Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные роли преподавателя / высшее образование / современный вуз / professional roles of a teacher / higher education / modern university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Полина Михайловна

В процессе трансформации общества, изменения направленности образовательной системы в сторону непрерывного обучения, меняется и роль преподавателя в образовательном процессе. Преподаватель сегодня не только и не столько транслятор определенного знания, хотя традиционные лекции до сих пор остаются существенной частью образовательного процесса в вузах, он выступает организатором учебного процесса. В данной статье проведен краткий историко-педагогический анализ роли преподавателя на различных этапах развития общества, выявлены профессиональные качества преподавателя, которые способствуют эффективному выполнению им своих профессиональных обязанностей. На основе проведённого среди преподавателей вузов Санкт-Петербурга опроса был составлен перечень основных ролей современного преподавателя, дана их характеристика. Были выявлены следующие роли: транслятор знания (он же лектор), создатель уникального курса учебной дисциплины, методист, психолог, организатор, воспитатель, координатор, исследователь, мотиватор. Данный перечень не является исчерпывающим, каждый преподаватель вправе добавлять в свою профессиональную деятельность что-то свое. На основании анализа профессиональных ролей в статье предложены практики, которые могут помочь преподавателю повысить его профессиональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the process of transforming society, changing the orientation of the educational system towards lifelong learning, the role of the teacher in the educational process is changing. A teacher today is not only and not so much a transmitter of certain knowledge, although traditional lectures still remain an essential part of the educational process in universities, he acts as an organizer of the educational process. This article provides a brief historical and pedagogical analysis of the role of a teacher at various stages of the development of society, identifying the professional qualities of a teacher that contribute to the high-quality performance of his professional duties. Based on a survey conducted among university teachers in St. Petersburg, a list of the main roles of a modern teacher was compiled. The following roles were identified: knowledge translator (lecturer), creator of a unique course of an academic discipline, methodologist, psychologist, organizer, consultant, coordinator, researcher, motivator. This list is not exhaustive; each teacher has the right to add something of his own to his professional activity. Based on an analysis of professional roles, the article suggests practices that can help a teacher improve his professional level.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2009. -448 с.

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и аоспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. -26 с.

4. Дмитриева, Е.А. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора: автореферат дис....канд. пед. наук: 13.00.08 / Акимова Елена Анатольевна. - Калуга, 1998.- 16 с.

5. Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / О.И. Мезенцева. - Новосибирск: ООО "Немо Пресс", 2018.- 140 с.

6. Репинецкая, Ю.С. Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС / Ю.С. Репинецкая // Самарский научный вестник. -2013. -№4. - С. 127-129

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Алексеева Полина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (г. Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В процессе трансформации общества, изменения направленности образовательной системы в сторону непрерывного обучения, меняется и роль преподавателя в образовательном процессе. Преподаватель сегодня - не только и не столько транслятор определенного знания, хотя традиционные лекции до сих пор остаются существенной частью образовательного процесса в вузах, он выступает организатором учебного процесса. В данной статье проведен краткий историко-педагогический анализ роли преподавателя на различных этапах развития общества, выявлены профессиональные качества преподавателя, которые способствуют эффективному выполнению им своих профессиональных обязанностей. На основе проведённого среди преподавателей вузов Санкт-Петербурга опроса был составлен перечень основных ролей современного преподавателя, дана их характеристика. Были выявлены следующие роли: транслятор знания (он же лектор), создатель уникального курса учебной дисциплины, методист, психолог, организатор, воспитатель, координатор, исследователь, мотиватор. Данный перечень не является исчерпывающим, каждый преподаватель вправе добавлять в свою профессиональную деятельность что-то свое. На основании анализа профессиональных ролей в статье предложены практики, которые могут помочь преподавателю повысить его профессиональный уровень.

Ключевые слова: профессиональные роли преподавателя, высшее образование, современный вуз.

