Научная статья на тему 'Профессиональные перспективы в представлениях студентов как аспект личностного и профессионального самоопределения'

Профессиональные перспективы в представлениях студентов как аспект личностного и профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1663
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные перспективы в представлениях студентов как аспект личностного и профессионального самоопределения»

структур, в подобной ситуации единства решений по жизненно важным вопросам управления образованием добиться маловероятно. И наконец в тех моделях ГОУО, где существование и функциониро -вание ряда элементов системы ГОУО зависят от «доброй воли» руководителя управления образованием, процессы «врастания» общественности в управление начались очень бурно и плодотворно. Осознавая, что такая «привязка» к конкретным людям чревата нестабильностью (смена первых лиц в руководстве ставит под угрозу всю систему участия общественности в управлении образованием), однако полагаем, что на первом этапе «добровольное» согласие руководителей высокого ранга поделиться властью является необходимым, в этом случае можно избежать неоправданных затрат на пре -одоление откровенного саботажа предлагаемых преобразований. Поэтому, кроме единого деятель-

ностного пространства для закрепления ГОУО, требуется задать единые правовые рамки.

Нормотворческая деятельность должна протекать параллельно разработке моделей ГОУО, правовое регулирование прав общества на управление образованием позволяет закрепить практику взаимодействия государства и общества в вопросах управления образовательными системами и формировать традиции демократического общества. К примеру, таким закреплением могут стать изменения в положении об аккредитации образовательного учреждения: для получения статуса гимназии, лицея необходимо пройти общественную аккредитацию; утверждение программ развития и выделение дополнительного финансирования для образовательных проектов должны включать в себя процедуру общественной экспертизы и согласования с общественными структурами и т.д.

УДК 378.2

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ КАК АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Самоопределение молодежи, ее включение в экономическую и социальную жизнь всегда представляли серьезную социальную проблему. Сегодня этот процесс осложнен кризисными явлениями переходного периода. Ситуация, сложившаяся на рынке труда, характеризуется по крайней мере двумя негативными тенденциями для выпускников вузов: в государственных структурах существует низкая оплата труда специалистов с высшим образованием, в коммерческой сфере выпускникам вузов предоставляется работа высокооплачиваемая, но не требующая высокой квалификации и интеллектуального потенциала. Происходит обесценивание знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузах. Все это отражается на внутреннем мире современного студенчества: меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностных ориентаций.

Наряду с этим рыночные отношения предъявляют жесткие требования к молодым специалистам: появляется необходимость приспособления к повышенной динамичности производства, возможной временной безработице, внезапной смене профессии и места работы. В этих условиях для специалиста необходимы профессионализм, высокая квалификация и отличное качество работы, а также для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда он должен обладать и такими личностными качествами, как целеустремленность, способность к непрерывному саморазвитию, стрессоус-тойчивость, способность к риску, готовность к профессионально-личностному самоопределению. От того, насколько каждый человек будет готов обнаружить в себе профессиональные способности,

С.Н. Макарова,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

адекватные его личным планам и возможностям их реализации, зависит его «социальное самочувствие». Незавершенность профессионального самоопределения может стать причиной недостаточной удовлетворенности части будущих специалистов своей профессией и снижения эффективности деятельности.

Названные аспекты актуализируют вопросы формирования профессионального самоопределения в системе высшего образования, так как основная проблема заключается в разрешении противоречия между требованиями к современному специалисту и его недостаточной профессиональной адаптацией к избранной специальности и последующей реализацией полученных знаний, умений и навыков в условиях самостоятельной трудовой деятельности.

Если рассматривать систему высшего образования как своеобразный механизм освоения студенчеством локального социокультурного пространства, становится понятно, что период обучения в вузе - это важный этап становления и созревания личности молодых людей, формирования их мировоззрения и самостоятельной жизненной (в том числе профессиональной) перспективы.

