УДК 15.78
ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЖИЗНЕННОГО МИРА
© 2011 г. И.Ф. Демидова
Таганрогский институт управления и экономики, Taganrog Institute of Management and Economics,
ул. Петровская, 45/пер. Тургеневский, 13, г. Таганрог, 347900, Petrovskaya St., 45 / Turgenevskiy lane, 13, Taganrog, 347900,
[email protected] [email protected]
Описаны критерии профессионального становления на этапе обучения в вузе, дается определение жизненного мира, рассматривается его содержание и типология. Высказана гипотеза о том, что у студентов с разным типом жизненного мира эти критерии будут развиты по-разному. В предлагаемой модели профессионального становления студентов выделены отличительные особенности критериев профессионального становления в каждом типе жизненного мира. Приводятся результаты эмпирической проверки предложенной модели, которые показали одинаковое развитие отдельных критериев независимо от типа жизненного мира, обусловленное направлением подготовки.
Ключевые слова: профессиональное становление, критерии профессионального становления, жизненный мир, типология жизненных миров, модель профессионального становления на этапе профессионального обучения.
Deals with the criteria of professional development within the period of specialized education. The paper also gives the definition of life world. The substance of life world and life world's typology are examined by the author. The suggested hypothesis is the following: the criteria will vary for students with different types of life world. In the presented model of students' professional development the author marks out criteria 's peculiarities ofdevelopment in each type of life world. The article shows the results of the empirical verification of this model. These results pointed out identical development of separate criteria regardless of the type of life world which is conditioned by the training's orientation.
Keywords: professional development, criteria of professional sional development within the period of specialized education.
Студенческий возраст - время интенсивного профессионального становления. Именно за годы обучения молодой человек утверждается в своем профессиональном выборе либо приходит к выводу о его ошибочности и меняет профессию. Современные вузы переходят на компетентностный подход в обучении, где мерилом эффективности профессиональной подготовки становятся, прежде всего, профессиональные компетенции. В то же время сами по себе компетенции не обеспечат готовности работать по специальности, если они не включены в более широкий контекст профессионального становления, приводящего к формированию определенной совокупности когнитивных, личностных и мотивационных образований. В связи с этим нам представляется необходимым поставить вопрос о выделении критериев профессионального становления на этапе профессионального обучения, в рамках которых и можно оценивать эффективность вузовской подготовки и возможность формирования компетенций.
В концепции Ю.П. Поваренкова критерии становления профессионала - это «объективные и субъективные показатели (признаки), по которым можно судить об уровне профессионализации человека» [1, с. 87]. Автор выделил три ведущих критерия профессионализации: профессиональные продуктивность, идентич-
development, life world, typology of life world, model of profes-
ность и зрелость. Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия ее результатов социально-профессиональным требованиям. Она оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности.
Профессиональная идентичность характеризует значимость для индивида профессии и профессионализации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации потенциала. Она оценивается на основе субъективных показателей: удовлетворенности трудом, карьерой, профессией, собой; профессиональной самооценки; индексов самореализации и самоактуализации. Этот критерий является ведущей характеристикой профессионального развития студента, он свидетельствует о степени признания себя в качестве профессионала.
Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного регулирования процессом профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются.
Предлагаемые Ю.П. Поваренковым критерии профессионального становления являются диахроническими, т.е. сквозными, и «работают» на всех стадиях становления профессионала. Для целей нашего исследования необхо-
димы более конкретные критерии, с помощью которых можно оценить профессиональное становление именно на стадии профессионального обучения и в личностном плане. Из обозначенных выше нам подходит только критерий профессиональной идентичности, его наличие является необходимым, но не достаточным. Поэтому мы предлагаем следующие: профессиональная Я-концепция, психологическая готовность к профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение, готовность к кризисам и их преодолению, мотивы профессионального самоутверждения, нахождение личностного смысла в профессиональном труде, самопонимание, рациональное мышление. Из них только три - профессиональная Я-концепция, профессиональное самоопределение и нахождение личностного смысла в профессиональном труде - соответствуют структуре профессиональной идентичности, а остальные выходят за ее границы. Коротко охарактеризуем выделенные критерии.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности - это психическое состояние личности, выражающееся в способности принимать самостоятельные решения при возникновении сложных профессиональных задач, оценивать свои возможности в их соотношении с предстоящими трудностями и достижениями определенных результатов. В психолого-педагогической литературе представлено немало работ, посвященных определению психологической готовности, структуре и выделению ее уровней. Анализ этих работ позволяет заключить, что психологическая готовность к профессиональной деятельности может являться критерием профессионального становления на этапе профессионального обучения, поскольку ее наличие свидетельствует о том, что выпускник хочет работать по полученной специальности и знает содержание своей будущей профессиональной деятельности.