Annotation. In the process of transforming society, changing the orientation of the educational system towards lifelong learning, the role of the teacher in the educational process is changing. A teacher today is not only and not so much a transmitter of certain knowledge, although traditional lectures still remain an essential part of the educational process in universities, he acts as an organizer of the educational process. This article provides a brief historical and pedagogical analysis of the role of a teacher at various stages of the development of society, identifying the professional qualities of a teacher that contribute to the high-quality performance of his professional duties. Based on a survey conducted among university teachers in St. Petersburg, a list of the main roles of a modern teacher was compiled. The following roles were identified: knowledge translator (lecturer), creator of a unique course of an academic discipline, methodologist, psychologist, organizer, consultant, coordinator, researcher, motivator. This list is not exhaustive; each teacher has the right to add something of his own to his professional activity. Based on an analysis of professional roles, the article suggests practices that can help a teacher improve his professional level.

Key words: professional roles of a teacher, higher education, modern university.

Введение. Профессиональная роль преподавателя представляет собой совокупность функций и обязанностей, которые преподаватель выполняет в процессе организации учебного процесса и взаимодействия с обучающимися, коллегами и другими участниками образовательной среды. В разные исторические периоды преподавательские роли имели свои особенности. Их количество увеличивалось и увеличивается до сих пор.

Целью данной статьи является анализ трансформации и расширения профессиональных ролей преподавателя вуза, выявление качеств и практик, способных положительно повлиять на профессионализм педагога.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: дать характеристику понятию «профессиональная роль преподавателя», провести краткий историко-педагогический анализ профессиональных преподавательских ролей, выявить качества, необходимые преподавателю для эффективного осуществления его профессиональной деятельности, рассмотреть современные профессиональные роли преподавателя, предложить практики, способные повысить эффективность работы преподавателя.

Методологическая основа исследования представлена методом опроса, а также теоретическими методами, среди которых анализ литературы, обобщение, синтез, абстрагирование и обобщение педагогического опыта.

Изложение основного материала статьи. Историко-педагогический анализ профессиональных ролей преподавателя позволяет выявить, как изменялись требования к преподавателю и какие роли он выполнял на разных этапах развития образования.

Нельзя не сказать о значительном влиянии античной педагогики на формирование методов обучения и воспитания [5, С. 13]. Так, в сократовских школах учили красноречию, мастерству речи, которые после софистов расширили свое содержание, наполнившись гражданским и патриотическим пафосом, моральными ценностями, тем самым став олицетворением прототипа высшего образования.

Аристотель ставил педагога-наставника на самую высокую ступень общества, поскольку родители, по его мнению, дают человеку жизнь, а педагоги - достойную жизнь. Древнеримский ритор и педагог Марк Фабий Квинтилиан одним из первых сформулировал требования к профессиональным качествам педагога, выделяя высокообразованность, высоконравственность, любовь к детям, сдержанность, тактичность [5, С. 14].

Разумеется, в тот период проблемы профессионализма педагога в современном его понимании не были предметом изучения, однако очевидно, что уже тогда в философско-педагогической мысли и общественном сознании начинают формироваться представления о том, что педагогическая работа является специфическом видом профессиональной деятельности, а педагог-профессионал - это носитель нравственной культуры и духовности.

Таким образом, уже в этот период можно выделить несколько ролей преподавателя - это непосредственно учитель, передающий знания, это воспитатель и нравственный пример, на который стоит ориентироваться подрастающему поколению.

В Средние века образ идеального педагога формируется в Житиях святых, которые выступали носителями этических и эстетических ценностей, образа праведного человека. Идеальный средневековый педагог - это благочестивая, авторитетная, интеллектуально развитая личность, считающая строгую дисциплину важнейшим условием успешного обучения [7]. Уже в этот период появляются первые университеты, имевшие в своей структуре всего четыре факультета: богословия (теологический), права, медицины и искусства, а образовательный процесс строился на лекциях, где пересказывались труды Пифагора, Аристотеля, Сократа, Гиппократа, богословов. Ведущей ролью преподавателя в этот период является роль транслятора - человека, передающего знания. Также осуществлялись диспуты и дискуссии, где преподаватель мог выступать в роли слушателя или модератора.

Эпоха Возрождения вместе с гуманистическими ценностями принесла и новые роли преподавателя. Так, Я.А. Коменский считал педагога «деятельным скульптором», «ходячей библиотекой», «солнцем мира», «садовником», «хорошим пастухом», «исполнительным акушером», «энергичным полководцем» [8]. Под этими красивыми эпитетами скрываются узнаваемые и сегодня преподавательские роли.