Необходимо отметить, что интерес к самоопределению личности (и его формам: личностному, социальному, профессиональному, ролевому, нравственному, самоопределению в культуре и семей-но-бытовой сфере) привел к многочисленным попыткам раскрыть сущность данного процесса. В научной литературе имеется большое разнообразие трактовок сущности данного явления, в основе которых лежат разные методологические основания: социальный аспект (Е.А. Климов, И.С. Кон, М. Н. Руткевич)1, личностный аспект (М.Р. Гинзбург, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников)2, аспект формирования жизненных перспектив (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, З.И. Рябики-на)3. К числу западных теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития Д. Сьюпера, разработки стадий жизни личности Э. Эриксона и др.4.

Термин «самоопределение» употребляется в научной литературе в самых различных значениях. Психологов интересуют в первую очередь психологические механизмы, которые обусловливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. С точки зрения социологического подхода к самоопределению оно относится к поколению в целом и характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни, фиксируя этот результат. Для нас важно, что в том и другом случаях самоопределение рассматривается в контексте процесса социализации.

Самоопределение - это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества»5.

По мнению И.И. Юматовой, самоопределение - это сложный и длительный процесс формирования мировоззрения как взгляда на мир в целом, системы убеждений, выражающих отношение человека к миру, которое проявляется через его частные формы (личностное, профессиональное, социальное, ролевое)6. Каждая из этих форм имеет свое содержание и особенности проявления, находясь при этом в тесной взаимосвязи друг с другом и составляя единое целое - самоопределение личности. Самоопределение - это формирование внутренней позиции личности по отношению к людям и ценностям, соотнесение своих жизненных планов, самооценки, стратегий и установок с этой позицией.

Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением и, как указывают ряд авторов, таких как М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и другие, является его частью. Акцентируя внимание на личностном аспекте самоопределения, М.Р. Гинзбург полагает, что определить себя в мире означает не только найти свое значение как члена общества, но и определиться среди других людей, определить свое я7. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, т.е. социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение. Эта идея поддерживается исследованиями Л.М. Митиной: «...развитие личности определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности»8. Таким образом, потребность в творческом самовыражении, личностной самореализации в процессе профессиональной деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности. Л.И. Божович выделяет двуплановость личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как неконкретные поиски смысла своего существования, а с другой - как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни9.

Таким образом, можно сказать, что профессионально-личностное самоопределение - это процесс

движения от знаний о будущем и себе к определению ценности этих знаний для себя. Осознание соб -ственных возможностей самовыражения в профессии, принятие ответственности за выбранный профессиональный путь - все это формирует готов -ность к профессиональной деятельности.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших проявлениях существуют почти в неразрывной связи. Тем не менее можно найти два принципиальных отличия. Профессиональное самоопределение -более конкретное понятие, его проще оформить официально (например получить документ о высшем образовании); личностное самоопределение - это более сложное понятие, оформить официально его невозможно. Профессиональное самоопределение зависит от внешних условий, личностное самоопределение - от самого человека. Творческое отношение к профессиональной деятельности, реализация своих способностей обеспечивают максимальную полноту личностной самореализации специалиста. Следовательно, профессиональное самоопределение невозможно рассматривать в от -рыве от жизненного и личностного.

Процесс развития личностного самоопределения осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые студент включается своей деятельностью, отрабатывая способность быть личностью, делаясь личностью, развиваясь как личность. Сознательно определяя свое отношение к окружающему и проявляя свою социальную значимость, человеческую сущность для других людей, используя других в качестве не средства, а цели, человек и выступает как личность.

В процессе личностного самоопределения человек действует в соответствии с собственными цен -ностными ориентациями, которые отражают характер его целей, а следовательно, и деятельности. Развитие профессионального самоопределения тесно связано с формированием согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориента-ций; определением в ближней и дальней перспективах будущего условий и способов реализации промежуточных и конечных жизненных и профес -сиональных целей, соответствующих собственным способностям и возможностям, посредством составления жизненного и профессионального планов; формированием в сознании индивида целост -ного образа я, в том числе образа профессионала.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к про -фессионально-трудовой среде и способа ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. Н.С. Пряжников рассматривает профессиональное самоопределение как выбор и реализацию способа взаимодей-

ствия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности. Говоря о сущности профессионального самоопределения, автор подразумевает «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»10.

