Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЧИНСКИЙ ОПЫТ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЧИНСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЧИ / НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / КОНФЕРЕНЦИИ / ОЦЕНКА ДОКЛАДОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилин Константин Георгиевич, Саркисян Елена Борисовна, Мукминова Гузель Равилевна, Максименко Виктория Георгиевна, Иванов Николай Александрович

Целью исследований являлась разработка и апробация встроенной в учебный процесс системы повышения научной компетентности учащихся факультета физической культуры (ФФК), с первых дней пребывания в университете. Практически 100% учащихся старших курсов принимали активное участие в ежегодных студенческих научных конференциях факультета. Доклады до 60% учашцхся 5-го курса ФФК (как очной, так и заочной формы обучения) представлялись на Всероссийские и Международные конференции; до 30% работ публикавались в научных сборниках. Высокоэффективным приемом повышения качества студенческих докладов и презентаций стало использование «Бланка оценки студенческих докладов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томилин Константин Георгиевич, Саркисян Елена Борисовна, Мукминова Гузель Равилевна, Максименко Виктория Георгиевна, Иванов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE SCIENTIFIC TRAINING OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE: SOCHI EXPERIENCE

The purpose of the research was to develop and test the system of increasing the scientific competence of students of the Faculty of Physical Education, built into the educational process, from the first days of their stay at the university. Almost 100% of senior students took an active part in the annual student scientific conferences of the faculty. Reports of up to 60% of students of the 5th year of the FPC (both full-time and part-time forms of education) were submitted to All-Russian and International conferences; up to 30% of the works were published in scientific collections. As highly effective technique for improving the quality of student reports and presentations has been the use of the “Student Report Evaluation Form”.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЧИНСКИЙ ОПЫТ»

6. Штерензон, В.А. Профессиональные конкурсы и олимпиады как инновационная форма САПР-компетентностной подготовки бакалавров / В. А. Штерензон // Преподаватель XXI век. -2017. - № 4-1. -С. 65-78.

References

1. Balandina, Yu.I. and Nagomaya, M.S. (2015), "Social design as one of the types of quasiprofessional activity of students of educational institutions of higher education", Management in modern systems, No. 1 (5), pp. 4-9.

2. Vozisova, M.A., Sharygina, I.T., Shorokhova, L.B. and Melnikov, D.A. (2021), "Features of professional training of tourist personnel in recreational and sports-improving activities in the conditions of the sports infrastructure of the university", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 69-71.

3. Moskvina, A.V. and Kochemasova, L.A. (2019), "Competition of research and creative works as a form of self-realization of students", Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences, No. 2 (42), pp. 119-133.

4. Zagvyazinsky, V.I. and Zakirova, A.F. (2008), Pedagogical Dictionary, Academy, Moscow.

5. Trishchenko, D.A. (2020), "Organization of creative activity of students: goals, methods, results", Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences, No. 1 (45), pp. 164-179.

6. Shterenzon, V.A. (2017), "Professional contests and Olympiads as an innovative form of CAD-competence training of bachelors", Teacher of the XXI century, No. 4-1, pp. 65-78.

Контактная информация: irinasarigina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

УДК 378.17:796/799

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЧИНСКИЙ ОПЫТ

Константин Георгиевич Томилин, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Борисовна Саркисян аспирант, Гузель Равилевна Мукминова, старший преподаватель, Виктория Георгиевна Максименко старший преподаватель, Николай Александрович

Иванов, преподаватель, Сочинский государственный университет, г. Сочи

Аннотация

Целью исследований являлась разработка и апробация встроенной в учебный процесс системы повышения научной компетентности учащихся факультета физической культуры (ФФК), с первых дней пребывания в университете. Практически 100% учащихся старших курсов принимали активное участие в ежегодных студенческих научных конференциях факультета. Доклады до 60% учащихся 5-го курса ФФК (как очной, так и заочной формы обучения) представлялись на Всероссийские и Международные конференции; до 30% работ публикавались в научных сборниках. Высокоэффективным приемом повышения качества студенческих докладов и презентаций стало использование «Бланка оценки студенческих докладов».