Следующий критерий - профессиональная Я-кон-цепция - подробно изучен и описан в научной школе С.Т. Джанерьян [2]. По мнению автора, профессиональная Я-концепция может содержательно приближаться (вплоть до совпадения) к общей Я-концепции; быть её специфической частью, включающей представления человека о себе в контексте его целостной профессиональной жизни; или быть узко ограниченной, отражающей отдельные стороны профессионала, соотнесенные, в свою очередь, только с отдельными сторонами профессии. Чем ближе профессиональная Я-концепция к общей Я-концепции, тем лучше подготовлен выпускник к будущей профессиональной деятельности и тем выше вероятность его будущей реализации в профессии.
Профессиональное самоопределение - компонент жизненного самоопределения. Методологические основы изучения самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном [3], а затем данное понятие разрабатывалось А.К. Абульхановой-Славской, А.Л. Журавлевым, А.Б. Купрейченко, А.В. Мудриком, И.С. Морозовой, Н.Ю. Будич, Н.С. Пряжниковым, Т.М. Буякасом, М.Р. Гинзбургом, Б.С. Братусем [4 - 11]. Авторы выделили закономерности личностного самоопределения, его динамику, виды. Профессиональное самоопределение, как и личностное вообще, разворачивается в рамках жиз-
ненного поля личности. Тогда вслед за Н.С. Пряжниковым можно дать следующее определение профессионального самоопределения: «Сущность профессионального самоопределения - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [8, с. 30]. С точки зрения теории психологических систем [12], в любой фазе профессионального самоопределения происходит поиск собственных потенций и «достройка» многомерного мира человека. Особенно активен этот процесс в юности, а значит, профессиональное самоопределение тесно связано с процессом обучения. Человек, нацеленный на будущую работу по специальности, учится более осмысленно, рассматривает процесс обучения и получаемые знания через призму будущей профессии, и его профессиональное самоопределение за годы обучения только усиливается.
Профессиональный путь личности в современных условиях теряет черты линейности, нормативной стадиальности и непрерывности. Им на смену приходят ненормативные кризисы, связанные со страхом потерять работу и не найти новую. Поэтому современный выпускник должен быть готов к преодолению профессиональных кризисов. Чем выше эта готовность, тем поступательнее будет профессиональное становление и тем выше вероятность, что кризис станет этапом личностного развития, а не стагнации.
Еще одним критерием эффективности профессионального обучения может являться формирование мотива профессионального самоутверждения личности, под которым понимается утверждение своей индивидуальности в профессиональной деятельности как личности, субъекта и профессионала в своем сообществе. Профессиональное самоутверждение влияет на приобретение профессиональных знаний и умений, личностное развитие человека, определяет успешность деятельности и субъективную удовлетворенность ею, уровень профессионализма (Ю.В. Андреева, Н.И. Калаков [13]). Следовательно, от удовлетворения потребности в профессиональном самоутверждении будет зависеть общая удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Необходимым условием для формирования профессиональной Я-концепции, профессионального самоопределения, мотива профессионального самоутверждения, готовности к преодолению кризисов является наличие развитости рефлексии и самопонимания. Познав своё собственное Я, человек становится гораздо менее зависимым от взглядов и мнений других. Значение теперь приобретает лишь то, что кажется правильным ему, а не то, что может получить одобрение со стороны других.
Успешное самопонимание способствует возрастанию целостности и гармоничности психологических проявлений человека как субъекта (К. Роджерс [14]; В.В. Знаков [15]), что не может не сказаться на эффективности его профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность должна обладать личностным смыслом для человека, тогда она принесет
удовлетворение, приведет к стремлению совершенствоваться в ней. Понятие личностного смысла впервые было представлено в трудах А.Н. Леонтьева [16], а затем разрабатывалось в работах многих его учеников и последователей (А.Г. Асмолов [17]; Б.Д. Муранов [18]; Н.С. Пряжников [8]). Профессиональная деятельность будет обладать личностным смыслом, когда она станет для человека «делом жизни». Тогда человек начнет раскрывать в профессии свой личностный потенциал, будет развиваться в акмеологическом понимании.