На уровень профессионального самоопределения студентов оказывают влияние такие факторы, как социально-экономические условия, система общечеловеческих ценностей, полнота предоставленной информации о мире профессий, специфика рынка труда конкретного региона, внутрилично-стные особенности и профессионально важные качества индивида, мотивация профессионального самоопределения, уровень притязаний и уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения, влияние близких и авторитетных людей, возрастные и половые особенности личности, престижность профессии и т.п.

Все учебные заведения как социальные институты выступают в качестве структур, организующих специфическую среду профессионального самоопределения своих учащихся. В условиях непрерывного образования процесс вхождения человека в определенную сферу деятельности на каждом этапе образования предполагает различные виды творческой и профессиональной деятельности, направленной на самореализацию личности в единстве общенаучных, учебных и профессиональных интересов. Эти структуры тесно взаимосвязаны, так как проблемы самоопределения на этапе школьного обучения, например несформирован-ность профессиональной ориентации к моменту окончания школы, могут негативно сказаться на процессе самореализации в вузе. Кроме того, современная социально-экономическая ситуация, профилизация школьного образования требуют создания условий для раннего профессионального самоопределения учащихся, развития их индивидуальных качеств и способностей еще со школь -ной скамьи. Причем задача школы не в том, чтобы склонить учеников к определенной профессии. Жизнь требует от ученика способности постоянно выбирать сферу профессионально-трудовой деятельности, ориентируясь на потребности общества и учитывая перспективы собственного развития, так что требуется подготовить его к профессионально-личностному самоопределению.

Вуз занимает особое место в профессиональном самоопределении молодежи. На этапе обучения в вузе профессиональное самоопределение проходит несколько периодов, характеризующихся изменением содержания и структуры его основных составляющих. Это профессиональное обучение и частично адаптация к профессиональной деятельности, учитывая прохождение производственной практики и то,

что значительная часть студентов в настоящее время совмещают обучение с работой.

Вузы включают учащихся в свою структуру на достаточно продолжительный срок, который приходится на время наиболее интенсивного психологического и социального формирования личности, осознания человеком его роли и места в обществе. Происходит процесс дальнейшей социализации личности, интеграции в определенные страты через формирование профессиональных ценностей.

Период обучения в вузе характеризуется для студента овладением знаниями, умениями, навыками, важными для будущей профессиональной деятельности, успешного профессионального старта. Развиваются профессионально важные личные качества. Начинают формироваться профессиональное самосознание, профессиональная пригодность. Происходят овладение и принятие норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимания смысла профессии и своей причастности к ней.

Уровень профессионального самоопределения меняется от курса к курсу. На мнения о мотивах выбора профессии влияют опыт обучения, удовлетворенность или неудовлетворенность вузом и специализацией. Для первокурсников это адаптация к новым условиям обучения, определенные сомнения в правильности сделанного выбора. На выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, конкретном месте работы. В отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не только с точки зрения соответствия специальности своим личным интересам и склонностям, но и с точки зрения востребованности на рынке труда. 3 курс является переходным: адаптационный период завершен, актуализируются профессиональные интересы, и выстраиваются перспективные планы.

Обучение в вузе необходимо рассматривать не как стадию подготовки к жизни, а как саму жизнь, чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной ценностью этап жизненного пути. На этом этапе перед студентом встает ряд весьма серьезных социально-психологических проблем, среди которых важное место занимает проблема определения жизненной, в том числе профессиональной, перспективы. Этот период заканчивается выбором определенного места работы. Сформированность жизненной и профессиональной перспектив является, по мнению исследователей, одним из важнейших критериев высокого уровня профессионально-личностного самоопределения студентов11.

В ходе профессионального обучения и подготовки к профессиональной деятельности сформиро-ванность личного профессионального плана постоянно корректируется в зависимости от уровня информированности студентов о будущей профессии,

постепенно происходят переоценка, переосмысление системы ценностей, постоянное сравнение структуры индивидуальных ценностных ориентаций с профессионально-значимыми, сопоставляется образ я с эталоном профессионала. Процесс формирования жизненной перспективы в профессиональном самоопределении студенчества проходит ряд стадий - от выбора профессии до определения места работы.