Ключевые слова: Сочи, научная подготовка студентов, конференции, оценка докладов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p558-563

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE SCIENTIFIC TRAINING OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE: SOCHI EXPERIENCE

Konstantin Georgievich Tomilin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Borisovna Sarkisyan, the post-graduate student, Guzel Ravilevna Mukminova, the senior teacher, Victoria Georgievna Maksimenko, the senior teacher, Nikolay Alexandrovich Ivanov,

the teacher, Sochi State University, Sochi

Abstract

The purpose of the research was to develop and test the system of increasing the scientific competence of students of the Faculty of Physical Education, built into the educational process, from the first days of their stay at the university. Almost 100% of senior students took an active part in the annual student scientific conferences of the faculty. Reports of up to 60% of students of the 5th year of the FPC (both full-time and part-time forms of education) were submitted to All-Russian and International conferences; up to 30% of the works were published in scientific collections. As highly effective technique for improving the quality of student reports and presentations has been the use of the "Student Report Evaluation Form".

Keywords: Sochi, scientific training of students, conferences, evaluation of reports.

ВВЕДЕНИЕ

Сочинский государственный университет (СГУ) начал создаваться в городе-курорте Сочи с 1989 года. И уже к концу 1992 года на факультете физической культуры (ФФК) сформировался сильный и грамотный коллектив, сумевший возглавить научную деятельность молодого учебного заведения.

В декабре 1992 года ФФК провел свою первую научную конференцию. В конце 1999 года на Красной Поляне без единого гвоздя была построена 5-метровая экспериментальная пирамида (ставшая впоследствии проблемной научно-исследовательской лабораторией «Физиологии активного долголетия»), и проведена Всероссийская конференция «Необычные эффекты пирамидальных структур», собравшая специалистов со всей России. Преподаватели и сотрудники ФФК участвовали в научно-спортивных экспедициях на Эльбрус (1993-2011 гг.), Памир (2004 г.), Непал (2009-2011 гг.). Где осуществлялись уникальные научные исследования по адаптации организма к экстремальным условиям. Проводились Международные и Всероссийские научно-практические конференции, а также «Дни науки студентов», с изданием научных сборников. С 2005 по 2012 гг. преподаватели работали в комплексной научной группе сборной команды России по парусному спорту. Активная и творческая позиция преподавателей ФФК была реализована в кандидатских и докторских диссертациях. За прошедший период времени защищено одиннадцать диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и четыре - на соискание ученой степени доктора наук. Выполнено 20 тем НИР, издано 8 монографий, 24 учебных пособий, сотни статей в журналах Web of Science, Scopus, ВАК, а также сборниках Международных и Всероссийских научных конференций. Активная научная позиция преподавателей факультета передавалась студентам [2].

Целью исследований является разработка и апробация встроенной в учебный процесс системы повышения научной компетентности учащихся факультета физической культуры.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

С 1992 года на факультете разрабатывалась прогностическая, инвариантная «Модель специалиста» работающего на Юге России в новых социально-экономических условиях, как целостная, разносторонняя, многоцелевая, и учитывающая новую технику, новые технологии, организацию и содержание труда на курорте в настоящий момент времени, а также тенденции к изменениям на 10-20 лет вперед. Особое внимание уделено воспитанию творческой активности будущего специалиста, его креативности, которая опиралась на углубленную научную подготовку.

На факультете с 1994 года велась работа повышению научной компетентности учащихся, с первых дней пребывания в университете (таблица 1).

Преподаватели со студентами проводили: 1) лекции по проблемным темам и практические занятия, во время которых учащиеся знакомились с простейшими методиками оценки физических качеств, алгоритмами тестирования своих показателей текущего и

оперативного функционального состояния организма, психологических показателей, показателей здоровья и т. д. (на протяжении 1-го семестра); 2) спортивные занятия по специализациям (туризм, зимние и водные виды рекреации, физкультурно-оздоровительная работа) с использованием «игрового метода» [1]; подготовка и защита рефератов по интересующим студентов темам (1-2 курсы); 3) подготовка курсовых работ по физиологии (опирающихся на экспериментальный материал, собранный студентами самостоятельно на практических занятиях (3 курс); 4) длительная работа над курсовой по специализации с использованием данных поискового эксперимента (4 курс); 5) летняя профессионально -ориентированная практика, во время которой осуществлялся сбор материала для ВКР (45 курсы) [7]; 6) обработка, анализ и обсуждение полученного экспериментального материала для ВКР (9 семестр); 7) этап обобщения материала по выпускной квалификационной работ, подготовка ее к защите (по повышенным требованиям): для лучших работ оформление акта внедрения в ДСШ, ТТТВСМ, санаторий; выступление с докладами на конференциях; опубликование статей в сборниках научных конференций (включая Международных).

