Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВУЗЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович

Расширение спектра профессий, использующих в большей степени возможности цифровых технологий, и приоритеты современной промышленности, направленные на увеличение численности квалифицированных рабочих, несколько сменили акценты работы образовательных учреждений в области профориентационной деятельности. В частности, активно внедряются новые формы, методы и технологии организации профориентации. В статье анализируется и обобщается понятие «профессиональная проба» как педагогическая технология. Приводятся результаты анализа проведённых приёмных кампаний в учреждениях среднего и высшего образования Республики Карелия. Представлены логика и этапы технологии проектирования и реализации профессиональных проб. Акцентированное внимание отводится практико-ориентированному обучению. Указываются перспективы сетевого взаимодействия вуза и предприятий-партнёров. Приводятся конкретные примеры использования мини-моделей профессиональной деятельности. Модели успешно апробированы в процессе профессионального обучения со студентами кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета. Итогом проекта стали выполненные обучающимися струнные щипковые народные карело-финские музыкальные инструменты «Кантеле».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TESTS AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN UNIVERSITY

The expansion of the range of professions that use digital technologies to a greater extent, and the priorities of modern industry, aimed at increasing the number of skilled workers, have somewhat changed the focus of the work of educational institutions in the field of career guidance. In particular, new forms, methods and technologies for organizing vocational guidance are being actively introduced. The article analyzes and generalizes the concept of "professional test" as a pedagogical technology. The results of the analysis of the conducted admission campaigns in institutions of secondary and higher education of the Republic of Karelia are presented. The logic and stages of the technology for designing and implementing professional samples are presented. Emphasis is given to practice-oriented learning. The prospects for network interaction between the university and partner enterprises are indicated. Specific examples of the use of mini-models of professional activity are given. The models have been successfully tested in the process of professional training with students of the Department of Technology, Fine Arts and Design of Petrozavodsk State University. The result of the project was the stringed plucked folk Karelian-Finnish musical instruments “Kantele” performed by the students.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВУЗЕ»

Несмотря на то, что в настоящее время мобильный телефон является необходимым условием современной жизни подросток, должен также иметь альтернативу мобильному телефону как в школе, так и дома. Подростку важно помнить, что информацию можно находить не только в современных поисковых системах (Yandex, Google, Rambler и др.), но и в книгах, а также в условиях реального общения.

Четвертым условием исследования является обеспечение разработки и внедрения личностно-ориентированной модели профилактики мобильной аддикции у подростков с задержкой психического развития в воспитательном процессе. В рамках данной работы создается модель педагогической профилактики мобильной аддикции, состоящая из ряда компонентов, которая ориентирована на проведение системно диагностируемой коррекционно-профилактической работы по снижению негативного влияния мобильной аддикции на личность подростков с задержкой психического развития. Модель включает компоненты, которые характеризуют логику и последовательность организации педагогического воздействия. Это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мероприятий, предусматривающих осуществление разнообразных форм и методов деятельности субъектов воспитательного процесса: тренинги, беседы, групповые дискуссии, игры, тренинговые упражнения, мозговой штурм и комплекс средств педагогического воздействия (визуализация, релаксация, проживание ролей).

Пятое условие предполагает оптимальное взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов педагогического взаимодействия по трем взаимосвязанным сферам (деятельности, общения, самосознания). Профилактичееская деятельность предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на восстановление психологического здоровья подростков, зависимых от мобильного телефона, обогащение их внутреннего мира посредством воздействия на психическую сферу, развитие информационной культуры, степени ответственности и осознанности в оценке информационных процессов и ресурсов, становление и реализацию их творческого потенциала и способностей к самоанализу и саморегуляции.

Шестым условием исследования стало комплексное просвещение педагогов и родителей в организации профилактики и коррекции подростковой мобильной аддикции, а также формирование информационной культуры у подростков, педагогов и родителей. Профилактика и коррекция зависимого поведения у подростков - совместная деятельность специалистов образовательного учреждения. Профилактика должна быть направлена на формирование у подростков личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, развитие их психологических навыков, необходимых в решении различных жизненных задач.