Запланированные молодым человеком жизненная и профессиональная перспективы являются мощным стимулом самопознания, самовоспитания, самореализации, самоконтроля. По мнению М.Р. Гинзбурга, успешное самоопределение характеризуется сформированностью ценностно-смыслового ядра, самореализацией, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей, личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Е.И. Головаха отмечает негативное влияние несогласованности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) на особенности протекания процесса профессионального самоопределения12.

Работа играет важную роль в жизни каждого человека, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все ее стороны и общее качество жизни. Поэтому вопрос о поиске, выборе и овладении профессией - один из центральных в жизни каждого человека, его профессиональной карьере. Выбор жизненного и профессионального путей всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире. В наше время, с одной стороны, возможности индивидуального выбора значительно расширились, что обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций профессиональных перспектив, но, с другой стороны, это значительно усложняет процесс самоопределения.

Как утверждает И.С. Кон, «жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности»13.

Результаты исследования жизненной и профессиональной перспектив и планов студентов СГСЭУ, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»14, указывают на различие планов по содержанию, степени зрелости и т.д. Уровень развития будущей временной перспективы, критерием которой выступают ее продолжительность, оптимистичность и реализм, степень диф-ференцированности и согласованности, связан с уровнем психического и социального развития личности студента.

Будущее студентов направлено на успех, карьеру. Если ожидания молодежи относительно своей профессиональной деятельности достаточно реалистичны, то притязания в сфере социального продвижения и материального благополучия часто за -вышены. Студенты чрезмерно оптимистичны в оп -ределении сроков, которые связывают с этими до -стижениями. Уже в ближайшем будущем они видят себя материально независимыми, состоявшимися профессионалами, имеющими материальные жиз -ненные блага.

Однако необходимо отметить, что, несмотря на идеализированность, утопичность представлений о будущем, современные студенты понимают сложность поставленных задач и выражают готовность к построению своего будущего. Чем выше курс обучения в вузе, тем более профессиональные планы начинают увязываться с дальнейшим обучением, карьера рассматривается как повышение профессиональной компетентности и продвижение по служебной лестнице. Более половины студентов-туристов имеют определенные планы на будущее. Для них характерно серьезное, взрослое отношение к своему будущему, они осознают необходимость планирования своей профессиональной карьеры.

Результаты исследования показали, что в представлениях студентов о будущем преобладают средняя и отдаленная перспективы (5 - 10 лет). 28,3% студентов планируют карьеру на срок до 10 лет, 25% - на 5 лет, 3,4% - считают, что надо планировать карьеру на срок не более года.

Согласно представлениям большинства респон -дентов (76,7%) успешная профессиональная карьера - это результат целенаправленной работы, в которой необходимо умение рисковать (41,7%). Каждый пятый респондент отметил необходимость «удачного стечения обстоятельств» как способ построения карьеры. К сожалению, построение карьеры, «несмотря на совесть и моральные принципы», считают возможным 16,7% студентов-туристов.

Студенты-туристы достаточно настороженно относятся к перспективе трудоустройства в будущем. Причинами сложностей при трудоустройстве служат проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются выпускники. Среди них низкая заработная

плата, вопрос наличия опыта работы, отсутствие жилья. 85% респондентов отметили, что испытывают беспокойство по поводу будущего трудоустройства. Особенно ярко это проявляется у студентов 1 курса, среди которых 95,5% респондентов ответили, что беспокоятся за свое профессиональное будущее. Вероятнее всего, это беспокойство связано с тем, что специальность «Социально-культурный сервис и туризм», по которой обучаются опрошенные студенты, достаточно новая в системе профессионального высшего образования в РФ. Уверенность в трудоустройстве возрастает с каждым курсом, и у студентов-туристов 3 курса процент уверенных в трудоустройстве (58,3%) выше, чем неуверенных (42%). Скорее всего сказываются опыт, полученный в ходе прохождения практики, и наличие постоянной или временной работы.

Наряду с уверенностью в профессиональном будущем на старших курсах повышается и оценка студентами личностных и профессиональных качеств, своей конкурентоспособности на рынке труда: от 45,5% (при 54,5% затруднившихся с ответом) на 1 курсе до 58,3% на 3. Однако следует отметить, что к 3 курсу происходят серьезная переоценка ценностей, проверка своей пригодности к выбранной профессии. Если на 1 курсе студенты, считающие себя неконкурентоспособными, полностью отсутствуют, то на 3 таких 8,3%.

