Научная статья на тему 'Организация сопровождения профессионального самоопределения студентов лесных специальностей'

Организация сопровождения профессионального самоопределения студентов лесных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палкин Е. В., Никончук А. В., Гришин К. М., Петросян В. Г.

В статье рассматривается проблема организации профессионального самоопределения студентов лесного вуза. Раскрыты сущность, содержание и условия организации сопровождения их профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUPPORT ORGANIZATION OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION FOR THE FOREST SPECIALTY STUDENTS

The article discusses the issue of the student professional self-determination in the forest higher educational institution. The essence, the content and the conditions of the professional self-determination support organization are revealed.

Текст научной работы на тему «Организация сопровождения профессионального самоопределения студентов лесных специальностей»

ВестникКрасГАУ. 2014. № 12

УДК 37.0

Е.В. Палкин, А.В. Никончук, К.М. Гришин, В.Г. Петросян

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ЛЕСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматривается проблема организации профессионального самоопределения студентов лесного вуза. Раскрыты сущность, содержание и условия организации сопровождения их профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, образовательное пространство вуза, компоненты профессионального самоопределения.

ЕМ. Palkin, Al-r.V. Nickonchuk, K.M. Grishin, V.G. Petrosyan

THE SUPPORT ORGANIZATION OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION FOR THE FOREST SPECIALTY STUDENTS

The article discusses the issue of the student professional self-determination in the forest higher educational institution. The essence, the content and the conditions of the professional self-determination support organization are revealed.

Key words: professional self-determination, educational space of higher educational institution, components of professional self-determination.

По принятой правительством Красноярского края ведомственной целевой программе основой развития лесной отрасли региона являются приоритетные инвестиционные проекты в сфере лесопользования. Эти проекты требуют качественного кадрового сопровождения [1]. Кадровый потенциал в лесопромышленном комплексе края исчерпан. Как показывает анализ, «кадровый голод» характерен не только для такого крупного лесного региона, как Красноярский край, но и в целом по Российской Федерации и в мире. Так, например, дефицит кадров в лесном хозяйстве составляет почти 20 %.

По мнению генерального директора Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Н. Петрунина, для лесной отрасли характерен фактор «старения» кадров: 35 % от общей численности работающих составляют работники в возрасте старше 50 лет и пенсионного возраста. 35 % работающих не имеют специального образования. При этом у отрасли нет возможности участвовать в формировании требований к образовательному процессу. С его точки зрения, отрицательным фактором в этом является отсутствие интеграции образовательных учреждений с организациями и предприятиями лесной отрасли. Ежегодная потребность в молодых квалифицированных специалистах всех уровней подготовки в России составляет от 3 до 15 тысяч человек, а в целевой переподготовке и повышении квалификации -более 7 тысяч человек [4].

Современная практика показывает, что после окончания высшего учебного заведения далеко не все выпускники начинает работать по специальности. Вместе с этим на профессиональную подготовку затрачиваются немалые силы и средства, а на рынке труда возникает дисбаланс между потребностями в специалистах и возможностями их удовлетворения в регионе. Здесь выявляется противоречие между потребностями региона в специалистах лесного профиля и нежеланием выпускников вуза работать по данной специальности.

Вероятно, в период обучения в вузе у студентов происходят изменения в мотивации в направлении, ослабляющем стремление работать по специальности. Поэтому проблема исследования состоит в выявлении содержания профессионального самоопределения студентов лесоинженерных и лесных специальностей на разных этапах обучения и поддержки устойчивости их стремлений работать по обучаемой специальности. В контексте рассматриваемой проблемы особое значение приобретает исследование подходов к организации деятельности вуза по профессиональному самоопределению студентов. Содержание этого вида деятельности заложено в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в учебных планах и программах соответствующих специальностей, а также в системе социально-воспитательной работы вуза [5].

Имеется большое количество педагогических, социологических и психолого-педагогических исследований, посвященных содержанию профессионального самоопределения (Абульханова-Славская К.А.; Бодров В.А.; Водзинская В.В.; Гинзбург М.Р.; Головаха Е.И.; Залесский Г.Е.; Карпов А.В.; Климов Е.А.; Кон И.С.; Круглов Б.Р.; Кудрявцев; Маркова Л.К.: Парсон Ф.; Пряжников Н.С.; Пряжникова Е.Ю.; Сьюпер Д.; Холланд Д.; Фонарев А.Р.; Шегурова В.Ю.; Шпрангер Э.; Шубкин В.М., Чистякова С.Н., Голомшток А.Е., Сазонов А.Д. и др.), что свидетельствует о сложности профессионального самоопределения, его культурно-исторической обусловленности.