Еще одним критерием профессионального становления мы считаем наличие у человека развитого логического, рационального мышления, что позволяет трезво оценивать ситуацию, выбирать наиболее оптимальный способ поведения, брать ответственность на себя. Это качество надо формировать в стенах вуза, поскольку усваиваемые там научные понятия способствуют развитию мышления в наибольшей степени.
Однако выделенные критерии профессионального становления содержательно будут разными у разных студентов, они будут преломляться через их внутренний мир, ценностные, смысложизненные ориентации, мотивационные образования личности. Категорией, в максимальной степени описывающей все перечисленные психологические явления, на наш взгляд, является категория жизненного мира.
Эта категория прошла путь от неосознаваемой интерсубъективной реальности (у Э. Гуссерля [19]) через понятие его взаимосвязи с внутренним «Я» человека (в экзистенциальной психологии) и типизированными формами мышления (в социологии) до обозначения ее как отражения человеческого бытия (в философско-деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна [3]). Во всех случаях признается интерсубъективный и феноменологический характер жизненного мира, его структурность, связь со смыслами человека и влияние на жизненный путь. Можно определить жизненный мир следующим образом: это обыденная жизнь, интерсубъективный мир, конституирующийся сознанием составляющих его людей, воспринимающийся ими как само собой разумеющийся, не подлежащий сомнению, являющийся для живущих в нем миром общих значений и смыслов и определяющий жизненный путь человека.
На протяжении жизни человек обретает свой жизненный мир, взаимодействуя с другими типами миров: реальным (окружающим, предметным), семейным, миром ценностей и смыслов, миром культуры, медийным, образовательным, профессиональным. Из их сложного переплетения складывается индивидуальный тип жизненного мира.
Имплицитно категорию этого типа можно обнаружить в работах Л.С. Выготского (тип личности как история отклоненный альтернатив), С.Л. Рубинштейна (два способа существования жизни - бытийный и реф-лексийный), А. Маслоу (Б-жизнь и Д-жизнь). В современной психологии присутствуют понятия жизненных программ личности - социально-психологической адаптации к социуму (поощряемая обществом) и самореализации (Р.А. Ахмеров), модусов жизни - облада-
ния, социальных достижений и служения (А.Р. Фона-рев). Именно типологии жизненных миров предлагают Ф.Е. Василюк [20] и Д.А. Леонтьев [21].
Анализ содержания типов жизненных миров, предлагаемых разными авторами, позволил обнаружить в нем ряд сходств и объединить их по этим сходствам. В результате мы выделили четыре типа жизненного мира: реалистический, гедонистический, ценностный и творческий, каждый из которых обладает своей совокупностью преобладающих ценностных и смысложизненных ориентаций и определяет выборы и предпочтения, делаемые человеком на протяжении жизни. Реалистический мир характеризуется стремлением к стабильности, повторяемости. Люди, предпочитающие данный мир, выбирают ценности «вечные» - здоровье, семью, материальное благополучие, любовь и друзей; возможны также общественное признание, продуктивная деятельность. Они знают, как добиться этих ценностей, по каким признакам можно судить, что они реализовались, поскольку все это было в прошлом, этот опыт они почерпнули у своих родителей и передают своим детям. К этим ценностям могут добавляться и некоторые другие, которые являются приоритетными в современное время, например, независимость, интересная работа или свобода. Что касается терминальных ценностей, то здесь выбор обусловлен социальными стереотипами, поскольку многое зависит от системы воспитания, в которой рос тот или иной человек, от жизненного мира его семьи. Этот семейный жизненный мир задал и сформировал систему терминальных ценностей, создав ту самую простоту внутреннего мира.
Ведущими терминальными ценностями в гедонистическом ценностном мире будут развлечения, друзья, любовь, материально обеспеченная жизнь, здоровье, красота природы и искусства, уверенность в себе. Люди с данным типом жизненного мира предпочитают избегать всяческих трудностей, «плыть по течению», их основное кредо - наслаждение жизнью. Соответственно из инструментальных ценностей им близки жизнерадостность, аккуратность, воспитанность, высокие запросы. Данные ценности позволяют им избегать конфликтов и не привлекать к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Данный тип жизненного мира больше представлен в молодости. С появлением семьи он может трансформироваться в реалистический или творческий.