Преподаватели факультета стали инициаторами и активными участниками проведения Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь-науке», которая с 2010 года привлекает на Юг России в Сочи сотни иногородних участников (желающих посетить традиционные экскурсии на Олимпийский парк и Красную Поляну), а также студентов СГУ

Таблица 1 - Календарный учебный график (по неделям) студентов ФФК СГУ (1990-2000-х гг.)_

| Курс | Сентябрь | Декабрь | Январь | Фев раль | Май | Июнь | Июль |

1-й курс | В В в в В В

2-й курс В В в в В В

3-й курс К И И

4-й курс Ж Ж К п п п п

5-й курс п п п п А П п" З

Пр В в Г И И К п А П З имечание: - занятия водными видами рекреации; - публичное выступление с докладом (с анализом реферата); - занятия горными видами рекреации; - занятия водными видами рекреации (помощником преподавателя); - занятия горными видами рекреации (помощником преподавателя); - научная конференция ФФК с докладами по курсовым работам; - профессионально-ориентированные практики; - научная конференция ФФК с апробацией дипломных работ; - оформление публикации; - защита дипломных работ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Работа по повышению научной компетентности учащихся, с первых дней пребывания в университете давала высокий эффект. Практически 100% учащихся старших курсов принимали активное участие в ежегодных студенческих научных конференциях факультета. Где заслушивались: краткие сообщения студентов 1-2 курсов; апробировались материалы курсовых по физиологии и по специализации; делалась предварительная защита выпускных квалификационных работ. Доклады до 60% учащихся 5-го курса ФФК (как очной, так и заочной формы обучения) представлялись на Всероссийские и Международные конференции; до 30% работ было опубликовано.

Высокоэффективным приемом повышения качества студенческих докладов и презентаций стало использование «Бланка оценки студенческих докладов» (таблица 2). Каждому из присутствующих студентов выдавался бланк, с требованием проставления оценок всем без исключения выступающих. Что обязывало студентам проявлять внимание к

560

докладам, и объективно, по шкале, делать их оценку. Сравнивая со своим докладом и презентацией.

Таблица 2 - Бланк оценки студенческих докладов (от 0 до 5 баллов)_

ПОКАЗАЛЕЛИ: шкала оценок Фамилии И. докладчиков

1 2 15

1. Оригинальность 0 - банальное 3 - оригинальность

1 - традиционное 4 - новое видение

2 - некоторая новизна 5 - уникальное

2. Четкость доклада 0 - читает чужое 3 - последовательно

1 - отсутствует логика 4 - логика, четкость

2 - некоторая нелогичность 5 - идеально

3. Иллюстрации 0 - нет 3 - слайды

1 - рисунки на доске 4 - отличные иллюстрации

2 - рисунки, фото 5 - специальный видеоролик

4. Объем экспериментальных данных 0 - нет 3-20 человек х 6 показателей

1-6 человек х 4 показателей 4-30 человек х 10 показателей

2 - 7-12 человек х 6 показателей 5-30 человек х 20 показателей

5. Статистическая обработка 0 - нет 3 - Х±а; П р

1 - X; % 4 - Х±а; ^ р; г

2 - Х±а 5 - факторн., кластерный анализ

6. Внедрение в практику 0 - нет 3 - применение на практике

1 - доклад 4 - исп. в ДСШ, ШВСМ

2 - публикация 5 - акт внедрения

7. Умение отвечать на вопросы 0 - нет 3 - исчерпывающе

1 - плохо 4 - хорошо

2 - многословно 5 - логично, коротко

Сумма баллов:

Занятое место:

Студенты, имеющие интерес и способности к научной работе, получали направление от факультета в аспирантуру, защищали кандидатские диссертации. Наиболее перспективные приглашались на кафедры работать преподавателями. Среди выпускников факультета, принимавших участие в научных исследованиях, было немало отличных спортсменов: чемпион Олимпийских игр - А. Воевода (бобслей); чемпион мира и Европы - В. Шамбин (восточные единоборства); победитель «Кубка Девиса» - А. Столяров (теннис); призер чемпионата мира - Л. Отарбаев (кикбоксинг); МСМК - Р. Муртазалиев, Н. Ковалевич, В. Токовая и др. [2].