Новое время, эпоха Просвещения дали модель педагога-исследователя, а важнейшими качествами, которыми должен обладать педагог, стали скромность, исполнительность, аккуратность, трудолюбие и умение управлять своими желаниями. Растет количество университетов, множатся факультеты, однако университеты все еще считаются оплотом традиционализма, не подлежащим трансформации.

С XVIII века в Западной Европе начинает формироваться современная система высшего образования. Многие университеты получают автономию, переходят на преподавание на национальных языках. Происходит кардинальное обновление технологий обучения - очень важной частью обучения становится практическая подготовка студентов, что влечет за собой появление новых форм проведения занятий - семинарских, лабораторных, практических занятий [9]. И новых преподавательских ролей.

Тем не менее, несмотря на постепенное реформирование системы высшего образования, до начала XX века преподаватель выступал в основном в роли передатчика знаний, а также занимался воспитательной работой. На протяжении XX века произошли значительные изменения в системе образования, что повлияло на профессиональные роли преподавателя. В середине XX века начался переход к более гуманистической педагогике, когда преподаватель начал восприниматься как исследователь и наставник, а также как социальный работник. Профессиональная роль преподавателя соответствовала новым требованиям, которые включали в себя дополнительные функции: являться индивидуальным наставником, ориентироваться на потребности и возможности каждого студента, заботиться о развитии его личности.

Сегодняшние профессиональные роли преподавателя включают в себя все вышеперечисленные функции, а также требуют наличия у преподавателя целого ряда качеств. Отметим никоторые из них.

Способность к конструированию и применению инновационных методов и технологий в образовании. Так, современные технологии значительно расширяют возможности образовательного процесса, открыт практически неограниченный доступ к научной и учебной литературе, но наряду с преимуществами цифровизации образования мы сталкиваемся ис их недостатками - легкостью получения готовых ответов на задания [6, С. 601].

Умение работать в команде и эффективно сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса. В процессе осуществления профессиональной деятельности преподаватель взаимодействует не только со студентами, но и с коллегами, и с руководством. Работа преподавателя, с одной стороны, автономна и требует профессиональной самостоятельности, с другой - обмениваясь профессиональными знаниями, технологиями, умениями, взаимодействуя с коллегами, будучи частью профессиональной среды, преподаватель значительно обогащает собственный опыт.

Готовность к обучению и повышению своей профессиональной квалификации. Основная концепция современного образования заключается в его непрерывности в течение всей жизни. И преподавателю, желающему оставаться актуальным и востребованным, необходимо учитывать это, планируя свое профессиональное развитие. Цикл профессиональной деятельности преподавателя высшей школы составляет несколько десятилетний и включает в себя периоды профессионального становления, точки наивысшего проявления профессионализма, результативности профессионально-педагогической деятельности [1, С. 6]. И готовность повышать собственный уровень - одно из необходимых условий достижения высшей точки профессионализма.

Высокая этичность и моральные ценности, что позволяет преподавателю эффективно общаться со студентами. Преподавателю следует держать в голове, какие ценности студентам он транслирует в процессе взаимодействия с ними.

Умение прогнозировать результаты изменения образовательных ресурсов. Под образовательными ресурсами в контексте данной статьи мы понимаем все ресурсы, как бумажные, так и цифровые, которые могут помочь студентам в освоении материала преподаваемой дисциплины.

Результаты. Рассмотрев качества, которыми необходимо обладать современному преподавателю, выделим основные преподавательские роли. Данный список был сформирован в результате опроса преподавателей университетов в Санкт-Петербурге.

Первая роль, отмеченная всеми без исключения преподавателями - это роль лектора, или транслятора знания. При всем множестве эффективных современных методов дистанционного обучения, живая контактная работа со студентами способна дать прекрасный результат, поскольку личность преподавателя для многих студентов до сих пор ассоциируется с тем, интересна или не интересна им преподаваемая дисциплина. Если преподаватель артистичен, актуален, способен увлечь аудиторию, он может не только сформировать профессиональные знания, но и мотивировать студентов к самообучению [4, С. 72]. В эту же роль можно включить проверку и оценку домашних заданий. Именно эта роль зачастую первой приходит в голову и людям, далеким от образовательного процесса. Но задача преподавателя - не только учить.