Люди, выстраивающие творческий мир, предпочитают ценности творчества, уверенности в себе, свободы, общественного признания, красоты природы и искусства, интересной работы, продуктивной жизни. Это не значит, что вечные ценности им чужды, но в ситуации выбора, скажем, между семьей, требующей отказаться от работы, занимающей много времени, но доставляющей удовольствие и позволяющей им проявить свои способности, они предпочтут работу. И самореализация будет цениться ими в большей степени тогда, когда достигнута не за счет подкупа или связей, а за счет личных качеств, является их личным
достижением. Поэтому в списке ведущих инструментальных ценностей, скорее всего, окажутся образованность, высокие запросы, широта взглядов, эффективность в делах и т.д.
В ценностном жизненном мире постоянно присутствует выбор, поэтому ведущими будут ценности, ему способствующие: познание, развитие, свобода, общественное признание, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, уверенность в себе. И реализовы-вать свои ценности представители этого мира будут
за счет образованности, рационализма, широты взглядов, ответственности, независимости.
От того, какой тип жизненного мира является ведущим у студента, зависит формирование критериев профессионального становления и профессиональных компетенций.
Проведенный нами теоретический анализ позволил предложить следующую модель проявления критериев профессионального становления в разных типах жизненного мира (таблица).
Проявление критериев профессионального становления в разных типах жизненного мира
Критерии Жизненный мир
гедонистический реалистический ценностный творческий
Профессиональная Я-концепция Отсутствует Стереотипная, неполная Развита Может быть, а может и нет
Психологическая готовность к профессиональной деятельности Отсутствует Может быть, а может и нет Присутствует, высокая Может быть, а может и нет
Профессиональное самоопределение Отсутствует Может быть, а может и нет Чаще присутствует Может быть, а может и нет
Готовность к кризисам Невысокая Развита Развита Невысокая
Мотивы профессионального самоутверждения Отсутствуют Слабо выражены Присутствуют Могут быть, а могут не быть
Личностный смысл в профессиональной деятельности Отсутствует Слабо развит Присутствует Отсутствует
Самопонимание Слабо развито Слабо развито Развито высоко Имеет место
Мышление Иррациональное + рациональное Рациональное + иррациональное Рациональное Иррациональное
Эмпирической целью нашей работы была проверка предлагаемой модели. Мы разработали ряд качественных диагностических методов, направленных на выявление степени развитости выделенных критериев профессионального становления у студентов с разным типом жизненного мира. Поскольку его основой являются ценностные ориентации, то для диагностики использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации». В исследовании приняли участие 70 студентов 3 - 5-го курсов, обучающихся по специальности «Психология».
В результате диагностики среди наших респондентов оказалось 48 % с реалистическим типом жизненного мира, 37 - с ценностным и 16 % - с творческим. Представителей гедонистического типа жизненного мира не оказалось. Следует отметить, что большинство опрошенных уже принимали участие в предыдущих этапах нашего исследования, будучи студентами младших курсов, и тогда среди них были носители гедонистического типа жизненного мира. К старшим курсам их тип жизненного мира трансформировался в реалистический, что согласуется с нашими представлениями о динамике этого процесса [22, с. 23 - 31]. Опишем последовательно проявление критериев профессионального становления в разных типах жизненного мира. Для оценки степени выраженности каждого критерия мы использовали контент-анализ, где единицами служили содержательные проявления каждого критерия. Из проверки модели был исключен та-
кой критерий, как рациональное мышление, поскольку он является предметом специального изучения одной из наших коллег.
Первый критерий - профессиональная Я-концепция, которую мы выявляли посредством самоописаний. Студенты должны были описать себя как профессионала (общая профессиональная Я-концепция) и как психолога (конкретная профессиональная Я-концепция). Степень развития профессиональной Я-концепции определялась по полноте описания и степени совпадения двух параметров.
Представители реалистического типа жизненного мира описывали себя как профессионала через когнитивные (образованность, обучаемость, хорошая память и т.д.) и личностно поведенческие характеристики (точность, аккуратность, вежливость и др.). Далее описывались общепрофессиональные характеристики (компетентность, профессионализм, трудолюбие, ответственность). Описывая себя как психолога, на первое место ставили ПВК, дальше - личностно поведенческие и когнитивные характеристики. Аналогичные характеристики преобладают в самоописаниях представителей других типов жизненных миров, различна только степень их преобладания: в самоописаниях себя как профессионала на первом месте личностно поведенческие характеристики, затем когнитивные и общепрофессиональные. Описание себя как психолога аналогично во
всех типах жизненных миров. Таким образом, профессиональная Я-концепция достаточно развита у всех студентов, независимо от типа жизненного мира, при этом общая профессиональная Я-концепция более стереотипна, конкретная же профессиональная Я-концепция опирается на знание ПВК психолога.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности у представителей реалистического типа жизненного мира средняя (54 %) или низкая (31 %), ценностного типа - средняя (60 %) или высокая (30 %), творческого типа жизненного мира - чаще высокая (50 %).
