Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сумина Ирина Тимерьяновна, Возисова Мария Александровна

Представлены результаты участия студентов кафедры Туризма, менеджмента и оздоровительных технологий Чайковской государственной академия физической культуры и спорта во всероссийских, региональных, городских, вузовских, профессиональных конкурсах и олимпиадах. Проведен анализ участия студентов в индивидуальных и командных конкурсах и олимпиадах, выявлены основные проблемы в подготовительный и организационный период. Рассмотрена взаимосвязь участия студента в научно-исследовательской и проектной деятельности и профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сумина Ирина Тимерьяновна, Возисова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETITIONS AND OLYMPIADS IN THE PREPARATION OF STUDENTS OF THE PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY

The results of the participation of students of the department of Tourism, management and wellness technologies of Tchaikovsky State Physical Education and Sport Academy in all-Russian, regional, city, university, professional competitions and Olympiads. The analysis of students' participation in individual and team competitions and Olympiads was conducted, the main problems in the preparatory and organizational period were identified. The relationship between the student's participation in research and project activities and professional activities was reviewed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА»

культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 243-244.

3. Романенко, Н.И. Современные технологии физического воспитания дошкольников / Н.И. Романенко, В.А. Распопова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 274-275.

REFERENCES

1. Dvorkina, N.I. (2015), "Physical culture as an integral component of the system of continuous physical education of preschool children", Physical culture and health, No. 3 (54), pp. 105-110.

2. Onchukova, E.I. and Trofimova, O. S. (2019), "The content of work on improving the motor activity of young children using elements of children's fitness in the conditions of preschool education", Theory and methodology of innovative directions ofphysical education ofpreschool children, materials IX All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 243-244.

3. Romanenko, N. I. and Raspopova, V. A. (2019), "Modern technologies of physical education of preschoolers", Theory and methodology of innovative directions of physical education of preschool children, materials IX All-Russian Scientific and Practical Conference, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 274-275.

Контактная информация: unona-vvs@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2022

УДК 796.077.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА Ирина Тимерьяновна Сумина, кандидат педагогических наук, Мария Александровна Возисова, кандидат педагогических наук, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

Аннотация

Представлены результаты участия студентов кафедры Туризма, менеджмента и оздоровительных технологий Чайковской государственной академия физической культуры и спорта во всероссийских, региональных, городских, вузовских, профессиональных конкурсах и олимпиадах. Проведен анализ участия студентов в индивидуальных и командных конкурсах и олимпиадах, выявлены основные проблемы в подготовительный и организационный период. Рассмотрена взаимосвязь участия студента в научно-исследовательской и проектной деятельности и профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, профессиональные конкурсы и олимпиады, научно-исследовательская и проектная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p553-558

PROFESSIONAL COMPETITIONS AND OLYMPIADS IN THE PREPARATION OF

STUDENTS OF THE PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY Irina Timeryanovna Sumina, the candidate of pedagogical sciences, Mariya Aleksandrovna Vozisova, the candidate of pedagogical sciences, Tchaikovsky State Physical Education and

Sport Academy, Tchaikovsky

Abstract

The results of the participation of students of the department of Tourism, management and wellness technologies of Tchaikovsky State Physical Education and Sport Academy in all-Russian, regional,

city, university, professional compétitions and Olympiads. The analysis of students' participation in individual and team compétitions and Olympiads was conducted, the main problems in the preparatory and organizational period were identified. The relationship between the student's participation in research and project activities and professional activities was reviewed.

Keywords: quasi-professional activity, professional competitions and Olympiads, research and project activities.

ВВЕДЕНИЕ

В научно-методической литературе превалирует мнение о том, что формирование умений и владений возможно только в рамках квазипрофессиональной деятельности, такой как участие в научно-исследовательской деятельности, подготовке к предметным олимпиадам и профессиональным конкурсам [6]. А формирование навыка исследовательской деятельности в современных условиях является одним из ключевых требований работодателей, при этом сфера деятельности будущего специалиста не имеет принципиального значения.

В педагогических исследованиях последних лет понятие «конкурс» трактуется как соревнование, состязание, проводимое с целью выявления лучших участников, лучших работ либо как соискательство на награду, место, звание. В педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвязинского отмечается: «важно, чтобы конкурс побуждал не только к победе над другими, но и к преодолению себя, чтобы делал жизнь ученического коллектива более разнообразной и радостной» [4].

Вариантом решения проблемы сохранения и развития у способных студентов желания учиться по мнению Трищенко Д.А. является выведение конкуренции в студенческой среде на иной уровень - межвузовский, участие студентов в различного рода конкурсах, как творческих, так и иных, близких к профессиональной направленности [2,5].

Параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе осуществляется квазипрофессиональная деятельность обучающихся, которая предполагает постоянный контакт обучающихся, преподавателей и специалистов-практиков, возможность в режиме онлайн получить экспертную оценку. Наиболее эффективной формой работы являются различные профессиональные конкурсы и олимпиады, проводимые как в виде выполнения различных заданий, так и в виде презентаций проектов. Качественная проектная деятельность позволяет решить серьезную задачу подготовки студентов - перенос теоретических знаний в практическую плоскость [1].

Объект исследования — профессиональные конкурсы и олимпиады в процессе обучения студентов физкультурного вуза.

Предмет исследования — участие студентов кафедры ТМиОТ ФГБОУ ВО «ЧГАФ-КиС» в профессиональных конкурсах и олимпиадах.

Гипотеза исследования — предполагается, что участие студентов в профессиональных конкурсах и олимпиадах способствует приобретению опыта профессиональной деятельности направлений подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм профиль «Менеджмент рекреации и туризма» и 49.03.01 Физическая культура профиль «Менеджмент в физической культуре и спорте».

Цель исследования - обоснование участия в профессиональных конкурсах и олимпиадах студентов физкультурного вуза.

Организация исследования - в исследовании приняли участие студенты кафедры Туризма, менеджмента и оздоровительных технологий (ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС») в количестве 119 человек. Исследование проводилось с 2019 по 2022 год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результатами участия в конкурсах и олимпиадах как для студентов, так и для преподавателей, по мнению Штерензона В.А., выступают как развитие творческого и про-

фессионального потенциала (конкурсы предполагают разработку идей), формирование и развитие когнитивных способностей (необходимо изучить, проанализировать, и т.п.), понимание направления и перспектив развития выбранной профессии (в том числе за счет распределения ролей в команде, выполнения различных функций), так и развитие активной жизненной позиции («включение» лидерских качеств), коммуникативных способностей (установление коммуникаций в команде, защита проектов), стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации (зачастую в рамках конкурсов проходят лекции, тренинги и т. п.) [6].

Таким образом, конкурс как форма самореализации студентов является определяющим фактором в профессиональной подготовке студента нового поколения, квалифицированно реализующего научные стратегии познания, эффективно осуществляющего накопление инновационных знаний и опыта [3].

В таблице представлены данные участия студентов ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» направлений подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм профиль «Менеджмент рекреации и туризма» и 49.03.01 Физическая культура профиль «Менеджмент в физической культуре и спорте» в профессиональных конкурсах и олимпиадах различного уровня за три учебных года.

Таблица - Результаты участия в профессиональных конкурсах и олимпиадах студентов ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС», чел._

Наименование Учебный год

2019-2020 2020-2021 2021-2022

Внутривузовский уровень

Конкурс «Бизнес-идеи» 13 (1 победитель, 2 призера) 10 (1 победитель, 2 призера) 6 (1 победитель, 2 призера)

Городской уровень

Конкурс профессионального мастерства работников туринду-стрии и учащихся старших классов школ, средних и высших учебных заведений Чайковского городского округа 8 (2 победителя, 3 призера) 12 (3 победителя, 6 призеров) 6 (2 победителя, 3 призера)

Краевой уровень

Конкурс молодежных проектов Пермского края «ПерспектиВы» 0 0 3

Межрегиональный уровень

II региональный конкурс кейсов от ведущих компаний «Возьми свою высоту» (г. Екатеринбург) 0 0 9 (команда-победитель)

Уровень федерального округа

Окружной конкурс «Лучшая разработка межрегионального туристского маршрута на территории Приволжского федерального 0 5 10

округа»

Всероссийский уровень

Всероссийский студенческий конкурс «Твой ход» 0 7 (3 полуфиналиста) 3

Всероссийский конкурс спортивных проектов «Ты в игре» 0 2 2

Конкурс президентской платформы «Россия - страна возможностей» «Мастера гостеприимства» 1 3 (2 финалиста) 6 (1 финалист)

Всероссийский отраслевой конкурс студенческих проектов «Физкультура и спорт - моя профессия» 0 3 (1 призер) 1

Всероссийская олимпиада для студентов «Я профессионал» 1 2 2 (1 призер)

Всероссийский уровень, с международным участием

Всероссийская (с международным участием) 0 0 2

Олимпиада учащихся и студентов по сервису,

туризму и гостиничной деятельности

Международный уровень

II Международная Олимпиада по управлению командой в профессиональной сфере «Head Hunter 2021» 0 2 (2 призера) 0

В конкурсах и олимпиадах за три учебных года приняло участие 119 студентов, что составляет 49,6% от общего числа обучающихся кафедры по профилям «Менеджмент рекреации и туризма» и «Менеджмент в физической культуре и спорте». Стоит отметить, что 3% студентов, принимавших участие в конкурсах и олимпиадах, по итогам обучения получили дипломы с отличием; в профильных вузах продолжили обучение 4% выпускников.