Роли «создатель уникального курса учебной дисциплины» и «методист» можно объединить в одну, поскольку в сущности значат они одно и то же. Современный преподаватель должен всегда следить за актуальностью своих знаний и умений, изучать новые методы обучения и развития, и применять их на практике. Более того, преподаватель зачастую вынужден самостоятельно придумывать кейсы, задачи, тесты и другие виды заданий, так как все методические материалы, находящиеся в открытом доступе, быстро становятся известны студентам, что приводит к потере последними мотивации к обучению ввиду обесценивания даваемых им знаний, умений и навыков. Преподаватель вынужден генерировать эксклюзивный оригинальный контент, чтобы оставаться конкурентоспособным.

Психолог. Три четверти опрошенных выделили данную роль как необходимую каждому преподавателю ввиду того, что преподаватель, взаимодействуя с обучающимся, должен видеть в нем в первую очередь личность, должен понимать особенности протекания педагогических процессов и учитывать различия в потребностях и способностях каждого студента.

Организатор. Современный преподаватель - это организатор, который должен уметь эффективно планировать учебный процесс, управлять аудиторией, создавать условия для педагогической деятельности обучающихся. При этом обладающий высоким профессионализмом преподаватель способен создать в аудитории ситуацию успеха, организовать обратную связь, тем самым формируя мотивацию студента к обучению. Роль организатора приобрела особое значение в 2020 году, когда вся система образования была вынуждена перейти на дистанционный формат. Преподавателю в рамках данной роли пришлось осваивать роли проектировщика, навигатора знаний и фасилитатора, сопровождающего самостоятельную учебную деятельность студента [11, С. 99]

Мотиватор. Почти половина опрошенных выделила данную роль как важную. На наш взгляд, она сочетает в себе роли психолога, умеющего найти подход к каждому студенту, организатора, который может организовать учебными процесса так, чтобы мотивировать студента на развитие и саморазвитие, и даже создателя уникального курса учебной дисциплины, потому что студент, посещая занятия и выполняя задания, получит уникальные знания и компетенции.

Координатор. Как уже отмечалось выше, преподаватель, хотя и автономен в реализации своей профессиональной деятельности в рамках учебного процесса, тем не менее должен уметь сотрудничать с другими представителями образовательного процесса, такими как администрация вуза, коллектив и т.д.

Исследователь. Современный преподаватель должен уметь анализировать результаты своей педагогической практики, исследовать новые методы преподавания и вносить в свою деятельность инновации. Более того, преподаватель, подтверждая квалификацию, регулярно публикует результаты своей исследовательской работы, что актуализирует развитие самого преподавателя, повышает его статус в научном сообществе, открывает новые горизонты для наполнения учебной дисциплины актуальной значимой информацией [4, С. 72].

Воспитатель. В последние годы государство уделяет особое внимание воспитательной работе в вузах. К каждой образовательной программе составляется своя программа воспитательной работы, а преподаватель занимается не только обучением, но и воспитанием. Говоря выше о качествах, необходимых преподавателю для успешного осуществления профессиональной деятельности, мы отмечали важность высокой этичности и моральных ценностей.

Наставник. Даже если студент высоко мотивирован к будущей профессиональной деятельности, в процессе обучения он не в полной мере осознает все возможности, которые дает ему для построения карьеры та или иная сфера деятельности в рамках выбранного им направления подготовки. И задача наставника акцентировать внимание студента на профессиональной самореализации, которая максимально ему подходит.

Кроме того, современный преподаватель должен обладать высоким уровнем социальной и информационной компетенции для эффективной работы в современном обществе и использования современных информационных технологий.