К своей будущей работе студенты-туристы предъявляют высокие требования. Для 50% респондентов главной ценностью в выборе будущей работы является «возможность реализации профессиональной карьеры». Почти так же высоко оценивается «возможность получать высокие доходы» (48,3%); 41,7% респондентов отметили «возможность путешествовать», что, несомненно, отражает специфику получаемой профессии. По 28,3% студентов отметили «связь работы с полученной профессией», «возможность общаться, заводить новые знакомства». Далее следуют «возможность интеллектуального роста», «творческий характер работы». Ценность «возможности принести пользу людям» студенты поставили только на 13-е место из 16 предложенных вариантов ответа (15%). К сожалению, необходимо признать (и этот фактор отмечается в многочисленных исследованиях студенческой молодежи) недооценку связи будущей профессии с современной техникой, технологией (13,3%).

Происходящие в России перемены, смена в обществе символов престижа, поколебавшая в глазах молодежи ценность научного познания, - все это сказалось на отношении к образованию. Высшее образование все чаще воспринимается как необходимое условие получения работы, необязательно по осваиваемой специальности. Продолжить свое образование хотел бы каждый третий

студент. Примерно 15% студентов (каждый пятый студент 1 курса, каждый четвертый студент 3 курса) планируют получить второе высшее образование в СГСЭУ или другом вузе. В основном предпочтение отдается юридическому образованию или изучению иностранных языков. Респонденты отметили, что дополнительное последипломное образование увеличит их шансы для успешного трудоустройства согласно своим предпочтениям. 5% студентов включили в свои жизненные планы намерение уехать учиться за границу.

Около 10% студентов (13,6% - 1 курса, 16,7% - 3) планируют продолжить образование в аспирантуре. В качестве мотивов поступления в аспирантуру называются желание углубить свои знания (16,7%) (36,4% - 1 курс, 8,3% - 3), овладеть навыками самостоятельной научной работы (37%). Однако ни один студент специальности 230500 не выразил желания заняться наукой, хотя 5% ориентированы на защиту кандидатской диссертации. По всей видимости, обучение в аспирантуре студенты рассматривают как стартовую базу, позволяющую стать более квалифицированным специалистом (20%), повышающую конкурентоспособность выпускника на рынке труда и в дальнейшем дающую больше возможностей для реализации жизненных притязаний.

После окончания университета каждый второй респондент ориентирован на поиск высокооплачиваемой работы. Основная часть респондентов планирует работать по специальности, полученной в СГСЭУ. Наиболее притягательна для студентов работа в коммерческих структурах, особенно с участием зарубежных партнеров. Так, намерены трудиться по специальности в частной фирме 30% опрошенных студентов. Желающих работать по специальности на государственном предприятии (в учреждении) по сравнению с частным сектором почти в 2,5 раза меньше (13,3%). 13,3% респондентов ответили, что после окончания вуза планируют найти работу в престижной фирме в другой стране.

Треть студентов-туристов намерены основать после окончания вуза свое дело, совмещая собственный бизнес с работой по специальности или учебой. Работать не по специальности в государственных структурах планируют лишь 1,7% опрошенных. Такое же количество студентов видят будущее в «свободном творчестве», 10% респондентов планируют после завершения учебы создать семью, воспитывать детей.

Работа за рубежом в жизненных представлениях студентов-туристов занимает достаточно серьезное место. Не желают выезжать на работу за рубеж немногие (6,7%), на 1 курсе таких только 1 человек. Почти каждый второй респондент (46,7%) не исключает такой возможности в будущем в качестве варианта, т.е. испытывает миграционные настроения (среди них 63,6% - студенты 1 курса, 33,4% - 3).

Планируют, но пока не действуют активно 21,7% респондентов, 3,5% студентов-туристов активно заняты поисками работы за рубежом, используя в том числе возможности, которые дает прохожце-ние практики за рубежом (в частности, в Турции).

Главными побудительными мотивами поиска студентами работы за рубежом признаются «поиск возможностей преуспевания в жизни в целом» -30%, «желание лучшей судьбы своим детям» -26,7%, «возможность профессионального роста» - 20% и «стремление к приемлемому материальному достатку» - 25%.

