G. Transformation of qualifications based on the creation of professional standards. Bulletin of Baikal State University. 2014(1):67-73. (In Russ.).

3. Zaitseva N.A., Ushanov Yu.V. National system of professional qualifications: organizational and methodological foundations. Monograph. M.: RUSCIENCE. 2016; (184). (In Russ.).

4. Leibovich A. N., Voloshina I. A., Perevertailo A.S., Pryanishnikova O.D. / edited by Leibovich A. N. Independent assessment and certification of qualifications: Collection of documents and materials. M.: Pero. 2014; (132). (In Russ.).

5. Leibovich A. N., Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E.Yu. Professional standards as tools for combining activities of the vocational education system and the labor market requirements. Analytical reviews in the main areas of higher education. 2013; (7). (In Russ.).

6. Spivak V.A. Professional standards: a new reality in the labor market, problems and prospects. Rossiiskoepredprinimatel'stvo=Ru ssian Journal of Entrepreneurship. 2017;18(1):67-76. DOI: 10.18334/rp.18.1.37165. (In Russ.).

7. Spivak V.A., Gridneva M.A., Petrov M.A. Improving professional standards of managers based on leadership competencies. Rossiiskoe predprinimatel'stvo=Russian Journal of Entrepreneurship. 2018;19(6):1839-1846. DOI: 10.18334/rp.19.6.39157. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Testing and application of professional standards of the social sphere: implementation of interagency interaction models. M.: FSBEI HE MSUPE. 2017; (311). (In Russ.).

9. Voloshina I.A., Zaytseva O.M., GoncharovaA.A.Application ofprofessional standards ofthe specialists ofsocial services. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya=Psychological Educational Studies. 2017;9(3):128-139. DOI: 10.17759/ psyedu.2017090313. (In Russ.)

10. Danilova N.V. Algorithm and implementation principles of professional standards in the personnel management system of the organization / N.V. Danilova, V.V. Fedotova, S.I. Shinyavskaya, N.V. Purtova. Ekaterinburg: UrFU. 2016; (76). (In Russ.).

11. Zemlyak S.V., Savchenko Yu.Yu. Forecasting the development of the national qualifications system of Russia. Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law. 2018;28(2):220-226. (In Russ.).

12. Formation of a wage system for personnel of an organization considering the requirements of professional standards: a monograph/ edited by V.K. Potemkin. SPb.: SPBGEU. 2018; (127). (In Russ.)

13. Slobodskoi A.L., Gridneva M.A., Petrov M.A. Intention to implement professional standards. Ekonomika truda=Russian Journal of Labor Economics. 2018;5(3):851-858. DOI: 10.18334/et.5.3.39414. (In Russ.)

14. Goncharova A.A., Zaitseva O.M. Application of professional standards by publicly owned organizations. XV International Scientific and Practical Conference "Educational Psychology: Best Practices for Working with Childhood". Moscow State University of Psychology and Education. 2019:32-45. (In Russ.).

15. Bylkov V.G. Methodical and organizational problems of implementing professional standards. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravleniie = Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019;8(2):83-87. DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0019. (In Russ.).

16. Buyanova A.V., Sholokhova E.V. Wages in the transition to professional standards Sotsial'no-politicheskie nauki. 2017;(2):92-94. (In Russ.).

17. Molodetskaya V.S. Problems of implementing professional standards in modern conditions: analysis of expert opinions. Vestnik of Saratov State Socio-Economic University. 2018;(1):152-156. (In Russ.).

18. Ozernikova T.G., Elovenko D.A. Problems of introducing professional standards in the labor activity of the university faculty. Baikal Research Journal. 2017;8(2).32. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).32. (In Russ.).

19. Salikova N.M., Kuchina Yu.A. Actual problems of implementing professional standards. Rossiiskoe pravo: Obrazovanie. Praktika. Nauka=Russian Law: Education, Practice, Researches. 2017;(5):79-83. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мария Алексеевна Гриднева - кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Россия mash-v@yandex.ru

Орыся Дмитриевна Маслюк - заместитель начальника Управления кадров ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Россия maslyuk.o.d@mail.ru

Максим Александрович Петров - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Россия petrov_maxim@rambler.ru

ABOUT THE AUTORS

Marya A. Gridneva - Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Sociology and Personnel Management, FSBEI HE Saint

Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia

mash-v@yandex.ru

Orysya D. Maslyuk - Deputy Head of Human Resources, FSBEI HE Saint Petersburg State University of Economics, Saint

Petersburg, Russia

maslyuk.o.d@mail.ru

Maksim A. Petrov - Cand. Sci. (Sociol.), Assoc. Prof., Department of Sociology and Personnel Management, FSBEI HE Saint

Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia

petrov_maxim@rambler.ru.

Заявленный вклад авторов:

Гриднева М.А. - сбор статистических данных, табличное и графическое представление результатов, формирование выводов исследования.

Маслюк О.Д. - сбор статистических данных, табличное и графическое представление результатов, формирование выводов исследования.

Петров М.А. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы, логическое структурирование материала, формулирование выводов.

Authors'declared contribution:

Gridneva M. A. - collection of statistical data, tabular and graphical representation of results, conclusions.

Maslyuk O. D. - collection of statistical data, tabular and graphical representation of results, conclusions.

Petrov M. A. - statement of the problem, development of the article concept, critical analysis of literature, logical structuring of the material, formulation of conclusions.

Статья поступила 14.02.2020; принята к публикации 03.04.2020 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 14.02.2020; accepted for publication on 30.04.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.