Рассмотрим характеристику конкурсов и олимпиад (таблица), в которых приняли участие студенты ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» кафедры ТМиОТ.

Одним из первых конкурсов, появившихся в рамках формирования научно-исследовательской и проектной деятельность кафедры, стал конкурс «Бизнес-идеи», который направлен на получение навыка публичной презентации проекта и защиты своих идей.

Следующим этапом стало регулярное участие в конкурсе профессионального мастерства работников туриндустрии и учащихся старших классов школ, средних и высших учебных заведений Чайковского городского округа, в котором студенты кафедры ежегодно занимают призовые места в различных номинациях и получают возможность реализации своих проектов.

В ряде конкурсов участие принимали один раз по различным причинам, например, в связи с финансовыми затратами на участие в Международной Олимпиаде по управлению командой в профессиональной сфере «Head Hunter 2021».

С 2020 года студенты принимают участие, как в дистанционных, так и в очных форматах проведения конкурсов и олимпиад, что позволило привлечь большее количество студентов к участию.

Завершающим мероприятием участия в конкурсах и олимпиадах явилась рефлексия, в ходе которой озвучивались положительные и отрицательные моменты каждой из сторон. К наиболее часто озвучиваемым отрицательным моментам участники отнесли -отсутствие навыка работы в команде, неумение понимать задания и критерии оценивания, отсутствие навыка работы в графических программах и т. д. Положительные выводы от участия звучали следующим образом: «Я получил опыт...», «Я смог реализовать свою идею», «Я научился презентовать идеи», «Я получил вознаграждение за участие» и т. п.

Участие в конкурсах и олимпиадах студентов закономерно приводит к необходимости их руководителей из числа преподавателей кафедры ТМиОТ повышать уровень компетентности в организации и контроле проектной деятельности. Преподаватели участвуют в конкурсах и олимпиадах с разных сторон: четверо преподавателей кафедры участники проектов платформы «Россия-страна возможностей», трое из них эксперты всероссийских профессиональных конкурсов и олимпиад.

Со стороны вуза следует отметить поддержку и поощрения участия студентов и преподавателей в профессиональных конкурсах и олимпиадах, а также взаимодействие вуза и организаций, осуществляющих подготовку и проведение профессиональных конкурсов и олимпиад.

К положительным результатам участия студентов, по нашему мнению, стоит отнести приобретение навыков работы над идеями до конкретного результата, выраженного частью квазипрофессиональной деятельности в виде заявки, презентации, доклада и т. п. Вследствие наблюдается повышение интереса студентов к профессиональной деятельности, лучшее понимание реальных задач и путей их решения в будущей профессиональной деятельности способствует высокой мотивации студента к победе и готовности много работать. Для большинства студентов участие в конкурсах и олимпиадах способствует формированию адекватной самооценки. Студенты, вовлекаясь в проектную деятельность, самостоятельно находят конкурсы, олимпиады и предлагают преподавателям принять в них участие.

В то же время выделены и отрицательные моменты, такие как большой объем времени для качественной подготовки к конкурсам и олимпиадам, комплектование команд для участия и выбор из предложенных участниками идей. При этом во многих конкурсах есть жесткие ограничения по времени, которые предполагают выполнение задания в течение 48 часов, что создает трудность для студентов рационально распределить время между учебным процессом и проектной работой.

Ограничения во времени, соревновательный процесс обуславливают напряженную атмосферу, в случае необходимости защиты проекта публично, проявляется такой момент, как непредсказуемость развития ситуации, участники нередко переоценивают свои возможности. Отрицательными результатами привлечения студентов могут быть эмоциональное напряжение, у некоторых студентов в случае неудачного участия в мероприятиях - разочарование в профессиональной деятельности. Практический опыт авторов исследования показал, что в команду эффективнее включать студентов разных курсов обучения, это позволяет нивелировать психологическую неготовность продолжать участие в конкурсной деятельности в случае неудачных результатов.

ВЫВОДЫ

Участники конкурсов и олимпиад приобретают опыт индивидуальной и групповой познавательно-творческой работы, положительные эмоции, применения техник креативности и активного поиска нестандартных решений конкурсных и олимпиадных задач.