Эффективность работы по повышению научной компетентности учащихся была положительно оценена по итогам учебно-исследовательской работы и качеству дипломных работ студентов (р<0,001) [6].

Переход университета на 4-летнее обучение (по «Болонской системе») и сокращение числа бюджетных мест для студентов Сочинского ФФК, оказалось существенным негативом для подготовки высококвалифицированных специалистов для курорта. Исчезли 12-дневные занятия по водным и зимним видам рекреации, а также летняя практика на рабочих должностях. Сокращения числа бюджетных студентов ФФК привел к сокращению числа преподавателей, предрасположенных к научной деятельности, прекращению уникальных научных исследований по адаптации организма к экстремальным условиям, сокращению серьезных научных публикаций. Что вынуждало молодых ученых кафедры, для обеспечения публикационной активности, делать обзоры проведенных научных конференций [4, 5], и привлекать к составлению научных статей студентов из других факультетов - как дополнительное требование для учащихся с ослабленным здоровьем. Им предлагалось составить расширенный литературный обзор по предотвращению и лечению своих заболеваний средствами физической культуры и йоги [3].

ВЫВОДЫ

Работа по повышению научной компетентности учащихся, с первых дней пребывания в университете давала высокий эффект. Практически 100% учащихся старших курсов принимали активное участие в ежегодных студенческих научных конференциях факультета. Доклады до 60% учащихся 5-го курса ФФК (как очной, так и заочной формы обучения) представлялись на Всероссийские и Международные конференции; до 30% работ публиковались в научных сборниках. Высокоэффективным приемом повышения качества студенческих докладов и презентаций стало использование «Бланка оценки студенческих докладов».

ЛИТЕРАТУРА

1. Game method to increase students' motivation to engage in elective disciplines in physical culture and sports / I.N. Ovsyannikova, K.G. Tomilin, Ya.A. Tumasyan, Ya.A. Vasilkovskaya, LV. Malygi-na // Physical Education of Students. - 2021. - No, 25 (3). - P. 197-204.

2. Томилин К.Г. 20 лет научной деятельности факультета физической культуры Сочинского государственного университета // Современное образование, физическая культура, спорт и туризм : материалы III Региональной межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. В. Ю. Карпова. - Сочи, 2012. - С. 6-7 с.

3. Лашук А.А. Оздоровительные дыхательные методики / А.А. Лашук, К.Г. Томилин В.Г. Максименко // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании : сборник материалов XXXII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых, профессорско-преподавательского состава. - Ростов-на-Дону, 2021. - С. 251-257..

4. Саркисян Е.Б. «Молодежь-науке-ХШ»: Совершенствование подготовки спортсменов различного возраста и квалификации / Е.Б. Саркисян, Н.А. Иванов, К.Г. Томилин // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов : в 2 ч. - Омск : СибГУФК, 2022. - Часть 2. - С. 202-207.

5. Томилин К.Г. «Молодежь-науке-ХШ»: современные проблемы оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуры / К.Г. Томилин, Г.Р. Мукминова, В.Г. Максименко // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : материалы XIX Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2022. - С. 402-408.

6. Томилин, К.Г. Подготовка специалистов по водным видам рекреации на курорте: проблемы, поиски, решения / К.Г. Томилин, А.В. Полякова, Ю.А. Васильковская // Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций : Материалы XIII Международной научно-практической конференции. -Сочи, 2022. - С. 246-251.

7. Производственные и учебные практики студентов спортивного профиля: Сочинский опыт / К.Г. Томилин, А.В. Полякова, Ю.А. Васильковская, Ю.А. Тумасян, Л.В. Малыгина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 10 (212). - С. 449-454.