В работах этих авторов профессиональное самоопределение определяется как длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, предполагающий выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития [6, 9].

В исследованиях зарубежных учёных (Парсонс Ф., Маслоу А., Фукуяма, Сьюпер Д., Холланд М.Р. Дж., Ро Э. и др.) профессиональное самоопределение рассматривается с разных сторон: как серия задач, которые ставит общество перед личностью (Холланд Дж., Парсонс Ф., Сьюпер Д.); как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями, возможностями системы образования (Маслоу А., Фукуяма, Ро Э. и др.).

В психологическом словаре М.И. Дьяченко профессиональное самоопределение определяется как двустороннее явление, как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности. По мнению этого автора, самоопределение участвует в формировании образа «Я». Тем самым оно предопределяет многие стороны жизни [3].

Е.И. Головаха, акцентируя внимание на самодетерминации личности, понимает профессиональное самоопределение как ориентацию на будущие жизненные перспективы, важнейшим элементом которых являются ценностные ориентации, жизненные планы и цели [2].

Под профессиональным самоопределением будущих специалистов мы понимаем процесс осознания, соотнесения и реализации личностных и социально-профессиональных потребностей в процессе профессиональной подготовки в вузе, а также самостоятельную деятельность по оценке адекватности профессионального выбора и его коррекции.

Сущностными характеристиками процесса профессионального самоопределения студентов являются его цель, закономерные связи, принципы, структура и особенности. Цель процесса профессионального самоопределения будущего специалиста - реализация потребности в своем профессиональном самоопределении. В структуре данного процесса мы выделяем следующие этапы профессионального самоопределения студента [8, с. 85]:

первый этап - адаптация к новым условиям обучения и быта в статусе студента вуза, будущего специалиста;

второй - развитие профессионально-образовательных способностей в процессе освоения содержания профессиональных знаний;

третий - «проба сил» в выбранном виде деятельности во время прохождения производственных практик, знакомство с условиями и особенностями труда по избранной профессии.

Результаты исследования свидетельствуют, что именно после прохождения производственной практики возникает проблема коррекции выбора. При этом возможны следующие ситуации: во-первых, подтверждение правильности сделанного выбора; во-вторых, констатация неправильно сделанного выбора профес-

Вестни^КрасТЯУ. 2014. № 12

сии; и в-третьих, осознание студентом необходимости развития своих профессиональных возможностей и способностей.

Данные ситуации являются предпосылкой четвертого этапа процесса профессионального самоопределения - коррекции выбора;

пятый этап связан с осознанной подготовкой к самостоятельной профессиональной деятельности, построением профессиональной карьеры. Этот этап включает в себя выбор вида будущей профессиональной деятельности, выработку профессионально важных качеств, а также определение будущего места работы;

шестой, заключительный этап - реализация плана профессиональной карьеры.

Определяющим фактором в процессе профессионального самоопределения студентов на начальном этапе обучения в вузе выступает развитие мотивации, готовности к профессиональному самоопределению. Поэтому стимулирование процесса профессионального самоопределения является социально-педагогическим по своей сущности, и для оптимального выбора студентом своей будущей специальности ему необходима, особенно на первых этапах обучения, целенаправленная социально-педагогическая помощь - поддержка и сопровождение не только в теоретическом, но и практическом плане.

В нашем понимании стимулирование профессионального самоопределения студентов - это комплекс мер: информационных, диагностических и практических, направленных на помощь в познании студентами себя и профессии, развитии своих возможностей в процессе обучения в вузе с целью формирования профессиональной готовности, позволяющей сознательно и активно включаться и развиваться в профессиональной сфере.