Выводы. Эффективная профилактическая работа в образовательных учреждениях должна производится всеми участниками образовательного процесса (сотрудниками педагогического коллектива, воспитателями, а также родителями). Суть работы заключается в своевременном выявлении мобильной аддикции, а затем постепенном снижении уровня вероятности возникновения зависимости от мобильного телефона. Каждый педагогический работник, в силу своих профессиональных и должностных обязанностей может и должен вести определенную работу по предупреждению аддиктивного поведения подростков от мобильного телефона, а также своевременную коррекцию этого пагубного влечения.

Литература:

1. Артемьева, Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР / Т.П. Артемьева, Г.А. Карпова. -Екатерин бург, 1995. - С. 89-95.

2. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. 1998. - №1 - С. 89-100.

3. Карпушкина, Н.В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению. - 2014. - №3. - С. 120-128.

4. Лебединская, К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания / К.С. Лебединская. -М., 1969. - 214 с.

5. Менделевич, В.Д. Психология зависимой личности. Учебное пособие / В.Д. Менделевич. - 2018. - 412 с.

6. Саглам, Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: дис. канд. пед. наук / Ф.А. Саглам. - Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина. - Казань, 2009. - 214 с.

7. Шакурова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков-воспитанников приюта / А.Р. Шакурова, А.Р. Дроздикова-Зарипова // Успехи современного естествознания: Изд-во «Академия Естествознания». -2011. - №8. - С. 200-201.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Талых Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Расширение спектра профессий, использующих в большей степени возможности цифровых технологий, и приоритеты современной промышленности, направленные на увеличение численности квалифицированных рабочих, несколько сменили акценты работы образовательных учреждений в области профориентационной деятельности. В частности, активно внедряются новые формы, методы и технологии организации профориентации. В статье анализируется и обобщается понятие «профессиональная проба» как педагогическая технология. Приводятся результаты анализа проведённых приёмных кампаний в учреждениях среднего и высшего образования Республики Карелия. Представлены логика и этапы технологии проектирования и реализации профессиональных проб. Акцентированное внимание отводится практико-ориентированному обучению. Указываются перспективы сетевого взаимодействия вуза и предприятий-партнёров. Приводятся конкретные примеры использования мини-моделей профессиональной деятельности. Модели успешно апробированы в процессе профессионального обучения со студентами кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета. Итогом проекта стали выполненные обучающимися струнные щипковые народные карело-финские музыкальные инструменты «Кантеле».

Ключевые слова: профессиональная проба, профессиональное обучение, педагогическая технология, проектирование, моделирование, конструирование.

Annotation. The expansion of the range of professions that use digital technologies to a greater extent, and the priorities of modern industry, aimed at increasing the number of skilled workers, have somewhat changed the focus of the work of educational institutions in the field of career guidance. In particular, new forms, methods and technologies for organizing vocational guidance are

being actively introduced. The article analyzes and generalizes the concept of "professional test" as a pedagogical technology. The results of the analysis of the conducted admission campaigns in institutions of secondary and higher education of the Republic of Karelia are presented. The logic and stages of the technology for designing and implementing professional samples are presented. Emphasis is given to practice-oriented learning. The prospects for network interaction between the university and partner enterprises are indicated. Specific examples of the use of mini-models of professional activity are given. The models have been successfully tested in the process of professional training with students of the Department of Technology, Fine Arts and Design of Petrozavodsk State University. The result of the project was the stringed plucked folk Karelian-Finnish musical instruments "Kantele" performed by the students.

Key words: professional trial, vocational training, pedagogical technology, design, modeling, construction.

Введение. Модернизация педагогического образования в России предопределяет тенденцию на усиление практической направленности профессиональной подготовки. В современном мире вновь приобретают актуальность квалифицированные рабочие профессии.

Анализ приёмных кампаний в учреждениях среднего профессионального образования Республики Карелия показал, что среди выпускников 9 и 11 классов востребованы рабочие специальности многих отраслей промышленности. Например, конкурс на рабочие специальности в Петрозаводский автотранспортный техникум на специальность «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» составил 14 человек на место, «машинист дорожных и строительных машин» (10), «сварщик» (9). Абитуриенты также ориентируются на такие важные отраслевые направления как машиностроение, судостроение, металлообработка, энергетика и др.