REFERENCES

1. Ovsyannikova, I.N., Tomilin, K.G., Tumasyan, Y.A., Vasilkovskaya, Y.A. and Malygina, L.V. (2021), "Game method to increase students' motivation to engage in elective disciplines in physical culture and sports", Physical Education of Students, No. 25 (3), pp. 197-204.

2. Tomilin, K.G. (2012), "20 years of scientific activity of the Faculty of Physical Culture of Sochi State University", Modern Education, Physical Culture, Sports and Tourism: Materials of the 3rd Regional Interuniversity Scientific and Practical Conference, Sochi, pp. 6-7.

3. Lashuk, A.A. Tomilin, K.G. and Maksimenko, V.G. (2021), "Improving respiratory techniques", Physical culture, sport and tourism in higher education: Collection of materials of the XXXII All-Russian scientific and practical conference of students, undergraduates, graduate students, young scientists, faculty, Rostov-on-Don, pp. 251-257.

4. Sarkisyan, E.B., Ivanov, N.A. and Tomilin, K.G. (2022), "'Youth-science-XIII': Improving the training of athletes of different ages and qualifications", Problems of improving physical culture, sports and Olympism, Materials of the All-Russian scientific and practical conference of young scientists, graduate students, undergraduates, applicants and students, Omsk, Part 2, pp. 202-207.

5. Tomilin, K.G., Mukminova G.R. and Maksimenko V.G. (2022), '"Youth-science-ХШ': modem problems of health-improving, therapeutic and adaptive physical culture", Physical culture and sport: integration of science and practice: Proceedings of the XIX International Scientific and Practical Conference, Stavropol, pp. 402-408.

6. Tomilin, K.G., Polyakova, A.V. and Vasilkovskaya, Yu.A. (2022), "Training of specialists in water types of recreation at the resort: problems, searches, solutions ", Olympic legacy and large-scale events: impact on the economy, ecology and socio-cultural sphere of host destinations, Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference, Sochi, pp. 246-251.

7. Tomilin, K.G., Polyakova, A.V., Vasilkovskaya, Y.A., Tumasyan, Y.A. and Malygina, L.V. (2022), "Industrial and educational practices of students of a sports profile: Sochi experience", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 10 (212), pp. 449-454.

Контактная информация: tomilin-47@bk.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2022

УДК 796/799

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород; Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург

Аннотация

Актуальность. Плавание является одним из прикладных навыков, которым должен обладать сотрудник полиции. Так служба полицейских проходит на объектах водного транспорта, с использованием маломерных судов и вблизи с водоемами. Выполнение служебных обязанностей сотрудниками полиции может быть связано с оказанием помощи на воде, а также с преследованием, пресечением противоправных действий и борьбой с преступником в воде. Складывается противоречие, которое заключается в потребности обучать сотрудников полиции основам прикладного плавания, для эффективного выполнения служебно-боевых задач в водной среде, и отсутствии в нормативно-правовой и методической литературе эффективных путей их обучения. В связи с чем была поставлена цель исследования, разработать и проверить эффективность методики обучения сотрудников полиции основам прикладного плавания. Организация и методы исследования. Педагогический эксперимент проводился с марта по август 2022 года. Эксперимент проходил на базе отдела МВД России на водном транспорте. В эксперименте приняли участие, действующие сотрудники полиции. Результаты исследования и их обсуждение. Методика обучения сотрудников полиции основам прикладного плавания с учетом специфики профессиональной деятельности включает в себя последовательное формирование двигательных действий за счет замещения мало эффективных движений рациональными на основе сложившегося личного плавательного опыта. Можно уверенно сказать, что экспериментальная методика положительно повлияла на уровень плавательной подготовленности и овладения прикладными умениями. Заключение. Обобщение опыта специалистов позволило определить характерные особенности выполнения возможных служебных задач в водной среде: оказание помощи пострадавшим на воде; транспортировка пострадавших на воде; прыжки и ныряния в воду; плавание в усложненных условиях; использование спасательных средств; оказание доврачебной помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: прикладное плавание, физическая подготовка, методика, сотрудник полиции, плавательная подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p563-568

APPLICATION OF APPLIED SWIMMING IN PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Andrey Aleksandrovich Tretyakov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin; Alexander

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.