Перечисленный выше комплекс мер составляет основу модели профессионального самоопределения, которая включает в себя следующие компоненты [7, с.272]:

1) адаптация первокурсников к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса; приспособление к новым условиям, освоение новой социальной роли, налаживание взаимоотношений друг с другом и с педагогами;

2) диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к выбранной профессии, а также определение уровня профессионального самоопределения;

3) информирование (стенды, ярмарки, лекции), профессиональное просвещение, профпропаганда, профагитация;

4) тренинги профессионального самоопределения;

5) планирование карьеры и дальнейшего трудоустройства;

6) взаимодействие с работодателем (для получения объективной информации о том, какой нужен специалист сегодня); ярмарки вакансий, производственные практики, ориентированные на дальнейшее трудоустройство; проведение встреч, круглых столов, конференций с работодателями;

7) профконсультации, нацеленные в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки.

Оптимальным вариантом комплекса мер является взаимосвязь профессионально-ориентированных форм и средств, способствующих профессиональному самоопределению студентов лесных специальностей в учебной работе: спецкурсы («Проектирование профессиональной карьеры», «Предпринимательская деятельность в лесной сфере» «Лесопромышленный комплекс Красноярского края», «Экономическая культура жителей Красноярского края» и др.); практические и лабораторные занятия; курсовые проекты и работы; производственные практики; ситуации с имитацией профессиональной деятельности; участие будущих специалистов в научно-исследовательской работе: подготовка докладов для научно-практических конференций, совместных публикаций с преподавателями; проведение предметных олимпиад; работа в творческих лабораториях выпускающих кафедр. Эти мероприятия в совокупности формируют осознание выбираемого профессионального и жизненного пути личности.

Значительное влияние на самоопределение молодёжи оказывают профессиональные пробы, проводимые на разных этапах обучения. Это и имитационные ситуации, деловые игры, решение проблемных задач, организация вторичной занятости студентов, участие в НИРС, подготовка дипломного проекта (выпускной квалификационной работы). Проходя профессиональные пробы, студенты вуза на определённом этапе учебно-воспитательного процесса могут оценить правильность профессионального выбора, попробовать свои силы в выбранной специальности и в случае неудовлетворённости - изменить профиль обучения.

Особую роль имеет участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (мероприятия типа «Посвящение в студенты», «Золотая середина», «Последний звонок»); встречах с выпускниками, с руководителями лесхозов, лесных предприятий и фирм Красноярского края, представителями администрации края, банков города, менеджерами; организации ярмарки лесных профессий, Дней защиты специальности, Дней открытых дверей факультета; беседах и диспутах о профессии, проводимых кураторами; организации экскурсий на предприятия лесной отрасли.

Реализация таких направлений педагогической поддержки, как художественно-творческая, досуговая и здорового образа жизни, способствует также формированию профессиональной культуры будущих специалистов, поднимает уровень интеллигентности.

По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. На этапе высшего образования актуальность процесса профессионального самоопределения не снижается. Самоопределение в профессии и перспектива трудоустройства определяют профессиональное будущее подготовленных в вузе специалистов.

2. Анализ решения проблемы в педагогической теории и практике показал, что, несмотря на большое количество работ, посвященных вопросам профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению личности, проблема профессионального самоопределения будущего специалиста на этапе получения высшего профессионального образования оказалась менее изученной в теоретическом и методическом плане.

3. Процесс профессионального самоопределения студентов необходимо рассматривать в качестве составной части процесса высшего профессионального образования как особым образом организованной системы.

4. Внедрение различных форм и средств, направленных на профессиональное сопровождение студентов, в учебные и внеучебные дисциплины позволит придать процессу системно-организованный характер и решить проблему бесконфликтного его включения в процесс профессиональной подготовки студентов вуза.

Литература

1. Ведомственная целевая программа «Развитие строительной отрасли Красноярского края на 20132015 годы». - URL.: http://www.minstroy.krskstate.ru/vcp.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Минск: Харвест; М.: ACT, 2001. - 576 с.

4. Кадровый дефицит лесной отрасли зависит от ее разобщенности. - URL: http://www.umocpartner.ru/press-centr/news/kadrovyjj-deficit-lesnojj-otrasli-zavisit-ot-ee-razobshhennosti/.

5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2013 № 1367.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в исторической перспективе // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 34-51.

7. Федорова Ю.А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы // Педагогическое образование в России . - 2011. - № 1. - С. 269-273.

8. Филонова Л.Н. Некоторые пути решения проблемы профессионального самоопределния студентов вуза // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура . - 2007. - № 26 (98). - С. 84-87.

9. Чермит К.Д., Левченко В.Г. Высшее образование: реалии и перспективы. - Майкоп, 2001. - 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.