Студенты ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» профилей «Менеджмент рекреации и туризма» и «Менеджмент в физической культуре и спорте» с 2019 по 2022 год приняли участие в 12 профессиональных конкурсах и олимпиадах. Стоит отметить, что студенты не останавливаются на участии, а продолжают развиваться и принимают участие в грантовых конкурсах - 10 заявок городского, регионального и всероссийского уровней. Студенты старших курсов и выпускники являются амбассадорами профессиональных конкурсов и олимпиад на кафедре, в вузе и городе.

Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах способствует закреплению полученных теоретических знаний, более глубокому осознанию их важности в практической профессиональной деятельности, формированию опыта принятия решений в нестандартных условиях. Студент развивает навыки самопрезентации, корректирует траекторию профессионального развития, у него формируется адекватная самооценка. Качественная организация участия студентов в профессиональных конкурсах и олимпиадах выступает инструментом эффективной учебной, воспитательной и профориентаци-онной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландина Ю.И. Социальное проектирование как один из видов квазипрофессиональной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования / Ю.И. Баландина, М.С. Нагорная // Управление в современных системах. - 2015. - №1 (5). - С. 4-9.

2. Особенности профессиональной подготовки туристских кадров по рекреационной и спортивно-оздоровительной деятельности в условиях спортивной инфраструктуры вуза / М. А. Во-зисова, И. Т. Шарыгина, Л. Б. Шорохова, Д. А. Мельников // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 10. - С. 69-71.

3. Москвина А.В. Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов / А.В. Москвина, Л.А. Кочемасова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2019. - № 2 (42). - С. 119-133.

4. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - Москва : Академия, 2008. - 343 с.

5. Трищенко, Д.А. Организация творческой деятельности студентов: цели, методика, результаты / Д.А. Трищенко // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2020. - №. 1 (45). -С. 164-179.

557

6. Штерензон, В.А. Профессиональные конкурсы и олимпиады как инновационная форма САПР-компетентностной подготовки бакалавров / В. А. Штерензон // Преподаватель XXI век. -2017. - № 4-1. -С. 65-78.

References

1. Balandina, Yu.I. and Nagomaya, M.S. (2015), "Social design as one of the types of quasiprofessional activity of students of educational institutions of higher education", Management in modern systems, No. 1 (5), pp. 4-9.

2. Vozisova, M.A., Sharygina, I.T., Shorokhova, L.B. and Melnikov, D.A. (2021), "Features of professional training of tourist personnel in recreational and sports-improving activities in the conditions of the sports infrastructure of the university", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 69-71.

3. Moskvina, A.V. and Kochemasova, L.A. (2019), "Competition of research and creative works as a form of self-realization of students", Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences, No. 2 (42), pp. 119-133.

4. Zagvyazinsky, V.I. and Zakirova, A.F. (2008), Pedagogical Dictionary, Academy, Moscow.

5. Trishchenko, D.A. (2020), "Organization of creative activity of students: goals, methods, results", Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences, No. 1 (45), pp. 164-179.

6. Shterenzon, V.A. (2017), "Professional contests and Olympiads as an innovative form of CAD-competence training of bachelors", Teacher of the XXI century, No. 4-1, pp. 65-78.

Контактная информация: irinasarigina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

УДК 378.17:796/799

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЧИНСКИЙ ОПЫТ

Константин Георгиевич Томилин, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Борисовна Саркисян аспирант, Гузель Равилевна Мукминова, старший преподаватель, Виктория Георгиевна Максименко старший преподаватель, Николай Александрович

Иванов, преподаватель, Сочинский государственный университет, г. Сочи

Аннотация

Целью исследований являлась разработка и апробация встроенной в учебный процесс системы повышения научной компетентности учащихся факультета физической культуры (ФФК), с первых дней пребывания в университете. Практически 100% учащихся старших курсов принимали активное участие в ежегодных студенческих научных конференциях факультета. Доклады до 60% учащихся 5-го курса ФФК (как очной, так и заочной формы обучения) представлялись на Всероссийские и Международные конференции; до 30% работ публикавались в научных сборниках. Высокоэффективным приемом повышения качества студенческих докладов и презентаций стало использование «Бланка оценки студенческих докладов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: Сочи, научная подготовка студентов, конференции, оценка докладов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p558-563

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE SCIENTIFIC TRAINING OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE: SOCHI EXPERIENCE

Konstantin Georgievich Tomilin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Borisovna Sarkisyan, the post-graduate student, Guzel Ravilevna Mukminova, the senior teacher, Victoria Georgievna Maksimenko, the senior teacher, Nikolay Alexandrovich Ivanov,

the teacher, Sochi State University, Sochi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.