При подаче заявлений абитуриентов в высшие учебные заведения наблюдается процесс смещения акцентов на инженерные (промышленная энергетика; инжиниринг и маркетинг технологических машин и оборудования; производственно-технологический менеджмент на лесопромышленном предприятии; геология; эксплуатация и технический сервис транспортно-технологических машин; электроэнергетика и электротехника и др.) и педагогические специальности, хотя по-прежнему наибольший конкурс отмечается на экономические и юридические направления подготовки.

В высших учебных заведениях наблюдается тенденция актуализации учебных планов в сторону усиления практико-ориентированного обучения. В приоритете вопрос о сетевом сотрудничестве с предприятиями и организациями, выступающими в дальнейшем как работодатели. Серьёзную работу в этом направлении проводит Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ): студенты проходят учебную и производственную практику на базе предприятий-партнёров; представители работодателей являются председателями и членами итоговой государственной аттестационной комиссии, руководят курсовыми и выпускными квалификационными работами; в рамках сетевого сотрудничества проводятся профессиональные пробы.

Изложение основного материала статьи. Наиболее продуктивным направлением с целью обеспечения практико-ориентированной подготовки будущих специалистов является погружение в профессиональную деятельность. Данный аспект эффективно реализуется при использовании педагогической технологии профессиональных проб [2]. На современном этапе развития образования профессиональная проба - это:

• профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии [3];

• форма профессионального образовательного события, базовым процессом которого является приобретение студентами опыта реализации основных видов профессиональной деятельности в условиях реальной образовательной практики [5];

• специально организованная имитационная ситуация, создающая уникальные условия для осмысления действий будущих педагогов [2];

• модель конкретной профессии, посредством апробирования которой учащиеся приобретают сведения об элементах деятельности различных специалистов [4].

Анализ вышеприведённых определений позволил обобщить, что профессиональная проба представляет собой мини-модель профессиональной деятельности будущего специалиста.

Основной целью профессиональных проб является формирование и развитие у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению посредством практико-ориентированного погружения в профессию.

Профессиональные пробы призваны решать следующие основные задачи:

• знакомство обучающихся с профессией, характером и условиями трудовой деятельности;

• получение опыта практической деятельности в конкретной профессии;

• рефлексия обучающихся приобретённого опыта и компетенций во время прохождения профессиональных проб;

• построение обучающимися индивидуальных профессиональных траекторий;

• содействие профессиональному самоопределению обучающихся [5].

Реализации профессиональных проб предшествует освоение теоретического материала, направленного на формирование готовности будущих специалистов решать значимые профессиональные задачи. На этом этапе можно использовать имитационные профессиональные пробы: деловые и ролевые игры, творческие задания и пр. Студентам предоставляется возможность моделировать готовность к решению профессиональных задач и проблемных производственных ситуаций [2].

Одно из основных требований к профессиональным пробам - показать социально-профессиональный контекст выбранной профессии. Обучающийся воспринимает себя как будущий специалист в реальных условиях производства. Модель профессиональной пробы включает 3 компонента: технологический, ситуативный и функциональный.

Технологический компонент указывает на профессию с операционной стороны, ситуативный определяет содержательную часть профессии, а функциональный отражает динамическую составляющую профессиональной пробы.

Рассмотрим общую структуру подготовки и проведения профессиональных проб:

1) Разработка и обоснование критериев и показателей оценки результативности прохождения профессиональных проб;

2) Определение тематики и отбор содержания профессиональных проб;

3) Подбор педагогического инструментария;

4) Заключение договора о сетевом взаимодействии с организациями;

5) Непосредственное проведение профессиональных проб;

6) Рефлексия; анализ достоинств и недостатков проведения; обозначение перспектив дальнейшего совершенствования технологии и методики проведения профессиональных проб [1].

Приведём пример подобного рода мини-модели, реализуемой при профессиональной подготовке будущих учителей технологии и педагогов дополнительного образования в области инженерно-технического творчества на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна ПетрГУ. Мини-модель профессиональной деятельности реализована в соответствии с логикой представленной выше структуры подготовки и проведения профессиональных проб и успешно прошла апробацию при изучении студентами дисциплины «Моделирование и конструирование народных музыкальных инструментов». Дисциплина изучается на 3 (2 зачётные единицы) и 4 (3 зачётные единицы) курсах. Теоретический блок изучают студенты в университете, а сама мини-модель реализуется на базе учреждения «Дом Кантеле», расположенном в г. Петрозаводске.