Стоит отметить, что роль преподавателя сегодня схожа с родительской ролью. «Как родители стараются научить своего ребенка всему, что может ему понадобится для того, чтобы он мог в дальнейшем обходится без них и жить самостоятельной полноценной жизнью, так и задача преподавателя сегодня состоит в том, чтобы обеспечить обучающихся все возможными методами, технологиями и инструментами для того, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно продолжить свой образовательный путь, без чьей-либо помощи со стороны» [10, С. 77].

На основе рассмотренных выше ролей выделим основные практики, которые могут помочь преподавателю повысить свой профессиональный уровень и привести к более эффективному обучению студентов.

Непрерывное обучение: посещение курсов повышения квалификации, семинаров в целях овладения новыми методиками и технологиями для использования в учебном процессе, а также чтение научных публикаций, которые помогут быть в курсе последних тенденций в их предметной области.

Обмен опытом на различных площадках - как в рамках одного факультета или учебного заведения, так и на региональном и федеральном уровнях путем участия в конференциях.

Менторство: роль ментора (или наставника) для молодого преподавателя позволяет не только поделиться своим опытом и знаниями с молодыми коллегами, только начинающими карьеру в преподавании, но и актуализировать собственные компетенции.

Использование новых технологий: использование новых технологий может помочь преподавателям сделать занятия более увлекательными и послужить стимулом выучиться новому и применить в своей работе.

Обратная связь и рефлексия. Успешное установление обратной связи позволяет преподавателю более эффективно организовывать занятия, учитывая личностные особенности студентов, направлять и корректировать ход формирования и развития компетенций. Именно наличие устойчивого контакта со студентами определяет высокий профессиональный уровень преподавателя [2, С. 89.]. Педагогическая рефлексия заключается в способности преподавателя дать объективную оценку собственным поступкам; понять восприятие себя другими; размышление, полное противоречий; источник знаний, опирающийся на внутренний опыт; осознание того, как педагог воспринимается коллегами и студентами [3, С. 47].

Это лишь несколько практик, которые преподаватели могут использовать в своей работе. Каждый преподаватель находит подходящий для себя набор практик, который оптимизирует его личный и профессиональный потенциал с целью достижения лучших результатов в учебном процессе.

Выводы. Таким образом, роль преподавателя на протяжении истории была изменчивой, но всегда была связана с передачей знаний, формированием личности и социальной деятельности обучающегося. На сегодняшний день, современный преподаватель - это специалист, который выполняет множество функций и ролей, связанных с проектированием и организацией образовательного процесса, развитием личности обучающихся, конструктивным взаимодействием со всеми участниками образовательного процесса и использованием современных технологий в обучении.

Литература:

1. Алексеева, П.М. Непрерывное развитие преподавателя: от традиционного к инновационному / П.М. Алексеева // Проблемы управления качеством образования: Сборник статей ХЬУ Международной научной конференции, Луга, 29 марта 2023 года. - СПб.: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023. - С. 5-7

2. Бессонов, К.А. Обратная связь в педагогическом взаимодействии преподавателя и студента / К.А. Бессонов // ^уешв Змепйа. - 2016. - № 2. - С. 86-89

3. Гвильдис, Т.Ю. Феномен педагогической рефлексии в контексте системо-мыследеятельностного подхода / Т.Ю. Гвильдис, Т.К. Говорушина // Человек и образование. - 2022. - № 1(70). - С. 43-52

4. Гилева, К.В. Профессиональные роли преподавателя вуза в условиях цифровой трансформации образования / К.В. Гилева // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. - 2021. -№3(11).-С. 70-75

5. Глузман, Н.А. Профессионализм педагога: успешность и карьера / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019. - 314 с.

6. Головин, М.В. Роль преподавателя в учебном процессе. Старые вопросы, новые ответы / М.В. Головин // Высшее образование для XXI века: Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы: Доклады и материалы XVI Международной научной конференции: в2 ч. (онлайн-формат), Москва, 18-19 ноября 2020 года. Том Часть I. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2020. - С. 601-605

7. Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Гребенкина Лидия Константиновна. - Москва, 2000. - 441 с.

8. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2 томах / Я.А. Коменский. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982.-656 с.

9. Литошенко, Д.А. Эволюция университетского образования в Европе XVI - конца XVIII веков: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.03/ Литошенко Денис Александрович. - Владивосток, 2004. - 380 с.