Профессиональное самоопределение низкое у большинства представителей реалистического типа жизненного мира (62 %) и среднее у представителей ценностного (70 %) и творческого (50 %) типов.
Что касается готовности к кризисам и их преодолению, то у 62 % представителей реалистического типа жизненного мира она средняя, у 31 % - низкая. В ценностном типе жизненного мира у 40 % она средняя, у 30 - низкая и у 50 % представителей творческого типа жизненного мира также низкая.
Индикатором наличия личностного смысла в профессиональной деятельности явилось указание на самосовершенствование, самореализацию, развитие своего потенциала в профессиональной деятельности в мини-сочинениях студентов на данную тему. В результате у 62 % представителей реалистического типа жизненного мира и у 60 % - ценностного типа личностный смысл в профессиональной деятельности присутствует. Представители творческого типа жизненного мира поровну разделились на тех, у кого он есть, и на тех, у кого он отсутствует.
И наконец, мотивы профессионального самоутверждения как критерий профессионального становления, распределились следующим образом. У представителей реалистического и ценностного типа жизненного мира лидируют карьерные мотивы, однако у представителей реалистического типа на втором месте мотивы общения, а у представителей ценностного типа - мотивы личностного роста. Что касается представителей творческого типа жизненного мира, то у них одинаково выражены мотивы личностного роста, карьерные и альтруистические.
Самопонимание у 98 % респондентов оказалось развито, несмотря на тип жизненного мира, что мы связываем со спецификой направления их обучения. Весь процесс обучения на специальности «Психология» способствует развитию самопонимания, к тому же в исследовании приняли участие студенты старших курсов, что не могло не отразиться на результатах.
Наша модель нашла свое подтверждение не во всех аспектах. Практически у всех студентов, независимо от типа жизненного мира, оказались развиты профессиональная Я-концепция и самопонимание, также личностный смысл в профессиональной деятельности видят не только представители ценностного, но и реалистического типов жизненных миров. Такие результаты могут быть связаны с направлением подготовки студентов - «Психология», но для проверки этой гипотезы необходимо провести аналогич-
ное исследование со студентами других специальностей. Все остальные выделенные нами критерии профессионального становления оказались связаны с типом жизненного мира студентов и по-разному представлены и выражены у представителей разных типов жизненных миров. Следовательно, знание типа жизненного мира студента может спрогнозировать их профессиональное становление и разработать индивидуальную траекторию профессиональной подготовки, что соответствует современному уровню модернизации высшего образования.
Литература
1. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002. 160 с.
2. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. Ростов н/Д, 2004. 480 с.
3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19 - 44.
5. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Процессуальный анализ самоопределения субъекта: постановка проблемы // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: материалы IV Национальной науч.-практ. конф. М., 2007. С. 182 - 183.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник. М., 2000. 192 с.
7. Морозова И.С., Будич Н.Ю. Личностное самоопределение в период взрослости // Вестн. Кемеровского гос. унта. 2005. № 2 (22). С. 45 - 57.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996. 260 с.
9. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 28 - 39.
10. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19 - 26.
11. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М., 1999. С. 284 - 298.
12. Клочко В.Е. Самоорганизация личности как проявление самоорганизации в психологических системах // Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 1999. С. 65 - 144.
13. Андреева Ю.В., Калаков Н.И. Психолого-акмеоло-гический аспект проблемы развития профессиональной направленности личности студентов // Акмеология: личностное и профессиональное развитие : материалы междунар. науч. конф. М.,
2004. С. 304 - 306.
14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 479 с.
15. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психол. жур. 2005. Т. 26, № 1. С. 18 - 28.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,
2005. 352 с.
17. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002. 416 с.
18. Муранов Б.Д. Личностный смысл как философская категория // Смысл человеческой жизни / ред. Николай, Митрополит Нижегородский и Арзамасский, Б.П. Шулы-гин. Н. Новгород, 1992. 95 с.
19. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3.
20. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в пост-
Поступила в редакцию
советской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С. 284 - 314.
21. Леонтьев Д.А. К типологии жизненных миров // 2-я Всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии : материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2004. С. 114 - 116.
22. Демидова И.Ф. Описание жизненных миров // Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: сб. докл. VI Меж-дунар. науч.-практ. конф. Таганрог, 2009. 224 с.
6 апреля 2011 г.