За последние годы резко уменьшились ориентации на семью в жизненных планах студентов. Хотя среди опрошенных студентов-туристов преобладают девушки, семейно-личная сторона жизни просматривается не очень четко. Только 10% респондентов указали в качестве ближайшей жизненной перспективы «создание семьи, воспитание детей». Вряд ли можно сказать, что семья становится для молодых менее значимой ценностью. Просто современное общество, и это отмечают все исследователи, довольно остро ставит перед женщинами задачу профессионализации: жизнь все убедительнее доказывает растущую роль женщин в обеспечении достойного материально-бытового статуса семьи. Поэтому социализация девушек представляет особую сложность, связанную с тем, что перед женщинами всегда стоит выбор приоритетов между карьерой и семьей.

Среди студентов, проживавших до вуза в селе, в малых и средних городах, остаться в Саратове желают 11,7% иногородних, столько же - уехать за границу, 20% мечтают работать в любом большом городе. Вернуться домой намерены только 1,7% респондентов. Остальные студенты еще не определились в решении этого вопроса.

Таким образом, адекватная социальная и профессиональная ориентация студенческой молодежи, понимание ею перспектив своих будущих жизненной и профессиональной перспектив имеют, вне всякого сомнения, очень большое значение. Многие трудности в плане определения профессиональных перспектив в период обучения в вузе возникают из-за несформированности профессиональной ориентации на уровне средней школы. Это подтверждается и результатами исследования. Среди студентов-туристов четвертая часть в качестве мотива поступления в вуз назвала «возможность заниматься интеллектуальным трудом» или «просто получение диплома о высшем образовании». Поэтому необходимо усилить работу по управлению процессом профессионального самоопределения студентов, результатом которой будет формирование активного субъекта профессионального развития, способного анализировать свои жизненные и профессиональные цели, мотивы, воз-

можности собственной личности и сравнивать их с требованиями, предъявляемыми к профессионалу.

1 См.: Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996; Он же. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996; Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989; Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников высшей школы // Социологические исследования. 1994. № 2.

2 См.: Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии 1994. № 3; Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996; Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

3 См.: Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1988; Она же. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000; Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.

4 См.: Маслоу. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 108 - 118; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

5 Цит. по: Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 65.

6 См.: Юматова И.И. Автореф. ... дис. канд. псих. наук. Ростов н/Д., 2000.

7 См.: Гинзбург М.Р. Указ. соч. С. 19.

8 Цит. по: Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28 - 38.

9 См.: Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

10 Цит. по: Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М., 1997.

11 См.: Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. Кемерово, 1988. С. 29 - 30.

12 См.: Гинзбург М.Р. Указ. соч. С. 43 - 52; Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.

13 Цит. по: Кон И.С. Указ. соч. С. 191.

14 В статье использованы материалы проведенного автором в 2004 г социологического опроса студентов СГСЭУ.

УДК 378.12

РЕАЛИЗАЦИЯ ИЛЕЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОЛАВАТЕЛЯ

На современном этапе социокультурного развития реализация целей образования, т.е. потребности общества в воспроизводстве и передаче знаний и социального опыта, затруднена в связи с многообразными противоречиями в общественной жизни и недостаточностью базы для их разрешения. Сложившаяся система образования, находящаяся в ситуации глобализации, фиксирующей специфическую форму реализации глобальных тенденций в локальных социальных и культурных контекстах, уже не может сама по себе преодолевать эти противоречия, поэтому, с нашей точки зрения, актуальным является проектирование в глобальном образовании.

Глобальное образование - одно из направлений в теории образования и практике обучения, возникшее в США в 1970-е гг. как от -вет образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире. Под глобальным образованием понимают содержание и технологии образования, призванные отвечать на фундаментальные вызовы современности, распространяющиеся на все страны и континенты: формирование экологического сознания, развитие толерантности и поликультурности, повышение информационной насыщенности образования. Глобальным компонентом в образовании выступают образовательные стандарты как учебно-тематического, так и технологического типов.

А.Н. Рыблова,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, СГСЭУ

З.И. Иванова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.