Организация «Дом Кантеле» имеет современную мастерскую по деревообработке, выполняет заказы по изготовлению народных музыкальных инструментов для Петрозаводской государственной консерватории и музыкальных школ г. Петрозаводска и Республики Карелия, изготавливает сувенирную продукцию для туристов. В мастерской работают 2 мастера по изготовлению и ремонту народных музыкальных инструментов, и организация заинтересована в привлечении молодых специалистов. Профессиональные пробы проводились в рамках договора о сетевом сотрудничестве между ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» и «Дом Кантеле».

На первом этапе подготовки к проведению профессиональной пробы были сформулированы критерии и показатели результативности её прохождения. Дисциплина «Моделирование и конструирование народных музыкальных инструментов» является в первую очередь практико-ориентированной для педагогов дополнительного образования. В соответствии с этим нами были определены следующие критерии:

1) Темп усвоения знаний, умений и компетенций в области проектирования и конструирования музыкального инструмента;

2) Соблюдение этапов выполнения технологических операций;

3) Качество изготовления музыкального инструмента;

4) Полнота презентации изготовленного музыкального инструмента на заседании аттестационной комиссии.

Содержание профессиональной пробы включает следующие позиции:

1) Разработка чертежа музыкального инструмента и технологической карты на его изготовление;

2) Выполнение инструмента в материале;

3) Подготовка презентации.

В процессе постепенного включения в профессиональную пробу студенты выполняли профессиональные действия сначала под руководством педагога-наставника (мастера по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов) с плавным переходом к самостоятельному выполнению технологических операций и трудовых действий.

По итогам выполненного проекта студентам присваивается 3 или 4 разряд по рабочей профессии «столяр по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов» [6]. Итогом прохождения профессиональных проб стали изготовленные студентами образцы пятиструнных карело-финских народных музыкальных инструментов «Кантеле», а также участие в проведении серии обучающих мастер-классов по изготовлению данных инструментов.

Выводы. Вовлечение будущих педагогов в систему профессиональных проб позволяет:

• мотивировать студентов к успешному овладению психолого-педагогических и методических дисциплин;

• формировать готовность к практическому выполнению профессионально-педагогических действий;

• включить студентов в реальную профессиональную деятельность уже на этапе обучения;

• внести коррективы в индивидуальную траекторию профессионально-личностного развития;

• развивать творческое отношение к профессиональной деятельности [2].

Таким образом, проведённая на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна ПетрГУ опытно-экспериментальная работа по внедрению в образовательный процесс технологии проведения профессиональных проб позволяет констатировать, что:

• профессиональные пробы усиливают практико-ориентированную составляющую профессиональной подготовки учителей технологии и педагогов дополнительного образования;

• их проведение помогает студентам найти «своё поле» профессиональной деятельности;

• мини-модели профессиональной деятельности расширяют возможности будущих специалистов в организации дополнительного образования;

• такая работа должна проводиться систематически с созданием базы профессиональных проб по каждому направлению подготовки в вузе.

Литература:

1. Абраменко, О.В. Методика проведения профессиональных проб / О.В. Абраменко, А.В. Жадаева // Управление политикой АПК в условиях инновационно-инвестиционного и циклического развитии: теория, практика, проблемы: сборник статей по итогам Всероссийского конкурса исследовательских работ преподавателей, студентов, аспирантов и докторантов. - Волгоград: ФГБОУ ВО ВГСПУ, 2020. - С. 120-124.

2. Неясова, И.А. Профессиональная проба как средство практико-ориентированной подготовки будущего педагога / И.А. Неясова, С.Н. Горшенина, Л.А. Серикова // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - № 4. - С. 105-111.

3. Петронюк, И.С. Профессиональные пробы как технология социализации студентов колледжа / И.С.Петронюк // Академия профессионального образования. - 2018. - № 8. - С. 23-25.

4. Печерская, С.Ю. Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся / С.Ю. Печерская, Р.С. Фомичёв // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 1. -С. 89-94.

5. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: метод. пособие для учителей / [С.Н. Чистякова и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой. - Москва: Академия, 2014. - 208 с.

6. Талых, А.А. Из опыта проектирования и изготовления народных музыкальных инструментов-кантеле в вузе / А.А. Талых // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №54-3. - С. 198-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.