10. Сафонова, B.C. Роль преподавателя высшего учебного заведения в современном образовательном процессе / B.C. Сафонова // Вестник науки. - 2022. - Т. 1,№ 6(51). - С. 72-78

11. Сеткова, И.Н. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения / И.Н. Сеткова, А.К. Лукина, М.А. Волкова // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - № 1(33). - С. 92-102

Педагогика

УДК 37.017.925

профессор кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Андреева Юлия Валентиновна

Казанский Федеральный Университет (г. Казань);

старший преподаватель кафедры иностранных языков русского,

русского как иностранного Расходова Ильмира Абраровна

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань); профессор кафедры конструкции и эксплуатации вертолетов и двигателей Расходов Александр Евгеньевич

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Условия стремительных профессиональных трансформаций не только повышают социальные риски, но одновременно и стимулируют развитие адаптационных механизмов самоопределения, развивают способности студентов к саморазвитию, поиска своего, особенного, уникального вектора социализации. Современное общество предъявляет особы5е требования к молодёжи - овладение уникальными индивидуальными навыками, которые формируются в процессе всей жизни. Это такие навыки как гибкость. Способность уладить конфликтные ситуации, работа в команде, творческий подход и нестандартные решения проблемных ситуаций, рациональность. Авторский подход, заявленный в данной статье, обусловлен все более возрастающей необходимостью выпускников вуза соответствовать вызовам времени в различных профессиональных сферах. Как показало проведенное исследование, процесс профессионального самоопределения связан с развитием критического мышления как уникального синтеза способностей к исследованию, сравнительному анализу и отбору вариантов развития. При этом показателем конкурентоспособности личности становится совокупность высоких адаптационных способностей, критического мышления в ситуации проблемного профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, творческое саморазвитие личности, критическое мышление, адаптационные механизмы личности, конкурентоспособность.

Annotation. The conditions of rapid professional transformations increase not only social risks, but at the same time stimulate the development of adaptation mechanisms of self-determination, develop the students' abilities to self-development, search for their own, special, unique way of socialization. Modern society makes special demands from young people - unique individual skills that are formed in the process of a lifetime. These skills are flexibility, ability to solve conflicts, teamwork, creativity and non-standard solutions of problems, rationality. The author's approach stated in this article is shows increasing need of university students to meet the challenges of time in various professional fields. As the study showed, the process of professional self-determination is associated with the development of critical thinking as a unique synthesis of the abilities to make a research, comparative analysis and selection of development options. At the same time adaptation abilities, critical thinking and professional self-determination becomes an indicator of the personal competitiveness.

Key words: professional self-determination, creative self-development of personality, critical thinking, adaptive mechanisms of personality, competitiveness.

Введение. В цифровом мире происходит парадоксальный и стремительный технологический прогресс, который меняет ландшафт многих привычных профессий. Значительные изменения в профессиональной деятельности произошли в сфере профессионального медиа, затронули изменения технические, инженерные специальности.

Традиционные для высшей педагогики методы профориентации и профессионального самоопределения уже способны сориентировать студентов в быстро меняющемся профессиональном поле. Знание-центристская парадигма, так же, как и стратегии личностно-ориентированного, задачного, проблемного обучения, порой не вписываются в новые профессиональные запросы. Слишком быстро меняется ситуация в мире технологий, искусственный интеллект генерирует контент, все более глубоко регулирует технологические процессы. Все более востребованными становятся softskills -уникальные индивидуальные навыки, заложенные, сформированные, получившие развитие в процессе всей жизни индивида. Такие как коммуникативные навыки, например, способность уладить конфликт, креативное, нестандартное мышление, умение найти рациональное зерно в ситуации проблемы и пр. Особенности мышления, мировосприятия, творческие способности как способности «само» уровня, развиваются в семье и школе, во время прохождения обучающих и практических модулей вуза, в процессе всей жизни («life-long learning» - обучение, длинною в жизнь).

Речь идет об уникальных, базовых моделях (сочетании качеств, темперамента, мышления) личности, которые получают сначала развитие, а затем саморазвиваются, создают уникальные личностные сочетания. О закономерности саморазвития и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.